На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности федерального государственного устройства России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    Государственное  образовательное  учреждение  высшего      
    и  профессионального  образования 
    Ленинградский  государственный  университет 
    им. А. С. Пушкина
    Представительство в г. Иркутске 
 
 
 

    Контрольная работа  

    по  дисциплине  «Территориальная организация населения»
Тема: «Особенности федерального государственного устройства России» 
 
 
 

                  Выполнила: 
                  Студентка 3 курса
                  Спец. Государственное и муниципальное управление
                  Шкреба  Марина Леонидовна
                  Проверил: Третьяков Игорь Львович  
                   

    Иркутск – 2009
    Содержание  

    1.
    Введение 
3
    2.
    Федеральная форма  государственного устройства
4
    3.
    Развитие федеративного  устройства России
6
    4.
    Понятия и принципы федерального устройства России
8
    5.
    Государственная Целостность
9
    6.
    Единство системы  государственной власти
11
    7.
    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти ее субъектов
12
    8.
    Принцип равноправия  и самоопределения народов в РФ
14
    9.
    Федеративное  устройство современной России
18
    10.
    Верховенство  Конституции и федеральных законов
20
    11.
    Заключение 
22
    12.
    Список литературы
    
23
 

 Введение 

     В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть федеративное государство.
     Как заметил Вишняков В. Г., «принципы  устройства федеративного государства  относятся к основополагающим конституционным  основам и определяют всю систему  отношений между федеральным  центром и субъектами Федерации1». Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
     Цель  данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
    рассмотреть развитие федеративного устройства России;
    проанализировать федеративное устройство современной России;
    рассмотреть принципы федеративного устройства России.
 

     Федеральная форма государственного устройства 

         Для того чтобы рассмотреть вопрос о федеральном устройстве Российской Федерации необходимо разъяснить само понятие государственного устройства.
         Любое государство помимо сущности  и социального назначения характеризуется  также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму.
         Форма государства – это организация  и устройство государственной  власти, а также способы ее  осуществления. Для того чтобы  получить наиболее полное представление  о форме какого-либо конкретного  государства, надо определить  три признака, традиционно называемых элементами формы государства:
         1) выяснить, кому принадлежит верховная  власть, как формируются высшие  органы государственной власти, какова их структура и компетенция,  как они взаимодействуют с  народом и друг с другом. Этот элемент формы государства называется формой правления. Различают две основные формы правления: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на виды;
         2) установить, как организована территория  государства, на какие части  она делится, каковы отношения центра с составными территориальными единицами государства. Этот элемент называется формой территориального устройства. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство;
         3) уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положения личности в государстве. Этот элемент формы государства называется государственным (политическим) режимом. Все государственные режимы принято делить на демократические и антидемократические.
    Федеративным (лат. foedus — союз) является такое государство, которое представляет собой добровольное объединение нескольких суверенных государств. Объединившись, они создают качественно новое государство, в котором получают статус субъектов федерации (в разных странах могут именоваться по-разному: штаты, республики, земли и т.п.). При этом создаются новые федеральные органы власти, которым члены (субъекты) федерации передают часть своих властных полномочий, ограничивая тем самым свой суверенитет. В конституции федерации или в специальном договоре о ее создании (федеративном договоре) закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти в субъектах федерации. Таким образом, в федерации существуют две системы органов власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, действующие только на своей территории и самостоятельно решающие только вопросы, отнесенные к их ведению. Законы в федеративном государстве также разделяются на федеральные (к ним относится и конституция федерации), действие которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, действующие только на территории того субъекта, органами которого они приняты. Законы субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, и в первую очередь федеральной конституции. Валюта в федерации единая, а гражданство может быть двойное, когда гражданин субъекта федерации одновременно является и гражданином федерации в целом. В типичной (симметричной) федерации все ее субъекты имеют равные права и лишены возможности в одностороннем порядке принять решение о своем выходе из федерации (сецессии). В настоящее время такими федерациями являются США, Германия.
 

Развитие федеративного  устройства России 

     Возникшая в результате победы Октябрьской  революции Российская Советская  Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.
     Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом  Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила  Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".
     Вскоре  после Съезда началось практически  формирование Российской Федерации, государственное  строительство ее составных частей2.
     Принятая  в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.
     В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.
     Высшей  формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим  свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий  ее функции).
     Наряду  с внутренним развитием Российской Федерации в 1917 - 1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.
     Вступление  РСФСР в состав Союза ССР совпало  с завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
     В этот же период можно отметить и  переход многих народов России к  более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении  стало преобразование округов Горской  АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.
     Важным  этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик3.
     В годы Великой Отечественной войны  сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению  к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками.
     Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала  суверенный статус РСФСР и ее право  свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.
     Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила  федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
 

     Понятия и принципы федерального устройства России 

    Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид —  унитарное государство). Государственное устройство является, в свою очередь, элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в территориальном аспекте). Под государственным устройством понимается территориальная организация государства, определяющая правовое положение его территориальных частей и характер их взаимоотношений с центральной властью. В федеративном государстве данные территориальные единицы имеют статус субъектов федерации, в унитарном государстве — статус административно-территориальных единиц.
    Федеративное  устройство российского государства  — это его политико-территориальная  организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
    По  своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).
    Государственное устройство Российской Федерации в  течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные. Россия была провозглашена федеративным государством в январе 1918 г. третьим Съездом Советов, и это нашло свое закрепление в Конституции РСФСР 1918 г. 
     Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных 
Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного строя.

