На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели управления развитием конфликтов в социальной работе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Ульяновский  государственный Университет
Факультет Гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра педагогики профессионального образования  и социальной деятельности 
 
 
 
 

Курсовая работа
Тема: Модели управления развитием конфликтов в социальной работе 
 
 
 
 

Выполнила студентка 2 курса
группы  СР-21(у-з)
    Анюхина Ирина Константиновна
    Научный руководитель:
    доктор  пед. наук, профессор,
    декан факультета гуманитарных наук
    и социальных технологий
    Шмелева Наталья Борисовна 

Ульяновск
2011
     Оглавление 

Введение . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.3
Глава 1. Понятие социального конфликта и его место в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.6
      Природа социального конфликта. . . . . . . . . . . . . .стр.6
      Функции социальных конфликтов, их классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.8
      Значение конфликта в социальной работе . . . . . стр. 16
      Последствия социальных конфликтов . . . . . . . . . стр.20
      Прогнозирование и профилактика конфликтов .. . стр.22
Глава 2. Исследование моделей управления развитием конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . стр.26
2.1. Разрешения конфликтов в процессе социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.26
2.2. Модели управления развитием конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  стр.31
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.35
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  стр.40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Конфликт  – важная составляющая социально  – психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Буквально слово «конфликт» означает «столкновение».
     Конфликты возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий.
     Социальная  работа как учебная дисциплина призвана решать весьма важные задачи по формированию социального работника – профессионала, среди которых – овладение умениями с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем, а также знаниями методик моделирования и прогнозирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах.
     Социальная  работа рассматривается как деятельность, цель которой – разрешение разнообразных  конфликтов человека, попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию.
     Конфликт в свете используемых в социальной работе традиционных теоретических подходов рассматривается как явление скорее деструктивное и потому требующее скорейшего вмешательства. Следовательно, профессиональное взаимодействие с клиентом строится в форме психосоциальной терапии, цель которой – разрешение конфликтов или предотвращение их развития.
     В отечественной и зарубежной психологической  науке существуют различные взгляды  на природу конфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф,
     Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин), так и в отечественной психологии (В.С. Алишев, С.И. Ерина, В.С. Мерлин, Р.Х. Шакуров).
     По  сути проблема управления конфликтами представляет собой часть более широкой и всеобъемлющей проблематики управления социальными процессами и отношениями, протекающими в обществе, во всех его сферах. Поэтому выработанные наукой об управлении фундаментальные идеи, принципы и методы имеют большое значение в разработке конкретных приемов и способов управления конфликтами, и их необходимо применять при решении конфликтов в каждом конкретном случае.
     Проблема – проблема конфликтов и управления ими в социальной работе.
     Объект  исследования – конфликты в социальной работе.
     Предмет исследования – модели управления развитием конфликтов в социальной работе.
     Цель  курсовой работы – исследование моделей управления развитием конфликтов в социальной работе. 

Задачи  исследования:
    исследовать развитие конфликтов в социальной работе;
    проанализировать основные теоретические концепции конфликтологии в социальной системе;
    исследовать специфику моделей управления развитием конфликтов;
    охарактеризовать модели управления конфликтами в социальной работе.
     Гипотеза. При изучении конфликтов в социальной работе можно выявить ряд моделей наиболее эффективного их развития.
     Структура работы.  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается понятие социального конфликта, его классификация, функции и последствия. Вторая глава посвящена изучению моделей управления развитием социального конфликта.  
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие социального конфликта  и его место в социальной работе
      Природа социального конфликта
 
     Не  существует человеческой общности, в  которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.
     Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Конфликтами пронизана  вся жизнь общества, и мы можем  наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.
     Причины социальных конфликтов можно разделить  на две большие группы: личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.
     Основными социальными предпосылками конфликтов является:
    социальное неравенство — т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов.
    культурная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов
     Но  социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения.
     Общество  провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.
     Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.
     Важной  чертой кризисных обществ является широкое распространение чувства незащищенности и страха. А это сопровождается ростом агрессивности, что не только провоцирует конфликты, но и ужесточает их характер. 
 
