На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление рисками предприятия на примере ООО «Амурские Авиалинии»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

АМУРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО  «АмГУ») 

Факультет  Экономический
Кафедра ЭиМО
Специальность 080502–Экономика и управление на предприятии 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

на тему: Управление рисками предприятия на примере  ООО «Амурские Авиалинии»
по дисциплине «Экономика предприятия» 
 
 

Исполнитель
студент группы  778                                                               К.А. Прокофьева  

Руководитель
ст. преподаватель                                                                    Н.В.Смоллина   

Нормоконтроль
ст. преподаватель                                                                    Н.Н.Медзяловская     
 
 

Благовещенск 2010
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

АМУРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО  «АмГУ») 

Факультет__________________________________________________________ 

Кафедра ____________________________________________________________ 
 

З А Д А Н И  Е 

К курсовой работе (проекту) студента ___________________________________________
____________________________________________________________________________ 

1. Тема курсовой работы (проекта):______________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Срок сдачи  студентом законченной работы (проекта)_____________________________ 

3. Исходные данные  к курсовой работе (проекту):__________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 

4. Содержание  курсовой работы (проекта) (перечень  подлежащих разработке  вопросов):
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 

5. Перечень материалов  приложения: наличие, чертежей, таблиц, графиков, схем, программных продуктов, иллюстративного материала и т.п.) _____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 

6 Дата выдачи  задания_________________________________________________________ 

Руководитель  курсовой работы (проекта)_________________________________
                                                                                                           (фамилия, имя,  отчество, должность,  ученая степень,  ученое звание)
_____________________________________________________________________________
Задание принял к исполнению (дата):_____________________________________________
                                                                          (подпись студента
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

АМУРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО  «АмГУ») 
 

РЕЦЕНЗИЯ  НА КУРСОВУЮ РАБОТУ  

Студента _______________________________________________________________
Курс ______ группа _______, специальность_______________________________________
Факультет _____________                        
Курсовая работа по_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________                                                                               наименование учебной дисциплины
Тема_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата сдачи «_____»_____________20___г.
Дата получения «___»___________20___г. 

Рецензент (руководитель)___________________________________________________
ученое  звание, Ф.И.О.
Содержание  рецензии
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Допущен к защите «_____»_______________     ___________
                                                                                                                             подпись
Защита планируется  «___»_______________ _________________             ____________
                                                время                    число
 
Курсовая  работа защищена «____»_____________________  с оценкой __________________________
 
Комиссия:
1. __________________            ____________________         _____________________
       Подпись                                 должность                                   Ф.И.О.
2. ____________________         _____________________________________________
       Подпись                                 должность                                   Ф.И.О.
3. ____________________         _____________________________________________
       Подпись                                 должность                                   Ф.И.О.
 
«_______________»______________________    ______________
 

РЕФЕРАТ
 
      Работа   69 с., 13 таблиц, 1 рисунок,  14 источников, 3 приложения
 
 
     Риск, оценка рисков, природно-естественные риски, экологические риски, политические риски, транспортные и коммерческие риски, управление рисками, страхование рисков, риск-менеджмент, статистический метод, метод экспертных оценок, оценка вероятности банкротства.
 
