На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Демократия, формы, основные принципы и концепции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
   Введение
    Основные исторические формы демократического общественного устройства.
    Сущность и основные принципы демократии.
    Основные теоретические концепции демократии.
    Разновидности демократических политических режимов.
    Заключение
    Список  используемой литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Ввелдение
     Актуальность  темы курсовой работы. Вопросы, связанные  с реализацией демократических принципов государственного устройства, достижения оптимального уровня взаимоотношений между властью и обществом, всегда имели для России важное значение. Но особую актуальность они приобрели в современный период, когда страна остро нуждается в разработке такой внутренней политики, с помощью которой можно будет решить самые острые проблемы модернизации российского общества, обеспечить претворение в жизнь концептуальных положений и принципов демократии, преодолеть на этой основе кризисные тенденции в экономической и социальной сферах.  
           Объектом исследования в курсовой работе является демократия как политико-историческое и правовое явление.  
 Предмет исследования в курсовой работе составляют труды ученых политологов и правоведов, посвященные вопросам демократии, а также современное государственное устройство Российской Федерации как форма существования системы демократических отношений.  
 Целью исследования в курсовой работе является определение понятия и выявление сущности демократии как основы современного государственного устройства и как важнейшего фактора динамики современного общества в условиях глобализации, создающего гарантии защиты личных прав и реализации индивидуальных возможностей личности и оказывающего противодействие нарушению гражданских прав граждан со стороны государства. Показать, что в современной России существуют перспективы развития демократических основ государства, реализуются различные формы демократии и действуют демократические институты, без наличия которых невозможно строить подлинно демократические отношения.  
 Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи исследования:  
 - рассмотреть историко-философские и политические представления о демократии и на основе изучения и сопоставления различных трудов ученых политологов и правоведов дать определение демократии как формы государственного устройства;  
 - осмыслить и дать анализ современных концепций и теорий демократии;  
 - выявить особенности определения демократии как политического режима;  
 - изучить виды демократических политических режимов;  
 - выявить и описать наиболее устойчивые тенденции развития демократических отношений применительно к современным российским социально-экономическим условиям;  
 Структура контрольной работы. контрольная работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы курсовой работы, характеризуется степень научной изученности темы, ставятся цели и задачи контрольной работы. Основная часть состоит из четырех глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих содержание контрольной работы. В заключении делаются общие выводы о проделанном в контрольной работе исследовании. Так же прилагается список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  исторические формы и современные  теории демократии
     Неоднозначность феномена демократии определяется не только расхождениями в понимании  ее природы, но также длительной эволюцией  ее исторических форм. Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все  взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т. ч. в Совете рода, который выбирал руководителей  рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род  посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов  племени все решения принимал совет из старейшин и военных  вождей, т. е. имело место аристократическое  правление. Таким образом, основными признаками родовой демократии являлись следующие:
      1) Она существовала в замкнутых  родовых коллективах и не распространялась  на племенной уровень;
     2) Отсутствовали разделение управленческого  и исполнительского труда, не  было специализированного аппарата  управления и принуждения;
     3) Власть вождей и старейшин  опиралась не на институты  принуждения, а на традиции  и моральный авторитет.
Очевидно, что подобная форма демократии была несовершенной и могла существовать лишь в неразвитом обществе. С развитием  же производства и общественного  разделения труда, с возникновением частной собственности и социального  неравенства первобытная демократия естественно уступила место авторитарным формам правления (монархии, аристократии, олигархии или тирании). Следующей  исторической формой демократии была т. н. рабовладельческая афинская. Начало ей положили знаменитые реформы архонта (верховного правителя) Солона, которые  он осуществил в 6 в. до н э. , перераспределив земельные владения от аристократии в пользу широких слоев свободных граждан и закрепив их право собственности законом. Как полагает известный российский востоковед Л. С. Васильев, именно в результате реформ Солона возник общественный строй, опирающийся на юридически закрепленную частную собственность (чего не было нигде больше в Древнем мире), и создались условия для дальнейшего развития свобод и начал демократии в Европе и на Западе в последующее время
     Окончательно  же конституционно-либеральная модель в истории Англии после т. н. Славной  революции 1688 г. , и была официально закреплена в Революционном уложении 1689 г.
     Основные  принципы демократии классического  либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение  государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление  на основе законов и минимальное  вмешательство государства в  экономику и т. д. Практически  все вышеперечисленное входит в  число характеристик современного либерализма как политической идеологии.
