На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль налогов в экономике Украины

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  СОДЕРЖАНИЕ
  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..…………3
1. Историческое  развитие налоговой системы
   1.1. Возникновение налогов……………………………………………...……..……..4
        Формирование налоговой системы Руси………………………….....……...6
        1.2. Экономическая сущность, функции и принципы налогообложения
     1.2.1. Двойственный характер налогов……………………………..……...………8
     1.2.2. Классификация налогов………………………………………..……...……..9
     1.2.3. Функции налогов………………………………………………..……..…….11
2. Налоговая  система Украины и ее организационные  принципы………….….……...15
   2.1.Общегосударственные  налоги и сборы в Украине………………..…………....16
     2.1.1. Косвенные налоги
        2.1.1.1. Налог на  добавленную стоимость……………………..……………….16
        2.1.1.2. Акцизный сбор………………………………………..………………....18
        2.1.1.3.Таможенная пошлина………………………………..……………….….20
     2.1.2. Личные прямые налоги
        2.1.2.1. Налог на  прибыль предприятия…………...………..………………….21
        2.1.2.2. Налог на  доходы физических лиц……………….…………….……….22
        2.1.2.3. Единый налог  для юридических и физических  лиц….……….………24
     2.1.3. Реальные прямые налоги
        2.1.3.1. Налог с владельцев транспортных средств и других
        самоходных машин  и механизмов…………………………..………………….26
        2.1.3.2. Плата (налог)  за землю…………………………..……………….……..26
     2.1.4. Прочие общегосударственные налоги  и сборы
        2.1.4.1.Сборы на обязательное государственное пенсионное страхование……27
        2.1.4.2. Сборы на обязательное социальное страхование…………….….……...29
3. Роль  налогов в экономике Украины…………………………………………..………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………………...….35
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………….……….…………………………………….36
  ВВЕДЕНИЕ
  Взимание  налогов древнейшая функция и  одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. В истории развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
  В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоги является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
  Цель  данной работы проанализировать влияние  и роль налогов на экономику Украины.
  Для достижении цели будут рассмотрены  следующие задачи:
    Рассмотреть историческое развитие налоговой системы;
    Рассмотреть понятие налоговой системы;
    Рассмотреть основные налоги и сборы Украины;
    Рассмотреть роль налогов в экономике Украины;
 
 
 
 
 
  1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ
  1.1. Возникновение налогов
  Налоги  в той форме, в которой мы с  ними сталкиваемся в современных условиях, сложились относительно недавно, хотя основные элементы механизма налогообложения зародились еще в древности.
  Налоговые и другие обязательные сборы и  платежи, являясь основным источником образования государственных финансов, присущи всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В этой связи о налогообложении можно говорить как о неотъемлемой части человеческой цивилизации. По словам английского памфлетист С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир» [12].
  Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды — и появляется потребность в средствах для содержания государства.
  Одной из первых организованных налоговых систем, многие аспекты которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. Уже на ранних этапах развития Римского государства, когда налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий, граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Расчет размеров налога проводился специально избранными чиновниками.
  В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы Древнего Рима привело к возникновению общегосударственных и местных налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало.
  Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговую систему Древнего Рима. Многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых платежей и сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговую систему Древнего Рима и современной Украины, то ряд платежей поражают своей схожестью по содержанию (табл. 1.1).

  Таблица 1.1

  Сопоставление налоговых систем древнего Рима и  современной Украины

  Древний Рим

  (IV в. до н. э. – VI в. н. э.)
  Украина 
1992-2006 гг.
  Дорожная  пошлина   Налоговые платежи, предназначенные для финансирования дорожного хозяйства
  Налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло...

  Акцизный  сбор с подакцизных товаров

  Пошлины ввозные и вывозные   Таможенная  пошлина
  Сбор  на воздвижение статуй   Налог на рекламу
  Сборы с банщиков, работорговцев, 
проституток
  Лицензионные  сборы за право осуществления  отдельных видов деятельности
  Поземельный налог