        В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Однако и отсутствие риска, т. е. опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта предпринимательской деятельности последствий его действий, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность. Нормальный ход экономического развития требует достаточно полной и разнообразной «рисковой стратификации», которая обеспечивает каждому субъекту возможность занять позиции в такой зоне хозяйствования, в которой степень риска отвечает его наклонностям и личным качествам. Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики.
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение  1 Понятие и сущность рисков, их виды и методы управления
    1.1 Понятие риска
    1.2 Классификация рисков
    1.3 Методы оценки рисков
    1.4 Методы организации управления  рисками
         1.4.1 Понятие риск-менеджмент
         1.4.2 Методы снижения риска
2  Диагностика  деятельности ООО «Амурские Авиалинии»
    2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
    2.2 Анализ финансового состояния предприятия
         2.2.1 Общая оценка финансового состояния предприятия
         2.2.2 Оценка ликвидности
         2.2.3 Оценка финансовой устойчивости
         2.2.4 Оценка деловой активности
         2.2.5 Анализ рентабельности
    2.3 Анализ рисков предприятия
         2.3.1 Анализ вероятности банкротства
         2.3.2 Статистический метод установления величины риска
         2.3.3 Метод экспертных оценок
3 Способы снижения рисков ООО «Амурские Авиалинии»
Заключение
Библиографический список
        Приложение  А Схема организационной структуры управления ООО    «Амурские Авиалинии»
Приложение Б  Бухгалтерский баланс за 2007-2008 годы
Приложение В  Отчет о прибылях и убытках за  2007-2008 годы
 
6 9
9
10
13
19
19
22
28
28
31
31
36
37
39
41
42
43
45
46
49
54
57
 
58
60
65
     ВВЕДЕНИЕ
 
     Риск  присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых  людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.
     Актуальность  темы данной работы определяется процессами, происходящими в экономике. В  подобной ситуации стремление экономического субъекта стабильно и успешно развиваться сталкивается с только формирующимся аппаратом управления деятельностью субъекта.
     На  Западе, даже в относительно стабильных экономических условиях, субъекты хозяйствования уделяют пристальное внимание вопросам управления рисками. В то же время, в российской экономике, где факторы экономической нестабильности и без того усложняют эффективное управление предприятиями, проблемам анализа и управления комплексом рисков, возникающих в процессе их экономической деятельности, уделяется явно недостаточное внимание.
     До  недавнего времени подобный подход доминировал не только на предприятиях реального сектора экономики, но и в финансово-кредитных организациях. Пристальное внимание вопросу управления рисками стало уделяться только после финансового кризиса, который отчетливо обозначил всю остроту данной проблемы в России.
     Понятие «риск» известно с давних времен. В  отечественной экономике исследование вопросов теории риска было в определенной степени востребовано лишь до конца 20-х годов 20 века. В дальнейшем усиливалась роль командно-административных методов управления. Все это в соединении с устранением рыночной мотивации экономики привело к отрицанию проблемы хозяйственного и социального риска. Отдельные же разработки по вопросам производственных, хозяйственных рисков не могли претендовать на право считаться научным направлением.
     Организации монетарного сектора экономики  с его динамичной конъюнктурой, со спецификой работы с высоколиквидными активами, с высокой степенью окупаемости  и краткосрочностью проектов быстро смогли накопить достаточно ресурсов для инвестиций в разработку риск-менеджмента для своего сектора экономики. Все это позволило им в кратчайшие сроки внедрить некоторые базовые принципы минимизации рисков, а так же получить обоснованности и выгоды от принятых решений.
     В реальном же секторе экономики длительные сроки реализации проектов, недостаточный  объем инвестиций, низкая оборачиваемость  и окупаемость средств, относительно низкий уровень экономической грамотности  административно-управленческого персонала препятствуют объективной оценке преимуществ концепции снижения рисков в деятельности предприятия. В свою очередь, это ведет к неэффективному управлению финансовыми потоками, отсутствию прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности, ошибочному стратегическому планированию развития предприятия.
     Анализ  опубликованных работ свидетельствует  о том, что проблема управления рисками  предприятия в той или иной степени получила отражение в  сравнительно небольшом количестве научных трудов.
     Среди теоретиков, внесших реальный вклад  в развитие теории риска, можно выделить таких ученых, как А. П. Альгин, Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, О. Моргенштейн, Ф. Найт, Дж. Нейман, Б. А. Райзберг, В. В. Черкасов.
     А. Маршаллом одним из первых были рассмотрены проблемы возникновения экономических рисков, его труды положили начало неоклассической теории риска. Дж. М. Кейнс ввел в науку понятие «склонность к риску», характеризуя инвестиционные и предпринимательские риски.
     В работе Ф. Найта «Риск, неопределенность и прибыль» впервые была высказана мысль о риске как количественной мере неопределенности. В трудах О. Моргенштейна и Дж. Неймана также были разработаны вопросы теории риска, отражающие взаимосвязь понятий «неопределенность» и «риск».
     Отечественными  учеными А. П. Альгиным, Б. А. Райзбергом были разработаны проблемы восприятия риска как сложного социально-экономического явления, имеющего множество зачастую противоречивых основ.
     В развитие прикладных концепций риска  свой вклад внесли Дж. Бароне-Адези, Т. Боллерслев, К. Гианнопоулос, М. В. Грачева, Г. Гуптон, П. Зангари, В. Е. Кузнецов, А. Ли, М. А. Рогов, В. А. Чернов, Г. В. Чернова, Р, Энгль.1
     Основная  цель данного исследования состоит  в раскрытии особенностей методов  и методик оценки степени риска предприятия в современных условиях хозяйствования на примере ООО «Амурские Авиалинии».
 

      ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РИСКОВ, ИХ ВИДЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
 
     
      Понятие риска
     В рискологии под риском понимают подверженность лица, принимающего решение (предпринимателя), возможным потерям или убыткам  в стремлении достичь более предпочтительного  результата в планируемой им предпринимательской  акции. Как не может быть риска без потерь, так не может быть риска без успеха. Это две ипостаси, две стороны одной предпринимательской «медали». Совершенно без риска нельзя достичь значительного успеха в сомнительном по исходу предприятии.
     Его величина измеряется частотой и вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. 2
     Важнейшей чертой предпринимательства является наличие риска как на стадии создания организации, так и в течение  дальнейшего ее функционирования. Любое  предприятие подвержено риску потери имущества, ценностей, денег, то есть любых видов экономических ресурсов, включая труд и время, ведь трудовые потери и потери времени наносят серьезный ущерб результатам предпринимательской деятельности.3
     Риск  составляет неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения, ведь неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. Часто между понятиями «риск» и «неопределенность» не делается различий, но их, несомненно, следует разграничивать. Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а неопределенность — когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. В реальных ситуациях решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда неопределенных, заранее не предвиденных факторов. 4
     В словаре В.Даля слово «риск» определяется, с одной стороны, как «опасность чего-либо», а с другой – «как действие на удачу, требующее смелости, решительности, предприимчивости в надежде на счастливый исход». И еще применительно к слову «риск» читаем: «… пускаться на удачу, на неверное дело, наудалую, идти на авось, делать что-то без верного расчета, подвергаться случайности, действовать смело, предприимчиво, надеясь на счастье, ставить на кон, подвергаться чему-то, известной опасности, превратности, неудаче». Таким образом, в «рисковом поведении» прослеживается и активное начало решений человека, и связь последствий от реализации этого решения с независящими от субъекта обстоятельствами. Другими словами, предприимчивый человек как будто позволяет себе предпринять действия, результаты которых не полностью зависят от него самого (за исключением случаев неподготовленных действий, на которые он также может решиться). Вне всяких сомнений, надежда на счастливый исход должна присутствовать в принятии деловых рисковых решений.5
      Классификация и виды рисков
     Риск, как событие, может произойти  или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
     Риски можно разделить, в зависимости  от возможного результата, на две большие  группы:
    чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого результата. К ним относятся политические, транспортные, природно-естественные, экологические и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые);
    спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Это финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.6
     В зависимости от основной причины  возникновения, риски подразделяются  на природно-естественные, экологические, политические, транспортные и коммерческие.
     Коммерческие  риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата проводимой коммерческой сделки.
     По  структурному признаку коммерческие риски  делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.
    имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, халатности, диверсии, перенапряжения технической и технологической систем;
    производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии;
    торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара;
    финансовый риск – вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными бумагами, риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относится целый ряд рисков, перечисленных далее.
     Ценовой риск – риск, связанный с изменением рыночной цены финансового актива. Большинство финансовых институтов (банки, страховые компании, пенсионные фонды) осуществляют свою деятельность в большей мере за счёт заёмных средств (банковские и пенсионные вклады, страховые взносы). Полученные средства инвестируются институциональными инвесторами в различные рынки - фондовые, государственных ценных бумаг, товарные рынки, рынки недвижимости. Каждый финансовый институт через некоторый период времени должен выполнить свои обязательства по выплате заёмных средств. Под влиянием рыночных колебаний стоимость финансового актива может измениться в неблагоприятную для институционального инвестора сторону, что приведет к затруднениям по выполнению текущих обязательств перед клиентами или вкладчиками.
     Кредитный риск - риск, возникающий при частичной или полной неплатёжеспособности заёмщика. Этому виду риска, в наибольшей степени подвержены банковские организации в силу профиля своей основной деятельности, как кредитных организаций. Однако другие финансовые институты также могут быть подвержены кредитному риску, например, при приобретении корпоративных облигаций.
     Валютный  риск - риск, связанный с изменением валютного курса национальной валюты к курсу валюты другой страны. Этот вид риска возникает при инвестициях в иностранные финансовые активы и последующей конвертации иностранной валюты в национальную валюту инвестора.
