На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет: формирование и использование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................
     ГЛАВА 1: Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства 

      Государственный бюджет и его функции
      Бюджетная система и бюджетное устройство
 
      Глава 2: Государственный  бюджет: формирование и использование 

     2.1 Принципы формирования государственного  бюджета
     2.2 Использование государственного  бюджета
     2.3 Проблемы бюджетного дефицита  и государственного долга
      2.4 Проблема формирования бюджета
      2.5 Принцип построения финансовой  системы. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК  использованной ЛИТЕРАТУРЫ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение 

     Важную  роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
     Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими  лицами по поводу формирования и использования  централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств.
     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития. С помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
     Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего  экономические отношения в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1: Государственный  бюджет - ведущее  звено финансовой системы государства 

     1.1 Государственный  бюджет и его  функции 

     Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую роль в  формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  её состав – государственный бюджет. Воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств производится через государственный бюджет.
     С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
     Государственный бюджет можно рассматривать с  двух позиций: как экономическую  категорию и как финансовый план.
     Основным  финансовым планом является государственный  бюджет, который даёт органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов. Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых государству  и тем самым определяет налоговую  политику в стране. Конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего валового продукта позволяет бюджету выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения составляют 40-50% ВВП.
     Бюджетные отношения как экономическая  категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща  денежная форма и основные функции финансов.
     Бюджет  выполняет следующие задачи:
     перераспределение ВВП;
     государственное регулирование и стимулирование экономики;
     финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществления социальной политики государства;
     государственный контроль за поступлением и использованием бюджетных средств. 
 
 

      Бюджетная система и бюджетное  устройство
     Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует  бюджетное устройство. Оно устанавливается  и регламентируется законодательными актами, которые определяют права  центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Также бюджетное устройство прописывает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.
     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
     Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.
     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут  увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
     Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ  процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
     Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.
     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 

     Глава 2: Государственный  бюджет: формирование и использование 

     2.1 Принципы формирования  государственного  бюджета
     Бюджетная классификация - это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
     для составления, утверждения и исполнения бюджета;
     контроля  за выделением и использованием бюджетных средств;
     обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
     составления консолидированных бюджетов всех уровней. 

     2.2 Использование государственного  бюджета 

     Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
     Расходы направлены на:
     государственное и муниципальное управление
     национальную  оборону
     правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности
     осуществление международной деятельности
     поддержку отраслей сферы материального производства
     фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу
     содержание  учреждений социальной сферы и социальная защита населения
     охрану  окружающей природной среды и  природных ресурсов
     обслуживание  и погашение государственного долга  и долговых обязательств территориальных органов власти.
     Органы  государственной власти и местного самоуправления определяют направление  использование бюджетных средств.
     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы  и капитальные расходы.
     Текущие расходы бюджетов, предназначенные  для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления. Это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  функционирование и т. п..
     Капитальные расходы бюджетов предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Под капитальными расходами  бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для  инвестиций в действующие и вновь  создаваемые предприятия, организации  и учреждения в соответствии с  утверждённой инвестиционной программой. Основной целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления. 

