На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Общекультурное значение педагогики

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  В педагогике различают  две ее составляющих: педагогику как практическую деятельность по воспитанию человека, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.
  Основные  категории научной  педагогики:
  Развитие  человека — это процесс становления  его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
  Воспитание  в широком смысле слова — это  специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, учреждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т.д. Воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение.
  Воспитание  в узком смысле слова — это  решение конкретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.
  Образование — это процесс и результат  усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.
  Обучение ~ это двухсторонний процесс непосредственной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.
  С помощью этих категорий можно  сформулировать определение педагогической науки.
  Педагогика  как наука — это совокупность знаний о воспитании, образовании  и обучении человека, обеспечивающих развитие его личности.
  Объект  педагогики — это развивающийся  человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.
  Предмет педагогики — не что иное, как  совокупность специально организованных процессов, явлений, условий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности.
  Основные  задачи педагогической науки:
  • изучение сущности и закономерностей  развития личности в условиях воспитания;
  • разработка целей, содержания и методов  воспитания. Методы педагогических исследований:
  педагогические  наблюдения;
  исследовательская беседа;
  изучение  продуктов деятельности воспитуемых;
  педагогический  эксперимент;
  анализ  педагогического опыта и др.
  Педагогика  теснейшим образом связана с  философией, психологией, этикой, физиологией, эстетикой, этнографией и др. науками.
  Основные  отрасли современной педагогики:
  общая педагогика;
  дошкольная  и школьная педагогика;
  педагогика  высшей школы;
  профессиональная  педагогика;
  социальная  педагогика;
  семейная  педагогика;
  военная педагогика;
  специальная педагогика (дефектология);
  • методики преподавания отдельных дисциплин.
  Педагогическая  наука не тождественна педагогической практике. Научность в педагогической реальности или образовательном пространстве — это только одно из многих условий их организации и функционирования. Так, в «Законе аб адукацьп» Республики Беларусь установлено 13 таких условий или принципов: приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность и тд.
  Как утверждают философы-материалисты, практика всегда более богата, чем самые  глубокомысленные теории. Поэтому педагогическая наука не может претендовать на исчерпывающее овладение всей педагогической реальностью. Она является в определенном смысле лишь рационально-холодным отражением живой педагогической практики, в том числе и педагогического мастерства, всегда индивидуального и неповторимого, похожего на искусство.
  Вместе  с тем, педагогическая наука, безусловно, ведет постоянный поиск, разрабатывает и предлагает педагогической практике наиболее рациональные пути достижения различных целей образования и воспитания. 

  1.3. Педагогическая деятельность  как созидание  личности 

  Педагогическая  деятельность — это особый вид  социальной деятельности, направленный на воспитание человека, на создание условий для развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педагогическое мастерство и даже искусство, где большое значение имеют индивидуальные качества педагога, его духовность, нравственность, интеллект, характер.
  Основными видами педагогической деятельности являются преподавательская и воспитательная работа. Преподавание и воспитание (в узком смысле слове) — две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также процесс воспитания невозможен без элементов обучения.
  Основные  стороны или функции  педагогической деятельности:
  • Диагностическая — связана с  изучением воспитуемых, установлением  уровня их развития, воспитанности.
  Ориентационно-прогностичесая — выражается в умениях педагога определять конкретные цели и задачи своей деятельности, прогнозировать ее результаты.
  Конструктивно-проектировочная — обеспечивает отбор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей деятельности, но и воспитанников.
  Информационно-объяснительная ~ связана с тем, что педагог  выступает как источник научной, мировоззренческой, нравственно- эстетической и другой информации.
  Организаторская ~ связана с вовлечением воспитанников в намеченную учебно-воспитательную работу и стимулированием их деятельности посредством личного обаяния педагога, его нравственной культуры, умением устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к активной деятельности.
  • Аналитико-оценочная — состоит  в том, что педагог анализирует ход обучения и воспитания, выявляя в них положительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег.
  • Исследовательско-творческая — присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообразия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности самого педагога. 

  1.4. Общекультурное значение  педагогики 

  В истории развития общества складывались разные парадигмы (примеры, образцы, модели) образования и воспитания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность:
  • Знаниевая парадигма — ориентирует образование и воспитание, главным образом, на усвоение знаний.
  • Культурологическая парадигма —  в большей степени ориентирует  не на знания, а на освоение элементов  культуры обучения, поведения и общения  в различных социальных условиях.
  • Технократическая парадигма - связана  с преобладанием средств над целью образования, задач над смыслом образования, техники и технологии над гуманитарными ценностями.
  • Гуманистическая парадигма —  высшей ценностью здесь является не техника, а человек; основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество.
  • Педагогоцентристская парадигма — рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития личности, где ведущая роль отводится педагогу.
  • Детоцентристская парадигма (альтернатива педагого-центристской) — ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, на развитие их индивидуальных особенностей, способностей, интересов.
  Педагогические  знания способствуют практической подготовке личности к выполнению различных производственных, общественных и государственных обязанностей. Они дают представление о содержании и формах обучения (воспитания) в различных типах учебных заведений у нас и за рубежом. Дают представление о приемах воспитательного воздействия на людей при сохранении взаимопонимания и сотрудничества.
  Изучение  педагогики способствует развитию умений рефлексии (анализа) своей деятельности и формированию на этой основе потребностей к саморазвитию и самовоспитанию. Оно позволяет сознательно и планомерно организовать свою личную, семейную и профессиональную жизнедеятельность, развивать свои способности, добиваться успеха в жизни. 

