На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ производственно-хозяйственной деятельности и разработка новой продукции ОАО «Радиоприбор»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра менеджмента 

Дисциплина  – «Контроллинг» 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

Тема: Анализ производственно-хозяйственной  деятельности и разработка новой продукции ОАО «Радиоприбор» 
 
 
 
 
 

Исполнитель
студент(ка)___________________________________________________________________
                                                            (фамилия, и.о.)                                                   (подпись, дата) 

К защите_____________________________________________________________________
                                                            (фамилия, и.о.)                                                   (фамилия, и.о.
                                                                                                                                             руководителя) 

Оценка______________________________________________________________________
                                                         (подпись, дата)                                                     (фамилия, и.о.
                                                                                                                                             руководителя) 

               _______________________________________________________________________
                                                         (подпись, дата)                                                     (фамилия, и.о.
                                                                                                                                            члена комиссии) 
 

   

Владивосток 2010
Министерство  образования и науки Российской Федерации  

Тихоокеанский Государственный Экономический  Университет 

Кафедра менеджмента 

ЗАДАНИЕ
на выполнение курсового проекта студенту
____ курса, группы ______ 

______________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (в дательном падеже)
1.Тема работы: Анализ производственно- хозяйственной деятельности и разработка новой продукции
2. Исходные данные  к работе
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Содержание работы (перечень рассматриваемых вопросов)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Литература___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Сроки выполнения  работы:
Начало_______________________________________________________________________
Окончание___________________________________________________________________ 

Задание выдал_______________________________________________________________
дата и  подпись руководителя работы
Задание получил_____________________________________________________________
дата и  подпись студента 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................4
РАЗДЕЛ 1. Теоретическая  часть. Методика проведения анализа                        производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разработка                          бизнес-плана...........................................................................................................6
   1.1 Методология  проведения анализа хозяйственной  деятельности…..........6
   1.2 Методика  разработки бизнес-плана по созданию  новой продукции.......9
РАЗДЕЛ 2. Аналитическая  часть. Анализ производственно-хозяйственной          деятельности  ОАО "Радиоприбор"....................................................................12
   2.1 Анализ  отрасли и место в нем предприятия.............................................12
   2.2 Анализ  производственно-хозяйственной деятельности  ОАО                                      "Радиоприбор"....................................................................................................14
      2.2.1 Анализ имущественного положения предприятия............................14
      2.2.2 Анализ финансового положения  ОАО "Радиоприбор".....................20
      2.2.3 Анализ производственной деятельности  ОАО "Радиоприбор".......24
   2.3 Предложения  по дальнейшему развитию ОАО "Радиоприбор"...........25
РАЗДЕЛ 3. Расчетная  часть. Разработка бизнес-плана по созданию новой продукции.............................................................................................................30
   3.1 Резюме. Характеристика  продукции..........................................................30
   3.2 Средства  для осуществления проекта........................................................30
   3.3 Анализ  рынка……………………………………….......................................................31
   3.4 Конкуренция………………………………………………................................................32
   3.5 Маркетинг…………………..................................................................................32
   3.6 Анализ  рисков..............................................................................................32
   3.7 Организационный  план...............................................................................33
   3.8 Технология  производства………………………………...........................................34
   3.9 Финансовый  план.........................................................................................34
Заключение………...................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................38
Приложение 1.......................................................................................................39
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2007г. .....................................................................42
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2008г.......................................................................44
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2009г. .....................................................................47
Приложение 2.......................................................................................................47
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2007г. .........................................................47
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2008г. .........................................................48
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2009г. .........................................................49 
 
 
 
 

Введение. 

