На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Феномен массовой культуры в современном мире

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................................2-4
1.Предпосылки  появления массовой культуры.................................................4-5
2.Функции  массовой культуры...........................................................................6-8
3.Проявление  массовой культуры в современном  мире................................9-12
Заключение....................................................................................................12-13
Список  используемой литературы.......................................................................14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Существуют  довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения "массовой культуры". Некоторые  считают ее извечным побочным продуктом  культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо  больше оснований имеют попытки  связать возникновение "массовой культуры" с научно-технической  революцией, породившей новые способы  производства, распространения и  потребления культуры. Буржуазная массовая культура впервые сформировалась в  США. С одной стороны это демократизировало  сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в  эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.
Смешение  культуры и политики может принять  два разных направления. Оно может  сделать культуру нетерпимой ко всякой культуре, кроме своей собственной; или привести к идеалу мирового государства, где будет существовать одна лишь единообразная мировая культура. Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф.
Массовая  культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления  народом; это сознание не народа, а  коммерческой индустрии культуры; она  враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет  национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой  в соответствии с потребностями  моды. Массовая культура обращается к  широкой аудитории, апеллирует к  упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы  быть народным искусством.
Модернизм, напротив, апеллирует к вкусам элиты, опирается на различные направления авангардистского искусства. В настоящее время происходит интенсивный процесс превращения авангарда в искусство ширпотреба.
Феномен массовой культуры существует, а телевидение  является самым эффективным средством  тиражирования и распространения  этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована  на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой  большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием  внушения, орудием социальной дрессировки  человека.
Массовая  культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к  искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали  от жизни, а не раскрывали ее смысл.
В Америке  массовая культура приобрела двойственный характер: американский ум, который  не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то время  как другая его часть, занятая  открытиями, производством и социальной организацией, напоминает Ниагарский водопад. Американская воля воплощается  в небоскребе, американский интеллект - в колониальных постройках.
По, ориентированным  на рынок предметам потребления, мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках  и ожиданиях большого количества людей.
Одна  из важных функций современной массовой культуры состоит в мифологизации  общественного сознания. Произведения массовой культуры, так же как и  мифы, основаны на не различении реального  и идеального, Они становятся предметом  не познания, а веры.
Существует  мнение, что наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений массовой культуры, является термин икона. Именно икона соответствует русскому понятию  образ. Этот термин характеризует такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения и познания мира. 

1.ПРЕДПОСЫЛКИ   ПОЯВЛЕНИЯ  МАССОВОЙ  КУЛЬТУРЫ 

Истоки  широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются  в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще  К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении  К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.
Стремление  видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное  производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.
В социальном плане массовая культура формирует  новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его  формирования и функционирования в  области культуры наиболее конкретизированно  изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Массовая  культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в  человеческом обществе. Происходит отказ  от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального  общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип  — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это  и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование  человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной  сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.
Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно  не может охватить все процессы в  развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей  степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые  образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа — имиджа или стереотипа) — это  главное. Подобная ситуация стимулирует  идолопоклонство. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа»  насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.
2.ФУНКЦИИ   МАССОВОЙ  КУЛЬТУРЫ 

Массовая  культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта  и несбыточных грез. И все это  сочетается с открытой или скрытой  пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к  существующим условиям, конформизм.
Отсюда  и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным  факторам. Этому служат и такие  ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».
В связи  с научно-техническим прогрессом в современном мире термин "массовая культура" фактически приравнивается к термину "массовая коммуникация".
В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение  окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие  на общество и его познание через  обратную связь; передача культурного  наследия, что можно понимать как  познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.
В 1960 г. американский исследователь К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации — развлекательную. В начале 1980-х гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации — мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще — политических, реже — религиозных.
В отечественной  психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности — привитие личности тех  черт, которые желательны для общества.
Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и  зрителю актуальной информации о  самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая  большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация  к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации  полезной деятельности общества и индивида.
Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов  и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и  личности, на формирование общественного  мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».
Люди, как  правило, принимают те социальные нормы  поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип  образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.
Культурологическая  функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства  и способствует осознанию обществом  необходимости преемственности  культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с  особенностями различных культур  и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в  конечном счете способствует интеграции общества.
С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой  в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить  широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями  и тенденциями является несомненной  заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных  программ, неограниченные возможности  их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
С учетом приведенных выше характеристик  и основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к  тому, что это — мощное средство воздействия на общество с целью  оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
Исследование  комплекса проблем возникновения, развития и функционирования СМК  тесно связано с понятием эффективности  их деятельности. 
 
 

3.ПРОЯВЛЕНИЕ  МАССОВОЙ  КУЛЬТУРЫ  В  СОВРЕМЕННОМ   МИРЕ 

Стоит отметить, что основным носителем  массовой культуры являются средства массовой информации.
Распространение средств передачи и приема информации можно заметить повсюду. Практически  во всех странах мира учреждены национальные службы телевидения. Количество телевизионных  приемников, находящихся в пользовании  всего мира, возросло со 190 миллионов  в середине 1960-х до 1200 миллионов  в 1991 году. Радиоприемники распространены в еще большем количестве. Видеоплейеры и видеомагнитофоны пока заметно  отстают, но обладают уникальным потенциалом  для распространения образов  и информации массовой культуры. Все  эти обстоятельства свидетельствуют  о возникновении мирового информационного  порядка — международной системы  производства, распространения и  использования информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.