На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административная ответственность должностных лиц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
      Любое общество или государство, заинтересованы в успешном управлении своими социальными делами. Именно социальные дела отражают общий интерес и потребности общества, государства и граждан к самосохранению и обеспечению жизнедеятельности. Для решения этих целей необходимо организовать, упорядочить и постоянно регулировать поведение людей, деятельность государственных органов, должностных лиц, социальных институтов, а также поддерживать общественный порядок.
      Сегодня далеко не новы такие понятия как взяточничество и коррупция, нарушающие государственные интересы не только в области экономики, но и других сферах жизни. Нерадивый чиновник, принимая то, или иное решение, иной раз даже не предполагает какие могут наступить последствия. Они часто не касаются области уголовного права, следовательно, и не влекут жесточайшего, на мой взгляд, уголовного наказания, что часто дает правонарушителю лишний повод расслабиться, и преступить закон.
      Среди юридических методов борьбы с  правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.
      Многие  годы роль административной ответственности  в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав, правил заключения договоров, неуважение к суду и т.д.).
      Расширение  административной деликатности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.
      Сказанное выше подчеркивает важный вывод: административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц, непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку проникают во все без исключения сферы жизни и управления.
      Названные преобразования, коренным образом изменившие облик страны, с учетом, конечно, и других факторов и условий, являются главным побудительным мотивом, обусловившим необходимые разработки и принятие нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ – это новый и крупны этап на пути демократизации и гуманизации российского законодательства об административных правонарушениях. Принятие КоАП РФ оказало огромное влияние на понятие административной ответственности, ее принципов и т.д. Вышеизложенное вызывает интерес к рассматриваемой проблеме. В работе материал представлен, а точнее сделана попытка изложить указанную тему в соответствии с КоАП.
      Данная  курсовая работа посвящена одному из насущных вопросов Российского общества, касающихся административного управления – административной ответственности должностных лиц. 
 
 

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
   1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
      Административная  ответственность – особый вид  юридической ответственности. В  то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.)
      Административной  ответственности присущи все  признаки юридической ответственности. Она регулируется  нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.
      Административная  ответственность характеризуется  следующими признаками:
    она урегулирована нормами административного права, содержащимися в Федеральных законах и законах субъектов РФ;
    основанием ее применения является административное правонарушение;
    она состоит в применении к виновным административных наказаний;
    к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также  юридические;
    она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти;
    порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.
      Любая реальная юридическая ответственность  имеет три основания:
      1) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);
      2) фактическое (неправомерные деяния субъектов права);
      3) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).
      Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая  предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д.
      Если  по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен  акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к  ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.
      Для наступления реальной ответственности  необходимо чтобы были все три  ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность  и санкцию за ее неисполнение. Затем  может возникнуть фактическое основание- правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).
      Многие  годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушением постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная  ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.
          Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная – кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (встать на учет, выполнить предписание и т.п.),важна  также цель административной ответственности – стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.1 Под составом административного правонарушения следует понимать, установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии  которых противоправное деяние признается проступком.
      Состав  административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно  делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
      Если  хотя бы один из четырех  указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может быть призванным проступком или преступлением.
      Объектом  правонарушения являются  те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.
      Объективная сторона проступка - это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми  нормами правил.
      Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимости от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.
      Содержание  объективной стороны может включить характер действия или бездействия:
      неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений;
      повторность – совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;
      длящееся  правонарушение – деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенного на виновного законом под угрозой административной ответственности. Оно является единым независимо от продолжительности.
      Субъектами  административного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенного  возраста физические лица, и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
        Существует два вида субъектов административного правонарушения:
      1) индивидуальный - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных функций;
      2) коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, правоохранительное и т.д.
      Существует  два вида признаков субъекта административного  правонарушения:
      1) общие – признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности – вменяемость и достижение на момент совершения, 16-летнего возраста;
      2) специальные – признаки, отражающие особенности труда, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо находившееся под административным надзором,  ранее привлекавшееся к административной ответственности; иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане или военнослужащие.
      Согласно  ст.2.4  Кодекса об административных правонарушениях «Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей»2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
     Выделим основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права.
     1. Административную ответственность  можно рассматривать как правовую  ответственность за административные  правонарушения. При этом следует  учесть, что объектом посягательства  являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.
     Вместе  с тем административная ответственность  применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.
     2. Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.
     3. Административная ответственность  отличается своим субъектным  составом. Субъектами этого вида  ответственности являются как  физические, так и юридические  лица – предприятия, организации.
     4. По своей сущности административная  ответственность представляет собой  воздействие, оказываемое полномочным  органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит  в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.
     5. Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.
     6. Административную ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п.«к» ст.72.1 Конституции РФ1 административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст.1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.
     Кодекс  об административных правонарушениях  предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
     При этом к ведению Российской Федерации  отнесено установление: общих положений  и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня  видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
     Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных законах и вносящие изменения или дополнения в действующий Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс.
     Административная  ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), то есть находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.
     Меры  административной ответственности  применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все  они, реализуя свои полномочия, назначают  правонарушителям административные наказания.
     К ним относятся судьи (мировые  судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов  РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.
     Меры  административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.
     Привлечение к административной ответственности  и назначение административного  наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.
     Административную  ответственность характеризует  особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.
     Во  всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает  перед государством, которое устанавливает  полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях  и назначению наказаний.
     Этим  обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной  и отличается от дисциплинарной, а  также гражданско-правовой. Ответственность  последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом  договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.
     Важная  черта административной ответственности  состоит в том, что ее можно  рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, то есть материально-деликтных, вызванных  совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение.  
 
