На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современное состояние и перспективы развития страхования от несчастных случаев и болезней в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Финансово-экономический  факультет
Кафедра банковского дела и страхования 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Личное страхование» 

Современное состояние и перспективы развития страхования от несчастных случаев  и болезней в России 

ГОУ ОГУ 080105.5010.01 ОО 
 
 
 
 
 

                            Руководитель работы
                            __________________Мусина Л.А.
                            «____»__________________2010 г.
                            Исполнитель
                            студент гр. 06 ФК-6
                            __________________Баринов А.Н.
                            «____»__________________2010 г.
                            Нормоконтроль
                            __________________Доронкина  М.П.
                            «____»__________________2010 г. 
           
           
           

Оренбург 2010
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве………………………………………………6
1.1 Общие характеристики обязательного социального страхования……………6
1.2 Особенности  страхования от несчастных случаев…………………………...11
1.3 Нормативно-правовая база обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве………..……………………………………14
2 Анализ страховых выплат при несчастных случаев на производстве…..........19
2.1 Статистика несчастных случаев на производстве в России…...…………….19
2.2 Обеспечение по страхованию при несчастных случаях на производстве.…20
2.3 Методические принципы формирования страховых тарифов в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и их особенности…………………………………………………….23
3 Основные выводы и рекомендации по совершенствованию обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве…….………29
Заключение………………………………………………………………………….37
Список  использованных источников……………………………………………...38
Приложение  А Система гарантий в страховании от несчастных случаев……...40
 

Введение
    В настоящее время все более  возрастает актуальность вопроса безопасной жизни людей. В мире, который характеризуется  высокой динамикой перемен, сложными экономическими, социальными и политическими отношениями, усиливается неопределенность, нестабильность, расширяется круг рисков и масштабы угроз. Особо значимыми среди них выступают социальные и профессиональные риски, которые связаны с безопасностью и гигиеной труда, наличием рабочих мест с неблагоприятными условиями труда.
    Сегодня уже общепризнан и практически  не вызывает разногласий в обществе тезис о том, что ключевым моментом совершенствования системы охраны труда в условиях рыночной экономики является создание экономического механизма взаимодействия государства, работодателя и работника. Важнейшим из них является механизм экономического стимулирования работодателей в создании достойных условий труда.
    Одним из апробированных и отработанных в мировой практике путей решения данной задачи является реализация страхового принципа как эффективного инструмента социально-экономической защищенности работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Его формирование началось в Российской Федерации с принятия Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который предусматривает решение следующих основных задач:
    - обеспечение социальной защиты  застрахованных;
    - обеспечение экономической заинтересованности  субъектов
    страхования в снижении профессиональных рисков;
    - возмещение вреда, причиненного  жизни и здоровью застрахованного  при выполнении им обязанностей по трудовому договору;
    - обеспечение предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных  заболеваний.
    В России продолжается поиск оптимальных  путей организации системы страхования  профессиональных рисков, в то же время в мире накоплен немалый опыт по внедрению и повышению эффективности данного вида обязательного социального страхования, который до настоящего времени не учитывается.
    Текущее состояние системы страховой  защиты работающего населения обязывает  продолжать и развивать усилия научного сообщества, органов законодательной и исполнительной власти, уполномоченных государственных и общественных организаций по совершенствованию материального обеспечения граждан, временно или постоянно утративших трудоспособность вследствие реализации профессионального риска. Статистические данные свидетельствуют, что количество несчастных случаев на производстве в современной России в несколько раз выше, а страховое обеспечение существенно меньше по сравнению с развитыми странами.
    В настоящее время констатируется недостаточная проработка теоретических и методологических основ управления профессиональным риском, что не может не сказываться на результатах мероприятий по снижению производственного травматизма и профзаболеваемости. Многие законодательные и нормативные акты в данной области, существующий организационный порядок, налогообложение субъектов также требуют переосмысления и значительной доработки, а в некоторых случаях - коренной модернизации. Финансово-экономический механизм работает на пределе мощности, не создавая резервов, структура социально-страховых отношений функционирует по затратному принципу, конечный результат не зависит от выделенных средств.
    Проблемы, накопившиеся в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, признаются всеми субъектами данного вида социального страхования. Организационные, правовые и экономические пробелы в организации системы социального страхования могут привести к нивелированию страховых принципов и переходу к социальному обеспечению за счет государственного бюджета. Однако в настоящее время движение ограничивается дискуссиями, не перерастая даже в экспериментальные мероприятия по реализации выдвигаемых предложений. Один из выводов, следующих из данной ситуации, заключается в том, что пути совершенствования обязательного страхования профессионального риска недостаточно исследованы и нуждаются в дополнительном обосновании.
    Целью курсовой работы является оценка современного состояния обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработка и обоснование путей его совершенствования.
    В соответствии с поставленной целью  в работе осуществлялось решение  следующих задач, определивших структуру  работы:
    - изучение теоретических аспектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве;
    - раскрытие статистики несчастных случаев на производстве в России;
    - анализ страховых выплат при несчастных случаев на производстве;
    - выявление основных проблем, связанных с совершенствованием обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве;
    - разработка основных направлений  реформирования данного вида 
обязательного социального страхования.

