На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Источники конституционного права зарубежных стран

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение 3
1. Система источников конституционного права зарубежных стран 5
1.1. Конституция  как основной источник конституционного  права 5
1.2. Система  источников конституционного права 6
2. Источники конституционного права зарубежных стран 10
2.1. Конституционные  и органические законы 10
2.2. Обычные  или текущие законы 11
2.3. Обычай как источник конституционного права зарубежных стран 15
2.4. Судебный прецедент 17
2.5. Нормативно-правовые  акты интеграционных объединений  государств и международные договоры 18
Заключение 23
Список  использованной литературы 24 

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Источники конституционного (государственного) права зарубежных стран очень  разнообразны и имеют огромное значение в правовом регулировании государства  в целом.
       Понятие «источник права» зародилось в Древнем Риме. Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Ливии хотел термином «источник» обозначить начало, от которого идет развитие римского права.
       В юридической литературе, выражение  «источник права» употребляется  в различных смыслах:
       1) как источник содержания правовых  норм;
       2) как способ, форма образования  (возникновения) норм права;
       3) как источник познания права.
       Источниками конституционного права зарубежных стран выступают нормативные  акты, содержащие регулирующие конституционно-правовые нормы. Основным источником конституционного права являются конституции. Однако в конституциях часто содержатся только общие положения. В силу невозможности рассмотрения всех возможных случаев конституционные нормы не могут охватить все многообразие отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти. Конституционные нормы дополняются другими нормативными актами.1
       Актуальность  данной работы подтверждается тем, что Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется, прежде всего, особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся  в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.
       Цель  данной работы рассмотреть источники конституционного права зарубежных стран.
       Задачами  является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть  понятие, предмет, источники и систему  конституционного права зарубежных стран.
     В данной работе будут исследованы источники конституционного права зарубежных стран, так как это имеет особо важную роль в понимании этой дисциплины.  

 

        1. Система источников конституционного права зарубежных стран. 

       1.1. Конституция как  основной источник  конституционного  права.
       Источники конституционного (государственного) права очень разнообразны и имеют  важное значение в правовом регулировании  государственной власти.
       Источниками конституционного права зарубежных стран выступают нормативные  акты, содержащие регулирующие конституционно-правовые нормы. Основным источником конституционного права являются конституции. Однако в конституциях часто содержатся только общие положения, и некоторые важные вопросы решаются правительством и администрацией, в частности, в первой писаной Конституции – Конституции США 1787 года. В силу невозможности рассмотрения всех возможных случаев конституционные нормы не могут охватить все многообразие отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти. Конституционные нормы дополняются другими нормативными актами.2
       По  структуре конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные. По юридическому характеру различают инструментальные (регулирующие структуру государства) и социальные конституции (содержащие положения, касающиеся социальной сферы). Большинство действующих конституций являются социальными.
       В зависимости от способа  изменения конституции подразделяются на «гибкие» и «жёсткие». Изменения в «гибкие» конституции могут быть внесены в обычном для законов порядке. Изменить же положения «жёстких» конституций возможно только при выполнении определённых условий, в частности, утверждение на референдуме, квалифицированное большинство голосов. Многие современные конституции являются смешанными: некоторые их статьи изменению не подлежат, другие же изменяются в обычном порядке.
       По  форме конституции делятся на писаные и неписаные. Писаной конституцией является официально провозглашённый основным законом акт. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов и обычаев, формально не провозглашённых в качестве основных законов (например, в Новой Зеландии). Данное различие со временем стирается; даже неписаная Конституция Великобритании имеет в своём составе писаные акты.
       По  периоду действия конституции бывают постоянными и временными. Постоянной считается конституция, в которой не указаны сроки действия и события, при наступлении которых она прекратит своё действие. Во временной конституции установлены хронологические сроки её действия и оговорены условия, при которых она должна быть заменена постоянной (например, временная конституция ЮАР 1994 года). Временные конституции провозглашаются главой государства без участия учредительного собрания. 

