На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Плинирование и прогнозирование социально-экономического развития субъекта РФ на примере Забайкальского края

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Региональная экономика и управление»
на тему:
планирование  и прогнозирование  социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на примере  Забайкальского края  
 
 
 
 
 
 
 

Чита  – 2011г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона 4
1.1 Понятие, виды прогнозирования социально-экономического развития региона 4
1.2 Технология прогнозирования регионального социально-экономического развития региона 7
1.3Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития 12
2.Приоритетные направления социально-экономического развития Забайкальского края в программных и прогнозных документах 17
Заключение 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
 


Введение

 
     Проведение  в стране социально-экономических  преобразований привело к повышению  роли регионов во всех сферах жизни  общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.
     Обострение  проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной  неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания  экологического равновесия, совершенствование  территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения  и т.д.
     Поэтому в современных условиях большое  значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных  методов воздействия на социально-экономические  процессы в регионе, таких как: прогнозирование  и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического  планирования и прогнозирования  помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.
     Цель  курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования  и программирования регионального  социально-экономического развития.
     Предмет курсовой работы – это исследование сущности, структуры и технологии прогнозирования и программирования социально-экономического развития на региональном уровне.
 

1. Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона

1.1 Понятие, виды  прогнозирования  социально-экономического  развития региона

 
     Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного  прогноза, стратегии и программы  социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные  мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.
     Под прогнозированием социально-экономического развития (далее СЭР) региона понимается предвидение будущего состояния  экономики и социальной сферы, составная  часть государственного регулирования  экономики, призванная определить направления  развития регионального комплекса  и его структурных составляющих. Результаты используются региональными  органами государственной власти для обоснования целей и задач СЭР, выработки соответствующей региональной политики1.
     В настоящее время прогнозирование  СЭР субъекта Федерации включает:
    разработку вариантов СЭР региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;
    предоставление материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;
    уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.
     Прогноз СЭР является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальных управленческих решений, в том числе и в  сфере комплексного СЭР территории. Прогноз проводится путем сопоставления  фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с  фактическими показателями за предшествующие годы.
     С целью разработки прогнозов СЭР  проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям2 :
      демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);
      природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);
      социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);
      региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);
      уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);
      производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);
      экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).
     В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым  классифицируются прогнозы. Однако наиболее подходящей к социально-экономическим  прогнозам будет являться классификация  социально-экономических прогнозов  по временному критерию. С точки  зрения этого критерия прогнозы СЭР делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные3.
    Долгосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов СЭР региона, а также концепции и программ СЭР. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства.
    Среднесрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население).
    Краткосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население.

1.2 Технология прогнозирования  регионального социально-экономического  развития региона

