На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Герберт мид - основоположник интеракционистского подхода в социологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. Интеракционизм как ответ на развитие общества 20 века…...………..….5
1.1.Предпосылки развитие взглядов и научная биография Дж.Г.Мида……………...5
1.2.Влияние интеракционизма  на социологию 20 века………………………………13
ГЛАВА 2. Символический интеракционизм Дж.Г.Мида ..………………………….15
2.1.Концепция  социализации Дж.Г.Мида…………………………………………….15
2.2. Идеи Мида  и формирование динамического образа общества…..…………….23
ГЛАВА 3. Другие концепции, символического интеракционизма……………….....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Теоретическое наследие Дж. Г. Мида принадлежит к  золотому фонду американской философии  и социологии. При жизни находившийся «в тени» представителей Чикагской школы, и прежде всего Д. Дьюи, после смерти более четверти века непопулярный и почти неизвестный, как отмечает Н. В. Мелентьева, исследователь научных взглядов Дж.Г. Мида, Мид в наши дни входит в список классиков американской мысли, традиционно включающий Пирса, Джемса, Ройса, Сантаяну, Дьюи и Уайтхеда, причислен к столпам американского прагматизма, основателям «социального бихевиоризма» и «символического интеракционизма» в социологии, родоначалькам социальной психологии. Миду посвящены десятки статей, диссертаций и книг, несколько международных симпозиумов. Его идеи, ставшие своего рода «аксиомой сознания американца» , возрождаются в рамках феноменологической социологии, этнометодологии, экзистенциального психоанализа и т. п. Мида сопоставляют с Гуссерлем и Сартром, Уайтхедом и Бубером, в его взглядах усматривают вариации на тему «философии жизни» и марксизма. Его имя часто упоминается в современных социологических дискуссиях, в особенности, в связи с поисками «гуманных» альтернатив как структурному функционализму с его консервативной ориентацией на социальный статус-кво, так и пессимистическим леворадикальным и экзистенциалистским программам с драматической констатацией отчуждения индивидуума, идеями анархического бунта и социального разрушительства.
    Социологическое мышление начало вырабатываться в современной  науке на рубеже XIX - XX вв. И, хотя центральные  работы по социологии в основном написаны европейскими учеными, мы можем назвать  американский мир родиной практической социологии, так как именно социологический подход доминировал в американской философии задолго до выделения социологии в отдельную дисциплину. Американское общество, складывающееся нестихийно и традиционно, как большинство европейских, но в большей степени планомерно, в согласии с определенными социальными схемами, исторически было первой социологической моделью, примененной на практике. Именно поэтому опыт американских философов столь ценен для вхождения в социологическую проблематику.
    Дж. Г. Мид - мыслитель, играющий в американской гуманитарной науке особую роль. Он не столь концептуален, как Эмерсон, не столь экзистенциален, как Торо, и не так последователен, как Дьюи. Философия Мида выстраивается из фрагментов - университетских лекций, статей и заметок в академических журналах - на первый взгляд довольно отрывочных и эклектичных. Тем не менее именно Мид - один из наиболее показательных, наиболее парадигматических философов Америки XX столетия, в творчестве которого фактически исчезают все метафизические и теологические фрагменты, ранее вуалировавшие сугубо социальный и рационалистический путь развития американского сознания.
    Релятивизм, плюрализм, социальный «рационализм»  и прагматический позитивизм - все  органично входит в американский образ жизни, становится объектом рефлексии в философском творчестве Мида.
    К сожалению изучению. Творчества Мида уделено не так много внимания, поэтому в настоящем реферате исправляя эту историческую несправедливость необходимо рассмотреть основные принципы его мировоззрения.
    Цель  работы изучение социологических взглядов Герберта Мида, анализ основных концепций  и взглядов.
    Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач, рассмотреть: философские  взгляды Мида, его концепции социальности, «социального процесса», концепцию «символического интеракционизма», проблему времени и эмерджентности, принципы нового рационалистического мышления Мида, а так же его вклад в американский менеджмент и либеральный реформизм.   
 

ГЛАВА 1. Интеракционизм как ответ на развитие общества 20 века
1.1.Предпосылки  развитие взглядов  и научная биография  Дж.Г.Мида 

    Чарльз  Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической  теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, - интеракционизма.
    Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям  о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у  Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. 1
    Американский  философ. «Прагматизм». Родился в  шт. Массачусетс, отец – протестантский священник, формировался в интеллигентской  среде, получил религиозное, но вместе с тем классическое образование. Круг чтения был весьма серьезным, читал на греческом и латыни.
    1879 переезжает в Огайо, отец стал  священником, 1981 – смерть отца, Мид  идет работать (домашним учителем, инженером).
    Родился в Южном Хедли (штат Массачусетс) 27 февраля 1863. Родители были глубоко верующими и одновременно очень образованными людьми. Когда мальчику исполнилось семь лет, его отца пригласили преподавать в колледж Оберлин (штат Огайо). Здесь же, в Оберлинском колледже, с 1879 начал учиться и Джордж Мид.
    После смерти отца в 1881 условия жизни Мида серьезно ухудшились. Ему приходилось подрабатывать официантом, чтобы заработать на пропитание. Несмотря на все препятствия, в 1883 Мид закончил колледж. В течение последующего десятилетия он искал свой путь в жизни, пока не осознал, что его призвание — социальные науки.
    Первоначально Мид преподавал в начальных классах. Однако через несколько месяцев  опекуны школы выразили неудовольствие "мягкотелостью" учителя (не желая  бороться со школьными хулиганами, преподаватель просто отпускал со своих занятий всех, кому это было не интересно) и лишили его работы. Следующие три года неудавшийся преподаватель занимался исследовательской работой на строительстве железной дороги, подрабатывая репетиторством и с упоением читая все книги, которые попадались ему в руки.
    В 1887 Мид поехал в Гарвардский университет, чтобы продолжить изучение философии. Уже через год он получил степень  бакалавра. Хотя главным предметом  его изучения была философия, он параллельно  уделял много внимания психологии и  лингвистике. В 1888 он уезжает в Германию для продолжения обучения и получения докторской степени. Занимался в Лейпцигском и Берлинском университетах, углубляя свои знания в области психологии, философии и экономической теории. Знакомство с немецким ученым В.Вундтом, основоположником социальной психологии, сильно повлияло на его дальнейшее внимание к познанию социальных закономерностей поведения людей.
    В 1891 Миду предложили место преподавателя  психологии и философии в Университете штата Мичиган (город Энн Арбор). Он принял это предложение и покинул Берлин, так и не завершив своей учебы. Таким образом, один из наиболее выдающихся социальных мыслителей Америки рубежа 19-20 вв. формально не имел законченного высшего образования.
    В Мичигане Мид проработал до 1894. Здесь он впервые начал глубоко изучать труды выдающихся американских обществоведов того времени, прежде всего социолога Ч.Кули и философа Дж. Дьюи. Личное знакомство с Дьюи определило всю его дальнейшую карьеру: когда создавался Чикагский университет, Дьюи настоял на том, чтобы его друга и коллегу Мида пригласили в новый университет на должность ассистента. Так было положено начало Чикагской школы философии (Дьюи, Дж. Тафтс и Мид).
    Именно  в Чикагском университете развернулась научная и преподавательская  деятельность Мида. В 1902 он получил должность доцента, а в 1907 стал профессором. С 1900 Мид начал вести курс социальной психологии. Его лекции пользовались огромной популярностью. Но, как это ни парадоксально, его способности излагать свои мысли на бумаге были очень посредственными. Сам Мид откровенно признавался, что ему чрезвычайно сложно писать. Хотя он не стремился популяризировать свои идеи в письменной форме, его теории и научные воззрения хорошо известны благодаря книге Разум, самость и общество, составленной по записанным в 1928 конспектам лекций его студентов.
    Главным объектом научных интересов Мида было изучение социальных действий —  поступков, которые приобретают  определенный смысл только в обществе, связаны с исполнением социальных ролей (параллельно с ним этой же проблемой активно занимался М.Вебер). Концепцию Мида называют "символическим интеракционизмом", поскольку она рассматривает символические элементы взаимодействия людей в обществе. Создавая свою концепцию, он полемизировал с популярными на рубеже 19-20 вв. дарвинистскими теориями (их сторонники назывались "радикальными бихевиористами"), которые сводили закономерности поведения людей к чисто биологическим.2
    Отправная точка теоретической концепции  Мида — приоритет социального  над индивидуальным. Социальное действие в отличие от обыкновенного действия обязательно включает как минимум двух людей. В основе социального действия лежит жест — действие, согласно Миду (здесь он развивал идеи В.Вундта), которое рассчитано на ответную реакцию окружающих. Если реакция происходит на бессознательном уровне, автоматически, то жест является "незначащим" (на такого рода жесты способны не только люди, но и животные). Если же реакции предшествуют размышления, то жест приобретает социальное значение.
