На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное управление в сфере экологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО  “Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и дизайна”
Северо-Западный профессионально-педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии профессионального  образования  
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по государственному и муни-
ципальному управлению на тему: «Государственное управление в сфере экологии» 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка группы  4-пД-1
 Буравцова Л.А.
Проверил:
Дунаевский  С.А. 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010 

Содержание
 

Введение

Актуальность. Окружающая природная среда является средой обитания человека и источником необходимых ему ресурсов, на добыче и переработке которых базируется современное общественное производство. В результате широкомасштабной преобразовательной деятельности человека, все возрастающих темпов НТП, воздействие человека на природу с каждым годом увеличивается и негативно сказывается на экологии.
Закономерно, что государство должно контролировать и регулировать процессы влияния  человека на окружающую среду. Для поддержания  экологического равновесия необходима система природоохранительных законов, норм и правил, которые устраняли  бы противоречия между человеческой деятельностью и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания, на которую, согласно Конституции Российской Федерации, имеет право каждый человек, проживающий на территории России. Эта ответственность возлагается на деятельность органов государственной власти в сфере экологии.
     Отдельные аспекты государственного управления охраной природы в Российской Федерации рассматривались в  трудах: Г.В.Атаманчука, А.П.Алехина, Б.А.Боровских. М.М.Бринчука. С.А.Боголюбова. К.Г.Гофмана. А.А.Гусева, Ю.Г.Жарикова, А.Зайцева, А.И.Казанника. О.С.Колбасова, А.Е.Лунева, В.В.Петрова, Ю.А. Тихомирова, А.И.Жмотова, Ю.С.Шемшученко и др.
     В большинстве работ, посвященных  рассматриваемой теме, обозначена проблема, раскрыта ее актуальность, дан анализ механизмов реализации государственного управления охраной природы, изложены формы и методы деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
     Объект  исследования – государственое управление Российской Федерации в сфере экологии.
     Предмет исследования – основы государственного управления, деятельность и функции органов государственной власти в сфере экологии.
     Задачи  исследования:
    - изучить системы государственного управления  РФ в сфере экологии на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
    - выявить функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере экологии;
    - выяснить  основные направления государственной экологической политики РФ.
 

Глава I. Экология: понятие, история возникновения, мировой опыт в решении проблемы экологии.

 
     Экология  — это наука, изучающая отношение организмов с окружающей средой. Начало современной экологии положил в 1860 годы Ч. Дарвин, а термин «экология» впервые употребил немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 г. Он образовал его от двух греческих слов: ????? — дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и ????? — понятие, учение, означающих в переводе «наука о местообитании».
     На  современном этапе развития человеческого  общества, когда в результате НТР усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло. Экология должна служить научной базой любых мероприятий по использованию и охране природных ресурсов, по сохранению среды в благоприятном для обитания человека состоянии.
     Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.
     Экология  как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.
     Экологическая проблема имеет многовековую историю, однако обостряется она с необычайной  быстротой со второй половины XIX столетия, по мере индустриализации планеты.
     К началу 70-х гг. стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы  возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых  изменений в биосфере планеты. После Стокгольмской конференции 1972 г. задача сохранения среды обитания человека стала носить интернациональный характер.
     Таким образом, зародилось международное  экологическое право.
     Международное экологическое право – это совокупность норм и принципов, призванных регулировать международные отношения в сфере защиты окружающей среды в целях охраны и рационального использования природных ресурсов.
     Международное сотрудничество проявляется в двух направлениях:
     1) создание норм, призванных защищать  отдельные природные объекты; 
     2) осуществление надзора за тем, чтобы та или иная деятельность государства или международной организации происходила с учетом последствия данной деятельности для окружающей среды, и по возможности, предотвращала и сокращала вред от осуществления этой деятельности. 

     Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций.
     В соответствии с решениями Стокгольмской  конференции в ООН был создан самостоятельный орган, на который  было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе.
     Этот  орган получил название Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП (United Nations Environment Programme). Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. ЮНЕП несет ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.
     В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных  договоров по таким вопросам, как  потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.
     Помимо  ЮНЕП существуют также  такие международные  межгосударственные организации как:
     Европейское агентство по охране окружающей среды (European Environment Agency). Создано в 1990 году для того, чтобы собирать актуальную, объективную и полную информацию о состоянии окружающей среды в странах Евросоюза и предоставлять ее политикам и широкой общественности.
     Межправительственная  группа экспертов  по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change). Организация, основанная в 1988 году Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) для оценки риска глобального изменения климата, вызванного техногенными факторами (действия человека).
     Региональный  экологический центр  для Центральной и Восточной Европы (Regional Environmental Center for Central and Eastern Europe) занимается вопросами экологической безопасности Центральной и Восточной Европы.
     Все указанные организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями.
     К международным неправительственным  организациям относят:
     Всемирный фонд дикой природы (World Wide Fund for Nature) — международная общественная организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель — сохранение биологического разнообразия Земли.
     Международный Союз Охраны Природы (Union internationale pour la conservation de la nature, IUCN) — международная некоммерческая организация, занимающаяся освещением проблем сохранения биоразнообразия планеты, представляет новости, конгрессы, проходящие в разных странах, списки видов, нуждающихся в особой охране в разных регионах планеты. Союз объединяет 82 государства (в том числе и Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии), 111 правительственных учреждений, более 800 неправительственных организаций и около 10 000 учёных и экспертов из 181 страны мира.
     Гринпи?с (Greenpeace) — международная общественная природоохранная организация, основанная в Ванкувере в 1971 году, основной целью которой является решение глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
     В последние годы Россия принимает  активное участие практически во всех формах международного сотрудничества в области экологии. Принципы этого сотрудничества изложены в Законе РФ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ними Россия исходит в своей политике из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений. 
 

 

Глава II. Система органов государственной власти в сфере экологии.

Конституция РФ как источник экологического права.

     Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.
     Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
     Конституция Российской Федерации – основной источник экологического права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.
     В статье 2 Конституции определено, что  человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
     Земля и другие природные ресурсы, как  это предусмотрено статьей 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, при  этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также статьей 36, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
     Важное  значение для правового регулирования  экологических отношений имеют  и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в статье 72 п. "д" предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.
     Установлено также, что по предметам совместного  ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
     Следует отметить, что помимо Конституции  большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы – акты высшей юридической силы, действие которых распространяется, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Примерами таких законов могут служить:
     Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
     Закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
     Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
     Данный  закон определяет правовые основы обращения  с отходами производства и потребления  в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
     Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».
     Этот  закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного  воздуха  и  направлен на реализацию конституционных прав граждан  на  благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. 

Экологическая доктрина Российской Федерации

     Особое  место занимает «Экологическая доктрина Российской Федерации» утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 2002 года № 1225-р. Она определяет главные цели, направления и принципы в сфере развития экологической безопасности страны, характеризует экономические и финансовые механизмы ее реализации.
     Согласно  положениям Доктрины, основными направлениями государственной политики в области экологии являются: обеспечение устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды, предотвращение чрезвычайных экологических ситуация, снижение экологического риска здоровью граждан, обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и предметов домашнего обихода, контроль над распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.
     Также приоритетными являются проведение экологического мониторинга, информационное обеспечение, и экологическое просвещение  населения.
     Гарантировать экологическую безопасность для  здоровья российского населения, а  также экологическую безопасность, одежды, бытовой техники, продуктов питания и нераспространенные чужеродных видов и генетических измененных организмов, призвана экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации. 

