На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные проблемы политологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Политология занимает видное особое место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики: политического устройства, политических режимов, политической власти, политических идеологий, государства в целом касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
    Этими вопросами и занимается наука  о политике – политология. Являясь  наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
    Целью данной работы является описание основных проблем политологии. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
    Изучение теоретических описаний в учебной литературе наиболее актуальных проблем политологии. А именно: власть, политические режимы, правовое государство и гражданское общество; политические партии и партийные системы; политические идеологии современности.
    Обобщение и формирование собственного представления о вышеназванных проблемах.
   Таким образом, предметом исследования в  данной контрольной работе являются основные проблемы политологии. Объектом исследования мною была выбрана учебная и справочная литература. 
 
 
 
 
 

    Методология и методика политологии.
    Политология, как и любая научная дисциплина, имеет свои собственные методологию  и методы исследования. Методология  представляет собой определенный способ видения и организации исследования, систему аналитических методов и приемов, проверки и оценки, концептуального и идейного арсенала, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих перед данной наукой проблем. Она включает правила и критерии интерпретации фактов, равно как исследовательские планы, приемы сбора данных и т.д. Методология тесно связана с общемировоззренческой системой. Ее нередко связывают с конкретными течениями политико-философской и идейно-политической мысли, полагая, что каждое из них имеет собственную методологию. «Законы общественно-политического развития, которые значительно менее устойчивы, нежели естественные законы, проявляются в разных институциональных, ценностно-нормативных, интеллектуальных условиях, раскладе социальных и политических сил, стечении обстоятельств и т.д. по-разному. Каждая конкретная общественно-историческая данность имеет собственные социальные и политические реальности и собственную систему приоритетов, предпочтений, ценностей. Будучи переменными образованиями или величинами, они находятся в состоянии постоянного изменения и обновления».1 Из этого можно сделать вывод, что исследование мира политического предполагает не только установление объективных причинно-следственных связей, но также признание правомерности суждений о вероятностной сущности общественно-политических процессов.
    В социальной и политической сферах речь идет не только об объяснении вещей, но и об адекватном их понимании в  смысле постижения. Объяснить социальный феномен — значит прежде всего  «описать его», разложить на составные  элементы, сосчитать, измерить, расставить в причинно-следственной последовательности, определить основные векторы его развития и т.д. Понимание же предполагает выявление глубинных движущих мотивов общественно-политических феноменов. Поэтому очевидно, что исследователь-гуманитарий вносит свой жизненный опыт в трактовку изучаемых им явлений.
    Можно сказать, что политический анализ —  это не только научное исследование, но и в некотором роде искусство, требующее реконструкции не только рациональных, поддающихся количественному исчислению  интересов людей, но также их иррациональных, подсознательных, неосознанных побуждений, которые не поддаются математическим подсчетам и требуют воображения, интуиции, психологического проникновения и т.д.
     С методологией тесно связаны методы, которые включают процедуры и процессы, технические приемы и средства исследования, анализа, проверки и оценки данных.
     Наиболее  часто используемые методы условно можно подразделить на три группы. Первая — общие методы исследования политики (нередко их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект. Каковы же важнейшие подходы этой группы и в чем их смысл?
     Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Этот метод ярко выражен и в теории заинтересованных групп А. Бентли, рассматривающей политику как сферу соперничества разнообразных общественных групп, преследующих собственные интересы.
     Одним из его широко распространенных, более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
     Традиционно с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном, или нормативно-ценностном, подходе, который не утратил своей значимости и в наши дни. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства.
     «Функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику.»2
     К функционалистски, позитивистски ориентированным  методам примыкает структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.
     Системный подход к политике. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы.
     Вплоть  до начала XX в. в политической науке наряду с нормативным методом господствовал институциональный подход, и сегодня занимающий в ней приоритетные позиции. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
     Не  менее древнюю, чем институциональный  метод, историю имеет антрополописский подход, проявившийся еще у Аристотеля в его видении истоков политики в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой рода человеческого, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и др.).
     Определенное  сходство с антропологическим методом  в требованиях исходить в политических исследованиях из человека имеет психологический подход. Однако в отличие от антропологизма он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает, конечно, и учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития.