    Среди значащих жестов особую роль выполняет голосовой жест. Его существенное отличие от физических значащих жестов заключается в том, что голосовой жест влияет не только на слушающего, но и на говорящего (благодаря тому, что сам говорящий слышит то, что произносит); голосовой жест заметно легче контролировать.
    Если  голосовой жест вызывает у говорящего примерно такую же реакцию, как и  у слушающего, то такой жест становится значащим символом. Именно благодаря  наличию значащих символов возможна коммуникация (общение между людьми) в полном смысле этого слова. Самый яркий пример значащего жеста — это язык, когда одно и то же слово для слушающего и говорящегообозначает одинаковые мысленные образы.
    Важная  составляющая процесса коммуникации —  способность человека рассматривать  себя не только как субъекта, но и в качестве объекта (то есть умение увидеть себя со стороны глазами других людей). Такую способность Мид называл "самость" (self).
    Самость — чисто социальное качество. Оно  не только отсутствует у животных, но не является врожденным и у самих людей. Развитие самости у ребенка, по Миду, проходит две стадии.3
    1. Стадия ролевых игр (Play). В отличие  от животных, которые тоже способны  играть, человеческий ребенок, подрастая,  начинает в играх воспроизводить  самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения конкретных других людей.
    2. Стадия коллективных игр (Game). Если раньше ребенок примерял  на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д. Ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для этого сообщества установками.
    По  мере взросления ребенка он становится членом самых разнообразных групп, приобретая вследствие этого и самые разнообразные самости. По набору самостей один человек отличается от другого. Формирование каждой конкретной самости происходит в индивидуальном порядке, поэтому люди не являются похожими друг на друга клонами, а обладают ярко выраженными индивидуальными чертами.
    В структуре самости Мид выделял  два компонента — me и I (эти мидовские  термины обычно используются без  перевода).
    Первый  компонент, me ("ми", в буквальном переводе — "меня") — это совокупность установок, ценностей и норм, которыми руководствуется человек. Этот набор усваивается человеком в процессе принятия роли обобщенных других. Другими словами это осознанные, но некритически усвоенные, принятые на веру правила поведения в том или другом сообществе. Me гарантирует устойчивость и стабильность в обществе, обеспечивая соблюдение общепринятых, ожидаемых норм поведения. В целом можно сказать, что me — это социальная стороны личности.
    Второй  компонент, I ("ай", в буквальном переводе — "я"), представляет непосредственную реакцию индивида на других. Это непредсказуемый и в то же время творческий элемент личности каждого человека. I привносит в социальные процессы элемент новизны, способствует самореализации каждого человека, а также содержит в себе все важнейшие ценности. I отражает индивидуальность и своеобразие человека.
    Любое действие человека, полагает Мид, может  быть рассмотрено через призму взаимодействия I и me. Me предлагает набор стандартизированных  реакций, а I отвечает за выбор какой-либо из них.
    I и me — это две половинки  одного целого (Self = I + me). Me позволяет  человеку комфортно существовать  в социальном мире, а I предохраняет  общество от застоя. Компонент  me преобладает у людей-конформистов, а компонент I — у творческих личностей и харизматических лидеров, изменяющих историю. Социальный контроль можно рассматривать как доминирование me над I, а общественное развитие — как постепенное увеличение доли I в структуре личности (в примитивных обществах у людей преобладает me, в то время как в современном обществе большее значение получает элемент I).4
    Смерть  жены в 1929 сильно подорвала силы ученого, новый удар его здоровью нанес  конфликт с коллегами по университету. Попав в больницу, ученый подал  прошение об отставке. Едва он выписался из больницы, как на следующий день, 26 апреля 1931, умер в Чикаго от сердечного приступа.
    После смерти ученого его идеи стали  основой школ символического интеракционизма (самыми известными последователями  Мида являлись Г.Блумер, И.Гоффман и М.Кун). Взлет популярности этого направления пришелся на 1970-е, когда его идеи стали рассматриваться как альтернатива функционализму Т.Парсонса. Осознание взаимосвязи внутреннего мира личности с социальными процессами считается одним из важнейших достижений социологии и социальной психологии.
