На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Характеристики молодежи как социально-демографической группы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Характеристики молодежи как социально-демографической группы
 
Под молодежью в настоящее  время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет  включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть  наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.
 Исследователь Лисовский  В.Т. отмечает, что   для молодежи характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). 
  С.И. Иконникова, рассматривая молодежь, считает, что существенным признаком является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.   В.Чупров отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений".
Большинство социологов, молодежь делят на четыре возрастные группы (Ручкин Б.А., Гришина, Е.А., Серикова, Н.А.) :
1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление   других биологических систем организма.   Для этого возраста  характерны  максимальные темпы   физиологического   и   психологического   развития.   Это   в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, 
находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2. 17-19   лет   -   юношество.   Биологически   это   период   завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной  учебы.   Начинается  разделение  жизненных путей юношей   и   девушек,   что   в   последующем   приводит   к   более   глубокой 
экономической,  политической  и культурной дифференциации среди них.  В этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется  диапазон общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и ответственности.
3. 20-24 года - собственно молодежь.   Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной  и семейной  жизни,  а также участия молодежи в политических    отношениях,    завершается    процесс    формирования    зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни. [15, с.160].
         Россия вступила в XXI век.  Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы. Ученные выделили основные функции молодых людей.
Во-первых, молодёжь наследует  достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая  социальная группа, молодёжь имеет  собственные цели и интересы, которые  не всегда полностью совпадают с  целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных  причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической  инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в  существующие социально-экономические  и политические отношения.
В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной  стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости (Карпова Н.В., Круглов А.Е. и др.)
Среди основных критериев завершения социальной молодости, отечественный исследователь Б.А Ручкин называет следующие:
- приобретение полной  экономической самостоятельности;
- освоение одной  (нескольких) профессий или специальностей  и получение 
определенного общественного признания в них;
- достижение  в политической и социальной  сферах общественного статуса идентичного статусу взрослого человека [ 17, с. 146].
Я могу согласиться с тем, что  молодежь как социально-демографическая  группа, выделяется  на основе возрастных характеристик и отличается от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями.
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов  говорят о том, что стабильная семья может быть создана при  определенной готовности молодых людей к семейной жизни и рождению детей.
 А.Н.Сизанова, понятие «готовность к семейной жизни» рассматривает как социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Так, социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.
 Создать семью можно  в 18 лет, но наиболее благоприятный  с медицинской точки зрения  возраст вступления в брак – 20–22 года для девушек и 23–28 для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). К этому времени многие молодые люди получают профессию, обретают определенную экономическую самостоятельность. Этот возраст наиболее благоприятен для рождения здоровых детей, с демографической точки зрения важен в плане увеличения времени для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка. Этот возраст благоприятен и с психологической точки зрения. Ведь именно в данный период у человека происходит расцвет всех психических проявлений (памяти, мышления и др.), наблюдается большая пластичность процессов, происходящих в психике, более легкая изменяемость их, чем и зрелом возрасте. Молодые люди легче привыкают друг к другу, чем люди более старшего возраста, у которых взгляды на многие вопросы семейной жизни отличаются устойчивостью и неизменностью.
 Уровень нравственного  сознания юношей и девушек  – одно из важных условий  готовности к созданию семьи.  Развитое нравственное сознание  проявляется в понимании молодым  человеком социальной значимости  семьи, в серьезном отношении  к браку, в продуманном выборе  спутника жизни, в чувстве ответственности  за создаваемую семью, в глубоком  уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения,  к другим членам семьи, в  чуткости и такте в общении с ними. Юношам и девушкам необходим также минимум правовых знаний о семье, а именно, знание прав и обязанностей супругов, родителей, детей, правовых норм, регулирующих семейно-брачные отношения и опеку.
 Готовность к созданию  семьи и ее благополучие во  многом зависят от состояния  здоровья молодых людей, вступающих  в брак. Но здоровье приобретается  не за один день, а в течение  всей предшествующей жизни. Этому, как известно, способствуют закаливание, занятия спортом, физическим трудом, соблюдение норм гигиены, отсутствие вредных привычек (переедание, недосыпание, пересыпание, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкоголя, отсутствие четкого режима груда и отдыха). Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые возникают порой в семейной жизни.
 Мотивационная готовность  к семейной жизни включает  в себя любовь как основной  мотив создания семьи, готовность  к самостоятельности, чувство  ответственности за создаваемую  семью, готовность к рождению  и воспитанию детей. 
    Готовность создать семью должна дополняться обоюдным желанием иметь и воспитывать детей. Семья без детей – это неполноценная семья.
Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие  развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать  здоровый морально-психологический  климат в семье, устойчивости характера  и чувств, развитых волевых качеств  личности.
  Развитые навыки общения, культура взаимоотношений складываются на протяжении всей предшествующей жизни молодых людей. Культура общения требует от человека умения понимать состояние других людей и поступать таким образом, чтобы окружающие испытывали радость от общения с ним. Культура взаимоотношений несовместима с развязным поведением, жеманством, насмешками в адрес друзей и подруг, поспешным признанием в любви. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Если человек до 16 лет не усвоил элементарных правил культурного поведения, то ему впоследствии нелегко будет наладить взаимоотношения с любимой (любимым), с супругой (супругом).
  Учет особенностей характера и устойчивости чувств также является условием для успешного создания семьи. Знание своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга (супруги), сдержанность во многом способствуют созданию благоприятной психологической обстановки в семье. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков друг друга. Важно также умение почувствовать душевное состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию.
 Конечно, свойства  характера на момент заключения  брака являются важным, но далеко  не решающим фактором стабильности  семьи. Дело в том, что в  процессе совместной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление супругов друг  к другу, освоение ими супружеских  и родительских ролей. Возможность  для такой адаптации заложена  в пластичности, гибкости нервной  системы человека, его психики.  Человек может компенсировать  недостаточное развитие одних  черт своего характера интенсивным  развитием других (например, у нерешительного  человека чаще всего развивается  привязанность к людям).
 Жизнь в семье требует  от человека сформированных волевых  качеств: умения управлять собой,  целеустремленности, самостоятельности,  решительности, настойчивости, выдержки  и самообладания, самодисциплины, умения управлять своими потребностями.  Развитые волевые качества –  это результат самовоспитания  личности. Волевые качества проявляются  в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в  мужестве.
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические  умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность юношей и девушек, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей  развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умения планировать, распределять и соблюдать  семейный бюджет, организовывать быт  и досуг, создавать в семье  уют.
Сексуальная воспитанность  предполагает усвоение необходимых  знаний об интимных сторонах жизни  человека, правильных взглядов на взаимоотношения  полов, знание того, как беречь свою любовь.
Таким образом, подготовка юношей и девушек к семейной жизни невозможна без учета их потребностей, интересов, особенностей общения, без знания их представлений о семейно-брачных отношениях.
Отечественный психолог Овчарова Р.В. в процессе изучения молодых семей, выделяет несколько стратегий реализации родительства.
1) восприятие родительской  роли как ограничения (временного или постоянного) для самореализации;
2) восприятие родительской  роли, т. е. рождения ребенка  как появления новых возможностей  для самореализации.
Если родительская роль воспринимается как ограничение, то постепенно произойдет принятие данной роли, но реализовываться  она будет не в полной мере, а  с определенными ограничениями  для развития ребенка и себя как  родителя. Субъект такой оценки станет ориентироваться на предполагаемое будущее, либо часто возвращаться к  прошлому, а не будет в должной  полноте проживать каждый миг настоящего. Рано или поздно такая субъективная оценка приведет к дисгармонии в детско—родительских отношениях и в семье в целом [ 16, с. 267].
С моей точки зрения, наиболее оптимальной для ребенка, родителей и семьи в целом является вторая стратегия. Ее реализация создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, когда происходит сотрудничество, сотворчество родителей и ребенка. Появление ребенка открывает новые возможности для родителей, дает новый импульс для развития семьи, семейных отношений, позволяет родителям наиболее полно реализовать себя как личностям.
       Молодежь - социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия. Необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семенной жизни способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.
 
1.2 Факторы, формирующие  категорию «ответственное родительство»
Л.А. Косолапова, К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин и др. исследователи называют ответственность интегральным, системным качеством, которое может быть изучено "только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение (и его жизнь в целом)" [13, 98].
Исходя из принципов системного подхода, разработанных Б.Ф. Ломовым, к рассмотрению ответственности  исследователи подходили с разных сторон [16]:
1) как к качественной  единице, имеющей свои составляющие  и способы их организации;
2) с точки зрения ее  биофизического обеспечения и  связи с проявлениями свойств  нервной системы;
3) раскрытия индивидуальных  особенностей проявления ответственности  в жизнедеятельности различных  групп испытуемых;
4) анализ ответственности  в развитии путем ее сопоставления  в различных половозрастных группах.
Говоря о структуре  ответственности, А.Г. Спиркин выделяет, что она "образуется из нескольких слагаемых: свободы воли, осознания  долга, социальных мер воздействия  на субъекта в ответ на его социально  значимые поступки" [24, 294].
