На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования методов управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


содержание 

 

введение 

     Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.
     Многообразие  форм собственности, конкуренция между  ними, ускоренное развитие рыночных отношений  требуют особо тонкого, умелого  управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей важнейшей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности труда. Вместе с тем она должна обладать способностью к саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления. В теории менеджмента вопрос о методах управления – один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и др.
     Таким образом, подтверждается актуальность данной темы, т.к. гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности, открываемые нововведениями и рынком, в настоящее время становятся чрезвычайно важным.
     Объектом  исследования данного курсового проекта явилось общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Фудз». Предметом исследования выступили методы управления, применяемые на данном предприятии.
       Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты основных методов управления предприятием в условиях рыночной экономики, а также исследовать, как эти методы управления применяются в практической деятельности ООО «Бизнес Фудз». Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
    рассмотреть понятия и сущность методов;
    охарактеризовать основные методы управления предприятием;
    изучить взаимосвязь стилей руководства и методов управления;
    проанализировать практику и методы управления на конкретном предприятии - ООО «Бизнес Фудз»;
    сформулировать основные предложения по совершенствованию методов менеджмента на изучаемом предприятии.
     При выполнении данной работы были использованы такие методы исследования как: метод научного анализа, сравнительный метод, метод обработки рядов динамики, метод обобщения.
     Теоретической основой данного исследования послужили труды ведущих исследователей и экономистов в области менеджмента: Анри Файоля,  И.Н. Герчиковой , А.А.Радугина , М.М. Максимцова , Н.Я. Уткина. Информационную базу проекта  составили отчетные данные (в динамике) предприятия ООО «Бизнес Фудз».
    Структурно  работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В введении определяются актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы данной работы, во второй главе – анализируются методы управления на конкретном предприятии, в третьей главе – определяются рекомендации по совершенствованию механизмов управления в данной организации. В заключение работы делаются выводы по проведенному в ходе данного проекта исследовании. В библиографическом списке указываются литературные источники, используемые при выполнении данной работы.
1 Теоретические основы и классификация методов управления 

1.1 Сущность методов  управления
     Менеджмент  рассматривает методы управления как  совокупность разнообразных способов и приемов, используемых управленческим аппаратом организации в первую очередь для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения его потребностей.
     Управление  – сложный и динамический процесс, управляемый и осуществляемый людьми для достижения поставленной цели. После того как установлены цели управления, необходимо найти наиболее эффективные пути и методы их достижения. Поэтому возникает потребность в применении арсенала средств, которые обеспечивают достижение целей управления, т.е. методов управления.
     Методом называется мероприятие или совокупность мероприятий в любой человеческой деятельности, способ достижения цели, путь решения определенной задачи.
     Средства  целенаправленного влияния на коллектив  или отдельных его членов называют методами управления.
     Методы  управления основаны на действии законов  и закономерностей управления, одновременно учитывающих научно-технический уровень развития производства и уровень развития отношений управления.
     Особая  роль методов управления состоит  в том, чтобы создать условия  для четкой организации процесса управления, использования современной техники и прогрессивной технологии организации работ и обеспечить их максимальную эффективность при достижении поставленной цели.
     Все методы управления рассматриваются  в практической деятельности не как  отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов.
     Наличие прогрессивных методов управления и умелое использование их является предпосылкой эффективности управления и хозяйственных процессов.
     Методы  менеджмента ориентированы, прежде всего, на высокую производительность и эффективность деятельности фирмы  и ее персонала, на слаженную работу подразделений фирмы, на четкую организацию  деятельности фирмы и управление ею на уровне мировых стандартов.
     Слово «метод» имеет греческое происхождение («исследование») имеет два значения: первое – способ исследования явлений  природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе –  прием, способ или образ действия.
     В менеджменте существует очень большое  разнообразие методов управления и  их классификаций. Наиболее широкое  распространение получила классификация  методов управления в зависимости  от их содержания, направленности и  организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
     Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления. Это  может быть как предприятие в  целом, так и отдельное его  подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
     Содержание  методов управления – это специфика  приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
     Методы  управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.
     По  характеру действия методы условно  можно разделить на методы материальной, социальной и властной мотивации, или экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.
