На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Благовещенский государственный  педагогический университет»

ПиМНО
Наименование кафедры
 
 
 
 
 
Курсовая работа
 
на тему: Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте.
по дисциплине психологии
 
 
 
Исполнитель:
студент группы __________
 
_____________
дата
________________
подпись
И.О. Фамилия
Руководитель:
(ученая степень, должность)           
 
_____________
дата
 
________________
подпись
 
И.О. Фамилия

 
 
 
 
Благовещенск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………...................3 
1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ…....................6  
1.1. Сущность понятия агрессии……………………………………………........6  
1.2. Структура агрессии…………………………………………………………..9  
1.3. Особенности проявления детской агрессии……………………………….10
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………13  
2.1. Роль семьи в возникновении детской агрессии……………………...……13 
2.2. Проявление агрессии при взаимодействии со сверстниками….………...16   
2.3 Влияние СМИ на развитие агрессии детей младшего школьного возраста………………………………………………………………….………..19
3. КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………...….31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым и небезобидным. Оно вредит, обижает, мучает.
      Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя, воспитатели.
В чем причина? Откуда столько  зла в наших детях? Как дети, к примеру, уже в первом классе узнают, что одного из них можно  систематически мучить, а в четвертом  классе устраивают уже настоящую  охоту за жертвой?
Итак, несколько слов о  понятии агрессивности. Оно имеет  широкое значение и не сводится только лишь к акту физического насилия, а означает атакующую направленность нашей энергии против чего-либо.
Большая часть жизни человека проходит в контакте с другими  людьми, поэтому общество в целом  задает вопрос о положительном или  отрицательном поведении своих  членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий  рост агрессивных проявлений, как  на индивидуальном уровне, так и  на уровне социальной группы.
Что же такое детская агрессия?
Чаще всего это именно запас энергии в детском организме, разряжающейся «нецивилизованно», «асоциально», то есть в дикой форме, для достижения каких-то сиюминутных  целей. Что-то надо отнять, вынудить отдать, хочется похвастаться тем, что противник  побежден, испытать гордость за удачно осуществленную месть. Мы имеем дело с прямолинейным проявлением незрелой личности ребенка.
Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных  для всех возрастных групп, включая  детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам  ребенок.
Агрессия как одна индивидуально-личностная характеристика, воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии.
В психологических исследованиях  агрессии традиционно поднимались  вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика её проявления в разных возрастах, зависимость  агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Изучению же динамики агрессивного поведения  на протяжении длительных периодов времени  внимания практически не уделялось. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных  проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его  форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными.
Изучение проявления агрессивности  на протяжении младшего школьного возраста важно для разработки психологических  стратегий, направленных на контроль и  предотвращение её острых форм.
Необходимость определения  реальных психологических причин агрессивности  растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает выбор  темы исследования: «Проявление агрессивности  в младшем школьном возрасте и  пути ее преодоления».
Объект исследования – агрессивное поведение в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - проявление агрессивности в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – выявить особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и проанализировать пути её преодоления.
      Задачи исследования:
    выявить сущностные характеристики понятия «агрессивность»;
    проанализировать структуру агрессивности;
3)изучить особенности  проявления агрессивности у учащихся  младшего школьного возраста;
4) определить основные  направления коррекционной работы  по преодолению агрессивности у младших школьников;
5) рассмотреть теоретические  подходы к проблеме возникновения  агрессии.
Гипотеза исследования: коррекция агрессивности в младшем школьном возрасте будет эффективной при соблюдении следующих условий:
      знания учителем особенностей проявления агрессивности у учащихся младшего школьного возраста;
      дифференцированный   подход   в   воспитании   агрессивных детей младшего школьного возраста.
 
Методы исследования:
      теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования и обобщение полученных данных;
      Изучение практического опыта педагогов-психологов.
      Тестирование.
База исследования – МОУ  СОШ № 22 г. Благовещенска.
    Проблема агрессивности в детском возрасте
Одна  из главных проблем в определении  агрессии в том, что этот термин подразумевает  большое разнообразие действий. Когда  люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто  недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все  по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в  омут неразрешимых проблем.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать  уже с самого раннего детства. Даже в первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно  в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
       Младшие школьники усваивают различные модели поведения, как приемлемые, так и неприемлемые социально, в ходе взаимодействия с другими детьми. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям, но не все дети используют свой деструктивный опыт для решения конфликтной ситуации.  Одна из главных причин того, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения.