В.Ф. Сафин предложил рассматривать  ответственность как "сплав мотивационно-аффективного,  интеллектуально-когнитивного, деятельностно-поведенческого образования" и говорить об "интегральности ответственности как свойства самоопределившейся личности, синтезирующего все стороны развития субъекта как социального деятеля" [20, 102]. "В ответственности, - продолжает В.Ф. Сафин, - в единстве выступают мотивирующее, регулирующее, контролирующее, исполнительское начало поведения, принципы и убеждения субъекта" [Там же].
Т.Н. Сидорова [21] структуру  социальной ответственности представляет как единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого. Причем в общей структуре ответственности  она выделяет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов:
1) субъекта ответственности  (кто отвечает);
2) объекта ответственности  (за что отвечает);
3) инстанции ответственности  (перед кем отвечает), и внутреннюю  структуру, которая включает:
- правильное понимание  человеком социальных норм (правовых  и нравственных) ответственного  поведения, предвидение последствий  своей деятельности;
- ответственную мотивацию  ответственного поведения (систематическое  выполнение своих обязанностей, доведение порученного дела до  конца и т.п.).
Рассматривая понятие  родительство, И. С. Кон (1988) определяет его с точки зрения зависимости от этнических особенностей, Г. Г. Филиппова (2002) относит к родительской потребностно-мотивационной сфере. [75, 167]
Согласно концепции А. В. Петровского,  родительство — это многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: и как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как индивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, т. е. включает двух человек — отца и мать. Эти уровни являются уровнями формирования родительства. Качественной границей, разделяющей уровни, является рождение ребенка.
Первоначальный уровень формирования родительства представляет собой процессы протекающие на субъективно-личностном уровне. Этот уровень складывается еще до начала семейной жизни, до момента рождения ребенка. В его формировании участвуют факторы макросистемы, мезосистемы, факторы уровня конкретной личности. Под влиянием всех групп факторов на уровне личности происходит становление и формирование компонентов родительства.
С момента рождения ребенка, родительство начинает складываться на индивидуальном уровне, в процессе интеграции субъективно-личностных уровней отца и матери. На этом этапе комплекс влияний представлен воздействием факторов всех уровней, включая уровень микросистемы. Именно на индивидуальном уровне заканчивается складывание родительства.
А. В. Петровский считает, что, Как индивидуальное целое феномен родительства тесно связан с такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие.
Как правило, ответственность  упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». Ответственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоровье, душевное и духовное развитие.
Ответственность определяет направленность поведения родителя: либо предупредить возможные болезни, несчастья, либо облегчить переживания, страдания ребенка, т. е. поведение родителя направлено на максимизацию благополучия ребенка и сведения к минимуму неприятных, травмирующих моментов. Зачастую ответственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность. Таким родителям сложно принять взросление ребенка, передать ответственность за его жизненный путь ему самому.
Можно говорить о том, что  содержание, вкладываемое в понятие ответственности, у мужчины и женщины различаются. Для мужчины ответственность по отношению к ребенку, семье — это прежде обеспечение материальное, т. е. создание материальных благ, физического комфорта семьи. Для женщины ответственность заключается в создании благоприятной атмосферы в доме, душевного комфорта; не зря говорят о том, что женщина — это «хранительница очага». Как правило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем мужчина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не доверяя ему «хрупкую жизнь».
Еще одной категорией, тесно связанной с понятием родительство, является доверие. Мы уже говорили о том, что родительство включает непременно двух человек: отца и мать. В связи с этим осознание себя родителями, принятие родительской роли предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отношению к ребенку, но и к супругу. Принятию решения о рождении ребенка предшествует осмысление доверия по отношению к своему реальному или предполагаемому супругу. Как правило, ответственность не принимается безоговорочно одним из супругов, а разделяется тем или иным образом между супругами. В связи с этим происходит осознанная и бессознательная оценка супруга как возможного родителя ребенка.
Доверие включает представление  возможных вариантов поведения супруга, поступков, знание (реальное или мнимое) его системы ценностей, способов проведения досуга и так далее, а также сопоставление этих знаний и представлений со своими предпочтениями и ожиданиями.
