На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Конституционно- правовой статус политической партии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО  СТРОЯ РОССИИ. 
 

Каждое государство  характеризуется определенными  чертами, в которых выражается его  специфика. Оно может быть демократическим  или тоталитарным, республикой или  монархией и т.д. совокупность таких  черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации  государства, или о государственном  строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным  строем. Таким образом, конституционный  строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. 

Первая глава Конституции  РФ, содержащая наиболее общие, отправные  положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической  литературе нет единого, общепризнанного  определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство». См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2004.С.121 Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. В учебнике М.В.Баглая под конституционным строем понимается «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией». См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С.98 Авторы упомянутых определений ограничивают конституционный строй организацией только государства. 

Между тем, если обратиться к Конституции РФ, то она закрепляет не только организацию государства, но и организацию гражданского общества. В.Т. Кабышев пишет, что это «система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом». Н.А. Михалёва понимает это как «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признаётся приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона». Признавая ценность таких определений, следует отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нём не существует конституционный строй вообще.22 См.: Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии. // Государство и право. 2004.№ 10.С.42. Наличие конституционного строя вытекает из народного суверенитета, предполагает право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории. По мнению Мамонова В.В. конституционный строй - это система конституционных отношений, закреплённых народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе. 

В юридической литературе не проводится чётких различий между  категориями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Более того, указанные понятия  фактически признаются тождественными с учётом круга общественных отношений, образующих конституционный строй, и его правового закрепления. Основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. Основополагающие принципы организации общества и  государства образуют как бы фундамент  конституционного строя. Эти нормы, содержащиеся в главе 1 Конституции  РФ, в научной литературе чаще всего  именуются нормами-принципами. 

Поскольку конституционный  строй РФ включает целую систему  складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют  не отдельные правовые нормы и  даже не отдельные отрасли права  и законодательства, а все отрасли  российского права и законодательства. 

Ведущее место среди  правовых норм, регулирующих конституцион-ный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.  

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют РФ как конституционное государство. 

Иными словами, под  основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его  основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства. 

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и рас-пределение товаров и благ. 

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь  закрепленных правом принципов социального  равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического  многообразия многообразием духовным.
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская  форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение  федерализма, суверенности и республиканской  формой правления в число основ  конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением  законодателя дать наиболее полную картину  основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны  с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.
Каждый конституционный  принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство  в совокупности и поэтому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционные принципы могут  дополнять и конкретизировать друг друга, а, следовательно, все они  находятся во взаимозависимости.
Особенности правового  регулирования основ конституционного строя России закреплены в статье 16 Конституции РФ. Первая особенность  состоит в том, что правовые нормы  Конституции РФ не могут противоречить  основам конституционного строя. Вторая особенность заключается в том, что согласно ст. 135 Конституции, если предложение о пересмотре главы 1 (как и глав 2 и 9) будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа  членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции  РФ, либо разрабатывает проект новой  Конституции РФ, который принимается  Конституционным Собранием двумя  третями голосов от общего числа  его членов или выносится на всенародное  голосование. 

Основы конституционного строя Российской Федерации как  конституционный институт - это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные  нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях  и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского  общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы - функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.11 См.: Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. № 6. С.29. 

Если сгруппировать  статьи главы 1 Конституции по крупным  рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические  основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя. 
 
 

1. Понятие основ  конституционного  строя
Основы конституционного строя являются важнейшими характеристиками общества, государства во всех его  главных проявлениях, и, в первую очередь, отношения государственной  власти со своими гражданами, что в  значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина.
Именно из основ  конституционного строя возникают  самые важные общественные отношения  между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти  отношения в первой главе, особо  подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем  более других нормативных актов) не могут противоречить основам  конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).
Исходя из этого, под основами конституционного строя  следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие:
из экономической  и политической основ деятельности государства;
из принципов взаимоотношений  государства и человека;
из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима;
из принципов взаимоотношения  государства с общественными  и другими негосударственными организациями.
Такого полного  и концентрированного закрепления  важнейших принципов, на которых  базируется организация государственной  и общественной жизни, как это  сделано в Конституции РФ, нет  ни в одной из зарубежных конституций. Значение норм главы 1 подчеркивается и тем фактом, что они не могут  изменяться иначе, чем путем принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции  РФ). 

Устанавливая экономические  основы государственной власти, Конституция  регулирует формы собственности, определяет статус каждой из этих форм, подчеркивая  их равенство и право на защиту со стороны государства.
Закрепляя политические основы, Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления  народовластия, роли и места государственной  власти в обществе, правового положения  специально создаваемых различных  политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).
Именно в первой главе Конституции РФ 1993 г. содержится много принципиально новых положений, характеризующих важнейшие изменения  государственного строя России, происшедшие  в 90-е гг. XX века. 

2. Народовластие  как важнейший принцип Конституционного  строя России
Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного  на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому  их называют базовыми, основополагающими.
Российская Федерация - Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация  и Россия равнозначны.
Демократия в дословном  переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч.2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формами непосредственного  осуществления народовластия являются:
референдумы и свободные  выборы;
опросы общественного  мнения;
обсуждение проектов законов;
формирование органов  местного самоуправления.
Представительная  форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную Думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов  Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.
Таким образом, народовластие  осуществляется (механизм осуществления  народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как  тягчайшее преступление и преследуется по Закону (ч.4 ст.3 Конституции РФ). 