     Риск  ликвидности - риск, возникающий при продаже имеющегося финансового актива. Этот вид риска означает невозможность быстрой реализации актива без существенного снижения стоимости. Главной мерой ликвидности является рыночная разница между ценой покупки и продажи (спрэд). Величина спрэда зависит от объёма торгов финансовым активом на рынке. Чем меньше величина объёмов торгов, тем больше величина спрэда.
     Риску ликвидности могут быть подвержены практически все финансовые институты - страховые и инвестиционные компании, банки и пенсионные фонды. Они в ходе своей деятельности могут приобретать финансовые активы различной степени ликвидности.
     Риск  платежеспособности - риск, обусловленный тем, что в силу неблагоприятных внешних обстоятельств у компании возникают затруднения с погашением долговых обязательств.
     Операционный  риск - риск, связанный с деятельностью персонала финансового института.
     В своей деятельности операционному  риску могут быть подвержены страховые  компании при недобросовестном исполнении своих служебных обязанностей персоналом компании (умышленный сговор с лицом, страхующем имущество), банки, при проведении межбанковских транзакционных переводов, инвестиционные компании, при превышении портфельными менеджерами выделенных рыночных лимитов.
     Инфляционный  риск - риск, связанный с макроэкономическим положением в стране. При увеличении инфляции существует риск того, что реальный доход институционального инвестора может уменьшиться за счёт большой инфляции, хотя в ходе работы может быть получена валовая прибыль. Однако часть её, а иногда и вся она, может пойти на покрытие инфляционной спирали.
     Этот  вид риска ощущают все институциональные  инвесторы, проводящие свои операции в  странах с высокими темпами инфляции. Как правило, это страны с переходным видом экономики. 7
      Методы оценки рисков
     Риск  предпринимателя количественно  характеризуется субъективной оценкой  ожидаемой величины максимального  и минимального дохода или убытка от вложения капитала. Обычно, чем больше диапазон между максимальным и минимальным  доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Принимать на себя риск предприниматель вынужден в связи с неопределенностью хозяйственной ситуации, неизвестностью условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень риска.8
     Риск, которому подвергается предприятие, —  это вероятная угроза разорения  или несения таких финансовых потерь, которые могут остановить все дело. Поскольку вероятность неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах снижения риска. Для ответа на этот вопрос необходимо количественно определить риск, что позволит сравнить величину риска различных вариантов решения и выбрать из них тот, который больше всего отвечает выбранной предприятием стратегии риска.
     Американский  эксперт Б. Берлимер предложил при  анализе использовать некоторые  допущения:
    потери от риска независимы друг от друга;
    потеря по одному направлению деятельности не обязательно увеличивает вероятность потери по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
    максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.9
     Можно выделить два вида анализа – количественный и качественный.
          Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:
    определение потенциальных зон риска;
    выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
    прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.
         Методы качественного анализа  можно разделить на три группы:
    методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
    методы сбора новой информации;
    методы моделирования деятельности организации.
       Количественный анализ направлен  на то, чтобы количественно выразить  риски, провести их анализ и  сравнение. При количественном  анализе риска используются статистический  метод, анализ целесообразности  затрат, методы экспертных оценок, аналогий, оценки платежеспособности и финансовой устойчивости.
     Метод экспертных оценок основан на обобщении  мнений специалистов-экспертов о  вероятностях риска. Принимаются во внимание интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте  каждого эксперта. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.
     Метод аналогий обычно используется при анализе  рисков нового проекта. Проект рассматривается  как «живой» организм, имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.
     Метод оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия позволяет  предусмотреть вероятность банкротства. Анализируются сведения годовой бухгалтерской отчетности.
     Можно оценить вероятность наступления  неплатежеспособности предприятия. Основными  критериями неплатежеспособности являются коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления платежеспособности.
     Метод целесообразности затрат позволяет  определить нижний предельный размер выпуска продукции, при котором  прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при сокащении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую и другими причинами.10
     Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.д.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.д.).
     Критический объем производства можно представить  в виде:
 
