На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коммуникативные барьеры, понятия, типы, пути преодоления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Тульский государственный университет 
Кафедра социологии и политологии 

 
 
 
Курсовая работа по дисциплине 
«Основы теории коммуникации» 
на тему: Коммуникативные барьеры, понятия, типы, пути преодоления 
 

 
 
 
 
 
Студент гр.

Научный руководитель: доц.,канд.соц.н.: Бочарова О.Е. 

 
 
 
 
 
Тула 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ……………………………………………
1.1.Сущность и подходы  к определению коммуникационных  барьеров……………………………………………………………………..
1.2. Классификация коммуникативных  барьеров………………………..
1.3 Психологические коммуникационные  барьеры……………………...
ГЛАВА 2. УСТРАНЕНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ…………
2.1.  Развитие коммуникативной  компетентности, как важнейшего  фактора преодоления причин психологических  коммуникационных барьеров……….
2.2. Совершенствование коммуникативных  навыков, как способа преодоления  психологических коммуникативных  барьеров…………………………………..
2.3. Правила построения  эффективного коммуникационного  процесса……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ
1.1.Сущность и подходы  к определению коммуникационных  барьеров,
         В  научной  литературе  встречаются  различные  определения  понятия
«коммуникативный  барьер», «коммуникационный  барьер», «барьер  общения».
         Рассматривая  разницу  между  терминами « коммуникативный»  и
«коммуникационный», будем  придерживаться точки зрения, что  «коммуникативное есть нечто-в-себе, коммуникационное — нечто-в-ином».
Соколов А. В. называет «коммуникационными барьерами — препятствиями на пути  движения  смысла от  коммуниканта  к реципиенту».1
 По Шевандрину Н. И. «коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути  адекватной  передачи  информации  между  партнерами  по  общению»2 .
Зимичев  А.  М.,  акцентирует внимание  на  том,  что
коммуникативными  барьерами  являются  факторы,  служащие  причиной  или способствующие конфликтам.
Продолжая  эту  мысль  Г.  М.,  Радугин  А.  А.  и  Радугина  О.  А.
говорят, что «такие барьеры  могут возникать из-за того, что  отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком», на котором говорят
участники  коммуникативного  процесса,  но  различиями  более  глубокого  плана, существующими  между  партнерами»3. Различия восприятия, понимания и переработки информации у участников коммуникативного
процесса,  т.  е.  субъективная  невозможность  полноценно  осуществить  процесс 
общения ведут  к  появлению  коммуникативных  барьеров. 
Подводя итог приведенным  определениям коммуникативных барьеров можно прийти к выводу о том, что, с  одной  стороны,  коммуникативный  барьер  препятствие,  возникающее непреднамеренно,  зависящее  от  различных  факторов,  с  другой  возводимое специально (сознательно или бессознательно) для защиты от внешнего воздействия.
1.2. Классификация  коммуникативных барьеров.
Для понимания всей сущности коммуникативных барьеров необходимо рассмотреть классификацию коммуникативных барьеров, основанную на их делении по различным критериям. А.В. Соколов предлагает следующую классификацию коммуникативных барьеров:
1. Технические барьеры в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах. Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно. Из-за воздействия шумов и помех уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне. Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видео-звукозаписи, компьютерной техники (вспомним компьютерные вирусы, засорение пространства Интернет) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее.
2. Межъязыковые барьеры возникают при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.
В настоящее время насчитывается  несколько тысяч стихийно возникших  языков, наречий и диалектов. Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы. Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет толмача-переводчика). Главная беда состоит в том, что в силу социально-мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение. Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.
Кардинальный способ преодоления  межъязыкового барьера виделся в разработке искусственного языка между народного общения. Первым языком такого рода стал воляпюк, предложенный в 1879 г. в Германии И. М. Шлейером. Слова «естественных языков в нем видоизменялись и теряли опознаваемость, например, английское world — vol, speak — puk, отсюда volapuk — всемирный язык. Воляпюк оказался чересчур сложным для практического использования, поэтому в дальнейшем международные языки стали строиться на основe интернациональной лексики, преобразованной по вкусу авторов. Грамматика максимально упрощалась. Количество проектов к 30-м годам XX века исчислялось тремя сотнями. Образовалось научное направление интерлингвистика. Наиболее популярны следующие продукты интерлингвистики:
Эсперанто (основан в 1887 г. Л. Заменгофом, Польша);
Идо (реформированный Эсперанто, 1907 г., Франция);
Окциденталь (1921—1922 гг., автор Э. Валем, Эстония);
Новиаль (синтез идо и окциденталя, осуществленный Л. Есперсеном, Дания, в 1928 г.);
