На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Малая социальная группа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Малая социальная  группа как первичный элемент сплочения индивидов.
     Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт  друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или  родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
     Структура группы: подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор  ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
     Групповые процессы: подразумевают процессы сплочения  или разобщения группы, развитие групповых  норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
     Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.
     Применительно к малым группам действует  принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.
     Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой  динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.
     Сплочение малой группы -- это процесс формирования такого типа связей и отношений между  ее членами, которые позволяют достигать  их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
     В свою очередь сплоченность как черта  психологии группы, выражающая степень  единомыслия и единодействия  ее членов, является обобщенным показателем  их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться.
     Роль  общения в формировании личности и основных структурных компонентов  подчеркивается и известными психологами  Б. Г. Ананьевым, Б.Ф.Ломовым. Так, Б. Ф. Ломов отмечает, что именно процессу общения принадлежит особенно важная роль в обмене идеями, интересами, передаче черт характера, формировании установок и позиций личности. Необходимо уделять большее внимание личности как отражению общественных отношений. Это позволяет разрабатывать методы и формы коллективной коммуникации, изучать социально-психологическую природу трудового коллектива, его структуру, социально-психологические процессы, сопровождающие развитие команды.
     Выделяются относительно устойчивые личностные характеристики индивидов и относительно устойчивые характеристики группы, такие как ее цели, нормы, роли, заданные функции, атмосфера работы. Среди динамичных характеристик выделяются переменные поведения индивидов и «групповых эпизодов» во всей команде.
     В процессе формирования формальной и  неформальной структур и их интерференции  могут возникать многочисленные конфликты. Царящий в коллективе климат и эмоциональная атмосфера  формируются и меняются в зависимости  от нормативного давления, внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности отдельных потребностей и сдерживания устремлений отдельных участников.
     На  групповую сплоченность влияют такие  факторы, как:
     · согласие между членами группы по поводу ее целей;
     · широкое общение и взаимодействие между членами группы;
     · приемлемое для всех равенство социального  статуса и происхождения членов группы;
     · демократизм групповых взаимоотношений;
     · положительное мнение членов группы друг о друге;
     · размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций;
     · пространственная близость;
     · преобладание положительного опыта  в достижении группой своих целей  и защите ценностей;
     · психологическая совместимость  членов групп, которая представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.
     Для повышения сплоченности коллектива рекомендуется использовать Тренинг  сплоченности, который поможет создать  ситуацию межличностного доверия и  понимания между учащимися.
     Чем сплоченнее группа, тем строже она контролирует исполнение норм и требований, и тем острее может быть конфликт в случае их нарушения. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, так и в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями. 

     2. Мотивы и цели  объединения людей.
     Цели  могу быть кооперативными и соревновательными.Кооперативная цель – цель, достичь которую можно только совместными усилиями, при условии совместной работы. Когда перед группой стоит кооперативная цель, люди работают сообща, сотрудничают друг с другом. Каждый член группы будет чувствовать свою долю ответственности за достижение групповой цели.Соревновательная цель – цель, которую можно достичь, лишь соревнуясь друг с другом. При соревновательной цели неизбежно противостояние. В соревновательной группе устанавливаются отношения соперничества.Как показали исследования, в кооперативных группах более высокий уровень коммуникации, члены таких групп более дружелюбны друг к другу, кооперативные группы более продуктивны в своей работе и достигают лучших результатов. Однако в духе соревновательности есть и положительные моменты. (Примеры с кандидатами и выборными кампаниями, спортивнаяЛюди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общими чертами психологического склада), профессии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по определенному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).
     В зависимости от целей и способов объединения малые социальные группы делятся на временные и постоянные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные и неформальные.
     Формальные  группы образуются по заданным параметрам: определенная структура организации, строгая иерархия, наличие должностей, прав и обязанностей, регламентация  деятельности, определенная процедура  власти и подчинения. Формальные отношения между людьми в основном обусловлены не личными качествами, а безличными статусно-ролевыми позициями.
     Неформальные  группы возникают стихийно. Основанием для их образования являются взаимные потребности, интересы, ценности. В  неформальных группах отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства. Распределение функциональных обязанностей и ролей происходит стихийно в результате внутригруппового взаимодействия и зависит от личностных качеств каждого члена группы. Лидер группы определяется непроизвольно.
     В любой формальной и неформальной группах возможно образование небольших  по размерам первичных групп или  подгрупп. Взаимоотношения в первичных  группах основываются на индивидуальных особенностях членов, например, взаимных симпатиях или антипатиях. Эти отношения более тесные и доверительные, нежели в основной группе. 

     3. Функции и роль  малой социальной  группы в человеческих  взаимоотношениях. 

