На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

Оглавление 

Введение 2
1. Общая характеристика молодежи 5
1.1 Социальный портрет молодежи 5
1.2 Основные проблемы молодых людей в Российской Федерации 10
2. Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций 16
2.1 Содержание деятельности молодежных общественных организаций в рамках социальной работы с молодежью 16
2.2 Проблемы в деятельности современных молодежных общественных организаций 22
Заключение 31
Список литературы 33 

 

Введение

      Противоречия  между новыми возможностями и  отрицательными последствиями переходных процессов привели к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям  в поведении молодежи. Острота  этих конфликтов обусловлена главным  образом тем обстоятельством, что  возможности, открываемые переходными  процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия  начинают сказываться сразу. Так, яркими показателями сегодняшнего дня стали  рост преступности, наркомании, отклонения в психике у молодежи. Однако очевидно, что нынешнее поколение молодых  людей не лучше и не хуже предыдущих, оно – другое.
      В связи с этим создание молодежных общественных объединений стало  для молодежи возможностью привлечь внимание к своим интересам и  проблемам, самостоятельно обеспечить свой досуг и занятость. Именно создание и поддержание молодежных организаций  и движений позволит выявить ценностные ориентации молодежи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы  к решению как их проблем, так  и построению будущего всего общества.
      Перемены  последних лет открыли новые  возможности для дальнейшего  развития плюрализма молодежной самоорганизации. Современная картина молодежных объединений и движений очень  пестрая: студенческие профсоюзы, творческие клубы со своей субкультурой, религиозные, экологические движения, сотни предпринимательских  организаций и т.д. Наиболее активными  являются студенты как авангард молодежи, творческая и рабочая молодежь охвачены менее, еще меньше объединена сельская молодежь.
      Поэтому, при очевидной актуальности развития практики социальной работы с молодежью в нашей стране, не менее актуально изучение деятельности молодежных общественных организаций, а также теоретических и организационно-методических основ их работы.
      Проблема  повышения роли общественных организаций  в социуме применительно к  странам Запада нашла свое отражение  в работах Багдасяряна Н.Г., Вишневского Ю.Р., Ю. Хабермаса и др. В западной социально-психологической традиции основы современных исследований общественных организаций заложили Г. Тард и Г. Лебон. На базе разработанной ими теории коллективного поведения сформировалось влиятельное направление в изучении общественных организаций и социальных движений.
      Гораздо менее развита в научном знании проблематика, связанная с общественными  организациями молодежи. Как правило, формальные молодежные организации  рассматриваются учеными в сравнительно-историческом контексте (Скриптунова Е.А., Морозова А.А.), либо в педагогических исследованиях (С.С. Гиль, М.Г. Квитков), а также при изучении государственной молодежной политики (Н.Т. Арефьева, И.Л. Савельев).
      Объект  исследования – молодежь как объект и субъект социальной работы.
      Предмет исследования – социальные проблемы молодежи в деятельности молодежных общественных организаций.
      Цель  исследования – определить молодежь как объект и субъект социальной работы.
      Задачи  исследования:
      - определение основных характеристик  молодежи;
      - выделить основные проблемы молодых людей в Российской федерации;
      - исследовать содержание деятельности молодежных общественных организаций в рамках социальной работы с молодежью;
      - выявить основные проблемы деятельности  современных молодежных организаций
 