     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
     Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
     Методы  менеджмента формируются в следующей  последовательности:
    оценка ситуации и поставленных задач с целью определения основных направлений и видов воздействия;
    выбор состава методов и обоснование их качественных и количественных параметров;
    обеспечение условий для эффективного применения избранных методов, что, в конечном счёте, формирует технику и технологию управленческой работы.
 
 
    1.2 Экономические методы управления
     Под экономическими методами управления понимается использование в управлении экономических  рычагов и инструментов, которые  могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации. Эти экономические рычаги и инструменты отражают социально-экономическую природу организаций и способствуют их развитию в условиях рынка. Среди них важнейшее место принадлежит коммерческому расчету. Его суть заключается в соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности организации и обеспечении прибыльности производства.
     Экономические методы управления занимают центральное  место в системе научных методов  управления, поскольку на их основе строится целевая программа развития организации и определяются стимулы, которые объективно побуждают и заинтересовывают коллективы и отдельных работников в эффективной работе.
     Таким образом, влиянием на непосредственные интересы объекта управления создается  механизм его ориентации на наиболее эффективный режим работы без вмешательства сверху.
     В состав экономических методов управления входят:
    организационно-производственное планирование;
    метод комплексных целевых программ;
    коммерческий расчет;
    система экономических регуляторов деятельности.
     Под планированием понимают систематическую  разумную подготовку будущей деятельности.
     Экономическое планирование состоит в разработке системы показателей, которые являются наиболее важными и определяющими  в деятельности организации. Эти  показатели охватывают все сферы ее деятельности: производство, реализацию, закупку сырья, материалов и товаров, финансы, запасы товаров и материалов, рабочую силу и другие.
     В результате планирования создаются  комплексные целевые программы  развития организации. Структура комплексных программ должна отвечать их назначению и роли, которую они играют в обеспечении общей эффективности хозяйственной деятельности.
     В комплексной программе должны быть отображены:
    состояние проблемы, основные предпосылки ее программного решения;
    главная цель программы, ее место в общей системе целей организации;
    система целей и основных задач программы;
    целевые показатели, которые раскрывают конечные результаты реализации программы;
    пути достижения целей программы, система программных мероприятий;
    организационно-исполнительная структура;
    данные о ресурсах, необходимых для выполнения программы и о сроках ее осуществления;
    оценка эффективности результатов реализации программы.
     Эффективность реализации плана зависит от механизма, который регулирует систему экономических взаимоотношений на уровне организации. Таким механизмом в условиях рыночной экономики есть коммерческий расчет.
     Коммерческий  расчет основан на принципах рыночной экономики:
    максимальной раскрепощенности экономических субъектов;
    полной их ответственности за итоги хозяйственной деятельности; конкуренции производителей товаров и услуг;
    свободном ценообразование;
    отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности рыночных субъектов;
    социальной защищенности граждан.
     Применяются две формы коммерческого расчета: полный и внутренний.
     На  полном коммерческом расчете находятся  предприятия с правами юридических  лиц, которые имеют самостоятельный  баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность, создают и расходуют  фонды стимулирования работников, открывают счета в банках, владеют правом независимой хозяйственной деятельности. Полный коммерческий расчет как метод управления применяется в организациях всех форм собственности.
     На  основе внутреннего коммерческого  расчета работают относительно самостоятельные в решении вопросов производственно-хозяйственной деятельности средние и мелкие производственно-хозяйственные единицы предприятий и организаций. Взаимоотношения с предприятиями или организациями, долей которых они являются, основаны на системе договоров, которые содержат взаимные обязательства. Права самостоятельной экономической деятельности за пределами этой организации такие структурные единицы не имеют.
     Коммерческий  расчет полностью не исключает регулирующего  влияния на хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования со стороны государства или высших относительно них управляющих систем. Такое регулирование осуществляется с помощью системы экономических регуляторов хозяйственной деятельности. Эти экономические регуляторы разделяют на общегосударственные, местные и внутрисистемные.
     К общегосударственным регуляторам  хозяйственной деятельности относят:
    налоги;
    кредиты;
    регулирование цен и тарифов;
    экономические льготы.
     К местным регуляторам относят:
    рентные платежи;
    местные налоги и сборы.
