На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы ценообразования в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Курсовая  работа 

 
по  дисциплине: «Экономика организации» 

      Методы  ценообразования 
      в рыночной экономике 
       

 
Преподавателю:  

       
      Фамилия студента: 
       
      Шифр:
       
      Группа:       отделение__________
       
      Работа  №               вариант              
       
      Домашний  адрес студента:
       
      Дата  проверки: _____________ Оценка:   
       
      Подпись преподавателя:       
 
План  курсовой работы
Введение      ___________________________________________________  3
    Цена - основной элемент рыночной экономики    _________________  4
      Цена и ее функции    ______________________________________   4
      Классификация цен    _____________________________________    6
      Цели и факторы ценообразования    ________________________     8
    Издержки производства и себестоимость продукции    ____________ 14
      Затратный и ценностный подходы в ценообразовании    ________14
      Издержки и себестоимость продукции    _____________________ 15
    Ценовая политика предприятия    ______________________________ 19
      Ценовая стратегия    ______________________________________  19
      Методы ценообразования    _______________________________  23
Заключение    _________________________________________________   29
Список используемой литературы    ______________________________   30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены регулируют спрос и предложение, определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения, т.е. используются в качестве активных инструментов экономической политики.  
     Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара.

     Процесс формирования цен в  условиях рыночного ценообразования  происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.
     Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях нынешней экономики цена выступает как звено, связывающее производителя, обеспечивая равновесие между спросом и предложением. Более того, она приносит доход. Поэтому ценообразование – это важная проблема. Любая ошибка в ценовой политике может вести к неудачному бизнесу. Очень важно понимать основы ценообразования.
     Курсовая работа состоит из трёх частей. В первой части говорится о ценах на продукцию, о функциях цен и целях ценообразования. Вторая часть работы содержит общие сведения об издержках предприятия и расчёте себестоимости, а  также рассматриваются основные подходы в ценообразовании. Третья  часть посвящена разработке ценовой политики предприятия, ее значению, методам ценообразования,  видам ценовых стратегий.
    
 
 
 
 
1.Цена - основной элемент  рыночной экономики
1.1.Цена  и ее функции
 
     Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги — главный показатель рыночного спроса; воздействуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия.
     Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.
     В повседневной речи цена часто является синонимом стоимости товара и эти слова могут взаимно заменять друг друга.
    На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках общего, не дифференцированного знания. Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически ненаблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. У Аристотеля существует два понятия цены: цена — категория обмена, которая служит обращению излишков (всё, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека). С другой стороны — выражение неистинного богатства. Фома Аквинский ввел понятие «справедливая цена» — цена, которая позволяет возместить затраты. С другой стороны, Фома Аквинский говорит о том, что цена должна дифференцироваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу. То есть для представителей церковного сословия цена должна быть ниже, чем для крестьянина.
     В экономико-теоретической концепции цены существует два основных подхода к определению понятия «цена»:
    цена обусловлена объективными затратами;
    цена обусловлена субъективной оценкой полезности.
     Первого подхода придерживается классическая политэкономическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адама Смиат, Карла Маркса. Второго подхода придерживаются неоклассики и некоторые представители классической политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо.
     Строго говоря, Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа рассматривает противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения. Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на «субъективное» и «объективное» направление. Наиболее чётко его сформулировал Давид Рикардо: «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров от их первичной и естественной цены».
       Карл Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость — общественно-необходимые затраты труда, а также внутри и меж—отраслевую конкуренцию. Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позволило объяснять цену с позиции объективных факторов. Ф.Энгельс в конце своей жизни пришел к убеждению, что стоимость как абстрактная категория не отражает субстанции цены уже потому, что она есть количественная сторона труда, исключающая результативность последнего.
     Жан Батист Сэй считал цену субъективной оценкой полезности блага, которая строится на личных предпочтениях. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»). Он становится основателем «субъективной» теории цены.
  В настоящее  время получила распространение  гипотеза о неантагонистическом характере теории стоимости и теории ценности. Обе эти теории не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет решить проблему, стоящую перед экономической наукой на протяжении всей ее истории, а именно определить, что лежит в основе цены — стоимость (затраты труда) или потребительная стоимость (его результаты). Для обоснования этого подхода необходимо из совокупности теоретических положений различных концепций выделить только те, которые имеют научное основание.
  Общепризнанное  определение такой сложной экономической  категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:
    цена — издержки производителя + искусство менеджера;
    цена — количество денег, уплачиваемых за данный товар.
     Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие ее функции:
    информационная — предоставление информации об уровне цен для принятия хозяйственных решений;
    стимулирующая — ориентация предприятий на применение наиболее экономичных методов производства и рациональное использование ресурсов;
    распределительная — распределение доходов посредством цен;
    балансирующая — установление рыночного равновесия между спросом и предложением посредством цен.
    учётная — отражение общественно необходимых затрат труда на выпуск и реализацию продукции.
 
