Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема коррупции и возможные пути её решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  государственный   
ОТКРЫТЫЙ университет
 

                Факультет    МЭО 
                Курс              4 
                Группа          1
                 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Международное коммерческое дело»  на тему: 

Проблема  коррупции и возможные пути её решения 

                Работу  выполнила студентка 
                Тихонова 
                Ксения 
                Валерьевна

                Научный руководитель: 
                к.э.н, профессор

        Бегма Ю.С. 
     
     
     
     
     
     
     
     

Москва 2010 
 
 
 
 

Оглавление:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 
      На сегодняшний день проблема  коррупции является чрезвычайно  важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.
    Проблема  коррупции и взяточничества в  России встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной  темы просто очевидны. Покупается и  продается все: от оценок в школе  до принятия закона в Госдуме. Президент РФ и Правительство РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупцией во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и экономической преступности и терроризму.
    Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Прежде всего, это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узкокорпоративных благ (в основном материальных), а не на обеспечение устойчивого и эффективного развития государственного устройства. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства. Особую опасность коррупционные процессы представляют в политической, правовой, социальной и экономической сферах общественной жизни. Теоретической значимостью данного исследования является анализ состояния и степени коррумпированности общества, отображение различных источников взглядов на эту тему, их сравнительная характеристика.
Практической  значимостью являются выводы по темам, предложения о создании единой независимой комиссии по борьбе с коррупцией.
    Объектом  исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.
    Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений (как способа реализации замыслов преступных сообществ), их сущность, структура, основные элементы и принципы.
    Прочитав  и исследовав труды ученых на эту тему, законов, нормативно-правовых актов, материалы конференций, можно прийти к выводу: как много людей интересуется этой проблемой, предлагают свои меры по искоренению этой болезни, используя при этом не общие фразы, а конкретные факты. Однако, к сожалению, от всеобщего обсуждения проблемы коррупции и ее взаимосвязи с преступными структурами с неизменной констатацией причиняемого вреда, общество  по существу ни на шаг не продвинулось по пути реальной борьбы с ее проявлениями.
    Целью исследования является отражение недостатков и пробелов в законодательстве, свидетельством этому служит то, что до сих пор так и не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны. Уголовные дела в отношении почти половины должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество, не доходят до стадии судебного рассмотрения. В отдельных случаях страдает и качество судебных решений по этой категории дел.
    Задачами  исследования являются вопросы совершенствования борьбы с  проявлениями коррупции.
    Как в России, так и в других странах мира, масштабы коррупции, возрастающая степень ее негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена в современных условиях.
 

I. Понятие коррупции. История возникновения.

 
Корруппция (от латинского слова соггитреге —  портить) — использование должностным  лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях  личной выгоды, противоречащее установленным  законом и правилам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.
Коррупцию возможно классифицировать используя  различные критерии. В частности, можно выделить административную коррупцию и коррупцию, связанную с «пленением» или захватом государства1. Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам.
Классическим  примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода «крышам» и др.
Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получение государственных заказов и др.
В странах  СНГ средний размер выплат, связанных  с административной коррупцией, в конце 90-х годов оценивался в среднем в 3,7% от валового годового дохода компании. Аналогичный показатель для малых компаний оказался почти в три раза больше.
Разновидностью  административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается  взаимодействием рядовых граждан  и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Результаты  различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет  государства, где вера в чиновника  была бы абсолютной.
Исторические  корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения.
Дорогой подарок выделял человека среди  других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
Следует отметить, что первоначально коррупция  была больше нравственной проблемой. В частности, в книге «Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600—1770 гг.» ее автор Жан-Клод Вике писал, что в рассматриваемый период дискурс о коррупции был дискурсом не о государстве, а о человеческой природе2.
Особую  озабоченность в древние времена  вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.
Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей. В частности, в Библии сказано: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». В Коране говорится: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей».
Как писал  Томас Гобсс, коррупция «есть  корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».
По мере усложнения государства, появления аппарата управления появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в различных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма показательные печальные результаты.
В частности, в возможность того, что ваш  непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100% опрошенных, во Франции — 75, в Нидерландах — 70, в Германии — 68, США — 56, Японии — 43, Норвегии — 30.
    Сегодня Россия приобрела стойки имидж  клептократического и глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за рубежом. Существует своеобразный рейтинг коррумпированности власти, в котором Россия занимает весьма незавидное положение в десятке самых неблагополучных стран мира в компании с Венесуэлой, Камеруном, Индией, Индонезией и некоторыми другими странами, с которыми добропорядочным политикам и деловым партнерам рекомендовано без необходимости не иметь дела.
    При этом одной из наиболее негативных особенностей современного развития коррупции  в России является то, что она сегодня стала менее воспринимаемой и осуждаемой обществом, чему в немалой степени способствовали пробелы в правовом воспитании населения, а также усилия некоторых политиков и высокопоставленных чиновников узаконить соответствующие отношения в качестве неотъемлемого элемента государственной службы. К сожалению, не могут переломить эту тенденцию и пресса, телевидение. Острота восприятия материалов о коррупции в обществе все больше утрачивается, а воздействующая сила в плане создания обстановки нетерпимости к коррупции как социальному явлению день ото дня ослабевает. Возник своего рода синдром привыкания к ней, который стал настолько существенным, что огромную часть общества не слишком раздражает не только продажность отдельных государственных чиновников, но даже то, что по подозрению в причастности к коррупционным отношениям под сомнение была поставлена репутация первого Президента России и его ближайшего окружения. Значительной частью граждан сообщения и разоблачения коррупции вообще воспринимаются как попытки одних российских политиков очернить своих оппонентов и заработать дополнительные очки в продвижении на те или иные должности.
    Не  является секретом, что сегодня коррумпированные отношения выступают связующим  звеном между государственными органами и криминальными группировками, в том числе и организованными. Весьма характерно, что еще на рубеже 1999-х годов эта тенденция просматривалась уже достаточно отчетливо, а коррумпированные связи криминальных кругов с государственными чиновниками разных уровней в этот период в значительной степени предрешили последующее активное формирование и развитие в России организованной преступности. По оценкам экспертов, от одной трети до половины доходов, полученных в результате преступной деятельности, сегодня в России тратятся на создание и укрепление позиции организаторов и активных участников преступных сообществ в органах законодательной и исполнительной власти, судебной и правоохранительной системе.
 