     Групповые взаимодействия охватывают всю систему  жизнедеятельности личности. В одни группы мы входим по социальному долгу, обязанности, возможностям обеспечить свои материальные потребности, в другие - по духовным, интеллектуальным соображениям, чтобы удовлетворить свои эмоциональные и духовные интересы. Именно эта всеобъемлющая роль социальных групп в жизнедеятельности человека и общества стимулирует потребность их научного исследования.
     Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени  нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.
     Инструментальная роль группы. Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).
     Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др.
     Поддерживающая  роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Под воздействием группы происходит ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Однако некоторые наоборот, могут усилится под воздействием эмоций других членов группы.
     Для референтных групп характерны функция  сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
     Инструментальные  функции групп связаны с организацией совместной деятельности.
     Экспрессивная и поддерживающая функции связаны  с эмоциональными потребностями индивида.
    Групповая динамика.
     Любая организация — это и целенаправленно  созданные структуры, и тонкая ткань  неформальных отношений, и отношения, строящиеся на строгой подчиненности  и отчетности. Все это находит  свое выражение в таком социальном феномене, как групповая динамика. Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности организации и психологические изменения, происходящие в ней; это процесс взаимодействия членов организации на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.
     Групповая динамика выражена в следующих основных процессах и явлениях:
      * руководство и лидерство;
     *  принятие групповых решений;
     *  нормообразование, то есть выработка  групповых мнений, правил, ценностей  и др.;
     *  формирование функционально-ролевой  структуры;
     *  сплочение;
     * групповое давление и другие  способы регуляции индивидуального поведения;
     *  конфликты и др.
     5. Взаимодействие и взаимозависимость.
     Социальная  группа — совокупность индивидов  с общим социальным признаком, образующих устойчивое объединение. 

     5. Взаимодействие и  взаимозависимость
     Малые социальные группы имеют такие признаки: взаимодействие членов групп напрямую, их личное знакомство между собой;  небольшое количество участников. Оно может колебаться от 2—3 до 20—25 человек. Мнения об оптимальном количестве участников расходятся, но большинство ученых придерживается мнения, что оно не должно превышать девяти человек.
     Для малой социальной группы также характерны внутригрупповые взаимодействия.
     Групповая динамика представляет собой взаимосвязи  членов группы и их внутригрупповое  взаимодействие. К ним относят  вопросы лидерства, принятия всеобщего решения, конфликты и др.
     В процессе взаимодействия участник малой  группы начинает отождествлять свои потребности с потребностями  группы. Формируется так называемое «мы-сознание». Это может быть характерно и для других групп, но в малых  группах данный процесс затрагивает сознание человека глубже всего.
     Человек в малой группе постоянно на виду, а потому его поведение контролируется в большей степени. Такой контроль не обязательно осуществлять напрямую, так как индивид предугадывает  реакцию других людей на его поступки и соответственно корректирует свое поведение.
     Поскольку состав участников малой группы небольшой, то внутри нее вырабатываются свои стандарты поведения, нормы и  традиции. Однако это свойство больше характерно для неформальной группы, хотя и в формальных группах существуют свои неповторимые особенности. У малой группы есть лидер. Лидер — тот член группы, за которым закреплена большая часть ответственности за ее деятельность. Лидер может быть формальным и неформальным. Формальный лидер становится таковым в соответствии с определенной процедурой, официально. Нефор­мальный лидер является авторитетом для членов группы, так как его поведение соответствует нормам и ценностям, принятым в данной группе.
     Лидер не всегда бывает единственным. Может  возникнуть ситуация, при которой решения принимаются не определенным человеком, а всеми участниками, или в этой группе может не быть никого, способного выполнять функции лидера. В последнем случае каждый из участников группы предоставлен самому себе.
     Взаимозависимость и взаимодействия являются отправной точкой групповой динамики. Групповая динамика - это процесс, посредством которого взаимодействие между индивидами уменьшает их напряжение или приводит к взаимному удовлетворению. 

     
    Внутригрупповые структуры.
 
     Остановиться  на проблемах внутригруппового конфликта вынуждает очевидная практическая значимость его описания и изучения. Для внутригрупповых конфликтов характерно наличие состояния деструкции внутригрупповых связей.
         Конфликт внутри группы может  являться механизмом трансформации норм применительно к новым условиям. Гибкие структуры выигрывают от конфликтов, которые, модифицируя старые нормы и помогая созданию новых, обеспечивают преемственность в новой ситуации. Такой механизм переприспособления труден в случае ригидных отношений; подавляя конфликт, они заглушают полезный сигнал, усиливая напряжение и увеличивая опасность разрушения.
         Внутренний конфликт также служит  средством выявления у членов  группы противоречивых интересов  и тем самым способствует возможности  нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.
         Конфликты часто обусловливают  создание ассоциаций и коалиций  внутри групп, благодаря чему  обеспечивается взаимодействие  между членами всего объединения,  уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы,
         Под формальными будем понимать группы в организации, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации. Ясно, что достижение каждой цели требует создания определенной структурной единицы (в отдельных случаях нескольких структурных единиц), действующей достаточно автономно, причем, согласно требованиям кооперации и осуществления совместной трудовой деятельности, эта структурная единица должна быть формально связана с другими структурными единицами организации. При создании формальных групп члены организации объединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевыми предписаниями и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли. По мнению Д. Джексона, каждая формальная роль содержит описание процедур и процессов работы и набор предписаний, выражающих требования руководства организации или ее подразделений. При этом в качестве признаков формальных статусов и ролей выступают: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации; формальное название должности и ее место среди других должностей организации; поощрения, награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом; поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре; физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации.
     Формальные  группы имеют тенденцию к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это объясняется безличностью формальной структуры -- в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающих эти статусы. Конечно, в организации могут создаваться и временные формальные группы для реализации конкретной задачи. Формальные группы могут быть классифицированы по многим основаниям, например по различию в членстве, по выполняемым задачам, по позициям внутри организационной структуры. формальный малая группа мэйо
     Неформальные  группы. Как уже отмечалось, в формальной структуре любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается взаимозависимость, ее члены постоянно оказывают влияние на поведение друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например в общении, в других социальных мотивациях, которые отсутствуют в чисто рабочих ситуациях, особенно в условиях промышленных предприятий 

