На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Педагогика"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    педагогика  как наука. Её предмет, цели и задачи, функции. Отрасли педагогики. Место педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о  человеке.
      Педагогика  как наука и  как социальная практика. У науки как таковой есть научно-теоретическая и конструктивно-техническая функции. В большинстве областей научного знания эти функции поделены между разными дисциплинами (например, теоретическая механика и инженерное дело). В педагогике эти функции совмещены: она и описывает явление, устанавливая взаимосвязи в цепочке “причина - следствие”; и указывает, как поступать, определяя связи в цепочке “цель - средство”. Чистое знание ищет применения, практика основывается на знании – их взаимосвязь неразрывна. Таким образом, педагогика – “практическая наука о должном”, “наука об искусстве деятельности”. (С.И. Гессен).
      В педагогической науке принято выделять ряд отраслей, классифицируя их по разным основаниям:
    возрастная классификация отраслей: ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика специального образования, педагогика высшей школы, педагогика “третьего возраста”;
    отраслевая классификация отраслей: военная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика и т.д.
    дисциплинарная классификация: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, педагогическая технология, специальная педагогика, история педагогики, школоведение, частные предметные методики. 
      Специальная педагогика – раздел педагогики общей. Существует определенная специфика  ее целей, задач, предмета исследования, связанные с понятием нормы и отклонения в развитии ребенка. Здесь рассматриваются консультационно-диагностическая и коррекционно-педагогическая работа, реабилитация ребенка с проблемами в развитии.
   Педагогика  относится к группе антропологических наук. Ее общетеоретической базой являются такие науки, как физиология, психология и философия. Особое значение сегодня приобретает связь педагогики с такими науками, как культурология,  экология, кибернетика.
   Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед.процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
   Функции педагогики: 1.теоретическая (3 уровня: 1.описательный (объяснительный) изучение передового и новаторского пед.опыта; 2.диагностический выявление состояний пед.явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; 3.прогностический экспериментальные исследования пед.действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности), 2. технологическая (3 уровня: 1.проективный связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, уч.пособий, пед.рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план пед.деятельности, её содержание и характер; 2.преобразовательный направлен на внедрение достижений пед.науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции; 3. рефлексивный предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию по взаимодействии научной теории и практической деятельности)
   Пед. Задача  - материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
   Задачи  педагогики, как науки:
    вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
    изучение и обобщение практики, опыта пед.деятельности.
    разработка новых методов, средств, форм воспитания и обучения.
    прогнозирование образования на ближайшее и отдаленной будущее.
    внедрение результатов исследования в практику.
   Базой для педагогики являются такие науки: психология, философия(методы познания) и физиология(индивид.особенности ребенка).связана также с экономикой, социологией, политологией, информатикой, математикой.
   Отрасли педагогики:
    общая педагогика
    специальная педагогика (олигофрено-педагогика, сурдо, логопедия)
    история педагогики
    сравнительная
    возрастная (преддошкольная (ясельная), дошкольная, педагогика школы, средних спец.уч.заведений, высшей школы, взрослых (андрогогика)).
    профессиональная (военная, инженерная, производственная)
    социальная
    методика преподавания различных дисциплин.
    основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие пед.науки и практики
   основные  пед.понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также. Пед.категориями. К основным пед категория м  относятся воспитание, обучение, образование.
   Обучение  – специально организованный управляемый  процесс взаимодействия учителей и  учеников, направленный нВ усвоение навыков, знаний, умений, формирования мировоззрения, развитие творческих сил, потенциальных  возможностей обучающихся, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
   Образование – процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и  государства, сопровождающихся концепцией достижения гражданина или обучающихся  установленных государством образовательных уровней (цензов)
   Воспитание (в широком социальном смысле) – отождествляется с социализацией – передача накопленного социального опыта от старшего поколения к младшему.
   Воспитание (в широком пед. Смысле)  - организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у неё системы качеств личности, взглядов и убеждений.
   Воспитание ( в узком пед.смысле) – процесс  и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
   Обучение  имеет воспитательный характер. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Образование – результат обучения.
    понятие о методологии педагогики. Уровни методологии. Сущность, специфика, логика педагогического исследования. Классификация и характеристика методов научно-педагогического исследования. Методологическая культура учителя.
