На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок ценных бумаг в России: проблемы, пути развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 

Новокузнецкий филиал-институт
Государственного  образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Кемеровский  государственный университет» 

Экономический факультет
Кафедра экономической теории 
 

Студент группы Ф-091
О.С.Макарова  

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по экономической  теории

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ 


 
 

Руководитель:
  доцент 
  Л. Н.Чернова 
 
 

Курсовая  работа 
Допущена к защите 

     Подпись руководителя
« » 20 г.
         Курсовая  работа
      защищена с оценкой  

                         Подпись руководителя
      « »  20 г. 
       
       

Новокузнецк 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение  4
1Теоретические основы рынка ценных бумаг 6
  1.1История возникновения и развития рынка ценных бумаг 6
  1.2Сущность и место рынка ценных бумаг в системе рынков 9
  1.3Функции  рынка ценных бумаг 12
2Рынок ценных бумаг в России: проблемы, пути решения 14
  2.1Особенности рынка ценных бумаг в России 14
  2.2Проблемы рынка ценных бумаг в России и их пути решения 17
  2.3Государственное регулирование и контроль над функционированием рынка ценных бумаг в России 26
  2.4Преспективы развития рынка ценных бумаг в России 32
Заключение 35
Список использованных источников 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Рынок ценных бумаг это составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг. Он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг – прямо или через финансовых посредников - получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для получения прибыли.
     Рынок ценных бумаг, обслуживая принципиальную для экономического роста связку “сбережения-инвестиции” и перелив  финансовых ресурсов между секторами  национальной экономики, становится одним  из ключевых механизмов в рамках национальной модели экономического роста и повышения  благосостояния. В то же время важнейшими предпосылками развития самого рынка  ценных бумаг являются общеэкономический  рост и позитивные сдвиги на микроуровне.
     У российского рынка ценных бумаг  существует значительный потенциал  дальнейшего развития. В основе этого  потенциала лежат такие факторы, как большое число созданных  в процессе приватизации открытых акционерных  обществ, значительное число перспективных  предприятий, интерес многих предприятий  к дополнительным эмиссиям, желание  многих региональных и муниципальных  органов власти осуществить выпуски  своих займов (облигаций) и ряд  других.
     Значительные  перспективы роста российского  рынка связаны с разумной политикой  финансирования дефицита федерального бюджета посредством выпуска  различных типов государственных  ценных бумаг.
     На  сегодняшний день, идет процесс формирования рыночной экономики в России. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются определяющими факторами становления такой экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее время, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер. Этим обуславливается актуальность выбранной темы работы.
     Предмет исследования – проблемы, присущие рынку ценных бумаг России.
     Цель  курсовой работы –  на основе анализа рынка ценных бумаг России изучить проблемы и указать пути их решения.
     Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
     1. Рассмотреть историю возникновения  и развития рынка ценных бумаг
     2.Определить  сущность и место рынка ценных  бумаг в системе рынков
     3.Проследить функции рынка ценных бумаг
     4.Выявить  особенность рынка ценных бумаг  в России
     5.Проанализировать  проблемы рынка ценных бумаг  в России и выявить пути  их решения
     6. Исследовать государственное регулирование и контроль над функционированием рынка ценных бумаг в России
     7.Обозначить перспективы развития рынка ценных  бумаг в России
     Основными методами исследования в данной работе являются аналитический, исторический и метод сравнения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
    1.1 История возникновения и развития рынка ценных бумаг