       1.2. Система источников конституционного права.
       Поскольку конституция обладает высшей юридической силой, то во многих странах является основным источником государственного права. Остальные нормативные акты не должны противоречить конституции, иначе они теряют силу. В некоторых государствах конституционный характер носят как изданные государством нормы, так и другие нормы, в частности, в Великобритании такой статус имеют нормы обычаев.
       Также выделяют другие источники государственного права:
       - конституционные  законы, дополняющие конституцию, либо вносящие в неё изменения. Конституционные законы не являются частями конституции, но играют важную роль в регулировании государственно-правовых вопросов. К таким законам относятся, в частности, законы об избирательном праве и избирательной системе и о полномочиях правительств и парламентов, например – закон об избирательных правах в США 1965 и 1970 годов. В некоторых странах конституционных законов, в широком понимании, нет, в частности, в Румынии, согласно Конституции, конституционным законом признаётся «закон о пересмотре Конституции». То есть в них закрепляется новая редакция статей Конституции и вводятся или упраздняются её положения. Таким образом, конституционные законы в этих странах не являются законами, действующими наряду с Конституцией. Также существуют страны, конституции которых состоят из совокупности конституционных законов. В этом случае конституционные законы имеют наивысшую юридическую силу.3
       - органические законы, регулирующие институт конституционного права в целом. Юридическая сила таких законов меньше конституционных, но больше просто законов. Органические законы принимаются в усложнённом порядке (по сравнению с простыми законами) и относятся к наиболее важным государственным вопросам. В ряде стран, в частности, во Франции органическими законами считаются строго законы, предусмотренные Конституцией. Например, согласно Конституции Франции 1958 года «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47).4 Такие бланкетные нормы представлены в Конституции Франции в большом количестве.
       - обыкновенные законы, регулирующие отдельные вопросы в пределах, установленных конституционными законами. К обыкновенным законам относится, например, закон о выборах президента.
       - чрезвычайные законы, которые, согласно Конституции, могут противоречить её положениям, однако принимаются только на короткий срок (несколько месяцев) с правом продления срока Парламентом. В частности, указы о введении чрезвычайного положения обычно сопровождаются прекращением действия прав и свобод человека и гражданина.
       - внутригосударственные  публично-правовые  договоры, например Конституционный договор 1996 года между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что та остаётся республикой в составе Молдавии.
       - акты главы государства и исполнительной власти (декреты президента, постановления правительства). К ним относятся акты, имеющие силу закона, которые издаются на основе делегирования полномочий парламентом (например, в Великобритании) или в соответствии с исключительными полномочиями президента (как происходит во Франции).
       - регламенты парламентов, устанавливающие внутреннюю организацию парламентов и их работу. При двухпалатном парламенте регламенты принимаются в форме постановления каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты, при однопалатном (в частности, в Китае) – регламенты принимаются в форме закона.
       - акты конституционных  судов, дающие официальные толкования конституции, признающие какие-либо законы соответствующими или не соответствующими конституции.
       - судебные прецеденты – ранее вынесенные решения судов, являющиеся образцом при разбирательстве аналогичных дел в дальнейшем – имеют немалое значение в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод граждан. Судебные прецеденты широко распространены в Великобритании, где множество важных вопросов государственно-правового характера решается с использованием судебных прецедентов, которым более ста лет. Однако в некоторых странах судебные прецеденты не считаются источниками конституционного права. В частности, Гражданский кодекс Франции запрещает судам формулирование норм административного права.5
       - религиозные источники распространены в монархических государствах. В мусульманских странах Коран считается высшим актом (имеет большую юридическую силу, чем Конституция).
       - конституционный  обычай получил широкое распространение в англосаксонских странах. Вопросы государственной сферы решаются с помощью обычаев, не закреплённых в нормативных актах и не обеспечиваемых судебной защитой, но регулирующих правовое положение многих государственных органов и определяющих их значение в механизме государства. Роль обычаев в государственном праве велика: обычаями регулируются порядок полномочий конституционного монарха и многие вопросы законодательной процедуры.
       - международные правовые  акты, ссылки на которые содержатся в конституциях. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая Организацией объединённых наций
       - правовая доктрина – работы выдающихся специалистов – используется судами как основа для решений крайне редко. Встречаются суждения о том, что источниками государственного права являются мнения и высказывания известных учёных в области государства и права Данная концепция распространена в Великобритании, где труды Блэкстона и Лоу иногда рассматриваются как доктринальные источники. Акты, издаваемые при толковании конституционных правовых норм, тоже могут быть источниками государственного права. Толкование законов может осуществляться либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут выступать как целые статьи конституции, так и отдельные положения конституционных и органических законов, содержащих в себе нормы государственного права. Толкование законов имеет серьёзное влияние на правовую систему государства. Например, толкование президентом США актов конгресса является деятельностью по установлению норм.
       Следует отметить, что на локальном уровне – в субъектах федерации –  имеют место свои источники государственного права, например, конституции кантонов в Швейцарии. В городах действуют собственные городские уставы, которые регулируют порядок местного самоуправления. 

