На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Олигополия на рынке РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение           2
1. Олигополия  и ее основные признаки      3
2. Олигополия  на примере рынка нефтепродуктов  РФ   10
3. Роль ФАС  (Федеральной антимонопольной политики)
в регулировании  структуры рынка нефтепродуктов РФ   15
Заключение          21
Список использованной литературы      23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры  рынка. Как известно, выделяют совершенную  и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это  несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная  – это вполне реальная.
   К числу несовершенной конкуренции  относят олигополию, монополистическую  конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.
   В условиях замедления экономического роста  и уменьшения спроса на товары и  услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.
   Российский  рынок имеет ряд особенностей, связанных с тем, что на рынке  преобладают компании с высокой  долей занятого рынка различных  отраслях народного хозяйства. В  результате рынок олигополии для  нас является очень важным, так  как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.
   В последние годы государство уделяет  повышенное внимание проблемам, связанным  с состоянием конкуренции, а также  пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное  законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.
   Актуальность  проблемы заключается в том, что  в условиях российской экономики  олигополия существенно влияет на развитие страны. Это особенно актуально в  современное кризисное время, когда  происходит перераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные  слияние и поглощения. Задача Федеральной  антимонопольной службы – не допустить  появление новых монополистических  и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение цен и т.д.
   Объектом  изучения в нашей работе является олигополистический рынок нефтепродуктов России.
   Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие между субъектами олигополистического рынка, государством и другими фирмами в области  производства, ценообразования, сбыта.
   Целью нашей работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как  олигополия.
   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
   -          дать определение категории «олигополии»;
   -          рассмотреть особенности олигополистического рынка;
   -          рассмотреть основные виды олигополий;
   -          проанализировать ценовую политику в условиях олигополистического рынка;
   -          рассмотреть олигополистический рынок нефтепродуктов в России, выявить его основные черты;
   -          проанализировать роль ФАС в регулировании рынка нефтепродуктов в России.
   Теоретической основой для написания курсовой работы послужили работы Ивашковского С.Н., Кита П., Носовой С.С., Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В., М.И.Плотницкого, И.Е.Рудановой. В работе также использовались журналы «Общество и экономика», «Вопросы экономики», «Проблемы современной экономики», «Современная конкуренция», «Экономический анализ», а также интернет-источники. 
 

