На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание
Введение
 
       Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
       Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
       Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
       Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.
     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что малое предпринимательство является одним из важнейших условий гармоничного развития социально-экономических процессов в обществе.
     Целью данной работы является ответить на вопрос: «Нужно ли поддерживать малое предпринимательство в России и почему?»
     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
     1) охарактеризовать малое предпринимательство и его роль в экономике на современном этапе его развития;
     2) выявить характерные особенности развития и государственной поддержки МП в России;
     3) обозначить перспективы развития малого предпринимательства в России.
     Структура курсовой работы:
     Во  введении обоснован выбор темы исследования, ее актуальность, определена цель и задачи курсовой работы.
     В первой главе рассказывается о том, что собой представляет малый бизнес, его сущность, роль и значение, преимущества и недостатки.
     Во  второй главе рассматриваются основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.
     В третьей главе проводится статистический анализ основных факторов деятельности современного предпринимательства  в России и выявляются тенденции  и перспективы развития малого предпринимательства.
     В заключении сформулированы основные выводы по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Малое предпринимательство – сущность и его роль в экономике
    1. Сущность малого предпринимательства
    Как следует из самого определения, малое  предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом критериях (показателях), констатуирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основными критериальными показателями, на основе которых предприятия различных организационно-правовых форм относят к субъектам малого предпринимательства, являются:
    средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии;
    размер уставного капитала предприятия;
    величина активов предприятия;
    объём оборота предприятия и др.
    В Российской практике малое предпринимательство  было разрешено в 1988 г. По началу к  числу малых относили государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы – 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения, которое предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном Российском законодательстве.
       В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства принимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
    для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.
    средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста  одного до двухсот пятидесяти человек  включительно для средних предприятий;
б) до ста  человек включительно для малых  предприятий; среди малых предприятий  выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
       Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
    В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников, оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того  вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.1
    2. Роль МП в экономике,  его недостатки  и преимущества
    Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства:
    Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие  преимущества:
    более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
    большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений;
    относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
    большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
    более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
    относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
    Среди рыночных потенциалов сегодня главное место занимают разнообразные формы малого бизнеса. Малые предприятия более быстро учитывают изменения спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобильны при внедрении новшеств. Они менее капиталоёмкие, могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл «идея - практическое внедрение» занимает у них обычно всего 3-4 месяца. Подобные предприятия служат дополнением к работе крупных производственных единиц. В экономике развитых капиталистических стран наблюдается объективная тенденция, выражающаяся в отходе от гигантомании – стратегии, господствовавшей с начала ХХ века. Необходимо признать, что в России во многих случаях мелкое производство оказывается намного эффективнее крупного, курс на сочетание предприятий разных размеров наиболее правильный в современных условиях хозяйствования, а также ускорения научно-технического прогресса по целому ряду направлений.
    Действуя  гибко, моментально реагируя на потребности рынка, малое предпринимательство имеет достаточные накопления для создания производственного потенциала в относительно короткий период времени.
    Небольшие предприятия нередко действуют  по заказам крупных организаций. Функции малых предприятий достаточно обширны. Проводниками между научными, конструкторскими разработками и производством выступают именно малые предприятия. Проверить конкурентоспособность новой продукции на рынке, быстро освоить новую технологию, устранить недостатки, довести технологию, передать новинки в массовое производство легче на малых предприятиях.
    Безусловно, небольшие предприятия нужны  для развития конкуренции во всех отраслях экономики. Динамичность, их способность ускоренно изменять номенклатуру изделий, низкая удельная капиталоемкость придают малому предпринимательству нужную гибкость. Развитие многоотраслевой сети малых предприятий помогает избежать социальной напряженности.
    В регионах малые предприятия формируют  основу для сохранения и развития малых и средних городов, появляется возможность иметь интересную работу рядом с местом жительства. Небольшой размер производства способствует нормализации экологической обстановки на местах.
    Так, в докладе Международного бюро труда  отмечается, что малые и средние  предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.                   
    Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
    Нельзя  не замечать слабые стороны малого бизнеса среди которых:
    более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;
    большая зависимость от крупных компаний;
    ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условии хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
    неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
    Характерный для малого бизнеса низкий уровень  собственного капитала в общем объёме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое  совершенствование производства нужны большие средства. В плане социальных выплат, малые предприятия не всегда предоставляют своим работникам льготы в организации питания, отдыха, лечения и т. д. в сравнении с крупными. Но многие глобальные достоинства малых форм бизнеса с лихвой перекрывают эти негативные стороны.
    Постоянный  поиск общественных потребностей и  непрерывное приспособление к ним  составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.
    Однако, менее благоприятные условия  хозяйствования, чем у крупных, предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами, о чем будет рассказано ниже.
    Чтобы обозначить немаловажную роль малого предпринимательства в экономике, следует вернуться к преимуществам малого предпринимательства. Малый бизнес расширяет производство потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, которые являются непривлекательными для крупных фирм, иначе местные ресурсы были бы невостребованными. Приближение малых предприятий к потребителям ведёт к вовлечению в производство части материальных и финансовых средств населения, которые ранее использовались только для личного потребления.
    Малое предпринимательство является источником стабильных бюджетных поступлений.
    Широкое развитие малых предприятий делают экономику более восприимчивой  к внедрению достижений научно-технического процесса (НТП), данные предприятия быстро осваивают новые виды технологий, новые виды продукции и услуг. Стремясь выжить в условиях конкуренции, малые предприятия склонны идти на риск и осуществлять новые проекты.
    Для экономики в целом деятельность малого предпринимательства является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса говорят о способностях страны приспосабливаться к меняющейся мировой обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно развитие сектра малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. 