Органы  государственной  власти в сфере  экологии

Федеральный уровень.
     На  федеральном уровне к органам  государственного управления в сфере  экологии относят:
     1. Президент РФ.
     Президент является главой государства, определяет основные направления внутренней политики государства и непосредственно в экологической сфере, с помощью Конституции РФ, вносит законопроекты в Государственную Думу,  подписывает и обнародует федеральные законы, указы.
     Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена  ст. 90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками экологического права являются те из них, которые устанавливают нормы права, т.е. правила общего характера, модель поведения. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
     В целом Президентом РФ принимается  значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Круг отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента, весьма широк. Например:
      - Указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;
      - Указ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации»;
     - Распоряжение от 16 сентября 1992 г. «О введении контроля за экспортом из РФ химикатов и технологий, которые имеют мирное значение, но могут быть использованы при создании химического оружия»;
      - Распоряжение от 26 июля 1995 г. «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью»;
      - Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". 

     2. Администрация Президента РФ:
     Рабочий аппарат Совета при президенте Российской Федерации по экологической политике – консультативный орган Президента Российской Федерации по политике в области экологии, охраны окружающей среды, природопользования и здоровья населения.
     Основные  задачи Совета:
      - всестороннее обсуждение проблем и вопросов в области государственной экологической политики по поручению Президента Российской Федерации;
      - обсуждение предложений государственных и других организаций по проблемам экологии и охраны здоровья населения для выработки рекомендаций Президенту Российской Федерации;
      - рассмотрение проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации в области государственной экологической политики;
      - рассмотрение проектов законов Российской Федерации, подготовленных органами исполнительной власти, и представление Президенту Российской Федерации предложений о целесообразности внесения их в Верховный Совет Российской Федерации. 

     3. Полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах — должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа, в том числе по вопросам экологии и охраны окружающей среды. Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. 

     4. Федеральное Собрание РФ, как орган законодательной власти, принимающий законы.
     Федеральное Собрание РФ состоит из:
     А) Совета Федерации,  являющимся «верхней»  палатой Федерального Собрания. Совет  Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа  членов палаты. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. В сфере экологии – Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды. К его ведению относятся вопросы:
      - владения, пользования и распоряжения природными ресурсами Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; 
      - изучения, сохранения,  и воспроизводства природных ресурсов (земли, недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира, водных биоресурсов, а также атмосферного воздуха);
      - обеспечения охраны окружающей среды;
      - разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам природопользования и природоохраны;
      - ведения государственных кадастров природных ресурсов и отходов;
      - лицензирования видов деятельности, связанных с использованием земли, недр, водных и лесных ресурсов, объектов животного мира, водных биоресурсов, а также с охраной окружающей среды;
      - налогообложения природопользования и в сфере охраны окружающей среды;
      - государственного регулирования инвестиционной политики, совершенствования экономического регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды;
      - международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
      - федеральных программ природоохранной деятельности.
     Б) Государственной Думы РФ, которая  является «нижней» палатой ФС.
Госдума РФ образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. В сфере экологии это – Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Основными задачами Комитета являются:
- предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой;
- подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, заявлений, обращений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
- анализ реализации законодательства по вопросам, относящимся к ведению комитета;
- в соответствии с решением палаты подготовка запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
- рассмотрение и исполнение поручений Совета Государственной Думы;
- взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ведения Комитета;
- работа с обращениями граждан. 

     5. Правительство Российской Федерации, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, которое на основании статьи 114 Конституции Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.
     Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ, обеспечивает проведение в Российской Федерации  единой государственной политики в  области экологии (ст. 110, 114 Конституции  РФ). Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
     Согласно  ст. 115 Правительство издает постановления  и распоряжения на основании и  во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это положение, вытекающее из принципа разделения властей, означает, что правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Так, в ст. 23 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривается, что порядок экологического страхования и использования экологических фондов устанавливается Правительством РФ.
     Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).
     Правительство России весьма активно в регулировании  отношений по природопользованию и  охране окружающей среды. К примеру, им приняты постановления:
      - oт 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
      - от 23 октября 1995 г. «О федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы»;
      - oт 19 октября 1996 г. «О федеральной целевой программе «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий» и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.