 
     Анализ  практического опыта администраций  субъектов Федерации показывает, что при прогнозировании регионального  развития большинство органов управления в регионах используют традиционные методики, основанные на трех подходах.
    Трендовый подход. В его основе лежит метод экстраполяции данных, то есть прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Метод экстраполяции эффективен для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво. В долгосрочной же перспективе результаты прогнозирования с применением этого подхода оказываются противоречивыми. Это порождает необходимость их согласования, что выполняется чаще всего только по отношению к верхнему уровню показателей путем более или менее механической подгонки. Поскольку показатели других уровней остаются при этом без изменения, то противоречивость не устраняется, а как бы «ретушируется». И что хуже всего, любое изменение в сценарии прогнозирования неизбежно ведет к повторению этой трудоемкой и неформализованной процедуры.
     2. Составление общего списка прогнозируемых  параметров, выписывание отношений  и причинно-следственных связей  между ними. Для реализации этого  подхода на практике необходимо  ввести субъекты региона как  действующих агентов и сформировать  их стратегию поведения на  региональном рынке. Задав сценарные траектории экзогенных параметров полученной модели, можно рассчитать эволюцию эндогенных параметров путем воспроизведения установленных причинно-следственных связей. Главное преимущество такого подхода к прогнозированию состоит в том, что основное внимание уделяется не анализу трендов основных показателей, характеризующих состояние региона, а оценке параметров стратегий поведения его субъектов, приведших к этому состоянию. Еще один важный аргумент – априорная сбалансированность получаемого прогноза в отличие от трендового прогнозирования по отдельным показателям или их группам.
     3. Подход, основанный на теории  общего равновесия. Согласно теории  равновесия, экономические агенты (производители  и потребители), действуя в эгоистических  интересах, составляют индивидуальные  планы производства и потребления  продукции. Этот процесс описывается  моделями поведения, характер  которых зависит от технологии  производства, системы предпочтений  и системы цен. Если технология  и система предпочтений фиксированы,  то существенной оказывается  только система цен. Однако  применение методов теории общего  равновесия для анализа и прогнозирования  региональной социально-экономической  ситуации затрудняется из-за следующих  причин:
    для условий быстро меняющегося общества теория общего равновесия в лучшем случае может дать только дрейфующую асимптоту, к которой стремятся экономические процессы;
    методы теории общего равновесия не обеспечены в достаточной степени региональной социально-экономической статистикой;
    теория общего равновесия применима по отношению к мелким производителям и потребителям в условиях совершенной конкуренции, когда ни один из экономических агентов не в состоянии самостоятельно влиять на систему цен и воспринимает ее как заданную, что не соответствует ситуации в России4.
     Однако  на современном этапе развития регионального  прогнозирования вышеперечисленные  методики уже устарели и не отвечают быстро меняющейся социально-экономической  ситуации в регионах. Пять лет назад  была разработана и успешна внедрена технология ситуационного прогнозирования, которая сейчас используется при прогнозировании СЭР во многих субъектах РФ.
     В основу этой технологии положена концепция, согласно которой прогноз есть результат  эволюции исходного состояния балансовой имитационной модели деятельности региона  на заданную перспективу при задаваемых сценарных условиях. При этом прогнозное состояние является следствием интерференции  поведения субъектов региона  на горизонте прогнозирования. В  процессе прогнозирования исходная база данных переносится в точку  прогнозирования через модель причинно-следственных связей.
     Общая система ситуационного прогнозирования  СЭР региона включает в себя построение определенных прогнозных моделей, в  которых отражаются основные экзогенные и эндогенные параметры социально-экономической  системы региона5.
    Модель сферы производства товаров и рыночных услуг описывает процессы производства и потребления в следующих отраслях региональной экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи, торговли и других отраслях рыночных услуг. Производственные возможности каждой отрасли задаются производственной функцией, показывающей зависимость ее выпуска от основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов, а также состояния производственной инфраструктуры и экономической стратегии производителей. Данная модель описывается следующей зависимостью6:
     dA1 (t) / dt = D1 (t) – R1 (t), где (1)
     D1 (t) – текущие доходы;
     R1 (t) – текущие расходы;
     dA1 (t) – состояние моделируемого объекта в определенный момент времени.
    Модель движения региональных финансовых ресурсов описывает процессы образования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных средств. Выражая экономические и социальные связи и отношения в денежной форме, эта модель является базисом для объединения в одно целое частных моделей, описывающих вполне определенные виды деятельности. В этой модели отображаются различные аспекты формирования и использования региональных финансовых ресурсов включением в их состав показателей баланса средств хозяйствующих субъектов, государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и средств населения региона.
    Модель потребительского рынка представляет собой систему балансовых и эконометрических уравнений, имитирующих поведение субъектов потребительского рынка: населения, производителей, региональных и федеральных торговых организаций и внешних экспортеров. При моделировании используется свойство двунаправленности отношений, согласно которому акты взаимодействия между субъектами рынка рассматриваются с точки зрения как движения доходов и платежных средств, так и реальных потоков товаров и услуг.
    Модель демографии реализует сдвиг возрастов в темпе имитации с учетом естественного движения населения и миграционных процессов. При этом рассчитываются: численность населения (мужского и женского соответственно), численность пенсионеров и молодежи, численность трудоспособного населения, сальдо миграции.
    Модель сферы нерыночных услуг представляется в виде следующей математической зависимости7 [16, 59]:
         dA2(t) / dt = D2 (t) – R2 (t), где (2)
     D2 (t) – текущие доходы;
     R2 (t) – текущие расходы;
     dA2 (t) – состояние моделируемого объекта в определенный момент времени.
     Доходы  складываются из средств местного и  федерального бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий. Расходы  включают следующие статьи: оплата труда, промежуточное потребление, капитальные расходы.
    Модель рынка трудовых ресурсов описывает движение занятого населения. В ней оцениваются потенциальные трудовые ресурсы сферы производства товаров и рыночных услуг и сферы нерыночных услуг и рассчитывается занятость населения в этих сферах. При этом учитывается спрос на трудовые ресурсы и инерционность перехода населения из одной категории в другую. Оценивается текущая безработица.
     После того, как все модели построены  и количественно описаны, выполняется  «прогон» общей модели региона на глубину прогнозируемого периода  по заданному сценарию и выдаются результаты прогнозирования в виде пакета прогнозных документов по всем показателям СЭР.
     Достоверность прогнозов с помощью технологии ситуационного прогнозирования  зависит от следующих факторов: ошибки в исходных данных, ошибки при задании  сценария, грубости модели. Ошибки первого  рода вызваны объективными причинами; их удается существенно уменьшить  за счет верификации и коррекции  исходных данных. Ошибки третьего рода уменьшаются за счет развития модели. Ошибки в сценарных параметрах носят  субъективный характер и целиком  зависят от профессионализма лиц  осуществляющих прогнозирование. Влияние  этих ошибок на прогноз – самое  существенное, особенно в годы высокой  инфляции и падения производства.
     В настоящее время проводится дальнейшее развитие технологии ситуационного  прогнозирования. В частности, разрабатывается  модель товарно-сырьевых рынков, уточняется модель финансовой системы. Большое  внимание уделяется формированию более  адекватной модели распределения доходов  между накоплением и потреблением в секторе производства товаров  и рыночных услуг, разрабатывается  методологическая база для формирования и отработки рациональных стратегий  регионального управления бюджетными и внебюджетными фондами денежных средств.
     Конкретизация региональной экономической и инвестиционной политики требует перехода на уровень  предприятий и отдельных территорий. Именно в этом направлении, по нашему мнению, будет осуществляться развитие ситуационного прогнозирования  в будущем.
      Понятие, задачи и структура  региональных программ социально-экономического развития
 