    Объект  исследования – обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в условиях современного периода российской экономики.
    Предмет исследования – отношения между субъектами данного вида обязательного социального страхования, возникающие в процессе определения и реализации путей его совершенствования. 

 

    1 Теоретические аспекты  обязательного социального  страхования от  несчастных случаев  на производстве
    1.1 Общие характеристики  обязательного социального  страхования
    Обязательное  социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих  граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
    К основным принципам обязательного  социального страхования относятся:
    - устойчивость обязательного социального  страхования, поддерживаемая на  основе эквивалентности страхового  обеспечения и страховых взносов;
    - всеобщий обязательный характер  социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации  страховых гарантий;
    - государственная гарантия соблюдения  прав застрахованных лиц на  защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств  по обязательному социальному  страхованию независимо от финансового  положения страховщика;
    - государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
    - паритетность участия представителей  субъекта обязательного социального  страхования в органах управления  системы обязательного социального  страхования;
    - обязательность уплаты страхователями  страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
    - ответственность за целевое использование  средств обязательного социального  страхования; 
    - обеспечение надзора и общественного  контроля;
    - автономность финансовой системы обязательного социального страхования [14].
    Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи – работодатели, страховщики, застрахованные лица.
    Правовой  основой функционирования обязательного  социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты. Важнейшими из них являются:
    - Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» - представляет собой «рамочный закон»;
    - Закон Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 (ред. от 23.12.2003) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
    - Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ  «Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний»;
    - Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
    - Федеральные законы о бюджетах  государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального  страхования.
    Правовая  основа социального страхования  базируется и на международных правовых актах, среди которых особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948 года), в 22 и 25 статьях которой фиксируется право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
    Кроме того, Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права. Аналогичные положения закреплены в принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (статья 40) и Хартии пожилых людей.
    При этом к числу сущностных правовых характеристик социального страхования отечественное законодательство и международное право относит:
    - публично-правовой статус социального  страхования - обязательность по  закону применения для работодателей  (вменения им в обязанность)  и наемных работников (определения  круга страхуемых лиц и получателей пенсий, пособий и медицинских услуг), а также законодательно-регламентированного способа целевого резервирования и расходования финансовых ресурсов;
    - законодательное закрепление перечня  социальных рисков, признаваемых  государством в качестве оснований для охвата социальным страхованием;
    - законодательное нормирование социального  стандарта страхового возмещения  и размера страховых тарифов  [8].
    Важно при этом подчеркнуть, что согласно международным нормам и корреспондирующимся  с ними положениям Конституции Российской Федерации, помимо принятия законодательных актов, государство несет ответственность за руководство системой социального страхования, для чего призвано осуществлять комплекс экономических и управленческих мер по обеспечению эффективного регулирования государственного социального обеспечения, создания условий, гарантирующих достоинство личности во всех сферах (статья 21 Конституции Российской Федерации), чем утверждается приоритет личности и ее прав.
    В системе таких управленческих мер в социальной сфере важное место занимают законодательно установленные критерии социальной защиты граждан, предназначенные сформировать нормативную базу каждого из институтов социальной защиты: социальной помощи, социального страхования и государственного социального обеспечения (военнослужащих, государственных служащих и т.д.).
    Следует отметить размытость и неоформленность  такой законодательной и нормативной  базы. Так, существующее законодательство допускает возможность при значительном трудовом (страховом) стаже, необходимом для получения трудовой пенсии по старости в полном объеме, а также наличии II группы инвалидности установлении суммы базовой и страховой части трудовой пенсии по старости в размере меньшем, чем уровень прожиточного минимума пенсионеров в субъекте Российской Федерации.
    Таким образом, социальное страхование, которое  призвано решать задачи более высокого уровня, чем социальная защита от бедности, а именно - замещение заработной платы в размерах существенно  выше прожиточного минимума пенсионеров и инвалидов (в два и более раз), пока в стране не состоялось, а его нормативная база не отвечает принципам социального страхования.
    При этом наблюдается тенденция к  снижению нормативного регулирования  государством уровня и качества жизни  граждан. Так, несмотря на то, что в качестве базового критерия для определения достойной жизни населения федеральным законодателем выбран показатель «прожиточного минимума», пунктом 4 статьи 94 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ признана утратившей силу статья 5 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», устанавливающая в качестве основы для определения минимального размера пенсии по старости величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
    Цели  функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:
    - создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40-50% от размера заработной платы, пособий не менее 50-85% от размера заработной платы и т.д. (см. табл. 1.1.1);
    - создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
    - создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.
    Важнейшим условием формирования национальной системы  социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус. 

