На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологические особенности женщины руководителя, отличающие ее от мужчины-руководителя

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Треугольники очень не любят оказываться  неправыми и с большим трудом признают свои ошибки,  
ПЛАН

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Актуальность проблемы "женское лидерство" в современных  условиях
1.2 Вопросы студентам
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Теории гендерного лидерства
2.2 Перспективы женского  лидерства
2.3 Психологические  особенности женщины руководителя, отличающие ее от мужчины-руководителя
2.4 Вопросы студентам
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Таблица отличий  лидерства и руководства
2. Тест для начинающего  предпринимателя
3. Психогеометирический тест
Список литературы
 

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Актуальность проблемы "женское лидерство" в современных  условиях
Развитие рыночных отношений в России не только коренным образом повлияло на экономические процессы, но и способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности. Однако представления о женской деловой активности и, тем более, лидерстве, и предпринимательстве до сих пор остаются в рамках патриархатной культуры, все еще сохраняющей большое влияние во всем мире и практически доминирующей в России. Управление и руководство считаются мужской прерогативой. Такой подход значительно ограничивает возможности женщин в самореализации и затрудняет их адаптацию в кризисных социально-экономических условиях, кроме того, он не отвечает реальным социальным изменениям.
В советский период неравенство в завоевании женщиной руководящих позиций в экономике  воспринималось как вполне закономерное явление, хотя в рамках официальной  доктрины партийное руководство  страны часто демонстривало на отдельных примерах "победы" женщин в управлении предприятиями. По данным Института экономики , на рубеже 1990-х годов в состав директорского корпуса входило 6-7% женщин.
В современном обществе сложился целый ряд объективных  условий, благоприятствующих расширению женского ролевого репертуара, в частности, развитию именно женского бизнеса и  менеджмента и формированию института  управленческого лидерства. Общество все больше ориентируется на демократические  принципы управления, на первое место  выходят информационные технологии, преобладающее значение получает сфера  услуг с соответствующей ей моделью  деловых отношений, что вполне отвечает женским особенностям ведения бизнеса. Востребованность "женского" стиля управления определяется также качественными изменениями в самом менеджменте, который сейчас приобретает социотехнический, инновационный, человекоориентированный характер. Ряд исследований убедительно доказывает, что нетрадиционный женский стиль руководства вполне соответствует современным условиям и может повысить жизнеспособность организации в неустойчивых условиях внешней среды.
В последние годы в  большинстве развитых стран наблюдается  активное завоевание женщинами лидирующих позиций в бизнесе и политике. По прогнозу российских исследователей и аналитиков в структуре занятости  женщины будут занимать большую  долю, чем мужчины. Их количество увеличится и среди руководителей, менеджеров, директоров, как больших предприятий, организаций, так и мелких, и средних  фирм. Уже сейчас наблюдается все  более активное освоение женщинами  этих областей общественной жизни. Несмотря на столь оптимистичные прогнозы относительно женской занятости, проблема эта остается весьма актуальной для  России. Острота ее возрастает в  связи с тем, что в общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности российских женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий. Все это формирует предпосылки  для углубленного изучения влияния  гендерных аспектов на формирование управленческого лидерства женщин.
 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Теории гендерного лидерства
История изучения проблемы гендерного лидерства
Литература для  студентов
1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопр, психол. 1991. № 3. С. 90-98.
2. Бендас Т.В. Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты. / Автореферат дисс. На соиск. Учен степени Доктора психологических наук. - С-Пб, 2002.
В исследованиях гендерных особенностей руководства и лидерства можно выделить три основных направления.
ДОМИНИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА НАД ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ
1. Концепция гендерного потока (gender-role spill-over), выдвинутая Барбарой, фактор пола считает доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе и лидерство, как бы "заливая", подобно потоку, все вокруг (возникает так называемый гендерный эффект, когда пол становится более значимым, чем все другие факторы). Согласно этой концепции, восприятие лидера зависит прежде всего от его пола. В самом деле, в некоторых исследованиях было установлено, что женщины воспринимались как менее компетентные лидеры, особенно если эксперты-подчиненные были сторонниками традиционных, а не эгалитарных взглядов на лидерство.
2. Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн с соавт.; С. Суттон с соавт.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отношению к женщинам эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против нее. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает гендерную диспропорцию среди лидеров в организациях. Были получены эмпирические данные о существовании предубеждений против лидерства женщин в лабораторных экспериментах и полевых, в том числе и против их лидерства в семье.