     Внутрисистемными  регуляторами деятельности организаций  являются:
    централизованное создание фондов;
    внутриорганизационные отчисления на общие цели и программы.
    Комплекс  экономических регуляторов должен быть гибким, немедленно реагировать на смену экономической ситуации. В условиях развитого рынка, количество регуляторов может уменьшаться, однако рынок не предусматривает полного отказа от экономического регулирования
    Таким образом, экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.
    Экономические методы управления и экономический  механизм менеджмента в целом  определяются социально-экономической  природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. 

     1.3 Административные (организационно- распорядительные) методы управления
     Экономические методы управления оказывают сильное, но косвенное воздействие на систему  производства и не охватывают всех сторон деятельности управляемого объекта. Для решения многих вопросов необходима организаторская и распорядительная деятельность, которая рассматривается как административные (организационно-распорядительные) методы управления.
     Реализация  организационных отношений в  системе происходит с помощью  применения организационно-распорядительных методов управления. Организационно-распорядительные методы направлены на использование таких мотивов трудовой деятельности, как чувство ответственности, в том числе административной.
     Применение  организационно-распорядительных методов  управления предшествует применению экономических методов, поскольку для того, чтобы использовать последние, нужно организационно сформировать объект управления и структуру управления. В процессе функционирования хозяйственной системы эти методы управления реализуются в форме организационно-распорядительного влияния субъекта управления на объект управления. Тесная связь этих методов позволяет осуществлять эффективное влияние управляющей подсистемы на подсистему, которой управляют.
     Вместе  с тем, организационно-распорядительные методы управления отличаются от экономических. Основа разделения – механизм их действия и форма проявления в процессе управления.
     Экономические методы управления основаны на учете  экономических интересов организации. Формой проявления экономических методов управления стали планы, задачи, программы, выраженные экономическими параметрами, степень удовлетворения индивидуальных, групповых, коллективных интересов, выраженных стимулами индивидуальной и коллективной работы.
     Организационно-распорядительные методы управления основаны на таких индивидуальных и групповых свойствах людей, как чувство обязанности, ответственности, дисциплины и понимание возможности административного наказания.
     Организационно-распорядительные методы управления следует применять  с учетом требований экономических законов. Только в этом случае они являются научно обоснованными. Если орган управления в своей деятельности не учитывает или недостаточно учитывает требования экономических законов, организационно-распорядительные методы могут превратиться на административные, бюрократические, волюнтаристские, субъективные методы влияния.
     Характерными  особенностями организационно-распорядительных методов управления являются:
    прямое влияние на объект управления: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному выполнению;
    определенная ответственность за невыполнение указаний и распоряжений.
     Акты  управления, которые осуществляются управленческими работниками, разделяют  на два вида: нормативные и индивидуальные.
     Нормативные акты не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий в тех или иных условиях и рассчитаны, как правило, на продолжительный период. К ним можно отнести уставы, положения, должностные инструкции, нормы и нормативы расходов ресурсов, стандарты и другие.
     Индивидуальные  акты адресуются определенным объектам управления. К ним относят приказы, постановления, распоряжение, циркуляры, указания.
     Выделяют  две группы организационно-распорядительных методов:
    организационно-стабилизирующие;
    распорядительные.
     Основное содержание этих методов организационно-стабилизирующего влияния состоит в установлении состава элементов системы и стойких организационных связей между ними с закреплением определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями.
     В состав организационно-стабилизирующих  методов управления входят:
    регламентирование,
    нормирование,
    инструктирование.
     Регламентирование представляет собой довольно жесткий тип организационного влияния, который состоит в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для выполнения на протяжении определенного времени, регламентированного этими положениями. С научной точки зрения, совокупность регламентов должна охватывать все звенья социально-экономической системы – от рабочих мест до верхних звеньев управления. Построение и функционирования всех этих звеньев должны регламентироваться специальными положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями для отдельных должностей.
     Нормирование состоит в установлении нормативов, которые являются ориентиром в деятельности и как метод организационно-стабилизирующего влияния более мягок.