          В данной работе рассматриваются проблемы анализа состояния и деятельности предприятия, и разработки на основе анализа системы контроллинга на примере  ОАО "Радиоприбор". Важность такого исследования определяется тем, что в связи с переходом к рыночным отношениям неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации (финансовой отчетности).
          Цель анализа рыночного и финансового положения – дать руководству предприятия картину его действительного состояния, чтобы на этой основе разработать перспективные предложения, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованных в его финансовом состоянии – сведения, необходимые для беспристрастного сужения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и т.п.
          Цель курсовой работы – это анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО "Радиоприбор", занимающегося производством и реализацией продукции промышленного назначения.
          Данный анализ представляет собой комплекс разработанных справочных документов, доступных для оценки, и базируется на бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Значение этого анализа состоит в том, что он должен обеспечить реализацию конечной цели всей хозяйственной деятельности.
          Для оценки эффективности  хозяйственной деятельности также используется экономические методы хозяйствования, выбор системы оценочных критериев и оценка достоверности – и от этого зависит успешная реализация поставленных целей.
          Курсовая работа состоит из трех разделов. В первой части будет рассмотрена методология проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разработка бизнес-плана.
          Во втором разделе будет дан полный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в котором я рассмотрю:
    Расчет и анализ технико-экономических показателей предприятия по бухгалтерскому балансу за 3 года.
    Анализ хозяйственных связей ОАО "Радиоприбор"
    Анализ рентабельности и оценка производственной деятельности предприятия.
 
          На основе полученных данных будет сделан вывод о финансовом положении исследуемого  предприятия.
          В третьем разделе будет предложен бизнес-план  ОАО "Радиоприбор".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1. Теоретическая часть. Методика проведения анализа                        производственно-хозяйственной  деятельности предприятия  и разработка бизнес-плана. 

      Методология проведения анализа  хозяйственной деятельности
          Развитие и углубление анализа хозяйственной деятельности являются необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяют предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для достижения его конечной цели – получение максимальной прибыли.
          Контроллинг – это управление прибылью, система регулирования, позволяющая фирме получить максимальную для данных условий прибыль.
          Под прибылью понимается прибыль до выплаты налога на доходы, полученную после уплаты внутрипроизводственных налогов и платежей (например, налога на заработную плату, арендных платежей и т.п.). Наряду с абсолютной суммой прибыли целесообразно определить величину прибыли по отношению к обороту от реализации (прибыль от оборота в процентах = ). В прошлом году прибыль от оборота составила у%, в этом году мы планируем получить х%. Самые преуспевающие фирмы нашей отрасли получают z%.
          Цели, задачи и методику анализа целесообразно переориентировать на исследование таких сторон деятельности предприятия, которые приобретают особую важность в условиях рынка: конкуренция и обострение проблемы выживаемости, финансовая устойчивость и надежность предприятия как партнера. Поэтому в условиях рыночной экономики наибольший вес приобретают методы, направленные на прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия, на выработку мероприятий для принятия обоснованных управленческих решений.
          Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования. 
 

Любая методика анализа содержит такие моменты, как:
    Цели и задачи анализа;
    Объекты анализа;
    Системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;
    Описание способов исследования изучаемых объектов;
    Источники данных для анализа;
    Указания по организации анализа;
    Указания по оформлению результатов анализа;
    Потребители результатов анализа.
          В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и методы анализа. Среди них можно выделить традиционные и нетрадиционные.
    К традиционным методам  и приемам можно отнести:
    Горизонтальный (трендовый) метод;
    Вертикальный (структурный) метод;
    Метод сравнения;
    Метод группировки;
    Балансовый метод;
    Графический метод;
    Методы и приемы факторного анализа.
    К нетрадиционным методам и приемам можно отнести:
    Методы и приемы функционально-стоимостного анализа;
    Методы и приемы маржинального анализа;
    Эвристические методы и приемы;
    Методы линейного программирования.
    Метод сравнения предусматривает сопоставление:
    Фактических знаний показателей с плановыми для определения степени их выполнения;
    Отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения степени их выполнения;
    Достигнутых результатов со среднеотраслевыми показателями для определения места, занимаемого предприятиями в отраслевой группе и др.
          Метод группировки (аналитическая группировка показателей) по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов. 
          Балансовый метод используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является таким же средством счетной проверки правильности произведенных  расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.
          Графический метод применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными  и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. график независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснения смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и др.
          Методы линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, которое сходится к нахождению максимума и минимума некоторых функций переменных величин. Методы линейного программирования основаны на решении линейных уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. В экономике с помощью этих методов можно исчисляться оптимальная общая производительность оборудования, решаться задачи оптимального распределения имеющихся ресурсов, транспортные задачи.
          Эвристические методы (методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», «Дельфи») основаны на результатах опыта, интуиции, экспертных оценок и применяются как для количественного измерения текущих событий, так и для прогнозирования их дальнейшего развития. 
 