 

     Государственная Целостность 

    Первым  Конституция РФ называет государственную  целостность, которая лежит в  основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не им! ют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
    Современная Российская Федерация — государственное  по своей природе объединение  всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
    В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ  Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка.
    Органы  государственной власти субъектов РФ несут ответственность за соблюдение целостности Российской Федерации, единства правового и экономического пространства, Конституции РФ. В случае принятия ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства страны, органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 4.
          Так, если судом установлено,  что законодательным органом  субъекта Российской Федерации  приняты конституция (устав), закон  или  иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, Федеральным законам, а законодательный орган субъекта не принял мер по исполнению соответствующего решения суда, то при определенных основаниях, с соблюдением установленных законом процедур законодательный орган такого субъекта может быть распущен федеральным законом.
         Высшее должностное лицо субъекта  Российской Федерации (руководитель  высшего органа исполнительной  власти субъекта) по основаниям, связанным с нарушением Конституции  РФ, федеральных законов, при определенных обстоятельствах, с соблюдением уста ленных законом процедур отрешается Президентом РФ от должности. 

 

     Единство системы  государственной  власти 

         Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.
         Структура государственной власти  многосложна. Субъекты Федерации  пользуются значительной самостоятельностью  в осуществлении государственной  власти. Вне пределов компетенции  РФ эти субъекты обладают всей  полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом, верховенство федеральных Конституции и законов и исполнять их.
         Система государственных органов  субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов российского государства в целом Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения РФ и полномочий РФ
    по  предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов. Для  реализации компетенции РФ (а значит, единого государственного руководства  в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Важная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.
 

     Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной  власти ее субъектов 
 

         Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства  России.  Федеративная природа российского государства, наличие в нем двух уровней осуществления государственной власти (федерального и субъектов РФ) обусловливает необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между этими уровнями власти. Такое разграничение осуществляется, прежде всего, Конституцией РФ, которая определяет, во-первых, предметы ведения Российской Федерации, т.е. те вопросы, которые вправе решать только федеральные органы государственной власти (их перечень содержится в ст. 71). Во-вторых, Конституция устанавливает предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, т.е. те вопросы, регулирование которых находится в ведении и РФ, и ее субъектов (перечень этих вопросов содержится в ст. 72). Вопросы, которые не отнесены ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов, находятся в исключительном ведении субъектов РФ. Конституция РФ не содержит конкретного перечня этих вопросов.
         Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 76) по предметам ведения РФ  принимаются федеральные конституционные  законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на  всей ее территории. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. При этом субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Однако после принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.
         Законы и другие нормативные  правовые акты субъектов Федерации  не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.
         Споры о компетенции между  государственными органами РФ  и органами государственной власти  ее субъектов разрешаются Конституционным  Судом РФ. Он же разрешает дела  о конституционности федеральных  законов, нормативных актов Президента и  Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
         Последнее означает, что нормативные  акты субъектов РФ, изданные вне  этих двух групп вопросов, не  рассматриваются с точки зрения  их соответствия Конституции  РФ Конституционным Судом РФ, как они находятся вне пределов  компетенции Федерации.
         Разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Федерации осуществляется  не только Конституцией РФ, но  и Федеративным договором (который  посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы.
     
 

     Принцип равноправия  и самоопределения  народов в РФ 

      К числу принципов федеративного устройства России относятся принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федеративного строитель свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма дарственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения (например, частично Индия, бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). Однако многие федерации построены по национальному принципу (например, США, Германия). Российская Федерация, а также бывший СССР рассматриваются как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как  федерации,   построенные   по   национально-территориальному принципу.
         Многочисленные   национальные   государства   и   национально-государственные  образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.
         В настоящее время в состав  Российской Федерации входят  субъекты  Федерации,  образованные по национальному  (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа)  и по территориальному (края,  области,  города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них в основном сосредоточено русское население). Указанные два принципа организации   субъектов  Федерации   (национально-территориальный  и территориальный) — существенные   характеристики    федеративного устройства России.
         Равноправие народов проявляется  в равных правах на национальное  развитие, развитие национальной  культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
          Для осуществления принципа равноправия  применительно к малочисленным  народам большое значение имеет  то, что, согласно Конституции (ст. 69), Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
          Что касается права наций на  самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.
         Право нации на самоопределение  не предполагает, что во всех случаях оно реализуется в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право нации на самоопределение, требует, однако, соблюдение территориально целостности независимых государств. Зарубежные Конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают права на отделение, выхода субъектов из состава федерации, обеспечивая их территориальную целостность, допуская расчленения независимых государств. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.