     Окрпост/(Ц - Зпер),                                                                               (1)
 
     где Окр – критический объем производства, Ц – цена единицы продукции, 3пост — постоянные затраты, 3пер – переменные затраты.
     Чем больше разность между фактическим  объемом производства и критическим, тем выше финансовая устойчивость.
     Любое изменение объема производства или  уровня продаж оказывает существенное влияние на прибыль (эффект производственного левериджа). Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.
     Производственный  леверидж определяется с помощью  следующей формулы:
      ,                                                                      (2)
 
     где ЭПЛ — эффект производственного левериджа, Зпост — постоянные затраты, П — прибыль.
     Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при  некотором объеме производства, тем выше производственный леверидж, а следовательно, тем выше предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства и сбыта, имеют устойчивый спрос на свою продукцию.11
     Статистический  метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших  место на данном или аналогичном  предприятии, с целью определения  вероятности события, установления величины риска. Степень, риска измеряется средним ожидаемым значением и колеблемостью возможного результата.
          Среднее ожидаемое значение связано с неопределенностью ситуации, оно выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов Е(х), где вероятность каждого результата А используется в качестве частоты или веса соответствующего значения х.
 
     Е(х) = А1х1 + А2х2 + ... + Аnхn,                                                             (3)
 
где х  – ожидаемое значение для каждого  случая наблюдения, Е(х)  – среднее  ожидаемое значение, А – частота случаев, или число наблюдений.
     Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в  пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного решения  необходимо измерить изменчивость показателей, определить меру колеблемости возможного результата. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение.
     Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:
 
     s2=(a(х-е)2А)/(aА),                                                                              (4)
 
где s2 – дисперсия, х – ожидаемое значение для каждого случая наблюдения, е – среднее ожидаемое значение, А – частота случаев, или число наблюдений.
     Коэффициент вариации — это отношение среднего квадратичного отклонения к средней  арифметической. Он показывает степень  отклонения полученных значений.
 
     V=s/e*100,                                                                                           (5)
 
где   V – коэффициент вариации, s – среднее квадратическое отклонение, е – среднее ожидаемое значение.
       Этот коэффициент позволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы измерения. Чем выше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость признака (до 10% – слабая колеблемость, 10—25% – умеренная колеблемость, более 25% — высокая колеблемость).12
     В тех случаях, когда информация ограничена, для количественного анализа  риска используются аналитические  методы, или стандартные функции распределения вероятностей, например нормальное распределение, или распределение Гаусса, показательное (экспоненциальное) распределение вероятностей, которое довольно широко используется в расчетах надежности, а также распределение Пуассона, которое часто используют в теории массового обслуживания.
     Весьма  серьезной проблемой для любого предприятия является риск банкротства.
     Самой простой моделью диагностики  банкротства является двухфакторная модель Альтмана, анализ применения которой исследован в работах М.А. Федоровой. При построении модели учитывают два показателя, от которых зависит вероятность банкротства, - коэффициент текущей ликвидности (покрытия) и отношение заемных средств к активам. Данная модель выглядит следующим образом:
 