Таким образом, можно говорить о том, что доверие включает два основных элемента: предвидение (прогноз) и сопоставление реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу (супруге) означает, что большинство предполагаемых вариантов поведения в различных жизненных ситуациях устраивают супруга. Кроме того, оно предполагает, что в любой ситуации один из супругов может рассчитывать на поддержку и помощь другого. На основании этого один из супругов делегирует часть ответственности, обязанностей другому, вместе с тем предполагая, что и от него ждут выполнения, реализации своей части обязанностей и доли ответственности. Осознание себя не просто матерью и отцом, а родителями, делегирование части ответственности, доверие к супругу могут не совпадать в представлении брачного партнера, т. е. могут не быть комплиментарными, что становится потенциальным источником конфликтов.
Кроме разделения ответственности  и определенной уверенности в будущем, вызванной доверием к своему супругу (супруге), в процесс принятия решения стать родителями включается оценка готовности к этому шагу. Этот процесс включает:
1) оценки собственной  готовности стать родителем, т.  е. готовность раз и навсегда принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка;
2) оценки готовности своего  партнера в браке. С нашей  точки зрения, переход от брачных  отношений к семье — высшая  степень доверия своему супругу.
Естественно, принятие решения  стать родителями обусловлено не только готовностью к этому шагу. В значительной мере это решение зависит от системы ценностей человека, приоритетов, созданных конкретной жизненной ситуацией и социальным окружением.
Характерной чертой рассмотренных  нами категорий является их возможное несоответствие реальности. Здесь имеется в виду то, что ответственность, готовность и доверие могут оказаться на практике мнимыми, не отвечающими представлениям и ожиданиям партнера в браке. Это связано с тем, что фактор предвидения имеет вероятностную природу, а представления и ожидания могут быть слишком идеализированы, оторваны от реальности. С появлением ребенка происходит соотнесение предполагаемой картины с реальным положением дел.
Сравнивая мнения ученных  о составляющих ответственного родительства , я согласна с утверждениями Петровского А.В., но концепцию Овчаровой Р.В., считаю более полной.
По мнению Р.В. Овчаровой, родительство - «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.  Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и, конечно, самого ребенка» [16, 25].
В работах Р.В. Овчаровой предполагает, что в развитой форме родительство включает:
ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
родительские установки  и ожидания;
родительское отношение;
родительские чувства;
родительские позиции;
родительскую ответственность;
стиль семейного воспитания.
Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие ценностей молодым поколением. Родители оказывают влияние на формирование иерархии ценностей у детей не только как эмоционально близкие  люди, но и как представители мира взрослых, с которыми дети идентифицируются.
А.Н. Елизаров делает вывод  о том, что «в качестве ведущей  деятельности семьи правомерно рассматривать  деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи» [15, 41]. В. Н. Дружинин говорит, что ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье [4]. Исследователи вводят также понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы [15].
Таким образом, можно говорить о том, что ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для  семейной системы - как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства в частности.
Родительские установки  и ожидания являются еще одной  составляющей феномена родительства. Родительские установки - это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.
По мнению Р.В. Овчаровой, родительские установки и ожидания включают три уровня презентации [15]:
«мы - родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
«мы - родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);
«это - наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).
Существуют, по крайней мере, четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих (А.Я. Варга, 1986):
принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;
отвергающее с явлениями  инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;
симбиотическое отношение  характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;
симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.
Таким образом, стиль взаимоотношений  родителей с ребенком оказывается  не просто средством поддержания  контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.
Родительские чувства  эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой  особую группу чувств, выделяющуюся среди  других эмоциональных связей. Их специфика  заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания  самой жизни ребенка. А потребность  в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого родителя - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья [23].
Родительские чувства, в  частности, родительская любовь, не является врожденным свойством человека [23]. Родительская любовь как высшее проявление родительских чувств формируется в течение жизни человека. Путь этого формирования часто оказывается сложным и противоречивым, внутренне конфликтным. Это глубокое и осмысленное чувство. «Любить ребенка - значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовывать и совершенствовать личность отца и матери, обогащать их духовный мир» [15, 28].
Родительские позиции - еще  один компонент родительства. А.С. Спиваковская [23] дает такое определение этого термина: «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми». С точки зрения А.С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Как совокупность установок родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, своих родительских позиций и взаимодействия родители - дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком.
Следующий компонент родительства - родительская ответственность. Ответственность относится к числу наиболее сложных понятий в психологии личности и социальной психологии.
Л.И. Грядунова приписывает семейную ответственность личной социальной ответственности. Член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом - за ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью общества, к которой принадлежит семья. Это всегда ответственность за других и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое [4].
Таким образом, рождение ребенка, принятие родительской роли - это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед своей совестью и перед обществом [15].
Родительская ответственность  как явление по своей природе  дуальна: это ответственность и  перед социумом, и перед безличной  природой (с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.