На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Систематизация законодательства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия »
Факультет сокращенных образовательных  программ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине: « Проблемы правоведения»

  На  тему: Систематизация законодательства

 
 
 
 
 
                           Выполнила: студентка гр.47 ФСОП
                                  Ваганова Е.П. 

                     Преподаватель: Ягофаров Д.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011 
 

Содержание
Введение.
1. Понятие  и характерные черты систематизации  законодательства
2. Формы  систематизации законодательства
2.1. Учет  и консолидация как формы систематизации  законодательства
2.2. Инкорпорация  как форма систематизации законодательства
2.3. Кодификация  как форма систематизации законодательства
3. Основные  этапы систематизации законодательства
4. Характеристика Свод закона систематизации законодательства
Заключение
Литература
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Систематизация  законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей  правовой системы. В современных  цивилизованных государствах имеется  значительное число нормативных  актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может  остановиться на определенном этапе, а  все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового  регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений  объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих  нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников  и собраний законодательства. Такая  деятельность по приведению нормативных  актов в единую, упорядоченную  систему обычно называется систематизацией  законодательства.
   Потребность в систематизации очень актуальна  для законодательства Российской Федерации, так как число действующих  нормативных актов всех уровней  – и федерального, и регионального, и муниципального – постоянно  растёт. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно  меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому  если сейчас не заниматься упорядочением  действующей нормативной базы, которая  увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие  трудности в нахождении и использовании  действующих норм права, хаос и неразбериха  в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что  сейчас, когда создается практически  новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных  актов России и их частей, которые  полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или  попросту безнадежно устарели. Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки  и практики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства 

   Рассмотрим  различные определения понятия "систематизация законодательства", которые даются в юридической литературе, и выделим  характерные черты и основные задачи данного вида юридической  деятельности.
   Систематизация  законодательства:
    это целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведение действующих актов в определённую систему путём составления единых нормативных актов или их сборников;1
    деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике.2
   Таким образом, можно выделить следующие  существенные признаки систематизации законодательства:
      особый вид юридической деятельности;
      цель систематизации – это создание единой стройной, эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью и структурностью;
      систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация;
      объектом данного вида деятельности является действующее законодательство как система нормативно-правовых актов;
      научно обоснованная, унифицированная;
      в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты. Но в истории России известны периоды, когда какое-либо упорядочение законодательства носило только характер неудачных попыток (со времён Соборного Уложения 1649 года до кодификационных работ под руководством Сперанского М.М. в 1826-1833 гг.). Отсутствие работы по приведению законодательства в систему затрудняет его эффективное практическое использование, правовую культуру граждан;
      результатом систематизации является создание кодифицированных актов.
   Итак, цель систематизации – создание системы законодательства. Системность законодательства заложена в самой природе нормативно-правовых актов, источников права, правовых норм.3,4 Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система
   В общетеоретическом и философском  плане "система" - "определённая совокупность элементов, находящихся  в определённой взаимосвязи, которая  придаёт данной совокупности целостный  характер"; некоторое упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определённую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих его элементов; как "комплекс взаимодействующих элементов"; как "отграниченное множество взаимодействующих элементов". Таким образом, общее, что объединяет определения системы – это "взаимосвязанное множество элементов".
   "Система  законодательства – совокупность  нормативно-правовых актов, в  которых объективизируются внутренние  содержательные и структурные  характеристики права". Однако, это  не просто совокупность нормативно-правовых  актов, а их дифференцированная  система, основанная на принципах  субординации и скоординированности  её основных компонентов. Не  следует смешивать два взаимосвязанных  понятия "система права"  и "система законодательства", которые соотносятся как содержание  и форма. Этой проблеме посвящено  большое количество литерату, в  данной работе рассматривается  система законодательства как  результат научно обоснованной  целенаправленной деятельности  по систематизации законодательства. позволяет выделить основные  задачи, направления и требования  к проведению систематизации  законодательства:
      совершенствование действующих нормативных актов, придание им свойств системности, непротиворечивости;
      обнаружение пробелов в нормативном материале, устаревших, дублирующих или противоречащих друг другу нормативных актов и быстрая их ликвидация, что влияет на обеспечение законности и правопорядка;
      обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы;
      систематизация – необходимая предпосылка целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.
   В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению законодательства: на совершенствование содержания новых  нормативных актов или совершенствование  форм изложения норм без изменения  содержания выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и  внешняя.
   Обычно  в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных  формы правовой деятельности:
    сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
    подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
    подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
    подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).
Также выделяют общие и отраслевые формы систематизации.5 В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению или юридической силе. Во втором случае – нормативных актов по отдельным отраслям хозяйства или права  
 

        
 
 
 
 

      Обычно  в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных  формы правовой деятельности :
      1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими  учреждениями и организациями  действующих нормативных актов,  их обработка и расположение  по определенной системе, хранение, а также выдача справок для  заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
      2) подготовка и издание различного  рода собраний и сборников  нормативных актов (инкорпорация законодательства);
      3) подготовка и принятие укрупненных  актов на базе объединения  норм разрозненных актов, изданных  по одному вопросу (консолидация законодательства);
      4) подготовка и принятие новых  актов (типа кодексов), в которые  помещаются как оправдавшие себя  нормы прежних актов, так и  новые нормативные предписания  (кодификация законодательства).

