На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы анализа объема производства и продаж продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
      Категории продукции…………………………………………………….……5
      Цены, применяемые для оценки продукции………………………………….6
      Анализ производства продукции……………………………………………...6
      Анализ производительности…………………………………………………..9
      Анализ динамики выполнения плана производства и реализации………..10
      Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………...11
      Анализ комплектности и ритмичности производства……………………...11
      Анализ качества произведенной продукции………………………………..14
      Производство и реализация…………………………………………………..14
      Анализ реализации продукции предприятием……………………………...16
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Независимо  от того, каков профиль деятельности анализируемого предприятия, в число его основных функций входят производство и реализация произведенной продукции. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон – собственников предприятия, государства. Сотрудников, местного общества, поскольку успешное выполнение производственных программ, стабильный и широкий сбыт продукции позволяют всем участникам производственной деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей – в  первую очередь увеличения благосостояния и качества жизни.
     В отсутствие «спущенных сверху» государственных  планов, выполнение которых являлось главной целью предприятий, действовавших  в условиях централизованно планируемой  экономики, главным ориентиром для  хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики является выполнение разработанных самими предприятиями производственных и инвестиционных программ и соблюдение бюджетов. Поэтому при анализе объемов производства и реализации продукции все сравнения делаются с плановыми заданиями, разработанными и принятыми на данный период времени (месяц, квартал, год и т.п.) самим предприятием.
     Значимость  анализа для управления предприятием не может быть оспорена. Причина  этого понятна, поскольку в условиях рынка добавляются новые факторы, игнорирование которых может  привести к печальным последствиям – финансовым потерям, а при неблагоприятном развитии событий - банкротству.
     Принятию  всякого решения финансового  характера предшествуют аналитические  расчеты, поэтому практически любой  представитель аппарата управлением  предприятия – от топ-менеджеров до рядовых специалистов – просто обязан быть хорошим аналитиком. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей грамотного управления финансами, должен выполняться не только в ретроперспективе, но и, что нередко более важно, в перспективе.
     Анализ  – процедура мысленного, а иногда и реального расчленения объекта  или явления на части. По результатам  анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его  использования.
     В процессе хозяйственной деятельности предприятие производит и реализует  произведенную продукцию.
     Объем производства продуктов труда заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый во времени, называют планом производства и реализации (производственной программой).
     Производственная  программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции  по сравнению с конкурентами путем  расширения доли рынка.
     Основным  показателем, характеризующим результат  производственной деятельности организации, выступает объем выпущенной и реализованной продукции. Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия, а также в целом на эффективность работы организации, поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
     На  основе такого анализа производится расчет плановых показателей, составляется бизнес-план, а также делается прогноз развития деятельности предприятия, следовательно актуальность данной темы сомнений не вызывает.
     Целью настоящей работы является теоретические  основы анализа объема производства и продаж продукции.
     Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
     Категории продукции
     Анализ  хозяйственной деятельности предприятия  в нашей стране имеет давнюю историю  – первые работы в этой области  появились еще в 30-е годы. В  российской практике сложилась специальная терминология, позволяющая описать выпуск продукции предприятием. Говоря о выпуске продукции, следует учитывать, что продукция, произведенная в данном периоде (ПП), не идентична продукции, выпущенной в обращение (ПВ), т.е. законченной. С одной стороны, не все произведенное может быть закончено, и тогда ПП > ПВ. С другой стороны, выпущенное могло состоять из произведенного в данном периоде плюс остатки заготовок предыдущего периода, тогда ВП>ПП. Первый случай соответствует увеличению запасов полуфабрикатов, а второй их уменьшению.
     Однозначно  сказать, что одна из этих ситуаций - хороша, а другая -  плоха, нельзя, поскольку деловая активность любого предприятия носит циклический  характер. В процессе работы любого предприятия бывают периоды, когда выполнение большого количества срочных заказов требует повышенных темпов производства. В эти периоды объем выпущенной продукции может превышать объем произведенной. Для того чтобы предприятие могло справиться с такими ситуациями, в периоды относительного «затишья» создаются запасы полуфабрикатов, заготовок, частично обработанной продукции. Если выпущенная за эти периоды продукция не велика, ее объем будет ниже, чем объем произведенной.
