На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология подготовки экскурсии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
«Тюменская  государственная академия культуры,  
искусств и социальных технологий»

Институт  сервиса и социально-культурных коммуникаций
Кафедра менеджмента социально-культурной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По предмету «Общие технологии СКД»
На тему «Технология подготовки экскурсии» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
Студент 2 курса ОЗО
Специальности СКД
Бабикова  Виктория Олеговна 

Научный руководитель:
Канд.пед.наук, доцент кафедры
Менеджмента СКД
Южакова Надежда Ипатовна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2011
 


Оглавление
 

Введение

     Преобразования  в жизни страны, ознаменовавшие за последние  
10-15 лет, подвигли общественное сознание к существенным переменам, в том числе и в духовно-нравственной сфере. Сеть культурно-досуговых учреждений подверглась реконструкции в соответствии с современными требованиями и стандартами как по форме, так и по содержанию работы.

     Необходимо  было преодолеть ряд негативных тенденций, развившихся в социально-культурной сфере в 90-е годы XX века. Главная из них – снижение ее потенциала. Это, как в зеркале, отражается на духовно-нравственном состоянии людей, художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, по большому счету, и на культурном уровне страны в целом. Согласно результатам социологических исследований, проведенных ведущими исследовательскими центрами страны, за это время сеть культурно-досуговых учреждений в России сократилась почти на четверть, а вместимость их на 18%.
     Процесс преобразований длится и по сей день. На фоне реформы местного самоуправления и реформы бюджетных отношений, проводимых в настоящее время  в стране; произошедших изменений в социокультурной сфере в целом, вызванных изменениями культурно-досуговых предпочтений населения, к деятельности специалистов культурно-досуговой сферы предъявляются новые требования.
     Эффективность реализации государственной культурной политики, направленной на обеспечение современного уровня и качества культурно-досуговой деятельности и услуг сегодня во многом определяется системным изучением, обобщением и распространением опыта работы и технологий деятельности в культурно-досуговую практику. Решение этих задач требует целенаправленного системного информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы.
     В этих условиях особое значение приобретают  не только прочные фундаментальные  знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний и на внедрение технологических процессов в культурно-досуговую практику.
     Целью данной работы является: расмотрение  технологических основ, подготовки экскурсионной программы.
     В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
    изучить теоретические основы понятия социально-культурной деятельности;
    изучить структуру и основные виды социально-культурной деятельности;
    рассмотреть сущность и этапы подготовки экскурсий;
    изучить технологию подготовки экскурсии;
    исследовать методику и технику проведения экскурсии;
    разработать экскурсионный тур «Уральский калейдоскоп».
     Объектом  исследования являются сущностные характеристики культурно-досуговой деятельности.
     Предметом исследования являются технологические  основы организации экскурсии.
     В научный анализ теории и практики социально-культурной деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А., Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
     Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
 

    Теоритеские основы понятия социальноно-культурная деятельность
      Характеристика сущности и структуры социально-культурной деятельности. Исторический аспект
     Большая Советская энциклопедия описывает  понятие «Досуг» как «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат».1 И считает его «одним из параметров качества жизни».2
     Культурная  деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей  и приобщение к ним различных слоев населения.3
     Культурно-досуговая  деятельность каждой малой группы или  общности в лице любительского объединения, миникружка, инициативной группы, межсемейной  компании активно способствует созданию условий, в которых личность может проявить свободу выбора и волю в утверждении своей системы ценностей. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности широких слоев населения.4
     От  умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
     К видам досуговой деятельности относятся:
    самообразование;
    общественная деятельность;
    потребление культурных ценностей;
    занятие спортом;
    туризм и путешествия;
    развлечения;
    общение с людьми;
    общение с природой;
    пассивный отдых;
    антисоциальные виды досуга.
     Формировать культуру досуга призваны организации  культуры, основными задачами которых являются «удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона».
     Основными методами работы организаций культуры являются:
    сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.);
    многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (любительские объединения, клубы по интересам, кружки, вечера отдыха, массовые праздники и др.).5
     Исследователи выделяют две формы организации  досуга: общественную и индивидуально-личностную.