    Олигополия  и ее основные признаки
 
   Олигополия  – это такая рыночная структура, при которой существуют несколько  продавцов и доля каждого из них  в общих продажах на рынке настолько  велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого  из продавцов ведет к изменению  цены [14, с.364].
   Олигополия  – это такая ситуация, при которой  число фирм на рынке настолько  мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать  во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как  рыночную структуру, при которой  на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты [11, с.193].
   Количество  субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно  отнести такие рынки, на которых  сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два  продавца – это дуаполия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как, начиная с числа 25, идет отсчет структур монополистической конкуренции.
   Выделяют  следующие причины становления  олигополии [14, с.365]:
   -          возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях (эффект масштаба);
   -          владение патентами и контроль над сырьем;
   -          поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
   -          эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;
   -          научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.
   Олигополии  присущи следующие черты:
   -          наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;
   -          контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;
   -          наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего – эффект масштаба, патенты, владение сырьем);
   -          взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;
   -          неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании цен.
   Многие  из указанных черт характерны и для  других рыночных структур. Поэтому  невозможно сконструировать единую модель олигополии.
   Олигополия  может быть жесткой, когда на рынке  господствуют две–три фирмы, и расплывчатой, при которой шесть и более  фирм делят 70–80 % рынка.
   С точки зрения концентрации продавцов  на рынке олигополии могут быть разделены  на плотные и разреженные. К первым относятся такие отраслевые структуры, где представлены два–восемь продавцов, ко вторым – более восьми хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно [18, с.218].
   С точки зрения особенностей и характера  производимой продукции олигополии подразделяются на однородные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг [18, с.219].
   Олигополия  в большей степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное  производство и отсутствуют широкие  возможности для дифференциации отраслевого товара. Такое положение  характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой  торговли.
   При олигополии в отрасли функционирует  не одна фирма, а ограниченное число  конкурентов. Поэтому отрасль не является монополизированной. Выпуская дифференцированную продукцию, фирмы, образующие олигополию, конкурируют  между собой с использованием неценовых методов, а на изменение спроса реагируют главным образом изменением объема производства.
   Поведение олигополии в отношении цены и  объема выпуска продукции различается. Ценовые войны доводят цены до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать этого, олигополии могут  заключать тайные соглашения картельного  типа, тайные джентльменские соглашения; согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.
   Олигополия  при определении цены и объема производства учитывает не только поведение  потребителей (как это делается при  других рыночных структурах), но и реакцию  своих конкурентов. Зависимость  поведения каждой фирмы от реакции  конкурентов называется олигополистической взаимосвязью [11, с.195].
   Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко  проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях  выступает универсальным свойством  олигополии.
   Фирмы взаимосвязаны в отношении определения  своих объемов продаж, объемов  производимой продукции, размера инвестиций, затрат на ведение рекламной деятельности. Например, если фирма хочет запустить  новый продукт или новую модель продукта, то она прилагает максимум усилий к рекламированию этого продукта. Но в то же время фирма должна понимать, что за ней наблюдают  другие фирмы-олигополисты. И в случае проведения рекламных компаний, конкуренты аналогично начнут вести себя. Они также создадут схожий продукт или модель.
   Такая ситуация определяется тем, что все  фирмы понимают, что цели, задачи, решения конкурирующих компаний определяются поведением других фирм. И при принятии решений необходимо это понимать и ожидать ответных действий со стороны конкурента.
   В то же время олигополистическая взаимозависимость  носит и положительный, и отрицательный  характер. Фирмы-олигополисты могут объединить свои усилия в борьбе против других, превращаясь в подобие чистой монополии, добиваясь полного исчезновения конкурентов на рынке, либо же бороться против друг друга, превращая рынок в подобие рынка совершенной конкуренции [17, с.87].
   Последний вариант чаще всего реализуется  в форме ценовой войны –  постепенного снижения существующего  уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического  рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток  покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может проходить  в несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет источник экономической  прибыли и на рынке воцарится  ситуация, близкая к совершенной  конкуренции. От подобного исхода в  выигрышном положении, естественно, остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений с учетом возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция [7, с.265].
   Механизму ценообразования при олигополии присущи две взаимосвязанные  черты. Это, во-первых, жесткость цен, которые изменяются реже, чем в  других рыночных структурах, и, во-вторых, согласованность действий всех фирм в области ценообразования.
   Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов (некоторые экономисты считают  их принципами): ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство  в ценах; ценовая накидка [11, с.196].
   Ценовая конкуренция в условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами  на достижение рыночных преимуществ  по сравнению с конкурентами, а  во-вторых, с риском развязывания ценовой  войны, которая чревата негативными  последствиями для всех ее субъектов.
   Тайный  сговор в области ценообразования  позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах максимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению с тем, чтобы блокировать вторжение в отрасль новых товаропроизводителей.
   Лидерство в ценах складывается в ситуации, когда повышение или понижение  цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. В условиях олигополии, как правило, имеется крупная  фирма, выступающая в роли ценового лидера. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют  место заметные отклонения в стоимости  тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
   Ценовая накидка (обычно в размере определенного  процента) прибавляется к средним  общим издержкам производства. Она  призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансово-экономическую  и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и др. Этот принцип известен под названием "издержки плюс". Накидка обеспечивает получение  прибыли, определяет поведение и  действия фирмы.
   Олигополии  имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты [11, с.196]:
   -          крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;
   -          конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.
   Эти положительные стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэлбрейт, которые утверждали, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.
   По  мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая существует в условиях свободного рынка, более  низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения посторонних  фирм в олигополистические структуры  благодаря эффекту масштаба.
   Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии  финансировать дорогостоящие научные  проекты.
   Негативные  моменты олигополии сводятся к следующему [7, с.267]:
   -          олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новых техники и технологий;
   -          заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей (например, повышают цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;
   -          олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.
   Разработано множество моделей олигополии. Наиболее распространены модели Курно, модель изгибающейся кривой спроса, модель на основе теории игр, модель ценового лидерства.
   В рамках нашей работы мы не ставим перед  собой задачу изучения этих моделей, но нужно отметить, что в экономической  литературе они достаточно полно  изложены. Рассмотрим например модель Курно.
   Статический анализ взаимоотношения двух фирм в  условиях дуополии был предложен  в 1838 г. французским экономистом  Антуаном Курно (1801-1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными глазами"). При этом возможны различные варианты.
   Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает  решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью  обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1(0) (рис.1). 