     Продукцию следует различать по степени  готовности с точки зрения производственного цикла данного предприятия и сточки зрения потребностей потребления. Изделие, законченное с точки зрения производственного цикла данного предприятия, является готовой продукцией (ГП) и производится для реализации внешним потребителям. Готовая продукция является частью товарной продукции предприятия (ТП). Сюда же входят также изделия, даже не законченные с точки зрения производственного цикла данного предприятия, но предназначенные для отпуска на сторону или конечного потребления на данном предприятии. Кроме того, в состав товарной продукции включаются инструменты, приспособления и работы (услуги), реализуемые на сторону (ИПРС), а также изделия, изготовленные на предприятии для использования (потребления) на самом предприятии. Таким образом, товарная продукция – это изделия предприятия, предназначенные для продажи сторонним потребителям и внутреннего потребления на самом предприятии.
     Если  произведенная цехом, отделом или  другим подразделением предприятия  продукция предназначена не для  продажи или потребления, а для дальнейшей переработки другими подразделениями предприятия, она относится к категории полуфабрикатов. Полуфабрикат (ПФ) – это готовая продукция подразделений предприятия, предназначенная для дальнейшей переработки внутри данного предприятия.
     Один  и тот же продукт может быть сырьем, полуфабрикатом и готовой  продукцией для различных стадий производства.
     Продукция, которая на момент анализа находится  в цехах предприятия на продолжающихся или остановленных технологических  процессах и еще не готова к передаче в другие подразделения предприятия, является внутрицеховым незавершенным производством (ВЦНП).
     Валовую продукцию (ВП) предприятия составляют готовая продукция, произведенная  в данном периоде, полуфабрикаты, инструменты, приспособления и работы (услуги), отпущенные на сторону, вместе с изменением остатков незавершенного производства за отчетный период. Различают валовую продукцию нетто и валовую продукцию брутто: в первую внутрицеховое незавершенное производство не включается, во вторую – включается. Соответствующие формулы расчета валовой продукции нетто (ВП нетто) и валовой продукции брутто (ВП брутто)  
 

     Цены, применяемые для  оценки продукции
     Продукция предприятия (стоимостные показатели) учитывается в оптовых ценах  предприятия (без НДС, акцизов и других косвенных налогов).
     Для оценки продукции предприятия используются действующие оптовые цены – цены, принятые в плане и сопоставимые.
     Действующими  считаются цены, по которым реализуется  продукция в каждый данный момент или период времени.
     Учитывая  возможность изменения действующих  цен в течение месяца, квартала или года на предприятии считается  среднедействующая цена за любой  отчетный период.
     Цены, принятые в плане, - цены, действовавшие  в момент составления плана.
     Сопоставимыми (неизменными) считаются цены, принятые за неизменные в течение ряда лет.
     В действующих ценах учитывается  продукция предприятия (товарная и  реализованная) для определения  финансовых результатов работы (прибыли  от производства и реализации продукции).
     В ценах, принятых в плане, планируется и учитывается продукция предприятия для определения степени выполнения плана.
     В сопоставимых ценах учитывается  продукция предприятия для изучения динамики физического объема продукции. 
 

     Анализ  производства продукции
     Анализ  производства продукции – важнейшее направление экономического анализа. Это объясняется тем, что от объема производства, состава, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции, от ритмичности производства зависит себестоимость, прибыль, рентабельность, оборачиваемость средств, платежеспособность предприятия и другие показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия.
     Главные задачи анализа:
    проверка напряженности принятых плановых заданий.
    оценка выполнения плана и изменений в объеме, составе, качестве продукции, в ритмичности производства за анализируемый период.
    выяснение причин отклонения от плана и изменений в сравнении с предыдущим периодом.
    выявление резервов дальнейшего роста объема производства, улучшение состава, качества продукции, усиление ритмичности производства.
     Источники данных для анализа:
    паспорт предприятия,
    плановое задание,
    сведения оперативного, статистического, бухгалтерского учета.
     Анализ  различных категорий продукции  проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. В рыночной экономике выполнение плана не играет той роли, которую оно играло в условиях централизованного планирования, поэтому основное значение такой анализ имеет только для процедур внутреннего контроля на самом предприятии, управленческого учета и оценки эффективности работы производственных менеджеров.