     В соответсвии с темой данной работы, рассмотрим общественную формы организации  досуга. К этому виду относятся  праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы,), так и на более камерную (вечера отдыха, танцевальные вечера и т.д.). Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
     Для плодотворной и содержательной деятельности организаций культуры специалистам необходимо знать основы методики  культурно-досуговой деятельности.
     В основе методики культурно-досуговой  деятельности лежат духовные потребности  населения. Но эти потребности не ограничиваются лишь удовлетворением потребности в отдыхе (рекреации). Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующие влияние на личность, что говорит о её высокой общественной значимости.6
     Методика  культурно-досуговой деятельности представляет собой единое, неразрывное целое деятельности специалистов организации культуры и посетителей организаций культуры.
     Организационной основой содержания деятельности организаций  культуры является система государственных  и общественных праздников.
     Содержание  деятельности организаций культуры всегда облекается в определённую форму, которая, в свою очередь, различными способами и приёмами доносит  до участников процесса всю полноту  содержания.7 Следует отметить, что деятельность организаций культуры тесно связана с политической ситуацией в стране. Доказательством этого утверждения является организация досуга в послереволюционное время, когда «пришедшие к власти большевики открыто декларировали завоеванные ими права, в том числе и на организацию мероприятий в сфере свободного времени. Связь просвещения с политикой (об отдыхе и развлечениях много рассуждать, как видно, не полагалось) надолго осталась ведущим принципом политико-просветительной работы. […]
     В отечественной истории этот период рассматривается как эпоха строительства коммунистического общества. Понятно, что работникам культуры ничего другого не оставалось, как всей своей деятельностью пропагандировать коммунистическую идею, нести в массы коммунистические лозунги, звать к новым победам коммунистического строительства. Доминантой социализированного досуга становится идеология, а работники идеологического фронта гордо именуют себя не иначе как "идеологические бойцы", верные помощники КПСС в деле коммунистического строительства. В безобидном с виду названии "культурно-просветительная работа", определявшем миссию работников культуры вплоть до начала 90-х годов, скрывался повсеместно декларируемый принцип коммунистической идейности и партийности. А поскольку партийность эту надлежало иметь в виду всякий раз, когда в учреждении культуры устраивались какие-либо мероприятия, а идейность должна была буквально пронизывать едва ли не каждое произнесенное с клубной сцены слово, по всем направлениям культурной деятельности распространились и закрепились на многие десятилетия идеологические штампы, трафаретные методические приемы, сопровождаемые политической трескотней и барабанным боем.
     За  прошедшие послевоенные десятилея  культработниками найден и введен в  практическое употребление значительный спектр разнообразных организационно-методических форм досуговой деятельности: народные театры и образцовые детские коллективы, возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, пережившие свое второе рождение агитационно-художественные бригады и разнообразные "недели", "декады", "месячники", разнообразные любительские объединения и клубы по интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т.п.
     Однако  все эти и другие интересные пути и способы организации свободного времени людей напрочь компрометировались назойливой и вездесущей агитацией и пропагандой, иными словами - все той же коммунистической идейностью. Это существенно вредило делу, отталкивало людей от учреждений культуры, пагубно сказывалось на посещаемости мероприятий. Работники культуры стали все чаще работать "на холостых оборотах", получая заработную плату за сам факт своего существования. Разумеется, вечно так продолжаться не могло.
     В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и  улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио, просмотру кинофильмов, театра, концертных и выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки.
     После войны страна активно восстанавливала  сеть культурно-досуговых и культурно-просветительских учреждений, часто благодаря безвозмездной помощи комсомольской молодёжи.
     В пустующих помещениях открывались  клубы, избы-читальни, красные уголки. С 50-х годов, когда строительство  приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты  на свое содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывались комплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.) В городах строительство велось за счет государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии.
     Для подготовки кадров в созданных еще  во время войны библиотечных институтах началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культпросвет работе.