    Рынок ценных бумаг (или Рынок капиталов, англ. Capital market) — это составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг. Прообразом фондовых сделок являлся процесс обмена одной валюты на другую между торговцами на ярмарках. Чтобы привести в соответствие денежные единицы разных стран существовали меняльные конторы, владельцы которых обменивали деньги по текущему курсу за соответствующее комиссионное вознаграждение.
    Вследствие  роста торговли и увеличения числа  заключаемых срочных сделок, объектом финансовых операций стали долговые расписки-векселя. Вексель - это строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить до наступления, предусмотренного векселем, срока определенную денежную сумму в конкретном месте. Таким образом, вексель – это первая классическая ценная бумага, которая положила начало возникновению и развитию фондового рынка. Изначально сделки с ценными бумагами совершались на товарных биржах и других оптовых рынках. Родиной фондовой биржи официально считается Бельгийский порт город Антверпен. Первые торги на этой бирже ценными бумагами состоялись в 1592 году.
    Начало  эпохи великих географических открытий послужило толчком для формирования организованной торговли ценными бумагами и появление их новых классических типов. Снаряжение морских экспедиций и крупных торговых караванов  в страны Нового Света требовало  значительных капиталовложений. Это  повлекло за собой объединение купцов, судовладельцев, банкиров, промышленников в товарищества, с целью создания общего капитала. Внесение пая оформлялось специальным документом, удостоверяющим право собственности на свою долю в общем капитале и право на получение части прибыли в случае удачи совместного предприятия. Этот документ получил название акция, а товарищество стало именоваться акционерным обществом или компанией. Первые в мире акционерные общества - это Голландская и Английская Ост-Индийские компании.
     Активизация рынка ценных бумаг и рост биржевой торговли приходится на первую треть XVIII века и последующие годы. Именно тогда образовались биржи во Франции, Великобритании, Германии и США. Число фондовых бирж быстро увеличивалось, и между ними формировались тесные взаимосвязи.
     В конце XVIII начало XIX века роль фондовой биржи в капиталистической экономике значительно возрастает. Идет процесс первоначального накопления капитала. В странах Европы и Америки появляются первые акционерные банки и промышленные корпорации. Фондовая биржа поэтапно входит в единую систему финансово-экономических отношений, становится важным элементом всего хозяйственного механизма государства.
     Интенсивный рост общественного производства, который существенно обгонял потребление, привел к значительному повышению жизненного уровня, а также к изменению роли финансового капитала в системе экономических отношений. Данный период характеризуется как время неорганизованного "дикого" рынка. Тогда почти отсутствовало законодательство, не были сформированы органы регулирования, большинство сделок никак не регистрировалось.
     С возникновением монополий, крупных  объединений, предприятий и увеличения эмиссии ценных бумаг растет биржевой и внебиржевой оборот финансовых активов. Фондовый рынок становится более регулируемым. Особенно широкое развитие получил рынок ценных бумаг в США. В Америке большинство предпринимателей инвестировало капитал в финансовые активы. Таким образом, национальный фондовый рынок США заметно обогнал в своем развитии европейский, на нем сложился более совершенный механизм осуществления финансовых операций.1
     После мирового кризиса 1929-1933 годов правительства большинства стран взяли курс на проведение экономических реформ. В связи с этим резко возросла роль государства в экономике. Реформа биржевой деятельности была направлена на максимальную защиту всех участников фондовых операций от банкротства, на цивилизованную торговлю финансовыми активами, а это требовало жестокого регулирования и контроля со стороны государства. Были предусмотрены хозяйственное право и финансовое законодательство.