     Анализ  производства продукции за определенный период времени может выполняться  как в натуральном, так и в  денежном выражении. В натуральном  выражении произведенная продукция оценивается в тоннах, метрах, штуках и т.п. единицах. В денежном выражении объем производства оценивается в рублях или другой валюте. Поскольку вопрос о денежной оценке продукта на разных стадиях производства является достаточно спорным, для анализа выпуска продукции чаще всего используется натуральное выражение. В использовании натуральных единиц есть, однако, и определенные тонкости. Поскольку различные марки, сорта разновидности продукции требуют для своего изготовления различных технологических процессов, затрат времени, труда и материалов, сравнивать и суммировать выпуск различных  видов продукции некорректно. Кроме того, существенно влияет на коммерческий результат и качество произведенной продукции. Поэтому для корректных выводов о количестве выпущенной продукции необходимо найти способ учитывать различия в технологиях и качестве. Достигается это путем пересчетов результатов в условные единицы – условные тонны, условные штуки и т.п. пересчет осуществляется путем перемножения натуральных единиц на коэффициенты, установленные для каждого сорта и разновидности, исходя в первую очередь из длительности технологического процесса по отношению к затратам различных ресурсов на изготовление изделия-эквивалента.
     Введение  условных единиц выпуска продукции приводит иногда к тому, что картина выполнения плановых или бюджетных заданий оказывается совсем другой, нежели при использовании натуральных единиц.
     Понятно, однако, что установить условные единицы  сравнения натуральных показателей  можно только для родственных изделий. Если продукция неоднородна, сравнения натуральных показателей не имеют смысла. В этом случае единственным мерилом выпуска становятся денежные единицы.
     Разумеется, рост выпуска продукции, как в  натуральном, так и в денежном выражении, является свидетельством успешной работы предприятия и его хороших перспектив. Однако денежная оценка произведенной продукции таит еще одну опасность: в периоды быстрого роста цен (а именно рост цен, или инфляция, является одним из основных факторов, характеризующих экономическую ситуацию в России за последнее десятилетие) увеличение выработки в денежном выражении может не являться свидетельством реального роста предприятия, если это увеличение не успевает за темпами инфляции.
     В анализе произведенной и выпущенной в обращение продукции используется ряд коэффициентов, которые характеризуют производственную деятельность как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений.
     В качестве характеристики длины производственного  цикла используют показатель внутризаводского оборота:
     К вн. - зав.обор. = ВП/ВО.
     Его величина равна единице, если между  различными подразделениями предприятия  отсутствует внутризаводской оборот, т.е. передача полуфабрикатов с одного технологического процесса к другому.
     Показателем доли товарной продукции в объеме валовой продукции является коэффициент товарности:
     К тов. = ТП/ВП.
     Равенство этого показателя единице свидетельствует  либо об отсутствии у анализируемого предприятия незавершенного внутрицехового производства и полуфабрикатов, либо о том, что их остатки на конец периода не изменились по сравнению с его началом.
     Для анализа состава товарной продукции  используют коэффициент готовности:
     К гот. = ГП/ТП.
     Как и у двух предыдущих коэффициентов, его значение может колебаться от 0 до 1, показывая долю готовой продукции в полном выпуске предприятия. Если значение этого коэффициента неуклонно снижается в течение нескольких периодов, это свидетельствует о том, что доля полуфабрикатов и другой, отличной от основной, продукции предприятия в общем объеме товарной продукции увеличивается. Потребителей все меньше и меньше интересует готовая продукция предприятия, а наибольшим спросом пользуются те виды выпуска, которые ранее считались побочными или вспомогательными. В этом случае руководству предприятия следует задуматься об изменении структуры производимой продукции, а может быть, даже о перепрофилировании производства.
     Еще одним показателем, характеризующим  выпуск продукции, а фактически –  рыночную активность предприятия, является коэффициент реализации:
     К реал. = РП/ТП,
     Где РП – реализованная продукция  предприятия, т.е. продукция, нашедшая своего покупателя за анализируемый  период времени. Объем ее исчисляется  по данным бухгалтерской отчетности как объем реализации за соответствующий  период. 

     Анализ  производительности
     Под производительностью предприятия  понимают количество произведенной  предприятием продукции в единицу  времени на единицу оборудования или на одного работника.