 
 
 
 

         Методика разработки бизнес-плана по созданию новой продукции
Бизнес-план – документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в которой систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.
Бизнес-план служит двум основным целям:
    Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проспект.
    Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект
Значение  бизнес-планирования
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю  на следующие вопросы:
    какой вид продукции или иное новое дело выбрать для выхода на отечественный или зарубежный рынок;
    каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
    какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
    сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
    каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции услуг на соответствующих рынках;
    какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
    какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
    каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
          Содержание и структура могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). 
 

Стандарты UNIDO
    Резюме
    Идея (сущность) предлагаемого проекта
    Общие исходные данные и условия
    Описание образца нового товара
    Оценка опыта предпринимательской деятельности
    Оценка рынка сбыта
    Описание потребителей нового товара
    Оценка конкурентов
    Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов
    План маркетинга
    Цели маркетинга
    Стратегия маркетинга
    Финансовое обеспечение плана маркетинга
    План производства
    Изготовитель нового товара
    Наличие и требуемые мощности производства
    Материальные факторы производства
    Описание производственного процесса
    Организованный план
    Организационно-правовая форма собственности фирмы
    Организационная структура фирмы
    Распределение обязанностей
    Сведения о партнерах
    Описание внешней среды бизнеса
    Трудовые ресурсы фирмы
    Сведения о членах руководящего состава
    Финансовый план
    План доходов и расходов
    План денежных поступлений
    Сводный баланс активов и пассивов фирмы
    График достижения безубыточности
    Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование)
    Оценка риска и страхование
    Приложение.
         Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включить различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
          Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы.
          Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям рыночных отношений.
          Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2. Аналитическая часть. Анализ производственно-хозяйственной          деятельности  ОАО "Радиоприбор"  

              2.1 Анализ отрасли и место в нем предприятия.
          Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ОАО "Радиоприбор".
          В июне 1958 года в соответствии с решением Приморского Совнархоза на базе бывшей лакокрасочной фабрике было организовано строительство первого на Дальнем Востоке завода по выпуску радиовещательной аппаратуры. Строительство первой очереди государственного завода ОАО "Радиоприбор" закончилось с 1966 году. На заводе было освоено и налажено производство радиол «Серенада», охранные сигнализации «Пион», продукции промышленного применения, такой как, навигационная радиолокационная станция «Наяда», радиобуи «РБ-М60», аппаратура прерывистой связи для самолета ЯК-50 и вертолета МИ-24, а также специальную технику для нужд ВМФ СССР. За высокое качество продукции и выдающиеся заслуги завод «Радиоприбор» был награжден орденом «Трудового Красного Знамени» и орденом «Знак Почета».
          В 1994 году в процессе приватизации приобретен в АООТ «Радиоприбор», с 25.10.1996 года наименование приведено в соответствие с действующим законодательством – ОАО «Радиоприбор».
          Полное наименование предприятия: открытое акционерное общество «Радиоприбор».
          Место нахождения и почтовый адрес: 690950, г. Владивосток, ул. Калинина, 275.
          В настоящее время ОАО «Радиоприбор» является одним из ведущих предприятий ВПК на Дальнем Востоке по производству радиоэлектронной техники для нужд ВМФ РФ и экспорта.
          Приоритетными направлениями деятельности предприятия являются:                                Выполнение государственного заказа;
Разработка и изготовление гражданской продукции;
Эффективное управление недвижимым имуществом.
          Мощный научный потенциал и квалифицированные кадры позволили за 40 лет деятельности оснастить каждый четвертый корабль ВМФ России электронной аппаратурой, произведенной на ОАО «Радиоприбор». Многие из производимых изделий стали вехами в истории отечественного приборостроения. Сегодня, через компанию «Росвооружение» завод успешно сотрудничает в части оборонного заказа со многими зарубежными партнерами.
       