     В 60-е годы на рынке фондовых ценностей  намечается новый всплеск биржевой активности. Европа оправилась от последствий  второй Мировой войны, стабилизировалась промышленность, появились новые наукоемкие и капиталоемкие производства. С помощью фондовой биржи огромные средства, собранные банками и другими расчетно-кредитными учреждениями, направлялись на финансирование наиболее эффективных экономических программ, изобретений и внедрений новых технологий. В тот период происходит также бурный рост международных операций с ценными бумагами. С середины 70-х годов фондовый рынок капиталистических стран с развитой экономикой уже представлял собой сложное образование с отработанным и отлаженным механизмом, с разветвленной сетью вспомогательных структур, а также тесными международными связями. Огромную роль на мировой арене стали играть транснациональные промышленные и банковские корпорации, которые аккумулируют значительные денежные средства и проводят политику экспорта капитала.
     Международная торговля ценными бумагами возросла в десятки раз по сравнению с послевоенным периодом. В обращении появились евроакции и еврооблигации, которые стали главным объектом сделок на мировом фондовом рынке.2
     1.2 Сущность и место рынка ценных бумаг в системе рынков
     Рынок ценных бумаг – рынок, который перераспределяет временно свободные финансовые ресурсы, посредством фондовых институтов через ценные бумаги.
     Рынок ценных бумаг, в отличие от остальных сегментов финансового рынка, обеспечивает:
     а) минимальную процентную ставку
     б) максимальные сроки кредитования
     в) максимальные суммы кредитования
     Основными посредниками являются фондовые биржи  и организации, работающие на базе этих бирж (брокеры, дилеры, т.д.).
     Рынок ценных бумаг служит дополнительным источником финансирования экономики. К субъектам рынка относятся  частные предприятия, государство  и индивидуальные лица, деятельность которых формирует курс ценных бумаг  и его колебание в зависимости  от рыночной конъюнктуры, т.е. усиление спроса повышает курс и снижает предложение, и наоборот, превышение предложением спроса понижает курс.
     Функционирование  рынка ценных бумаг реализуется  через движение ценных бумаг, т.е. фиктивного капитала. Инвестор представляет полученный им ссудный капитал как претензию  на доход, что обеспечивается возможностью превращения его в форму денежного  капитала путем реализации ценных бумаг. Таким образом, кругооборот капитала завершается преобразованием фиктивного капитала в денежный через фондовый рынок.
     Акционерная форма инвестирования требует дохода не ниже средней нормы ссудного процента, что позволяет использовать ее независимо от производителя, выпустившего акции, так как акционеру предоставляется возможность в любое время мобилизовать фиктивный капитал в деньги.3
     В современных условиях возрастает роль рынка ценных бумаг в аккумуляции  денежного капитала и сбережений. Рынок ценных бумаг функционально входит в рынок ссудных капиталов и тесно с ним связан. Кроме того, замедление или ускорение операций на рынке ценных бумаг существенное сказывается на движении ссудного капитала, его структуре и функционировании.
     В условиях изменения экономической  конъюнктуры меняется баланс между  внутренними и привлеченными  источниками финансирования. При  всех колебаниях конъюнктуры предприятия  не могут обойтись без эмиссии  ценных бумаг, где, как правило, превалируют  облигации.
     Один  из наиболее важных способов инвестирования производителей через рынок ценных бумаг – выпуск корпоративных  облигаций, которые привлекают капитал  на период от 5 лет.4 Особенность кредитования с помощью облигаций заключается в большей их устойчивости по сравнению с другими ценными бумагами, в меньшей зависимости от конъюнктуры рынка, определяется разницей в процентах между доходностью государственных облигаций и облигаций корпораций, что связанно с риском неплатежеспособности, в большей их надежности.
     Соотношение между внутренними и привлеченными  средствами может изменяться не только по конъюнктурным соображениям. Так, в странах с государственной  и смешанной формами собственности  наряду с указанными  источниками финансирования существует также бюджетное финансирование. Кроме того, бюджетный источник может возникать тогда, когда платежеспособность предприятий, обремененных долгами, ухудшается. В этих случаях в западных странах государство оказывает им временную помощь из бюджета. При этом само предприятие стремится как можно быстрее ликвидировать финансовые трудности, которые снижают его имидж на рынке. Так, в 1980-х годах из федерального бюджета США была оказана помощь автомобильной компании Chrysler5. Аналогичная практика широко используется в Западной Европе и Японии. Но при этом всегда происходит эмиссия ценных бумаг.