     Следует отличать исчисление номинальных и  эффективных значений производительности. Номинальное значение рассчитывается как количество произведенной продукции на одно рабочее место, списочного сотрудника или один календарный день. Эффективное же значение – это количество продукции на одно работавшее рабочее место, работавшего сотрудника или один отработанный день. Анализ расхождений между значениями номинальной и эффективной производительности дает возможность оценить резервы увеличения производства продукции.
     Анализируя  удельную производительность, следует  помнить о том, что в знаменателе этого показателя стоит обобщенная величина. Она не отражает того факта, что не все работники и не все рабочие места эквивалентны. Говоря о рабочих местах, нужно отметить, что не все они функционируют в рабочем режиме одинаковое время в течение рабочей смены, кроме того оборудование, даже однотипное, может иметь разную производительность в силу своих технических характеристик или возраста. Понятно, что старый станок чаще ломается, а, следовательно, меньше работает, чем станок новый.
     Еще более внимательно следует подходить к анализу производительности на одного работника. Не все сотрудники предприятия в равной степени участвуют в производственном процессе. Для анализа на промышленном предприятии выделяют следующие категории работников:
    производственные рабочие, занятые непосредственно выпуском продукции;
    вспомогательные рабочие, обслуживающие производство;
    хозяйственные рабочие, занятые в хозяйственных службах и вспомогательных  производствах;
    инженерно-технические работники и служащие;
    руководители.
     На  предприятиях непроизводственной сферы категории работающих будут другими, классификация их вырабатывается в рамках процедур управленческого учета для каждого конкретного предприятия исходя из специфики его деятельности.
     Вклад всех этих категорий в производство продукции различен, поэтому наряду с удельной производительностью на одного работающего  в штате предприятия часто исчисляют производительность на одного производственного рабочего или на одного рабочего, занятого в производстве конкретного вида продукции или над конкретным заказом.
     Другой  возможностью учесть вклад всех категорий  работающих на предприятии в производственный процесс является введение коэффициентов  участия. Эта система позволяет  исчислить обобщенную (или эффективную) численность сотрудников исходя из трудового вклада каждого из них. При разработке такой системы коэффициентов за единицу обычно принимают вклад производственного рабочего, занятого в основном производстве. Для остальных сотрудников предприятия вводятся другие коэффициенты. Помимо различий в видах деятельности конкретных сотрудников, все они имеют разную квалификацию. Рабочие, имеющие разные разряды, но выполняющие одну и ту же работу, делают ее по-разному – с неодинаковым качеством и затрачивая разное количество времени на единицу продукции. Самым эффективным способом учета таких различий является использование денежного измерителя, в качестве которого выступает заработная плата сотрудников. Если начисление заработной платы ведется в соответствии с разрядной или квалификационной сеткой, удельный показатель выработки на 1 рубль фонда заработной платы становится хорошей характеристикой производительности предприятия.
     Показатели  удельной выработки на одного работника  или на 1 рубль заработной платы  характеризуют не только эффективность использования человеческих ресурсов но и эффективность работы управленческого персонала по подбору наиболее квалифицированных кадров, по поиску и качественному выполнению лучших заказов, т.е. фактически свидетельствуют о конкурентоспособности предприятия в своем сегменте рынка. Показатели производительности важны не только для промышленных предприятий, но и для предприятий сферы услуг, торговли и других отраслей. 
 

     Анализ  динамики выполнения плана производства и реализации
     Анализ  производства начинается с изучения динамики ВП и ТП, с расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
     В ходе анализа определяют уровень  выполнения плана по производству продукции  как в целом по предприятию, так и по отдельным подразделениям и видам продукции.
     Производится  оперативный анализ выпуска продукции  путем сравнения фактических  данных о выпуске с плановыми  заданиями за день и нарастающим  итогом с начала отчетного периода.
     Для более полного удовлетворения потребностей покупателей и заказчиков предприятия должны выполнять план не только по общему объему производства, но и по ассортименту, т.е. по номенклатуре.
     Анализ  выполнения плана по ассортименту тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств.
     Соблюдение  договорных обязательств имеет важное значение и с точки зрения поддержания  репутации фирмы, и сточки зрения финансовых показателей деятельности организации. При анализе выполнения договорных обязательств рассматриваются только те изделия, по которым были заключены договора с покупателями. Процент выполнения плана договорных обязательств не может быть больше 100%.