          В настоящее время предприятие успешно ищет свою нишу на рынке товаров и услуг гражданской продукции. Основные направления деятельности предприятия в области – разработка и изготовление аппаратуры высокочастотной связи для топливно-энергетического комплекса, медицинской техники, охранно-пожарной радиосигнализации, автоматизированной системы управления светофорными объектами, другой техники, полностью отвечающей требованиям рынка.
          Большинство последних разработок  конструкторов завода заслужили  высокую оценку потребителей. Качество  и надежность изделий достигнуты благодаря использованию современных высоких технологий.
          Сегодня ОАО «Радиоприбор» - многофункциональное  предприятие, способное разрабатывать,  производить и поставлять современную военную и гражданскую продукцию на внешний и внутренний рынок. ОАО «Радиоприбор» - серьезный и надежный партнер для творческого взаимовыгодного сотрудничества, обладающий высоким технологическим потенциалом.
          Планы будущей деятельности предприятия  связаны, прежде всего с получением экспортных заказов через ФГУП «Рособоронэкспорт». На ближайшие семь лет прогноз является положительным, что должно позволить не только восстановить разрушенное за годы перестройки хозяйство, но, что самое главное, укрепить кадровое состояние предприятия.
         Планируется продолжить работу по разработке новых видов продукции гражданского назначения, закончить реконструкцию освобожденных в связи с сокращением объемов производства зданий для коммерческого использования.
          Предприятие имеет ряд факторов  риска.
          Отраслевые риски: как говорилось ранее, ОАО «Радиоприбор» относится к судостроительной отрасли и напрямую зависит от ситуации в отрасли и наличия государственных заказов как экспортных, так и оборонных. Тем не менее, прослеживается положительная перспектива на ближайшие семь лет, за которое общество должно освоить выпуск новой гражданской конкурентоспособной продукции, которая позволит снизить зависимость общества от состояния в судостроительной отрасли в целом.
          Региональные риски: фактором риска влияния развития региона на деятельность ОАО «Радиоприбор» является возможное резкое повышение среднего уровня заработной платы, что приведет к значительному повышению себестоимости выпускаемой продукции. Вторым фактором риска является отток высококлассных специалистов с промышленных предприятий в малые предприятия, где не требуется высокий уровень мастерства. Третьим, и главным, фактором риска является крайне низкий уровень подготовки новых кадров в технических учебных заведениях Приморского края.
              Валютное риски: учитывая, что на перспективу до 2007 года основным направлением деятельности ОАО «Радиоприбор» будет выполнение экспортного контракта, заключенного в долларах США, при усилии российского рубля относительно доллара США произойдет уменьшение прибыли от данного контракта, что может негативно отразиться на финансовом состоянии предприятия.
          Правовые риски: одним из факторов риска является несовершенство законодательства, частое изменение налогового законодательства, пробелы в  законодательстве как внутреннем, так и в международном. 

   2.2 Анализ производственно-хозяйственной  деятельности ОАО                                      "Радиоприбор". 

2.2.1 Анализ имущественного  положения предприятия.
          Устойчивость финансового положения  предприятия в значительной степени  зависит от целесообразности  и правильности вложения финансовых  ресурсов в активы. Активы динамичны  по своей природе. В процессе  функционирования предприятия и  величина активов, и их структура  претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источниках, а также динамике этих изменений можно получить с помощью: построения аналитического баланса-нетто; вертикального и горизонтального анализа отчетности; а также анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
          Построение аналитического баланса-нетто.
          В рамках углубленного анализа  в дополнение к абсолютным  показателям целесообразно также  рассчитать ряд аналитических. Основой для расчета является таблица, представляющая собой уплотненный баланс-нетто (табл. 2.2.1). Во второй графе представлены основные статьи в последующих графах их величина для предприятия ОАО «Радиоприбор». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.2.1 

Исходные  данные для анализа финансового  состояния
(баланс-нетто) 

 
БАЛАНС-НЕТТО
 
Статья
2007 г. 2008 г. 2009 г.
тыс.руб. тыс.руб. % тыс.руб. %
АКТИВ          
1.Оборотные  активы          
Денежные  средства и их эквиваленты (стр.260)
 
41897
 
4957
 
11,8
 
22270
 
449,3
Расчеты с  дебиторами (стр.240) 476933 176378 37 146083 82,8
Запасы  и прочие оборотные активы (стр.210+217+
220+253+270)
 