     Другая  важная особенность соотношения  между средствами, полученными из внутренних источников финансирования и позаимствованными на рынке  ценных бумаг, - отраслевой подход. Так, в обрабатывающих отраслях превалируют  внутренние источники (70-80%), а в добывающей промышленности – привлеченные (70-80%), причем 50-60% из них приходится на эмиссию  ценных бумаг, что также подтверждает большую роль рынка ценных бумаг  в финансировании реального сектора  экономики.6
     Рассмотрим  место рынка ценных бумаг в системе рынков. Вследствие того что конечной целью современной экономики является получение прибыли, то любая деятельность в сфере экономики направлена на увеличение прибыли, одним из средств увеличения прибыли является вложение (инвестирование), поэтому важно выбрать наиболее целесообразный рынок для инвестирования капитала.
       Денежные средства могут быть  вложены в различные рынки,  и на каждом рынке будет  иметь место определенный, отличный  от другого прирост, но для вложения, требуется накопление, поэтому важно найти первоначальный капитал или накопить его. Отсюда можно рассматривать рынок с двух сторон: с одной стороны, как рынок для накопления, с другой — как рынок для инвестиций.
       К рынкам, на которых можно  накопить или получить капитал  относится рынок ценных бумаг,  наравне с рынком банковских  капиталов, валютным рынком, рынком  страховых и пенсионных фондов.7 Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года) и, в свою очередь, подразделяется на учетный рынок, межбанковский рынок и валютный рынок. На учетном рынке основными объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя и другие краткосрочные ценные бумаги, межбанковский рынок функционирует за счет предоставления кредитов банками друг другу (использование временно свободных денежных средств) сроками от одного дня до пяти лет, валютный же рынок обслуживает международный платежный оборот. Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты и акции, и облигации, он подразделяется на рынок средне- и долгосрочных ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.
       Рынок ценных бумаг также является  рынком для инвестиций, привлечения  незадействованного капитала. Так  как существуют различные виды  рынков для инвестирования, рынку ценных бумаг, приходится выдерживать жесткую конкуренцию, на которую влияет ряд факторов: уровень доходности рынка, уровень риска, уровень налогообложения и др.
     1.3 Функции рынка ценных бумаг
     Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общие рыночные функции, присущие каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общим рыночным функциям относятся:
     а) коммерческая функция. Функция получения прибыли от операции на данном рынке
     б) ценовая функция. Рынок обеспечивает процесс формирования рыночных цен
     в) информационная функция. Рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.
     г) регулирующая функция. Регулирование правил вхождения на рынок, торговли, разрешение конфликтов и создание органов регулирования.8
       К специфическим функциям рынка ценных бумаг относятся:
     а) перераспределительная функция. Имеет три подфункции:
          1) перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
          2) перераспределение денежных средств между населением и производственной сферой
          3) финансирование дефицита бюджетов разных уровней
       б) функция страхования рисков участников рынка (ценовых и финансовых).
     В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной, рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка. Ценные бумаги абсорбируют временно свободный капитал, где бы он ни находился, и через куплю – продажу помогают его перенаправить в необходимом направлении.
       В практике рыночной экономики  это ведет к тому, что капитал  размещается главным образом  в тех производствах, которые  действительно необходимы обществу. В результате возникает оптимальная  структура общественного производства (причем не только по размещению  капитала, но и по его размерам  в отдельных отраслях производства) и создается бездефицитная экономика,  то есть общественное производство  в основном соответствует общественному  спросу.9  
 
