На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Избирательная система в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    на  тему: «Избирательная система в России» 
     
     
     

                Выполнил: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

    Барнаул 2010
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3 - 5 

Глава 1. ПОНЯТИЕ  И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ ………………………………...6 - 17
Глава 2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ ……………………….... …17 - 21
Глава 3. ПОНЯТИЕ  И СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………………………………21 – 52 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… ………53
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………...... …54 - 55 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
    Избирательное право приобретает особую роль в  формировании  властных органов  России, как демократического правового государства.
    В основе активно проходящих в последнее  время процессов обновления российского  избирательного права и избирательной системы лежат обоснованные причины, связанные с изменением соотношения социальных сил в обществе, формированием принципиально новых отношений во всех сферах государственной и общественной жизни.
    Укрепляющаяся роль политических партий1 как основных участников избирательного процесса побуждает граждан проявлять осознанное отношение к формированию политических институтов, способствует повышению социальной активности.
    Избирательное право превращается в важнейшую подотрасль конституционного права, претендующую, по мнению ряда ученых, на статус самостоятельной отрасли права. Причина этого заключается в том, что народовластие, которое ранее было одним из формальных институтов государства, ныне превращается в реальную конституционную основу российской государственности. Именно от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местного уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны в обозримый период2.
    Выборы  являются весьма эффективной формой не только идеологического, но и политического  воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной и четкой гражданской позиции, сознательного и ответственного отношения к политическим процессам, происходящим в стране, являются эффективным способом воспитания потребности в свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.
    Выборы  представляют собой мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции  в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.
    Все это в совокупности свидетельствует  о практической и научной актуальности темы курсовой работы.
  Целью данной курсовой работы является изучение избирательного права как одной из основ конституционного строя России.
  Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    - определить понятие избирательного права и избирательной системы России,;
    - изучить принципы избирательного права;
    - рассмотреть виды избирательной  системы;
    - определить понятие стадий избирательного  процесса и проанализировать  их.
    Объектом  исследования выступают закономерности и факторы, оказывающие влияние на избирательную систему в России.
    Предмет исследования: нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, связанные с вопросами избирательного права и выборов.
    Методологической  основой исследования явился диалектико-материалистический метод познания, а также метод научного познания – изучение специальной научной литературы и нормативно-правовых актов.
    Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы России и законодательство Алтайского края, а также учебники, монографии и научные статьи.
    Структура работы: исследование состоит из введения, трез глав, заключения и списка литературы. 
 

 


1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ 

    Российская  Федерация определяется как государство демократическое, единственным источником власти в которой является ее многонациональный народ, где принцип народного суверенитета относится к числу важнейших основ конституционного строя3.  Слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие («demos» - народ, «cratos» - власть). Демократия осуществляется в двух формах: в форме прямой демократии – референдум, выборы, демонстрации и др., а также в форме представительной демократии, в результате которой народ осуществляет свою власть посредством специально уполномоченных на то органов, которые осуществляют власть от имени народа, т.е. получают мандат на осуществление властных полномочий в результате выборов посредством реализации избирательных прав граждан.
    В отношении института избирательного права и выборов на сегодняшний день существует две прямо противоположные точки зрения.
    Одни  ученые, назовем их «либеральной»  или «буржуазно-демократической  ориентации», считают, что существующий на сегодняшний день институт выборов  в странах «западной демократии» служит выражению воли народа и что управление государством строится в соответствии с его волей. Действительно, ранее в эпоху становления и развития демократии (XIX – начало XX в.в.), когда существовало цензовое избирательное право и к выборам допускалась только небольшая часть состоятельных граждан мужского пола, говорить о подлинном народовластии можно было с большой натяжкой. С тех пор, как произошел переход от цензового избирательного права к всеобщему и равному, выборы превратились в инструмент подлинной демократии, в инструмент выражения интересов всего народа.