2. Источники конституционного права зарубежных стран. 

       2.1. Конституционные и органические законы.
       В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов - источников конституционного права безусловно доминирующие позиции принадлежат законодательным актам.6
       Вторую  группу законодательных актов образуют конституционные и органические законы.
       Следует отметить, что эти термины употребляются неодинаково в различных странах. В некоторых странах конституционными законами именуют те акты, посредством которых вносятся изменения в конституцию. Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных постановлений. Например, в тексте основного закона может говориться о том, что статус правительства будет урегулирован органическим законом. Иногда наименование «конституционный» и «органический» закон - синонимы.
       Конституционный закон, вносящий изменения в конституцию, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к конституции. Обычно это особо усложненный процесс, поскольку подавляющее большинство писаных конституций является жесткими конституциями.
       Несколько отличается порядок принятия органических законов. Он неодинаков в различных странах, но тем не менее для применяемой при его принятии процедуры характерно либо ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, либо требование вотирования законопроекта только абсолютным большинством голосов, а в некоторых странах органические законы подлежат обязательному направлению до подписания главой государства на проверку в орган конституционного контроля. В иерархии законодательных текстов органический закон идет непосредственно за конституцией и стоит выше обычного текущего закона. Это означает, что в случае коллизии между нормой обычного и органического закона преимущественную силу имеет норма органического закона. 