2 Формы систематизации законодательства

2.1. Учет нормативных актов

 
      Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного  применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т.д. Особую роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов. Кроме того, такой учет необходим для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов, для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу, для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов. Наконец, без надлежащего учета нормативных актов невозможно эффективное правовое просвещение, деятельность учебных и научных юридических учреждений.
      В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные  указы Президента РФ и Правительства  РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ. В зависимости от функций  органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут  быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).
      Основные  принципы организации учета законодательства:
      1) полнота информационного массива,  обеспечивающая фиксацию и выдачу  всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений  в информационном массиве; 
      2) достоверность информации, основанная  на использовании официальных  источников опубликования нормативных  актов, а также на своевременной  фиксации внесенных изменений  во включенные в информационный  фонд акты;
      3) удобства пользования, необходимые  для оперативного и качественного  поиска нужных сведений о праве. 

        
 
 
 
 

      Наиболее  простой вид учета законодательства это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. Очевидно, что акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации, как более совершенном виде учета поступающих в орган, учреждение нормативных актов, такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты.
      Очевидно, что возможности журнального учета довольно скромны и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.
      Другая, более совершенная форма учета  законодательства картотечный учет. Это создание разного ряда картотек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.
      На  карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты  акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст такого акта, что  представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих  карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся  полки и тиражирование необходимых  карточек и т.д.).
      Преимущества  картотечного учета проявляются  в том, что он обеспечивает возможность  оперативно вносить коррективы в  карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт, в быстроте поиска.
      Карточки  в картотеке обычно располагаются  по хронологическому, алфавитно-предметному  либо предметно-отраслевому принципам. Наиболее удобен последний принцип, когда учет осуществляется путем  расположения всех карточек в соответствующие  разделы, подразделы, отделы, пункты и  другие подразделения заранее разработанного и утвержденного классификатора, основанного на делении всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты и т.д.
      В настоящее время действуют разные справочно-правовые системы (например, такие, как Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс, Референт). В них разработан единый многоуровневый классификатор  нормативных актов, принимаемых  правотворческими органами Российской Федерации и ее субъектов, который  может быть использован во всех органах  и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его  несомненных достоинств следует  отнести высокий уровень детальности  по большинству разделов, широкий  охват регулируемых законодательством  проблем, активное применение многоступенчатого  дробления рубрик.
      Третья  форма учета законодательства - это  ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.
      В деятельности того или иного органа, учреждения могут сочетаться различные  формы учета законодательства, взаимно  дополняющие друг друга. Возможны, например, ведение журнального учета по хронологическому принципу вместе с  созданием предметно-отраслевой картотеки  либо картотечный учет и одновременное  ведение контрольных текстов  актов действующего законодательства. Такое сочетание разных форм учета  способствует повышению эффективности  справочно-информационной службы в  области законодательства.
      Ныне  все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов. Во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации. Это все законодательство страны (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т.д. и т.п.
      Во-вторых, справки о законодательстве и  практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу  в то время как, например, при картотечном  учете такие справки можно  выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки. Наконец, компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу же ее напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.
      Впервые автоматизированная система правовой информации была создана в США  в 60-х годах группой ученых и  юристов под руководством профессора Д.Хорти. Ныне в США и других западных государствах созданы десятки такого рода систем. Одни из них входят в состав аппарата органов законодательной, исполнительной и судебной власти, другие носят частный характер и обслуживают на договорной основе частные фирмы, организации, адвокатов, юрисконсультов. Существует единая система правовой информации для всех западноевропейских государств, которая включает в себя примерно 150 тыс. единиц правовых документов.
      В Российской Федерации такого рода автоматизированные системы ныне созданы в аппарате Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, в  Министерстве юстиции РФ и в ряде других федеральных органов.
      Ныне  существующие упомянутые выше справочно-поисковые  системы по законодательству содержат десятки и сотни тысяч правовых информационных документов и позволяют  осуществлять их поиск по различным  данным: вид и заголовок правового  акта, его номер и дата принятия, орган, его принявший, источник и  дата официального опубликования такого акта, используемые в его тексте ключевые слова и др.

2.2 Инкорпорация законодательства

 
     Инкорпорация  законодательства - это такая форма систематизации,  когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.
      Особенность инкорпорации состоит в том, что  какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового  регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации  и консолидации.
      Примеры издания разного рода официальных  сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.
      История создания различного рода сборников  и собраний правовых актов в России имеет древние корни и довольно интересна и поучительна.
      Первая  попытка систематизации действующих  правовых норм в России были предпринята  еще в XI - XII веках, в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Позднее Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII века Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX века оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX века, проведенной под руководством известного юриста того времени М.М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 года.
      Свод  законов в России был издан  в 1832 году и состоял из 15 томов. В него было включено около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. В него вошли все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим Правительственным Синодом.
      В 60 - 70-х годах были подготовлены и  изданы Систематическое Собрание законодательства СССР в пятидесяти томах и соответствующие  собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные  по предметному принципу все действующие  на момент издания собраний законодательные  акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х годах Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).
      Свод  законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие  законодательные акты и важнейшие  постановления Правительства РФ общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному  признаку.
      Как известно, период издания Свода законов  РСФСР, а именно вторая половина 80-х  годов, характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей  кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику.
      Деление инкорпорации на отдельные виды можно  производить по различным основаниям
      В зависимости от юридической  силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.
      Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР.
      Подготовка  официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления  выявляются и признаются утратившими  силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные  части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается  ряд новых законов и иных нормативных  актов, устраняющих имеющиеся в  законодательстве пробелы. Возможно также  устранение множественности нормативных  актов по одному вопросу путем  принятия укрупненных, консолидированных  актов.
      Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах.
      Неофициальная инкорпорация осуществляется федеральными министерствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.
      По  характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативных акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов органов исполнительной власти или муниципальных органов и др.).
      В систематических собраниях нормативные  акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются  опять же не в хронологическом  порядке, а по предметному принципу, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).
      При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический  и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом  порядке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.