На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Биологическая память

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НА ТЕМУ: ПАМЯТЬ И МОЗГ. 

ПО ДИСЦЕПЛИНЕ: АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. 

 ВЫПОЛНИЛА  СТУДЕНТКА 3-ГО КУРСА 29-ГОПОТОКА 

 ПСИХОЛОГО-ПЕДОГОГИЧЕСКОГО  ФАКУЛЬТЕТА 

 КАЗАКОВА  ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА 

ПРЕПОДОВАТЕЛЬ ПРАВОТОРОВ ГЕОРГИЙ 

 ВАСИЛЬЕВИЧ 

 НОВОСИБИРСК 

1999г. 

 ПЛАН РАБОТЫ. 

1. ВИДЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ПАМЯТИ. Стр.3 

2. ПАМЯТЬ И  МОЗГ. Стр.5 

2.1. ВРЕМЕННАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ. Стр.6 

2.2. СТРУКТУРЫ  МОЗГА, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО 

 СВЯЗАНЫЕ  С ПАМЯТЬЮ. Стр.8 

2.2.1. КОРА. Стр.9 

2.2.2. ВИСОЧНЫЕ  ДОЛИ, ГИППОКАМП, 

 СИНДРОМ КОРСАКОВА. Стр.9 

2.2.3. МОЗЖЕЧОК. Стр.11 

2.3. РОЛЬ РНК,  НЕЙРОМЕДИАТОРОВ, 

 НЕЙРОГЛИИ.  Стр.12 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр.15 

4. СЛОВАРЬ. Стр.16 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Стр.17 

Биологическая память – это фундаментальное  свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. 

 Различают  три вида биологической памяти, появление которых связано с  разными этапами эволюционного  процесса: генетическую, иммунологическую  и нейрологическую (нервную) память. 

 Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции 

 Память о  структурно-функциональной организации  живой системы как представителя  определённого биологического вида  получила название генетической. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты
(ДНК, РНК). 

 С генетической  памятью тесно связана иммунологическая. В эволюции она возникает позже  генетической и проявляется в  способности иммунной системы  усиливать защитную реакцию организма  на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.). 

 Неврологическая,  или нервная память появляется  у животных, обладающих нервной  системой Её можно определить  как совокупность сложных процессов,  обеспечивающих формирование адаптивного  поведения организма
(субъекта) Неврологическая  память использует не только  собственные специфические механизмы,  но и механизмы более древней  генетической памяти, способствующей  выживанию биологического вида. По этому в неврологической  памяти выделяют генотипическую, или врождённую, память. Именно она у высших животных обеспечивает становление безусловных рефлексов, импринтинга, различных форм врождённого поведения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и выживаемости вида Фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Её механизмы обеспечивают, хранение и извлечение информации приобретаемой в течение жизни в процессе индивидуального развития.
 В своём  реферате я буду писать о  том, что было прочитано мною о неврологической памяти. 

 Память имеет  большое значение. С. Л. Рубинштейн  сказал: "Не обладая памятью,  были бы существами на час.  Наше прошлое было бы мертво  для будущего. Настоящее безвозвратно  исчезло бы в прошлом. Человек  не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом предшественников. Не существовало бы и психической жизни, объединяющей в одно целое сознание личности, и невозможно было бы осуществлять непрерывное обучение, продолжающееся на протяжении всей нашей жизни и делающее из нас то, что мы, в сущности, и представляем собой». 