  Плата (налог) за землю

  В Европе до XVII в. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном  чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.
  Становление европейской государственности  объективно требовало замены «случайных»  налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
  Постоянные  налоговые реформы почти во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения. Не является исключением из этого и практика развития налогов, сборов и других обязательных платежей в Украине [1].
  1.1.1. Формирование финансовой системы Руси
  Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца  IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Все население делилось на две большие группы. Первая — класс, свободный от податей (княжеские слуги, духовенство, обеленные— люди, относящиеся к податному сословию, но по каким-либо причинам освобожденные). Вторая — податное сословие (городские обыватели, земледельцы).
  Поголовная  подать встречалась с разными  изменениями у народов на различных уровнях развития.
  Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин.
  Постепенно  стала возникать система органов, которые регулировали механизм податного  обложения. Приказы, с точки зрения регулирования финансовых отношений, разделялись на: 1) приказы, ведающие отдельной отраслью финансового управления (Счетный, Ямской, Стрелецкий); 2) приказы, заведующие доходами известной области.
  Эпоха Петра I (1672—1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований.
  Косвенные налоги, в основном, сосредоточились  на соли, напитках (со 2-й половины XVII ст.), табаке. Обложение табака, прекратившееся при Екатерине II (1762), было восстановлено с 1838 г. В XIX столетии к ним были добавлены акциз на свекловичный сахар (с 1848 г.) и акциз на керосин (с 1872 по 1877 г.). Акциз на соль был отменен с 1881 г. С эпохи Петра Великого развивается и система внешних таможенных пошлин.
  На  протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
  Важнейшим среди прямых налогов оставался  оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.
  Среди косвенных налогов в прошлом  веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками.
  В 1898 г. Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства согласно этому Положению должны были выдаваться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Так обеспечивался единый подход к гильдейскому купечеству и акционерным обществам.
  Акционерные общества платили дополнительный промысловый  налог в форме налога с капитала, и процентного сбора с прибыли.
  Размер  процентного сбора, который взимался с прибыли акционерных предприятий,приведенвтабл.1.2                                                                        Таблица1.2

  Чистая прибыль, %

  Процентный  сбор с нее, %

  3 – 4   3
  4 – 5   4
  5 – 6   4,5
  6 – 7   5
  7 – 8   5,5
  8 – 9   5,75
  9 – 10   6
  свыше10   6 + 5% с  суммы, превышающей 10 % прибыли
  Как видим, ставки налога, вне всякого  сомнения, стимулировали промышленников России к получению максимальной прибыли.
  Мирное  развитие России было прервано первой мировой войной. Она губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов, как внутренних, так и внешних.
  В 1923—1925 гг. существовали прямые и косвенные  налоги. Основными прямыми налогами являлись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентный, гербовый сбор,. пошлины и наследственные пошлины.
  Основными косвенными налогами являлись акцизы и таможенное обложение [2].
  Возрождение налоговых отношений началось в 1991 г. с принятием в Украине Закона УССР «О системе налогообложения», в котором были заложены основные принципы построения налоговой системы.
  1.2. Экономическая сущность, функции  и принципы налогообложения.
  1.2.1. Двойственный характер налогов
  Налоги  — это установленные высшим органом государственной законодательной власти обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законом. Исторически они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.
  Налоги, выражая более ограниченную сферу  производственных отношений, являются лишь частью распределительных, а, точнее, перераспределительных отношений. Участвуя в перераспределении национального дохода, налоговые отношения подчинены первичным отношениям материального производства, изменяются в зависимости от требований производительных сил и обмена. В целом носят производный, вторичный характер.
  Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Специфическая форма производственных отношений налогов формирует их общественное содержание.
  Общественное  содержание налогов дает возможность  проникнуть в их глубинную сущность, позволяет раскрыть внутренний смысл и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм взаимодействия базиса и надстройки.
  При перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, мобилизованная принудительно в форме налогов с юридических и физических лиц, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности.
  Налоги, кроме общественного содержания, имеют материальную основу. Они — часть денежных доходов общества, отчужденная и присвоенная с помощью политического принуждения государством. Это видимое на поверхности экономической жизни явление выступает как материальное содержание налогов. Увеличение налоговых доходов означает все большее обобществление национального дохода. Государство, таким образом, через налоги и их использование вносит серьезные изменения в распределительные отношения в пользу того пли иного региона, той или иной отрасли, социальной группы.
  Таким образом, налоги имеют двойственный характер: с одной стороны, они  выступают специфической формой производственных отношений, в чем состоит их общественное содержание и, с другой стороны, являются частью стоимости национального дохода в денежной форме, что характеризует их материальное содержание [3].
  1.2.2. Классификация налогов
  Налоговая система — совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов. Роль и структура этой системы определяются социально-экономическим строем общества.
  Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные виды налогов. В основу их классификации положены различные признаки (рис. 1.1.).
  