     Среди форм деятельности КДУ развивалась  лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.). С конца 50-х появилась новая форма работы – «тематический вечер» - вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», «воскресные чтения». В целях пропаганды научно-технического прогресса в клубах проводились «дни техники», «недели технического прогресса».
     Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.) Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ. По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.
     С середины 50-х получили распространение  агитбригады. На рубеже 50-60-х годов  появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, художественной гимнастики).
     Активизировалась  работа организаций культуры по проведению массовых праздников и дней, посвященных  профессиям (День шахтера, День строителя  и т.п.). Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая). Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта, посвящение в рабочие или студенты). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры. С 50-х годов с ростом туристского движения музеи расширили свои формы культмассовой работы – появились «Дни открытых дверей», передвижные выставки и лектории. Возродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации. Профессиональные творческие коллективы участвовали по договору в выездных концертах.
     Большую роль в организации культурно-досуговой  и культурно-просветительской деятельности играли профсоюзные, комсомольские  организации, органы общественного  самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На предприятиях, после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха; действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.
     Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, послушать концерт художественной самодеятельности. С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки. Для зрелищных мероприятий использовались площадки возле жилых  домов. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, «детские комнаты». Организацию такой деятельности брали на себя женсоветы или домовые комитеты при содействии работников учреждений культуры.8
     Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностью заговорила о необходимости духовного возрождения нации. Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись прежде всего сложившейся практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации. Доминантой начавшихся преобразований становится собственно культура с присущими ей функциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ее институтов. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной работе" пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово "деятельность" как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно.
     Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными, а вместо них обнаружился широкий спектр негативных явлений: преступность, наркомания, алкоголизм, половая распущенность и т.п. язвы на теле общества, только по чистой случайности не достигшего сияющих вершин светлого будущего. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга.
     Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.
     Логика  маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в зону комфортного существования приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда - это и есть возникшая потребность. Потребности человека колеблются в более или менее значительных пределах - от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т.п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание со стороны окружающих, наслаждение искусством, самоутверждение и т.п.). Существует несколько способов удовлетворения возникших потребностей: что-то можно создать (произвести, выполнить, обеспечить) самостоятельно; что-то можно выпросить у окружающих, дождаться от общества, государственного учреждения, спонсора. В отдельных случаях необходимое отнимается у кого-то силой. Но самый цивилизованный способ удовлетворения потребностей - о б м е н. Последний может быть и коммерческим (деньги - товар - деньги), и некоммерческим, т.е. благотворительным. Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает р ы н о к, а между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях предметами обмена становятся не товар и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т.п. Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности - рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.
     Как же работать культурно-досуговым учреждениям  в этих сложных условиях, какими должны быть новые технологии культурно-досуговой  деятельности?
     Сама  по себе культурно-досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение? Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе. Речь, в сущности, идет о вполне понятных взаимосвязях, однако именно недооценка последних на практике приводила и теперь еще приводит к весьма неутешительным результатам в работе культурно-досуговых учреждений.
     Остаются  актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного  характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.
     Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее решение - это выполненное решение, в нашем случае - состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.
     Профессиональное  мастерство культработника проявляется  при отборе им содержания будущей  культурно-досуговой акции, под которым  принято понимать определенный объем  воспитательного, информационного материала: исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее. Вот здесь-то и должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности потенциальных участников акции, планируемого мероприятия. Отказавшись от партийной пропаганды и агитации, культработники почему-то ушли от пропаганды знаний экономических, эстетических, правовых, педагогических.... Между тем потребность в них сегодня как никогда велика.
     Поскольку только массовыми мероприятиями  не исчерпывается содержание культурно-досуговой  деятельности, в равной мере важно  заботиться и о других видах занятий: репетициях, занятиях в кружках и  студиях, включая и индивидуальную справочно-консультационную, и образовательную работу.
     Совершенствовать  технологию какой-либо работы - это  еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем  распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные  средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера - транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.
     Культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях.
     В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо  важное значение.
     С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему "досуговую квалификацию".
