На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Система сословных органов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Кратко остановившись  на историографии вопроса, отметим, работы О. А. Омельченко. Омельченко О.А. Государственное хозяйство…; Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993. В 1774 - 1775 5 В 1775 - 1785 гг. годах Екатериной II, как считает О.А. Омельченко, был выработан план всеобщего «законоположения». Историк отмечает, что это был проект и будущего свода законов, и повременной законодательной деятельности. План содержал развивающую положения «Наказа» схему классификации законодательства с краткими комментариями, причем единственным комментарием к части о сословном строе было указание на запрет крепостить «вольных до того людей».
В работе Н. М. Дружинина  «Просвещенный абсолютизм в России»  Дружинин Н. М. Просвещенный абсолютизм в России. / Абсолютизм в России. XVII-XVIII века. М., 1964. рассматривается в том числе идеологические установки и предпосылки создания сословного законодательства Екатериной II.
Аналогичные вопросы  затрагиваются в работе И. А. Федосова. Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм в России // Вопросы истории. 1970. № 9. С. 34-55.
Н. Я. Павленко в работе биографического характера «Екатерина Великая» (серия ЖЗЛ) также касается вопроса о введении сословного законодательства в контексте жизнеописания императрицы. Павленко Н.Я. Екатерина Великая. М., 2000.
Структура работы состоит  из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословного законодательства
Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование  «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком  обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком  недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные  ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и  финансы, и суд, уголовный и гражданский.
На устранение этих недостатков и рассчитаны были новые  губернские учреждения.
Утвержденные Екатериной II 7 ноября 1775 г. губернские учреждения с небольшими изменениями действовали  до земской и судебной реформы 1864 года, а некоторые и до начала ХХ столетия. Они составили довольно сложную систему административных и судебных «мест общих и сословныхъ». Ключевский В. О. Краткое пособие по Русской истории. М., 1993. С. 142-193. Россия была разделена на 50 губерний с населением от 300 до 400 тыс. душ в каждой, с подразделением на узды в 20 -- 30 тыс. душ. Губернии управляются губернаторами; иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Губернское правление получило власть распорядительную и полицейскую; его уездными органами были нижние земские суды под председательством избираемых дворянством капитанов-исправников. Государственными доходами и другими казенными делами заведует казенная палата; хранят доходы казначейства губернское и уездные.
В судебном порядке  были учреждены три инстанции: низшую образовали в уезде уездный суд  для дворян, городовой магистрат  для купцов и мещан, нижняя расправа для однодворцев и государственных  крестьян, среднюю - губернские сословные  суды, верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа, высшую -- палаты уголовная и гражданская для всех сословий.
Для уголовных дел, в которых источником преступления являлась не злая воля, а несчастье, суеверие и т. п., и для полюбовного  решения тяжб в губернском городе учреждался совестный суд. Делами благотворительности  и народного просвещения заведовал  приказ общественного призрения.
Главные результаты реформы: коллегиальный порядок  ведения дел, последовательно проведенное  разделение ведомств административного  и судебного с отделением суда гражданского от уголовного, сословный  состав суда в низшей и средней  инстанции, совместное участие трех сословий в некоторых учреждениях, именно в совестном суд и приказ общественного призрения, где присутствовали выборные заседатели от купечества и  мещан, от однодворцев и государственных  крестьян.
В качестве вывода целесообразно  привести мнение В. О. Ключевского: «это участие имело особенно важное значение: оно было робким приступом к восстановлению в управлении и суде совместной деятельности сословий, еще в Х?ІІ в. разобщившихся сословными правами и обязанностями, как и сословнымъ управлением». Там же.
Глава 2. Система сословных  органов
Система сословных  учреждений была следующая:
В губернском городе имелись:
1) Совестный суд  - для полюбовного решения тяжб  и для суда над невменяемыми  преступниками и непреднамеренными  преступлениями;
2) Приказ общественного  призрения - для устройства школ, богаделен, приютов и т. п.  В обоих этих местах председательствовали  коронные чиновники, заседали  представители всех сословий  и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти  учреждения не были и бюрократическими.