  
  
  
  
  
  Рис. 1.1. Признаки классификации налогов.
  Основную  группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения).
  К косвенным налогам относятся  налоги, которые не зависят непосредственно от дохода плательщика. Прямые и косвенные налоги оплачиваются в цене товара или включаются в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.
  В зависимости от органа, который взимает  налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги.
  Государственные налоги взимаются центральным правительством на всей территории страны на основании государственного законодательства и направляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, сборы в Пенсионный фонд, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные пошлины и др.
  Местные налоги взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты. В понятие местные налоги включаются также налоги членов федерации.
  В ряде стран государственные налоги взимаются местными органами управления и передаются в государственную казну. В Украине все налоги взимаются местными органами. Часть из них по установленным нормативам перечисляется в государственный бюджет.
  Налоги  по их использованию  подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются при поступлении в бюджет. Они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение. В современных условиях, как правило, взимают общие налоги, однако сохраняются и специальные налоги, которые поступают в государственные целевые фонды.
  В целом налоговая структура многих стран с рыночной экономикой такова: 37,4% составляют налоги на доходы и прибыль, 31,3 — косвенные налоги, 22,2 — взносы в фонд социального страхования, 9,1%—другие налоги. У большинства государств преобладают прямые налоги (США, Великобритания, Япония, Канада и др.) [5].
  Сравнение государственных и местных налогов  показывает, что их развитие идет по-разному. Темпы роста местных налогов значительно опережают темпы роста государственных, так как центральные правительства из-за огромного дефицита своих бюджетов перекладывают расходы, связанные с регулированием экономики, социальным маневрированием, на местные органы управления [4].
  1.2.3. Функции налогов
  Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной финансовой категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения национального дохода. Налоги выполняют три важнейшие функции:
    Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
    Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
    Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
  
  
    

    
 
 

  
   Рис. 1.2 Функции налогов.
  Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги, прежде всего, выполняли фискальную функцию, то есть обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В течение последних полутора-двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.
  Фискальная  функция
  Первой  и наиболее последовательно реализуемой  функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
  Формирование  доходной части государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых ему для осуществления собственных функций (экономических, военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).
  Социальная  функция
  Налоги  играют важную роль в социальной жизни  общества. Они являются объектом спора на заседаниях парламента и важнейшим моментом предвыборных кампаний. От их величины и количества зависит благосостояние граждан государства.
  Исходя  из стремления равномерного и справедливого  распределения налогового бремени, возникли различные ставки налогов и системы налогообложения. Систему взимания налогов в зависимости от размера дохода налогоплательщика можно классифицировать как: 1) система пропорционального налогообложения, которая предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины; 2) система прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть изымается в виде налога; 3) система регрессивного налогообложения, при которой происходит уменьшение ставки налога по мере возрастания дохода (налоговой базы).
  На  практике встречаются все три  вида налогообложения, социальные последствия которых совершенно противоположны.
  Налоги  на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, то есть на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти налоги обычно являются предметом политической борьбы.
  Налог на прибыль предприятий (фирм), социальные взносы и налог на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, то есть налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев.
  Широко  распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело, фермерам, но эти льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер.
  Регулирующая  функция
  Основными объектами государственного регулирования  экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.
  Регулирующая  функция налогов проявляется  через: 1) установление и изменение системы налогообложения; 2) определение налоговых ставок, их дифференциации; 3) предоставление налоговых льгот.
  Важную  регулирующую роль играет сама система  налогообложения, избранная правительством. Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистой прибыли, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов — обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры рынка.
  Регулирующая  функция налогов в современных  условиях состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными, хозяйственными действиям [10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ И  ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ
  В зависимости от органа, который взимает  налог, налоги делятся на общегосударственные налоги и сборы и на местные налоги и сборы (табл. 2.3.)
Общегосударственные налоги и сборы Местные налоги и сборы
    Налог на добавочную стоимость
1. Налог с  рекламы
2. Акцизный  сбор 2. Коммунальный  налог
3. Налог  на прибыль предприятия

Местные сборы

(обязательные  платежи)
4. Налог  на доходы физических лиц
5. Таможенная  пошлина 1.Гостиничный
6. Государственная  пошлина 2.За парковку  автомобиля
7. Налог  на недвижимое имущество 3.Рыночный
8. Плата  (налог) за землю 4.за выдачу  ордера на квартиру
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.