Интерлингва — создан в  1951 г. Ассоциацией международного вспомогательного языка в США.
3. Социальные барьеры возникают между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы, жителей города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным цензом и т. д. Сущность социального барьера не в различных социолектах, жаргонах, стилях речи, отличающих одну социальную группу от другой, а в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержание групповой памяти.
Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого — «все на одно лицо».
4. Психологические барьеры возникают вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д. Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник — подчиненный и др. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом.
Итак, в сознании коммуниканта складываются:
• собственный имидж — Як;
• имидж реципиента — Рк  .
В сознании реципиента в  свою очередь образуются:
• собственный имидж — Яр;
• имидж реципиента — Кр.
В случае межличностного общения  возникает следующая ситуация: коммуникант говорит в качестве Як, обращаясь к Рк, реципиент отвечает ему как Яр и адресуется при этом к Кр(см. приложение, Рис.1). Ск и Ср — сообщения, которыми обмениваются К и Р.
Ясно, что в реальной жизни Як и Кр, также как Яр и Рк не совпадают, а в лучшем случае имеют сходство. Коммуниканту трудно предугадать его имидж в сознании реципиента, и наоборот. В результате каждый из них обращается «не по адресу» и сам это не осознает. В этом и заключается суть психологического барьера, который, строго говоря, неустраним во всех видах и формах социальной коммуникации, кроме подражания.
Василик предлагает термин «человеческие» барьеры коммуникации,обьединяя при этом психофизиологические и социокультурные коммуникационные барьеры. Под психофизиологическими барьерами в данном случае понимаются барьеры, которые могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (нарушения логопедического характера — заикание, картавость и т.п.), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (афония, дисфония — полная или частичная потеря голоса вследствие, например, простудных заболеваний или ввиду несмыкания голосовых связок), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д. ссс вас с 150
На способность людей  общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают  их психологические характеристики. <…>
Психологические барьеры  общения по своей природе могут  быть продуктом как безличных  механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Выполняя функцию средства психологической защиты индивида от перегрузки эмоциональной информацией, стереотип выступает и в роли социально-психологического барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению в качестве уникальной индивидуальности. Примером вторых могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности. Так, интровертированность часто оказывается социально-психологическим барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой.
Краткая характеристика коммуникационных барьеров показывает их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Однако для познания законов социальных коммуникаций важно познакомиться с попытками, иногда весьма впечатляющими, преодоления этих барьеров.
Таким образом, классификация  коммуникативных барьеров достаточно широка и основана в большей степени  на делении по признакам возникновения.
1.3 Психологические  коммуникационные барьеры.
Одни из наиболее распрастраненных и касающиеся каждого человека практически в любой коммуникативной ситуации коммуникативные барьеры – это психологические барьеры. Поэтому в данной работе вышеуказанный вид коммуникативных барьеров будет рассмотрен подробнее.
Барьеры психологические [от франц. bariere — преграда, препятствие] — специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством самонеудовлетворенности, самонеприятием и самонепринятием, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины. Традиционно в социальной психологии и социальной психологии личности различают коммуникативные барьеры и барьеры смысловые. Если коммуникативный барьер напрямую связан с теми трудностями, которые возникают у личности, прежде всего, при планировании и организации ею актуального коммуникативного акта, то смысловой барьер связан c взаимонепониманием между людьми, так как для них одно и то же событие или явление имеет различный смысл. При этом, как правило, значение, например, слов просьбы или приказа понятно обеим общающимся сторонам, но несовпадение смыслов приводит к разрушению взаимодействия, обусловливает непродуктивность контакта, закладывает основы возможного межличностного конфликта. Практически невозможно назвать ту сферу взаимодействия людей, которая была бы гарантирована от смысловых барьеров. В то же время наиболее часто смысловые барьеры возникают в ходе взаимодействия детей и взрослых, а также в отношенческих системах "руководитель — подчиненный" и "подчиненный — руководитель". Понятно, что смысловое недопонимание принимает особо острые формы и приводит к особенно болезненным последствиям в обстоятельствах кардинальной смены социальных ориентиров в социуме, деформации ценностной системы общества.