 Не всегда  люди знали, где находится память. Более двух тысяч лет назад  великий философ древности Аристотель  высказал предположение, что чувства,  мысли и память человека «заключены»  в его сердце, а мозг служит только для охлаждения крови. Но ещё до Аристотеля, в V веке до Н. Э. Гиппократ и
 Кротон указывали  на мозг, как на орган «разума», предоставляя сердцу роль органа  «чувств». Древнеримский врач Гален  (II век) рассматривал мозговые  желудочки (полости в мозге) как хранилища впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира. В середине XVI века Везалий (фламандский учёный) доказал, что мышление и память человека связаны не с работой сердца, а с деятельностью мозга. Признав мозг органом психики, наука продолжала попытки установить точную локализацию памяти в мозговых структурах, исследуя их строение и функции. Было выяснено, что память в своей совокупности деятельность всего мозга в целом. Однако данные науки о том, что именно представляет собой память, как она функционирует, каковы её закономерности и пр., ещё очень не полны. 

 Память - широкое  поле для толкований и исследований. Тысячи исследователей во всём  мире стараются разгадать феномен  памяти, разные учёные с различных  позиций исследуют возможности памяти и функции мозга. 

 Для исследования  памяти применяют методы клинической  и экспериментальной психофизиологии,  физиологии поведения, морфологии  и гистологии, электрофизиологии  мозга и отдельных нейронов, фармакологические  методы, а также аналитической биохимии. В зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов памяти осуществляется на разных объектах - от человека до культуры нервных клеток. 

 Наиболее  популярна концепция временной  организации памяти, принадлежащая  канадскому учёному Д. Хеббу. Основываясь на работах, проведённых до него, он опубликовал в 1949 г. гипотезу о двойственности следов памяти и выделил два хранилища памяти: кратковременное и долговременно. Его теоретические рассуждения послужили отправной точкой для дальнейших психологических и физиологических исследований. 

 Кратковременная  память (КП) представляет первый  этап формирования энграммы (следа  памяти). КП характеризуется временем  хранения информации от долей  секунд до десятков минут и  разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, травма головы и др.). 

 Объём информации, одновременно сохраняемой в КП, ограничен, поэтому более поздние  следы вытесняют более ранние. 

 В качестве  механизма КП большинство учёных  рассматривают многократное циркулирование импульсов (реверберацию) по замкнутой цепочке нейронов.
 Вместе с  тем многие физиологи и молекулярные  биологи видят основу КП и  в некоторых изменениях клеточной  мембраны. 

 Долговременная  память (ДП) –второй этап формирования следа памяти, который переводит его в устойчивое состояние. Процесс перехода из КП в ДП называют процессом консолидации памяти. Согласно концепции временной организации памяти след памяти, прошедший консолидацию и попавший на хранение в ДП, не подвергается разрушающему действию амнестических агентов, которые обычно стирают КП. Энграмма в ДП, в отличие от следа КП, устойчива.
 Время её  хранения не ограничено, так же  как и объём информации, сохраняемой  в ДП. 

 В качестве  механизма ДП рассматривают устойчивые изменения нейронов на клеточном, молекулярном и синаптических уровнях. 

 Сравнивая  функции КП и ДП, можно сказать,  что в кратковременной памяти  мы “живём”, а в долговременной  храним знания, придающие смысл,  значение нашему существованию.  Обращение к прошлому опыту, который необходим, чтобы понять настоящее – это функция долговременной памяти. 

 Однако в  результате дальнейших исследований  потребовалось уточнение структуры  временной организации памяти. Наряду  с признанием КП и ДП выделили  промежуточную (лабильную) память, метаболические процессы которой отличны от соответствующих процессов в КП и ДП. Далее сделали вывод о времени сохранения следа в каждом хранилище памяти. След в КП угасает уже через 10 мин. после обучения. В промежуточной памяти он хранится до 30 мин.
 В ДП энграмма  попадает через 45 мин. и храниться  неопределённо долго. 

 Структуры  мозга вероятнее всего связанные  с памятью. 

 Кора головного  мозга. 

 В хранении  долговременной памяти участвует  большая часть коры. Ввиду своей  сложности кора головного мозга с трудом поддаётся исследованию.
 Поскольку  у человека мышление и решение  задач связаны с речью, результаты  экспериментов на животных могут  рассматриваться как весьма приблизительные  аналоги. 