      Понятие «методология» используется в науке в двух основных смыслах:
      а) методология как «знание о  знании» – анализ понятия «научное знание», путей познания, сущности научного факта, закономерности, концепции;
      б) методология как система методов  и исследовательских процедур, позволяющих  получить научное знание.
      Различают несколько уровней методологии. Содержание первого их них –  философские знания. Второй уровень – общенаучная методология. (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.). Третий уровеньконкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике.
      Методология педагогики – это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний о педагогической действительности, а также деятельность по получению таких знаний.
      Методологическая  культура – особая культура научного мышления, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, который пытается понять свою деятельность).
      Методологическая  культура ученого и учителя, по мысли  В.В. Краевского, отличается тем, что  первый получает, «производит» научные  педагогические знания, а второй использует их в своей педагогической практике: при проектировании педагогического процесса, формулировании и решении педагогических задач и т.д.
      Методы  педагогического  исследования –  это способы сбора информации о педагогических фактах, а также анализа теоретических понятий, т.е., в целом, это способы решения научно-исследовательских задач.
      Различают общенаучные и собственно педагогические методы, теоретические и эмпирические. В педагогическом исследовании используются собственно педагогические, психологические, социологические методы.
      Одним из основных методов педагогического исследования является эксперимент, в ходе которого широко используются как теоретические методы (моделирование, теоретический анализ), так и эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.).
      Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причин наследственных связей в пед.явлениях, которые предполагает опытное моделирование пед.явления и условий его протекания, активное воздействие исследователя на пед.явление, измерения результата пед.воздействия и взаимодействия.
      Методы  изучения пед.опыта:наблюдение (целенаправленное восприятие какого-либо пед.явления, в  процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал, при  этом ведутся записи (протокол) наблюдения, оно проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения), методы опроса (беседа – сам. Или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Проводится по намеченному плану с выделением вопросов, требующих пояснения, ведется в свободной форме, без записи ответов. Интервьюирование – разновидность беседы. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последоваетльности. Во время интервью ответы записывабтся открыто), анкетирование (метод массового сбора материала с помощью анкеты, те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Это заочный опрос), изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контр.работ, рисунков, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам. Это дает необходимые сведелния об индивидуальности учащихся, о их отношении к работе и о достигнутом уровне их умения и навыков в той или иной области), изучение школьной документации (личных дел учащихся, мед.карт, классных журналов, дневников, протоколов собрания, заседания, дает исследователю некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса).
      Методы  теоретического исследования: теоретический  анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств пед.явлений, анализ сопровождается синтезом, помогает проникнуть в сущность изучаемых пед.явлений), индуктивные и дедуктивные методы (логические методы обобщения полученных эмперическим путем данных). Теоретические методы нужны для определения проблем, формирования гипотез для оценки собранных фактов.
      Логика  педагогического  исследования –  это движение от цели, через эмпирическое описание ( в котором отражаются факты), к построению модели (теоретическое представление об объекте) и проекта будущей, усовершенствованной, педагогической деятельности.
    ребенок как субъект и объект пед.процесса. индивидуальное развитие личности и его движущие силы. Социальные и биологические факторы развития личности.
      Естественно, что в процессе воспитания центральной  фигурой является тот, кого воспитывают, воспитанник. Человек рождается существом почти исключительно биологическим. Общественным существом, способным вступать в отношения с другими людьми, он становится в процессе развития.
      Становление собственно человека в качестве общественного  существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Это подтверждают время от времени примеры развития детей, попавших по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми. Подтверждают это и примеры воспитания слепоглухонемых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, - зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации слепоглухонемые дети как существа социальные фактически не развиваются.
      В связи с этим весьма актуальной становится проблема становления субъектности воспитанника в педагогическом процессе. Характер ответа на вопрос: «Когда индивид становится субъектом воспитания?» - в значительной мере выражает сущность теории и технологии воспитательной работы, определяет тип воспитательных отношений.