       2.2. Обычные или текущие законы.
       Эти законы образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать чрезвычайно широкий круг вопросов. В этой связи следует отметить, что в значительной части государств сфера применения закона не знает ограничений.
       Иначе говоря, принимающий законы орган  законодательной власти обладает неограниченной компетенцией и может принимать законы по любому вопросу, если сочтет это необходимым. Таково, например, положение в Великобритании, в которой, как утверждают англичане, парламент может все. Он не может только превратить мужчину в женщину, впрочем, это уже относится к сфере компетенции медицины.
       Вместе  с тем в целом ряде стран  сфера применения закона имеет в настоящее время и весьма существенные ограничения. Так, во Франции в соответствии со ст. 34 Конституции перечислены те сферы общественных отношений, которые регулируются законом или применительно к которым закон устанавливает общие начала или принципы регулирования.
       Акты, принятые за пределами законодательных полномочий, даже если при этом была соблюдена вся формальная процедура, могут быть признаны органом конституционного контроля антиконституционными и, следовательно, они не будут введены в действие (во Франции применяется система предварительного контроля законопроектов, принимаемых парламентом).
       В тех случаях, когда речь идет о  законодательных актах, принятых до 1958 г. и выходящих за законодательные пределы, очерченные действующей конституцией, они могут быть изменены или заменены актами исполнительной власти.
       В некоторых странах (например, в Великобритании) писаные конституции отсутствуют. Юридическая значимость того или иного законодательного текста определяется в этом случае не формально правовыми моментами, а его содержанием.
       Важным  направлением активизации законотворческой деятельности в последнее десятилетие  становится создание регионального  законодательства. Этому способствуют два основных фактора: во-первых, расширение сферы ведения субъектов федерации в государствах с федеративным устройством и, во-вторых, развитие начал децентрализации в организации местного самоуправления.
       Объем законодательных полномочий субъектов  федерации в различных федеративных государствах неодинаков, неидентичны и принципы, положенные в основу построения федерации. Так, в договорных федерациях остаточная компетенция, остаточные полномочия принадлежат субъектам федерации, и это вполне естественно расширяет сферу ведения субъектов и, соответственно, применения регионального законодательства. В странах, где остаточные полномочия, то есть полномочия, которые непосредственно не предусмотрены в основном законе, принадлежат центру, объем полномочий членов федерации будет значительно уже. Тем не менее нужно отметить, что преобладающей тенденцией в развитых государствах является, как правило, расширение сферы ведения субъектов федерации. Это можно проследить и в старых федерациях (США, ФРГ, Швейцарии) и в недавно возникших федерациях, к числу которых относится, в частности, Бельгия.
       Законодательство  субъектов федерации не следует рассматривать как систему нормативных актов, подчиненных общенациональному законодательству. Здесь соотношение полномочий оказывается гораздо более сложным и соответственно гораздо более сложными оказываются взаимоотношения между национальным законодательством и законами субъектов федерации. В тех случаях, когда речь идет об исключительном ведении федерации, закон субъектов вторгаться в эту сферу не может. В тех случаях, когда речь идет о совместной компетенции, о совместном ведении, возможно конкурирующее законодательство федерации и субъекта федерации. В этом случае преобладающая роль принадлежит федеральному законодательству, и в случае коллизии должна действовать норма, источником которой является федеральный закон. В то же время во многих странах установлена исключительная сфера ведения субъекта федерации. Применительно к данной сфере общественных отношений роль самостоятельного источника конституционного права выполняет именно региональный закон, закон субъекта федерации.
       Важную составную часть нормативных правовых источников конституционного права образуют акты исполнительной власти. К ним относят акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а равно акты, принимаемые правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции и др.), а равно акты муниципальных органов. Однако практика различных государств в этой области не одинакова.7
       В недавнем прошлом акты исполнительной власти рассматривались, во всяком случае на доктринальном уровне, как акты подзаконные, то есть принимаемые на основе и во исполнение закона. В настоящее время такой подход не вполне отражает существующие реалии. Поскольку сфера применения закона ограничена, то за ее пределами регулирование начинает осуществляться именно актами исполнительной власти. Эти последние как бы замещают закон за пределами зарезервированной за ним сферы общественных отношений. В определенной мере ситуация делегированного законодательства похожа на рассмотренную выше.
       Правда, акты, издаваемые в этом случае исполнительной властью на основе специального уполномочия, как правило, должны быть в последующем подтверждены самим законодательным органом, но это не меняет юридической природы данного акта.
       Число нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью, многократно превосходит число законодательных актов. Однако далеко не все акты исполнительной власти представляют собой источник конституционного права. Подавляющее большинство таких актов относится к сфере административного регулирования самых разнообразных отношений. Поэтому для решения вопроса о том, является ли данный нормативно-правовой акт источником конституционного права, необходимо прежде всего выявить его содержание.
       Что касается иерархии правовых норм, содержащихся в такого рода актах, то она в решающей степени определяется иерархией самих исполнительных органов. Вполне естественно, что акты правительства будут стоять на более высокой ступени, нежели акты, издаваемые министром. Акты, издаваемые министром, стоят выше, нежели акты, издаваемые представителями администрации на местах, и т. д. 8
       Формально наивысшую ступеньку в иерархии таких актов занимают те, которые издаются главой государства. Однако их правовой режим будет неодинаков в зависимости от различий в форме правления. В президентских республиках они действительно являются актами главы государства - носителя исполнительной власти. Таковы, например, приказы Президента США.
       В странах с парламентарной формой правления акты, издаваемые от имени главы государства, в действительности являются актами правительства. Так, в Великобритании приказы Королевы в Совете в действительности являются актами непосредственно правительства страны.
       В республиках со смешанными формами  правления акты главы государства различаются по своему статусу в зависимости от того, какая именно сфера общественных отношений регулируется данным актом и какова применяемая процедура. Так, во Франции акты главы государства могут принимать форму ордонансов, которые практически конкурируют с законодательными актами, или чаще облекаются в форму декрета. Следует отметить, что в переходный период создания Пятой республики во Франции правовой статус всех государственных институтов страны был урегулирован с помощью президентских ордонансов, содержащих органические законы.9
       Таким образом, в каждой конкретной стране структура и порядок принятия, а равно правовой режим актов  исполнительной власти могут отличаться весьма существенными нюансами. Тем не менее общая иерархия таких актов, а следовательно и соподчиненность содержащихся в них правовых норм зависит прежде всего от статуса органа, который эти акты принимает, а также от того, какое место в общей иерархии государственных институтов занимает данный орган. 