    Ученые  «социалистической ориентации»  стоят на прямо противоположных  позициях. Они заявляют, что на сегодняшний  день процедура выборов превратилась в инструмент манипулирования общественным мнением, т.к. в руках господствующей верхушки (правящей элиты) находится: во-первых, мощный административный ресурс, который постоянно используется в избирательном процессе, во-вторых, правящая олигархия является монопольным держателем ведущих средств массовой информации, роль которых в обработке и распространении информации, а значит в манипулировании общественным мнением постоянно возрастает, в-третьих, в руках правящей элиты находятся мощные экономические, финансовые рычаги воздействия на всех субъектов избирательного процесса.
    Каждая  из приведенных точек зрения имеет  серьезную аргументацию в свою пользу. Какой из них отдать предпочтение, зависит от того, в каких конкретных социально-экономических и общественно-политических условиях проводятся выборы, реализуется избирательное право.
    Термин  «избирательное право» употребляется  в двух значениях: как объективное  и субъективное избирательное право.
    Объективное избирательное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов в государственные или самоуправленческие органы.
    Субъективное  избирательное право – это  гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах, т.е. субъективное право гражданина стать участником конституционно-правового отношения, возникающего в условиях проведения выборов.  Для этого требуется обладать гражданством конкретного государства, достичь определенного возраста и быть вменяемым.
    Различают также понятия активного и  пассивного избирательного права4. Активное избирательное право означает право избирать, т.е. подавать свой голос за кандидатуру на выборную должность или партию – участвовать в выборах в качестве избирателя. Пассивное избирательное право означает право быть избранным на выборную должность, т.е. принимать участие в выборах в качестве кандидата.
    С понятием избирательного права тесно  связано понятие выборов, т.к. избирательное  право реализуется именно в результате выборов.
    Выборы  бывают прямые и непрямые, среди которых различают косвенные и многостепенные (многоступенчатые).
   При прямых выборах избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборную должность. При непрямых – за своих  представителей: выборщиков, которые, получив от избирателей право от их имени выражают их суверенную волю, голосуют за кандидата на выборную должность. Непрямые выборы чаще всего применяются на президентских выборах.
   Косвенные выборы – те, при которых избиратели отдают свои голоса за выборщиков, избранных с целью принять участие в конкретных выборах, отдав свой голос за кандидата на должность, после чего теряют свои полномочия. При многостепенных выборах избиратели в процессе выборов формируют только постоянно действующий представительный орган, который принимает участие в формировании вышестоящих и иных органов власти.
    Под предметом правового регулирования  отрасли избирательного права понимается определенный круг общественных отношений, который подвергается воздействию ее норм, т.е. регулируется ее нормами. Предмет избирательного права образует те общественные отношения, которые возникают в процессе подготовки и проведения выборов, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа.
          Под выборами понимается голосование граждан Российской Федерации, в ходе которого осуществляется наделение властными полномочиями кандидата на выборную должность. Бывают следующие разновидности выборов: депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления. Выборы представляют собой форму всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Сущность выборов состоит в определении партий или персоналий, которые в течение установленного срока будут осуществлять власть в государстве или регионе.
          Избирательное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе подготовки и осуществления права граждан избирать и быть избранными в государственные или самоуправленческие органы, на выборные должности мировых судей, а также в процессе реализации права граждан на отзыв выборного лица или роспуск выборного органа.
    Избирательное право как система правовых норм различается в объективном и  субъективном смысле. В объективном  смысле избирательное право регулирует порядок реализации и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранным. В субъективном смысле избирательное право определяет принципы, формы и процедуры участия граждан, общественных объединений, других субъектов в осуществлении форм непосредственной демократии.
    Принципы  избирательного права согласно общетеоретической характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового регулирования общественных отношений5. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные его предметом и спецификой субъектного состава.
    Принципы  избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным.
    Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме - на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
   Систему принципов избирательного права можно разделить на два вида:
а) организация  и проведение выборов;
    В первую группу принципов принято  включать: обязательность, периодичность, свободу выборов, альтернативность выборов, допустимость использования  различных избирательных систем и независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов. 
б) принципы участия российских граждан в выборах.
      Ко  второй группе принципов следует  отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное  право, добровольное участие в выборах и тайное голосование.