   Признание изначальной субъектности воспитанника в воспитании подтверждается тремя фундаментальными основаниями: биологическим в виде генетически заданного свойства саморазвития, психологическим как признанием психическим своеобразия всякого психического и социальным в смысле неизбежного признания за каждым индивидом его особенного места в системе общественных отношений. Специфика конкретных социальных отношений и обусловленного ею основного типа воспитательной практики может быть направлена на подавление субъектности воспитанника. Однако полностью лишить его этого от природы данного свойства можно, лишь полностью исключив возможность использования им средств и форм человеческого существования
      Создавая  условия для проявления внутренне  присущих детям созревших возможностей, определяя зону их ближайшего развития и т.п., мы не должны забывать, что воспитанники неодинаково воспринимают направленные на них влияния. Дети отличаются друг от друга не только цветом волос, формой лица и другими внешними признаками. Есть и внутренние, физиологические отличия, связанные с генетическими особенностями, определяющими скорость, ритм психических процессов и состояний, т.е. темперамент воспитанника.
      Зрительные, слуховые, осязательные анализаторы  в своей основе формируются как генотипически заданные. Их деятельность, способность воспринимать различные по интенсивности воздействия определяет возможности художественного, музыкального, некоторых других направлений развития ребенка. Это не значит, что в процессе воспитания, в результате систематических упражнений эти способности не развиваются. Наблюдения за жизнью людей и специальные опыты показывают, что благодаря упражнениям развиваются способности различать оттенки цветов, тональности звуков, интенсивность запахов и т.п.
      Однако  развитие это протекает у разных детей с разной степенью интенсивности. Если же генетических предпосылок для развития нет, то и развиваться будет нечему: например, у ребенка так изменена структура органа зрения, что в сетчатке глаза отсутствуют колбочки некоторых типов. В этом случае ребенок не будет различать цвета (дальтонизм), и упражнениями преодолеть этот недостаток невозможно. В то же время некоторые люди от природы наделены особой чувствительностью некоторых органов. Их развитие в благоприятных условиях среды и воспитания проходит особенно успешно. Если же благоприятных условий для развития не будет, то и развития не произойдет.
      Таким образом, генетические основы тех или  иных физиологических или психических процессов, состояний следует рассматривать как задатки, которые развиваются в благоприятных условиях и остаются неразвитыми при отсутствии таковых.
      Факторы развития личности:
      Среда – вся окружающая ребенка действительность. (мегафакторы – планета, космос, мир; макро – страна, общество, гос-во; мезо – СМИ, население; микро – семья, друзья, учителя, врачи и др.)
      Наследственность  – то, что ребенок получает от родителей: задатки, генотип, фенотип.
      Воспитание  – решающий уровень развития личности. В современной педагогике все  три фактора равноправны.
    понятие о дидактике. Образование как ценность, процесс и результат. Структура и функции процесса обучения. Понятие о закономерностях обучения. Характеристика принципов обучения.
   Дидактика – область педагогики, разрабатывающая  теоретические основы обучения. От греч. «дидактикос» -обучающий. Предмет  дидактики – системы обучения (дидактические системы) – упорядоченный набор содержания, форм и методов обучения.
     Образование как процесс представляет собой освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
     Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности.
     Обучение  – самый важный и надежный способ получения систематического образования.
     Обучение  – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, мировоззрения.
   Образование – процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и  государства, сопровождающихся концепцией достижения гражданина или обучающихся установленных государством образовательных уровней (цензов)
     Функции обучения:
     - образовательная (вооружение учащихся  системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования  на практике)
     - воспитывающая (формирование мотивов уч.деятельности, изначально определяющих её успешность)
     - развивающая (развития речи и  мышления, а они эффективнее развиваются  при соответствующем развитии  сенсорной, эмоционально-волевой,  двигательной и мотивационно-потребностной  сфер личности, т.е. развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как ценностной психической системы).
     Структура процесса обучения:
     1.этап  планирования (составление календарно-тематических или поурочных планов)
     2.организация  деятельности учащихся (постановка уч.задач перед уч-ся и создание благоприятных условий для их выполнения)
     3.регулирование  (корригирование процесса обучения  на основе непрерывного текущего  контроля, т.е. получение информации  о ходе научения учащихся и  эффективности приемов и методов своей собственной деятельности)
     4.контроль.