 Тот факт, у животных, выращенных в “обогащённой” среде, слои коры несколько толще и структура нейрона сложнее, чем у особей выросших в
 “обеднённых”  условиях. Это показывает, что индивидуальный  опыт, т. е. научение, может влиять  на строение коры у животных. Должно быть, подобные изменения  происходят и у людей. Вместе с другими структурами мозга, помогающими нам перерабатывать информацию, кора больших полушарий хранит результаты прошлого опыта и, следовательно, должна изменяться по мере усвоения и запоминания. Сейчас, однако, невозможно точно сказать, каковы именно эти изменения. Почти сорок лет назад психолог Карл Лэшли - пионер в области экспериментального исследования мозга и поведения - попытался дать ответ на вопрос о пространственной организации памяти в мозгу. Он обучал животных решению определенной задачи, а затем удалял один за другим различные участки коры головного мозга в поисках мест хранения следов памяти. Однако независимо от того, какое кол-во корковой ткани было удалено, найти то специфическое место, где хранятся следы памяти - энграммы, не удалось. 

 Дальнейшие  исследования показали, в чем  заключалась причина неудачи  Лэшли. Для научения и памяти  важны многие области и структуры  мозга помимо коры. Оказалось  также, что следы памяти в  коре широко разбросаны и многократно  дублируются. 

 Височные доли, гиппокамп и синдром Корсакова. 

 Потери памяти  чаще всего можно наблюдать  при поражениях лобных и височных  долей мозга, а также ряда  подкорковых структур: мамилярных  тел, передних отделов таламуса  и гипоталамуса, амигдолярного комплекса  и особенно гиппокампа (извилина полушария головного мозга, расположенная в основании височной доли). 

 Лэрри Сквайр (1984) высказал предположение, что  в процессе усвоения каких-либо  знаний височная область устанавливает  связь с местами хранения следов  памяти в других частях мозга, прежде всего в коре. Потребность в таких взаимодействиях может сохраняться довольно долго - в течение нескольких лет, пока идет процесс реорганизации материала памяти. По мнению Сквайра, эта реорганизация связана с физической перестройкой нервных сетей. В какой-то момент, когда реорганизация и перестройка закончены, и информация постоянно хранится в коре, участие височной области в ее закреплении и извлечении становится ненужной. 

 Участие гиппокампа  в процессе запоминания было  доказано в конце XIX века крупным  русским невропатологом С.С. Корсаковым. Он установил, что у больных,  у которых по той или иной  причине были повреждены оба  гиппокампа, изменений личности  не наблюдалось: они адекватно реагировали на любые события. Но реакции этих больных были нормальными лишь до тех пор, пока протекало событие – раздражитель. Через несколько минут после окончания его действия больной о нём начисто забывал. 

 По мнению  Пенфилда (канадский нейрофизиолог и нейрохирург) больные с удалёнными (в лечебных целях) гиппокампами полностью сохраняют свой интеллект, способность производить математические операции и т.п. Однако они не способны усваивать новую информацию. Такие больные, по сообщениям американских учёных, не могут смотреть телевизионные фильмы, которые прерываются рекламой, так как теряют связь между отдельными частями фильма. 

 Следует иметь  в виду, что при разрушении  гиппокампа, другие нервные центры  и структуры берут на себя  и компенсируют, хотя и не полностью, функции памяти. 

 В нормальных  условиях гиппокамп выполняет  ряд ответственных задач.
 Установлено,  например, что, когда воспринимается  однородная информация на определённую  тему, переключение на новую тему, а потом возврат к первой  без прерывания логической нити разговора обеспечивает гиппокамп. В обычных условиях гиппокамп обеспечивает перенос информации о происходящем в данный момент событии из коротковременной памяти в долговременную. Благодаря этому, событие, происходящие в данный момент, если оно важно для организма, оставляет свой след в центральной нервной системе до того времени, когда данные о нём становятся необходимы организму.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.