 
 
 
 
 
 

    2 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
     2.1 Особенности Рынка  ценных бумаг в  России
     Российский  фондовый рынок является «высоко  монопольным». Основная причина этого  кроется в высокой стоимости  «входного билета» (собственные  средства, лицензии, оборудование, технологии и т.д.), следовательно, не имеющий  таких возможностей человек, не сможет самостоятельно выйти на рынок высшего уровня — биржу или внебиржевую торговую систему. Он вынужден будет пользоваться услугами тех сравнительно немногих профессиональных участников, которые имеют необходимые предпосылки. Очевидно также и то, что последние объективно не заинтересованы в упрощении процедуры входа на рынок для новых субъектов. Таким образом, фондовый рынок, с точки зрения доступа на него, крайне далек от идеальной модели конкуренции. Во внутренней конкуренции российского рынка ценных бумаг клиенты жестко поделены между профессиональными участниками.
     С определенного момента расширение круга участников торговли приводит к нарастанию проблем с исполнением сделок. С течением времени технический прогресс позволял расширять возможности торговой системы, но сам принцип ее построения под сомнение не ставился. Под влиянием развития технологий, возможный доступ к торговой системе через Интернет стал общедоступным, соответственно, работы у брокеров стало меньше, поскольку многие хотят непосредственно участвовать в торгах, имея возможность найти контрагента самостоятельно.
     Появление новых технологий в операциях  на фондовом рынке приводит к тому, что анахронизмом становится множество брокеров на биржах, сертификатов ценных бумаг и доставляемых курьерами в банк платежных документов.
     В целом система отношений на фондовом рынке пока осталась прежней. И до сих пор между реальными сторонами сделки стоят инвестиционные институты. Формально их цель — помочь инвестору в его операциях на рынке ценных бумаг. Однако в значительной степени они помогают ему преодолевать барьеры, поставленные зачастую при их непосредственном участии.
     Таким образом, отличительными чертами российского  рынка ценных бумаг являются:
     -непредсказуемость, что связано с нестабильностью политической и экономической обстановки в стране;
     -монополизм;
     -ориентация на потребности портфельных инвесторов, что предопределяет выбор из огромного числа предприятий, расположенных в различных регионах страны и принадлежащих отдельным отраслям народного хозяйства, наиболее эффективных. При этом учитывается отраслевая и региональная инвестиционная их привлекательность.
     Механизм  выбора портфельных инвестиций весьма затруднен не только из-за недостаточности  информации, но и из-за сложностей, возникающих  при определении отраслевых и  региональных предпочтений.
     Финансовый  кризис осени 1997 г. и лета 1998 г. показал, что наиболее эффективным институтом должен стать рынок ликвидных  корпоративных и муниципальных  долговых финансовых бумаг.
     Однако  одной из наиболее важных проблем, связанных  с адаптацией экономики к низким процентным ставкам, является отсутствие ликвидного рынка негосударственных  долговых ценных бумаг. Это препятствует доступу российских предприятий  и граждан к заемным ресурсам, снижает возможность эффективного управления ресурсами, затрудняет мобилизацию  денежных поступлений от населения  для реального инвестирования.
     Формирование  рынков негосударственных эмиссионных  долговых бумаг до середины 1997 г. сдерживалось сверхвысокой доходностью государственных  ценных бумаг. До августа 1998 г. корпоративные  облигации, номинированные в рубли, на рынке практически не обращались. Суммарный их выпуск на 2009 год составлял 143,3 млрд. руб. по номиналу — 51,1% от общего объема первичных размещений.10 И если учесть, что доля долгосрочного кредитования экономики составляла до недавнего времени всего лишь 3,3% общего объема банковских кредитов, то весьма заманчивой остается перспектива формирования и устойчивого функционирования ликвидного рынка негосударственных долговых обязательств.
     Вместе  с тем существует ряд факторов, которые затрудняют процесс ускорения  использования негосударственных  эмиссионных долговых инструментов. К ним относятся:
     - отсутствие значимых прецедентов, следовательно, исторической динамики;
     - текущая динамика рыночных процентных ставок не позволяет достигнуть разумного сочетания показателя «доходность/риск»;
     - запрещение эмиссии краткосрочных (до года) корпоративных облигаций российским законодательством;
     - нежелание предприятий выпускать бумаги с фиксированным доходом;
     - отсутствие практики цивилизованного андеррайтинга;
     - отсутствие практики выдачи гарантийных обязательств, а также широкого класса надежных гарантов экономической обстановки, отсутствие у государства концепции социально-экономического развития;
     - большое число инвестиционных институтов, навязывающих свои услуги;
     - отсутствие портфельных инвестиций;
     - отсутствие ликвидного рынка негосударственных долговых финансовых инструментов;
       -несовершенство налоговой системы, что заставляет инвесторов «оптимизировать» процесс формирования налогооблагаемой базы и операционных издержек;
     -отсутствие системы страхования финансовых гарантий;
     -спекулятивный характер большинства операций.