     5.оценка
     6.анализ  результатов решения пед.задачи (выявление причины недостатков  в обучении и основания успехов,  намечание путей дальнейшего  пед.взаимодействия в рамках процесса  обучения)
      Выявить закономерные связи процесса обучения помогает системно-структурный анализ возможных связей, присущих этому  процессу, что позволяет установить, какие из них являются существенными, необходимыми, без которых нельзя выявить сущность этого процесса и охарактеризовать его развитие.
      Таким образом, закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).
      По  мнению многих авторов (Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого и др.), связи между  предметами и явлениями носят  внешний и внутренний характер. Поэтому  наряду с внешними закономерностями процесса обучения данные авторы выделяют и внутренние.
      Первые  характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.
      Среди внешних выделяют следующие закономерности:
      1) процесс обучения, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены  социально-экономическими потребностями общества;
      2) задачи, содержание, формы и методы  процесса обучения зависят не  только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.
      (Ю.К.  Бабанский)
      К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между  его компонентами: целями, содержанием, методами, формами, средствами. Иначе говоря – это зависимость между преподавателем, учеником и изучаемым материалом.
      Принципы  обучения – руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями обучения, образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений, навыков.
     Содержательные  принципы- отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием.
     1.гражданственности  (формирование гражданского самосознания  и системы представления о  социальном и политическом укладе  России)
     2.научности  (соответствие содержания образования уровню развития современной науки техники и др.)
     3.Воспитывающего  обучения (формирование базовой  культуры личности)
     4.фундаментальности  и прикладной направленности  обучения (связь обучения с жизнью, теории с практикой)
     Организационно-методические принципы:
     1.преемственности,  последовательности и систематичности  обучения (1- позволяет объединить  и иерархиезировать отдельные  уч.ситуации в единый целостный  уч.процесс постепенного освоения  закономерных связей и отношений  между предметами и явлениями; 2-соблюдения правила идти от незнания к знанию, от неумения к умению;3- более четкое структурирование уч.материала требует вычленения в изучаемом материале вед.понятий и категорий, установление их связей с др.понятиями и категориями)
     2.единства  групповогои  индивидуального обучения (индивид становится личностью благодаря его общению и взаимодействию с др.людьми, своему стремлению к обособлению)
     3.соответствие  обучения возрастным и индивидуальным  особенностям обучаемых
     4.сознательности  и творческой активности обучаемых (применения разных форм самоуправления, напр., умение принимать сам.решения уч-ся, отказ от чрезмерной опеки)
     5.доступности  обучения при достаточном уровне  его трудности  (учет реальных  возможностей обучаемых, отказ  от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, учет уровня развития познавательной сферы обучаемых и др.)
     6.наглядности  (использование в обучении всех  органов чувств человека)
     7.продуктивности  и надежности обучения (сознательное и прочное усвоение наиболее фундаментальных идей, понятий, понимание сущности изучаемых предметов, связей и отношения внутри их и между ними)
     8.оптимальности  (взаимосвязь принципов процесса  обучения).
     6.содержание  образования и  базовая культура  личности. Понятие  о государственном  образовательном  стандарте, образовательной программе, базисном уч.плане, уч..программе. компетентностный подход к отбору содержания образования.
      Понятие  «базовая культура  личности» есть некоторая  целостность, включающая в себя минимальное, а точнее- оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.
      Исходя  из современной  социально-педагогической ситуации целесообразно, на наш взгляд, выделить приоритетные направления  базовой культуры, которые могу составить  основу содержания образования. Это – культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и экологическая, художественная и физическая культура;  культура общения и культура семейных отношений. В основе формирования  базовой культуры личности лежит отбор адекватного содержания образования.
     Содержание  образования (в традиционной педагогике) – совокупность систематизированных  знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутын в результате уч-воспитательной работы.
     Содержание  образования имеет исторический характер, поскольку оно пределяется  целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Содержание общего образования – содержание базовой культуры личности, поэтому основные стороны личности являются детерминантами структуры содержания общего среднего образования.
      В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:
      - минимум содержания основных образовательных программ;
      - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
      - требования к уровню подготовки выпускников школы.
      Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, которые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образования. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.
      Стандарт  образования призван обеспечить учащимся равные возможности дня получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.                           