    Таблица 1.1.1 – Размеры социальных гарантий застрахованным, в % от размера заработной платы [19]
Виды  выплат: пенсий, пособий, гарантий медицинской  помощи Россия на начало 2010 г. Международные стандарты, конвенции МОТ Россия, в предлагаемой модели финансового обеспечения
Пенсии средние размеры - 30% после 40 лет уплаты взносов минимальные - 40% после 30 лет уплаты взносов средние размеры - 40% после 30 лет уплаты взносов;
60% после  40 лет уплаты взносов Пособия по временной  утрате трудоспособности средние размеры - 50-80% минимальные - при  наличии иждивенцев 55%
стандартные - 80-90% Пособия по безработице средние - 10-20% Минимальные 40-55%
стандартные - 50-60% Гарантии оказания медицинской помощи и компенсацию  расходов на оплату лекарств 10-50% 70% - при амбулаторном  лечении;
 
    Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов, их многочисленность затемняет смысловые отличия данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести следующие четыре принципа:
    - личной ответственности;
    - солидарной взаимопомощи;
    - оптимальной поддержки (субсидиарности);
    - взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.
    Принцип личной ответственности. Данный принцип проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
    Принцип солидарной взаимопомощи работодателей  и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
    Принцип субсидиарности. Его суть состоит  в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции  вышестоящим структурам и государству  в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.
    Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования [8].
    В демократическом обществе индивид  вступает в трудовые отношения, в  которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
    Другими словами, институт социального страхования  может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.
    В российском социуме государственная  власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам. 