     % вып. плана = фактически отгружено в пределах плана *100%
     договорн. обяз. план объема продукции
     План  договорных обязательств не выполняется по следующим причинам:
    внешние:
    изменение конъюнктуры рынка;
    спрос на отдельные виды продукции;
    несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по вине подрядной организации;
    внутренние:
    недостатки в организации производства;
    плохое техническое состояние оборудования;
    недостатки в системе управления;
    материальное стимулирование труда и др.
 
 
     Анализ  ассортимента и структуры  продукции
     Большое внимание должно быть уделено анализу  выполнения плана по ассортименту, так как это способствует наиболее эффективному и рациональному использованию трудовых, сырьевых, финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.
     % вып.плана  = Факт.выпуск прод.,зачт. в вып.прод. по ассорт (не > плана)*100 по ассорт.                     Общий план выпуска продукции
     Особое  внимание необходимо уделить анализу  структуры произведенной продукции. Изменение в структуре – структурный  сдвиг. Влияние структурных сдвигов  на объем производства продукции  определяют путем умножения разности в уровне выполнения плана в стоимостном и натуральных измерителях на плановый выпуск продукции в стоимостном выражении.
     ?ВПстр = (Кстн) *ВПп
     Вместо  коэффициента выполнения плана в  натуральном выражении может  быть использован коэффициент выполнения плана по трудоемкости в нормо-часах.
     Если  предприятие имеет более высокий  процент роста объема продукции  в стоимостном выражении, то это  значит, что оно выпускает менее  трудоемкие, но более дорогостоящие  изделия. Из-за этого выпуск продукции  увеличивается.
     Если  имеет место более высокий рост объема продукции в натуральном выражении, то это значит, что выпускается более трудоемкая, но дешевая и менее рентабельная продукция. В результате объем производства продукции снижается. 

     Анализ  комплектности и  ритмичности производства
     Комплектность в анализе производственной деятельности понимается двояко – как комплектность  выпущенной продукции и комплектность  произведенной продукции. Комплектность  выпущенной продукции является необходимым  условием качества работы предприятия, а следовательно, и его коммерческого успеха. Проверка комплектности может осуществляться специальными службами качества предприятия.
     Комплектность же произведенной продукции на небольших  промежутках времени не является обязательным условием функционирования предприятия, поскольку некомплектное изделие может быть доукомплектовано из остатков предыдущего периода, дав комплектный выпуск.
     Чем меньше промежуток времени, на котором  достигается комплектный выпуск, тем лучше. Для индивидуального  производства комплектность достигается в течение времени выполнения заказа, в серийном производстве она должна достигаться на промежутке времени, равном ритму, т.е. промежутку времени, требующемуся для производства единицы продукции.
     По  мере того как усиливается степень  параллельности производства, т.е. одновременности выполнения нескольких операций, производство становится комплектнее. Ускорение этого процесса достигается дроблением операций. То, что делается с заготовкой в течение одного часа, может делаться одновременно с несколькими заготовками на операциях, длящихся 15, 20, или 30 минут. Иллюстрацией крайней степени параллельности производства является производственный конвейер, на котором каждая операция по сборке сложной техники занимает несколько минут, а через руки одного рабочего в течение смены проходят десятки изделий.
     Таким образом, комплектность производства тесно связана с его ритмичностью. Некомплектность – следствие  недостатков в организации производства и планировании, а также неэффективного использования ресурсов. Степень неритмичности производственной деятельности характеризуется показателями дисперсии и вариации. При расчете этих коэффициентов возможны два подхода. Первый из них показывает отклонение и степень вариации показателей относительно их плановых значений. Однако в современных российских условиях очень часто плановые значения играют лишь роль ориентира производственной деятельности. Поэтому в отдельных случаях возможен второй подход – расчет показателей ритмичности на основе средних значений производительности.
     Помимо  недостатков в организации производства, на формирование показателей ритмичности  и комплектности производственного  подразделения влияют также многие факторы. Это могут быть:
    ритмичность работы сбытового и маркетингового подразделений;
    дефицит квалифицированных кадров;
    оптимальное использование имеющегося оборудования по времени, мощности и функциональным возможностям;
    процент брака и т.д.
     Дополнением анализа комплектности и ритмичности  служит анализ незавершенного производства, в процессе которого устанавливаются следующие показатели:
    объем незавершенного производства  на начало и конец анализируемого периода  в абсолютном выражении (в рублях);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.