 
65828
 
 
100409
 
 
152,5
 
 
107806
 
 
107,4
Итого по разделу 1 584658 281744 48,2 276159 98
2.Внеоборотные  активы          
Основные  средства (стр.120) 176472 175170 99,3 173136 98,8
Прочие  внеоборотные активы (стр. 110+130+140+150+230)
 
0
 
0
 
0
 
0
 
0
Итого по разделу 2 176472 175170 99,3 173136 98,8
Всего активов 761130 456914 60 449295 98,3
ПАССИВ          
1.Привлеченный  капитал          
Краткосрочные пассивы (стр.690) 433563 217706 50,2 223402 102,6
Долгосрочные  пассивы (стр. 590) 0 0 0 500 0
Итого по разделу 1 433563 217706 50,2 223402 102,6
2.Собственный  капитал          
Уставный  капитал (стр.410) 103 103 100 103 100
Фонды и  резервы (490-252-410-440-445)
 
286878
 
188960
 
65,9
 
208844
 
110,5
Итого по разделу 2 286981 189063 165,9 208947 110,5
Всего источников 720544 406769 56,5 432849 106,4
 
          Вертикальный анализ.
          Вертикальный анализ показывает  структуру средств предприятия и их источников. Можно выделить две основные черты, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа:
    переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям;
 
 
    относительные показатели, применяемые в вертикальном анализе, в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.
          Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо модифицированную отчетность (с укрупненной или трансформированной номенклатурой статей).  В таблице 2.2.2 приведено структурное представление баланса по укрупненной номенклатуре статей.
          Для получения табл. 2.2.2 необходимо  заполнить табл. 2.2.1 исходя из  имеющихся данных, представленных  бухгалтерским балансом за каждый  из последних 3-х лет. Рассчитанные  по соответствующим формулам  показатели представляются в  виде массовых долей и заносятся  в соответствующие колонки, потом  определяются изменения по отношению к первому из 3-х анализируемых лет путем вычитания из большего значения меньшего (если произошло увеличение показателя, то изменение пишется со знаком «+», если уменьшение, то – «-»).
          Табл. 2.2.2 наглядно показывает преимущества  вертикального анализа – вследствие  инфляции данные на начало и конец года по исходному балансу сравнить достаточно сложно, напротив, относительные показатели поддаются сравнению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.2.2 

Структурное представление баланса-нетто предприятия  ОАО 
«Радиоприбор» за 2007 – 2009 г. (Вертикальный анализ) 

 
Статья
2007 2008 2009
тыс. руб.
% тыс. руб.
измен. % тыс.руб. измен. %
 
АКТИВ
               
1.Внеоборотные активы
               
Основные  средства 176472 24,086 175170 -1302 39,16 173136 -3336 38,92
Долгосрочные  фин. вложения
 
0
 
 
 
0
 
0
   
0
 
0
 
Прочие  внеоборотные активы  
0
 
 
 
0
 
0
   
0
 
0
 
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1  
176472
 
24,086
 
175170
 
-1302
 
39,16
 
173136
 
-3336
 
38,92
2.Оборотные  активы                
Запасы  и затраты 37365 5,1 90832 53467 20,3 103357 65992 23,23
Дебиторская задолженность  
476933
 
65,09
 
176378
 
-300555
 
39,43
 
146083
 
-330850
 
32,84
Денежные  средства и их эквиваленты  
41897
 
5,71
 
4957
 
-36940
 
1,108
 
22270
 
-19627
 
5,006
Прочие  оборотные активы  
0
 
 
 
0
 
0
   
0
 
0
 
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2 556195 75,9 272167 -284028 60,84 271710 -343885 61008
2.ВСЕГО  АКТИВОВ 732667 100 447337 -285330 100 444846 -347221 100
 
ПАССИВ
               
1.Собственный  капитал
               
Уставный  капитал 103 0,014 103 0 0,025 103 0 0,023
Фонды и  резервы (нетто)
 
286878
 
39,81
 
188960
 
-97918
 
46,45
 
208844
 
-78034
 
48,304
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1 286981 39,824 189063 -97918 46,475 208947 -78034 48,327
2.Привлеченный  капитал                
Долгосрочные  пассивы
 