1. Общая характеристика молодежи

1.1 Социальный портрет  молодежи

      По  данным переписи населения, молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4% населения. За прошедшее  после предыдущей переписи время  численность молодежи сократилась  на 8 млн. человек, и эта тенденция  развивается. Падение рождаемости  в Российской Федерации привело  к «старению» молодежи: увеличилась  доля 25-29-летних.
      В народном хозяйстве занято 22,3 млн. молодых  людей. Однако, доля молодежи среди  занятых в народном хозяйстве  постоянно снижается, особенно среди  рабочих промышленности, строительства  и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность  молодежи, проживающей в сельской местности, сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России [7].
      Молодой человек переживает период, связанный  с трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я», ему  нужно определить границы своих  реальных возможностей, понять, на что  он способен, утвердить себя в обществе.
      С другой стороны, в это же время  ему необходимо сформировать максимально  достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений  в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей – вот далеко не полный перечень факторов, в значительной степени формирующих образ последующей  жизни молодого человека [3].
      Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи и  пути их решения в современной  практике, необходимо рассмотреть сущность этой социально-демографической группы и ее отличия от других общественных групп.
      Молодежь  является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии, семейного  права и др., а также отдельной  отрасли научного знания – ювенологии («науки о молодежи»).
      Молодежь  – наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующихся  межкультурных коммуникаций российская молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к  сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений [10].
      Длительное  время молодежь не рассматривалась  как самостоятельная демографическая  группа, поскольку выделение такой  группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала  как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.
      Одно  из первых определений понятия «молодежь» в конце 1960 гг. было сформулировано основателем ленинградской школы  исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это  поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более  зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции  и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодежи могут  колебаться от 16 до 30 лет» [5].
      Позднее более полное определение дал  И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических  свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [10].
      Исходя  из определения молодежи как специфической  социальной группы общества, поколения  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих общеобразовательные  и профессиональные функции и  подготавливаемые обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого, возможно определить интегративные  составляющие ее социального портрета [16].
      Первый  критерий – это возрастные границы. В современной социологии принято относить к молодежи, согласно различным источникам, людей в возрасте 14-29 лет. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от особенностей социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяет, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
      Необходимо  отметить, что возрастные границы  – это первичный, однако не единственный критерий, поскольку внутри данной группы есть разнородные подгруппы, значительно отличающиеся своими статусными, материальными, образовательными и  пр. характеристиками. Поэтому данный признак следует рассматривать  во взаимосвязи с другими. Сюда же относятся демографические показатели данной группы. Молодежь характеризуется  примерно равным соотношением полов.
      Второй  критерий – специфика социального  статуса, ролевых функций и социокультурного поведения. Здесь необходимо рассматривать  ведущие виды деятельности данной социальной группы, прежде всего в аспекте социализации, исследовать общие, характерные для группы ценностные и социокультурные ориентации. Особого внимания требует этот вопрос в связи с неустойчивостью, размытостью и переходностью социального статуса молодежи, динамизмом поведения, высокой мобильностью, что повышает маргинальность данной группы. Существенным критерием социального статуса молодежи является оценка этого статуса со стороны общества.
      Третий  критерий – процессы социализации, наиболее характерные именно для  данной социальной группы. В ходе социализации совпадает, существует одновременно социальная адаптация молодого человека, прежде всего трудовая и семейная, а также  продолжается и оформляется индивидуализация, самоопределение и самоидентификация  каждой личности [16].
      Понятие «молодежь» нередко определяется с  помощью термина «молодость», который  в возрастной психологии характеризуется  как период формирования устойчивой системы ценностей, становление  самосознания и формирования социального  статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать  огромный поток информации. В этот период развиваются критичность  мышления, стремление дать собственную  оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.
      Вместе  с тем в этом возрасте ещё сохраняются  некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у  молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительно  сочетаются противоречивые качества и  черты: стремление к идентификации  и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
      Неустойчивость  и противоречивость молодёжного  сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности. Молодёжное сознание определяется рядом  объективных обстоятельств [4].
      Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали  критерии её социальной зрелости. Они  определяются не только вступлением  в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими  и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и  не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым  человеком системы социальных ролей  взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и  серьёзным в одной сфере и  чувствовать себя как подросток  в другой.
      Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций  и стихийных групп. Эта множественность  институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической  системы, каждый из них выполняет  свои специфические функции в  развитии личности.
      Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:
      возрастные  границы молодежного возраста;
      специфика социального статуса;
      ролевые функции и особенности поведения;
      характеристики  социально-демографической группы;
      социально-психологические  характеристики;
      процесс социализации в конкретный исторический период;
      самоидентификация и самоопределение молодежи [17].
      Таким образом, сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации и влиянием общества. 