  Тема 2 . Образование как  социокультурный феномен 

  2.1. Тенденции современной  социокультурной ситуации и образование 

  Ключевые  тенденции современной социокультурной ситуации, которые определяют направления развития образования в мире:
  • Смена типа культурно-исторического  наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального  опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторять образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.
  Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, включающему обыденное сознание (здравый смысл), мифологическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.
  Изменение роли науки в обществе и смена  научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.
  Рзвитие информационных технологий и мировой информационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование.
  Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется в следующем:
  а) необходимость дальнейшего социально-культурного  развития белорусской нации, более  активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования;
  б) необходимость обретения народом  Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологической и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционных процессов с Россией  и Европейским сообществом;
  в) необходимость формирования умений жить в условиях открытого, динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и государства. 

  22 Функции и ценности  образования в  обществе 

  Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:
  Функция воспроизводства — направлена на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей.
  Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.
  На  практике эти функции  всегда взаимосвязаны:
  • Образование — это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек  овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечеловеческого культурного наследия.
  Образование — это средство социалиализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам морали и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему они становятся сознательными гражданами страны.
  Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и самоутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образование обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе.
  • Образование — это фактор воспроизводства  социально-профессиональной структуры  общества и социального прогресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества.
  Государственная ценность образования состоит в  том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал  каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.
  Общественная  ценность образования не всегда совпадает с государственной. Очень часто государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обещаний или изменению приоритетов.
  Личностная  ценность образования состоит в  индивидуально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования. 

  2.3. Основные модели  образования как  педагогического  процесса 

  Образовательной функции социально-личностного воспроизводства соответствует традиционная модель образования, а функции развития — инновационная модель.
  Традиционная  модель (она же теоретическая, знаниевая и предметно-ориентированная) предполагает направленность педагогического процесса, прежде всего, на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУНов). При этом в процессе обучения недостаточно представлены передача способов мышления, реализация разных типов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, общение и т.п. Установка на формирование ЗУНов утвердилась в этой модели под влиянием технократизации педагогического сознания, а также в результате информационно-объяснительного подхода к построению и реализации содержания образования.
  Инновационная модель (она же универсальная, способ-ностная и деятельностная) ориентирует педагогический процесс на развитие способностей личности, на учет индивидуальных особенностей учащихся путем их согласованной или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. При этом важнейшей задачей обучения становится не только усвоение конкретной информации, но также овладение способами мышления и деятельности, развитие способностей и творческого потенциала личности. Способ реализации содержания образования в этой модели называется дея-тельностным подходом.
  Деятельностный подход отвергает:
  доминирование вербальных методов обучения;
  догматические формы передачи «готового» учебного материала;
  монологичность и обезличенность словесного преподавания;
  пассивность обучающихся;
  Деятельностный подход предполагает:
  активные (рефлексивно-деятельностные) формы и методы обучения;
  развивающие (личностно-ориентированные) технологии;
  активность  всех участников педагогического процесса;
  усвоение  обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.
  Качество  образования при деятельностном подходе определяется не уровнем сформированности ЗУНов, а развитием способностей и готовностью личности самостоятельно добывать информацию, использовать полученные знания для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов действий в новых ситуациях. 

  2.4. Образование как  средство разрешения  глобальных проблем 

  Мир сегодня объединяет усилия в сфере  образования для решения не только локальных, но и глобальных проблем  человечества. Совокупность этих проблем  и соответствующих задач их разрешения можно разделить на три группы:
  • Интерсоциальные проблемы - сдерживание распространения ядерных вооружений, предотвращение новой мировой войны, поддержание военно-политического баланса в различных регионах мира, установление справедливого мирового экономического порядка, 'гармонизация отношений между развитыми и отстающими странами, преодоление терроризма и т.п.
  Проблемы, порождаемые взаимодействием общества и природы, -предотвращение деградации природной среды по причине опасного загрязнения воздуха, воды и почвы; рациональное использование природно-сырье-вых ресурсов; обеспечение продовольствием стремительно растущего населения планеты и т.д.
  Проблемы  взаимоотношений человека и общества — преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); снижение роста количества физически и психически неполноценных людей, создающего угрозу генофонду человечества.
  Причиной  перечисленных проблем является, прежде всего, сам человек с его  недостаточным уровнем знаний, неустойчивостью  мировоззренческих и духовно-нравственных приоритетов, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах, а также ответственно (в масштабах всей планеты) включаться в их разрешение.
  Без объединения усилий всех стран в  сфере образования, без разработки образовательных программ воспитания высококультурного и ответственного гражданина планеты Земля окончательное решение этих проблем представляется невозможным. 