    1.2 Особенности страхования  от несчастных  случаев
    Традиционно страхование от несчастных случаев  включает и страхование от болезней, однако на практике большинство страховщиков ограничивают свою ответственность только несчастными случаями и иногда профессиональными заболеваниями, оставляя риск иных заболеваний в компетенции медицинского страхования и страхования жизни.
    Основная  цель страхования от несчастных случаев - возмещение вреда, нанесенного здоровью и жизни застрахованного, либо компенсация потерянных доходов при временной или постоянной утрате трудоспособности в результате действия неожиданных, кратковременных внешних факторов или возникновения непредвиденных обстоятельств, например дорожно-транспортного происшествия.
    Под несчастным случаем в страховании обычно понимают внезапное, непредвиденное внешнее воздействие на организм человека, следствием которого становится временное или постоянное расстройство здоровья, а также смерть застрахованного.
    «Внезапность» предполагает, что событие должно быть относительно кратковременным по своему разрушительному действию на человеческий организм и исключает болезни или повседневное негативное влияние окружающей среды.
    Общепринятыми исключениями из полного страхового покрытия являются следующие события:
    - самоубийство или покушение на  него;
    - умышленное причинение застрахованным  самому себе телесных повреждений;
    - телесные повреждения, полученные  в результате совершения застрахованным  или выгодоприобретателем по  отношению к застрахованному противоправных действий;
    - несчастные случаи, произошедшие  из-за алкогольного или наркотического  опьянения застрахованного;
    - крупномасштабные природные катастрофы;
    - военные действия;
    - профессиональный спорт и травмоопасные  виды спорта (здесь применяются  специальные договоры с особыми условиями страхования);
    - болезни, в том числе обострение  хронических заболеваний.
    Страхование от несчастных случаев предлагает четыре базовые гарантии (см. Приложение А) [19]. Однако на практике страховщики могут использовать различные комбинации этих стандартных покрытий или исключать некоторые из них из частных условий страхования. Например, отечественные страховщики крайне редко предлагают покрытие медицинских расходов, возникающих при лечении пострадавшего.
    Страхование от несчастных случаев берет свое начало с XVIII столетия. Его появление во многом связано с развитием железнодорожного транспорта. Однако идея страхования от несчастных случаев была известна гораздо раньше. Морское право Висби 1541 г., регулирующее торговое мореплавание в Англии XVI в., требовало, чтобы владелец корабля страховал жизнь своего капитана от несчастных случаев. В Голландии уже в 1665 г. существовал табель вознаграждения за потерю разных членов тела для солдат наемного войска. В XVIII в. в Германии создавались союзы взаимопомощи на случай переломов конечностей.
    Страхование от несчастных случаев и болезней начало развиваться прежде всего как защита интересов работающих и служащих при производственных травмах. Различия в страховых взносах в зависимости от профессии впервые появились в Германии. Немецкие страховщики делили все профессии на 12 классов по степени опасности: к первому классу относились учителя, а к последнему, самому опасному - рабочие, занимающиеся производством взрывчатки.
    Основное  развитие этот вид страхования получил в конце XVIII - начале XIX в. в связи с обострением борьбы наемных рабочих за свои права. В XIX в. этот вид страхования стал особенно развиваться в Англии, где раньше всего появилось железнодорожное сообщение. В 1849 г. в Англии была учреждена первая компания страхования от несчастных случаев на железных дорогах - Railway Death Passengers. В 1850 г. возникло новое страховое общество - Accidental Death Insurance Company, которое страховало от телесных повреждений, вызванных какой бы то ни было причиной. Это страхование стало вскоре обязательным и именно оно положило начало обязательному страхованию. В Англии в 1880 г. был принят Акт о гражданской ответственности предпринимателей, в Германии в 1871 г. был принят имперский Закон о гражданской ответственности работодателей.
    В России законом от 6 марта 1861 г. вводится обязательная организация страховых  касс на всех казенных горных заводах. Отчисления рабочих в кассу составляли 2-3% от заработной платы Управление делами кассы было сосредоточено в руках рабочих В 1888 г. аналогичная система страхования была введена на железных дорогах. В развитии страхования от несчастных случаев в России сыграл большую роль Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этим законом была введена ответственность предпринимателя за профессиональный риск в случае причинения рабочим увечья или их смерти вследствие несчастных случаев на производстве. После этого в России стало быстро развиваться коллективное страхование при посредстве акционерных обществ и отчасти обществ взаимного страхования. В 1904 г. в России действовало уже 500 компаний, которые занимались страхованием рисков инвалидности, гибели в трудоспособном возрасте, страхованием старости, пенсионного обеспечения. Такие виды страхования от несчастных случаев, как коллективное страхование рабочих от несчастных случаев за счет предпринимателей и страхование в больничных кассах, были закреплены законодательством в 1912 г., что соответствовало общеевропейской практике.
    Объектом  страхования от несчастных случаев  по российскому законодательству являются имущественные интересы застрахованного, связанные с временной или постоянной утратой трудоспособности или смертью вследствие несчастного случая.
    Под несчастным случаем в страховании  обычно понимают внезапное, непредвиденное внешнее воздействие на организм человека, следствием которого становится временное или постоянное расстройство здоровья, а также смерть застрахованного.
    В современной России обязательное страхование  от несчастных случаев осуществляется по трем направлениям.
    1. Покрывает риски производственного  травматизма и профессиональных заболеваний. Сфера его действия ограничивается последствиями несчастных случаев, происходящих на рабочем месте или в рабочее время (включая время нахождения в пути на работу и с работы). Существенной особенностью этого вида страхования является уплата страховых взносов работодателем. Проводится оно Федеральным фондом социального страхования на основе положений Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. № 125-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями. Страхователями являются все работодатели, а застрахованными - лица наемного труда. Страховое обеспечение при наступлении страхового случая гарантирует:
    - пособие по временной нетрудоспособности;
    - единовременную страховую выплату  (ее размер ежегодно пересматривается, в 2004 г. он составлял 30 тыс. руб.);
    - ежемесячные страховые выплаты  (исходя из размера потерянного заработка, степени утраты трудоспособности или количества иждивенцев в семье) застрахованному при наступлении инвалидности или членам семьи в случае смерти кормильца;
    - оплату дополнительных расходов на медицинскую помощь и лекарства, специальный уход, протезирование и т.п.
    Размеры тарифов страховых взносов невелики и определяются упомянутым законом  для различных отраслей в зависимости  от фактического уровня травматизма и безопасности условий труда. Эти взносы уплачиваются вместе с взносами по обязательному социальному страхованию.
    2. Обязательное государственное страхование  жизни и здоровья тех категорий  государственных служащих, чья профессиональная  деятельность связана с повышенным  риском несчастного случая при исполнении своих служебных обязанностей. При этом из бюджета производятся только страховые выплаты на лицевые счета застрахованных на основе представленных уполномоченными страховыми компаниями сведений о страховых случаях.
    3. Обязательное личное страхование пассажиров, перевозимых воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом по междугородным и туристским маршрутам, введенное Указом Президента России в 1992 г. Данный указ противоречит п. 2 ст. 936 ГК РФ, в котором указано на то, что обязательное страхование пассажиров может устанавливаться только законом. Отметим, что в целом п. 2 ст. 936 противоречит п. 2 ст. 935 ГК РФ, который запрещает, даже по закону, возлагать на гражданина обязанность страховать свою жизнь или здоровье. Страхованием покрывается риск смерти или получения травмы и телесных повреждений в результате несчастного случая, связанного с поездкой, в сумме не более 120 МРОТ (на дату приобретения проездного документа). При получении травмы или увечья размер страхового обеспечения рассчитывается пропорционально тяжести полученных телесных повреждений. Страхователями выступают сами пассажиры, которые уплачивают страховой взнос по обязательному личному страхованию при покупке билета и порой даже не подозревают, что при этом застраховались. Страховщиками выступают страховые компании, имеющие соответствующие лицензии. Планируется отмена обязательного страхования пассажиров и замена его обязательным страхованием ответственности перевозчиков. Тарифы на обязательное личное страхование пассажиров утверждаются страховым надзором и согласуются с Минтрансом России. Большую часть тарифа составляют отчисления в фонд предупредительных мероприятий перевозчика, средства которого направляются на цели повышения безопасности перевозок, поэтому оставшихся средств недостаточно для страховых выплат.
    При добровольном страховании пассажиров от несчастных случаев на период поездки в частном автомобиле часто указывается не личность застрахованного, а пассажирское место. Размер страховой суммы устанавливается соглашением между страхователем и страховщиком и ограничивается только финансовыми возможностями страхователя по уплате взноса. При получении травмы или увечья размер выплаты определяется по данным медицинского заключения в долях страховой суммы по разработанным каждым страховщиком специальным таблицам.
    1.3 Нормативно-правовая база обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
    Обязательное  социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
    обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
    возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
    обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
    Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    Органы  государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного настоящим Федеральным законом, осуществлять за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
    Законодательство  Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
    Если  международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
    В социальном страховании используются следующие основные понятия:
    объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
    субъекты страхования - застрахованный, страхователь, страховщик;
    застрахованный:
    физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
    физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности;
    страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
    страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;
    страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию;
    несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
    профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;
    страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику;
    страховой тариф - ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных;
    обеспечение по страхованию - страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях;
    класс профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей;
    профессиональная трудоспособность - способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества;
    степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
    Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
    физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
    физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
    Физические  лица, выполняющие работу на основании  гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
    Действие  Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
    Регистрация страхователей осуществляется в  исполнительных органах страховщика:
    страхователей - юридических лиц в пятидневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения;
    страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников;
    страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанного договора.
    Порядок регистрации страхователей, указанных  в абзацах третьем, четвертом и пятом части первой настоящей статьи, устанавливается страховщиком.
    Право застрахованных на обеспечение по страхованию  возникает со дня наступления  страхового случая.
    Право на получение страховых выплат в  случае смерти застрахованного в  результате наступления страхового случая имеют:
    нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
    ребенок умершего, родившийся после его смерти;
    один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
    лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
    В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый  уходом за детьми, внуками, братьями и  сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.
 