    Разрабатывает специальный курс социальной психологии. Никогда не работал на факультете Социологии, не участвовал в разработках  Чикагской школы. Больших трудов не писал, считая себя обычным учителем. Никакой единой позиции у него нет, любое систематическое представление его идей – только интерпретация.
    Прагматизм: мир – это опыт в философском  смысле. Мир – это мир переживаний. Этот опыт поддерживается в деятельности. Сущность человека – в деятельности. Мышление и поведение складывается на основе опыта. Закрепляются только адаптивные (приносящие пользу) формы мышления. Мир, в котором человек живет, - это опыт.
    Произведения:5
    Разум, я и общество (Mind, Self and Society) (1934) (800-900 страниц – наибольшее значение)
    Философия акта (1938)
    Социальная психология (1956)
    Свою  концепцию Мид называл «Социальным  Бихевиоризмом». Бихевиоризм Уотсона  объясняет не все, социальные схемы  им объяснить невозможно. Человеческое поведение – осмысленное и  продуманное. Оно никогда не является прямой реакцией на внешние события. Мышление изменяет обычную концепцию бихевиоризма.
    Акт состоит из 4-х стадий: импульс->перцепция->манипуляция->консумпция.
    Любое поведение отвечает на некий импульс. Перцепция – восприятие, осмысление импульса, продумывание, репетиция действий. Когда ситуация определена,  действие продумано – появляется манипуляция – реализация действия во внешнем мире. Консумпция – завершающая стадия, потребление результатов. Оно не заканчивает действие, а возвращает нас к перцепции. Таким образом цель замыкается.
    Получая большой поток импульсов, человек  выбирает значимые. Импульс отличается от стимула тем, что он необособлен.
    Возможно  отбрасывание к более простым  формам действия. Голод отличается от аппетита. Удовлетворение аппетита может быть отсрочено и обдумано.
    Перцепция – интерпретативная деятельность, конструирование объектов, наделение  объектов значениями, соотнесение объектов с символами. На этой стадии мы какую-то область опыта представляем целостной  единицей, конструируем его, придаем определенное значение. При этом мы забываем о деталях, «шурупах».
    Определение стула – определение некоего  объекта, который можно использовать тем или иным образом.
    «Я» отделяет человека от среды (с точки  зрения организации опыта). Каждое сознание одновременно предполагает самосознание. Самосознание – понимание самого себя.
     Я                                          себя
    Благодаря сознанию происходит удвоение «Я» на субъект и объект. Однако пассивное  и активное «Я» не тождественно. Следовательно, я могу относиться к самому себе как к другому. Также можно смотреть на пассивное «Я» с точки зрения другого. «Я» социально т.к. в его основе лежит часть другого. «Я» это не застывшая субстанция, а процесс. Он все время переопределяется, не совпадает с сознанием, его нет у животных. 

     Я                                         I (источник активности, неуловимо сознанием)
                                                Me (объективированное «Я», можно схватить в мышлении)
    Когда мы задаемся вопросом «Кто я такой?», мы можем себя определить только через общие характеристики. Me – социализированная часть «Я». Me – установки, роли, значения, значащие силы, ожидания. Me имеет ролевой характер.
    Человеческое  «Я» возникает из усвоения ролей  и установок.
    Имитация.
    Play – установка другого. (Девочка, играющая в мать в каком-то смысле мать, в каком-то – нет. Усвоение установок первоначально происходит в игре.)
    Game. (Для каждого игрока предполагает не только оценку своего ролевого поведения, соотнесение с ролями других. В голове нужно иметь не только свою роль, но и роли других (интегрированная установка сообщества).)
    Взаимодействие  – базовый социальный процесс. Взаимодействие А и Б. Активность А и Б реализуется  внешне наблюдаемыми действиями.
        
    Взаимодействия:
    Несимволическое. Драка, вышедшая из-под контроля.
    Символическое. Человек включен благодаря своему «Я». Осмысленное поведение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.Влияние  интеракционизма  на социологию 20 века 
    Возрастание в социологии интереса к проблеме коммуникации актуализировало, в частности, вопросы понимания друг друга при расхождении позиции, определения собственной точки зрения в отношении противоположности. Это, естественно, обусловливало ослабление бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психологических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению ( по аналогии с реакциями животных). В отличие от бихевиористов и фрейдистов формируется «Третья сила» - интеракционистское направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружение.6
    Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской  школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определение значимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.