II. Коррупция в российской экономике

 
Проблема  коррупции в российской экономике — одна из ключевых проблем, стоящих перед органами государственной власти.
По результатам  исследований многих российских ученых, коррупция в экономике достигла таких масштабов, что представляет угрозу экономической безопасности Российской Федерации и негативно влияет на репутацию страны в международном сообществе3. Она стала не просто фактором дестабилизации, но прямо влияет на уровень социального и политического существования Российской Федерации, тормозит ее прогрессивное экономическое развитие.
Именно  коррупция в экономике как  средство накопления преступных капиталов  порождает проблему трудовой бедности в нашей стране, создает все увеличивающийся разрыв в доходах богатых и бедных граждан.
Главную причину роста благосостояния богатых нужно искать в их нечестности по отношению к государству4. Сегодня богатство миллиардеров растет за счет масштабной недоплаты наемным работникам, а также недоплаты налогов государству и других чисто криминальных способов ведения бизнеса, незаконного вывода капиталов и присвоения сырьевой ренты.
Коррупция в российской экономике давно  влияет на экономическую политику государства  и, более того, протекционистская  политика государства в отношении  коррупции становится государственной  политикой.
Известно, что в период радикальных реформ, проводимых любым государством, коррупция усиливается, так как неизбежно ослабевает контроль со стороны государства и обнаруживаются пробелы в законодательстве.
Анализ  законодательства о борьбе с коррупцией, проведенный сектором уголовного права и криминологии Института государства и права РАН, свидетельствует о том, что многие наши законы корруп-циогенны и криминогенны5.
Коррупция в современной России видоизменилась. Многие формы коррупционного поведения представителей бизнеса и власти не отражены в уголовном законодательстве, но причиняют значительный ущерб российской экономике.
В условиях рыночной экономики коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества. Вне поля правового регулирования остаются многие виды социально и экономически опасной и реальной коррупции: коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм и протекционизм; непотизм (покровительство родственникам); незаконное обогащение и т.д..
Официальная криминальная статистика в полной мере не отражает даже те виды коррупции, которые предусмотрены УК РФ как коррупционные преступления.
Очень высока латентность коррупционной  преступности. Удельный вес учтенной коррупции в структуре реальной коррупционной преступности в стране оценивается в пределах 1—5%. Основная масса коррупционных деяний не регистрируется, не расследуется и не наказывается.
Самым распространенным видом коррупции  в экономике является легализация (отмывание) криминальных капиталов, украденных у государства в ходе использования бюджетных средств или уклонения от уплаты налогов. В результате слабой дисциплины исполнения бюджета федеральные средства используются крайне неэффективно. Контроль со стороны государства за своими собственными финансами только начинает возрождаться, но с большим креном в сторону коррупции. Причем коррупция в этом сегменте является наиболее вредной, поскольку махинации с бюджетными средствами наносят очевидный ущерб социальным функциям государства.
По оценкам  экспертов, объем «откатов» даже больше, чем взяточничества6.
Самый опасный вид коррупции, выявить  который достаточно сложно, — случаи, когда чиновники создают преимущества отдельным компаниям, тем более что многие госчиновники имеют отношение к коммерческим структурам. В некоторых регионах бюрократы практически открыто совмещают государственные и муниципальные должности с коммерческой деятельностью.
Все виды коррупции, включая политическую и  экономическую, тесно связаны между  собой и часто дополняют друг друга, составляя сложные рыночные коррупционные технологии. Можно сказать, что российская экономика работает по законам коррупции.