     Современный психологический подход многовариантен. Одно из центральных мест в нем занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр психологических исследований бессознательные психические процессы и мотивации. На основе психоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения, в частности авторитарного типа личности, стремящегося с помощью приобретения власти к преодолению чувства собственной неполноценности, различного рода комплексов, внутреннего напряжения.
     Специфическим развитием психоанализа выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп (малых групп, толпы, этносов, классов) и т.д.
     Динамическую  картину политики дает деятельностный подход. Он предполагает рассмотрение ее как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.
     Своеобразным  развитием и конкретизацией деятельностного  метода является критически-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы политических изменений. Критически-диалектический метод широко используется в марксистском анализе политики, в неомарксизме (И. Хабермас, Т. Адорно и др.), в лево-либеральной и социал-демократической мысли, а также в целом ряде других идейно-политических течений.
     Широкое распространение в современной  политологии получил сравнительный (компоративистский) подход. Он использовался уже в античном мире Платоном, Аристотелем и другими мыслителями. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, к примеру, политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
     Применение  сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости «изобретать велосипеды» в государственном строительстве.
       К числу традиционных и фундаментальных методов политической науки принадлежит субстанциальный (от слова «субстанция» — первооснова, материя), или онтологический, подход. Он требует выявления и исследования первоосновы, составляющей специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их многообразных проявлениях или деление общества на «друзей» и «врагов» (К. Шмитт). Среди огромного количества определений политики явно доминируют ее характеристики через власть и господство.
     С давних пор в политологии и  других науках используется исторический подход. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего. Этот метод преобладает в исторических науках.  

Использование всех названных и некоторых других методов первой группы позволяет  дать разнообразные всесторонние характеристики политической реальности. Однако арсенал познавательных средств политологии не исчерпывается общими методами исследования политики. Он включает и вторую группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами.
     Учитывая, что эти познавательные средства не дают специфической картины политики и принадлежат не только политологии, но и науке в целом, можно ограничиться их кратким перечислением. В данную группу методов входят индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.
     Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Они, как и уже рассмотренная группа, прямо не отражают специфику политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К этим методам относятся: использование статистики, в первую очередь электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или наблюдение за поведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.
     2. Власть.
    Политологической литературой описано множество определений понятия власть. М.Вебер трактовал власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р.Даль считал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х.Арендт считала, что власть не может принадлежать отдельному человеку - только группе людей, действующих совместно. Многие исследователи определяют власть как реальную способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
    Исторический  опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных  действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения.
    Суммируя  вышесказанное, можно определить власть как право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Социальными предпосылками власти считаются индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций и т.д.
    Существуют  разные виды власти: экономическая, (государственная, общественная), семейная. По субъектам различают классовую, групповую, личную власть. По формам проявления власти: господство, руководство, управление, организация, контроль. Политологию же интересует политическая власть, являющаяся, как уже было отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной и др.
    Политическая  власть это реальная возможность какого-либо класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Центральным институтом политической власти является государство, которое в отличие от других институтов, опирается на специальный аппарат принуждения. Таким образом, «политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определённого класса либо иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами»3. В любом обществе власть выполняет ряд важных функций:
    К ним можно отнести:
    • господство (закрепление власти);
    • руководство обществом (осуществляется политической элитой);
    • управление и организация жизни  общества (осуществляется бюрократией);
    • контроль (со стороны элиты —  за важнейшими параметрами стабильности общества, со стороны бюрократии —  за исполнением принятых решений).
    2.1. Субъекты и объекты власти.
    Власть  возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями,  наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Но сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью - с одной стороны и подчиняющиеся – с другой, которые выступают как объект и субъект власти.
    Субъектами  власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы  государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.
    К субъектам политической власти относятся:
    - социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти "снизу";
    - государство;
    - политические партии и организации.  Правящие партии оказывают непосредственное  влияние на функционирование  политической власти, оппозиционные  – опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой "теневой кабинет");
    - правящие элиты, бюрократия, лобби  (группы давления). Политические  элиты и бюрократия существуют  в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;
    - групповое и индивидуальное лидерство;
    - личная власть;
    - отдельные личности (граждане) в  условиях выборов, референдумов;
    - толпа (охлос). Толпа может брать  власть в свои руки в условиях  кризиса, отсутствия какой-либо  организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные  инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.
    От  того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит  состояние политической жизни общества.