 
1.2.Классификация цен
 
     Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов.
  Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической         основе — на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.
  Необходимо  отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей в себя товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и т.д., т.е. составные части рыночной экономики.
  По  ряду экономических признаков все  цены разделяются на виды и подвиды.
  Прежде  всего, цены классифицируются в зависимости  от обслуживаемых ими отраслей и  сфер экономики следующим образом:
    оптовые цены;
    закупочные цены;
    цены на строительно-монтажные работы и услуги;
    тарифы грузового и пассажирского транспорта;
    розничные цены;
    тарифы на оказываемые населению платные услуги;
    цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
    надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.
  Оптовые цены — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового товарооборота. В свою очередь, оптовые цены подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
  Оптовые цены предприятия  — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в условиях рынка.
  На  основе оптовых цен предприятия  производятся анализ и расчеты стоимостных показателей работы. Таким образом, оптовая цена предприятия обращена к производству, тесно связана с ним.
  Разновидностью  оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одного и того же предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и применительно к услугам, в том числе к управленческим платежам и процентам за кредит. За последние годы трансфертные цены получили большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится важным элементом международной торговли. Трансфертные цены могут существенно влиять на конкурентоспособность предприятия на рынке. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность данного предприятия. Пониженные цены иногда применяются для уменьшения таможенных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законодательству.
  Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Эти цены применяются во многих отраслях экономики. Если оптовые цены предприятия более тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей. Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок, с нее в зависимости от качества товаров, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
  Закупочные  цены — это цены (оптовые), по которым сельскохозяйственная продукция реализуется сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, на рынке и др.).
  Цены  на строительно-монтажные  работы и услуги. Эти работы и услуги оцениваются по двум видам цен:
  сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;
  прейскурантная  цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.
  Тарифы  грузового и пассажирского  транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
  Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
  Разновидностью  розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше или ниже ее) и в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.
     Цены также классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают цены, единые по стране, и цены региональные (зональные, местные).
     Единые цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции и услуги, при этом цены регулируются (фиксируются) государственными органами (энергоносители, электроэнергия, квартплата и др.).
     Региональные цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются также цены и тарифы на подавляющее число жилищно-коммунальных бытовых услуг, оказываемых населению.
 
 
1.3.Цели и факторы ценообразования
 
     Цели ценообразования весьма разнообразны и формируются с учётом политики и стратегии предприятия на рынке. Целей может быть несколько, и их реализация возможна как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. По-разному воздействует на различные целевые параметры - прибыль, оборот или долю предприятия на рынке - и уровень цены. Задача ценовой политики состоит в нахождении оптимального соотношения возможно большего числа целей. Примером наиболее часто встречающихся в практике целей может быть:
    Обеспечение выживаемости
    Максимизация текущей прибыли
    Завоевание лидерства по показателям доли рынка
    Завоевание лидерства по показателям качества товара
     Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в том случае, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности конкурентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание при этом важнее прибыли. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.
     Многие фирмы стремятся максимизировать текущую  прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимум поступления текущей прибыли и наличности и максимум возмещения затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.
     Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Фирма снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добивается снижения издержек единицы товара и на этой основе может и дальше снижать цены. Но такая политика приносит успех только если чувствительность рынка к ценам велика, если реально уменьшить издержки производства и распределения в результате расширения объемов производства и, наконец, если снижение цен отодвинет конкурентов в сторону.
     Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.
     Указанные цели ценовой политики соотносятся между собой, далеко не всегда совпадая. На разных этапах фирма может уделять приоритетное внимание различным целям.
     Факторы ценообразования.
     В рыночной экономике цена находится под влиянием множества разнообразных факторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различных направлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночная цена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишь ориентировочную (базовую) цену на товар.
     Практика показывает, что фирмы  постоянно варьируют цены на  свои товары. Факторов, влияющих  на выбор политики цен слишком  много. К ним относятся: спрос, издержки, состояние конкуренции, степень уникальности товара и однородность рынка, потенциально возможный объем продаж, эластичность спроса, доходы населения, ценность товара для потребителя, параметры и цены товара конкурирующих фирм, намеченные цели на рынке и др. Для выбора ценовой политики фирма должна выбрать и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. В большей степени это причины внешние по отношению к фирме и не контролируются ею. К наиболее существенным факторам ценообразования относятся:
    государственное регулирование ценообразования;
    потребители;
    издержки предприятия;
    конкуренция;
    участники каналов товародвижения.
      Фактор "издержки предприятия" я рассмотрю более подробно в разделе "Методы ценообразования".
     Государственное регулирование ценообразования имеет существенное значение для формирования цен. В основном государство влияет на процесс ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу. Объектом государственного регулирования в Российской Федерации являются цены на нефть, нефтепродукты, газ, отдельно социально значимые товары (медикаменты), тарифы на железнодорожные перевозки, услуги некоторых видов связи, коммунальные услуги.
     Потребители. Зависимость между ценой и количеством покупок объясняется двумя экономическими законами: законом спроса и предложения и законом ценовой эластичности.
     Закон спроса гласит, что потребители обычно приобретают больше товара по низкой цене, чем по высокой.
 