      Сущность понятия агрессии


Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна  бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным  считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким: под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.
Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы  и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
    врожденным побуждениям и задаткам;
    потребностям, активизируемым внешними стимулами;
    познавательным и эмоциональным процессам;
    актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Таблица 1.
Теория  социального научения А. Бандуры.
Агрессия, приобретаемая  посредством:
Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)
Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)
Агрессия провоцируется:
Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)
Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)
Инструкциями (например, приказы)
Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными  убеждениями)
Агрессия регулируется:
Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)
Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или  наказывают других)
Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
    способов усвоения подобных действий;
    факторов, провоцирующих их появление;
    условий, при которых они закрепляются.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
    Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
    В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
    Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).
    Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
    Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
    Психологический словарь предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

1.2. Структура агрессии

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах  И.К. Заградова, Н.Д. Левитов, А.К. Осинский:
Таблица 2.
Структура агрессивного проявления
По направленности:
Агрессия, направленная вовне;
Аутоагрессия - направленная на себя.
По цели:
Интеллектуальная агрессия;
Враждебная агрессия;
По методу выражения:
Физическая агрессия;
Вербальная агрессия.
По степени  выраженности:
Прямая агрессия;
Косвенная агрессия.
По наличию  инициативы:
Инициативная агрессия;
Оборонительная агрессия.

Теперь  определим, что такое агрессивное  действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти  понятия вкладывают один и тот  же смысл.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама  же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.  
В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более  тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные  требования и прочее.
Третьи  ничему не научаются и проявляют  свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный  фон отношения родителей к  ребенку.
 
1.3. Особенности проявления детской агрессии 
Агрессию в действиях и поведении ребенка, можно наблюдать уже с раннего детства. Чаще всего это приступы упрямства, выраженные криками, слезами, попытками ударить, падениями на пол, а также агрессивным поведением, капризами, негативизмом, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых, протестом, и даже бунтом и стремлением к деспотизму.
    Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
    Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.
    Строптивость: носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
    Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.
    Обесценивание взрослых: например, если мать услышала от ребенка в свой адрес ругательное слово.
    Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. “Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними”,- писал Л.С.Выготский.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: 
      - стремление привлечь к себе внимание сверстников; 
      - стремление получить желанный результат; 
      - стремление быть главным; 
      - защита и месть; 
      - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

 Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: 
        - недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; 
        - сниженный уровень саморегуляции; 
        - неразвитость игровой деятельности; 
        - сниженную самооценку; 
        - нарушения в отношениях со сверстниками.

Согласно  одному из определений, предложенному  Бассом, агрессия – это любое  поведение, содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим. Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы  те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.  Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
Несмотря  на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты  в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так  и актуальное причинение оскорбления  или вреда другим.
Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма  поведения, нацеленного на оскорбление  или причинение вреда другому  живому существу, не желающему подобного  обращения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Агрессия в более или  менее развитом обществе всегда находится  под контролем, но контроль этот будет  эффективен настолько, насколько развито  в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет  вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может  проявляться физически (ударили) и  вербально (нарушение прав другого  человека без физического вмешательства).
      Роль семьи в возникновении детской агрессии
Очень часто причиной детской  агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных  ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления.
Вот данные анкетирования, которое  было проведено среди школьников 2 – 4 классов.
На вопрос: «Кто тебя больше ругает из родителей?» Были даны ответы:
2 класс
61%
28%
10%
1%
3 класс
47%
32%
21%
-
4 класс
60%
18%
22%
-

На вопрос: «Кто больше наказывает?» Ответы:
не наказывают
2 класс
31
43%
26%
 
3 класс
52%
27%
21%
 
4 класс
46%
21%
33%
 

Вот анкетные данные детей 2 – 4 классов:
    родители – ругают, кричат, орут – у 30% опрошенных, а это 76 семей из 255,
    ставят в угол, запирают в комнату – 24% родителей, а это 61 семья,
    бьют (ремнём, скалкой, вешалкой, скакалкой) – 23,5% родителей, а это 60 семей,
    запрещают общаться с друзьями, смотреть телевизор – 5% родителей, 13 семей,
    беседуют с детьми (скорее всего не на повышенных тонах) – 1% родителей, это всего 3 семьи,
    никак не наказывают всего 17,5% детей родители, а это всего из общего числа 45 семей.
Непоследовательность родителей  в обучении детей правилам и нормам поведения не формирует у детей  нравственный стержень поведения: сегодня  родителям удобно говорить одно, и  они навязывают эту линию поведения  детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей  и других людей.
По анкетным данным на вопрос: «Как ты поступишь, если тебя оскорбят?» Дети отвечали:
    Оскорблю, обзову также – 43%, в 4-х класса – 50%,
    Побью (дам в лицо и т. д.) – 38%, во 2-х классах – 66%,
    Не обращу внимания, отвернусь, уйду, не буду играть – 54%, во 2-х классах – 13%, в 4-х классах – 32%.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно  или негативно влияют на формирование детской агрессивности – расположение и неприятие:
    Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, тёплому общению, доброе слово, ласковый взгляд.
    Неприятие наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.
Младший школьный возраст  характеризуется повышенной ранимостью из-за происходящих в нём кризисов 7 и 11 лет.
В процессе воспитания ребёнка  очень важно то чувство, которое  испытывают родители к своим детям  и каждый ребёнок по отношению  к матери и отцу. Это две стороны  одной медали. Способы наказания, если о них вообще стоит говорить, весьма несущественные детали. Главное  это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание  ему только добра и счастья.
По данным анкеты: попросят совета и поддержки у мамы:
      1 класс - 71% опрошенных;
      2 класс – 68%,
      3 класс – 66%,
      4 класс – 76%,
у папы:
    14% опрошенных:
    2 класс- 14%,
    3 класс – 17%,
    4 класс – 11%,
у других людей (сестры, бабушки, тёти Лёли и т. д.) – 15% опрошенных:
    2 класс – 18%,
    3 класс – 17%,
    4 класс – 13%.
 