     Программно-целевой  метод управления развитием территории относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением масштабных, долговременных проблем, не находящих  своего решения в инерционном  режиме функционирования и развития программируемой системы, что требует  принятия специальных программных  мер, концентрации усилий, мобилизации  ресурсных возможностей региона.
     Использование программно-целевого метода применительно  к региональным системам исходит  из необходимости придания как можно  более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы  представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать  требуемую направленность программных  действий.
     Под программой СЭР региона понимается комплекс научно-исследовательских  и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных  и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития субъекта РФ8.
     Региональное  программирование является важным инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику  той или иной территории, обеспечивая  сочетание принципов саморегулирования  и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного  влияния государства на социально-экономический  комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также  и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так  и стратегические задачи, в первую очередь — выравнивания региональных уровней СЭР.
     Новая сущность программ СЭР региона состоит  в том, что они воплощают в  себе синтез «жесткого плана» и «свободного  рынка», когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные  формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими  отличаются от прежних.
     К основным задачам региональных программ СЭР можно отнести следующие9:
    выравнивание межрегиональных различий по показателям СЭР;
    формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
    максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;
    охрана окружающей среды;
    формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;
    духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки
    сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.
     Состав  и структура региональной программы  СЭР региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта10.
     Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической  ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона, и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
     Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывают наличие в регионе различных видов природных ресурсов, их количественное состояние, возможности использование для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
     Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Здесь  характеризуются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
     Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в  предыдущих (1 – 3) разделах СЭР региона  и оценка природных ресурсов и  рынка труда, позволяют с учетом тенденций технического прогресса  и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию СЭР  региона на перспективу.
     Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. В  разделе выделяются основные для  региона целевые подпрограммы, которые  могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.
     В каждой из этих программ определяются цели и задачи, описываются конкретные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных  в пространстве и во времени этапов ее выполнения.
     Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный  комплекс мер и действий, экономических  рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.
     Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат. Из общего объема ресурсов выделяются та их часть, которая поступает из собственных источников.
     Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в  осуществлении программы. Даются обоснования  по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными  территориями РФ, зарубежными государствами.
     Раздел 9. Оценка эффективности осуществления  программы. Проводятся расчеты экономической  эффективности программы. Каждое программное  задание и программа в целом  оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых  используются следующие:
    показатели целей программы;
    показатели эффективности конечных результатов (они могут быть как абсолютными, так и сравнительными);
    специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
    показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
    показатели (финансовых, природных, трудовых, временных и т. д.) затрат, необходимых для выполнения заданий программы.
     Помимо  названных выше показателей разрабатываются  формулировки программных мероприятий  и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые  для эффективного управления программой.
     Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется  с учетом специфики программы  и региона.
     Разделы программы содержат необходимые  обоснования и пояснения. Они  формируют в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а  последующая – по более продолжительным  срокам.
 