     
    Ролевая структура группы.
 
     Ролевая структура малой группы— это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.
     Каждая  социальная группа имеет свою ролевую структуру, характеризующуюся распределением в группе социальных ролей.
      
Роль - нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, полу,положению в семье и т.д.).
     Один  и тот же человек, как правило, выполняет различные роли в различных  ситуациях общения (пример:начальник=отец=пациент=друг). Взаимодействие людей исполняющихразличные роли, регулируются ролевыми ожиданиями.То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.
     Всякая  групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, где верхушку образуют референтные лица, а аутсайдерами оказываются нереферентные члены. Вершину лестницы занимает лидер группы.
     В 1957г. Р. Шиндлер, изучая ролевую структуру группы, описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну реже встречающуюся роль:
     1. лидер– наиболее референтное лицо в группе, это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения. Он побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу.
     2. эксперт– человек, который имеет специальные знания, навыки и способности,которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение всегда самокритично и рационально.
     3. пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с лидером.
     4. самый «крайний» член,который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого–то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется и объединяется с 5-й ролью (оппозиционера), чем провоцирует группу.
     5. оппозиционер – противник, активно выступающий против лидера.
     В группах могут встречаться и  многие другие роли,которые не всегда сводимы к этим основным. Например: монополист –пытающийся привлечь (захватить) к себе внимание; мученик – взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист – который всегда прав; любимчик – пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите; агрессор; шут, развлекающий группу по своему усмотрению;отшельник; непризнанный; соблазнитель и пр. ( С.Кратохвил). Задачей многих групп является расширение репертуара ролей. При невротических нарушениях роли бывают стойкими и малоадаптивными и, притом,неосознанными.
    Иерархия доминирования
     Иерархии доминирования можно считать эволюционным компромиссом между преимуществами жизни в социальной группе и негативными моментами, связанными с ростом конкуренции за еду, половых партнеров, место для жилья и за другие ограниченные ресурсы. Жизнь в социальной группе имеет много достоинств. К ним относится снижение давления со стороны естественных врагов, так как группа лучше защищена от возможных хищников. Собирательство в группе становится более эффективным (по сравнению с одиночной жизнью), так как выше шанс того, что хоть кто-то один найдет богатый источник пищи или что-то еще, имеющее значение для всех членов группы. В случае охотничьего поведения очевидно, что совместная охота резко повышает вероятность добыть пищу. При наблюдении за львами Серенгети было установлено, что шанс удачи на охоте для львов-одиночек был равен 15%, а для группы львов числом более пяти вероятность поймать добычу приближалась к 40%. Львы-одиночки во много раз чаще умирают от голода.
     Каждый  член группы, хотя и получает преимущества, существуя в ней, вынужден конкурировать за них с другими членами группы. Для примитивных организмов право доступа к ресурсам определяется исключительно физическими размерами и силой. Более высокоразвитые животные способны запоминать опыт общения с другими особями и не ввязываться в драку после первой встречи. Все социальные организмы, у которых в ходе эволюции не появилось такой системы, каждый раз устраивали бы агрессивные стычки при появлении новых ресурсов.
     Эта постоянная агрессия непременно ослабила бы всех членов группы, а следовательно, маловероятно, чтобы сохранились гены, кодирующие такое поведение.
     Преимущества  роста статуса в иерархии существенны. Приматы более высокого ранга  реже умирают в периоды недостатка пищи. У многих видов главенствующее положение тесно связано с  благополучным размножением. У большинства приматов связь между доминированием и репродуктивной успешностью не всегда кажется очевидной. Однако в наблюдениях за бабуинами было выявлено, что хотя самцы низкого ранга могут совокупляться с самками, высокостатусные самцы монополизируют самок на период овуляции. Установлено, что и у шимпанзе особи, занимающие более высокое положение, имеют больший доступ к самкам во время эструса. В первых шести цивилизациях (Древняя Месопотамия, Древний Египет, государства ацтеков и инков, Индийское царство и Древний Китай) цари и знать имели привилегию обладать сотнями женщин и производить сотни потомков. 

     
    Проблемы лидерства в группе.
     При характеристике динамических процессов  в малых группах, естественно, возникает  вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.
     Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем  не менее дело с однопорядковым типом  проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
     Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.
     Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации  группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
     Таким образом, лидер выдвигается в  конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены  группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.