      1.2 Социальные проблемы молодых людей в РФ 

      На  современном этапе актуальность приобретают обостряющиеся социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические, социально-культурные, и иные проблемы молодежи, которые можно условно  сгруппировать следующим образом.
      1. Здоровье молодежи. Растет смертность  молодежи, особенно молодых мужчин. В наибольшей степени рост  возрастных коэффициентов смертности  отмечается в 20–24 и 25–29 лет.  Специфика российской модели  смертности состоит в том, что  рост смертности отмечается практически  по всем основным классам причин, причем средний возраст умирающих  от хронических патологий, традиционно  присущих старшим поколениям, стремительно  «молодеет». Устойчивой тенденцией  последних лет является рост  смертности молодежи от заболеваний  органов пищеварения, дыхания,  инфекционных заболеваний (туберкулеза,  передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИД). Озабоченность вызывает распространение  различных социальных девиаций, угрожающих генофонду нации –  наркомании, токсикомании, алкоголизма.
      Смертность  от болезней вследствие социального  неблагополучия и внешних причин в еще большей степени определяется социально-демографическими процессами в молодежной среде. Максимальный уровень  смертности от туберкулеза приходится на возрастные группы 25–29 и 30–34 лет. Заболевания, передаваемые половым путем, распространяются преимущественно в молодежной среде, серьезными медико-социальными проблемами являются заболеваемость врожденным сифилисом, передача новорожденному ВИЧ-инфекции (СПИДа) от больной матери и т.п.
      Ухудшающееся  здоровье молодежи требует особого  внимания как к репродуктивному, так и в целом социальному здоровью молодежи. В том числе к созданию новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию подростков и молодежи, внедрению программ по формированию здорового образа жизни и подготовке к семейной жизни с использованием инновационных социальных технологий [8].
      2. Семейные отношения молодежи. Молодые  (по возрасту супругов) семьи составляют  около 17% от общего числа российских  семей. Можно говорить о следующих  характерных установках молодежи  на семейные отношения:
      дестабилизация  молодой семьи – рост числа  разводов, матерей одиночек, высокая  смертность молодых мужчин и, как  следствие, распространение вдовства среди молодых петербургских  женщин;
      трансформация традиционных стандартов семейной жизни  и домашнего уклада, обострение межпоколенческих отношений, обусловленные критическим и протестным отношением молодых к опыту старших поколений, сменой стиля жизни современных молодоженов;
      нарастание  конфликтности во внутрисемейных отношениях (супружеских, детско-родительских), сочетающиеся нежеланием и неумением молодых  разрешать конфликты, сотрудничать и искать компромиссы;
      обострение  ролевых конфликтов молодых женщин при стремлении успешно сочетать репродуктивную и профессиональную деятельность;
      сохранение  низкой культуры интимных отношений, распространенности абортов, калечащих здоровье молодых  женщин, слабой осведомленности молодых  мужчин о культуре контрацептивного поведения;
      усиление  терпимости к добрачным половым  связям не только для молодых мужчин, но и для женщин;
      нивелирование гендерных различий в стандартах и нормах полового и сексуального поведения молодежи;
      снижение  предполагаемого и реального  возраста вступления в брак как для  мужчин, так и для женщин;
      становление разнообразных форм брака – фактический  и гражданский брак, повторный  брак, гостевой брак и др.
      Формируя  современную молодежную семейную политику, необходимо акцентировать внимание на преодолении основных противоречий в семейно-брачном поведении молодежи и инициировать новые подходы  к укреплению социального института  семьи [16].
      3. Профессиональное образование молодежи. Важнейшая проблема современного  среднего и высшего профессионального  образования – обеспечение его  эффективности, доступности и  качественности для молодежи. Исследователи  выделяют следующие основные  тенденции, связанные с образованием:
      1) возрастает доля абитуриентов  в ВУЗы из крупных мегаполисов  – среди выпускников средних  учебных заведений они составляют  более 25% и их шансы поступить  в вуз втрое выше, чем у выпускников  – жителей регионов;
      2) соотношение абитуриентов из  разных городов (крупных, средних,  малых) несколько меняется в  пользу последних; возможно, это  связано с развитием в последние  годы филиалов государственных  и коммерческих вузов;
      3) продолжается дальнейшее сокращение  доли студентов – жителей сельской  местности: их шансы поступить  в вуз по сравнению с выпускниками  городов в 10-12 раз ниже;
      4) сократился приток в вузы выпускников  общеобразовательных школ и возрос  выпускников специализированных  классов и гимназий – этому  способствует возрастание удельного  веса специализированных школ, гимназий, классов с углубленным изучением отдельных предметов;
      5) выбор вуза – это не только  выбор места учебы, но и важный  этап жизненного и профессионального  самоопределения молодого человека связан как с личностными усилиями, ценностно-мотивационным выбором, так и влиянием окружения и объективной ситуацией самоопределения;
      6) обращает внимание, что, начиная  с третьего курса, студенты  восполняют недостаток актуальных  знаний учебой на других факультетах  и учебных заведениях города, дополнительно учится почти каждый  пятый студент вузов.
      Вместе  с тем, современная рыночная ситуация требует от будущего специалиста  социальной активности, ответственности, целеустремленности, настойчивости. Формирование в студентах социальных качеств  и профессиональной компетентности является одной из важнейших задач  высшего учебного заведения, но резкое ухудшение экономического положения  вузов тормозит этот процесс [2].