2.Приоритетные направления социально-экономического развития Забайкальского края в программных и прогнозных документах

 
     Разработка  любого социально-экономического прогноза или программы территории начинается с анализа текущей ситуации в регионе и данных за отчетный период. Оценка социально-экономического положения Забайкальского края осуществляется в рамках следующих блоков.
          Географическое положение и климатические условия
Забайкальский край, объединивший в 2008 году Читинскую  область и Агинский Бурятский  автономный округ, является субъектом  Российской Федерации нового качественного  уровня с возросшим потенциалом  природно-минеральных ресурсов.
     Край  является одной из крупнейших административно-территориальных  единиц России. Общая длина границ Забайкальского края составляет 4770 км. На юге край граничит с Монголией  и Китаем. Забайкальский край расположен в умеренном поясе. Площадь Забайкальского края составляет 431,5 тыс.кв.км, что превышает  площадь ряда Европейских государств. Край занимает внутриконтинентальное положение.
     Климат  Забайкальского края резко континентальный  с неравномерным распределением осадков в течение года и значительными  годовыми и суточными колебаниями  температуры воздуха. Зима длительная и холодная. В этот период выпадает незначительное количество осадков. Лето короткое, но сравнительно теплое. Основная часть годовых осадков выпадает именно в этот период, в результате чего на реках формируется серия  паводков, нередко катастрофического  характера.
     Большая протяженность края, сложный рельеф территории, широкий спектр климатообразующих  факторов обусловили формирование разнообразных  природных территориальных комплексов. Большую часть территории края занимает зона горной тайги. Фактически она тянется  от западных границ края до восточных  и от южных границ в Хэнтей-Чикойском  нагорье, до северной оконечности в  Становом нагорье. Тайга играет существенную водорегулирующую роль: она сохраняет  влагу, поэтому в горной тайге  хорошо развита речная сеть. Горно-таежная  природная зона в средней полосе края, на юге и на юго-западе по южным  склонам горных хребтов сменяется  лесостепью. Наибольшее распространение  она получает в бассейнах рек  – Чикоя, Хилка, Ингоды, Онона, Нерчи, Аргуни.
     К особенностям Забайкальского края следует  отнести значительное количество антропогенных  форм рельефа, что связано с преимущественным развитием в регионе горно-добывающей промышленности. Огромные карьеры и  котлованы, провалы и терриконы, шлаковые поля и отвалы являются обычными в районах интенсивного развития горнорудной промышленности. Многие карьеры, котлованы и провалы  заполнены водой и представляют рекреационный интерес.
          Минерально–сырьевые ресурсы
      Забайкалье  – один из старейших горнорудных  районов страны, обладающий значительными  минерально-сырьевыми ресурсами. В  недрах Забайкальского края заключено 38% разведанных запасов плавикового шпата Российской Федерации, 31% циркония, 21%  меди, 27% молибдена, 18% титана, 16% серебра, 9% свинца, 6% золота.
      На  территории края имеются месторождения  и проявления горючих полезных ископаемых (уголь, метан), черных металлов (железо, хрома, марганца), цветных металлов (медь, никель, кобальт, свинец, цинк, молибден, вольфрам, олово, сурьма, ртуть), редких металлов (литий, тантал, цезий, ниобий, германий), благородных металлов (золото, серебро, платиноидов), радиоактивных  металлов (уран), горно-химического  сырья (флюорит, магнезит, сынныриты, апатит, графит), ювелирных и поделочных камней, строительных материалов, подземных вод. Рудные месторождения в большинстве своем характеризуются комплексностью, т.е. добываемая в них руда помимо основного компонента содержит такие ценные попутные компоненты, как висмут, индий, скандий и т.д.
      Минерально-сырьевой потенциал Забайкальского края не исчерпывается  разведанными запасами, перспективы  его наращивания достаточно велики.
          Промышленный потенциал региона
     В общем объеме промышленного производства ведущее место занимает добыча полезных ископаемых (41,8 % в общем объеме промышленного  производства), производство и распределение  электроэнергии, газа и воды (32,7 %).
     В структуре обрабатывающих производств  наиболее развитыми видами деятельности являются пищевая промышленность, производство строительных материалов, металлургическое производство и машиностроение.
     В промышленном комплексе Забайкальского края действуют более 1600 организаций. Среди крупных действующих организаций, осуществляющих производственную деятельность, можно выделить: ОАО «Приаргунское  производственное горно-химическое объединение» (уран, уголь); ОАО «Разрез Харанорский», ООО «Читауголь» (уголь); ОАО «Жирекенский ГОК» (медная и молибденовая руды); ООО  «Старательская артель «Кварц» (вольфрамовая руда); ООО «Рудник Дарасунский», ООО «Рудник Апрелково», ООО «Газимур», ОАО «Ксеньевский прииск», ОАО «Прииск  Усть-Кара», ООО ЗК «Урюм» (золото); ЗАО  «Забайкалагробизнес», ЗАО «Читинские ключи», ОАО «Читинский молочный комбинат», ООО «Кенон» (колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, пиво, безалкогольные напитки, цельномолочная продукция); ООО  «Жирекенский ферромолибденовый завод» (ферромолибден); ОАО «ТГК-14», Харанорская  ГРЭС — филиал «ОГК-3» (электроэнергия, теплоэнергия).