 
 
 

    2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
     Главные признаки и юридическая характеристика административных правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
     В ст.2.1 КоАП сформулировано официальное определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
     При этом административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  Кодексом и другими нормативными актами, наступает при условии, что  эти нарушения по своему характеру  не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
     Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков.
     Во-первых, это деяние, то есть действие или  бездействие, во-вторых, общественно  опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.
     Административное  правонарушение как деяние представляет собой единство физического и  психического, то есть это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.
     Административное  правонарушение – это вариант  юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму  действия либо бездействия.
     Действие  – это активное нарушение установленной  обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).
     Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло  совершить в силу лежащих на нем  обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).
     Сущность  административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
     Любое административное правонарушение, посягая  на установленный порядок, причиняет  ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).
     Законодатель  при определении в ст.2.1 КоАП административного  правонарушения в числе его признаков  не называет общественную опасность, в  отличие от понятия преступления.
     Однако  его вредность констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание названного Кодекса.
     Тем не менее, дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права  продолжается. Так, в юридической  литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь «вредоносностью». Как видится, административным правонарушениям присуща не просто вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.
     В самом деле, трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности  административным правонарушениям, которые  посягают на безопасность дорожного  движения, пожарную безопасность (в  результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и многого другого. В качестве примера можно привести и многие административные правонарушения, совершаемые в особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, а также обстановка чрезвычайного положения. В последние годы возросла общественная опасность экономических административных правонарушений в налоговой, таможенной и других сферах.
     Между тем некоторые авторы упрощают ситуацию, считая, что в связи с отсутствием  у административных правонарушений общественной опасности их можно  легко отграничить от преступлений. Это, конечно, заблуждение. Единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, естественно, различна у этих видов правонарушений.
     Нарушение названных выше обязательных правил иногда может повлечь уголовную ответственность, если это прямо предусмотрено Уголовным кодексом РФ. Но в большинстве случаев вред от каждого нарушения таких правил не настолько велик, чтобы привлекать к уголовной ответственности нарушителей, признавать их преступниками. Для подобных случаев, а они наиболее часты, государство и учредило административную ответственность, которая по характеру мер нередко не менее сурова, чем уголовная, но не влечет судимости и применяется, как правило, органами исполнительной власти, то есть более оперативно, на основе менее сложного процесса, чем уголовный.
     Признак общественной опасности деяния не является неизменным, навсегда признанным обществом  и закрепленным в праве. Времена  меняются. Развитие общества и государства, научно-технический прогресс и многое другое вносят существенные коррективы в критерии признания деяния общественно опасным. Правом определять наличие или отсутствие общественной опасности административного правонарушения (деяния) обладают в рамках «административного усмотрения» и правоприменители. Так, ст.2.9 КоАП устанавливает, что при малозначительности, а значит, и отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
     Юридическим выражением признака общественной опасности  административного правонарушения является противоправность. Государство, признавая то или иное действие либо бездействие общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение. Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.
     Административное  правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, то есть создания угрозы тем или иным общественным отношениям.
     Кроме того, необходимо иметь в виду, что  противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.