3. Концепция токенизма (tokenism), предложенная Розабет Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, получили название "токенов" (символов); к примеру, в качестве последних выступали 2-3 чернокожих в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в качестве токенов, играя одну из четырех неформальных ролей (обнаруженных эмпирически):
а) "матери" -- от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;
б) "соблазнительницы" (seductress) -- здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;
в) "игрушки, талисмана" (pet, mascot) -- милой, но не деловой женщины, приносящей удачу
г) "железной леди" (iron maiden) -- этим токенам приписывалась неженская жесткость, и они были особенно изолированы от группы.
Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантов в группе, снижает их возможности служебного роста, и изменить эту ситуацию может лишь увеличение их числа среди лидеров.
4. Инграциация (ingratiation). Это понятие, введенное Е. Джоунсом (а теоретическая модель разработана Р. Лайденом и Т. Митчеллом), означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви. Человека, который вызывает такое отношение у окружающих, называют инграциатором, а объект инграциации -- мишенью. Инграциаторами могут выступать и лидер, и последователь.
Считается, что инграциация может помочь женщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности, в установлении хороших взаимоотношений с подчиненными. Тем более, что, по данным исследований, роль инграциатора, согласно существующим гендерным стереотипам, больше подходит женщине, чем мужчине.
5. Для объяснения  отсутствия различий между лидерами  разного пола привлекается идея  андрогинии. Самыми известными здесь  являются теории, разработанные  двумя женщинами: Джудит Спенс с коллегами рассматривала андрогинность как сочетание показателей высокой маскулинности и высокой фемининности, а Сандра Бем представляла ее как баланс между этими двумя категориями. Андрогинности отдавали предпочтение перед маскулинностью и фемининностью, и теория андрогинного менеджмента А. Серджента, к примеру, утверждала, что эффективный лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики.
Однако метаанализ эмпирических данных не подтвердил ни традиционное представление о психологическом благополучии (что мужчины должны быть маскулинными, а женщины -- фемининными), ни обе гипотезы, отдающие предпочтение андрогинии. Это благополучие оказалось связанным с преобладанием маскулинных черт, а не андрогинных или фемининных. В американском обществе маскулинность дает больше преимуществ индивиду, чем фемининность, поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение: выгод от него может быть больше, чем потерь. Возможно, поэтому ряд женщин подражает маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. Обладание же и маскулинными, и фемининными чертами одновременно чревато для индивида провоцированием дисфункционального внутреннего конфликта, по мнению Малири Тейлор и Джудит Холл, поэтому они даже считают понятие андрогинии излишним. Не случайно и Сандра Бем позднее отказалась от идеи андрогинности как предпочтительного выхода для обоих полов
6. Сторонники фрейдизма  традиционно негативно относились  к женскому лидерству, связывая  его сугубо с маскулинной гендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое "фаллическим", рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам. В последнее время можно наблюдать некоторое смягчение психоаналитических взглядов на женское лидерство .
С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин-лидеров  норвежский психотерапевт Я. Джорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки -- всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и фантазии грандиозности (проявляющиеся в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей). По данным Я. Джорстад а, многие лидеры организаций демонстрировали признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины были более склонны к нарциссической грандиозности. Причины этого автор видит как в их анатомии, более "заметной" по сравнению с женщинами, так и в поощряемом западной культурой стремлении чрезмерно преувеличивать свой имидж, а женщины-лидеры либо отказывались от этой роли (до назначения или спустя некоторое время после него, несмотря на то что обладали рядом качеств, безусловно, полезных для лидерства), либо старались уменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам.
Хотя были обнаружены данные о нездоровой идентичности тех  женщин, что предпочитали карьеру  семье, но были и другие результаты: женщины-менеджеры легко интегрировали  в своей личности женственность  и лидерство. А отказ женщин от него был связан не обязательно с  боязнью утратить женственность, как постулировал психоанализ, но и с другими факторами, в частности, с нежеланием женщин играть в политические игры мужчин и с отношением общества к женскому лидерству. В то же время достаточно часто встречаются работы, авторы которых связывают здоровую гендерную идентичность лидеров с влиянием мужчин -- отцов (для обоих полов) и мужей (для женщин).
ДОМИНИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОЙ  ПОЗИЦИИ НАД ГЕНДЕРНЫМ ФАКТОРОМ
1. Ситуационно-должностной  подход (Р. Хауз; Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Постулируется, что мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами. В частности, речь женщин, с позиций этого подхода, является "речью безвластных", а женщины, занимающие должность, дающую им формальную власть, будут говорить подобно мужчинам, подражая их доминантности. Точно так же и мужчины-подчиненные будут по своим речевым характеристикам похожими на женщин. Результаты, полученные Катрин Джонсон, частично подтвердили действие формальной позиции на вербальное, а тендера -- на невербальное поведение. По мнению Элис Игли с соавт., этот подход недооценивает роль стереотипов в восприятии лидеров разного пола .
2. Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером с коллегами, имеет много приверженцев: М. Локхид и К. Холл; Линда Карли; Б. Меккер и П. Ветцель-0'Нейл, Элис Игли. Поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и обществе в целом: поскольку статус в обществе не равен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина -- как низкостатусный индивиды. Чтобы стать лидером в группе, женщине приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с мужчиной, даже если она обладает большими знаниями и способностями, чем кто-либо еще в группе; это было установлено при изучении детских групп, состоящих из представителей разных рас, в отношении черных детей. По мнению Элен Мэккоби и Кэрол Жаклин, дело обстоит аналогично и с женским лидерством.
Высокостатусного индивида оценивают как более компетентного и имеющего более желательные атрибуты по сравнению с низкостатусным, поэтому первому предоставляют более благоприятные возможности для того, чтобы хорошо выполнять работу и влиять на других людей. В результате он действительно становится более влиятельными. Будучи низкостатусными, женщины вынуждены демонстрировать с помощью экспрессивного поведения поддержки и согласия с высокостатусными индивидами, что они не стремятся узурпировать власть. Однако повышение статуса (благодаря своей компетентности или же благодаря официальной должности) позволяет женщине-лидеру проявлять поведение лица с более высоким статусом (мужчины), в частности, стиль, ориентированный на задачу.
Эта теория объясняет  множество эмпирических данных, обнаруживающих как сходство, так и различие лидеров  разного пола по эффективности, стилям, речевому поведению в деловых  ситуациях, причем, в отличие от других направлений, она предсказывает  действие гендерного эффекта и в лабораторных, и в полевых условиях. Учитывает она и стереотипы, однако не объясняет гендерные различия в социальном поведении за пределами деловых групп, и некоторые другие факты, в частности, то, почему женщины (в том числе и лидеры) демонстрируют более явно выраженное социо-эмоциональное поведение в чисто женских группах по сравнению со смешанными по полу: в соответствии с теорией в первых женщины должны проявлять большую ориентацию на задачу, чем в последних, где они имеют низкий статус.
3. Одной из наиболее  распространенных зарубежных теорий  лидерства остается бихевиористская динамическая модель обмена в диаде "лидер -- исследователь" ("leader - member exchance" -- LМХ) Г. Граена с соавторами: лидер формирует уникальные взаимоотношения с каждым подчиненным (как систему обменов). Эти отношения могут быть хорошими (с взаимным доверием и поддержкой, высокой продуктивностью работы и удовлетворенностью подчиненных), средними или плохими (с простым выполнением служебных обязанностей) и носят название высокого, среднего и низкого LМХ соответственно. В последнее время изучается влияние тендера на LМХ[18].
Считается, что женщинам-лидерам  труднее формировать отношения  высокого LМХ с мужчинами, чем их коллегам противоположного пола, поскольку симпатия возникает скорее между индивидами, имеющими сходство между собой. Однако в исследованиях такие женщины оказались способными устанавливать отношения высокого LМХ, в частности, с мужчинами-подчиненными.
Концепция LMX тесно  связана с представлением о высоко трансформационном лидере (Б. Басе, Дж. Хант и другие), который обладает способностью преобразовывать (совершать трансформацию) своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. Было установлено, что мужчины и женщины имели равную способность быть высоко трансформационными лидерами.
4. Вероятностная модель  лидерства, разрабатываемая Ф.  Фидлером и его последователями, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль. В самом деле, в своем исследовании К. Шнейер не обнаружил у лидеров тендерных различий по стилю: все они были значительно более ориентированы на задачу, чем нелидеры.
РАВНОЦЕННОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА И ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ
1. Концепция информационной  обработки Д. Гамильтона и связанная  с ней теория схемы С. Тейлора  и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем:
а) личностные,
б) ситуационные
в) ролевые.
Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих: о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерный стереотип), и о том, каким должен быть лидер, менеджер (лидерский стереотип).
Множество исследований посвящено изучению влияния стереотипов  на восприятие различных аспектов поведения  мужчин и женщин в роли лидеров. При  этом выясняется, что лидеры не соответствуют  либо тендерному, либо лидерскому стереотипу. Чтобы устранить встречающееся  рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека, индивид прибегает  к следующим приемам:
а) каузальной атрибуции (к примеру, достижение успеха женщинами  объясняется удачей, а не способностями);
б) игнорированию рассогласования;
в) ролевому выравниванию (поведение индивида подгоняют к  ролевому стереотипу);
г) навешиванию девиантного ярлыка (женщину, делающую карьеру, называют "синим чулком", "бесплодной" -- "libber");
д) вытеснению из группы (женщинам-менеджерам к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания).
Кэтрин Бэртол и Д. Мартин объясняют противоречивость эмпирических данных, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, с помощью указанной теории. В лабораторных условиях проявляется гендерная схема: женщина считается непригодной для роли лидера и сама отказывается от этой роли в присутствии мужчин; в организациях же в отношении женщины-лидера действует скорее лидерская, чем гендерная, схема и окружающие оценивают ее одинаково с мужчиной.
2. Социально-ролевая  теория гендерных различий лидеров разрабатывается известной американской исследовательницей Элис Игли с 1987 г. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины- и женщины-лидеры должны вести себя конгруэнтно их гендерной роли и в своем поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщин-лидеров могут вызывать у них снижение самооценки, неуверенность в себе и, соответственно, ухудшение продуктивности работы. И хотя компетентные женщины способны преодолеть эти сложности, мужчины получают преимущество при сравнении их с женщинами в роли лидера, так как подобных барьеров для них не существует. Э. Игли считает, что смягчение ролевого конфликта у женщин-лидеров приведет к росту их достижений. Этому смягчению могут способствовать:
а) реальные успехи женщин;
б) выбор ими той  области занятий и должности  в тех организациях, где лидерская  роль по стереотипу не слишком маскулинизирована, а, скорее, андрогинна (к примеру, руководитель детского образовательного учреждения, а не военного ведомства или бизнес-компании);
в) демонстрация относительно фемининного лидерского стиля -- демократического и ориентированного на взаимоотношения .
Хотя эта теория достаточно популярна, она не способна объяснить те результаты, когда женщины  и мужчины ведут себя одинаково, занимая одни и те же лидерские  позиции. И все же именно она, как  и статусная теория, представляются нам наиболее перспективными. Однако пока не появилось теории, объясняющей  все экспериментальные факты.
2.2 Перспективы женского  лидерства
Сторонники этого  направления изучают препятствия, которые общество выставляет перед  женщинами на пути к лидерству.
Очень популярна метафора о "стеклянном потолке" ("glass ceiling"): невидимой, но реальной преграде, на которую наталкивается женщина-лидер, когда пытается достичь вершин успеха; для мужчин такой преграды не существует. Исследования подтвердили, что женщины имели больше препятствий для служебного роста, чем мужчины.
Чтобы изменить эту  ситуацию, многие организации в США  и Западной Европе под давлением  общественного мнения проводят так  называемую политику равных возможностей. Однако, как выяснилось, эта политика скорее декларируется, чем осуществляется на деле, и встречает сопротивление  со стороны мужского персонала.
Среди объективных  факторов, препятствующих успеху женщин-лидеров, называется лишение их доступа к  информации, а также меньшая по сравнению с мужчинами возможность  поучиться у менеджеров своего пола, занимающих более высокие должности, -- считается, что процесс наставничества протекает успешнее при сходстве его участников.
Но главное препятствие  заключается в отношении окружающих. Несмотря на то, что по ряду качеств  женщины-лидеры не отличаются от своих  коллег-мужчин, представление об их непригодности для лидерской  роли является устойчивым. Оно проявляется  в осуждении близких и друзей, в предпочтении подчиненными мужчины  в роли босса и в скептицизме  мужчин-администраторов по отношению  к женщинам-лидерам. Причем в большей  психологической изоляции оказываются  успешные женщины-менеджеры.
Недостаток власти, дефицит лидерства заставляют женщин прибегать к защитным стратегиям:
а) сверхфункционированию на работе (по времени и усилиям);
б) использованию специфически женских способов деловых переговоров  с мужчинами (кокетства, принижения своих способностей);
в) применению "маски" -- стремлению скрыть свою эмоциональную  и личную жизнь, чтобы не по лучить ярлык неэффективных работников и т.п., что может составлять угрозу их психическому здоровью.