    К числу принципов участия российских граждан в выборах относят: свободное участие в выборах; добровольное участие в выборах; тайное голосование; прямое участие; равное избирательное право; всеобщее избирательное право.
    К числу основных принципов организации  и проведения выборов в Российской Федерации относятся: обязательность выборов; периодичность выборов; открытость и гласность выборов; свобода выборов; альтернативность выборов; использование различных избирательных систем.
    В основу организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов положены следующие отправные начала:
1. Принципы организации и проведения выборов.
2. Принципы участия российских граждан в выборах.
      Обязательность  выборов – этот принцип, означает, что выборы являются единственным легитимным способом формирования избираемых населением представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
      Обязательность  выборов предполагает, что ответственные  за проведение властные органы не вправе уклоняться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.
     Периодичность выборов определяется временными рамками полномочий выборных органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. Периодичность выборов призвана служить гарантией против узурпации власти в одних руках и препятствовать нелегитимному продлению срока обладания властными полномочиями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
    Точных  критериев разумной периодичности  выборов международные акты о  выборах не устанавливают. Однако практика их применения позволяет говорить о  желательности проведения парламентских выборов не реже чем раз в четыре-пять лет, а президентских - не реже одного раза в семь лет.
    Российское  избирательное законодательство в  этой части не противоречит международным  избирательным стандартам. Однако практика его применения на региональном уровне свидетельствует о том, что при помощи разнообразных законодательных ухищрений срок полномочий ранее избранных органов порой может быть легко продлен. Встречаются также случаи необоснованного затягивания назначения новых выборов6.
      Свобода выборов означает, что при их организации и проведении исключается какое-либо принуждение относительно участия в выборах и голосования.
      Реализация  принципа свободы выборов предполагает, что при определении их результатов  не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы следует считать состоявшимися.
      Альтернативность выборов, по мнению И.А. Старостиной, призвана обеспечить благоприятную реальную состязательность граждан на выборах. В ходе реализации этого принципа предотвращается возможность безальтернативных выборов, при которых они превращаются впустую формальность7
      Допустимость  применения различных избирательных  систем. Конституция Российской Федерации  и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений в использовании при проведении федеральных, региональных и местных выборов любых избирательных систем.
      До  недавних пор российское избирательное  законодательство отдавало предпочтение мажоритарной избирательной системе, закрепляя вместе с тем проведение выборов федерального парламента на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы, а также использование практически любых видов избирательных формул на региональном и муниципальном уровнях.
      Независимость органов, осуществляющих организацию  и проведение выборов означает, что  для обеспечения реализации избирательных  прав граждан образуются специальные  органы – избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов  избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
      Принципы  участия российских граждан в выборах напрямую закрепляются современным федеральным законодательством, т.к. имеют решающее и универсальное значение для всех видов выборов в Российской Федерации в целях обеспечения демократичного характера российского государства.
      В современных условиях принципы избирательного права участия российских граждан  выборах закрепляются в принятом ГД ФС РФ 12июня 2002 года Федеральном  законе «Об основных гарантиях избирательных  прав…».
      Принцип всеобщего избирательного права  граждан означает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, вправе участвовать выборах в качестве избирателя, участвовать в иных предусмотренных законом избирательных действиях, а по достижении определенного возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
    Большое значение для обеспечения принципа всеобщности избирательных прав граждан имеет вопрос об избирательных  цензах, представляющих собой установленные  законодательством ограничения избирательного права, обусловленные теми или иными обстоятельствами. Современное российское избирательное законодательство допускает существование только возрастного ценза и ценза оседлости (ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…».
    Минимальный возраст кандидата на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не может превышать 21 год и 30 лет – на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, 21 год – на выборах в органы местного самоуправления.
      Ценз  оседлости допускается действующим законодательством как в отношении пассивного, так и активного избирательного права. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав…» (ст.4) федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Федеральное законодательство в решении вопроса об обладании гражданином активным избирательным  правом исходит из самого факта постоянного или преимущественного проживания на определенной территории, не связывая его ни с какими иными условиями.
