На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы бухгалтерского учета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 

Кафедра бухгалтерского учета 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по курсу:  «Теория бухгалтерского учета» 
 

        на тему: «Методы бухгалтерского учета»
 
 
Выполнил:
Студентка группы БУЗ-041-СФО
3 курса        В.Т. Ореховская  
 

Проверил:        
 
 

БОБРУЙСК  2006 

РЕФЕРАТ

 
 
    Курсовая  работа 25 стр., 15 источ., 5 прил. 

    МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ДОКУМЕНТАЦИЯ, ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ОЦЕНКА, БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ 

    Целью курсовой работы является изучение методов  бухгалтерского учета.
    В процессе работы выполнены следующие  исследования и разработки: рассмотрена  общая характеристика метода бухгалтерского учета; характеристика элементов метода, приемов бухгалтерского учета;  определены основные подходы к определению метода бухгалтерского учета в отечественной и зарубежной литературе.
    Я подтверждаю, что приведенный мною в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.  
 
 
 

                                                            _________________ 

                                                                                                                  подпись студента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


ВВЕДЕНИЕ

 
    Жизнь человеческого общества состоит  из множества ежедневно происходящих событий и фактов, которые могут касаться различных сторон деятельности общества — политических, хозяйственных, социальных и других. Поскольку, каждый человек в обществе соизмеряет свое поведение, работу и жизнь с окружающими его событиями и фактами, то, чем больше он будет знать о происходящем вокруг него, тем эффективнее и безопаснее будут его поступки и деятельность. Следовательно, человек должен принимать во внимание и учитывать происходящие вокруг него факты и события, знать состояние действительности, которая его окружает.
    Факты и события, происходящие в жизни общества, относящиеся к хозяйственной деятельности общества, отражаются в хозяйственном учете. Под хозяйственным учетом понимается отражение фактов хозяйственной деятельности, которую осуществляют предприятия, организации и учреждения; например - операции купли-продажи, производства продукции, осуществление расчетов через банк, начисление и выплата заработной платы и т.д.
    Метод бухгалтерского учета включает в  себя способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
    Целью написания курсовой работы является изучение методов бухгалтерского учета.
    Задачи, которые предстоит решить в процессе написания курсовой работы, следующие:
    изучение общей характеристики метода бухгалтерского учета;
    изучение характеристики элементов метода, приемов бухгалтерского учета; 
    выявление основных подходов к определению метода бухгалтерского учета в отечественной и зарубежной литературе.
    Актуальным  является овладение методами бухгалтерского учета. Это позволяет объективно оценивать эффективность хозяйственной  деятельности и вырабатывать обоснованные управленческие решения с целью  выявления и использования резервов улучшения функционирования всех производственных ресурсов предприятия.
    Документация - письменное свидетельство о совершенной  хозяйственной операции или о  праве на ее совершение. Каждая хозяйственная  операция оформляется документами. Документ является не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их.
    Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйства в натуре данным учета: как элемент метода бухгалтерского учета - средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.
    Оценка - способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Оценка активов базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается ее реальность.
    Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При  этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т. е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
    Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета и получение о них необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью обеспечивается системой счетов.
    Отражение хозяйственных операций в системе  счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.
    Результаты  хозяйственной деятельности содержатся в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.
 

    

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

 
    Бухгалтерский учет представляет собой конкретную работу специалиста-бухгалтера, состоящую  из его определенных профессиональных действий, способов и приемов, применяемых в процессе ведения учета, т.е. нам предстоит ответить на вопрос не только что учитывается, но и как, каким образом учитывается предмет бухгалтерского учета — имущество предприятия. Только познав, изучив эти способы и приемы, постоянно применяемые в работе бухгалтера, можно стать специалистом в этой области.
    Всю совокупность применяемых в бухгалтерском  учете приемов, способов называют методом бухгалтерского учета. Следует сказать, что метод, как совокупность приемов достижения какой-либо цели, можно рассматривать относительно любой деятельности — как практической, так и научной. Однако, говоря о методе, всегда имеется ввиду, что это именно система, т.е. упорядоченная последовательность отдельных приемов, а не какие-либо случайные способы, действия.
    Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, с помощью  которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т. е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Развитие научно-технического прогресса предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из сущности и особенностей бухгалтерского учета.
    Наблюдение в бухгалтерском учете осуществляются с помощью документации и инвентаризации; измерение — путем оценки и калькуляции; регистрация ведется с использованием системы счетов и двойной записи. Обобщение данных бухгалтерского учета осуществляется в балансе и других формах отчетности. Перечисленные приемы являются неотъемлемыми частями, элементами метода бухгалтерского учета и применяются они в строгой последовательности и по правилам, определяемым законодательством Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ  МЕТОДА, ПРИЕМОВ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

 
 
