На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образы маскулинности и феминности в современном обществе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 
 

     Веками  у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины  и женщины, которые до сих пор  распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и  возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.
     Еще знаменитая «Декларация чувств»  провозглашала, что и мужчины  и женщины наделены одинаковыми  возможностями и одинаковым сознанием. Процессы социальной трансформации  неизбежно повлекли за собой и  изменение гендерного порядка, который  повлек  за собой и изменения  в сознании большинства людей, связанные, как нам кажется, в первую очередь  с трансформацией аксиологических  подходов к тем или иным проблемам. Не исключением здесь стала и  проблема феминности и маскулинности  в современном обществе.
     Современная гендерная наука до сих пор  не пришла к окончательному определению  обозначенных понятий. В упрощенном понимании маскулинность и феминность означают мужественность и женственность  соответственно. Основанием для этого  служит биологически детерминированное  деление полов, которое «задано  … естественным процессом природной  и социальной эволюции, закрепившей  за ними определенные и целесообразные функции». Однако, как отмечают исследователи, маскулинный и феминный способы  существования уже на ранних этапах развития общества перестают обозначать только биологическую идентичность, переходя на уровень идентичности гендерной, основой для которой служила  «фактически выполняемая роль мужа и жены»1.
     Таким образом, актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в современном обществе представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и фемининности переплетаются с современными, что позволяет значительно полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных вариаций. С изменением системы гендерных ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее полярными и однозначными, чем ранее.
     Несмотря  на то что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, упрочнение гендерных  стереотипов до сих пор является одной из главных их характеристик; общество в большей своей части  стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика  и изучение гендерной идентичности, гендерных стереотипов как внешнего проявления гендерной идентичности представляется необходимой.
     Объектом исследования являются гендерные стереотипы, из влияние в обществе и развитие маскулинности и феминности. Предметом исследования – стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе.
     Целью данной работы является проанализировать гендерные стереотипы в обществе и проблемы маскулинности и феминности.
     Реализация  поставленной цели обусловливает необходимость  решения следующих исследовательских задач:
     - Охарактеризовать гендерные стереотипы  и  определить их роль в  современном обществе.
     - Раскрыть понятия феминности  и маскулинности и выявить  их множественность, ситуативность  и историчность. 
 

ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 

      Понятие гендерных стереотипов  и их классификация  в современном  обществе.
 
     Понятие гендерного стереотипа. По определению А.В.Меренкова, это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также , в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола»2.
     Другое  определение: «Гендерные стереотипы – это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами»3.
     Еще одно определение мы встречаем у  И.С.Клециной «Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».4 Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.
     Все гендерные стереотипы можно разделить  на три группы.
     Первая  – стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипами мужественности / женственности. Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам – активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Как мы видим, качества маскулинности и феминности имеют полярные полюса: активность – пассивность, сила – слабость. По данным исследования Н.А.Нечаевой, традиционный идеал женщины включает такие свойства, как верность, преданность, скромность, мягкость, нежность, терпимость5.
     Вторая  группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам – профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин – по наличию семьи и детей»6.
     Третья  группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам – экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.
     Наряду  с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.
     Таким образом, приведенная классификация гендерных стереотипов не является исчерпывающей и, имея достаточно условный характер, предпринята для простоты анализа. Из перечисленных групп гендерных стереотипов наиболее общими и универсальными являются стереотипы феминности маскулинности. Стереотипы второй и третьей групп носят более частный характер, и охватывают, в большинстве случаев, семейную или профессиональную сферы. 
 

      Негативная  роль гендерных стереотипов.
 