И все же женское  лидерство все чаще становится реальностью, выполняя в том числе и социальный заказ. Многие компании озабочены царящими в ним отчуждением и цинизмом и ищут гуманистические подходы к управлению, возлагая надежды на женскую модель лидерства; они обучают женщин-менеджеров по специальным лидерским программам, и некоторые фирмы заслужили репутацию "лучших компаний для женщин" .
Главной заслугой гендерной психологии лидерства является постановка задачи сравнительного изучения лидеров разного пола. Возможно, гендерный эффект найдет свое место среди других феноменов лидерства, и в этом плане эта область имеет большой исследовательский потенциал: многие эксперименты, повторенные при учете пола, могут дать другие результаты и стимулировать новые теории. Однако необходимо уже сейчас устранить смещение акцентов и изучать гендерную роль лидеров -- не только женщин, но и мужчин. Отсутствие теории, объясняющей все экспериментальные факты, может свидетельствовать о "кризисе роста" этой области.
В настоящее время  развитие данной проблемы отмечено и  в отечественной психологии, что  подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах (В.В. Абраменкова, 1987, Л.В.Бабаева, A.C. Кочарян, И.Н.Логвинов, Т.В. Бендас, Е.С. Соколова, О.Г.Лопухова, В.И.Румянцева, И.В.Ходырева, А.Е. Чирикова, Е. Балабанова, И.Н. Тартаковская, Е. Гвоздева, В. Герчиков, Н.Д. Стрекалова, O.K. Самарцева, Т.А. Фомина, СЮ. Барсукова и др.
Отечественные исследователи  больше внимания уделяют деловым  женщинам -- менеджерам в крупных компаниях и предпринимательницам, которые давно в бизнесе и известны в своих городах, регионах.
Различная ориентация у руководителей разного пола была выявлена в работе Ф.Н.Портнова и Э.С.Чугуновой: мужчины по сравнению  с женщинами более высоко выше ценят качества, обеспечивающие эффективность  профессиональной деятельности и организации  взаимодействия в коллективе; руководители-женщины  выше оценивают морально-нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения.
Замечено, что мужской  стиль более эффективен либо в  структурированных ситуациях и  при простых задачах, либо в ситуациях  с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях.
А.Л Журавлевым был  предложен подход к определению  стилей - выделение директивного, коллегиального и попустительского компонентов  стиля руководства. Выводы, сделанные  исследователем, состоят в том, что  фактор пола определяет различную выраженность основных компонентов и типов  индивидуального стиля руководства, тем самым, обусловливая его эффективность. Выявлены различия в способах взаимодействия руководителей разного пола с  коллективами: у женщин преобладают  комбинированный и промежуточный  стили. Комбинированный стиль руководства, сочетающий в себе директивный, коллегиальный  и попустительский компоненты, обеспечивает женщинам-руководителям большую, по сравнению с мужчинами, социально-психологическую  эффективность. К формированию директивности  и попустительства в стиле  руководства женщин приводит низкая выраженность педагогических и коммуникативных  качеств личности; высокий уровень  развития этих качеств определяет развитие коллегиального компонента стиля лидерства.
2.3 Психологические  особенности женщины руководителя, отличающие ее от мужчины-руководителя
"Женщины-менеджеры  лучше мужчин, потому что они  умеют думать и как мужчины  и как женщины, а мужчинам  нужно этому учиться"
Литература для  студентов
1. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // Социол.исслед. 1997. №3 С.76-77.
2. Самарцева О. Фомина  Т. Особенности женского менеджмента. // Российское предпринимательство:  стратегия, власть, менеджмент. М.:ИСИ  РАН. 2000.
3. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М Институт Социологии РАН. 1998 С. 119. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М. Институт Социологии РАН. 1998
Исследования самарских  социологов базировались на концептуальной идее, предложенной В.Радаевым. Согласно предложенному автором подходу для анализа отношений между руководителями и подчиненными использовались 4 концептуальные переменные: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство. Для построения основных стратегий выделялись следующие переменные: определение дистанции с подчиненными, характер принятия решений, технология проведения принятых решений, организация текущего контроля за ходом исполнения решений, способ организации труда, форма ответственности за принятые решения, степень формальности отношений, вовлеченность в проблемы подчиненных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.