    Для того, чтобы учесть тот или иной объект имущества предприятия, бухгалтер должен вести за ним наблюдение. Но на предприятии этих объектов великое множество, они непрерывно поступают, выбывают, перемещаются, используются, видоизменяются в процессе деятельности. Причем это движение средств происходит одновременно в разных местах и, следовательно, бухгалтер лично не может присутствовать при всех этих изменениях, не может наблюдать непосредственно за всеми хозяйственными операциями.
    Поэтому на предприятиях эта обязанность передается другим должностным лицам, которые не только отвечают и лично присутствуют при совершении определенных хозяйственных операций, но и совместно с другими участниками операции составляют письменное свидетельство об этом — документ. Этот документ, подписанный участниками хозяйственной операции, и передается бухгалтеру. Следовательно, с помощью таких документов бухгалтер опосредственно, через доверенных лиц, наблюдает за всеми изменениями в составе средств и источников, находясь в бухгалтерии предприятия.
    Составление бухгалтерских документов при совершении хозяйственной операции называют первичным учетом. Здесь имеют место все приемы учета: непосредственное наблюдение за объектом участниками операции, измерение объекта или его изменений (измерение хозяйственной операции), регистрация результатов путем составления первичного бухгалтерского документа. Но этот учет можно отнести и к оперативно-техническому. А для системы бухгалтерского учета это только начало учета, его первый прием. Отсюда и название — первичная бухгалтерская документация, первичный учет.
    Ведя  учет имущества предприятия на основе документов, бухгалтер, не всегда может быть уверен в достоверности данных учета. Прежде всего, в учете могут возникать арифметические ошибки при записях и подсчетах сумм и количества, могут быть неточности при измерении, взвешивании, оценке объектов, потеря документов или составление фиктивных документов, естественная убыль отдельных видов средств при хранении (испарение, распыление, порча и т.д.), хищения, потеря при стихийных бедствиях и т.п. Поэтому для проверки соответствия данных учета реальному положению дел в бухгалтерии применяется особый прием — инвентаризация. Это название прием получил от латинского "inventarium" — список или опись имущества. Инвентаризация имущества проводится специально создаваемой комиссией, в состав которой обязательно входит представитель бухгалтерии. Комиссия проверяет наличие определенного вида имущества по количеству, качеству и составляет об этом специальный документ — инвентарную опись. Этот документ и служит в бухгалтерии основанием для внесения изменений в данные учета при наличии каких-либо отклонений. Инвентаризации могут подвергаться не только денежные и материальные ценности но и различного рода задолженности — дебиторская и кредиторская, а также фонды, резервы и финансирование. Эта проверка реальности той или иной задолженности может быть отнесена к инвентаризации лишь условно, поскольку здесь проверяется не наличие имущества, а только реальность, соответствие данных учета и задолженности, например, у двух предприятий. На практике этот прием называют встречной проверкой. [14, с.40].
    Таким образом, в бухгалтерском учете, в отличие от других видов учета, наблюдение за состоянием и изменениями  в имуществе предприятия постоянно осуществляется с помощью документации, т.е. опосредственно, а периодическое - прямым наблюдением при проведении инвентаризации. Информация о наличии и изменении в составе имущества, содержащаяся в первичных документах, в бухгалтерии подвергается дальнейшей обработке и использованию.
    Вторым  важнейшим приемом любого вида учета является измерение. Особенностью бухгалтерского учета является то, что в нем используется стоимостной измеритель — рубль. Но данные о наличии и изменениях в имуществе (данные наблюдения) бухгалтер получает из документов в различных измерителях — натуральных, трудовых, денежных. Поэтому те показатели, которые получены (измерены) в натуральном или трудовом измерителях должны быть переведены в единый стоимостной или денежный. Для этого применяется такой прием, как оценка.
    Оценка  предполагает использование цены, как  денежного выражения стоимости  натуральной единицы какого-либо объекта. В любом обществе существует целая система исторически сложившихся цен, изучение которых выделяется, как правило, в самостоятельную учебную дисциплину — ценообразование. Поэтому, не рассматривая различных видов цены, скажем, что оценка, как прием бухгалтерского учета заключается в установлении цены на единицу натурального измерителя и последующего умножения количества на цену. В результате оценки мы получим наличие средств или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального. Перевод измерений из трудового измерителя в денежный осуществляют аналогичным способом, используя вместо цены ее разновидность — расценку (тарифную ставку).
    В тех случаях, когда на практике отсутствует  реально сложившаяся цена на единицу натурального измерения, то ее вычисляют (калькулируют), применяя самостоятельный прием бухгалтерского учета - калькулирование. Этот прием широко используется для определения фактической себестоимости единицы изготовленной продукции в промышленности или сельском хозяйстве, стоимости приготовленных блюд — в общественном питании, в заготовительной деятельности — стоимости единицы заготовленного сырья и материалов, стоимости обучения одного учащегося в системе образования и в других случаях. Калькулирование используется и при наличии цены, если эта цена реально не отражает индивидуальной стоимости объекта учета. Так, например, на производственном предприятии цена за единицу продукции на рынке может быть известна, но тем не менее фактическая себестоимость этой продукции исчисляется каждым предприятием в связи с потребностью выявить отклонения (прибыли или убытки) индивидуальных затрат от этой рыночной цены.
