На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сибирская интеллигенция

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Сибирская интеллигенция 

Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛАВА  №1
3. ГЛАВА  №2
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
Проблема  интеллигенции, её места и роли в
развитии  общества является одной из центральных  в
современной жизни, что обусловило усиленный  интерес и
к российской интеллигенции. Эта история исследована
недостаточно, история же провинциальной
интеллигенции, её особенности и специфика изучены  ещё
менее.
В настоящей  работе сделана попытка рассмотреть
основные  пути формирования сибирской интеллигенции,
её численности  и размещения, пополнение её рядов  из
числа политических ссыльных, их вклад в  общественную и
научную жизнь края.
В качестве объектов исследования выступают
представители ссыльной интеллигенции.
По мнению авторов и составителей Большой
советской энциклопедии, "интеллигенция представляет
собой общественную прослойку, состоящую  из людей,
занимающихся  умственным трудом, который является их
профессиональным  занятием". Однако, в условиях царской
России  конца XIX -начала XX веков большой  удельный вес
имела так называемая полу интеллигенция. Эта
внушительная  по численности группа лиц, занимающихся
умственным  трудом, но не имеющих высшего образования.
Для Сибири такое положение дел было особенно
характерным. Такая расширительная трактовка  понятия
"интеллигенция" (полу интеллигенция) позволяет  выделить
несколько форм занятости ссыльных: 1) учебная  и
воспитательная  деятельность; 2) наука, литература,
искусство; 3) врачебная и санитарная деятельность; 4)
служба  при благотворительных учреждениях; 5) механики,
техники и машинисты; 6) железные дороги; 7) почта,
телеграф, телефон; 8) лица неопределённых профессий
(переписчики,  чертёжники, переводчики и т.п.) Изучение
истории политической ссылки начались лишь в  советское
время. Большой вклад в рассмотрение роли политических
ссыльных, в культурное развитие Сибири внесло
Всесоюзное  общество бывших политкаторжан и
ссыльнопоселенцев. В конце 20-х - начале 30-х годов был
опубликован ряд статей, полностью или частично
посвящённых деятельности ссыльных народников,
влившихся в ряды местной интеллигенции. Конкретные
направления в изучении проблемы - научная,
педагогическая, медицинская, литературно-
публицистическая  и краеведческая деятельность
репрессированных  участников освободительного движения
- впервые  попытались обосновать В. И.  Николаев и С. П.
Швецов.
В своих  обзорных статьях они дали оценку вклада,
внесённого  ссыльными революционерами в  духовную и
моральную культуру, назвали десятки имён "политических
преступников", выдвинувших из своей среды талантливых
учёных, врачей, педагогов, писателей и журналистов.
Однако, характеризуя разнообразную деятельность
политических  ссыльных, они противопоставили друг другу
разные  поколения революционеров, считая, что только
декабристы  и народники, как широко образованные люди,
смогли  оставить глубокий культурный след в  Сибири.
В ряде небольших статей и воспоминаний,
опубликованных  в журнале "Каторга и ссылка",
затрагивались вопросы, касающиеся научной и культурно-
просветительской  деятельности политических ссыльных.
Некоторые издания посвящались медицинской  и
педагогической  работе, а также участию политических
ссыльных  в сибирской периодической печати. Каждая из
этих  работ вносила определённый вклад  в область
интересующей  нас проблемы, но углубленное и
всестороннее  изучение началось уже позже. В этот период
на изучении ссылки сказывалась также недостаточная
разработанность проблемы народнического движения в
целом. В работах указанных авторов  преобладали личные
воспоминания  и впечатления, так как они  в большинстве
своём были не столько исследователями, сколько
участниками описываемых событий. Архивные источники
использовались  ещё очень слабо. С середины 30-х  годов
изучение  политической ссылки II - ой половины XIX-
начала XX веков было по существу прекращено (кроме
большевистской) .
В конце 60-70-х годах, появляются работы А. В.
Ушакова, В. Р. Лейкиной- Свирской, посвящённые
изучению  численности и структуры русской
интеллигенции, формированию взглядов различных
категорий интеллигенции и её революционной  борьбе с
самодержавием.
С 70-х  годов возобновилась публикация статей по
определённым  вопросам, связанным с деятельностью
бывших  революционеров в составе местной
интеллигенции. Была значительно расширена
источниковая  база за счет привлечения сибирских  и
центральных архивов, мемуарной литературы.
С конца 80-х годов выходят статьи о  жизни и
деятельности  конкретных представителей ссыльных
революционеров.