 

ГЛАВА 2. Символический  интеракционизм Дж.Г.Мида
2.1.Концепция  социализации Дж.Г.Мида 
 

    Прежде  всего следует высказать несколько  предварительных замечаний, которые  касаются, во-первых, генезиса концепций  символического интеракционизма, во-вторых, места символико-интеракционистского подхода в системе социальных наук, в-третьих, содержания понятия социального взаимодействия, как оно трактуется в символическом интеракционизме. Последнее наиболее важно, ибо уяснение содержания этого понятия позволяет с самого начала определить специфику теоретической ориентации символического интеракционизма и выделить его из ряда других социально-психологических и социологических концепций, основывающихся на понятии взаимодействия.
    1. В современной буржуазной социологии  и социальной психологии под  названием «символический интеракционизм»  выступают теоретические концепции,  ведущие свое происхождение от  социально-психологической системы  Дж.Г. Мида и «психодраматических» исследований Дж. Морено. Имя Морено редко упоминается, когда речь заходит о родоначальниках этого направления. Тем не менее анализ теоретических положений Морено, содержащихся в его исследованиях о психодраме, обнаруживает их родство с соответствующими рассуждениями Дж. Мида.7
      Символический интеракционизм часто рассматривается как чисто американское «изобретение». Мнение это неточно. Теории символического интеракционизма следуют интеллектуальной традиции исследования диалектики человеческого общения, наиболее ярко выразившейся в гегелевской философии. Известный американский социолог Г.П. Беккер писал: «Мид был одним из моих учителей... он говорил, что рассмотрение Self-Other Problem без мощного импульса со стороны гегелевского анализа никогда бы не приняло форму, в которой оно воплотилось в «Mind, Self and Society». В этой работе, добавляет Беккер, Мидом был мастерски использован анализ проблематики понимания и общения, данный в «Феноменологии духа» Гегеля. К этой же традиции относится интеракционистская по своему существу антропология Л. Фейербаха, послужившая одним из источников позднейших экзистенциалистских концепций личности, а также вдохновившая ряд антропологических и социологических доктрин современной диалектической теологии (М. Бубер, П. Тиллих и др.). Дух этих построений, превращающих диалектику общения в мистику общения, прекрасно передают стихотворные строки Морено, предпосланные им в качестве эпиграфа его многотомному труду «Психодрама»: «Встреча двоих: зрачок к зрачку, лицо к лицу. Когда ты рядом, я вырву твои глаза и заменю их моими, и я вырву мои глаза и заменю их твоими, а потом я взгляну на тебя твоими глазами, а ты на меня - моими, и наше свидание станет тюрьмой без цепей: неопределенное место в неопределенном времени, неопределенное слово - неопределенному человеку». Современные концепции символического интеракционизма, несмотря на свой рационалистический научный пафос, объективно содержат в себе возможности подобного рода мистики и в своих логических выводах приходят к релятивизации социального пространства - времени, языка, социального бытия человека.
    Из  непосредственных предшественников символического интеракционизма - социологов и социальных психологов, наметивших соответствующий этому направлению круг проблем, а также пути их разрешения, можно назвать Г. Зиммеля в Германии, Ч. Кули и У. Томаса в Америке.
      Второе замечание касается места  теорий, символического интеракционизма  в системе социальных наук. Различными  авторами, в том числе и среди  самих представителей этого направления,  символический интеракционизм относится то к области социологического, то к области социально-психологического знания. Причина путаницы состоит в том, что символические интеракционисты идут фактически по пути подмены социологии социальной психологией. Не располагая историко-социологической теорией, позволяющей отнестись к обществу как к объективному феномену, имеющему собственные закономерности функционирования и развития, не сводимые к закономерностям межличностного общения, символические интеракционисты рассматривают социальную структуру как результат «кристаллизации», стабилизации процессов межличностного общения, а социальное развитие - как процесс эволюции коммуникативных форм. В этом смысле они всецело следуют точке зрения Ч. Кули, полагавшего, что «даже наиболее сложные и неизменные институты» следует рассматривать как «состоящие из бесчисленных межличностных взаимодействий или актов симпатии, организованных в прочное целое... посредством некоторой системы символов». Интеракционизм подменяет понятие общества как объективного феномена понятием общества как феномена интерсубъективного, где «скрепами» социального порядка служат не объективные материальные жизненные процессы, а субъективно значимые символы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.