На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внешняя торговля России и проблемы ее развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
   Филиал  государственного образовательного учреждения высшего профессионального
     образования  

   «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ» в г. Пскове 
 
 
 
 
 

   Контрольная работа
   по  дисциплине: Мировая экономика
      

   Тема:      Внешняя торговля России и проблемы ее развития. 
 
 
 
 
 

   Выполнила: студентка 1 курса
   заочного  отделения
   группа 08-310
   Горбунова Н.П.
   тел. 8 960 228-42-60 

   Проверила: Теплых Г.И. 
 
 
 
 

   г. Псков
   2009 г.
    ПЛАН:
    Введение…………………………………………………………………..3
    Структура внешней торговли России………………………………..4
    Внешнеторговая политика РФ…...…………………………………...8
    О роли и участии субъектов Федерации во внешнеполитической деятельности страны………………………………………………….12
    Повышение эффективности внешней торговли России…………...16
    Заключение……………………………………………………………….19
    Список  литературы………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Общие тенденции развития внешней торговли России в конце 90-х гг. характеризовались  исчерпанием возможностей экстенсивного  роста объемов экспорта и импорта в условиях ухудшения мировой конъюнктуры (особенно падения цен на энергоносители) и на фоне последствий финансового кризиса в России, где в 1998 г. впервые за последние пять лет наблюдалось падение объемов внешнеторгового оборота по сравнению с предыдущим годом
     1996 г. был последним удачным  годом для российского экспорта  благодаря высоким мировым ценам  на нефть. В 1997 — 1998 гг. стоимостные  объемы российского экспорта  сокращались. В 1997 г. 6ыл отмечен  стремительный рост импортных  поставок на фоне незначительного увеличения ВВП, совокупного внутреннего спроса и реальных доходов населения в условиях стабильного валютного курса и реального удорожания рубля, снижения закупочных цен на внешних рынках. Степень насыщения импортной продукцией внутреннего рынка и особенно розничного товарооборота достигла предела. Импортная зависимость по некоторым позициям приблизилась к 100%. Это, прежде всего, относится к продукции так называемого замещающего ассортимента, которая фактически вытеснила аналогичные отечественные изделия из розничной торговли.
    В 1998 г. произошло обострение традиционных «болезней» для российской внешней  торговли. Россия в очередной раз, но в более тяжелой форме (ранее  подобное наблюдалось в 1993 — 1994 гг.) столкнулась с явлением разоряющего экспорта, когда в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры любое усилие по увеличению поставок нефти в натуральном выражении ведет к дальнейшему снижению цен, а также к тому, что общая выручка от экспорта не возрастает, а уменьшается. Так произошло с большинством российских сырьевых товаров.
    В то же время за 90-е гг. структура  российской внешней торговли практически  не изменилась.  

    Структура внешней торговли России
    Структура российской внешней торговли и ранее  была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.
    Существенные  изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В нем сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских товаров возросла, составляя около 40% всего объема импорта (табл. 1).
    Таблица 1. Структура внешней торговли России в 1998 г. (% к итогу) 

    
    Перспективы развития внешней  торговли России. 

    Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
    Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур  внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности. 