0
   
0
 
0
     
500
 
Краткосрочные пассивы  
433563
 
60,17
 
217706
 
-215857
 
53,52
 
223402
 
-210161
 
51,67
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2 433563   217706 -215857   223402 -1050305  
ВСЕГО ИСТОЧНИКОВ
 
720544
 
100
 
406769
 
-313775
 
100
 
432349
 
-1128339
 
100
 
          Анализируя данные баланса за 2007-2009 гг. предприятия ОАО «Радиоприбор», можно сделать следующие выводы:
    на предприятии наблюдается тенденция уменьшения объемов внеоборотных активов;
    происходит увеличение запасов предприятия, что с позиции производственно-хозяйственной деятельности предприятия является положительной тенденцией, т.к. происходит увеличение оборотно -  финансовых средств предприятия, которые можно использовать, т.к. пустить в оборот;
    как отрицательную тенденцию следует рассматривать уменьшение денежных средств;
    собственный капитал имеет малый удельный вес и тенденцию к снижению. С позиции реальной рыночной экономики такое положение создает довольно серьезное препятствие для привлечения инвестиций и кредитов.
          Таким образом, следует отметить очень нестабильное положение ОАО «Радиоприбор», что связано с объективными (отсутствие заказов) и субъективными (обнаружение технических недоработок в выпускаемой продукции и приостановление ее выпуска) причинами. 

          Горизонтальный анализ.
          Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Как правело, берутся базисные темпы роста за несколько лет (смежных периодов), что позволяет анализировать на только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. Данные из приведенного горизонтального анализа в таблице 2.2.3 можно использовать при анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
          Таблица 2.2.3 представляет собой  рассчитанные по тем же формулам значения показателей, но здесь изменения представлены в виде процентов от первого из трех анализируемых лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.2.3 

Горизонтальный  анализ уплотненного баланса-нетто
ОАО «Радиоприбор». 

 
Статья 
2007 2008 2009
тыс.руб. тыс.руб. % тыс.руб. %
 
АКТИВ
         
1.Внеоборотные активы          
Основные  средства 176472 175170 99,3 173136 98,8
Долгосрочные  фин. вложения 0 0 0 0 0
Прочие  внеоборотные активы 0 0 0 0 0
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1 176472 175170 99,3 173136 98,8
2.Оборотные  активы          
Запасы  и затраты 37365 90832 243,1 103357 113,8
Дебиторская задолженность 476933 176378 37 146083 82,8
Денежные  средства и их эквиваленты  
41897
 
4957
 
11,8
 
22270
 
449,3
Прочие  оборотные активы 0 0 0 0 0
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2 556195 272167 48,9 271710 99,8
ВСЕГО АКТИВОВ 732667 447337 61,1 444846 99,4
 
ПАССИВ
         
1.Собственный  капитал          
Уставный  капитал 103 103 100 103 100
Фонды и  резервы (нетто) 286878 188960 65,9 208844 110,5
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1 286981 189063 65,9 208947 110,5
2.Привлеченный  капитал          
Долгосрочные  пассивы 0 0 0 0 0
Краткосрочные пассивы 433563 217706 50,2 223402 102,6
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2 433563 217706 50,2 223402 102,6
ВСЕГО ИСТОЧНИКОВ 720544 406769 56,5 432349 106,3
 
 
          Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
          Горизонтальный и вертикальный  анализы взаимодополняют друг  друга. Поэтому на практике  нередко стоят аналитические  таблицы, характеризующие как  структуру отчетной бухгалтерской  формы, так и динамику отдельных  ее показателей. Оба эти вида  анализа ценны при межхозяйственных  сопоставлениях, так как позволяют  сравнить отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.
          По данным приведенного в приложении  баланса (приложение 2), динамика  имущественного положения предприятия  может быть охарактеризована  следующим образом: 
 
 

Таблица 2.2.4 

Изменение имущественного положения ОАО «Радиоприбор». 