     В целом проблема фондового рынка  России - не в отсутствии финансовых ресурсов для инвестиций, а в отсутствии мотивации инвестиционной деятельности, в том числе и при помощи инструментов. Поэтому фондовый рынок  слабо связан с реальным сектором экономики и неудовлетворительно  выполняет основную функцию перераспределения  капитала. 11
     2.2 Проблемы рынка  ценных бумаг в  России, пути решения
     Формирование  рынка ценных бумаг в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
     Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского рынка ценных бумаг, которые требуют первоочередного решения, и возможные пути решения:
     1 Повышение емкости и прозрачности финансового рынка
     В рамках решения задачи по повышению  емкости и прозрачности российского  финансового рынка потребуется:
        а) Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций.
     Участие населения на финансовом рынке является показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций. Важным средством стимулирования участия населения на финансовом рынке является определение четких правовых рамок для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на финансовом рынке.
     Одним из источников выплат гражданам предусматривается  компенсационный фонд, который будет  формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих  услуги гражданам, и в случае недостаточности  средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования  государственных средств на соответствующие  цели.
     В дополнение к обязательной компенсационной  системе необходимо создать условия  для развития добровольных компенсационных  систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового  рынка.
        б) Расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка.
     Для повышения эффективности правового  регулирования обращения на финансовом рынке производных финансовых инструментов необходимо:
     - обеспечить учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами, и обращение этих инструментов по правилам учета и обращения ценных бумаг;
     - распределить риски, связанные с деятельностью посредников на рынке финансовых инструментов;
     - обеспечить защиту прав владельцев финансовых инструментов.
     Учитывая, что рынок производных финансовых инструментов является динамично развивающимся  и виды этих инструментов постоянно  обновляются, следует признать нецелесообразным установление на законодательном уровне исчерпывающего перечня производных  финансовых инструментов и их определений.
     Формирование  условий рыночного ценообразования  на важнейшие для экономики товары, в частности энергоносители, зерно, металлы, строительные материалы, невозможно без организованного срочного рынка  таких товаров. Для того чтобы  товаропроизводители и потребители  указанных товаров шире использовали механизмы срочного рынка, потребуется  на законодательном уровне признать, что цены биржевых срочных контрактов на поставку товара являются рыночными. Это важно для целей расчета налогов с учетом реальной ценовой политики на финансовом рынке. Совместно с биржами следует проводить постоянную работу по разъяснению экономическим агентам возможностей срочного рынка для снижения рисков изменения цен товаропроизводителей и потребителей, способствуя тем самым формированию цивилизованного товарного биржевого рынка.
        в) Создание возможности для секьюритизации широкого круга активов.
     Необходимо предусмотреть механизмы повышения кредитного качества, как залоговые и номинальные банковские счета, ввести институт общего собрания владельцев облигаций, а также расширить возможности использования субординации выпускаемых ценных бумаг не только для облигаций с ипотечным покрытием, но и в отношении других видов облигаций.
     Для обеспечения привлечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты  по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые в формате  государственно-частного партнерства, предлагается предусмотреть меры, направленные на стимулирование инвестирования в  инфраструктурные облигации. Исполнение обязательств по таким облигациям может  обеспечиваться активами, создаваемыми в рамках проекта, а также постоянными  платежами за пользование инфраструктурными  объектами. В законодательство Российской Федерации потребуется внести изменения, обеспечивающие защиту прав владельцев инфраструктурных облигаций, а также  возможность инвестирования в такие  облигации средств кредитных организаций, пенсионных накоплений. Указанная мера позволит привлечь инвестиции для финансирования инфраструктурных проектов и одновременно расширить перечень объектов для инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.
        г) Повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.
     Недостаточная степень вовлеченности населения в финансовую сферу объясняется низким уровнем информированности и доверия к финансовым инструментам. Это приводит к тому, что сбережения граждан осуществляются преимущественно в виде вложений в иностранную валюту или на краткосрочные депозиты банков.
     Для повышения осведомленности граждан  о возможностях и рисках инвестирования на финансовом рынке предполагается реализация следующих мер:
     - определение целевой аудитории в целях проведения мероприятий, направленных на привлечение населения на финансовый рынок, а также разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий для каждой из целевых групп;
     - проведение анализа в целях выявления причин недоверия широких слоев населения к инструментам финансовых рынков;
     - подготовка и реализация мер, направленных на широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках для инвестирования личных сбережений.