   
   Рис. 1 Оптимизация объема производства фирмы А в зависимости от объема производства фирмы Б 

   При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 180 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1(0) и предельные издержки МС1. Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(40) = МС1. Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис.2), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А–QA(QБ). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QБ(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства. 

   
   Рис. 2 Равновесие Курно
   Модель  равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 3).
   
   Рис.3 Равновесие Курно, договорное равновесие и конкурентное равновесие 

   Равновесие  Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).
   В настоящее время все большее  значение для анализа олигополистических ситуаций получает теория игр. Теория игр – наука, исследующая математическими  методами поведение участников в  вероятностных ситуациях, связанных  с принятием решений. Предметом  этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами (типа игры в карты или в домино). В ходе игры возможны различные совместные действия – коалиции игроков, конфликты  и т. д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая  показывает выигрыш или проигрыш участника Формы этих игр многообразны. Наиболее простая разновидность  – игры с двумя участниками. Если в игре участвуют не менее трех игроков, возможно образование коалиций, что усложняет анализ. С точки зрения платежной суммы игры делятся на две группы – с нулевой и ненулевой суммами. Игры с нулевой суммой называют еще антагонистическими: выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю. По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков) и некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).
   Наиболее  известный пример некооперативной  игры с нулевой суммой является как  раз таки модель Курно.
   Таким образом, сделаем ряд выводов  по первой главе курсовой работы:
   -          олигополия – это такая рыночная структура, где малому числу фирм принадлежит большая доля рынка;
   -          олигополистическому рынку присуще следующие черты – это малое количество фирм, барьеры для входа на рынок, контроль над ценой, неценовая конкуренция, взаимозависимость производителей;
   -          по концентрации производителей олигополию разделяют на плотную (2-3 производителя) и расплывчатую (6-8 производителей), по характеру предлагаемой продукции – однородную и дифференцированную;
   -          рынку олигополии присуще такое качество как взаимозависимость производителей. Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии;
   -          для регулирования ситуации на рынке олигополисты могут заключать тайные соглашения картельного типа, тайные джентльменские соглашения; согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.
   -          ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов: ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство в ценах; ценовая накидка. 

2. Олигополия  на примере рынке нефтепродуктов  РФ
   В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть  и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно  сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит  и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.
   На  сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.
   Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации  имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2008 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2008 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. В 2006 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти [22].
   ВИНК  доминируют на рынках добычи и переработки  нефти, свободный рынок нефти  практически отсутствует: более 80% нефти  в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% - на Московском НПЗ, на иных НПЗ – по 5-7%. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров [26].
   Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие  участники рынка, являются: ограничение  или отсутствие доступа независимых  участников рынка к мощностям  по переработки нефти; ограничение  или отсутствие возможности независимых  участников рынка поставлять нефтепродукты  в отдельные регионы; ограничение  или отсутствие доступа независимых  участников рынка к мощностям  по хранению нефтепродуктов; наличие  хозяйствующих субъектов, которые  доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную  реализацию нефтепродуктов; наличие  у ВИНК большого административного  ресурса; высокие первоначальные затраты [6, с.162].
   Доминирование ВИНК на рынках добычи и переработки  нефти определяет монопольную структуру  реализации нефтепродуктов крупным  оптом с НПЗ. ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как  на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.
   Доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов. Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно, в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению. В 67 субъектах Российской Федерации (более 75%) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в т.ч. совместно) с долей более 50%, в 57 регионах это сбыты ВИНК. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59 – долю более 50% занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНК, в 9 – независимые участники рынка. Более 50% АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем, в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18 [22].
   Внутренняя  цена на российскую нефть формируется  в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным  транспортом) к продаже ее давальцам  для переработки на НПЗ. Такая  структура предложения нефти  не позволяет говорить о свободной  конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «ЛУКойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «ЛУКойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок. Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т. в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом [16, с.93].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.