      Что касается ценза пассивного избирательного права, то согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав…» он может устанавливаться только Конституцией РФ (ст. 4). Отсюда, правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России.
      Равное  избирательное право означает, что  граждане участвуют в выборах  на равных основаниях. Все избиратели обладают одинаковыми возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан8.
    Прямое  избирательное право означает, что граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления «за» или «против» кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются их нижестоящими коллегами.
      Принцип тайного голосования означает, что  исключается возможность какого-либо контроля со стороны любых органов  или должностных лиц, общественных объединений, граждан за волеизъявлением  избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одно из важнейших условий проведения избирательных действий.
      Добровольность  участия в выборах подразумевает  право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости  голосования.
      Свобода выборов провозглашена Конституцией Российской Федерации (ст.3) в качестве основополагающего принципа реализации избирательных прав граждан.
      В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав…» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным.
      Свобода выборов означает, что при их организации  и проведении абсолютно исключается  какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к  участию или неучастию выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из наиболее важных условий российской избирательной политики.
    В Конституции РФ наряду с традиционными  принципами избирательного права - всеобщее равное прямое при тайном голосовании - закрепляется свобода выборов и добровольное участие в них; широкое участие общественности в подготовке, организации и проведении избирательной кампании и голосования; сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательных систем при выборах депутатов (в Конституции РФ нет прямого указания только на пропорциональную или только мажоритарную систему); состязательность кандидатов и избирательных объединений; гласность выборов; равные возможности кандидатов и политических партий в предвыборной агитации; общественный контроль за соблюдением избирательных процедур; правовая защита избирательных прав; отказ от императивного мандата (прямого запрета Конституция РФ не содержит, используя подход "по умолчанию"). Конституционная регламентация принципов российского избирательного права, таким образом, достаточно широка9.
      Оценивая  всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского  избирательного права, нельзя не признать, что они призваны обеспечить демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия, призваны служить ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов. Только следование им со стороны всех субъектов избирательного процесса способно сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, преемственным, последовательным и нефальсифицированным. 

2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
    Избирательная система в широком смысле представляет собой совокупность правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с выборами. К отношениям такого рода относят отношения, связанные с регистрацией и составлением списка избирателей, созданием избирательных участков и округов, избирательных органов и др. Это отношения, складывающиеся на каждой стадии избирательного процесса до его завершения. Избирательная система регулируется нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой, с одной стороны, конституционно-правовой институт, с другой – подотрасль конституционного права. Не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями конкретного общества. Избирательная система является одним из важнейших и необходимых элементов демократического общества.
    Избирательная система в узком смысле представляет собой способ распределения мандатов между кандидатами или партиями (партийными списками) в зависимости от итогов голосования. Выделяют несколько разновидностей избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная и др.
    На выборах в одномандатных округах (там, где определяется один победитель) распространена мажоритарная избирательная система, основанная на принципе большинства (от франц. majorite – большинство).
    При использовании этой системы избранным  считается тот, за кого было подано большинство голосов избирателей. При этом голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают даже тогда, когда в совокупности их было больше, чем тех голосов, которые были поданы за победителя. Эта система является единственно возможной при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.)
    Видов мажоритарной избирательной системы:
    1) мажоритарная система относительного большинства: при такой системе избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой другой относительно взятый кандидат. При этой избирательной системе обстоятельства складываются так, что чем больше кандидатов баллотируются на выборах в одномандатном округе, тем меньше голосов требуется для победы выборах, так как голоса избирателей распыляются между большим количеством кандидатов. При данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то иногда оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало в совокупности большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.
    Недостатком данной избирательной системы будет  являться то, что победивший на выборах  кандидат далеко не всегда является представителем интересов большинства избирателей  округа. Положительной стороной использования  данной избирательной системы является то, что второго тура выборов для определения победителя проводить не нужно. Он определяется уже после первого тура голосования, а значит и дополнительных финансовых расходов государство не понесет.
    2) мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает, что кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов избирателей. В качестве основы для определения победителя может выступать либо общее число поданных по округу голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. При этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это происходит в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов.