           Z = -0,3877 -1,0736Ктл + 0,0579Кэс ,                                 (6)
 
где Кэс – отношение заемных средств к валюте баланса.
     Если  Z < 0, вероятно, что предприятие останется платежеспособным, при Z > 0 – вероятно банкротство.13
     Пятифакторная модель Альтмана применяется при оценке вероятности банкротства акционерных предприятий, поэтому я ее не применяю.14
      1.4 Методы организации управления рисками
     1.4.1 Понятие риск-менеджмента
     Предприниматель вправе частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью  избежать его он не может. Конечно, можно просто уклониться от мероприятия, связанного с риском, однако для предпринимателя отказ от риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.
     Риском  можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в  определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
     Главная цель менеджмента, чтобы при самом  худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве, необходимо постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском – риск-менеджменту.
     Риск-менеджмент – система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.15
     На  степень и величину риска реально  воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска. Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими (точнее финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий.
     Риск-менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).
     Объектом  управления выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения  между хозяйствующими субъектами в  процессе реализации риска – связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами.
     Субъект управления – группа руководителей, которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Данный процесс осуществляется при  постоянном циркулировании необходимой информации между субъектом и объектом управления.
     Существует  пессимистическое и оптимистическое  отношение к риску. При этом в  риск-менеджменте преобладает два  принципа или две тенденции: конформистская  (проповедует приспособление, или соответствие нынешних принимаемых решений и действий в будущей, прогнозной ситуации) и ориентация предприятия на развитие. Схема принципов и стратегические задачи управления рисками представлена на рисунке 1.16
 
     


 
 


 
 
 
 