     Разумеется, профессиональный культработник быстрее  волонтера поставит и решит административно-управленческую или художественно-творческую задачу, нежели активист-общественник. Но ведь сущностный смысл профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразования. В этом одна из сложностей нашей профессии, в этом ее отличительная особенность. Более того, прежде чем культурная потребность будет удовлетворена, она должна быть целенаправленно сформирована тем же культработником. Когда же придет время для удовлетворения конкретной потребности, потребитель услуги не просто присутствует при ее производстве и реализации (нельзя оказать услугу в отсутствие ее потребителя), но собственными усилиями эту услугу... создает. Да еще и платит за это! Это очень важная информация к размышлению.
     Как и прежде, работник культурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в одиночку. При любом учреждении культуры найдеется хотя бы один спонсор  или инвестор, партнер или смежник, поставщик или конкурент, не говоря уже о потребителях услуг. А ведь есть еще органы управления, профсоюзные и иные организации и движения, творческие союзы, средства массовой информации и т.п. Отрыв от этих "контактных аудиторий" чреват большими потерями в работе.
     В условиях рыночной экономики немаловажное значение имеет реклама. Информационно-рекламной деятельностью учреждения культуры занимались и прежде. Другое дело, что работа эта велась бессистемно, наощупь, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы достаточно, необходимо ею воспользоваться.
     Прямо противоположные задачи у "паблисити", иначе говоря - пропаганды. Любое  культурно-досуговое учреждение может  и должно способствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры.
     Наконец, необходимо сказать о менеджменте, о перестройке всей системы работы с персоналом культурно-досуговых  учреждений. Наблюдение показывает: здесь  мало что изменилось за последние  годы. Если внешняя сторона дела как-то еще отработана (оборудованные офисы, компьютеры, сотовые телефоны и пейджеры и т.п.), то внутри-коллективная воспитательная работа зачастую оказывается запущенной. В классической теории маркетинга отдельно рассматривается так называемый интернальный маркетинг, предполагающий целенаправленную работу с персоналом организации: переподготовка, овладение смежными профессиями, мотивация и стимулирование, помощь в самообразовании, улучшение бытовых условий.
     Культура  и важная ее составная часть - культурно-досуговая деятельность - переживают в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.9
     В данном разделе курсовой работы были рассмотрены понятие, структура  и основные виды культурно-досуговой  деятельности, а так же исторический аспект вопроса.
     Следует отметить, что культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что подтверждает ее высокую общественную значимость. Кроме того, культурно-досуговая деятельность тесно связана с политической ситуацией в стране, о чем говорят постоянно развивающиеся и сменяющие друг друга формы социально-культурной деятельности, исходя из потребностей того или иного политического строя.
 

      Сущность  понятия «Технология социально-культурной деятельности»
     «Технология – это логика фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, идеология – логика идей, т.е. логика смыслов, извлекаемых из фактов, смыслов, которые предсказывают пути, приёмы и формы творчества новых фактов» (А. Горький).10
     Существуют  разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова приводится следующее определение: "технология - это совокупность процессов, приемов обработки или переработки материалов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также научное описание способов производства".11
     Термин  «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной  сферы.12
     Культурная  деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей  и приобщение к ним различных  слоев населения.
     Социальная  работа – деятельность по оказанию помощи отедльным людям, группам и общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.
     Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определна как интегративная многофункциональная сфера деятельности; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условия для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
     Термин  «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
     В материалах ЮНЕСКО указывается, что  педагогическая технология-это системный  метод создания, применения и определения  всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и  человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
     В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности»  
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология – механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

     В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о следующем:
    о крупномасшстабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
    о макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах;
    о микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны не небольшие группы людей.
     Анализ  практической деятельности социальных структур позволяют выделить следующие группы социальных технологий: 1) социально-экономические; 2) организационно-рапорядительные; 3) медико-социальные; 4) психолого-педагогические; 5) социально-культурные.
     В рамках теории социально-культурной деятельности технология – это средства, формы  и методы, социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.13
     С помощью понятия технологии социально-культурной деятельности могут быть отражены как её составляющие, так и сам технический процесс её функционирования и изменения, а так же совокупность знаний, научных теорий, концепций раскрывает её как систему.