          Сельское хозяйство.
     Край является крупным сельскохозяйственным регионом, специализированным на тонкорунном овцеводстве. Развито также мясо-молочное и мясное животноводство, отчасти свиноводство, птицеводство. Имеет место растениеводство, основные посевные площади сосредоточены в центральных, южных и юго-восточных районах. В горно-таежных и северных районах развит охотничий промысел.
      Животноводство.
      Подводя итоги работы в отрасли животноводства за 2008 год необходимо отметить, что  усилия и ресурсы края были направлены на увеличение производства мяса и  молока, численности поголовья сельскохозяйственных животных и повышение их генетического  потенциала.
        В 2008 году во всех категориях  хозяйств Забайкальского края  произведено скота и птицы  на убой в живом весе 72,3 тыс.  тонн. 102,6% к уровню 2007 года, молока 301,9 тыс. тонн., что составило 102,1% к  уровню 2007 года, яиц – 75,2 млн. штук.
        Увеличена численность поголовья  крупного рогатого скота, в  том числе коров, овец и лошадей. 
        На первое января 2009 года численность  крупного рогатого скота составила  440,3 тыс. голов (101,2% к уровню 2007 года), коров – 168,8 тыс. голов  (101,4%), овец-559,8 тыс.голов (101,7%), лошадей  в сельскохозяйственных организациях  — 17358 (100,8%). Снижена численность  поголовья свиней к уровню  прошлого года на 9,6% и птицы  на 8,3%.
        В молочном скотоводстве края  улучшены качественные показатели  животных, надой на одну корову  увеличен на 67 кг и в среднем  по краю составил 1577 кг молока, лучшие показатели достигнуты  в Красночикойском районе –  2539 кг, Карымском – 2515 кг, Сретенском  – 2289 кг, Нерчинском – 1926 кг  и Читинском – 1871 кг молока.
        В большинстве хозяйств края  увеличена сохранность животных, снижен падеж крупного рогатого  скота и свиней. Хорошая сохранность  крупного рогатого скота в  хозяйствах Балейского, Забайкальского, Карымского, Могойтуйского и Нерчинского  районов. 
        Высокая сохранность поголовья  овец в хозяйствах Забайкальского, Ононского, Акшинского, Карымского  и Дульдургинского районов
          Инвестиционный климат.
      Основные  факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность Забайкальского края:
    выгодное географическое положение (близость рынков сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона; благоприятные возможности для развития торгово-экономического сотрудничества с Китаем и Монголией);
    уникальная минерально-сырьевая база;
    наличие законодательства, обеспечивающего защиту прав и льготный налоговый режим для инвесторов.
          Социальное развитие региона
     За  последние годы в Забайкальском  крае произошло улучшение демографической  ситуации по ряду показателей: снизилась  естественная убыль населения, а  затем произошел переход к  положительному естественному приросту населения (если в 2003 году естественная убыль составила 3,3 на 1000 человек населения, то в 2008 году естественный прирост составил 1,6 на 1000 человек населения); уменьшилась смертность в целом, в том числе населения трудоспособного возраста (в 2003 году – 16,8 умерших на 1000 человек населения, в 2008 году – 14,3 умерших на 1000 человек населения); увеличился общий коэффициент рождаемости (в 2003 году – 13,5 родившихся на 1000 человек населения, в 2008 году – 15,9  родившихся на 1000 человек населения) и суммарный коэффициент рождаемости (в 2003 году – 1,634 рождений, в 2008 году – 1,725 рождений); возросла продолжительность жизни (в 2003 году – 60,2 года, в 2008 году – 63,69 года).
     Продолжает  сокращаться младенческая смертность: в 2003 году она составляла 16,3 человек  на тысячу новорожденных, в 2008 году – 8,7 человек на тысячу новорожденных.
     Сократилась демографическая нагрузка на трудоспособное население детьми и лицами пенсионного  возраста с 608,9 человек в 2003 году до 558 человек на 1000 трудоспособного  населения в 2007 году. Сокращение этого  показателя в Забайкальском крае происходит преимущественно из-за снижения доли детей и подростков.
     Происходит  омоложение возрастной структуры населения  края по сравнению со средней по Сибирскому федеральному округу и общероссийской за счет относительно более высокой  рождаемости. Средний возраст населения  в Забайкальском крае на 1 января 2008 года составил 34,6 года, в Российской Федерации – 38,7 года. Таким образом, Забайкальский край на перспективу имеет относительно высокий репродуктивный и трудовой потенциал.