     В последние годы представления о  мужских и женских половых  ролях подвергаются критике со стороны  ряда авторов. Представители новой  точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической  напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству  мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто  пытается им следовать, совершают над  собой насилие. За исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.
     Надо  признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно  могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.
     Первый  отрицательный эффект заключается  в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют  как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности.
     Второй  отрицательный эффект половых стереотипов - это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости  от того, к какому полу принадлежит  участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми  детей разного пола.
     Этот  эффект гендерных стереотипов проявляется  и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила  дорожного движения, как мужчины  сразу восклицают: «Я же говорил, что  женщины не умеют водить машину!»  Здесь проявляется эффект пристрастного  отношения к той группе, к которой  принадлежит оценивающий.
     Третий  отрицательный эффект гендерных  стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.
     Считается, например, пишет Н. Н. Обозов, что  мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может  позволить себе каприз, а когда  ее обидят, она может и поплакать7. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.
     Для лица мужского пола прослезиться - значит нарушить норму мужественности. В  результате у мальчиков может  развиться фемифобия, т. е. страх  перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин появление этого  страха может быть обусловлено представлениями  о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской  роли могут считать, что раз мужчина  не должен быть эмоциональным. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.
     ГЛАВА II. ФЕМИННОСТЬ И МАСКУЛИННОСТЬ 

2.1.  Маскулинность. Ее множественность, историчность и ситуативность
     Различие  полов задано, прежде всего, естественным процессом природной и социальной эволюции, закрепившей за ними определенные и целесообразные функции. Исторически  сложившееся разделение мужских  и женских ролей является чрезвычайно  глубоким фактором, который детерминирует  важнейшие черты и образы двух полов.
     При рассмотрении маскулинности в исследованиях  учитывают ее множественность, историчность и ситуационность. Множественность  проявляется в наличии в каждом обществе множественности моделей  маскулинности – от доминантных  до маргинализированных. Доминантная  модель маскулинности отражает представления  о мужской гендерной роли, разделяемые  доминирующей (по расовым, социальным и культурным признакам) частью общества. Историчность маскулинности отражают изменения ее структуры в ходе исторических процессов. Ситуационность маскулинности проявляется через социо-культурную зависимость интенсификационных и инфляционных изменений, происходящих с некоторыми ее характеристиками.
     По  мнению С. Бем, общепринятые стереотипы говорят о существовании сильных половых различий в эмпатии и эмоциональности, но результаты исследований не дают этому весомого подтверждения. Данные, полученные путем самооценки, указывают на более сильные половые различия, чем замеры физиологических показателей8.
     Это обстоятельство наводит на мысль, что мужчины не хотят, чтобы их видели эмпатичными, поскольку это качество не соотносится с мужской гендерной ролью. Путем исследований, проведенных С. Бем доказано, что сам факт выражения эмоции человеком и способ, которым он это делает, зависят от гендерных норм9.
     Рассматривая  маскулинность как историю, И.С.Кон отмечает, что «кризис маскулинности» связан с изменением социальных условий. Следовательно, причины перемен нужно искать не столько в индивидуальной психологии, сколько в социально-экономических процессах и отношениях10. Так же И.С.Кон считает, что необходимо выделить:
     • более или менее объективные  и поддающиеся измерению социально-структурные сдвиги;
     • их преломление в культуре и массовом сознании, прежде всего, в стереотипах и нормах маскулинности;
     • связанные с этим индивидуально-психологические различия.
     Некоторые из этих сдвигов являются долгосрочными  и глобальными, характерными, вбольшей или меньшей степени, для всех индустриально развитых и развивающихся стран. Далее он отмечает, что:
     1. В сфере производственных отношений происходит постепенное и ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально-производственных функций, ролей, занятий и сфер деятельности. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины, которые
быстро  осваивают мужские профессии, сравниваются с мужчинами по уровню образования  и т.д.
     2. В политической сфере параллельно этому, хотя с некоторым отставанием, меняются гендерные отношения власти. Мужчины постепенно утрачивают былую монополию на публичнуювласть.
     3. Далее эволюционируют брачно-семейные  отношения. Общая психологизация супружеских и родительских отношений, с акцентом
на взаимопонимание, практически несовместима с жесткой дихотомизацией мужского и женского. 

2.2. Феминность. Ее множественность и ситуативность
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.