 
 
 
 

     1.2.  Функции социальных конфликтов, их классификация 

     Конфликт  помогает выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. Конфликт является своеобразным катализатором формирования, становления личности человека. К примеру, с точки зрения Л. Козера, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами. Кроме того, конфликт выполняет «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции: объединяя людей общностью ситуации, он позволяет им больше узнать друг в процессе взаимодействия.
     Позитивная  функция конфликта состоит в  его способности сдерживать конфронтацию. Подчеркивая эту особенность, Л. Козер опирается на так называемый «зиммелевский парадокс», смысл  которого заключается в том, что  противостояние сторон, возникающее  в результате конфликта, заставляет «противников» оценить шансы  на победу и соизмерить свои силы. Если прогнозируемые шансы на победу невелики, а потери могут оказаться значительными, то состояние конфликтного противостояния может удерживать стороны от прямой борьбы и обострения ситуации, т.е. являться средством сдерживания конфликта.
     Главная позитивная функция конфликта состоит  в том, что будучи формой противоречия, он является источником развития. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Ж. Пиаже и представителей его школы, показано, что социокогнитивные конфликты могут быть источником интеллектуального развития детей.
     Из  других позитивных функций конфликта  наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических  ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни, так как они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений.
     Психологи выявили важную позитивную функцию  конфликта, которую Л. Козер называет коммуникативно-информационной. Во время  конфликта люди могут выйти на новый уровень отношений. Момент прорыва, когда сторонам нечего терять, когда они пытаются достучаться  друг до друга, может стать последней  возможностью достижения взаимопонимания. Часто в период конфликтного взаимодействия люди становятся более искренними и выражают свои скрытые, иногда даже ими самими не осознанные мысли и желания. Социологи чикагской школы в связи с этим называют конфликт «возможностью разговора начистоту».
     Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, целенаправленно используется в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогического средство влияния на отношения людей.
     Наличие потенциальных позитивных возможностей конфликта не исключает его вероятной  деструктивной роли в жизни индивида.
К позитивным функциям конфликта можно отнести:
    информационно-сигнальную функцию, демонстрирующую наличие полей напряженности, рассогласования, выявляющую реальный потенциал субъектов, необходимость в глубинных преобразованиях системы;
    объединяющую функцию. Конфликт в данном случае выступает как способ сплочения группы, восстановления ее внутреннего единства в том случае, если велика вероятность вражды и антагонизма членов группы. По мнению Л. Козера, эта функция является положительной, если социальные конфликты затрагивают только цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений;
    функцию оптимизации межличностных отношений. Конфликт может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, способствовать восстановлению оптимального равновесия во взаимоотношениях;
    функцию стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений. Это функция характерна только для конфликтов в свободно структурированных группах и открытых обществах;
    инновационную функцию. Конфликт в данном случае выступает как средство активизации социальной жизни, способствует разрешению противоречия, обеспечивает переход к новому состоянию, установлению новой системы отношений, появлению новых социальных норм и обновлению имеющихся, обеспечивающих существование субъектов конфликта в новых условиях;
    функцию социализации. Конфликты, особенно межличностные, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения, становления, социализации личности, формирования ее активной позиции при взаимодействии с окружающими, а также источником развития личности, межличностных отношений.
           К негативным функциям конфликта можно отнести:
    функцию разрушения, уничтожения полного или частичного (отдельных элементов) социальных систем, организаций и сформировавшейся системы коммуникаций, изоляции либо подавления субъектов конфликта;
    функцию негативного воздействия на психическое состояние участников, вызывающего стресс, социальную пассивность;
    функцию деформации отношений между субъектами, системами, нарушения стабильности и интеграции, ослабления ценностно-ориентационного единства группы, снижающую групповую сплоченность;
    функцию истощения материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.
     Подавляющее большинство реальных конфликтов, с которыми приходится иметь дело социальным работникам, выполняют одновременно как конструктивные, так и деструктивные функции.
     В обществе происходит великое множество  конфликтов. Их стараются классифицировать, например, по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отношений, в социальной сфере и т.д. Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий.
     Рациональные  конфликты охватывают сферу разумного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назначении того или иного лица на руководящую должность, выработка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные конфликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсудить ситуацию и прийти к общему решению.
       Конфликт обретает эмоциональный  характер. Причина конфликта может  вообще забыться, а противостояние  сопернику становится самоцелью.  Противоположная сторона воспринимается как средоточие всех зол и бед.
     Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регулированию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массового эмоционального конфликта является конфликт межнациональный. Такие конфликты отличаются длительностью и часто сопровождаются жестокостью.
     А.Г. Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов:
    Межиндивидуальные конфликты.
    Межгрупповые конфликты
    При этом в числе групп можно выделить:
      группы интересов,
      группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.
 
    Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конфликтного взаимодействия.
    В таком  случае можно выделить:
    Экономические конфликты (экономические интересы).
    Политические конфликты (власть, влияние).
    Ценностные конфликты (убеждения, идеи).
    Статусные конфликты (положение, должность, престиж). Конфликты могут иметь и комплексный характер, т.е. порождаться целым комплексом причин. Комплексным характером обладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкновение между представителями разных национальностей порождаются борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право.
     В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:
    Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.
    Межличностный конфликт — разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
    Межгрупповой конфликт — это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.
    Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
    Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
    Типологию социального конфликта можно  представить и таким образом:
    Конфронтация — пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.
    Соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества — приобретение лучших позиций, признания; демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.
    Конкуренция — особый тип конфликта, его цель — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
 

        
     1.3 Значение социальной напряженности и конфликта в социальной работе 

     Прогноз возможностей оптимизации конфликтного потенциала общества, нарастающего по мере возникновения и усиления напряженности  в основных сферах его жизни, а  также разработка мер по его контролю и снижению предполагают выявление  и анализ той совокупности механизмов социального регулирования, которыми располагают функционирующие, становящиеся и отживающие социальные институты, общности.
     Разрешение  конфликта на основе регулирования  и локализации социальной напряженности  предполагает изучение не только состава  и структуры социальных явлений, но и их источников, процессов их становления, взаимопревращения, последовательности и соотнесенности в социальном пространстве.
     Базовыми  понятиями для осмысления природы  и сущности конфликта являются: категория  борьбы, противоборства, выражающая особое состояние взаимоотношений социальных субъектов в конфликтной ситуации, и категория противоречия, выражающая объективное основание, на котором  разворачивается конфликтный процесс. На основе их анализа процесс перехода от определяющего возникновение конфликтной ситуации объективного противоречия к отношению противоборства конфликтующих субъектов идет через осознание данного противоречия самими субъектами как сторонами возникшего противоречивого отношения. В определенном смысле – конфликт это осознанное противоречие.
     Реальными носителями социальных конфликтов, как  и любых социальных процессов  и изменений, являются социальные субъекты. В качестве основы любого носителя конфликта выступает порождаемая  обстоятельствами неудовлетворенность  его субъектов-носителей. Поэтому именно неудовлетворенность представляет собой социальный феномен, в пространстве которого происходит трансформация объективного противоречия в его осознание социальными субъектами. Она может рассматриваться и как своеобразная точка отсчета этого процесса.
     Трансформация неудовлетворенности в субъектно-субъектное отношение позволяет рассматривать  ее как специфическое явление  социальной действительности – социальную напряженность.
     Конфликт  по своей природе субъективен, поскольку  возникает в ходе осознания социальными  субъектами своих интересов и  целей. Будучи осознанным, он может  быть разрешен только сознательными, субъективными  усилиями сторон. В связи с этим темпы процесса осознания, объективно различные у разных сторон потенциального конфликта, определяют различные уровни социальной напряженности.
     С точки зрения возможностей практического  контроля за нарастанием конфликтного потенциала в обществе и выработки  действенных мер как по его  снижению, так и по предупреждению работниками социальных служб большую  роль играет выделение основных этапов формирования и развития социальной напряженности, а также оценка данных этапов с позиций этой, по существу, важнейшей, основополагающей задачи. Согласно П. И .Куконкову, этот процесс включает следующие этапы:
    усиление неудовлетворенности различных социальных субъектов условиями жизнедеятельности;
    обнаружение причинно-следственной связи между характером объекта неудовлетворенности и деятельностью других социальных субъектов, вызывающее социальную напряженность;
    усиление социальной напряженности, трансформирующейся в конфликтный потенциал;
    аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый социальный конфликт.
     Конфликт  как особое состояние взаимодействия возникает в процессе межличностного общение. Большинство подходов при  всех различиях между ними фактически сходятся в признании объективно-субъективной природы возникновения конфликтов. Лишь в самых ранних описаниях  и исследованиях конфликта допускалось  его возникновение, образно говоря, «без участия человека».
     К такого рода исключениям относится, в частности, психоаналитическое представление о бессознательных конфликтах, обусловленных законами «существования» психики, над которыми человек не властен, а также эксперименты А. Лурия и Н. Миллера по созданию конфликта извне.
     К. Левин, выводивший конфликт из актуальной жизненной ситуации индивида, характеризовал его как воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины. Данные силы – это характеристики внешней ситуации, воздействие которых является результатом субъективного восприятия индивидом своей собственной ситуации.
     Для М. Дейча конфликт является следствием объективного противоречия между интересами, однако решающее условие вступления в конфликт – перцепция несовместимости. психологической реальностью конфликт становится только в том случае, если имеются внутренние условия развития конфликта, если возникают противоречия между мотивами, отношениями или между возможностями и стремлениями. Необходимое дополнение – субъективная неразрешимость ситуации.
     Таким образом, возникновению конфликта  неизбежно предшествует субъективное отражение характеристик социального  взаимодействия. Восприятие ситуации как конфликтной «делает» конфликт: «запускает» необходимость реагирования субъекта в виде выбора соответствующей  стратегии конфликтного взаимодействия и его последующего развития.
     Субъективность  в происхождении конфликта проявляется  в невозможности однозначно связать  его возникновение с определенным набором объективным факторов. С  другой стороны, наличие целого ряда объективно конфликтогенных факторов может и не привести к возникновению конфликта.  
 

     1.4. Последствия социальных конфликтов 

       Конфликт с точки зрения социологии  — это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.
     Возможны  и позитивные, и негативные последствия  социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта заключаются в следующем: во-первых, конфликты способствуют разрешению накопившихся в обществе противоречий и, во-вторых стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, конфликты дают возможность подавляемым группам занять более достойное место в обществе. Конфликты также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтующих групп, так как конфликтное взаимодействие — это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция групп. Конфликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.
     Негативные  последствия конфликтов более наглядны и очевидны. Это напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция.
     Для нейтрализации отрицательных последствий  конфликтов в обществе формируются  специальные институты, которые  регулируют конфликты и вводят их в определяемые законом рамки. Так, институт политических партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конфликт между разными группами и слоями общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5. Прогнозирование и профилактика конфликтов 

     Предвидение возможных вариантов развития событий  создает условия для результативного  управления ими. Прогнозирование возникновения  конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов выступают направлениями  управленческой деятельности по регулированию  социальных противоречий.
     Вмешательство в естественное развитие конфликтной  ситуации должно осуществляться компетентными  людьми. Особенности управления конфликтами  во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетентности.
     Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной  ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти  знания могут быть следствием их теоретической  подготовки или богатого жизненного опыта.
     Во-вторых необходимо собрать максимально разностороннюю, подробную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.
     Регулирование конфликтов требует соблюдения еще  одного принципа. Можно пытаться заставить  оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы. Лучше все же дать возможность людям защищать свои интересы, но добиться, чтобы они делали это путем компромисса, избегания конфронтации. Желательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сделать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была мирной.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.