Показатель  На начало года - 2008
На конец  года - 2009
Структура прироста
млн. руб. %
Всего имущества (с. 300) в том числе: Иммобилизованные  активы (с. 190)
Мобильные активы:
запасы (с. 210)
дебиторская задолженность (с. 240)
прочие оборотные  активы (с. 270)
760950 176472 

37365
476933
0
468453 173136 

103357
146083
0
-292497 -3336 

65992
-330850
0
0 0
0
100
0
0
 
 
        Анализ  финансового положения  ОАО «Радиоприбор».
          Одна из важнейших характеристик  финансового состояния предприятия  – стабильность его деятельности  в свете долгосрочной перспективы.  Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.
          Финансовая устойчивость в долгосрочном  плане характеризуется соотношением  собственных и заемных средств.  Поэтому в мировой и отечественной  учетно-аналитической практике разработана  система показателей, которая  включает: оценку ликвидности и платежеспособности, оценку финансовой устойчивости.
          Оценка ликвидности и платежеспособности.
    Величина собственных оборотных средств – характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов, т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года. Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. Рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Основным и постоянным источником увеличения собственных средств является прибыль.
 
Величина  собственных
оборотных
средств
 
 
=
собственный капитал + долгосрочные обязательства – внеоборотные активы
или
оборотные активы – краткосрочные пассивы
 
 
=
с.490-с.252-с.244+с.590- с.190-с.230
или
с.290-с.252-с.244-с.230-с.690
 
 
Показатель  2007 2008 2009
на конец  года на конец года на конец года
Величина  собственных оборотных средств 
(функционирующий  капитал)
 
150915
 
75126
 
71915
 
 
          По результатам полученных данных  видно, что в период с 2007 по 2009 год наблюдается тенденция  уменьшения величины собственных   оборотных средств, а это означает  не устойчивое финансовое положение данного предприятия. Причина этого может заключаться в положении недостаточной прибыли для существования и развития ОАО «Радиоприбор».
    Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Рост этого показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
 
Коэффициент текущей ликвидности  
=
   
=
 
 
Показатель  2007 2008 2009
на конец  года на конец года на конец года
Коэффициент текущей ликвидности 1,348 1,345 1,32
 
 
          В анализируемый период наблюдается  тенденция к снижению текущей  ликвидности предприятия, следовательно,  ОАО не может погашать краткосрочные  обязательства только за счет  текущих активов.
    Коэффициент быстрой ликвидности. Этот показатель по смысловому назначению аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако он исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть – производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительной меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. Анализируя динамику этого показателя, необходимо обращать внимание и на те факторы, которые обуславливают его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, вряд ли это характеризует деятельность предприятия с положительной стороны.
 
Коэффициент текущей ликвидности  
=
   
=
 
 
Показатель  2007 2008 2009
на конец  года на конец года на конец года
Коэффициент быстрой ликвидности 1,197 0,884 0,843
 
    Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашения немедленно.
          В отечественной практике фактические  средние значения рассмотренных коэффициентов ликвидности, как правело, значительно ниже значений, упоминаемых в западных литературных источниках. Поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов – дело будущего, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.
 
Коэффициент абсолютной ликвидности(платежеспособности)  
=
 
 
 
=
 
 
Показатель  2007 2008 2009
на конец  года на конец года на конец года
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности)  
0,072
 
0,017
 
0,075
 
          Как видно из приведенных расчетов, коэффициент платежеспособности  до конца 2008 года имел устойчивую тенденцию к снижению, но уже в начале 2009 года стал резко увеличиваться вследствие увеличения кредиторской задолженности предприятия.
          Таким образом, коэффициент  текущей ликвидности, согласно международной практике, должен находиться в пределах от 1 до 2 (иначе 3). Как показывает сделанные выше расчеты, в данном случае это так, но в ближайшей перспективе коэффициент выйдет за рамки нижних пределов, так как наблюдается тенденция его снижения.
          Значения коэффициентов быстрой и абсолютной ликвидности не совпадают. Их значения должны быть более 1, но оптимальное значение в России составляет 0,7-0,8. Фактические значения быстрой ликвидности для ОАО «Радиоприбор» совпадают с международными, что является благоприятной тенденцией, а абсолютной – значительно отстают, т.е. платежеспособность данного предприятия находится на очень низком уровне.
    Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственности оборотными средствами.
 