     В развитии системы образования Забайкальского края в последние годы наблюдались позитивные изменения: введены в действие новые образовательные учреждения, проведены интернетизация и модернизация учебного процесса, расширен ассортимент и повышается качество образовательных услуг, становятся более доступными для населения края услуги дошкольного образования.
     В Забайкальском крае сформирована и  развивается сеть лечебно-профилактических учреждений, предоставляющих населению  профилактическую, консультативную  и лечебно-диагностическую помощь.
     За 2003–2007 годы обеспеченность населения Забайкальского края врачами выросла с 50,2 до 55,5 человек, обеспеченность средним медицинским персоналом – с 113,7 до 119,8 человек на 10000 населения. Темпы роста обоих показателей опережали темпы роста обеспеченности населения медицинскими работниками в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе.
     За  последние пять лет в Забайкальском  крае введено в действие больничных учреждений на 714 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 1450 посещений в смену. В результате осуществления мероприятий по оснащению диагностическим оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи муниципальных учреждений здравоохранения уровень оснащения диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений вырос с 83 % до 100 %, оснащение санитарным автотранспортом увеличилось с 37 % до 100 %. Увеличение оснащенности лечебных учреждений современным медицинским оборудованием позволяет диагностировать практически все заболевания без выезда за пределы края, а также обеспечить внедрение и дальнейшее развитие самых современных высокотехнологичных методов лечения различных заболеваний.
     В 2007 году обучено 116 врачей, в том числе 54 участковых терапевта, 42 участковых педиатра, 20 врачей общей практики. За счет средств федерального бюджета на организацию обучения врачей первичного звена государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Читинская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" получило в 2007 году 3,237 млн. рублей. Для медицинских учреждений подготовлен 41 врач общей практики, 36 из которых работают в сельской местности. В результате коэффициент совместительства в участковой службе снизился от 1,4 до 1,1 у участковых терапевтов и до 1,2 у участковых педиатров; возрос показатель укомплектованности врачами-терапевтами с 83,2 % в 2005 году до 89,0 % в 2007 году и участковыми педиатрами с 82,3 % до 96,5 %, соответственно.
     Реализация  приоритетного национального проекта  "Здоровье" в Забайкальском крае позволила обеспечить дальнейшее развитие системы здравоохранения с укреплением первичного звена путем улучшения материально-технической базы и кадрового потенциала.
     В результате реализации программы "Родовой сертификат" улучшилось качество обслуживания беременных в женских консультациях и родильных домах. Принимаемые в крае меры по укреплению службы родовспоможения, в том числе внедрение родовых сертификатов, позволило существенно сократить младенческую и материнскую смертность.
     Позитивная  динамика показателей в сфере  здравоохранения Забайкальского края за последние годы еще не нашла  своего отражения в долголетии жителей. Низкая ожидаемая продолжительность  жизни населения Забайкальского края сопряжена с высоким уровнем  смертности от внешних причин.
     Развитие  здравоохранения Забайкальского края в среднесрочной перспективе  будет направлено на сохранение и  укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни  и повышения доступности и  качества медицинской помощи.
     Жилищная  проблема в Забайкальском крае остается одной из наиболее острых. На учете  для получения жилья и улучшения  жилищных условий стоит около 20 тысяч семей.
     Из  выше сказанных преимуществ и  проблем  социально-экономическом  развитии Забайкальского края хотелось бы плавно перейти к Программе  социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы, в которой представлены направления развития края с учетом всех его преимуществ и направленные на преодоление насущных проблем.
     Главная цель Программы – повышение уровня и качества жизни населения края на основе динамичного развития экономики  и социальной сферы за счет эффективного освоения природных ресурсов и использования  геополитического и транспортно-географического  положения Забайкальского края.
     Основные задачи Программы:
    создание условий для стабилизации демографической ситуации, вовлечение новых факторов в развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения края, формирование эффективного рынка труда и развитие кадрового потенциала;
    повышение конкурентоспособности экономики края за счет эффективного использования имеющегося ресурсного и геоэкономического потенциала, развития новых и инновационных производств – точек роста, а также традиционных для края производств, имеющих перспективы спроса на внутреннем и внешнем рынках;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.