3. Основные принципы  конституционного строя 

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства  к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной  власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).
По своему содержанию эти принципы могут быть разделены  на:
принципы - основы организации  государственной власти;
принципы организации  и функционирования гражданского общества;
принципы, определяющие взаимоотношения государства и  человека;
принципы, определяющие место Российской Федерации в  мировом сообществе.  
 

1. В первую группу (основы организации государственной власти), кроме уже рассмотренного выше народовластия, можно включить следующие принципы: демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей. а) демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем было сказано выше), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение, как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития; б) Конституция провозглашает Россию Республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа; в) по Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством. 

Для правового государства  характерными признаками являются:
верховенство закона во всех сферах общественной и государственной  жизни;
реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;
взаимная ответственность  государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и  самого государства;
строгое исполнение требований закона, господство в государстве  принципа законности;
осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.
В условиях правового  нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения  законности и правопорядка, низкого  уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве. Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса  человека и гражданина означает попытку  связать государство им же созданным  правом, что является одним из признаков  правового государства. Четко проведен в Конституции и на практике принцип  разделения властей. Верховенство Конституции  должно обеспечиваться деятельностью  Конституционного Суда РФ. Конституция  РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться; 
 
 
 

«Демократия прямая и представительная»
две основные формы  народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом  и осуществление власти через  сформированные им органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Основными формами прямого народовластия  являются референдум и выборы. См. Выборы, Референдум. 
 

Референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Конституция Российской Федерации устанавливает наивысший  авторитет решений, принятых непосредственно  народом. 

Формы непосредственной демократии используются как для  решения общегосударственных задач - федеральные выборы и референдум Российской Федерации, так и для  решения вопросов регионального  и местного значения - выборы и референдумы  субъектов Российской Федерации, муниципальные  выборы и местные референдумы. 

Выборы и референдум являются самостоятельными формами  непосредственной демократии, они не могут подменять друг друга. Также  нельзя говорить о приоритете одной  формы над другой, поскольку Конституция  Российской Федерации обе эти  формы провозглашает высшим непосредственным выражением народовластия. Посредством  каждой из форм непосредственной демократии решаются определенные задачи. Выборы являются способом формирования органов  власти. При этом вопросы формирования состава органов государственной  власти и органов местного самоуправления не могут являться предметом референдума. 

Важной формой народовластия  является представительная - осуществление народом власти опосредованно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. См. Выборный орган, Выборное должностное лицо. Эти органы образуются и формируются народом для повседневного осуществления власти от его имени. Способ формирования - посредством прямых свободных выборов. Контроль граждан за деятельностью органов составляют демократическую основу системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. 

Представительная  форма народовластия присутствует на всех уровнях. В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  на федеральном уровне образуются и  действуют федеральные органы государственной  власти (См. Федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством учреждаются законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (См. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации). На местном уровне законодательством также предусматривается обязательность наличия выборных органов. 
 

Рефере?ндум (от лат. referendium) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. 

Референдум —  важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия  общественности в принятии решений, важных для государства и для  каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат  процедуры и должно быть подкреплено  осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу. 

Виды референдумов 

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы  применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится  проект конституции или конституционные  поправки) и законодательный (предмет  референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный. 

При обязательном референдуме  проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей  частью избирательного корпуса. 

Инициатива проведения факультативного референдума может  исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция). 

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами. 

От референдума  следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так  называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют. 
 

«Назначение референдума»
установление наделенным на то правом органом или должностным  лицом даты проведения голосования  по вопросам, вынесенным на референдум, в соответствии со сроками, определенными  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований. 
 

Порядок назначения референдума Российской Федерации  определяется Федеральным конституционным  законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме  Российской Федерации». Референдум Российской Федерации назначается Президентом  Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает Указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его  проведения, при этом голосование  может быть назначено на любой  выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования  Указа. Проведение выборов Президента Российской Федерации, федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается. 

Орган или должностное  лицо, обладающее правом принимать  решение о назначении референдума  субъекта Российской Федерации, местного референдума, а также порядок  назначения референдума определяются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. 

Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» предусматривает  обязательность проведения референдума. 

Принятие органом  власти по существу вопроса, который  может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим  возможность проведения референдума  по данному вопросу. 

Федеральным законом  устанавливаются ограничения для  назначения референдума по некоторым  вопросам. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. 

Законодательно установлены  ограничения на проведение референдума  в условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на всей территории государства, либо на территории, на которой  предполагается проводить референдум. Референдум не может назначаться  также в течение трех месяцев  после отмены военного или чрезвычайного  положения. 

Законами субъектов  Российской Федерации, уставами муниципальных  образований могут устанавливаться  сроки, в течение которых не проводятся повторные референдумы с такой  же по смыслу формулировкой вопроса. Эти сроки не должны превышать  двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Иные обстоятельства не могут являться основаниями, исключающими проведение референдума. 

Референдум назначается  только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума  на праздничный день. 

Решение о проведении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации  должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем  за 45 дней до дня голосования. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований дата проведения голосования  на референдуме не позднее чем  за 25 дней до дня проведения референдума  может быть перенесена на более поздний  срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. 

ПРОВЕДЕНИЕ
В октябре 1995 года в  России был принят Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума  принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума. 

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или  военном положении.Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума. 

На референдумы  не могут выноситься вопросы: 

1) об изменении  статуса субъекта (субъектов) Российской  Федерации, закрепленного Конституцией  Российской Федерации;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.