  Тема 3. Современное состояние  образования 

  3.1. Мировые образовательные  тенденции 

  Мировое образовательное пространство составляют национальные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.
  Основные  глобальные тенденции  развития мирового образования:
  Демократизация  образования (обеспечение доступности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям).
  Разрастание рынка образовательных услуг, платных  форм обучения, увеличение продолжительности  обучения.
  Расширение  сети высшего образования, его приближение к потребителям.
  Образование становится приоритетным объектом финансирования во во многих странах.
  Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям.
  Существенное  увеличение в мировом образовании  гуманитарной составляющей.
  Важное  значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗ-МУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА — международная программа повышения эффективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ — проект объединенения усилий европейских университетов, НИИ и компьютерных фирм в области информационных технологий и другие).
  Кроме позитивных тенденций в мировом  образовании имеются и негативные моменты:
  Низкий  уровень качества обучения в массовой и средней школе, невозможность получения достойного образования для выходцев из самых бедных семей во многих странах мира.
  Отрицательное влияние обучения во многих школах на здоровье учащихся в связи с  учебной перегрузкой.
  Авторитарный  стиль преподавания и руководства  учебным заведением без опоры  на самоуправление учащихся и студентов.
  Единообразие  образовательного процесса в учебных  заведениях, ограничивающее вариативность  и гибкость учебных планов и программ.
  ЮНЕСКО  — специализированное межправительственное учреждение ООН, созданное в 1946 году с целью развития сотрудничества в области образования, науки и культуры. Это учреждение исследует состояние образования в мире, разрабатывает для всех стран международно-правовые акты в области образования, осуществляет организационное регулирование развития мирового образовательного пространства. 

  3.2. Образование как  развивающаяся система 

  Современные образовательные системы — это  системы открытые, непрерывно развивающиеся  в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориентацией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления.
  Система образования может быть представлена как взаимосвязанная совокупность образовательных (государственных и негосударственных) учреждений, которые различаются по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю образования. Вместе с тем, отдельное образовательное учреждение можно рассматривать как подсистему общей системы образования.
  Структура системы образования  в отдельном образовательном учреждении:
  Цели  образования.
  Содержание  образования.
  Средства  и способы получения образования.
  Формы организации образовательного процесса.
  Реальный  образовательный процесс как  единство обучения, воспитания и развития человека.
  Субъекты  и объекты образовательного процесса.
  Образовательная среда.
  Результат образования, то есть уровень образованности выпускников.
  Основные  направления развития современных систем образования:
  Гуманизация образования — ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
  Гуманитаризация образования — ориентация на содержание образования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и культуру, чтобы свободно общаться с людьми разных национальностей.
  Диверсификация  образования — расширение многообразия учебных заведений, образовательных программ и типов управления.
  Стандартизация  образования — ориентация на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин.
  Многоуровневость образования — где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завершенность в форме выдачи соответствующих дипломов.
  Фундаментализация образования — углубление научно-теоретических знаний по изучаемым дисциплинам.
  Информатизация  образования — прогрессирующее  использование в образовательном процессе информационных технологий, вычислительной техники, компьютеров.
  Непрерывность образования — заключается в  постоянном образовании или самообразовании  в течение всей жизни. 

  3.3. Демократизация школьного  образования 

  К демократизации общеобразовательной  школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода:
  • Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это приводит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощрению одних учеников по сравнению с другими. Подтверждая это, английский профессор Дж. Холден отмечает, что эгалитарное (уравнительное) образование опасно для подлинной демократизации. Что концепция формально единой школы, в соответствии с которой проходили многие реформы в XX веке, нанесла ущерб всем учащимся, потому что не позволила учитывать различия в способностях.
  • Антиэгалитаристский подход — основан на идеях плюрализма, вариативности, диверсификации (разнообразия) общеобразовательной школы и, вместе с тем, на преемственности ступеней образования. В рамках этого подхода японский профессор Такэда Масанао называет следующие признаки системы образования демократического типа: — равенство членов общества перед образованием, то есть его доступность независимо от социального положения, пола, а также от национальной, религиозной и расовой принадлежности;
  децентрализация школьной системы, означающая, в частности, право местных органов власти распоряжаться финансами и подбирать  педагогические кадры;
  открытость  системы образования, трактуемая как  преемственность всех ступеней;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.