Высокая

       
Ц
Е
Н  Ц1
А D-кривая спроса
 
 
    Ц2
 
 
 
Низкая
                  Малое                    К1                            К2              Большое
                            Количество товара
                                      Рис.1
     Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса можно отобразить графически (Рис.1). Кривая спроса D показывает, чем выше цена на товар, тем ниже спрос и наоборот.
     Ценовая эластичность спроса отражает реакцию покупателей на изменение цен, проявляющуюся в изменении объема продаж. Ценовая эластичность спроса определяется коэффициентом эластичности Еd по формуле:
 
 
где Q — объем продукции, ?Q — изменение объема продукции, P — цена,
?Р — изменение цены.
     Спрос называют эластичным, когда небольшое изменение цены влечет за собой большое изменение объема спроса (Еd > 1). Спрос неэластичен, если изменение цены не оказывает существенного влияния на спрос (Еd < 1). Существует также единичная эластичность, при которой некоторое относительное изменение цены вызывает такое же относительное изменение спроса  (Еd = 1). Спрос, в свою очередь, зависит от таких факторов, как доступность товаров-заменителей или аналогов, степень необходимости товара для потребителя.
    Следует учитывать значимость цен для различных сегментов рынка, поскольку потребители могут воспринимать их по-разному.
Потребителей  или покупателей можно подразделить на четыре категории:
    экономные покупатели - основной их интерес при выборе покупки касается ценности покупки, они обладают  высокой чувствительностью к ценам, качеству и ассортименту;
    персонифицированные покупатели - при выборе опираются на «образ» продукции, обслуживание и отношение к себе продавцов, ценам уделяется меньшее внимание;
    этичные покупатели - сохраняют приверженность избранному товару и готовы пожертвовать более низкими ценами и широтой ассортимента товаров-заменителей для поддержания небольших фирм;
    апатичные покупатели - основное внимание уделяют удобству и комфорту, независимо от запрашиваемой цены (расположение торговой точки и др.).
     Анализ потребительского поведения не ограничивается исследованием перечисленных факторов, поскольку они основываются на рациональном поведении потребителей. В действительности потребительское поведение не всегда рационально и может не соответствовать теоретической модели. Большое значение могут иметь такие факторы, как привычка пользоваться услугами определенных магазинов, привлекательный товарный ассортимент, сервис, гарантийное обслуживание.
     Конкуренция. Еще одним элементом, определяющим степень контроля фирмы над ценами, является та среда конкуренции, в которой она функционирует. Возможные виды конкурентной среды:
    контролируемая правительством;
    контролируемая рынком;
    контролируемая предприятием;
    контролируемая группой предприятий.
      Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг; при этом особое значение приобретает ценовая конкуренция.
     Среда, в которой цена контролируется предприятием, характеризуется ограниченной конкуренцией, различием товаров и услуг. Дифференциация может проявляться в товарных марках, параметрах продукции, сервисе, ассортименте и других факторах. Выбор цены зависит от стратегии и целевого рынка.
     Среда, в которой цена контролируется группой предприятии, характеризуется наличием нескольких крупных предприятий-товаропроизводителей, определяющих объем предложения и цены на рынке.
     Среда, в которой цена контролируется правительством (коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и др.), характеризуется тем, что правительственные органы определяют цену после получения информации от компаний, организаций или отраслей, на которые влияет это решение, а также от заинтересованных сторон (например, потребительских групп).
     Участники каналов товародвижения. Каждый участник каналов товародвижения стремится приобрести лидирующую роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего имиджа, обеспечения повторных покупок и т.д.
     Цена предприятия-производителя находится в большой зависимости от цен на товары, работы, услуги предприятий-поставщиков. Производитель может получить больший контроль над ценой, используя систему монопольного товародвижения или минимизируя сбыт через розничную торговлю, продающую товары по сниженным ценам, заранее устанавливая цены на товар, открывая собственные розничные магазины, поставляя товар на условиях консигнации, обеспечивая достаточную долю прибыли для участников каналов и посредством разработки хорошо известных в стране торговых марок, за которые покупатель готов платить любую цену.
     Оптовая или розничная торговля могут добиться большего контроля над ценами, демонстрируя производителю свою значимость, как потребителя в свою очередь увязывая объем перепродаж с долей прибыли.
     Для обеспечения гармоничного взаимодействия и согласия участников каналов товародвижения с решениями в определении цен производитель должен учитывать четыре фактора:
    доля прибыли участников каналов (для покрытия их расходов и получения прибыли);
    ценовые гарантии (для участников каналов обеспечиваются самые низкие цены на данный товар);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.