    Объект власти это то, на что направлена деятельность субъекта власти. К объектам власти относятся индивид, социальная группа, масса, класс. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти. В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.
    Качества  объекта политической власти зависят  от политической культуры населения. Например, патриархальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих.
    2.2. Ресурсы и средства власти.
    Политическая  власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения  и возможностей субъекта и объекта  этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных.
    Итак, ресурсы власти – это все те средства, использование которых  обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для  убеждения и для принуждения.
    Одну  из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
    — утилитарные;
    — принудительные;
    — нормативные.
    Утилитарные ресурсы – это материальные и  социальные блага, связанные с повседневными  интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и  целые слои населения.
    Принудительные  ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
    Нормативные ресурсы включают средства воздействия  на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они  призваны убедить подчиненных в  общности интересов граждан и  власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
    В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
    Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного  производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
    Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
    Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки  и образования, СМИ и др. Как  считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
    Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также  специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
    На  мой взгляд, властные отношения объективно присущи общественной жизни и  являются неотъемлемой частью цивилизованного  общества. Поскольку, как было сказано выше, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.
    3. Политические режимы.
    Ключевой  категорией политологии является политическая система. Кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, наконец, как функционирует политическая система? Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим». Каждое государство имеет свой политический режим. По определению Юридического Словаря политическим режимом называют «понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима  никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании». 

    В мире существует множество политических режимов. Можно сказать, каждое государство  в той или иной мере имеет свой особенный политический режим поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Таким образом, в современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. По сути, это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов. Именно это разделение общепринято в политологической литературе.
    3.1. Демократический режим.
    Как известно, понятие «демократия» в  буквальном переводе означает «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:
    признание народа источником власти, сувереном  в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);
    периодическая выборность и сменяемость центральных  и местных органов государственной  власти, их подотчетность избирателям;
    провозглашение  и реальное обеспечение прав и  свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;
    принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;
    демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми  только по прямому предназначению и  строго в рамках законов;
    доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;
    реальное  осуществление принципов правового  государства, в том числе принципа разделения властей.
    В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.  

    Прямая  демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. В  современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов.
    Плебисцитарная  демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять  или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).
    Наиболее  распространенная в современных  государствах форма демократии –  представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений, требующих высококвалифицированного подхода.
    3.2. Тоталитарный режим.
    Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.
    Тоталитарные  политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности.
    Теория  тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов  социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии.
    Характерные черты тоталитаризма:
    идеологизация всей общественной жизни при монопольном  господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;
    господство  предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политической системы;
    запрет  на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;
    тотальное манипулирование общественным сознанием  с помощью всеохватной системы  пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;
    монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;
    доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления;
    предельная  централизация государственной  власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.
    В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
    Главные различия основных разновидностей тоталитаризма  отчетливо выражены в их целях (соответственно: СССР - коммунизм, Италия - возрождение империи, Германия - мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (СССР - рабочий класс, Италия - потомки римлян, Германия - германская нация).
    Необходимо  отметить, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе.
    3.3. Авторитарный режим.
    Авторитарный  политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию  личности и общества во внеполитических сферах.
    Признаки  авторитарного режима:
    автократизм или небольшое число носителей  власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
    неподконтрольность  власти народу, сужены или сведены  на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;
    игнорируется  принцип разделения властей, глава  государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
    монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);
    отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
    в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
    отсутствует единая идеология;
    права и свободы личности главным образом  провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
    личность  лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
    силовые структуры обществу практически  неподконтрольны и используются подчас в политических целях.
    В последние десятилетия интерес  к авторитаризму возрос в связи  с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме  того, выдвигались идеи о том, что  переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовыовать общественные ресурсы на решение определенных задач.
    Однако  авторитарный режим без массовой поддержки и развития хотя бы минимальных  демократических институтов вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Поэтому можно, вероятно, лишь говорить о сочетании авторитарных и демократических элементов при переходе к демократии, об укреплении власти при ее подконтрольности гражданам. Опыт последнего десятилетия показывает, что демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны и уступают место демократии.
    4. Государство.