     Основным  результатом реализации указанных  предложений должны стать изменение  инвестиционного поведения населения  и привлечение сбережений граждан  на финансовый рынок, а также эффективная  реализация пенсионной реформы.
     2 Обеспечение эффективности рыночной  инфраструктуры
     Для устранения этой проблемы требуется:
        а) Унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка.
     Для того чтобы соответствовать общемировым  тенденциям в развитии биржевой торговли в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам. Более того, необходимо обеспечить высокий уровень защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.
     Актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует. При этом под организованным рынком следует понимать общую торговую среду, в которой существуют различные по своей форме и степени институционализации системы заключения сделок с финансовыми инструментами в соответствии с выработанными участниками таких систем или установленными государством правилами. Регулирование такой среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано.
        б) Создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры.
     Предполагается  усилить административную и уголовную  ответственность лиц, входящих в  состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а  также за ненадлежащее исполнение биржами  соответствующих полномочий. На законодательном  уровне на федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков следует возложить полномочия, связанные  с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности  лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения  биржей требований законодательства Российской Федерации.
     Клиринг, расчеты и учетная система  могут быть объединены вокруг биржи, являющейся ядром организованного  рынка. Одной из приемлемых моделей консолидации биржевой инфраструктуры может стать вертикально-интегрированная модель холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов и, возможно, государства и иностранных институтов. В рамках такого холдинга возможны объединение локальных торговых площадок, в том числе специализирующихся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетных депозитариев, клиринговых организаций. Предложенная модель способна сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.
        в) Создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента.
     Создание  правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента  включает:
     - формирование правового механизма возникновения, изменения и прекращения обязательств центрального контрагента;
     - устранение налоговых проблем, возникающих у центрального контрагента, а также закрепление в налоговом законодательстве Российской Федерации статуса центрального контрагента как технической стороны, не имеющей экономического интереса по соответствующим сделкам;
     - создание механизмов для завершения центральным контрагентом расчетов по сделкам в случае нарушения обязательств перед ним, в частности использование гарантийных фондов, приобретение или продажа ценных бумаг на финансовом рынке и (или) иных механизмов.
     Создание  правовых условий повышения эффективности  клиринга включает:
     - обеспечение завершения расчетов по обязательствам, возникшим в результате клиринга (исключение возможности наложения ареста и обращения взыскания на ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для исполнения обязательств по результатам клиринга, исполнение обязательств, определенных по результатам клиринга до момента открытия конкурсного производства в отношении участника клиринга и др.);
     - установление правовых оснований изменения и прекращения обязательств, в связи с проведением неттинга, в том числе в случае осуществления процедуры неттинга без участия центрального контрагента, а также порядка исполнения обязательств, возникших в результате проведения неттинга;
     3 Формирование благоприятного налогового климата для его участников
     Проблема по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:
        а) Совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;
        б) Совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;
        в) Совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.
     4 Совершенствование правового регулирования на финансовом рынке
     В целях реализации задачи по совершенствованию  правового регулирования на финансовом рынке необходимо:
        а) Повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями.
     Система пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Следует предусмотреть несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля над соблюдением установленных требований законодательства Российской Федерации, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.
     На  законодательном уровне следует  обеспечить независимость служб  внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а  также ввести требования к управлению финансовыми рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность  участников финансового рынка определять лицо, ответственное за организацию  управления указанными рисками или  создавать самостоятельное структурное  подразделение по управлению рисками. При этом для специалистов по управлению рисками внутри организации устанавливаются  соответствующие квалификационные требования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.