    2 Анализ страховых выплат при несчастных случаях на производстве
    2.1 Статистика несчастных случаев на производстве в России
    По  данным Международной организации  труда (МОТ), каждый год от несчастных случаев на производстве или от профессиональных заболеваний в мире умирает примерно 2,3 млн человек. Ежедневно на рабочих местах происходит более 6 тысяч несчастных случаев со смертельным исходом. По оценкам МОТ, в мире ежегодно происходит примерно 337 млн несчастных случаев на производстве и 160 млн новых случаев профессиональных заболеваний. МОТ регулярно обновляет эти данные, изменения которых показывают рост количества несчастных случаев и ухудшение состояния здоровья.
    Экономические потери, связанные с несчастными  случаями и опасными условиями труда, превышают 1,25 трлн долл. США, что составляет 4% мирового ВВП. Основное бремя этих потерь, включая боль, страдания и потерю дееспособности, ложится на работников. Эти потери невозможно полностью возместить. Работодатели также несут значительные потери, связанные со снижением производительности.
    Методологически рассчитанное количество несчастных случаев  на производстве для стран СНГ  составляет 11 000 случаев. Для сравнения, зарегистрированными считаются 5 850 случаев (информация отсутствует по 2 странам региона). Занижение общего числа несчастных случаев на производстве, включая и данные по несчастным случаям со смертельным исходом, дает неправильное представление об этой проблеме.   
Статистические данные о несчастных случаях на производстве, в т.ч. и со смертельным исходом, и профессиональных заболеваниях, полученные МОТ, показывают, что:  