     Технология  социально-культурной деятельности обеспечивает внутреннюю жизнедеятельность учреждения культуры и концентрирует внешние взаимосвязи с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны.
     Технология  социально-культурной деятельности  как система состоит из нескольких подсистем:
    организационная подсистема (штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов и т.д.);
    методическая подсистема (сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.);
    психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д.).
     Все три подсистемы составляют  систему  технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого, учреждение культуры «вписано» в систему социально-культурной деятельности региона.14
     Технология  социально-культурной деятельности строится на методиках воспитательного и образовательного процесса.
     Методика  – есть алгоритм конструирования и организации (реализации) какой-либо деятельности, включающий в себя не только последовательность действий, но и систему правил.
     В основу методики коллективной творческой деятельности ложится алгоритм содружества. Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в воспитательной, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать). Алгоритм конструирования и организации творческого или воспитательного процесса реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.
     По  выделенным типологическим характеристикам  технологии культурно-досуговой деятельности структурируются на методики:
    Общая методика – это программа взаимодействия людей в соответствующих условиях. Она включает: общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форм организации творческого или воспитательного процесса и их взаимосвязи).
     Общая методика, как программа фактически описывает желаемое состояние педагогической или художественной деятельности и осуществляется как целостный процесс функционирования этой системы.
     Например: методика воспитательной работы в школе, методика воспитательной работы в летнем лагере.
    Функциональная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации воспитательного или творческого процесса для эффективного решения определенных (частных) организационно-практических задач.
     Например: методика экологического просвещения, методика нравственного воспитания, методика поисковой работы.
    Конкретная методика – это последовательность действий и способов взаимодействия людей в конкретных формах организации воспитательного или творческого процесса, формах работы.
     Например: методика подготовки и проведения классного  часа, методика коллективного планирования и анализа.
     Установление  столь сложной структуры технологии культурно-досуговой деятельности обусловлено уникальностью России, которая объединяет культуры с разным этноисторическим содержанием. И каждый гражднин России должен сохранять тройную духовную привязанность:
    к мировой культуре;
    к общероссийской духовной культуре;
    к культуре малой национальности.
     Это позволит избежать унификации культур, а также их замкнутости и изолированности. Оба процесса ведут к обеднению культур, ибо в первом случае она теряет свою уникальность и растворяется в массовой культуре, во втором случае она оказывается на периферии мировой культуры, тем самым теряет свою значимость.
     Технология культурно-досуговой деятельности очень многоаспектна и многогранна. Строится она на общении и взаимодействии людей. Каждый человек, организуя свое общение с окружающими, творит свое я. В общении происходит творчество своего я через стереотипы, которые сформировали личность.
     Культура  – это развивающаяся система  духовных ценностей, процесс человеческого  творчества, самораскрытие личности. Это и выражение отношений  между конкретными людьми, и регулятор  идейного и нравственного климата  общества, и интегратор человеческих усилий.
     Чтобы лучше понять процессы, происходящие в области культуры, мы должны дать интерпретацию понятию «социально-культурная деятельность», и пояснить, чем она  отличается от «культурно-досуговой  деятельности».
     Культурно-досуговая  деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.
     Социально-культурная деятельность – направлена на "трудные" категории граждан, у которых нет потребности и мотивов в культурной деятельности и нет досуга (как свободного времени – пространства для развития личности и подготовки ее к рабочему дню) и для которых восприятие культуры может быть осуществлено только через комплексно организованный процесс.15
     Исходя  от данных определений, различаются  и технологии этих видов деятельности:
    Технология культурно-досуговой деятельности стремится объединить людей в определенные социальные группы – потребителей, дифференцируя их очень условно по возрасту и по доступности понимания тех или иных символов культурной жизни.
    Технология социальнокультурной деятельности, наоборот, имеет жесткую систему дифференциации людей – ее потребителей – по возрастному, по социальному признакам, по уровню дохода, по состоянию здоровья, по уровню физического и психического развития, по степени травмированности психики и т.д.