Для того чтобы более или менее определенно  знать об уровне действительной коррупции  в экономике, необходимы эффективные методики экономической оценки, среди которых могут быть использованы технологии корпоративного аудита, разработанные рядом российских экспертов под руководством заведующего кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета, доктора экономических наук, профессора Марата Мусина7.
Проводя анализ деятельности отечественных  коммерческих и государственных  организаций, группа экспертов выявила закономерность, согласно которой «с ростом капитализации бизнеса резко возрастает степень его криминализации». Эту закономерность исследователи назвали законом криминализации бизнеса8.
Принципиально важно, что схемы формирования коррупционной  ренты и криминального капитала всегда имеют слабое звено, локализуемое на стыке теневого и легального секторов экономики. Это делает их уязвимыми в силу чисто криминальной природы происхождения данных активов и необходимости их последующей легализации (отмывания).
Созданная на основе современной методологии  управления интересами система корпоративного аудита позволяет выявлять масштабные хищения и сокрытие доходов в объеме 18,3% от ВВП ежегодно, а также факты легализации преступно нажитых средств в объеме 12,4% от ВВП ежегодно.
Детальная схема легализации внутри России 9,7 трлн руб. преступных доходов представлена в таблице 1.
Экспертной  группой в течение 2000—2005 гг. выявлено 731 695 конкретных фирм, организовавших хищение свыше 13,3 трлн руб. По заключению экспертов, более 27% от ВВП России ежегодно расхищается, и это прежде всего средства из бюджетов всех уровней (см. табл. 2).
Рейтинг прямых хищений бюджетных средств  в организациях, находящихся в  государственной собственности, за 2005 г. представлен в таблице 3.
По результатам  исследований, из 275 054 клиентов компаний, находящихся в федеральной собственности, 19 194 оказались фирмами-«прачечными», через которые напрямую были отмыты 89 млрд руб. бюджетных средств. Из оставшихся компаний 20% (50 698 организаций) ничего не украли из перечисленных им 21 млрд руб. А 80% остальных (200 162), получив только от федеральных компаний 2,7 трлн руб., отмыли свыше 8 трлн руб.
Из 239 383 нефедеральных государственный  компаний 16 795 оказались фирмами-«прачечными», через которые последними напрямую были отмыты 46 млрд руб. Из оставшихся 222 588 компаний 25% (50 009 организаций) ничего не украли из полученных ими 8,2 млрд руб., а 75% остальных (172 579), получив только от государственных нефедеральных компаний 632 млрд руб., отмыли свыше 7,3 трлн руб.
Таким образом, из средств бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, средств федерального бюджета, а также из прочих средств бюджетов, государственных и других внебюджетных фондов за 2000— 2005 гг. 525 590 бюджетополучателей получили более 9,6 трлн руб. (17% от ВВП ежегодно). При этом напрямую через 24 474 фирмы-«однодневки» за пять лет было украдено 57,5 млрд руб.
Однако  исследования показывают, что достаточно высок процент и законопослушных бюджетополучателей. Так, 64,3% всех исследованных бюджетополучателей (338 840 организаций и лиц), получив из бюджета 540 млрд руб., ничего не стали отмывать напрямую. 30% фирм (162 376), получив из бюджета в течение пяти лет 9 трлн руб. (или 15,8% от ВВП ежегодно), вывели в теневой сектор экономики около 3 трлн руб.
Как правило, организации, получающие из бюджета в среднем не более 300 тыс. руб. в год, грубыми хищениями не занимаются.
Таблица 1
Детальная схема легализации внутри России 9,7 трлн руб. преступных доходов
Количество  криминальных фирм, легализующих преступные доходы (с нарастающим итогом) Сумма легализации  с нарастающим итогом
Ед. Проц. Руб. Проц. легализации Проц. к ВВП
32 0,01 979 670 089 968 10 1,72
147 0,03 1 962 143 963 816 20 3,44
396 0,09 2 936 139 455 528 30 5,15
870 0,2 3 916 764 427 012 40 6,87
1714 0,4 4 893 748 066 244 50 8,59
3253 0,7 5 871 952 847 402 60 10.3(1
6180 1.4 6850519417 189 70 12,02
12 524 2.9 7 829 225 792 279 80 13,74
30 176 6,9 8 807 949 888 959 90 15,45
438 671 100 9 787 143 479 239 100 17,17
 