       2.3. Обычай как источник конституционного права зарубежных стран.
       Под обычаем в конституционном праве  принято понимать неоднократно применяемое правило, чаще всего санкционированное государством в лице судебных органов, которое применяется при регулировании определенных общественных отношений, относимых к сфере конституционного права. Роль и значение обычая в этой области относительно невелики по сравнению с частным правом и в то же время заметно отличаются в странах, принадлежащих к различным правовым системам.
       Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Так, в Великобритании многие ведущие государственные институты формируются и функционируют на основе не писаных текстов, а сложившихся, иногда в течение столетий, обычаев. Таков, например, установленный обычаем порядок формирования правительства, роль и полномочия кабинета, прерогативы премьер-министра. В странах континентальной Европы обычай в конституционно-правовой сфере применяется сравнительно редко.
       Наряду  с обычаем в традиционном смысле этого слова в целом ряде стран, особенно стран «третьего» мира, при регулировании конституционно-правовых отношений в качестве источника права могут использоваться обычаи и традиции, свойственные корпоративному праву. В мусульманских странах чрезвычайно важны роль адата и шариата. В странах тропической Африки, а также бассейна Тихого океана довольно широко распространено использование так называемого традиционного права, то есть неписаных обычаев, восходящих еще к условиям племенной жизни. В некоторых странах тропической Африки была даже предпринята попытка кодификации племенных обычаев и традиций, представляющая интерес не столько с правовой точки зрения, сколько с точки зрения изучения этнических особенностей формирования национальных общностей и государств. Соответственно, в данной группе государств нередко наряду с судами общей юрисдикции функционируют религиозные судебные учреждения вроде судов шариата или так называемых традиционных трибуналов, разрешающих споры на основе родоплеменных обычаев и традиций.
       В развитых демократических странах  роль корпоративного права также может иногда быть весьма значительной. Так, в целом ряде государств принадлежность к определенной религии является обязательным условием замещения поста главы государства. Причем речь идет в данном случае не только о мусульманских странах, но и о таких, как, например, Великобритания, Швеция и др.10
       Применение  норм корпоративного права может  предрешать решение вопроса о  назначении премьер-министра или замещении  иных высших государственных должностей. Так, в Великобритании пост премьер-министра занимает лидер партии, одержавший победу на выборах в палату общин. Однако порядок избрания партийного лидера определяется корпоративным правом, то есть правилами и предписаниями, которые создают сами политические партии.
       Впрочем, можно отметить, что нередко в развитых странах наблюдается как бы и обратный процесс, когда нормы права вторгаются в такие области общественной жизни, которые всегда традиционно находились вне сферы их регулирования. Одной из таких областей является, например, регулирование статуса, порядка формирования и функционирования политических партий, от деятельности которых зависят особенности политического режима и функционирования государственного механизма в целом. 

       2.4. Судебный прецедент.
       Место и роль судебного прецедента в  различных группах государств неодинаковы. В странах англосаксонского права  именно судебный прецедент является основным источником права вообще и в значительной мере - источником конституционного права.
       Наличие множественности судебных прецедентов  придает в то же время определенную гибкость правовой системе, позволяя отбирать из огромного массива судебных прецедентов  те, которые в наибольшей степени подходят для решения данного конкретного дела. Тем не менее в правовой доктрине в целом превалирует мнение, что сфера конституционно-правовых отношений, как и сфера публичного права вообще, подлежит регулированию в решающей степени писаным правом.
       Судебный  прецедент играет определенную роль и в странах, формально не признающих его в качестве юридического источника права. Это относится, в частности, к странам германо-романского права, а также ряду других. Тем не менее значимость судебного прецедента получает в последние годы определенное подтверждение и подкрепление на международно-правовом уровне, на уровне деятельности судебных учреждений интеграционных образований и группировок. Так, Суд Европейских Сообществ, чьи решения являются обязательными и окончательными для всех стран Европейского Союза, применяющих европейское право, признает свои решения судебным прецедентом, ссылается на этот прецедент в своих последующих решениях.11
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.