Однако, отдельные исследования групп
интеллигенции-учителей, врачей, студенчества, некоторые
стороны их деятельности, изучение социалистической
интеллигенции лишь вскрыли широкий круг вопросов,
требующих рассмотрения. Так, малоисследованными
остаются  исторические и публицистические работы
ссыльных-народников, а также их труды по изучению
коренного населения Сибири. Следует отметить также
отсутствие  обобщающих работ на тему "Культурное
влияние ссыльных в крае".
К работе по данной теме были привлечены
хранящиеся  в ГАОО документы Главного управления
Западной  Сибири (фонд 3) , документация фонда  Частных
полицейских управлений (фонд 216) .
Хронологические рамки работы II половина XIX
века
ГЛАВА I
Культурная  отсталость Сибири от европейской
части странны была велика. По материалам переписи 1897
года, число  неграмотных в крае превышало 5 миллионов
человек, число грамотных составило 711 тысяч  человек,
или11,7% всего населения (в европейской  части России
грамотных было почти в два раза больше - 22,9%) . В
начале  ХХ века в Сибири начальным образованием было
охвачено 39% детей, по империи-51%. Основная масса
грамотных жила в городах - 607.0 тысяч человек  и
составляла  там лишь 37% населения (в европейской  части
России - 48,9%) . Большая часть грамотного городского
населения (33% городского населения) получило так
называемое "домашнее" образование или  образование в
"вольных  школах” . На селе этот процент  был ещё выше.
Качество  обучения при такой системе образования  было
низким, ученики овладевали лишь азами грамотности.
Отсталость  Сибири в культурном развитии
выразилось  в меньшей численности интеллигенции. Если
отнести к интеллигенции лиц, имевших  высшее
образование, то в Сибири в конце ХIХ века проживало
10.035 специалистов, что составляло 1.4% грамотного
населения. Однако число грамотных лиц в  Сибири с
высшим  и средним образованием было гораздо  выше и
составляло  по материалам переписи 1897 года около 46,5
тысяч человек. Такая разница объясняется  тем, что многие
имевшие специальное образование не были заняты
общественным  трудом. Это прежде всего женщины (жёны
местной буржуазии, чиновничества, интеллигенции) ,
представители буржуазии, которые были заняты
собственным делом или чья общественная деятельность
ограничивалась  благотворительностью и различные
категории ссыльных, лишённых возможности заниматься
умственным  трудом.
Потребность в интеллигентном труде в крае был
значительно выше, и в роли работников умственного  труда
выступали лица либо не имевшие специальной  подготовки,
но получившие общее образование, либо "практики” -
люди, не имевшие необходимой теоретической  подготовки
для выполняемой  работы. Эта категория относится  к так
называемой  полуинтеллигенции, т.е. к лицам,
занимающихся  умственным трудом, но не имеющих
высшего образования. Всего же число служащих в
государственных и частных учреждениях Сибири
составляло  в конце XIX века 35322 человека (1/2% всего
самодеятельного населения региона) , по всей России
интеллигенция насчитывала, по неполным подсчётам  Л. К.
Ермана, 2,7% самодеятельного населения.
Таким образом, более чем на 2/3 потребность  в
подготовленных  кадрах не могла быть удовлетворена
специалистами или людьми, обладавшими достаточным
образовательным уровнем. Потребность в специалистах
усугублялась  ещё и тем, что большая их часть (свыше 60%)
привлекалась  к работе в управленческом,
административном  аппарате. Кроме того, сибирская
интеллигенция была сосредоточена преимущественно  в
нескольких  административных центрах. Так, в 7 губернских
и областных  городах Сибири(Тобольск, Томск, Красноярск,
Иркутск, Омск, Чита и Якутск) размещалась 30,3% всей
интеллигенции края. По сословному составу среди  лиц с
высшим  образованием выделяется 4 основные категории:
дворяне и чиновники, городские сословия, дворянство и
сельские  сословия. Преобладающая часть сибирской
интеллигенции (43118 человек из 46453 человек) - лица со
средним (общим и специальным образованием: служащие,
учителя, медики, связисты, техники и т.п.) Источником
пополнения  кадров интеллигенции и служащих в крае
частично  были местные кадры. Но в Сибири не было
достаточной базы для решения этой проблемы: в конце XIX
века  здесь насчитывалось всего 8 мужских  и 8 женских
гимназий, 14 прогимназий и 4 реальных училища,
техническое и горное училище в Омске, 2 фельдшерских
школы и 4 духовных семинарии. В 1888 году в Томске был
открыт  университет, а в 1900 - Технический  институт.
Однако  большинство студентов этих двух высших учебных
заведений были выпускниками европейских, а не местных
гимназий  и духовных семинарий. Число выпускников
Томского  университета и Технологического института
достигло  за последние 17 дореволюционных лет 2,5 тысячи
человек.