     Нормы и нормативы, которые используются в практике управления, классифицируются:
    по уровню управления:
      народнохозяйственные (ставки вывозной пошлины, нормы налогообложения деятельности предприятий, минимальный размер заработной платы в народном хозяйстве и другие),
      общесистемные (нормативы создания фондов, нормы амортизации помещений, оборудование и механизмов, естественной убыли товаров при перевозках и хранении и другие),
      внутренние (нормы расхода материалов, сырья и топлива в производстве, выработки, нормативы времени на технологические операции и другие);
        по видам:
      технологические (регулируют использование сырья, оборудования и вспомогательных материалов),
      экономические (регулируют оплату и стимулирование труда, нормирование товарных остатков, сроки представления статистической отчетности),
      трудовые (нормы выработки, нормативы численности работников, нормы времени для работы и отдыха, трудового распорядка и другие),
      финансово-кредитные (регулируют порядок получения кредитов и ликвидации задолженности, создание фондов общего и специального назначения, порядок отнесения потерь и убытков на результаты деятельности и другие),
      снабженческие (определяют порядок поступления сырья, материалов и товаров, сроки поставки, устанавливают минимальные объемы отгрузки и другие),
      организационно-управленческие (типичные управленческие структуры, нормы подчинения, порядок разработки и принятие управленческих решений и другие);
        по срокам действия:
      долгосрочные,
      краткосрочные;
    по направлению влияния:
      нормы влияния на коллектив в целом,
      нормы влияния на отдельных работников.
     Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного влияния. Он заключается в ознакомлении с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, выяснении вопросов, возможных затруднений, предостережении от возможных ошибок, в советах относительно выполнения определенных видов работ. Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.
     Второй  группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного влияния, которые отображают текущее использование установленных организационных связей и их частичное корректирование в случае изменения условий работы. В основу распорядительных методов положены полномочия и обязанности, порядок управления, разработанный в результате актов организационного влияния.
     Для распорядительного влияния характерна нерегулярность его возникновения, поскольку отклонения возникают внезапно и их сложно предусматривать. В хорошо организованной системе эти отклонения сведены к минимуму, тем не менее, из-за разнообразных внешних и внутренних причин иногда возникает потребность в применении распорядительного влияния.
     Методы  распорядительного влияния дают возможность предотвратить отклонения от планов, осуществить переход системы к состоянию равновесия, например, внедрением более совершенного порядка работ, планирования, стимулирования.
     Формой  распорядительного влияния служат директивы, постановления, приказы, указания, распоряжения, резолюции. Все это  виды распорядительной деятельности, распорядительного влияния, а не документы. Документы с аналогичными названиями – лишь внешнее проявление распорядительного влияния. Само же распорядительное влияние может быть по форме устным или документально оформленным. Каждая из этих форм имеет свои преимущества. Устная форма более оперативная. Документальная форма способствует лучшему учету и контролю выполнения распоряжений.
     Распоряжения  – это распорядительные акты, которые  принимаются коллегиальными органами управления (съездами, конференциями, собранием, комиссиями, правлением) и  содержат пути решения важных вопросов, которые касаются всей организации или системы в целом.
     Основной  письменной формой распорядительного влияния являются приказы. Приказ – это письменное решение определенной задачи с перечнем конкретных путей, сроков, порядка, ответственных лиц и форм контроля.
     Выполнение  приказа обязательно, поскольку он выражает волю линейного руководителя, который имеет право единоличного принятия решений. Сам приказ обязательно должен отвечать нормам административного права, иначе он юридически может быть неправомерным.
     Разновидностью  распорядительного влияния являются распоряжения, которые детализируют конкретные пути и способы решения отдельных задач в масштабах отдельно взятых служб и подразделений. Распоряжение может быть дано линейным или функциональным руководителем в пределах его полномочий.
     Специфической формой распорядительного влияния  является директива, которая представляет собой решение о целях перспективного развития отдельных структурных  подразделов, предприятий, организаций, хозяйственных систем и областей. Директивы определяют общую цель хозяйствования, рассчитанную на продолжительный период и которая нуждается в качественном изменении способов и методов работы. Реализация директив связана с изданием приказов, распоряжений, постановлений и указаний для решения промежуточных задач.
     В управлении также широко применяется  резолюция, которая представляет собой  конкретное указание исполнителю относительно осуществления тех или других действий, предусмотренных соответствующим  документом.