      В практике общего среднего образования  используется несколько видов учебных планов -
 нормативных  документов, в которых определяется  перечень учебных предметов и количество часов в неделю, отводимое на их изучение в каждом классе школы. Базисный план (документ федерального уровня) служит основой для разработки  учебных планов школы.. Учебный план шкоды (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного учебного планов и отражает особенности конкретной школы.
      В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный, школьный компоненты.
      Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственные значения.
      Национально-региональный компонент обеспечивает особенности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур
      Школьный  компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии Закона "Об образовании" является исключительной прерогативой образовательного учреждения.
      На  основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит: 1)объяснительную записку о целях изучения данного предмета данного предмета, основных требованиях к знаниям  и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематическое содержание изучаемого материала; 3) ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; 4) указание по реализации межпредметных и межкурсовых связей; 5) перечень учебного оборудования, наглядных пособий;  6) рекомендуемую  литературу.
      Содержание  образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней  относятся: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе, и т.д. От качества учебной литературы зависит результативность обучения, поэтому подготовке эффективных учебных пособий уделяется большое внимание.
      В связи с решением учебных задач, учебник выполняет следующие  дидактические функции: мотивационную, информационную, контрольно-корректирующую.
      7.понятие  о методах и  средствах обучения. Классификация средств  обучения. Различные  подходы к классификации  средств обучения: по источнику получения  знаний; по характеру  познавательной деятельности  учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); классификация Ю.К. Бабанского. Условия выбора и применения учителем методов обучения.
    Methodos - по-гречески "путь", "способ  поведения". Под методом обучения  следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач.
    Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должны выполнять ученик и учитель?
    Всякий  метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Осознав свою цель, человек осуществляет деятельность, т.е. систему действий, определенными средствами, имеющимися в его распоряжении. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (проблемные). Это слово учителя, учебники, литература; учебное оборудование и наглядные пособия; специальные средства программированного оборудования.
      Многообразие  методов обучения отражается в классификациях, избирающих в качестве основы тот или иной признак. В последние годы приобрела широкое распространение классификация, автором которой стал Бабанский Ю.К. Так его классификация содержит 3 блока групп:
    I.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
    II.  Методы стимулирования и мотивации  учения.
  III.  Методы контроля и самоконтроля  в обучении.
      Каждая  из этих групп включает  подгруппы  методов  по  определенному признаку. Так, в подгруппе по источнику передачи и восприятия учебной информации методы в ней подразделяются на словесные, наглядные и практические.
      Методы  словесного обучения наиболее распространенные, применяются в школах разных типов. Объясняется это тем, что слово является одним из источников знаний, оно может оказывать направляющее воздействие в познавательной и практической деятельности, оно может влиять воспитывающе и способствовать развитию интереса к предмету. Наиболее распространенными словесными методами являются рассказ, беседа, лекция и др. Словесные методы обучения подчиняются определенным педагогическим требованиям - это научность, логическая последовательность и доказательность; ясность, четкость, доходчивость, эмоциональность и культура речи; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; темп и тон изложения материала учителем.
      Наглядные методы  обучения  условно подразделяются  на  две большие группы: методы иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий) и демонстраций (демонстрации приборов, опытов и т.д.). Рациональное применение средств наглядности в сочетании со словом способствует большому образовательному и воспитательному эффекту, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников.
      Процесс обучения требует не только знаний, но и включает в себя формирование умений и навыков. Во многом этому способствуют практические методы, охватывающие весьма широкий диапазон различных видов деятельности учащихся. К практическим методам можно отнести: упражнения, работа с учебником и книгой, опытническая работа и др. методы.
      По  характеру познавательной деятельности:
      Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение этого метода состоит в организации усвоения информации учащимися, при этом учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи учащимся знаний. При использовании этого метода деятельность учащихся складывается, в основном, из восприятия, осмысления и запоминания материала. Но знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют умений и навыков пользоваться ими. Для приобретения умений и навыков необходима организация деятельности школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний, показанных способов деятельности.
      Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются признаком метода, названного репродуктивным. По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-иллюстративного метода в сочетании с репродуктивным. При любом варианте сочетания этих двух методов первый всегда предшествует второму. Оба метода обогащают знания, навыки, умения учащихся, формируют основные мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей школьников.