     Таким образом, все рассмотренные нами выше теории содержат в себе определенные недостатки и не предлагают ясного и непротиворечивого понимания  демократии. Возможно, что в этом случае наиболее полное и четкое толкование демократии будет содержать подход, синтезирующий все эти теории.
     В соответствии с ним, демократия –явление многогранное, и является сочетанием элементов прямого народовластия в форме голосования, референдума и участия в работе органов самоуправления (в этом отношении права коллективистская теория демократии), народного представительства (в форме выборных институтов власти), опирается на согласование и баланс интересов разнообразных социальных групп (о чем говорит плюралистическая теория) и на законодательное закрепление индивидуальных прав и свобод личности.
     Все это –так называемые сущностные признаки демократии, т. е. без них ее нет. Кроме них, существуют и некоторые внешние признаки демократии (свобода слова, объединений, всеобщее избирательное право, и т. п.), справедливо указанные в эмпирической теории.
     2. Сущность и основные  принципы демократии.
         На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
     Первый  подход - этимологический, т.е. рассматривающий происхождение и изначальное значение термина "демократия". Дословно же "демократия" переводится с греческого языка на русский как "народовластие", или, по сделанной в XIX в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, "правление народа, избранное народом и для народа". То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия - это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.
Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом  греческом языке составляющее его  корень слово "демос" одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия "демократия" снова от нас ускользает.
     Второй  поход - нормативный - состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.
     Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в  том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы  даже формальная свобода и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства  и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет  равенство, а равенство - свободу).
     Третий  подход - социально-политический - трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.
     Четвертый подход - так называемая "гражданская теория демократии" (российский политолог В. Махнач и др.) - рассматривает ее не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.
     Пятый подход - негативный - рассматривает демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики - Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют ее некоторые современные правые и консерваторы).
     Шестой  подход - эмпирический (эмпирия - непосредственное чувственное восприятие событий и явлений окружающего мира) - призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле.
С позиций этого  подхода демократия представляется как форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции  политиков в борьбе за власть с  добавлением еще некоторых признаков - подотчетность правительства парламенту, власть закона, открытость общества, уважение к частной собственности и  правам граждан, и т.д.
     Основные  принципы демократии:
     Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
     Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений  и осуществлении  контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается не возможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.
     Приоритет прав и свобод человека и гражданина над  правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.
     Граждане  обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено -- разрешено».
     Политическое  равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.
     Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной  власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.
     Верховенство  закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство -- это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.
     Четкое  разделение властей  на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная властъ имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.
     Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.
     Полиция, спецслужбы и армия -- важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.
     Власть  в государстве  в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.
3. Основные теоретические  концепции демократии
     Демократия -- это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии.
     Прямая, плебисцитарная и представительная демократии.
     Суверенитет народа -- важнейший признак демократии по форме осуществления народом власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).
     Различие  между плебисцитарной и прямой демократиями проводится не всегда, однако оно существует. Суть его состоит в том, что  прямая демократия предполагает участие  граждан на всех важнейших стадиях  процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и  в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства.
     Суть  представительной демократии - в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих  представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и  отдавать распоряженияПолитическая и социальная демократия
     Деспотическая, тоталитарная и конституционная  демократии
     Анализируя  четвертый признак демократии -- подчинения меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений - можно выделить следующие типы демократии: деспотическую, тоталитарную и конституционную демократию.
     В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках подходов, появившихся в более ранний исторический период.
     Рассмотрим  модели демократии, основывающиеся на идеологии
     1. Социалистическая демократия
     Теория  социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает.
     Особенностью  социалистической демократии является ее ярко выражённый социальный аспект. Она исходит из однородности воли рабочего класса, как наиболее прогрессивной, организованной и единой части общества. Поэтому на первом этапе построения социалистической демократии предусмотрена диктатура пролетариата, которая должна отмирать по мере нарастания однородности общества и естественного слияния интересов различных классов и групп в единую волю народа Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.
2. Либеральная  демократия
     Другой  моделью демократии, основанной на идеологических концепциях, является либеральная демократия, сущность которой  заключена в приоритете интересов  личности и отделении их от государственных  интересов. Социально-экономическими и идейно-политическими предпосылками  возникновения либеральной демократии были развитие рыночных отношений, идеологическая и политическая секуляризация, становление  национальных государств. В этой теории выделяются следующие основные черты.
     Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской  традиции, которая рассматривает  демократию как ответственное и  компетентное правление. В либеральной  модели принцип ответственности  доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством  своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением  занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку  большинства населения.
3. Прямая демократия
Теория прямой (или идентитарной) демократии (Руссо, Маркс, Ленин, Карл Шмидт), отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов. Первым наиболее ярко выразил и обосновал важнейшие принципы этого типа демократии Жан Жак Руссо (1712--1778). Он подверг критике либеральное разделение общества на «публичное» и «частное». Идеал гражданина демократической республики Руссо -- это не ушедший в частную жизнь индивидуалист, а активный член общества, являющийся источником жизни единого «общественного тела».
     К началу XXI в. заметно снизилось внимание к идеологическим конструкциям, и  возрос интерес к различным националистическим и цивилизационным версиям демократии.
4. Партиципаторная демократия
     Значительное  место в современных демократических  теориях занимает концепция партиципаторной демократии (англ, participate -- участвовать), которую разработали современные политологи Кэрол Пейтман (автор термина «демократия участия» и книги «Участие и демократическая теория», 1970), Крофорд Макферсон, Джозеф Циммерман, Норберто Боббио, Питер Бахрах, Бенджамин Барбер и некоторые другие.
     Суть  данной теории является возвращение  к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан  в обсуждении и принятии решений  по главным вопросам общественной жизни. Свобода, равное право на саморазвитие могут быть достигнуты только в партиципаторном обществе, которое совершенствует чувство политической эффективности и способствует проявлению заботы о коллективных требованиях.
5. Репрезентативная  демократия
     Воля  народа здесь не отождествляется  с его прямым участием. Она существует далеко не по всем вопросам и выражается гражданами как непосредственно  на выборах, так и делегируется представительным органам и депутатам, которые  в пределах предоставляемых им полномочий формируют и антиципируют (предвосхищают) общую волю, а порой и действуют  вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального, с помощью выборов, и институционального, с помощью специальных учреждений), конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
6. Элитарная  демократия
     Утверждаемый  репрезентативной демократией принцип  ограничения непосредственного  участия масс в управлении получил  специфическое обоснование и  развитие в концепциях элитарной  демократии.
Американский  ученый И. Шумпетер в книге «Капитализм, социализм, демократия» (1942) сформулировал основные положения теории эгалитарного элитизма. В соответствии с ее основными положениями свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью отстраняются от управления. «Демократия значит лишь то, что у народа есть возможность принять или не принять тех людей, которые должны им управлять» Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С.372.. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.
7. Плюралистическая  демократия
     Значительный  вклад в развитие теории демократии внесли и сторонники плюрализма. Хотя впервые данный термин был введен в научный оборот еще X. Вольфоном (1679-1754), для выработки демократической теории его стали использовать лишь в первой половине XX в. (Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль). В плюралистической концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную игру, соревнование различных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений. В важнейшем вопросе демократии -- понимании народа -- она занимает как бы промежуточное положение между индивидуалистическими и коллективистскими теориями. Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве.
     Индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Каждый человек -- представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и т.д. С помощью группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов.
8. Полиархия
     Полиархия - политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: гражданские права предоставлены сравнительно высокой доле взрослых, а сами эти права позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении. Этот политический порядок опирается на семь основных институтов, которые должны действовать все вместе, чтобы система могла быть признана именно полиархией.
     1). Контроль над правительственными  решениями, касающимися политического  курса, конституционно закреплен  за выборными должностными лицами.
     2). Выборные должностные лица определяются  и мирно смещаются в ходе  сравнительно частых, справедливых  и свободных выборов, при которых  принуждение вполне ограничено.
     3). Практически все взрослое население  имеет право участвовать в  этих выборах.
     4). Большая часть взрослого населения  также имеет право выступать  в качестве кандидатов на официальные  должности, за которые идет  соревнование на этих выборах.
     5). Граждане имеют эффективно обеспечиваемые  права на свободное самовыражение,  особенно политическое, включая  критику должностных лиц, действий  правительства, преобладающей политической, экономической и социальной системы  и господствующей идеологии.
     6). Они также имеют свободный  доступ к альтернативным источником  информации, не находящейся под  монопольным контролем правительства  или любой другой единичной  группы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.