    Мажоритарная  избирательная система абсолютного большинства применяется, как правило, на выборах главы государства в странах с президентской и полупрезидентской формой правления, то есть там, где президент избирается при помощи всеобщего прямого голосования.
    Позитивной  стороной использования данной избирательной системы является то, что в данном случае кандидат, победивший на выборах действительно является представителем интересов большинства избирателей округа. Недостатком мажоритарной системы абсолютного большинства будет являться то, что при проведении второго тура голосования требуются дополнительные финансовые расходы.
    Пропорциональная избирательная система принимается в многомандатных избирательных округах при распределении депутатских мандатов между политическими партиями (блоками). Основная ее идея заключается в том, чтобы партия получила в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, поданных за нее на выборах.
    Однако  эта система имеет свои минусы, голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель вынужден выбирать не между конкретными персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, могут препятствовать принятию необходимых для страны решений.
    Полупропорциональные  системы – основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.
    Примером  такой системы была система единственного  непередаваемого голоса. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель в этом многомандатном округе голосует только за одного из кандидатов; хотя от округа должно быть избрано несколько или даже много депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие наибольшее число голосов.
    К этой же группе систем относится и  так называемый кумулятивный вотум, применяемый, в частности, на выборах  в органы местного самоуправления. Система считается пригодной для небольших избирательных округов, в которых избиратели хорошо знают кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет.
    Система единственного передаваемого голоса в теории считается самой справедливой, т.к. позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности и представительства партий. Однако ее распространению препятствует определенная техническая сложность распределения результатов выборов.
    В многомандатном округе кандидаты выдвигаются  в таком же порядке, как системе  единственного непередаваемого  голоса, т.е. каждая партия может выдвинуть  столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов.  Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего – вторую и т.д.
    В системе свободных списков решающее значение приобретает число голосов, собранных каждым депутатом, голоса, поданные за список в целом, идут в пользу кандидатов, возглавляющих список.
    О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно бывает продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.  

     3. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ  ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    Выделяют  следующие стадии избирательного процесса:
    1. Регистрация (учет) избирателей и участников референдума.
    2. Формирование избирательных комиссий.
    3. Образование избирательных округов, избирательных участков и участков референдума.
    4. Выдвижение и регистрация кандидатов.
    5. Информационное обеспечение выборов, референдумов, отзыва выборных должностных лиц.
    6. Агитационная кампания.
    7. Финансирование выборов, референдума, роспуска выборного органа, отзыва должностного лица.
    8. Организация и порядок голосования.
    9. Подсчет голосов и установление итогов выборов, референдума, роспуска выборного органа, отзыва должностного лица.
    Регистрация избирателей и  участников референдума производится в соответствии со ст. 167 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»
    Осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения в случае, когда избиратели и участники референдума проживают на территории соответствующего муниципального образования,
    Основанием  для регистрации является факт нахождения места жительства, факт временного пребывания.
    Регистрация избирателей, проживающих за пределами Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
    Основанием  для регистрации данной категории  избирателей является факт их постоянного  проживания на территории иностранного государства или нахождения в длительной заграничной командировке.
    Органы, осуществляющие регистрацию граждан  Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства не реже, чем один раз в месяц представляют сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства, а также органы записи актов гражданского состояния представляют сведения о фактах смерти граждан Российской Федерации главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения.
    Не  реже чем один раз в три месяца органы, осуществляющие воинский учет, сообщают о гражданах Российской Федерации, призванных (поступивших по контракту) на военную службу (уволенных с военной службы), а органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы – о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, субъектам, указанным выше.
  Регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы».
    На  основании полученной информации соответствующими комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации избирателей, участников референдума.
    Сведения  об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации  муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения. Сведения о военнослужащих избирателях,  находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части, формирует и уточняет командир воинской части.
    Сведения  об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения РФ. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых – в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, – в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
    Список  избирателей, участников референдума  составляется соответствующей комиссией. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, участковые комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе составлять список избирателей до дня голосования по письменным обращениям, а в день голосования – по устным обращениям явившихся в участковую комиссию граждан РФ.