    Рисунок 1 – Схема принципов и стратегические задачи управления рисками
 

    1.4.2 Методы снижения риска
     Общими  в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:
    не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
    не забывать о последствиях риска;
    не рисковать многим ради малого.
     Приобретение  надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную  роль, поскольку оно помогает принять  правильное решение по действиям  в условиях риска. Очень важны  сведения о вероятности того или  иного страхового события, о величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих  конкурентов, клиентов. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.
     Прежде  чем принять решение о рисковом вложении капитала, необходимо определить максимальный объем убытка по данному  риску, сопоставить его с объемом  вкладываемого капитала, сравнить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора. Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше его или больше.
     В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики, которая представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.17
     В качестве органа управления риском может  выступать финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления, проводящий венчурные и портфельные инвестиции (то есть рисковые вложения в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта), разрабатывающий программу рисковой инвестиционной деятельности. В его функции должны входить:
    сбор, анализ, обработка и хранение информации об окружающей обстановке;
    определение степени и стоимость рисков;
    разработка стратегии и приемов управления, программы рисковых решений и организация ее выполнения, контроль и анализ результатов;
    осуществление страховой деятельности;
    ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.
     При разработке стратегии из возможных  вариантов рисковых вложений капитала выбирается вариант, дающий наибольшую эффективность результата при минимальном или приемлемом для инвестора риске, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же рискового вложения капитала имеют наименьший разрыв. Оцениваются ожидаемые величины выигрыша и риска, и принимается решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска.
     Для того чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует, прежде всего, знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их или измерить как вероятные прогнозные величины. В предпринимательской деятельности выделяют потери материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
     Материальные  виды потерь проявляются в непредусмотренных  проектом дополнительных затратах или  прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья и т.д. Материальные потери измеряются в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов (в физических единицах веса, объема, площади и т.д.).
     Потери  в физическом измерении часто  переводятся в стоимостное измерение  путем умножения на цену единицы соответствующего материального ресурса. Имея оценку вероятных потерь по каждому из отдельных видов материальных ресурсов в стоимостном выражении, можно свести их воедино, что невозможно в физическом измерении (нельзя складывать метры и килограммы и т.д.).
     Трудовые  потери – потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в  стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость одного часа.
     Финансовые  потери – прямой денежный ущерб, связанный  с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг.
     Потери  времени существуют, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата.
     Специальные виды потерь имеют место в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Специальные виды потерь трудно определить в количественном и стоимостном выражении.
     Учитывать надо только случайные потери, не поддающиеся  прямому расчету, непосредственному  прогнозированию и потому не учтенные в предпринимательском проекте. Если потери можно заранее предвидеть, то они должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы. Поэтому предвидимое движение цен, налогов, их изменение в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприниматель обязан учесть в бизнес-плане. Прежде чем оценивать риск, обусловленный действием сугубо случайных факторов, крайне желательно отделить систематическую составляющую потери от случайных.
     Полностью избежать риска практически невозможно, но, зная источник потерь, можно снизить  их угрозу, уменьшить действие неблагоприятных  факторов.
     Готовность  менеджера идти на риск обычно формируется под воздействием результатов практической реализации прошлых аналогичных решений, принятых в условиях неопределенности. Понесенные потери диктуют выбор осторожной политики, успех же побуждает к риску. Отношение к риску во многом зависит от величины капитала, которым располагает предприниматель.
     В ходе оценки альтернативных вариантов  решений менеджеру приходится прогнозировать возможные результаты. При этом решение  принимается в условиях, когда  руководитель достаточно точно может  оценить результаты каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции в депозитные сертификаты и в государственные облигации, когда имеется государственная гарантия и точно известно, что на вложенные средства будет получен оговоренный в условиях процент.
     Основные  приемы снижения степени риска:
    диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде;
    приобретение дополнительной информации о выборе и результатах. Более полная информация позволяет сделать точный прогноз и снизить риск, что делает ее очень ценной. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная;
    лимитирование - установление предельных сумм расходов, продажи, кредита, сумм вложения капитала. Применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд, хозяйствующими субъектами для продажи товаров в кредит, предоставления займов, определения сумм вложения капитала;
    резервирование – установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта;
    операции своп (соглашение об обмене активов и пассивов на аналогичные активы или пассивы с целью продления или сокращения сроков погашения или с целью повышения или снижения процентной ставки с тем, чтобы максимально увеличить доходы или минимизировать издержки финансирования);
    самострахование  –  создание натуральных и денежных страховых фондов непосредственно в хозяйствующих субъектах, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности;
    страхование – защита имущественных интересов хозяйствующих субъектов при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, то есть передача определенных рисков страховой компании. 18
     
      ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АМУРСКИЕ АВИАЛИНИИ»
 