      Эта цель достигается другими методами. И первым из них является проблемное изложение. Суть этого метода заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения, назначение этого метода состоит в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблемы, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо учить выполнению отдельных этапов решения.
      Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, называется частично-поисковым. При этом учитель учит школьников построить самостоятельно найденное доказательство; во-вторых - сделать выводы из представленных фактов; в-третьих - сделать предположение; в-четвертых - построить план его проверки и т.д.
      Вариантом этого метода является построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов. Ученик, охваченный этими методами обучения, актуализирует наличные знания, осуществляет самоконтроль, мотивирует свои действия в ходе решения того или другого этапа поставленной проблемы.
      Для полноценного усвоения опыта творческой деятельности необходим исследовательский метод.  Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисков творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. На современном этапе развития школы исследовательский метод выполняет важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует определенные черты творческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания
      Дидактические средства – учебные и наглядные  пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. они  делятся на визуальные (оригинальные предметы или их эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.), аудиальные (радио, магнитофоны, муз.инструменты), аудиовизуальные (звуковое кино, ТВ, частично автоматизирующие процесс обучения, программированные учебники, дидактические машины, компьютеры).
      По  источнику получения знаний: введение словесных, наглядных и практических методов, отражающих деятельность учителяассказ, лекция, упражнения, демонстрация) и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия).
      Выбор методов обучения. При выборе методов  обучения учитель должен знать уровень развития своих учеников, их умения делать обобщения, выводы, анализировать и оценивать факты, явления; должен уметь представить ответную эмоциональную деятельность школьников.
      Нет и не может быть какого-нибудь универсального метода. Преподавание должно быть возможно более гибким: для каждого момента педагогического процесса должен быть использован тот метод, который более всего подходит.
      Дидакты рассматривают процесс обучения не только с операциональной стороны, но и под углом зрения соотношения  операциональной и мотивационной  сторон учения. Формирование положительных мотивов учения составляет специальную задачу учителя. Это мотивы: социальные, познавательные, коммуникативные, моральные, самовоспитания. В системе мотивов учения ведущая роль должна принадлежать познавательному интересу. Формировать положительную устойчивую мотивацию в учебной деятельности можно через: содержание учебного материала; организацию учебного процесса; использование особых методов и приемов обучения. Большое значение имеют оценка работы ученика и личный пример учителя.
      8.понятие  модели как видов и форм организации обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Сущность дидактических концепций догматического, объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.
      Модель  обучения – систематизированный  комплекс основных закономерностей ученика и преподавателя при осуществлении обучения. Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях.
      Форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.
      Общие формы организации обучения:
      - индивидуальная (соответствие заданий  способностям учащихся, подбор таких  приемов и средств, которые  обеспечат оптимальное развитие  каждого из учащихся)
      - групповая (класс разбивается  на группы, бригады, звенья. Определяются  задания группам, контроль за их уч.деятельностью. Сотрудничество уч-ся в малых группах, работа в них строится на признаках самоуправления уч-ся с менее жестким контролем преподавателя)
      Такие формы организации обучения могут  применятся на классных и внеурочных занятиях.
      Конкретные  формы:
      -  Урочные (урок, лекция, семинар, практикум,  зачет, экзамен)
      - внеурочные: регулярные (дом.работа, факультативные занятия или групповые, индивидуальные; работа с научно-популярной литературой; ТВ передачи, доп.занятия), эпизодические (реферативные работы, тематические конференции).
      Развивающее  обучение. Подготовка учащихся к сам.освоению знаний, поиску истины, независимости  в повседневной жизни. Основа – продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в зоне ближайшего развития. Учитель выступает в качестве организатора поискового процесса. Учитель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах.. Учитель ставит вопросы и предлагает задания, не опасаясь тупиковых вариантов в работе учащихся. Пусть ученик самостоятельно думает, ищет решения и после занятия. Педагог предлагает увидеть глубину во внешне простом и привычном, это связано со стремлением вызвать удивление к повседневному и привычному.. Развитие логического мышления: учитель вместе с уч-ся формулирует теоретические предположения в контексте общей картины явлений, событий или процессов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.