     2.3 Проблемы бюджетного  дефицита и государственного  долга 

     Однакообычно  при принятии бюджета планируемые  поступления и расходы не совпадают. Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета.
     Бюджетный дефицит отражает определенные изменения  в национальной экономике, фиксирует  результат этих изменений.
     Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Как правило бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
     Причин  бюджетного дефицита может быть много:
     спад  общественного производства;
     рост  предельных издержек общественного  производства;
     массовый  выпуск "пустых" денег;
     значительные  социальные программы;
     возросшие затраты на финансирование ВПК;
     крупномасштабный  оборот "теневого" капитала;
     огромные  непроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции  и многое другое, пока неподдающееся  общественному учету.
     Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается  как негативное явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью  не эмиссионных средств росту  государственного долга. Но это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
     Если  бюджет на очередной год принимается  с дефицитом, в законе о бюджете  необходимо предусмотреть источники  его финансирования. К ним относятся  различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового  рынка.
     Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.
     Денежное  финансирование означает, что для  покрытия бюджетного дефицита правительство  получает кредиты центрального банка  или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Но при таком  подходе центральный банк увеличивает  денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает  ряд других неблагоприятных последствий.
     В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска  доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются  на нем, а по истечении определенного  срока погашаются государством. Поскольку  деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит  преимущество долгового финансирования.
     Помимо  государственных займов, источниками  финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и  компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного  фонда (МВФ), Международного банка реконструкции  и развития (МБРР).
     Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема доходов  без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.
     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
     Обычно  в государственном долге видятся  две опасности: банкротство нации  и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.
     Долговое  финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным  долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
     Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг - наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, Чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
     Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении  внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения  в экономической жизни, последствия  которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение  государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.
     Конверсия и консолидация государственного долга  являются важнейшими приемами, используемыми  в процессе управления государственным  долгом. Конверсия государственных  займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и  др. Как правило, правительства стремятся  максимально отодвинуть во времени  выплату задолженности, поэтому  чаще всего конверсия сводится к  превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства.
     Консолидация  государственного долга производится путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или  путем унификации ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в  один долгосрочный заем. Так формируется  консолидированный долг как часть  общей суммы государственной  задолженности в результате выпуска  долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки  выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием.
     Чрезмерный  рост государственного долга несет  в себе угрозу для экономической  безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Поэтому законодательством  предусматриваются различные механизмы, направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию. 