      4. Трудовая занятость молодежи. Изменение  положения молодежи в материальном  производстве является важным  показателем ее социального развития  и фактором экономической самостоятельности.  За годы реформ занятость молодежи  в данной сфере сократилась  более чем на четверть, что  связано с развалом производства  в стране и сегодня эта тенденция  сохраняется.
      Оценка  молодежью престижа работы в государственном  секторе ниже, чем занятость на предприятиях других форм собственности. В то же время две трети молодых  людей продолжают трудиться на государственных  предприятиях. Причины противоречия находятся в стремлении молодежи к стабильности, которая чаще всего  связывается с государственными предприятиями. Но в условиях низкой заработной платы, угрозы банкротства  предприятий и скрытой безработицы, назвать ситуацию благоприятной  и стабильной нельзя.
      Безусловно, престижность работы в частном секторе  связана с более высокой оплатой труда, что позволяет молодежи, занятой в частной сфере становится референтной группой для остальных. Тем самым создается мощный мотивационный стимул не только для изменений в структуре молодежной занятости внутри сферы распределения, но и для перемещения молодежи из сферы материального производства в другие сектора экономики.
      По  характеру труда в материальном производстве молодежь распределяется следующим образом: 88% работают по найму, 3% владеют бизнесом с наемным  трудом, 2% работают по найму и имеют  собственный бизнес, 2% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5% – другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). Таким образом, подавляющее  большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую  силу.
      Важным  фактором экономической самостоятельности  молодежи является уровень ее материального  положения. Статистические данные свидетельствуют  о некоторых положительных тенденциях в его изменении. Это проявилось, в частности, в росте заработной платы. Вместе с тем доля нуждающейся  молодежи по-прежнему остается стабильно  высокой (около 70 %) [1].
      5. Досуг молодежи. Резкое сокращение  количества учреждений культуры, развал системы профессионально-технических  училищ, спортивных объектов и  ограниченное финансирование имеющихся,  свертывание воспитательной работы  в школах и вузах, уменьшение  секций и кружков, оздоровительных  клубов, работающих на бесплатной  основе, удаленность объектов досуга  от новых жилых районов, единичные  случаи организации новых клубов  в только что построенных спальных  районах приводит к тому, что  большая часть подростков и  молодежи не включены в систему  организованных форм досуга.
      Вместе  с тем досуг воспринимается большей  частью молодежи как основная сфера  жизнедеятельности, и от удовлетворенности  им зависит общая удовлетворенность  жизнью.
      Среди основных особенностей можно выделить: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность досуга (любимое занятие  старшеклассников – «ничегонеделание»), «вестернизацию» (американизацию культурных потребностей и интересов), приоритет  потребительских ориентаций над  креативными, слабую индивидуализированность  и избирательность культуры, внеинституциональную культурную самореализацию (вне учреждений культуры), отсутствие этнокультурной самоидентификации (вне национальной культуры, традиций, обычаев, фольклора).
      Исследования  показывают, что произошли определенные изменения в структуре молодежного  досуга и среди учащейся молодежи. По сравнению с 1995 г. почти в два раза сократилось число студентов, посещающих выставки, музеи, концерты, в полтора раза – число студентов регулярно занимающихся спортивными занятиями, сократилось на 15% число активных читателей библиотек. Подтверждается преобладание в структуре досуга стихийных, неорганизованных форм поведения. Гендерные различия в предпочтении досуговых видов деятельности также сохраняются: студентки ориентированы на культурно организованный досуг, юноши предпочитают спортивные занятия, компьютерные игры [7].
      6. Динамика ценностных ориентаций  молодежи. В настоящее время все  в большей степени среди молодых  людей проявляются ориентации  на достижение личного успеха. Если установка на успех в  70 гг. была характерна для 10-15% респондентов, то в 90 гг. – для  60-70% опрошенных. Для большинства  молодых людей успех связывается  с достижениями материального  благополучия посредством карьеры,  приобретения высокого социального  статуса. Важность общественного  признания большей частью молодежи  ставится под сомнение. По-прежнему  в числе приоритетных ценностей  молодежи остаются семья, здоровье, друзья. Устойчивыми являются ориентации  прагматического характера. В  то же время снижается уровень духовности молодежи [12].
      Наблюдается противоречие в жизненных установках молодежи. В начале рыночных преобразований «умение устанавливать связи  с нужными людьми» признавалось молодыми людьми в числе самых  важных, в то время как в последние  годы становятся важными и предприимчивость, образованность, инновационность. На смену  инфантильным настроениям («я могу в  жизни добиться чего-либо только благодаря  помощи извне») приходит осознание  прежде всего личностных усилий и  активной позиции в жизни («мой успех  зависит от меня, от моей предприимчивости»).
      Молодое поколение в большинстве своем  оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей  за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в  новые общественные отношения. К  сожалению, существующие экономические  и социальные программы практически  не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в  процессе общественного развития. В  связи с этим необходимо усилить  внимание к социальным проблемам  молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с  молодым поколением.

2. Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.