    Государство занимает особое место в политической системе общества, поскольку это  самое массовое политическое сообщество, официально объединяющее и представляющее в пределах государственных границ все население страны. Государство выражает не локальные интересы отдельной социальной группы, слоя, класса населения, но публичные интересы всего общества. Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального регулирования. Государство обладает монополией на правотворчество, устанавливает единый правопорядок в обществе, одинаковые условия осуществления деятельности для всех участников политической жизни. Государство поддерживает и гарантирует равенство правового статуса однородных социальных объединений - политических партий, избирательных объединений, профсоюзов, коммерческих организаций.
    Основной  подход, помогающих понять современное  государство и пути его развития, основан на анализе отношений, которые складываются внутри и вне его границ, прежде всего отношений в системе «власть-общество-гражданин». В этом подходе особая роль принадлежит концепции правового государства.
    4.1.Правовое  государство.
    Правовое  государство — тип государства, в котором функционирует развитая правовая система и эффективная судебная власть, реальное разделение властей и действенный социальный контроль политики и власти, а также действует режим конституционного правления. Правовое государство — государство, которое соответствует демократическому устройству политической системы и в котором вся система отношений «власть-общество-гражданин» построена и функционирует на основе принципов, ценностей и норм права.
    В результате поиска наиболее разумного государственно-политического устройства, обусловленного важнейшими положениями правовой основы государственности, современной наукой о политологии были  выделены главные принципы  формирования правового государства:
    верховенство  права (право как цель, интерес, стимул поступков и действий);
    обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
    организация государственной власти на основе принципа разделения властей, подчиненности  власти праву;
    правовая  форма взаимоотношений (взаимность прав и обязанностей) индивида, общества и государства.
    Формирование  правового государства может  происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личном.
    4.2. Гражданское общество.
    Гражданское общество как термин в нашей стране стало чаще употребляться с началом процесса демократизации. Появилось множество вариантов определений данного понятия, каждое из которых раскрывает какую-либо одну или несколько черт данного явления и потому они дополняют (а порой и исключают) друг друга. Трудность создания универсального определения состоит в том, что гражданское общество как целостность постоянно эволюционирует, и при его теоретическом осмыслении необходимо учитывать временной и географический, или страноведческий факторы. Гражданское общество как общественное явление также требует комплексного системного подхода к его осознанию. В качестве обобщающего понятия можно представить гражданское общество как систему жизнедеятельности общества, автономную по отношению к государственной власти, выражающую частные (индивидуальные, групповые, корпоративные) интересы граждан, регулирующую и защищающую эти частные интересы.
    Гражданское общество и государство неотъемлемы  друг от друга и находятся в  постоянном взаимодействии. Гражданское  общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций. В этом состоит его важнейшая роль. Гражданское общество создается и  развивается самостоятельно, но при активном участии граждан. Обществу необходима серьезная интегрирующая идея, объединяющие ценности. Такая идея вынашивается и прорабатывается самим обществом, но чтобы она реально «заработала», необходимо государственно-правовое закрепление ее на уровне стратегии, государственной политики.
    Роль  демократического государства, его политическая и педагогическая деятельность проявляются в функционировании и развитии гражданского общества. Государство может отрицать и уничтожать (так происходит при тоталитаризме) гражданское общество, ограничивать его жизнедеятельность (при авторитаризме) или создавать благоприятную политическую среду (при демократии).
    На  мой взгляд, демократическое государство  должно помочь гражданскому обществу «встать на ноги», создать условия  для его развития. Помощь означает гарантию прав человека на свободу собственной самоорганизации, на свою уникальность. Правовое государство призвано обеспечить арсенал средств непосредственной демократии, таких как самоуправление, референдумы, народные инициативы. Однако чаще всего государство ограничивается тем, что формирует свободное гражданское общество.
    Наконец, государство может в критических ситуациях обеспечить правовую возможность актов гражданского неповиновения в целях предупреждения стихийных революционных взрывов. Таким образом, по своей природе демократическое гражданское общество и демократическое государство не могут быть отчуждены друг от друга, тем более противостоять одно другому. В обществе и государстве имеются не заменяющие друг друга факторы общественного развития. Важно их согласовывать, объединять и эффективно использовать.
    Гражданское общество, с одной стороны, может и должно сужать сферу деятельности государственных органов, а с другой — брать на себя часть социальных проблем, тем самым помогая государству снимать или хотя бы ослаблять социальную, финансовую, экономическую напряженность в стране.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.