      2.4 Проблема формирования бюджета 

     Пожалуй, ни в одной другой  сфере  экономики  нашей   страны за последние 3 - 4 года  не произошли столь кардинальные  изменения, как в области финансов (за исключением, может быть, денежно-кредитной  сферы). Это, несомненно,  было  необходимо, так как финансовые  отношения являются "кровеносной  системой" любой экономики, и   реально реформировать экономику  без изменений в финансовой  системе и финансовой политике  не представляется
 возможным.  Показатели финансовой системы  являются надежным  индикатором  состояния национальной экономики  в  целом.  Здесь прямо или  косвенно отражаются все наиболее  важные аспекты хозяйственной  деятельности:  структура  производства,  межотраслевые  и  территориальные  пропорции, эффективность деятельности  отдельных отраслей и т.  д.  Что же такое финансы, финансовые  отношения, финансовая система  и т. п.?
     В теоретическом плане финансы  - это отношения между:
  -государством, с одной стороны,  и юридическими  и физическими лицами, с другой;
  - между  самими юридическими лицами;
  - между  отдельными государствами по  поводу  образования, распределения  и использования фондов денежных  средств (финансовых ресурсов).  Таким образом, денежные  отношения,  движение  которых опосредовано  особыми фондами,  - это финансовые  отношения.
    Система этих отношений получила  название финансовой  системы  (иногда  под  финансовой  системой  понимается  также  система  финансовых учреждений государства:  министерство финансов,  его органы,  местные  финансовые отделы  и управления,  финансовые отделы  предприятий и контрольно-ревизионные  управления).Она включает следующие звенья:  бюджеты различных уровней (государственный,  федеральный,  республиканский, местный и т. п.);
 фонды  социального,  имущественного и  личного страхования',  валютные  резервы  государства,  денежные  фонды предприятий,  организаций,  фирм, других коммерческих и   некоммерческих структур,  прочие  специальные  денежные фонды.
     Ведущим звеном финансовой системы   является  государственный (федеральный)  бюджет. Именно с его помощью  государство осуществляет в основном территориальное  и  межотраслевое  распределение и перераспределение валового национального продукта.
     Принципы построения  финансовой  системы могут быть различными. Для финансовых систем современных  развитых стран характерен принцип  фискального федерализма,  при   котором осуществляется  четкое  разграничение  функций между  различными уровнями системы.  Так, например, правительство полностью  независимо  в  целях,  касающихся  нации  в целом - расходы  на оборону,  космос,  внешних  сношений государства, а местные  органы власти финансируют   развитие  школ,  охрану  общественного   порядка, уборку населенных пунктов  и т. п.
     Местные бюджеты не входят  своими доходами и расходами  в государственный бюджет,  а  в федеративных государствах  бюджеты  членов  федерации  (штатов,  земель, кантонов) не включаются  в  федеральный  (государственный)  бюджет.
    В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли   к построению своих финансовых  систем на принципе фискального  федерализма.
     Изменение принципа построения  их финансовых систем предполагает:
    - экономическую  самостоятельность   бюджетов   всех уровней в  государстве:  раздельное формирование  на нормативной основе,  утверждение  и  исполнение;
    - взаимодействие  между бюджетами  различных уровней внутри государства  осуществляется по совместному  соглашению;
    - укрепление доходной части местных  бюджетов;
    - для общих республиканских,  межрегиональных программ и мероприятий  создаются целевые  бюджетные  фонды;
    - возобновляется  (после почти  30-летнего перерыва) система субвенций,  носящих строго целевой  характер. Субвенции выдаются на компенсацию  недополученных доходов в связи   с  неравномерностью распределения   доходов  между регионами (вместо  существовавших ранее обезличенных  дотаций);
    - определяется (по совместному соглашению) передача финансовых  ресурсов  в специальные фонды СНГ на  договорной основе. (К настоящему  времени принято  соглашение  о создании совместных финансовых  фондов для ликвидации последствий  Чернобыльской аварии, для спасения  Аральского моря.)
     Финансовая система  воспроизводит   все процессы по перераспределению  общественного продукта и   национального  дохода.  Поэтому  она служит и одним из важнейших  регуляторов  развития  национальной  экономики.  Такая форма  регулирования  со стороны государства носит  название финансовой  политики.  Государство  осуществляет мероприятия   по  мобилизации  финансовых  ресурсов,  их распределению и  перераспределению,  использованию   для своих  функций  на  основе финансового законодательства  страны.
     Направления финансовой  политики  зависят от экономического состояния  страны и решаемых задач. Кризисное состояние  экономики предопределяет финансовую политику,  направленную на стимулирование производства (например, в виде различных налоговых льгот отдельным производителям),  мобилизацию финансовых ресурсов с целью эффективного вложения их в наиболее прибыльные отрасли экономики,  с одной стороны,  и, с другой, - некоторое сдерживание всех социальных программ,  сокращение расходов на оборону и т,  д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние, меняются направления финансовой политики.
     Правильность выбранной финансовой  политики, несомненно,  зависит от  критической оценки складывающейся в стране ситуации, от соблюдения <золотого правила> экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать жизнь такой,  какая она есть,  а не такой,  какой ее хотелось бы видеть.  Это важно,  поскольку общей тенденцией современности является повышение роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему.
     Данное обстоятельство связано  с ростом расходов на программы   по социальному обеспечению,  на поддержание уровня доходов,  на здравоохранение и т. п.  Это проявляется в росте доли  национального дохода,  перераспределяемого  государством.
      Например, можно проследить историческую  тенденцию роста государственных  закупок товаров и услуг в  США по отношению к росту  национального дохода.
     Эта тенденция показывает,  что  в период с  1929-1991  гг.  доля  государственных закупок в национальном  доходе США постоянно увеличивалась.  Резкий скачок приходится  на  годы второй мировой войны.  С начала 50-х годов общий объем  правительственных  закупок   и  услуг составляет примерно 20%  национального дохода. В большинстве  индустриально развитых стран  эта доля  составляет примерно 25 - 30%.
     Традиционно высокой была доля  государственных расходов в национальном  доходе стран с командно-административной  системой управления (например,  в СССР в 1990г. она составляла 74,9%), что определяло соответствующую  финансовую политику, направленную  на централизацию финансовых  ресурсов,  их централизованное  распределение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.