     Один  из важнейших практических вопросов управления – эффективность использования распорядительных методов. Определить ее можно, сопоставляя то, что было предусмотрено приказами, постановлениями, распоряжениями и другими формами распорядительного влияния, с тем, что было фактически достигнуто при их реализации. Эффективность письменных распоряжений (приказов) определяется:
    их количеством,
    степенью их обоснованности,
    проявлением творчества и инициативы со стороны исполнителей,
    уровнем исполнительной дисциплины.
     Под исполнительной дисциплиной понимают качественное выполнение приказов, распоряжений, указаний руководителя, которое обеспечивается квалификацией, опытом, творчеством и инициативой исполнителей.
     Для высокой исполнительной дисциплины нужны:
    четко установленные сроки выполнения задач и мероприятий, и проверка их соблюдения;
    персональная ответственность исполнителей за выполнение задач и мероприятий;
    установление поощрений исполнителям за своевременное или досрочное выполнения задач и мероприятий.
     Рассмотренные выше особенности распорядительной деятельности менеджера касаются и письменной формы распоряжений. Вместе с тем, широко используются устные распоряжения как своеобразное средство коммуникации в системе управления.
     Организационно-распорядительные методы управления классифицируются также  по источникам влияния:
    регламентирующие и нормативные;
    распорядительные.
     На  высших уровнях системы управления преобладают регламентирующие и  нормативные способы организационного влияния, на низовой ступени управления ? распорядительные методы, призванные регулировать и поддерживать повседневную производственно-хозяйственную деятельность.
     Применение  организационно-распорядительных методов  управления, которые не отвечают положению  уровня управления в иерархии управленческой структуры, приводит к срывам, нарушениям ритма производственно-хозяйственных процессов.
     Организационно-распорядительные методы классифицируют также по направленности:
    на субъект управления,
    на объект управления.
     Специфика той или иной подсистемы определяет и специфику организационного влияния  на каждую из них. В организации интеллектуальной работы основную роль играют регламентирующие акты. Трудовая деятельность людей, которые являются объектом управления, нуждается в применении распорядительных актов в форме экономического, социального и других видов влияния.
     Таким образом, под административными методами управления понимают систему способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем. Характерной особенностью является то, что они оказывают прямое воздействие на управляемый объект и поведение исполнителей в конкретной обстановке. Через них получают своё выражение функции экономических систем и должностных лиц всех уровней управления, которые предусмотрены правовыми актами, положениями и инструкциями. Благодаря этим методам отношения между управляемой и управляющей системами имеют упорядоченный, организованный характер.

     1.4 Социально-психологические методы управления

     Рассмотренные выше экономические и организационно-распорядительные методы управления направлены в основном на производственно-хозяйственную деятельность организаций и предприятий. Однако организация выступает в обществе не только как производственно-экономическое звено, а и как социальный фактор. В связи с этим менеджер должен владеть социальными методами управления.
     Социальные  методы управления основаны на использовании  социального механизма, который  действует в коллективе (неформальные группы, роль личности, система взаимоотношений  в коллективе, социальные нужды и  др.).
     Под социальными методами управления понимают систему средств и рычагов влияния на социально-психологический климат в коллективе, на трудовую и социальную активность коллектива и его отдельных работников.
     Методы  социального управления направлены на гармонизацию социальных отношений  в коллективе путем удовлетворения социальных потребностей работников, развития личности и социальной защиты.
     К методам социального управления относят:
    социальное прогнозирование,
    социальное нормирование,
    социальное регулирование,
    социальное планирование.
     Социальное  прогнозирование используется при создании информационной базы для разработки планов социального развития и применения методов социального влияния в трудовом коллективе. Параметры социального прогноза включают:
    возрастные изменения в коллективе;
    изменения общеобразовательного и квалификационного уровня работников;
    изменения в материальном обеспечении и в бытовых условиях работников;
    динамика-соотношение физического и умственного труда и др.
     Социальное  нормирование, как метод управления, состоит в создании социальных норм, которые устанавливают порядок поведения отдельных лиц и групп в коллективе. Под нормой обычно понимают определенный признанный обязательный порядок, правило. Соответственно этому социальные нормы регулируют разные стороны хозяйственной и социальной жизни и подчиняют их единым целям и задачам, которые определены характером и назначением организации.
