На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А.Шолохова” 

Егорьевский филиал  
 
 

Кафедра педагогики, психологии и логопедии 
 
 

Нравственное  воспитание детей  дошкольного возраста  
 

Курсовая  работа по возрастной психологии  
 
 
 

Студентки 3 курса заочного отделения
                                                                               педагогического факультета
Платицыной  Екатерины Николаевны
                                                                                         
 
 

                                                          Научный руководитель:
                                                                    Ст. пр. Давыдова С.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 год
Оглавление  

Введение………………………………………………………………………….3
Глава1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
1.1  Содержание  нравственного воспитания…………………………………...8
1.2  Механизм  и задачи нравственного воспитания  дошкольников…………11
1.3  Средства  и методы нравственного воспитания  дошкольников…………16 

Глава 2.  Развитие нравственности детей дошкольного  возраста
  в игре
2.1  Игра  как ведущая деятельность в  развитии нравственности……………20
2.2  Программы занятий и развлечений на развитие нравственности детей
в детском саду……………………………………………………………………23 

Заключение……………………………………………………………………...30 

Список  литературы ………………………………………………….………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.
     Формирование  личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
     Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная  их соответствием или несоответствием  потребностям человека. Чувства, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности этого человека, его моральные убеждения, его внутренний мир «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К.Д. Ушинский.
     Особую  группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
     «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые  характеризуют развитого взрослого  человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные  поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
     Воспитание  чувств тесно связано с развитием  у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».
     Этическое развитие ребенка, формирование его  моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Не трудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм не достаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории  современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.
     Воспитанию  нравственных чувств в истории русской  и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского  отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Русские революционеры-демократы призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, восставали против морализирования в воспитании. Они считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины не отделимо от воспитания в нем гуманных (благородных) чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жесткости.
     В первые годы Советской власти Н.К. Крупская, А.С Макаренко, А.М, Горький выступили против тенденциозности, морализирования в воспитании детей, за расширение духовного мира детей, обучение их пониманию окружающего мира. Н.К. Крупская доказывала, что надо изучать психологию ребят, их эмоциональное восприятие мира, ту обстановку, в которой они живут, что нельзя обходить стороной трудные вопросы, связанные с развитием внутреннего мира ребенка. Детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.
     В современной советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В.А Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
     Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства  детей наиболее интенсивно развивается  в дошкольном детстве. Они могут  проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это  переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.
     Для формирования чувств ребенка, его нормального  развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, завести, страха, отчуждения.
     Дети  дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности  в ответ на заботу и ласку. Французский  психолог А.Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет привязанность к людям  крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле».
     Нравственные  чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.
     В дошкольном возрасте начинают формироваться  нравственные чувства, имеющие большое  значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти – положение его в семье и детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном  воспитании чувства ребенка, гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
     Первоначальные  представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его  взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. По образцу,  данному  взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Наблюдения за поведением детей в кругу сверстников и в кругу взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога, выражают, как умеют, сочувствие им, вместе с ними радуются.
     Цель  исследования проанализировать особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
     Объект  исследования развитие нравственности детей дошкольного возраста.
     Предмет исследования нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
     Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
     1. Изучение психолого-педагогической  литературы по нравственному  воспитанию детей дошкольного  возраста.
     2. Проведение игр и занятий на  формирование нравственного воспитания  детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе  всестороннего развития личности.
     1.1 Содержание нравственного  воспитания.
     Нравственное  воспитание - это:
     - одна из форм воспроизводства,  наследования нравственности;
     - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
     - формирование моральных качеств,  черт характера, навыков и привычек  поведения.
     Основой нравственного воспитания является мораль.
     Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
     Нравственность  - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
     С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. [9,с.124]
     Нравственное  воспитание - основной стержень общей  системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
     Нравственное  воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни  и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
     Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
     Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне  развитую личность.
     Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
     Цели  нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
     - гуманности;
     - трудолюбия;
     - патриотизма;
     - гражданственности;
     - коллективизма.
     Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.[9,c.125]
     Содержание  нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:
     - воспитание гуманности как качества  личности;
     - воспитание коллективизма;
     - формирование начал гражданственности  и патриотизма;
     - формирование отношения к труду  и трудолюбия.
     Воспитание  гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.
     Стержнем  и показателем нравственной воспитанности  человека является характер его отношения  к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.[9,c.126]
     Формирование  гуманного отношения к людям  и природе начинается с раннего  детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
     Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный  и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.
     Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
     Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
     Для воспитания коллективных взаимоотношений  появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между  детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.
     В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно  не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.
     Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.
     Воспитание  начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.
     Чувство любви к Родине сродни чувству  любви к родному дому. Роднит эти  чувства единая основа - привязанность  и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей  чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к  родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
     Чувство патриотизма многогранно по своей  структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и  умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.[9,c.127-128] 

     1.2 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников.
     Прочность, устойчивость нравственных качеств  зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
     Механизм  нравственного становления личности:
     (Знания  и представления) + (Мотивы) + (Чувства  и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное  качество.
     Для формирования любого нравственного  качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
     Появление мотива влечет за собой отношение  к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства  придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
     Но  знания и чувства порождают потребность  в их практической реализации - в  поступках, поведении. Поступки и поведение  берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
     Данный  механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
     Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.[2,c.76]
     При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
     Надо  начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной  базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний. 

     Задачи  нравственного воспитания делятся  на две группы:
     1) в первую группу входят задачи  механизма нравственного воспитания;
     2) вторая группа задач нравственного  воспитания отражает потребности  общества в людях, обладающих  конкретными, сегодня востребованными качествами.
     Задачи  механизма нравственного воспитания:
     - формирование представления о  сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах  овладения им;
     - воспитание нравственных чувств, привычек, норм;
     - овладение практикой поведения.
     Каждый  компонент имеет свои особенности  формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние  на другие компоненты. Данная группа задач  носит постоянный, неизменный характер.
     Задачи  формирования моральных ценностей:
     - воспитание гуманных чувств и отношений;
     - формирование основ патриотизма  и межнациональной терпимости;
     - воспитание трудолюбия, желания  и умения трудиться;
     - воспитание коллективизма.
     Воспитание  носит исторический характер и его  содержание меняется в зависимости  от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.
     На  содержание этой группы задач нравственного  воспитания оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Задачи формирования моральных ценностей имеют подвижный характер.
     Перестройка мотивационной сферы связана  с усвоением ребенком морально-этических норм. Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.
     Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.
     В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа. В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:
     1-й  тип — «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 — 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.
     2-й  тип — «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.
     3-й  тип — «недисциплинированный  правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.[6,c.56-57]
     В дошкольном возрасте формируется и  чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».
     В экспериментах Е.В. Субботского детям  предлагалось в отсутствие психолога за награду переложить шарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки, загнутой под прямым углом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинстве случаев действовали по 3-му типу, старшие — по 1-му, а вот 5-летки чаще других врали. Из них в следующей серии эксперимента были отобраны «контролеры», которые в отсутствие экспериментатора должны были смотреть, как справляются с заданием другие дети. Оказалось, что даже дружеские чувства и обещания поделиться наградой не всегда заставляют ребенка лгать. В большинстве случаев ребенок стоит «за правду» и с чувством ответственности выполняет свои функции «контролера».
     В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка  на групповую оценку формируются  основы альтруизма стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.
     Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим  достоянием ради общего блага —  хорошо, а быть эгоистом — плохо. В экспериментах Е.В. Субботского  выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.