Классическим примером психологического барьера является ситуация, в которой  потенциальные субъекты взаимодействия в буквальном смысле говорят на разных языках в отсутствии переводчика. На практике подобные барьеры чаще всего  имеют место при прохождении  той или иной информации через  многочисленные передаточные звенья в  так называемых коммуникационных сетях  организаций. Это может носить характер фильтрации, либо блокирования информации. Под фильтрацией понимается сознательное либо неосознанное искажение входящего  сообщения передаточной инстанцией. Классическое исследование фильтрации послания в коммуникативных сетях  организации построенной по иерархическому принципу, проведенное в 60-е гг. XX века американским психологом Р. Николсом показало, что "...около 80% информации, содержавшейся в послании, терялось к тому моменту, когда оно доходило от тех, кто занимал высшие посты в организационной иерархии, до отдельных работников среднего звена"сссс. Аналогичные искажения происходят и при прохождении информации "снизу вверх". Блокирование означает полное перекрытие коммуникативного канала. Примером может служить "синдром гонца, доставившего дурные вести", когда руководству не докладывается информация негативного характера, дабы избежать "снятия голов".
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что психологические  барьеры оказывают наиболее значимое влияние на течение процесса коммуникации и являются одной из наиболее сильных  помех достижению фиктивного результата коммуникации.
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. УСТРАНЕНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ.
2.1.  Развитие коммуникативной компетентности, как важнейшего фактора преодоления  причин психологических коммуникационных  барьеров.
  Коммуникативная компетентность  рассматривается как  система   внутренних
ресурсов,   необходимых   для   построения   эффективной   коммуникации    в
определённом круге ситуаций  личностного  взаимодействия.  Компетентность  в
общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие  характеристики  и  в
тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
    Развитие компетентного  общения в современных условиях  предполагает  ряд
принципиальных направлений  его гармонизации. При этом для  практики  развития
коммуникативной компетентности, важно ограничить  такие  виды  общения,  как
служебно-деловое или  ролевое и интимно-личностное.  Основание  для  различия
является обычно психологическая  дистанция  между  партнёрами,  это  я  –  ты
контакт.  Здесь  другой  человек  приобретает  статус  ближнего,  а  общение
становится доверительным  в глубоком смысле, поскольку речь  идет  о  доверии
партнёру себя, своего внутреннего  мира,  а  не  только  «внешних»  сведений,
например, связанных с  совместно решаемой типовой служебной  задачей.
    Компетентность  в  общении  предполагает  готовность  и  умение  строить
контакт на разной психологической  дистанции  –  и  отстранённой  и  близкой.
Трудности порой могут  быть связаны  с  инерционностью  позиции  –  владением
какой-либо  одной  из  них  и  её  реализацией  повсеместно,  независимо  от
характера партнёра и своеобразия  ситуации. В целом компетентность в  общении
обычно  связана  с  овладением  не  какой-либо  одной  позицией  в  качестве
наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру.  Гибкость  в  адекватной
смене  психологических  позиций   –   один   из   существенных   показателей
компетентного общения.
    Компетентность  во всех видах  общения   заключается  в  достижении  трёх
уровней  адекватности   партнёров   –   коммуникативной,   интерактивной   и
перцептивной. Следовательно  можно говорить о различных видах  компетентности
в  общении.  Личность  должна   быть   направлена   на   обретение   богатой
многообразной палитры психологических  позиций,  средств,  которые  помогают
полноте   самовыражения   партнёров,   всем   граням   их   адекватности   –
перцептивной, коммуникативной, интерактивной.
    Реализация личностью  своей субъективности в общении  связана с  наличием
у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.
    Коммуникативная  компетентность складывается из  способностей:
    1. Давать социально-психологический  прогноз коммуникативной ситуации, в
       которой  предстоит общаться;
    2. Социально-психологически  программировать процесс  общения,  опираясь
       на своеобразие  коммуникативной ситуации;
    3. Осуществлять  социально-психологическое управление  процессами общения
       в коммуникативной  ситуации.
    Прогноз формируется  в  процессе  анализа  коммуникативной   ситуации  на
уровне коммуникативных  установок.
    Коммуникативная   установка  партнёра  –   это   своеобразная   программа
поведения   личности   в   процессе   общения.   Уровень   установки   может
прогнозироваться  в   ходе   выявления:   предметно-тематических   интересов
партнёра, эмоционально-оценочных  отношений к различным  событиям,  отношение
к  форме  общения,  включенности  партнёров   в   систему   коммуникативного
взаимодействия. Это определяется в  ходе  изучения  частоты  коммуникативных
контактов,   типа   темперамента   партнёра,   его    предметно-практических