    Конкурентные  преимущества и слабые стороны России
    С учетом конкурентных преимуществ и  слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы  развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.
    Имеются возможности для стабилизации и  расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
    Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
    По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.
    Экспорт России
    Россия  экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), стальной прокат и некоторые цветные металлы (алюминий, никель, медь) в первичных формах.
    Внешнеторговый  оборот России вырос в 2007 году на 25,8 % — до 552,2 млрд долл. (по данным Федеральной таможенной службы). Положительное сальдо составило 152,8 млрд долл. Товарооборот России со странами дальнего зарубежья вырос в 2007 году на 25,5 % — до 469,8 млрд долл. Товарооборот России со странами СНГ увеличился в 2007 году на 21,5 % и составил 82,4 млрд долл.
    Внешнеторговый  оборот России с ЕС в 2007 году составил 284 млрд долл., или 51,4 % от всего товарооборота  РФ. На страны СНГ в 2007 году приходилось 14,9 % российского товарооборота (в 2006 году — 14,9 %), на страны ЕвразЭС — 8,7 % (8,3 %), на страны АТЭС — 19,2 % (17,1 %).
    Основными торговыми партнёрами России в 2007 году среди стран дальнего зарубежья  были Германия, товарооборот с которой  составил 52,9 млрд долл., Нидерланды — 46,6 млрд долл., Китай — 40,3 млрд долл., Италия — 36,1 млрд долл., Турция — 22,5 млрд долл., Польша — 17,9 млрд долл., США — 17,5 млрд долл., Великобритания — 16,7 млрд долл., Швейцария — 15,9 млрд долл., Финляндия — 15,7 млрд долл.
    Экспорт России в 2007 году составил 352,5 млрд долл. и по сравнению с 2006 годом увеличился на 17 %. Импорт России в прошлом году увеличился по сравнению с 2006 годом на 44,9 % и составил 199,7 млрд долл.
    Импорт  России
    В Россию ввозятся в основном производственные машины и оборудование (солидная часть  предназначена для добычи сырья) — более сотни млрд. долл., легковые и грузовые автомобили — десятки млрд. долл., лицензии на программное обеспечение, медикаменты, одежда и обувь, прочая потребительская продукция.
    Что касается участия России в международном  разделении труда со своей готовой  продукцией, то пока перспективы малообнадёживающие. Определенные возможности просматриваются только у электротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран. Объем технического содействия, оказываемый Россией другим государствам, составил в 2001 г. 589 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2000г. на 16%. В 2002 г. объем этого сотрудничества достиг порядка 750 млн. долл. В середине 90-х годов техническое содействие оказывалось 36 странам мира. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Грецию, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.
    Объем внешней торговли РФ в 2003 году составил порядка 190 млрд. долларов, из которых  на экспорт приходилось 134 млрд., а  на импорт 75 млрд. Россия занимает 17 место по экспорту товаров в мире, 23 – по экспорту услуг и 27 и 18 – по импорту соответственно. Таким образом, на них по отдельности приходится порядка 1% мировых экспорта и импорта. 
 
 
 
 
 
 
 

    Внешнеторговая  политика РФ (ВТП)
    В настоящее время участником ВТ в РФ может быть любое российское предприятие, получившее статус индивидуального частного предпринимателя. Более 6 млн. хозяйствующих субъектов и физических лиц являются на сегодня субъектами ВТД РФ.
    ВТП РФ на сегодняшний день является политикой  либерализации. В течение долгого времени она проводилась под влиянием МВФ, который связывал выдачу каждого транша – кредита с принятием соответствующей либерализационной меры.
    Основной регламент, регулирующий ВТД РФ – Федеральный закон о государственном регулировании ВТ от 1995 года, где определены цели ВТП:
    1.      защита экономического суверенитета;
    2.      обеспечение экономической безопасности;
    3.      стимулирование развития национальной  экономики;
    4.      обеспечение условий эффективной  интеграции РФ в МЭ.
     
    Для этого следует соблюдать принципы:
    ·   единства ВТП с внешней политикой РФ;
    · единства системы регулирования ВТД и контроля за ее осуществлением;
    ·    единства политики экспортного контроля для достижения целей ВТП и неуклонного выполнения международных обязательств в части недопущения вывоза оружия массового уничтожения и др. мидов ружия;
    ·   единство таможенной территории страны. Приоритет экономических мер регулирования перед административными;
    ·     равенство участников ВТД и их недискриминация;
    ·    исключение неоправданного вмешательства государства во ВТД.
     
    По  закону РФ может участвовать в  зонах свободной торговли и таможенных союзах, принимая международные правила, действующие в них (т.е. может использовать изъятия ГАТТ). Закон также разрешает  использование защитных мер в отношении отечественных производителей, т.е. протекционизм.
    Таможенный  кодекс устанавливает основные понятия  ВТ РФ и 12 используемых ею таможенных режимов.
    Основная  документарная база – таможенный тариф – федеральный закон, включающий номенклатуру товаров, обращающихся во ВТ РФ, систематизированных по Брюссельской системе – товарной номенклатуре ВЭД.
    Российский  таможенный тариф относится к  разряду и имеет 3 колонки:
    1. максимальная ставка – льготный режим со 104 странами – 0,75% базовой стоимости;
    2. базовая – от 1 до 100%;
    3. минимальная – к странам с режимом наибольшего благоприятствования или льготным режимом и равна 2 базовым ставкам;
    Из  РФ в 49 наименее развитых стран экспорт  не облагается пошлинами.
    Имеет место тарифная эскалация. Средневзвешенная импортная таможенная ставка в РФ составляет 16% на сырье и 5% на готовую продукцию и значительно выше по отдельным товарам – машины 25% и с/х сырье 20%, например.
    Эти ставки много ниже реальных в ПРС.
    В РФ предусмотрены:
    ·        сезонные пошлины и
    ·        особые пошлины – для защиты экономических  интересов страны:
    -         специальные – ответная мера  на дискриминацию либо при  импорте товаров на условиях, которые могут навредить отечественным  производителям;
    -         компенсационные и
    -         антидемпинговые.
    Импортные пошлины в основном адвалорные (в %), а для физических лиц комбинированные. Их начисление, уплата и взимание проводится от таможенной стоимости товара, определяемой по закону 6 методами.
    Либерализация ВТ в основном коснулась экспорта. К 98 году были отменены все экспортные пошлины, но после кризиса были возобновлены для сырьевых товаров.
    Квотирование  и лицензирование не применяется, за исключением товаров, по которым  Россия имеет международные обязательства:
    1.      товары двойного назначения ( и в военных и в гражданских целях)
    2.      драгоценные металлы и камни;
    3.      редкие виды животных и растений.
     