    - Наибольшую смертность среди работников вызывают связанные с работой заболевания. Одни лишь вредные вещества являются причиной   651 279 смертей в год.
    -  В строительной отрасли отмечается непропорционально высокий уровень учтенных несчастных случаев.
    - Молодые и пожилые работники  наиболее уязвимы. Старение населения  в развитых странах означает  увеличение числа работников  среди старшего поколения, что  требует особого внимания.
    Показатели  несчастных случаев на производстве со смертельным и несмертельным исходами в странах с экономикой переходного периода значительно занижены. Несчастные случаи на производстве ведут как к прямым, так и к косвенным затратам и потерям для всего общества. В то время как предприятия в развитых странах ставят своей целью достижение нулевого показателя несчастных случаев на производстве, предприятия в странах с переходной экономикой еще не достигли такого уровня и не в состоянии должным образом выявлять факторы риска, приводящие к несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям.
    По  оперативным данным государственных  инспекций труда, за 9 месяцев 2010г. в  результате несчастных случаев на производстве в РФ погибли 2 тыс. 284 работника, в  том числе 162 женщины и 3 работника в возрасте до 18 лет. Такие данные были представлены Федеральной службой по труду и занятости (Роструд). При этом указывается, что за аналогичный период 2009г. на производстве погибли 2 тыс. 254 работника, из них 191 женщина и 1 работник в возрасте до 18 лет.
    По  наибольшему росту числа смертей  на производстве среди регионов РФ лидирует Москва. Так, в 2010 г. в столице погибли 150 человек против 120 за аналогичный период 2009г. Вслед за Москвой идут Татарстан (80 погибших в 2010г. против 63 в 2009г.), Ростовская область (77 против 52 погибших), Нижегородская область (59 против 47) и Орловская область (21 против 11).
    В сообщении указывается, что анализ типологии происшедших в 2009-2010 гг. несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует, что практически каждый третий работник получил тяжелую травму либо погиб в результате падения с высоты, а каждый четвертый - в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.п. Свыше 14% работников получили тяжелые травмы либо погибли в результате транспортных происшествий, а свыше 11% - в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов. Более 10% несчастных случаев происходит по причинам техногенного характера.
    В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в РФ более 70% занимают типичные причины организационного характера, а именно нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины, заключили в ведомстве.
    2.2 Обеспечение по страхованию при несчастных случаях на производстве
    В соответствии с Федеральным законом  «Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ видами обеспечения по страхованию являются:
    - пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем;
    - единовременная страховая выплата  застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат;
    - ежемесячная страховая выплата  застрахованному лицу либо лицам,  имеющим право на получение таких выплат;
    - оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной  и профессиональной реабилитацией застрахованных при наличии прямых последствий страхового случая.
    Пособие по временной нетрудоспособности  назначается в связи со страховым случаем и выплачивается за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    Страховые выплаты:
    Единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти.
    Размер  единовременной страховой выплаты  определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.
    Федеральным законом от 21.07.2007 N 183-ФЗ установлено, что в 2008 году сумма, из которой исчисляется  размер единовременной страховой выплаты  по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с учетом прогнозируемого уровня инфляции составляет 50 900 рублей.
    В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к  заработной плате, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.
    Согласно  части 1 ст. 8  Федерального закона № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»  по сравнению с 2008 годом увеличена сумма, из которой будет исчисляться размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер единовременной страховой выплаты в 2009 году установлен в сумме 56 200 рублей, в 2010 году – 60 100 рублей, в 2011 году – 64 200 рублей.
    Ежемесячная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
    Размер  ежемесячной страховой выплаты  определяется как доля среднего месячного  заработка застрахованного, исчисленная  в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
    В 2008 году исчисленный в соответствии с Законом размер ежемесячной  страховой выплаты, не может превышать 39 100 рублей. Установленное ограничение  применяется при назначении или  увеличении ежемесячных страховых  выплат после 1 января 2008 года. Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется ежегодно с учетом уровня инфляции. 
    В соответствии с частью 1 ст. 8 Федерального закона № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» увеличен максимальный размер ежемесячной страховой выплаты: в 2009 году – до 43 230 рублей, в 2010 году – 46 260 рублей, а в 20100 году – до 49 410 рублей.
    Единовременные  страховые выплаты и ежемесячные  страховые выплаты назначаются  и выплачиваются:
    1 застрахованному - если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;
    2 лицам, имеющим право на их получение, - если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.
    Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:
    - лечение застрахованного, осуществляемое  на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Оплата расходов на лечение осуществляется на основании договора, заключаемого страховщиком с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию.
    - приобретение лекарств, изделий  медицинского назначения и индивидуального  ухода. Оплата расходов осуществляется  страховщиком путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений.
    - посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи. Оплата производится страховщиком путем выплаты застрахованному лицу ежемесячно в порядке и сроки, установленные для ежемесячных страховых выплат, денежных сумм в размере: 900 рублей – на посторонний специальный медицинский уход; 225 рублей – на посторонний бытовой уход.
    - проезд застрахованного, а в  необходимых случаях и на проезд  сопровождающего его лица для  получения отдельных видов медицинской  и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;
    - медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные  услуги, в том числе по путевке,  включая оплату лечения, проживания  и питания застрахованного, а  в необходимых случаях оплату  проезда, проживания и питания  сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;
    - изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
    - обеспечение техническими средствами  реабилитации (далее ТСР) и их  ремонт. Оплате подлежат расходы  на изготовление и ремонт протезов, обеспечение ТСР исходя из  федерального перечня реабилитационных  мероприятий, технических средств  реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года. Страховщик производит оплату в безналичном порядке в соответствии с государственными контрактами, заключаемыми на конкурсной основе с расположенными на территории РФ организациями, осуществляющими соответствующие виды деятельности и имеющими лицензии. Если протез, ТСР приобретены застрахованным самостоятельно, страховщик компенсирует ему расходы;
    - обеспечение транспортными средствами  при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы. При обеспечении транспортным средством заключается договор между страховщиком, производителем (поставщиком) транспортного средства и застрахованным. Отбор производителей осуществляется страховщиком на конкурсной основе.
    - профессиональное обучение (переобучение). Оплата расходов на обучение  застрахованного осуществляется  в соответствии с договорами, заключаемыми страховщиком в пользу застрахованного с расположенными на территории РФ образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и прошедшими аккредитацию в установленном порядке.
    2.3 Методические принципы формирования страховых тарифов в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и их особенности
    Для любой страховой технологии –  коммерческой или социальной – большое значение имеет методика определения страхового тарифа. При помощи страхового тарифа определяется взнос (в коммерческом страховании – страховая премия, в социальном – страховой взнос) страхователя, который является платой за приобретаемый страховой продукт. Средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перераспределяются в системе ФСС таким образом, что данный вид страхования начинает выступать донором всей системы. Это свидетельствует о том, что действующая методика расчета страхового тарифа позволяет накапливать суммы, избыточные для выполнения системой ФСС обязательств перед страхователями и застрахованными лицами. Поэтому встает задача исследования методов, на основании которых проводятся расчеты самого тарифа. Это исследование должно ответить на вопросы, насколько корректны применяемые методы (или метод) и соответствуют ли они положениям страховой теории? Рабочая гипотеза состоит в том, что применяемые методы недостаточно корректны. Для ее подтверждения необходимо обратиться к практике расчета страховых тарифов в коммерческом страховании и выявить те специфические аспекты, которые отличают от нее методику, применяемую в социальном страховании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.