      Часто родители косвенно одобряют поведение  своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо — драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.
      Бестактное, неделикатное поведение родителей, в чём бы оно не проявлялось никогда не вызовет у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо. Обидные насмешки, прозвища, пощёчины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на каком-то своём требовании, необдуманном, сказанном сгоряча, необоснованные подозрения – всё это только ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой.
Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.
     Разработано  родительское собрание на тему: «Детская агрессия» (см. приложение 1) и «Детская агрессивность и ее причины» (см. приложение2).
      Проявление агрессии при взаимодействии со сверстниками
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства  младших школьников. В то же время  некоторые дети проявляют значительно  более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:
    высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
    преобладание прямой физической агрессии – если у большинства школьников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
    наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных школьников) а на физическую боль или страдание сверстников. 
       В соответствии с этими признаками можно выделить группу младших школьников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения  в отношениях со сверстниками. Однако остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.  
     Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных школьников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры.
     Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:
    в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;
    в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
    в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнёра.
     В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. 
В мире и в других людях  такой ребёнок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной (она нарастает от 1-ой группы к 3-ей), однако её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека.  
Мальчики испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация. 
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.  Уже в возрасте 10-11лет как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм.
 
2.3. Влияние СМИ на развитие агрессии детей младшего школьного возраста
     В свободное от школьных занятий время школьники реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов.
     Являясь доминирующим досуговым компонентом, телевидение заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации школьниками. Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют «окном в мир» и «ящиком для дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя, источником просвещения и одновременно отупления.
    Действительно, функции телевидения далеко неоднозначны. Чем же оно является для современных школьников – добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Какие факторы могут способствовать позитивному взаимодействию формирующейся личности со столь сложным феноменом в современной жизни общества?
Высказываются опасения, что кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия — прекрасный способ добиться цели.
     Сегодня с экранов телевизоров на нас обрушивается ничуть не меньше стрельбы, драк и убийств, чем тридцать лет назад. Может ли насилие, показанное на кино- или телеэкранах, действительно провоцировать агрессию?
   Факты говорят о том, что преступления-имитации не относятся к разряду крайне редких. Они случаются с определенной регулярностью, хотя нельзя говорить и об их неизбежности.
   То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в зрителях их агрессивные наклонности. Однако немало психологов сомневаются в существовании такого влияния.
Мы же, в свою очередь, присоединяемся к тем, кто полагает, что значительная часть экспериментальных исследований со всей очевидностью доказывает: фильмы с жестокими, кровавыми сценами способны повысить вероятность агрессивного поведения зрителей.
   Наказуема ли увиденная агрессия? Даже считая наблюдаемое событие агрессивным, зрители тем не менее могут не получить посыла к агрессии, если им четко дали понять, что агрессия наказуема. Допустим, мы видим, как некто избил человека, а потом видим, как драчун расплачивается за свой поступок. маловероятно, чтобы в этом случае мы стали подражать поведению преступника, и едва ли у нас возникнут мысли, одобряющие агрессию. 
    Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения младших школьников.
Таким образом, средства массовой коммуникации «помогают сформировать и закрепить в сознании младших школьников уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех детей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожествляют его.  
Вот данные анкетирования (анкета см. Приложение 3), которое было проведено среди младших школьников и их родителей: в период проведения исследования было опрошено 42 школьника возрастом 7-11 лет и 34 взрослых людей возрастом от 25 лет. В результате опроса были получены следующие данные (для упрощения итогового вывода исследования половые различия школьников и взрослых людей не учитывались):
среди школьников, большинство  предпочитает смотреть развлекательные  передачи и с криминальным уклоном. Особенно пользуется популярностью  программа «Криминальная Россия», почти 75 % испытуемых школьников отметили ее в беседе во время заполнения анкеты. Дети смотрят телевизор в  основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до  00.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. Возьмем, к примеру, канал НТВ: одну только передачу «Чрезвычайное происшествие» с 20.00 до 01.00 показывают 4 раза, не говоря уже о телесериалах, где обязательно присутствуют убийства и насилие. В ходе исследования, как детских анкет, так и взрослых, была получена интересная особенность, современные родители свободно позволяют смотреть TV св
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.