Основная  масса интеллигенции прибывала  из
центральных районов страны. Можно выделить среди  них
две категории: 1) приезжавшие в Сибирь по долгу  службы,
из стремления сделать карьеру и т.п.
2) выезжавшие  по принуждению.
Приезжие  чиновники долго не задерживались,
несмотря  на прибавки к окладу за " сибирскую  службу " (у
буржуазной  интеллигенции они колебались от 10 до 25% от
жалования, а у чиновников прибавки были ещё  выше) .
Оставались  кадры интеллигенции, принадлежащие
преимущественно к демократическим слоям.
Сибирская администрация в начале ХХ века
столкнулась с фактическим отсутствием лиц, пожелавших
после окончания учебных заведений  работать в отдалённых
районах страны. Ни повышенные оклады, ни более  быстрое
продвижение по службе не привлекали в Сибирь лучшие
силы  старой интеллигенции. Отдалённость и  плохая с
Культурными центрами России, произвол местной
администрации, оторванность сибирских городов  друг от
друга и, наконец, суровость климата - всё  это приводило к
острому недостатку квалифицированных кадров. Точных
данных  о численности специалистов, прибывших  в
рассматриваемый период из европейской части в  Сибирь,
нет. Но думается, что приведённые выше причины
свидетельствуют о том, что это число было небольшим. В
этих  условиях администрация региона  была вынуждена
использовать  ещё один источник пополнения
интеллигенции - ссылку.
Социальный  состав политической ссылки 70 - 80 -
годов не был пролетарским. Основной контингент
составляли  люди интеллектуального труда: врачи, педагоги,
бывшие  студенты. Во время социал-демократической
ссылки  в XX веке интеллигенция и разночинцы составляли
значительный  процент среди ссыльных. По подсчётам  В.
М. Андреева и А. П. Рощевской 70-80-е годы XIX века
социальный  состав политических ссыльных Западной и
Восточной Сибири был приблизительно следующим:
дворянство, духовенство, купечество, чиновничество
составляло  большинство - 43%, мещане около 27% ; по роду
занятий около 55,9% составляли представители
интеллигенции и учащиеся (в основном студенчество) . В
начале XX века состав ссыльных резко изменился, но и в
новой, преимущественно рабочей и социал-
демократической ссылке, число интеллигентов и
разночинцев было достаточно велико. По подсчётам  Е.
Никитиной, среди ссыльных в 1905г.
было 5502 чел. из среды интеллигентов и
разночинцев или 34% всех ссыльных из них около 1/2
составляли  учителя и врачи, т.е. именно та категория
специалистов, которых более всего не доставало  в крае. К
сожалению, подсчёт числа ссыльных среди  интеллигенции
в рассматриваемый  период ещё не произведён
исследователями. Сделаны лишь первые шаги в этом
направлении. Тем не менее, на значительный процент
сибирской интеллигенции из ссыльных указывал в своё
время В. И. Ленин: "Среди интеллигенции  в Сибири
особенно  много бывших ссыльных, людей
неблагонадёжных".
Таким образом, при острой нехватке
квалифицированных специалистов сибирская
администрация вынуждена была хлопотать перед  царским
правительством  о разрешении ссыльным работать по их
специальности. На местах же часто без особых разрешений
привлекали  для службы ссыльных, которые внесли
крупный вклад в общественно-культурную жизнь Сибири.
ГЛАВА II
Несмотря  на то, что правилами о надзоре
политическим  ссыльным запрещалось преподавать,
известны  некоторые факты, когда им всё  же удавалось
заниматься  педагогической деятельностью. Так, до декабря
1904г.
В женской  гимназии г. Тюмени преподавала
Людмила Трофимова, высланная в 1901г. за участие  в
политической  демонстрации в Санкт-Петербурге. Кроме
того, ссыльные стали проводниками вольного(вне  казённых
школ) образования: обучали сибиряков грамоте и
общеобразовательным предметам, были инициаторами и
активными участниками общественной грамотности,
народных  домов, библиотек. Широко практиковалось
нелегальное частное преподавание. (А. Лютик в  Туринске,
А. Ауспендеров - в Тюмени, Г. Зданович, Д. Клеменц, А.
Соловьёв - в Томске, Р. Зундштрем - в Ялуторовске, И.
Гервасий - в Обдорске и многие другие) . Политссыльные
возглавили  в Сибири движение за демократизацию
начальной школы, отстаивая основной тезис: в  школе -
будущность  народа. Они активно включились в
деятельность  по созданию общественного попечения
начального  образования в Барнауле, Томске,
Петропавловске, Акмополинске и других городах. Их
волновали вопросы подготовки учителей, улучшение  их
материального и трудового положения. Большое  место в
статьях ссыльных (С. Л. Чудковского, С. П. Швецова, Д. А.