      2.1   Краткая характеристика деятельности предприятия
     С  2007 года  ООО «Амурские авиалинии» является полным правопреемником  ООО  «Авиационно-техническая база  Благовещенск», официально зарегистрированного в 2005 году.
     Место нахождения Общества определяется местом его государственной регистрации: Россия, Амурская область, город Благовещенск, Аэропорт.
     Схема организационной структуры ООО  «Амурские Авиалинии» представлена в приложении А.
     Общество  имеет свои печати, штампы, фирменное  наименование, вправе иметь эмблемы и товарные знаки.
     Целью создания организации является осуществление  предпринимательской деятельности для извлечения прибыли.
     Основные  услуги, оказываемые предприятием:
     - проведение технического обслуживания  и ремонт судов воздушного флота;
     - авиационные перевозки грузов  и пассажиров.
     Проведением технического обслуживания и ремонтом судов воздушного флота занимается авиационно-техническая база (АТБ). В данной сфере конкурентов не имеет.
     В настоящий момент зоной осуществления пассажирских рейсов является Дальневосточный регион (Хабаровск, Оха, Советская Гавань, Шахтерск, Южно-Сахалинск, Зональное). В будущем планируется расширение границ деятельности, в том числе осуществление полетов в Китай.
     Осуществление рейсов носит сезонный характер. В  период летней навигации число маршрутов  и количество рейсов увеличивается  из-за   увеличения  спроса.
     Во  время зимней навигации спрос  не так велик. Число маршрутов, приносящих прибыль, значительно сокращается. Также это связано с переменными погодными условиями. Наиболее прибыльным в этот период, как показывает практика, остается рейс Хабаровск-Оха-Хабаровск.
     Большое влияние на положение дел, связанных  с осуществлением полетов, оказывают  конкуренты, находящиеся на рынке более длительный срок. Как правило, от них  зависит цена на билеты тех или иных рейсов. Предприятию приходится учитывать цены конкурентов, так как чаще всего они ниже, что привлекает потребителей.
     Основными конкурентами ООО «Амурские Авиалинии» являются:
    ЗАО «Авиакомпания ИР Айро»;
    ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы»;
    ООО «Якутия»;
    ООО «Владивосток Авиа».
     Общее положение дел ООО «Амурские  Авиалинии» можно увидеть в таблице 2.
 
Таблица 1 – Основные показатели деятельности ООО «Амурские Авиалинии»
      Показатели Год Цепной  темп роста, %
2006 2007 2008 2007/2006 2008/2007
1.Выручка  от продаж, тыс.руб 22718 29258 58335 130 199
2.Чистая  прибыль (убыток), тыс.руб. 3242 -7108 -5947 -219 84
3.Прибыль  от продаж (убыток), тыс.руб. 3399 6240 -36757 183,5 -589
4.Рентабельность  продаж, % (стр.3/стр.1) 15 21,3 -63 142 -296
5. Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг, тыс.руб. 19319 23018 95092 119 413
 
     Из  таблицы 1 видно, что выручка предприятия в течение двух лет увеличилась практически вдвое. Себестоимость продукции увеличилась в четыре раза, что говорит о расширении объема услуг. Рентабельность продаж в первые два года росла, затем резко сократилась. Но несмотря на это чистый убыток на конец 2008 года составил 5947 тыс.рублей, что говорит о слабой финансовой устойчивости предприятия. Прежде всего, это связано с непокрытой дебиторской задолженностью из-за прекращения деятельности нескольких авиакомпаний, которые являлись дебиторами ООО «Амурские Авиалинии». В 2009 году предприятию необходимы были финансовые вложения для того, чтобы исправить сложившееся положение и сократить вероятность банкротства. Помощь предоставили  учредители.
     2.2 Анализ финансового состояния предприятия
     2.2.1 Общая оценка финансового состояния предприятия
     Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния предприятия. Бухгалтерский баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках представлены в приложениях Б и В соответственно. Итого баланса носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия.
     Все пользователи бухгалтерской информации, прежде всего ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы  на его основе сделать выводы о  направлениях деятельности.
     Для общей оценки финансового состояния предприятия составляют уплотненный баланс, в котором объединяют в группы однородные статьи. При этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность и позволяет сравнивать с балансами других предприятий.
     Уплотненный баланс можно выполнять различными способами. Допустимо объединение статей различных разделов.
     В таблице 2 представлен уплотненный баланс.
 
 
 
Таблица 2 – Уплотненный баланс-нетто 
в тысячах  рублей
Наименование  статей Идентификатор На конец 2006 года На конец 2007 года На конец 2008 года
1 2 3 4 5
АКТИВ
    Внеоборотные активы
       
1.1 Основные средства (стр.120) ОС 1313 1351 9381
1.2. Прочие внеоборотные активы (стр. 110+стр.150) ПВ - - 2385
Итого по разделу 1 ВА
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.