    Паратарифные  методы в основном применяются при  импорте товаров. Требование о сертификации – 1 из наиболее значимых нетарифных мер к сырьевым товарам (ФЗ о сертификации продукции и услуг 93 года). Так, таможня является самой криминализированной отраслью российской экономики.
    Финансовые  способы регулирования ВТ РФ. Это  предполагает использование прямых налогов и акцизов как к экспортным, так и к импортным товарам.
    Также активно применяется импортный  депозит , таможенный залог и экспортные субсидии в форме экспортных кредитов, прямого бюджетного субсидирования, государственного страхования экспортных кредитов и налоговых льгот – экспортных премий, возврата импортных пошлин экспортерам и увеличения нормы амортизационных отчислений.
    Экспортное  кредитование направлено на стимулирование промышленной направленности экспорта, активно используется в ВПК. Осуществляется банком-агентом правительства по госкредитам под льготную ставку в 50% от ставки ЦБ.
    Валютное  регулирование занимает особое место  во ВТП РФ, так как ежегодная  утечка капитала составляет порядка 25 млрд. долларов. Поэтому главной  целью является контроль за движением  валюты в процессе осуществления экспортно-импортных операций. Это задача Минэкономики, Минфина, ГТК и ЦБ РФ. Вывоз капитала признается имевшим место в случае, если деньги либо товар по сделке не вернулись в страну в течение 180 дней.
    Также необходима продажа выручки в валюте на внутреннем рынке страны и курсовая политика.
    На  сегодняшний день Россия пытается доказать необоснованность претензий ВТО  к демпинговым процедурам при  том что внутренний рынок страны закрыт практически лишь на 16% (В  США – на 43%). Таким образом, необходима политика разумного протекционизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    О роли и участии  субъектов Федерации  во внешнеполитической деятельности страны.
    Субъекты  Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных им Конституцией страны и федеральным законодательством, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с административно-территориальными образованиями иностранных унитарных и субъектами федеративных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, создаваемых специально для этой цели. С согласия федерального правительства субъекты Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. В данном контексте внешние связи регионов России являются важной составной частью механизма реализации общегосударственных внешнеполитических и внешнеэкономических интересов.
    В последние годы уровень сотрудничества субъектов Российской Федерации  с зарубежными партнерами заметно  вырос. Этому способствовали, прежде всего, формирование прочной нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление межрегиональных контактов, меры по координации внешних связей регионов России, принимаемые на федеральном и местном уровнях, создание действенной системы контроля за соблюдением установленных российским законодательством требований в этой сфере.
    О масштабах внешних связей субъектов  Российской Федерации можно, в частности, судить по следующим показателям. На данный момент органами государственной  власти регионов России заключено более 1700 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с зарубежными партнерами из 94 стран мира. При этом около 1000 соглашений заключено с административно-территориальными образованиями иностранных государств и около 600 -непосредственно с органами власти иностранных государств. Основные полномочия регионов в осуществлении сотрудничества в международной сфере определены Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 года № 4-ФЗ. Практика применения упомянутого закона за истекшее время позволяет сделать вывод о том, что он стал реальным и весьма эффективным инструментом, регулирующим внешнюю деятельность республик, краев и областей России, способствовал повышению результативности международного сотрудничества на региональном уровне, обеспечению единства внешнеполитической линии Российской Федерации.
    Важную  роль в развитии международного сотрудничества субъектов Российской Федерации  сыграла "Концепция внешней политики Российской Федерации", утвержденная Президентом страны 28 июня 2000 года. В этом документе конкретизированы функции федерального центра и регионов в сфере осуществления внешних связей, определены их ключевые направления в современных условиях.
    Развитию  правовой базы международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской Федерации  содействовало принятие и ряда федеральных  законов, касающихся преимущественно  торгово-экономической деятельности регионов, а также нормативных  актов местных органов власти по данному вопросу.
    Последовательно расширяется участие России в  европейских правовых режимах в  сфере приграничного сотрудничества. С января 2003 г. Россия стала участником Европейской рамочной конвенции  о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. В июне 2005 г. МИД России инициировал процесс согласования с федеральными округами и заинтересованными федеральными органами власти предложения о подписании Российской Федерацией Дополнительного протокола и Протокола № 2 к этой Конвенции.