предпочтений, эмоциональных  оценок форм общения.
    При  таком   подходе  к  характеристике  коммуникативной  компетентности
целесообразно  рассмотреть  общение  как  системно  -интегрирующий  процесс,
который имеет следующие  составляющие.
     .  Коммуникативно-диагностическую  (диагностика   социопсихологической
       ситуации  в условии будущей коммуникативной   деятельности,  выявление
       возможных    социальных,    социально-психологических    и    других
       противоречий, с которыми возможно предстоит  столкнуться  личности  в
       общении)
     .  Коммуникативно-программирующую   (подготовка   программы   общения,
       разработка  текстов для общения, выбор   стиля,  позиции  и  дистанции
       общения
     . Коммуникативно-организационную  (организация  внимания  партнёров   по
       общению,  стимулирование их коммуникативной  активности и т.д.)
     . Коммуникативно-исполнительскую  ( диагноз коммуникативной ситуации, в
       которой  разворачивается  общение   личности,  прогноз  развития  этой
       ситуации,  осуществляемый  по  заранее   осмысленной   индивидуальной
       программе  общения).
    Каждая из этих  составляющих требует специального  социотехнологического
анализа, однако рамки  изложения  концепции  дают  возможность  остановиться
только на  коммуникативно-исполнительской  части.  Она  рассматривается  как
коммуникативно-исполнительское  мастерство личности.
    Коммуникативно-исполнительское  мастерство личности проявляется  как  два
взаимосвязанных  и  всё  же  относительно   самостоятельных   умения   найти
адекватную теме  общения  коммуникативную  структуру,  соответствующую  цели
общения, и умение  реализовать  коммуникативный  замысел  непосредственно  в
общении,  т.е.  продемонстрировать  коммуникативно-исполнительскую   технику
общения.   В   коммуникативно-исполнительском   мастерстве   личности
проявляются  многие  её  навыки  и   прежде   всего   навыки   эмоционально-
психологического  саморегулирования  как  управление  своей  психофизической
органикой, в результате чего личность достигает адекватного  коммуникативно-
исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.
    Эмоционально-психологическая  саморегуляция создаёт настрой на общение в
соответствующих  ситуациях,  эмоциональный  настрой  на  ситуацию   общения,
означает прежде всего  перевод  обыденных  эмоций  человека  в  тональность,
соответствующую ситуации взаимодействия.
    В процессе  эмоционально-психологической саморегуляции следует различать
три  фазы:  длительное  эмоциональное   «заражение»   проблемой,   темой   и
материалами  предстоящей  ситуации   общения;   эмоционально-психологическую
идентификацию на стадии  разработки  модели  своего  поведения  и  программы
предстоящего общения; оперативную  эмоционально-психологическую  перестройку
в обстановке общения.
    Эмоционально-психологическая   саморегуляция    приобретает    характер
целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными  и  экспрессивными
навыками,  которые  также  составляют  необходимую   часть   коммуникативно-
исполнительского  мастерства.  Она  проявляется  в  умении  остро,   активно
реагировать на изменения  обстановки общения, перестроить  общение  с  учётом
перемены эмоционального  настроя  партнёров.  Психологическое  самочувствие,
эмоциональный   настрой   личности   прямо   зависят   от    содержания    и
результативности общения.
    Перцептивные  навыки  личности  проявляются   в  умении  управлять  своим
восприятием и организовывать его: верно оценивать  социально-психологический
настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по  первому
впечатлению прогнозировать  «ход»  общения.  Они  позволяют  личности  верно
оценивать эмоционально-психологические  реакции партнёров по общению  и  даже
прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые  помешают  достигнуть  цели
общения.
    Экспрессивные   навыки   коммуникативно-исполнительской    деятельности
принято рассматривать как  систему  умений,  создающих  единство  голосовых,
мимических,  визуальных  и  моторнофизиолого-психологических процессов.  По своей сути это навыки самоуправления  выразительной сферой  коммуникативно-исполнительской деятельности.
    Связь  эмоционально-психологической   саморегуляции  с выразительностью
есть  органическая  связь  внутреннего  и  внешнего  психологического.   Это
стремление  и  обеспечивает  внешнее   поведение,   выразительные   действия
личности в общении  в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются  как
культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов  и
пластики поз, эмоционально-мимического  сопровождения высказывания,  речевого
тона  и речевой громкости.
    В многообразных  случаях общения инвариантными  составляющими оказываются
такие компоненты, как партнёры-участники,  ситуация,  задача.  Вариативность
обычно связана с изменением характера  самих  составляющих  –  кто  партнёр,
какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.
    Коммуникативная   компетентность  как  знание  норм  и  правил  общения,
владения его технологией, является составной частью более  широкого  понятия