    Применение  оценки и калькуляции в бухгалтерском учете позволяет все объекты учета и все изменения выразить в едином измерителе — в рублях. Благодаря этому в бухгалтерском учете можно обобщать (суммировать) данные по любым видам средств и источникам, по любым хозяйственным операциям и процессам. Это свойство результатов измерения в едином стоимостном измерителе широко используется во всех других приемах или элементах метода бухгалтерского учета.
    Регистрация или запись данных о наличии средств  у предприятия, их принадлежности, запись всех изменений в составе этих средств и источников под влиянием деятельности коллектива осуществляется путем применения системы счетов и двойной записи на них всех изменений (операций). Эти приемы, применяемые в бухгалтерском учете, являются наиболее сложными и требуют отдельного углубленного изучения. Однако в порядке общего предварительного ознакомления, скажем, что слово "счет" широко используется и в быту и в экономике. [14, с.41].
    Формально его можно представить в виде листа бумаги, на котором записаны количество и стоимость каких-то товаров, например, купленных в магазине; каких-то расходов, денежных сумм. В бухгалтерском учете такие счета (условно - листы бумаги) заводят (открывают) и ведут записи на них всех изменений по каждому виду средств и источников в разрезе той классификации, которую мы рассмотрели ранее. Поэтому таких счетов на среднем предприятии открывают несколько десятков.
    На  счет записывают не только сумму каких-либо имеющихся средств (например, материалов, денег в кассе) или источников (уставный фонд, задолженность поставщикам), но и каждое последующее их поступление (увеличение) или выбытие (уменьшение). Эти изменения (больше, меньше) происходят под влиянием хозяйственных операций. О том, что они произошли, бухгалтер узнает из документов, поступающих в бухгалтерию от ответственных лиц. Поэтому записи на счетах бухгалтер осуществляет только на основе документов и только на тех счетах, где эти изменения произошли.
    Экономическая логика любой хозяйственной операции на предприятии такова, что она вызывает двойственное изменение в составе каких-либо средств или источников. Если средства или источники изменяются, перемещаются, то всегда одних средств, источников станет ровно на столько больше, насколько меньше их станет в другом месте. Следовательно одна и та же сумма изменений по одной и той же операции в бухгалтерском учете записывается (отражается) на счетах всегда дважды. Отсюда и название приема, способа — двойная запись.
    Система счетов и двойная запись операции на счетах всегда была и остается наиболее сложным элементом метода при изучении и ведении бухгалтерского учета, поскольку здесь необходимо знать не только технику отражения, приемы учета, но и предмет учета, сущность операции, экономическую логику и последствия ее осуществления. Двойная запись - это основной элемент метода бухгалтерского учета, который используется для регистрации ежедневных изменений в составе имущества предприятия.
    Ведение повседневного, непрерывного во времени  учета наличия и изменений в составе имущества предприятия не самоцель. Эта информация периодически обобщается и предоставляется руководству предприятия, собственникам, государственным и другим заинтересованным органам и лицам в виде бухгалтерской отчетности.
    Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, комплексно характеризующих имущественное положение и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Показатели отчетности размещают в отдельных таблицах, построенных по определенной форме. Важнейшими формами отчетности являются - баланс (форма № 1) (приложение 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2) (приложение 2), отчет о движении источников собственных средств (форма №3) (приложение 3), отчет о движении денежных средств (форма №4) (приложение 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) (приложение 5). Формы отчетности разрабатываются и ежегодно утверждаются государственными органами и заполняются всеми предприятиями по строго определенным правилам и только на основе данных бухгалтерского учета. Отчетность составляется, как правило, за календарный год работы предприятия - с 1 января по 31 декабря. Внутри года может составляться промежуточная отчетность — за месяц или поквартально, нарастающим итогом с начала года.
    Бухгалтерская отчетность широко используется не только руководством (дирекцией) предприятия, но и органами государственной статистики и анализа. После специальной обработки и обобщения отчетных данных статистика получает комплексы различных показателей, характеризующих работу всего народного хозяйства. На основе этих данных принимаются решения на уровне Национального собрания, Президента и Правительства Республики Беларусь.
    Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета являются обязательными для  использования на всех предприятиях (организациях). Их сущность и порядок применения определен Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", национальными и отраслевыми стандартами (положениями, инструкциями, методическими указаниями).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ  К ОПРЕДЕЛЕНИЮ  МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 
    Финансовая  отчетность зарубежных стран состоит  из утвержденных форм отчетности, приложений и объяснительного материала. Международные стандарты используются при составлении отчетности коммерческими промышленными и другими предприятиями.