В каждом уездном  городе находились:
1) Нижний земский  суд - ведавший уездную полицию  и администрацию, состоявший из  исправника (капитана-исправника) и  заседателей; и тот, и другие  избирались из дворян уезда.  Исправник считался начальником  уезда и был исполнительным  органом губернского управления.
2) Уездный суд  - для дворян, подчиненный Верхнему  земскому суду.
3) Городской магистрат  - судебное место для горожан,  подчиненное губернскому магистрату (городская полиция была вверена  коронному чиновнику - городничему).
4) Нижняя расправа - суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе. Все  эти учреждения по своему составу  были коллегиальными и сословными  местами (из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был назначаем от правительства.
Кроме перечисленных  учреждений следует заметить еще  два: для попечения о вдовах и  детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском  суде), а для призрения вдов и  сирот горожан - сиротский суд (при  каждом городовом магистрате). И  в том, и в другом учреждении членами  были сословные представители. В  Дворянской Опеке председательствовал  предводитель дворянства (они стали  существовать со времени Екатерининской комиссии), а в сиротском суде - городской голова. Такова была система  местных учреждений Екатерины II. Павленко Н.Я. Указ. соч. С. 214.
Таким образом, вместо довольно простых форм прежнего времени  теперь раскинута в каждой губернии целая сеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная администрация  сосредоточена в меньших административных округах.
Глава 3. Отдельные  сословия в законодательстве второй половины XVIII в.
§1. Дворянство
Становясь привилегированным  и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для  избрания должностных лиц дворяне  должны были съезжаться всем уездом через  каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные  учреждения. Дворянство каждого уезда  становилось целым сплоченным обществом  и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и  полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). Омельченко О.А. «Законная монархия»…С. 277.
По своему сословному положению дворяне становились  с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим  или наполовину, или совсем, громадное  число чиновников принадлежало к  дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось  в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные  учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками  верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.
Таким образом, с 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых  магистратов) стала управляться  дворянством: вверху они действовали  в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся  обществ. Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему  сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.
В «Учреждениях для  управления губерний», однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние  на местное управление рассматриваются  как факты, созданные в интересах  государственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно  и прежние права и преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Здесь уже  начала сословного самоуправления рассматриваются  как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Там же. С. 381.
Жалованная грамота 1785 г. явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее  существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее развитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица. Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и возвышения дворянского сословия, какой мы наблюдали на пространстве всего XVIII в. При Петре I дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости; при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права. Там же.
Наконец, при Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и  державшей в своих руках местное  самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие права всякого дворянина. Об участие дворянских обществ в местном управлении говорилось выше. Помимо этого участия дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII в.; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление - вот результаты, к каким привела дворянское сословие политика императрицы. Там же.
§2. Духовенство и  полупривилегерованные группы
Другим привилегированным  сословием было духовенство, но оно  в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и поте-ряло свыше миллиона душ крестьян, секуля-ризованных государством. В процессе секуля-ризации были ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались стро-гие штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило численность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был весьма затруднен. Дети духо-венства исключались из духовного сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телесых наказа-ний. Законодательство Екатерины Великой. Т. 2. С. 286.
Осуществив секуляризацию, самодержа-вие превратило духовенство в своеобразных чиновников по духовному ведомству. Вне-шним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновни-ков орденами за усердную многолетнюю службу.
От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полупривилегиро-ванные сословия и сословные группы, соста-влявшие примерно 2,5% населения. Жалован-ная грамота городам выделила из городского населения три гильдии купечества, освободи-ла гильдийское купечество от подушной пода-ти, рекрутского набора, заменив его де-нежной платой, закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заводов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний. Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населения занимала лишь 0,5%.
К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупри-вилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по размерам, значительно превышавшим разме-ры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось от по-душной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на осо-бых условиях. Права, предоставленные верху-шке этого сословия, в ряде случаев приближа-лись к правам дворян.
К неподатным сословиям  принадлежали также рекруты, сданные  в армию и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую катего-рию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования ун-тер-офицерского состава армии. Павленко Н.Я. Указ. соч. С. 214.
§3. Горожане
Остановимся еще  на одном аспекте этой проблемы - вопросе об отношении Екатерины II  к городу, его населению - «третьему  сословию» или «среднему роду людей», - ремеслу, торговле, промышленности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.