     Роль  социально-культурной и культурно-досуговой деятельности может меняться. В периоды катастроф и катаклизмов в развитии государства первозначной становится социально-культурная деятельность общества, направленная на реабилитацию населения (социальную, культурную, экономическую). В периоды стабильного развития государства культурно-досуговая деятельность творит единую живую телесность культуры жизнедеятельности народов, наций. Поэтому технология социально-культурной деятельности, опираясь на социальные технологии развития личности, все время углубляются в постижении "объекта" своей деятельности. Технология культурно-досуговой деятельности формирует «объект» своей деятельности. Она может долго сохранять схематизм своей деятельности, обедняя потребителя, чем обуславливается общее падение ценностей и потеря глубинных «смыслов» культуры.16
     В данном разделе были рассмотрены  основные характеристики  понятия социально-культурная деятельность, перечислены группы социальных технологий. С помощью понятия технологии социально-культурной деятельности могут быть отражены как её составляющие, так и сам технический процесс её функционирования и изменения. А так же осуществлен сравнительный анализ понятий технология культурно-досуговой и социально-культурной деятельностей.
 

    Практические  и организационные аспекты разработки экскурсий
      Этапы подготовки экскурсии
     Термин  «экскурсия» (от лат. excursio - поездка) – посещение с целью ознакомления музеев, выставок, других мест туристского интереса, кратковременные поездки (прогулки) с образовательными, спортивными, или иными целями на коллективной или индивидуальной основе.17
     Экскурсия является услугой, удовлетворяющей  духовные, эстетические, информационные и познавательные потребности личности и относится к общественной форме организации досуга.18
     Создание  новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий  активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся  в прямой зависимости от знания методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
     Экскурсия результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при необдуманной подготовке. В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
     1. Разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения).
     2. Подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
     Подготовка  новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т.д.  Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
     Подготовка  новой экскурсии проходит три  основных ступени:
     1. Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
     2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
     3. Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
     Вступение, как правило, состоит из двух частей: организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте); информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
     Основная  часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которы должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости в той или иной подтемы в данной экскурсии.
     Заключение, как и вступление, не связано с  экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного  содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим, тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т.д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона.  Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и  общественных центров и т.п. При организации экскурсионного обслуживания  в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.19
     В процессе подготовки новой экскурсии  можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.  Рассмотрим их в той  последовательности, которая сложилась  в практике работы экскурсионного учреждения. Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии»  было введено в обиход в 1976 году. Тогда же было названо пятнадцать этапов.
    Определение цели и задач экскурсий.
     Работа  над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели.  Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинении той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
    Выбор темы.
     Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного  создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь четко  определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако, мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
    Отбор литературы и составление библиографии.
     В ходе разработки новой экскурсии  составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить  примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсии по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников, список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».
    Определение других источников экскурсионного материала.
     Помимо  публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их печень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако, при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть от отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.
    Отбор и изучение экскурсионных объектов.
     Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение  в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть:
    памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (места Курской битвы, Бородино и др.);
    здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного значения и другие постройки;
    природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
    экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;
    памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
    памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и  др. икусство.
     Экскурсионные объекты классифицируются:
    по содержанию – одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
    по функциональному назначению – основные, которые служат для раскрытия подтем и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
    по степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.20
     При создании экскурсии стоит задача  - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду и по той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
     Если  невозможно исключить той или  иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, «Красная площадь»  в Москве и др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражения в экскурсиях на другие темы. При показе и рассказе таких объектов в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов, при их повторном осмотре, как правило, не снижается. В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики, особенно важно в тех, случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать критерии, рассмотренные ниже.
     Познавательная  ценность – связь объекта с  конкретным историческим событием, с  определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании экскурсантов.
     Известность объекта, его популярность среди  населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня и др.).
     Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в  виду особенность, неповторимость памятника  истории и культуры, здания, сооружения.  Необычность объекта может быть также связана с историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.