«коммуникативный потенциал  личности».
    Коммуникативный  потенциал – это характеристика  возможностей  человека,
которые  и  определяют  качество  его  общения.  Он  включает  на   ряду   с
компетентностью в общении  ещё  две  составляющие:  коммуникативные  свойства
личности, которые характеризуют  развитие потребности в общении, отношение  к
способу  общения  и  коммуникативные  способности  –   способность   владеть
инициативой  в  общении,  способность  проявить   активность,   эмоционально
откликаться на состояние  партнёров  общения,  сформулировать  и  реализовать
собственную индивидуальную программу общения, способность  к  самостимуляции
и к взаимной стимуляции в общении.
    По мнению ряда  психологов можно  говорить  о  коммуникативной  культуре
личности как о системе  качеств, включающей:
    1. Творческое мышление;
    2. Культуру речевого  действия;
    3. Культуру самонастройке  на  общение  и  психоэмоциональной  регуляции
       своего  состояния;
    4. Культуру жестов  и пластики движений;
    5. Культуру восприятия  коммуникативных действий партнёра  по общению;
    6. Культуру эмоций.
    Коммуникативная  культура личности как и коммуникативная  компетентность,
не возникает на пустом месте, она формируется.  Но  основу  её  формирования
составляет опыт человеческого  общения.  Основными  источниками  приобретения
коммуникативной  компетентности  являются:  соционормативный  опыт  народной
культуры; знание  языков  общения,  используемых  народной  культурой;  опыт
межличностного общения  в  непраздничной  [форме]   сфере;  опыт  восприятия
искусства.  Соционормативный  опыт  – это основа  когнитивного  компонента
коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе  с  тем
реальное бытование различных  форм общения, которые чаще всего  опираются  на
соционормативный   конгломерат    (произвольная    смесь    норм    общения,
заимствованных из разных национальных культур, вводит личность  в  состояние
когнитивного диссонанса). А это  рождает  противоречие  между  знанием  норм
общения в разных формах общения и тем способом, который  предлагает  ситуация
конкретного   взаимодействия.   Диссонанс    –    источник    индивидуально-
психологического  торможения  активности  личности   в   общении.   Личность
выключается из поля общения.  Возникает  поле  внутреннего  психологического
напряжения. А это создаёт  барьеры  на  пути  человеческого  взаимопонимания.4
    Опыт  общения   занимает  особое  место  в   структуре   коммуникативной
компетентности  личности.  С  одной  стороны,   он   социален   и   включает
интериоризированные нормы и ценности  культуры,  с другой  – индивидуален,
поскольку основывается  на  индивидуальных  коммуникативных  способностях  и
психологических  событиях,  связанных   с   общением   в   жизни   личности.
Динамический  аспект  этого  опыта  составляет   процессы   социализации   и
индивидуализации, реализуемые  в общении, обеспечивающие социальное  развитие
человека, а  также  адекватность  его  реакций  на  ситуацию  общения  и  их
своеобразие. В общении  особую  роль  играет  овладение  социальными  ролями:
организатора, участника  и т.п. общения. И здесь очень  важен опыт  восприятия
искусства.
    Искусство   воспроизводит  самые  разнообразные   модели   человеческого
общения. Знакомство с  этими  моделями  закладывает  основу  коммуникативной эрудиции   личности.   Обладая    определённым    уровнем    коммуникативной  компетентности, личность  вступает  в  общение,  имея  определённый  уровень самоуважения  и  самосознания.  Личность   становится   персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации  и
свободу  действий,  но  и  умение  организовать  личностное  коммуникативное
пространство   и   выбрать   индивидуальную    коммуникативную    дистанцию.
Таким  образом,  коммуникативная  компетентность  является  необходимым
условием успешной реализации личности.5
 
2.2. Совершенствование коммуникативных навыков, как способа преодоления психологических коммуникативных барьеров.
Активность устного общения, эффективность, результативность взаимодействия во многом определяются тем, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи. Под обратной связью в ситуации (акте) общения подразумевается решение коммуникативных задач, реализуемое в реактивных (речевых или неречевых) действиях собеседников.
Для установления обратной связи в устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.
Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял  сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой. В такой ситуации должна помочь правильная установка  каждого на передачу-получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и  уровни восприятия входят в понятие  «установки на взаимодействие и взаимопонимание».Умения слушания, развиваемые в реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения.
В зависимости от целей  устного общения и поведения  каждого из коммуникантов возможна непредвзятая, положительная обратная связь или агрессивная, носящая негативный оттенок. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и по
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.