Таблица
Количество  криминальных фирм, занимающихся хищениями (с нарастающим итогом) Сумма хищений  с нарастающим итогом
Ед. Проц. Руб. Проц. хищений Проц. к ВВП
125 0,02 1334 378 783 077 10 2,34
600 0,08 2660 822 785 400 20 4,67
1611 0,22 3991 388 818 581 30 7,00
3436 0,5 5 321 841 380 631 40 9,34
6490 0,9 6 651 946 447 637 50 11,67
11 609 1.6 7 982 516 949 615 60 14,00
20 659 2,8 9 312 975 556 377 70 16,34
38 148 5,2 10 643 483 736 510 80 18,67
80 543 11 11973 978 735 296 90 21,01
731 695 100 13 305 152 940 238 100 23,34
 
Эту нишу заполняю те, кто получает из бюджета по 10 и более миллионов рублей в год.
Теоретически, в среднем, цена «отката» чиновникам-коррупционерам по схеме прямых хищений не может превышать 33% от получаемых из бюджета средств. Однако с учетом двух и многозвенных криминальных схем размер коррупционной ренты может доходить до 15% среднегодового объема ВВП, а организации, причастные к обслуживанию бюджетов всех уровней, напрямую «отмывают» свыше 20% от всего объема выявляемых сегодня хищений.
Все приведенные  данные были получены в результате мониторинга рисков потерь стоимости управления и рисков замещения интересов, который применяется для оценки эффективности управления компанией, но может быть применен и для оценки состояния коррупции в государственном и негосударственном секторах экономики.
Сегодня ущерб только от явных ошибок 731 тыс. менеджеров российских государственных  и коммерческих предприятий, как показал анализ 2000—2005 гг., превышает 15 трлн 500 млрд руб., или 27% от ВВП ежегодно.
Современная стратегия упреждения управленческих рисков в отличие от традиционной стратегии реагирования по факту уже свершившихся событий позволяет выявлять скрытые негативные процессы в управлении, предшествующие наступлению ущерба или провалу управленческого проекта.
Работа  по мониторингу управленческих рисков проводится незаметно для персонала, поэтому не вызывает конфликтов в коллективе.
В результате впервые стало возможным:
— количественно  оценивать реальную деятельность менеджеров и всего коллектива в категориях стоимости, рентабельности и нормы прибыли управления;
— проводить  комплексный мониторинг рисков замещения  интересов во всех его основных формах и проявлениях;
— своевременно, до появления серьезных проблем, выявлять в системе управления порождающие их латентные негативные процессы;
— локализовывать места сбоя в системе управления и диагностировать причины их возникновения;
— осуществлять коррекцию нежелательных явлений и регулировать бизнес-процессы.
Разработанные в настоящее время в рамках концепции управления экономическими интересами методы и продукты мониторинга рисков потерь стоимости управления и рисков замещения интересов базируются на фундаментальной основе теории стоимости управления.
Мониторинг  управленческих рисков проводится в  несколько этапов: организация системы  мониторинга; анализ; диагностика; выявление причин; выявление рисков потенциала, оптимизации, интеграции и замещения интересов.
Система мониторинга управленческих рисков должна включать ряд организационных  мероприятий:
— создание централизованного хранилища данных;
— сбор, накопление и обработку данных систем управления;
— количественную оценку характеристик управления в экономических категориях.
Результатом анализа и оценки адекватности и  эффективности существующих структур управления должна стать диагностика и локализация рисков как позитивных, так и негативных процессов управления.
Научный аудит менеджмента позволяет  выявить, иногда даже без контент-анализа  конфиденциальной информации, не только причины негативных тенденций управления, но и все возможные внутренние и внешние риски.
Детальная схема распределения внутри России 13,3 трлн руб. хищений и криминальных доходов
Рейтинг прямых хищений в организациях, находящихся  в государственной собственности, и из бюджетов всех уровней
Таблица
№ п/п Прямые хищения Объем хищений (млн руб.)
1. В организациях, находящихся в федеральной собственности
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.