Клеменца, П. А. Голубева и других) занимали проблемы
образования - организация школьного дела, программа,
методика  преподавания, вопросы воспитания, а также
история народного образования. Кроме педагогов  среди
ссыльных  были врачи, агрономы, инженеры, техники  и
другие  специалисты. Некоторые из них служили  в частных
конторах (например, торговой конторой у купца  Громова в
Иркутске  управлением ссыльный М. А. Натасон) . Среди
чиновничества в Сибири в начале XX века мы находим
имена ссыльных, бывших народовольцев (В. И.
Дзюбинский, А. Р. Витте, В. А. Караулов, Н. В. Пигнатти) .
Труд  их как профессионалов ценился очень  высоко. Тот же
Громов  в ответ на предложение генерал-губернатора
Горемыкина  заявил, что не намерен расставаться с
"государственными  преступниками т.к. они великолепные
работники и если их уволить - дело пострадает".
Большое число ссыльных занималось медицинской
практикой, так как в период "хождения в народ" многие из
них приобретали  специальность фельдшера. Г. И.
Мендриной только в западносибирских архивах  выявлены
прошения  более 50 ссыльных о разрешении работать в
больницах. Уровень медицинского обслуживания в Сибири
был крайне низок, особенно у коренного населения. И хотя
правительственная практика ориентировалась на
запрещение  ссыльным заниматься медициной, полностью
отказаться  от их услуг местная администрация  не могла.
Так, по подсчетам Н. Н Щербакова, в Сибири около 1/3
врачей  были политссыльные в 1900 г. (из 654 врачей,
числившихся на государственной и частной  службе, - не
менее 200) . Очевидно, что в составе фельдшеров, аптечных
работников  этот процент был выше, т.к. занятия  ссыльных -
медиков чаще использовались в этом направлении.
Ссыльные  искали себе работы. Это обеспечивало им
заработок, что было весьма существенным для
большинства, т.к. далеко не у всех были богатые
родственники, помогавшие материально "государственным
преступникам". А прожить на пособие было невозможно.
Кроме того, работа давала им возможность  вернуться к
дельности, к жизни. Но ссыльные искали не просто
заработок или любую работу, а "возможность  трудиться в
сфере, которая удовлетворяла бы их духовные интересы и
потребности ". Значительный след оставили ссыльные в
хозяйственном и культурном развитии местного населения:
после отбывания каторги были отправлены на поселение в
Якутскую  область А. Д. Ермолов, Д. А. Юрасов, В. Н.
Шаганов. "Они сделали многое для распространения
земледелия, огородничества в тех якутских улусах, где не
было  хлебопашества или оно велось примитивными
способами, обучали грамоте якутских детей, приучали к
чтению  и самообразованию грамотных, оказывали
медицинскую помощь населению.
Особо нужно отметить тот огромный вклад, который
внесли  политические ссыльные в научное  изучение
Сибири - ее природы, экономики, истории, этнографии.
Очень многие, оказавшись в далеком крае, отходят от
революционной деятельности и начинают заниматься
исследовательской работой. Исаак Аронович (Адольфович)
Гуревич - революционер-народник в Сибири изучал
экономику пореформенной русской деревни, семьи
проходивших через Ишим переселенцев, их жизнь  и быт. В
Ишиме же И. А. Гуревич начал планомерное  исследование
переселенческого  движения крестьян, на основе чего
опубликовал позднее труд "Переселение крестьян в
Сибирь", написанный уже с точки зрения марксизма.
Трагична  была судьба революционера-учёного  И. А.
Худякова, он в суровых условиях севера продолжал
заниматься  наукой: тщательно изучал быт, язык, устное
народное  творчество якутов.
И. А. Худяков  составил русско-якутский словарь,
написал статьи "Описание города Верхоянска и
Верхоянского  округа", "Устройство в Сибири железных
дорог", "Успехи человечества в прошедшем  настоящем и
будущем". Часть материалов, собранных Худяковым, была
опубликована  в "Верхоянском сборнике", изданном в 1890
году  Восточносибирским отделением географического
общества. "Труд И. А. Худякова в тяжёлых  условиях
сибирской ссылки можно по истине назвать подвигом". В
сентябре 1863 года в г. Тару прибыл Евгений  Петрович
Михаэлис - активный участник революционно-
демократического  движения 60-х годов, отправленный в
ссылку  за участие в студенческих волнениях. Приехав в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.