     Различают социальные нормы:
    нормы права – юридические нормы, которые устанавливаются или санкционируются государством;
    нормы морали – нормы, которые формируются в сознании людей в процессе воспитания и жизнедеятельности;
    авторитет общественной мысли – общественные нормы, которые устанавливаются общественными организациями и обществом.
     Классификация социальных норм может быть осуществлена и по другим признакам; в зависимости от типа и вида взаимоотношений, которые регулируются; степени обязательности норм; способа их образования и механизма действия и т.д.
     Таким образом, управленческие отношения  регулируются совокупностью социальных норм и процедур их реализации, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие систем.
     Социальное  регулирование — это мероприятия по поддержанию социальной справедливости в коллективе и совершенствование социальных отношений между работниками.
     Средствами  социального регулирования служат коллективные договоры, соглашения, контракты, взаимные обязательства, правила внутреннего распорядка, уставы, правила этикета, ритуалы. Сюда также относят очередность удовлетворения социальных нужд в зависимости от трудового стажа, производственной активности работников и прочее.
     Социальное  регулирование направлено на стимулирование коллективной, личной инициативы работников и интереса их к работе.
     Социальное  планирование, как метод социального управления, реализуется составлением плана социального развития организации. План социального развития, состоит из четырех разделов:
    совершенствование социальной структуры коллектива;
    совершенствование условий работы;
    повышение жизненного уровня, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
    повышение трудовой и общественной активности работников, развитие самоуправления.
     План  социального развития трудового  коллектива является составной частью комплексного плана экономического и социального развития.
     Методы  психологического управления – это конкретные способы и приемы, направленные на регулирование отношений между людьми путем создания благоприятного психологического климата.
     К ним относят:
    методы комплектования малых неформальных групп (создание неформальных групп в коллективе);
    методы гуманизации труда (воздействие цветом, музыкой запахом);
    методы психологического побуждения работников в зависимости от типа темперамента;
    методы профессионального отбора (тесты, собеседования и др.);
    отбор целей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
    установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчинёнными.
     Методы  социального регулирования направлены на повышение производственной активности – обмен опытом, распространение  починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, чествований, торжественных вечеров, конкурсов и т. д..
     Методы  социального нормирования предполагают установление норм морали и этики  поведения в трудовом коллективе. Они принимают конкретное выражение  в правилах внутреннего распорядка, уставах общественных организаций, правилах производственного этикета.
     Методы  морального стимулирования предусматривают  моральное стимулирование коллективов  и личное: коллективное – за выполнение и перевыполнение плановых заданий (награждение почетными званиями, орденами, медалями, присвоение почетных званий); личное – за достижение высоких трудовых показателей (благодарности, грамоты, занесение на Доску почета, награждение вымпелами, знаками почета, медалями, орденами).
    Цель  социального планирования – прогрессивное изменение структуры работающих, улучшение условий работы и формирование сознательного отношения к труду, повышение общеобразовательного уровня трудящихся и их роли в управлении производством, эстетическое развитие личности.
     Психологические методы представляют собой способы регулирования межличностных отношений путем создания в коллективе оптимального психологического климата. Деятельность человека основывается на мысленном восприятии окружающего мира, в результате которого создаются определенные эмоции (положительные и отрицательные) как продукт функционирования головного мозга. Положительная реакция психики человека в условиях производственной среды оказывает непосредственное воздействие, с одной стороны, на его личные результаты, а с другой – на результаты деятельности всего коллектива. Руководитель должен создать такой психологический климат, который способствовал бы работоспособности коллектива и каждого его члена. Этого можно достигнуть путем комплектования малых групп, гуманизации труда, мотивизации, профессионального отбора и обучения работников. 

     1.5 Взаимосвязь методов управления и стилей руководства
     Рассмотренные методы управления неразрывно связаны между собой, и искусство управления состоит в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, образующем механизм управления. Методы управления неразрывно связаны со стилем руководства.
     Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин. Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.
     Авторитарный стиль руководства отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный». «Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание. Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.
     При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.
     Демократический стиль руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. «Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.