    Гражданин РФ включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении соответствующей избирательной комиссией факта включения гражданина в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах соответствующая комиссия до передачи списков избирателей в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
    Территориальная (муниципальная) избирательная комиссия, комиссия референдума передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
    Участковая  комиссия производит уточнение списка избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию избирателей, участников референдума. Список представляется участковой избирательной комиссией, комиссией референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
    Гражданин РФ, обладающий активным избирательным  правом, правом на участие в референдуме, вправе заявить в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума о невключении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязаны проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка после его подписания председателем и секретарем территориальной (муниципальной) избирательной комиссии, комиссии референдума производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения или включения его в другой список избирателей, участников референдума. При этом в списке указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой комиссии. Решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума или в суд, оторые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования – немедленно.
    Формирование  избирательных комиссий происходит в зависимости от ее вида.
    1. Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок ее полномочий четыре года, состоит из 15 членов. Пять членов назначаются ГД Федерального Собрания РФ, другие пять назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ. Пять членов ЦИК – Президентом РФ.
    В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
    Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов ИК субъекта РФ, ИК муниципального образования, окружной ИК, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.
    Орган, назначающий в состав комиссии гражданина РФ, обязан получить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав этой комиссии.
    Законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий.
    2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
    Срок  полномочий избирательных комиссий субъектов РФ составляет 4 года.
    Число членов устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14.
    Формирование  избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе власти субъекта РФ, предложений муниципальных образований, предложений избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии РФ.
    Половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина – высшим должностным лицом субъекта РФ. Они обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов ИК субъекта РФ на основе поступивших предложений от  политических партий.
    Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования10.
    Срок  полномочий ИК муниципального образования  составляет 4 года. Полномочия избирательной  комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае преобразования муниципального образования.
    Избирательная комиссия муниципального образования  формируется в количестве 5-11 членов с правом решающего голоса.
    Формирование  избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения – также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.
    Представительный  орган муниципального образования  обязан назначить не менее 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений от политических партий и  избирательных объединений.
    Представительный  орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района.
    3. Окружные избирательные комиссии11 формируются при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
    Срок  полномочий окружных избирательных  комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Число их членов устанавливается законом субъекта РФ.
    Вышестоящая избирательная комиссия обязана  назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов РФ от политических партий.
    Вышестоящая избирательная комиссия обязана  назначить не менее 1/2 от общего числа членов окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления на основе поступивших предложений от и избирательных объединений.
    4. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.
    Срок  полномочий 4 – года. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Территориальные комиссии формируются в количестве 5-14 членов с правом решающего голоса.
    Формирование  территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ на основе предложений политических партий, общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
    Избирательная комиссия субъекта РФ обязана назначить  не менее 1/2 от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших от них предложений.
    В пределах одной административно-территориальной  единицы с большим числом избирателей  может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает ИК субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, полярных станциях. В случаях, предусмотренных федеральным законом, ЦИК РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.
    5. Участковые комиссии12 формируются для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов. Срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
    Формирование  участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в ГД РФ, представительном органе власти субъекта РФ, представительном органе муниципального образования, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее 1/2 от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений политических партий, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
    Следующей стадией избирательного процесса является образование избирательных округов, избирательных участков и участков референдума.
    Для проведения выборов образуются одномандатные  и (или) многомандатные избирательные  округа либо определяется единый избирательный округ. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
    При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.
    Одномандатные и (или) многомандатные избирательные  округа должны образовываться с соблюдением  следующих требований:
    - соблюдается примерное равенство  одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.
    - при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;
    - избирательный округ должен составлять  единую территорию; не допускается  образование избирательного округа  из территорий, не граничащих  между собой, за исключением анклавных территорий. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
    В случае образования многомандатного  избирательного округа число депутатских  мандатов, подлежащих распределению  в этом округе, не может превышать  пяти. Данное ограничение не применяется  при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
    Выдвижение  кандидатов – все граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.
    При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.