    В соответствии с Указом Президента Российский Федерации "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" от 12 марта 1996 года №375 на МИД России возложены функции ведущего координатора международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также обязанности по контролю за соблюдением норм российского законодательства в данной сфере. В этих целях проекты всех соглашений субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами о сотрудничестве и взаимодействии подлежат обязательному согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, а при необходимости и с другими федеральными органами исполнительной власти.
    Благодаря принимаемым мерам по улучшению координации международных и внешнеэкономических связей российских регионов в последние годы удалось значительно сократить число различных нарушений федерального законодательства со стороны субъектов Российской Федерации (если до 1997 года таких случаев ежегодно было не менее 100, то в период с 2001 г. по 2004 г. их количество не превышало 10-15).
    Эффективным инструментом координации внешних  связей регионов стал созданный в 1994 г. Консультативный совет субъектов  Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России. В его задачи входит оказание консультативной, информационной и методической помощи регионам России в их деятельности на данных направлениях. С момента учреждения Консультативного совета состоялось 15 его заседаний, на которых рассматривались наиболее актуальные вопросы сотрудничества субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами. В работе этих заседаний регулярно участвуют представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, бизнесмены, эксперты, общественные деятели.
    Ведущей составной частью механизма координации  внешних связей регионов является Совет  глав субъектов Федерации при  МИД России (СГС), созданный по поручению  Президента Российской Федерации в 2003 г. Среди основных задач СГС - содействие разработке предложений по реализации внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии государства, обсуждение проблем и выработка рекомендаций по повышению отдачи международных и внешнеэкономических связей, приграничного сотрудничества субъектов Федерации, защите прав российских граждан за рубежом и интересов российских предпринимателей на мировых рынках. Работа СГС осуществляется непосредственно под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации с участием глав регионов страны, с привлечением руководителей и экспертов федеральных органов исполнительной власти, парламентских и неправительственных структур. Доклады о результатах работы и рекомендациях СГС регулярно направляются Президенту и Правительству Российской Федерации.
    В контексте решаемых государством задач  на ближайшую перспективу по упрочению  экономической и социальной стабильности Российской Федерации, развитию ее торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей с зарубежными партнерами важное место отводится приграничному и межрегиональному сотрудничеству. На это было обращено внимание в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны 26 мая 2004 года.
    Координация международной и внешнеэкономической  деятельности регионов России становится одной из ключевых задач для МИД  России и руководства субъектов  Российской Федерации. В практическом плане это предполагает дальнейшее совершенствование работы на данных направлениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Повышение эффективности внешней торговли России.
    Несмотря  на переживаемые в настоящее время  социально-экономические трудности, Российская Федерация имеет все  возможности для существенной активизации  своего участия в МРТ. Основными предпосылками для этого являются:
    - огромные природные богатства, обеспечивающие сравнительно низкие издержки производства множества видов промышленного сырья и материалов;
    - еще сохраняющийся высокий научно-технический потенциал;
    - значительные трудовые ресурсы всех уровней;
    - относительно низкая стоимость труда всех уровней (практически на порядок ниже, чем в передовых западных странах).
    Вместе  с тем современная политическая ситуация в стране характеризуется  также и наличием целого ряда факторов, негативно влияющих на дальнейшую стабилизацию и развитие ВЭС:
    - политическая нестабильность;
    - практически полный отказ государства от финансирования производственной сферы даже путем обеспечения оборотных средств;
    - общий экономический спад, обусловленный первыми двумя факторами, а также резким сокращением платежеспособного спроса, как населения, так и производственной сферы;
    - уход с рынков большинства развивающихся государств в связи с сокращением объемов государственного кредитования экспортных поставок машин и оборудования;
    - фактический отказ государства от контроля за внутренними ценами продукции естественных монополий: энергоносителей, транспортных тарифов и др., что обусловливает их произвольный рост и, как результат, необоснованно высокий уровень;
    - низкая конкурентоспособность большого числа российских товаров и, главным образом, машин и оборудования;
    - рост внешнего долга, составившего на начало 2000г. более 140 млрд. долл., и перевод России в группу наименее надежных заемщиков.
    Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:
    – крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
    – наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
    – многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
    – крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.
           Одновременно на внешнеэкономических  связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя.
           А именно:
    – преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.