Глава II. Государственная поддержка малого предпринимательства
Предпринимательство может развиваться при наличии  в стране определенных внешних и  внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности  для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т. е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение субъектов рыночной экономики.
    Aнализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации:
    слабая правовая защищенность предпринимателей;
    низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей , отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе;
    негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
    неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
    слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
    Проведенные Институтом стратегического анализа  и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% - что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот.2
    1. Основные направления государственной поддержки МП
    Как  показывает  изучение  зарубежного  опыта,  непременным  условием успеха в развитии малого  бизнеса  является  положение  о  том,  что  малые  предприятия  и  малое  предпринимательство  нуждаются  во  всесторонней   и стабильной  государственной  поддержке.  Она  осуществляется  в   различных формах,  в  первую  очередь,  путем  стимулирования  производства  наиболее приоритетных видов  продукции,  предоставления  налоговых  льгот,  дотаций, льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров,  развития  системы  страхования,  организации материально-технического  снабжения.  Важную   роль   играют   принятие   и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
    Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям: 

    1.   Формирование   инфраструктуры   поддержки    и    развития    малого предпринимательства;
    2.   Создание   льготных   условий   использования   субъектами    малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
    3.  Установление  упрощенного  порядка   регистрации   субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации  их продукции,    предоставления    государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства.
    4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. 

    Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства  – это совокупность законодательных  и исполнительных органов государственной  и муниципальной власти, общественных организаций, занимающихся проблемами малого предпринимательства, кредитных и страховых, аудиторских и консалтинговых организаций, учебных заведений, организующих подготовку кадров для малых предприятий, и других видов организаций (технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании и т. д.).
    В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана  на федеральном уровне и формируется  в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в особенности.
    Определяющее  значение в структуре федеральных  органов регулирования и поддержки  малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ.  Немаловажную роль в подготовке законодательных и нормативных актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация Президента РФ.       
    Важное  место в инфраструктуре предпринимательства  занимают такие федеральные органы исполнительной власти, как Министерство экономического развития и Министерство финансов РФ.
    Большую роль в развитии законного предпринимательства  должна играть судебная система России, состоящая из Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, третейских судов. Особенно важная роль в развитии цивилизованного предпринимательства принадлежит арбитражным судам.
    Значительную  роль в поддержке малого предпринимательства  должно сыграть Объединение предпринимательских  организаций России (ОПОРА), которое учреждено в сентябре 2001 г. по инициативе более 50 общественных предпринимательских организаций. Цель объединения – консолидация усилий общественных организаций малого и среднего предпринимательства страны для защиты интересов российских предпринимателей на разных уровнях.
    Особенное место в инфраструктуре поддержки развития малого предпринимательства отводится бизнес-инкубаторам и технопаркам, обеспечивающим комплексную поддержку малого предпринимательства.
    Первые  бизнес-инкубаторы в России возникли в начале 1990-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этап функционирования новых малых предприятий, представляют помещения и оборудование на основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг и комплексу программ деловой поддержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управления малыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированнх программ обучения персонала и др. Как правило, нахождение малых предприятий в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2-3 года жизни малого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшей самостоятельной деятельности.
    Участники малого  бизнеса  могут  перейти  на  применение  упрощенной системы   налогообложения,   учёта   и   отчетности. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога на имущество (в отношении  имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, исчисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с гл. 21 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию.
    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, при этом организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов в соответствии со ст. 24 НК РФ.
    В соответствии с НК РФ налогоплательщиками  признаются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право  применять упрощенную систему налогообложения  в соответствии с положениями  гл. 26 НК РФ. Так, организация имеет  право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация  подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 15 млн. руб. (без учета НДС).
    При соблюдении иных условий, установленных  ст. 346 гл. 26 НК РФ, индивидуальные предприниматели  вправе перейти на упрощенную систему  налогообложения независимо от размера  полученных ими доходов от предпринимательской  деятельности за указанный период.
     Можно проследить, какие меры были приняты  по поддержке малого предпринимательства  в России за последний год. В начале 2009 года, во II квартале сохранялась проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие:
     - Принято решение об увеличении  объема финансовой поддержки  малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса, средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.
     - Утверждено дополнительное финансирование  региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый  бизнес сможет получить займы.  На пополнение таких фондов  уже выделено 3,5 млрд.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.