Доля оборотных  средств в активах  
=
 
 
 
=
 
Доля собственных  оборотных средств в общей  их сумме  
=
 
 
 
=
 
 
Показатель  2007 2008 2009
на конец  года на конец года на конец года
Доля оборотных  средств в активах 0,77 0,63 0,63
Доля собственных  оборотных средств в общей  их сумме 0,26 0,26 0,24
 
          Уменьшение доли оборотных средств  в активах происходит из-за  увеличения суммы дебиторской  задолженности, это можно рассматривать  как отрицательную тенденцию.
          Доля собственных оборотных средств  в общей их сумме отрицательна, что свидетельствует об очень  неустойчивом финансовом состоянии  предприятия, но ее увеличение  можно расценивать как положительную тенденцию.
    Коэффициент покрытия запасов рассчитывается соотнесением величины «нормальных» источников покрытия запасов и суммы запасов. Если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия рассматриваться как неустойчивое.
 
Доля запасов  в оборотных средствах  
=
 
 
 
=
 
Доля собственных  оборотных средств в покрытии запасов  
=
 
 
 
=
 
 
 
    степень выполнения плана (установленного выполняющей  организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
    уровень эффективности использования ресурсов предприятия.
    Для реализации первого направления анализа  целесообразно также учитывать  сравнительную динамику основных показателей. 

Выручка от реализации  
=
 
 
 
=
Форма №2, с.010
Чистая  прибыль =   = Форма №2, с.140-с.150
Производительность  труда =   =  
Фондоотдача =   =  
 
      Выручка от реализации Чистая прибыль Производительность  труда Фондоотдача
    2007 249985 120654 373,7 1,43
    2008 489919 50282 761,9 2,8
    2009 181217 9058 357,4 1,05
 
          В  ОАО «Радиоприбор» уменьшение  значений коэффициентов выручки  от реализации и чистой прибыли связано с уменьшением объема продаж из-за выявления технических недоработок продукции и некоторых других объективных причин, связанных со сбытом готовой продукции.
          К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относится показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.
          Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала) характеризует объем реализованной продукции, приходящийся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост этого показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
          Коэффициент устойчивости экономического роста, показывает какими, в среднем, темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не менее уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п. 

Оборачиваемость средств в расчетах (оборотах) =   =  
Оборачиваемость средств в расчетах (в днях)
=   =  
 
      Оборачиваемость средств в расчетах (оборотах) Оборачиваемость средств в расчетах (в днях)
    2007 0,52 687
    2008 2,78 130
    2009 1,24 290
 
          В  ОАО «Радиоприбор» уменьшение  оборачиваемости средств (в оборотах) и увеличение оборачиваемости  (в днях) является неблагоприятной  тенденцией, так как свидетельствует  об уменьшении скорости совершения  полного цикла производства и  обращения. 

      Предложения по дальнейшему развитию ОАО "Радиоприбор"
          Для сохранения финансовой устойчивости важно найти «золотую середину», то есть выбрать такую модель роста, которая обеспечивала бы предприятию возможность развития и одновременно позволяла избегать банкротства. Темпы роста предприятия, которые ориентированы на «золотую середину», считаются устойчивыми.
          Хорошо известно, что развитие  предприятия, увеличение объема  его продаж требуют повышения  затрат, роста активов. Последнее заставляет предприятие либо относительно сокращать свои финансовые потребности, либо находить дополнительные финансовые ресурсы.
          Частично проблему изыскания  дополнительных финансовых ресурсов  решает увеличение массы чистой  прибыли, направляемой на развитие производства – она растет вместе со своей прибылью благодаря расширению масштабов сбыта. Если же выделенных таким путем сумм прибыли не хватает, изыскивают источники внешнего финансирования. Ими могут выступать либо финансовые ресурсы, привлекаемые с помощью выпуска акций, либо дополнительные заемные средства. При этом следует учитывать, что выпуск акций может привести к потере администрацией самостоятельно в управлении предприятием, к снижению курсовой стоимости акций. Ограничен определенными пределами и рост заемных средств, так как по мере увеличения соотношения между заемными и собственными средствами ожесточаются условия кредитования, растет вероятность банкротства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.