    Предприятие может составлять финансовую отчетность для пользования ею руководителями всех уровней управления с помощью разных приемов и способов, однако для внешних пользователей она должна соответствовать международным стандартам.
    В каждой стране составление финансовой отчетности осуществляется на основании инструкций, утвержденных соответствующими регулирующими органами, включаемых в национальные стандарты.
    Общепринятые  принципы учета (ГААП) зародились в  США в первой половине 30-х гг., затем были признаны в Канаде, Англии, Италии и других странах. ГААП в каждой стране отличались, но все же обеспечивали определенное единство в подходах к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Они способствовали повышению достоверности и сопоставимости данных отчетности, а также доверия пользователей информации к предприятиям.
    Но  постепенно ГААП вытеснялись международными стандартами учета и отчетности, которые разрабатывались с учетом требований общепринятых принципов учета. Они отражали новые требования к учету и отчетности в условиях текущих явлений в развитии экономики предприятий многих стран.
    Международные стандарты финансовой отчетности разрабатываются и утверждаются Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), который создан в 1973 г. За время существования была создана комплексная система, насчитывающая 40 стандартов.
    КМСФО разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности для их последующего использования во всех странах мира. Главной задачей деятельности Комитета является гармонизация различных стандартов учета, принятых в различных странах.
    Международные стандарты не искажают национальные стандарты и инструкции, принятые в определенной стране. Члены КМСФО стремятся убедить соответствующие государственные организации в преимуществах использования международных стандартов финансовой отчетности, так как их использование имеет большое значение. В результате их применения возрастает качество и сопоставимость показателей учета и отчетности, повышается существенное влияние учета на развитие и укрепление экономики во всех странах мира. [9, с.87].
    Деятельность  КМСФО координируется Советом, который руководит Международной консультативной группой, созданной в 1981 г. В Совет входят представители бухгалтерских организаций 13 стран и 4 других организаций, заинтересованных в качественной и достоверной финансовой отчетности. Членами Международной консультативной группы являются представители различных организаций: Международной федерации фондовых бирж, Международной торговой палаты, Международных банковских ассоциаций, Всемирного банка, Совета международных учетных стандартов и т.д. Кроме того, в качестве наблюдателей выступают Организация экономического сообщества и развития (ОЭСА), Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям (ИНСТС).
    Международные стандарты финансовой отчетности используются в качестве ориентиров национальными и региональными государственными и общественными профессиональными организациями при разработке стандартов учета и отчетности. Национальные организации некоторых стран используют международные стандарты финансовой отчетности после соответствующего их приспособления к национальным бухгалтерским требованиям.
    Основой организации национальной и межнациональных  систем учета и отчетности является использование в учете ряда основополагающих положений, характерных для регулируемой рыночной экономики и создающих возможности получения учетной информации, на основе которой принимаются тактические и стратегические управленческие решения.
    Международные бухгалтерские принципы - это совокупность соответствующих методов и приемов, составляющих базу организации бухгалтерского учета и отраженных в международных бухгалтерских стандартах. Слово "принцип" используется для обозначения "общего закона или правила, принятого или объявленного как руководство к действию; согласованная позиция или основа поведения или практики".
    Общее признание учетных принципов  зависит от того, насколько точно  они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип считается уместным, если информация имеет смысл и принесет пользу тем, кому необходимо иметь определенную информацию о субъекте хозяйствования. Принцип объективен, если на информацию не оказывают влияние личные мнения или оценки ее составителей. Объективность подразумевает соответствие ее действительности. Принцип осуществим, если он может быть выполнен без чрезмерных сложностей или затрат.
    В основе учета лежит ряд так  называемых общепринятых принципов бухгалтерского учета. Эти принципы, например в США, устанавливаются Советом по стандартам финансового учета. Он создан в 1973 году и состоит из постоянных членов - ведущих бухгалтеров, разрабатывающих новые или изменяющих действующие стандарты.
    В июне 1973 года создан Международный  комитет по бухгалтерским стандартам, в состав которого входили по состоянию на 1990 год 97 профессиональных организаций из 71 государства.
    Международный комитет по бухгалтерским стандартам разрабатывает и доводит до сведения своих членов принципы организации бухгалтерского учета и методологические принципы обработки учетной информации.
    Рассмотрим  основные принципы организации бухгалтерского учета, которые широко используются на практике в странах Северной Америки, а именно: принцип денежного измерения, обособленного предприятия, действующего предприятия, учета по стоимости, двойственности учета (двойной записи), учетного периода, консерватизма (осторожности), реализации, увязки, последовательности, существенности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.