На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпосылки и основные тенденции экономического развития индустрии туризма в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Санкт-Петербургский  Гуманитарный Университет Профсоюзов
     Экономический факультет
     Кафедра экономики 
 
 
 

     Курсовая  работа по дисциплине
     «Экономика  и предпринимательство в СКС  и Т» 

     тема: Предпосылки и основные тенденции экономического развития индустрии туризма в России 
 
 
 
 
 

     Выполнила:
     студентка 2 курса СКСиТ
     Калынюк Ксения
     Руководитель:
     доцент  Морозова Е. Я. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт Петербург
2011 

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………… 3
    Понятие, значение и виды  туризма………………………………………5
 1.1 Возникновение и развитие индустрии туризма……………………………5
1.2 Основные направления  развития туризма в современной  России……….9
2. Анализ и перспективы развития экстремального туризма в России………16
2.1 Понятие и особенности  развития  экстремальных видов туризма………16
2.2 Особенности и виды страхования в экстремальном туризме…………….19
Заключение……………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы……………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Туризм  представляет собой неотъемлемую часть  жизни общества, в современную  эпоху, будучи феноменом мирового масштаба. В настоящее время в год  совершается до 900 млн туристических  поездок.  В условиях глобализации современного мира туризм выступает  как сложное многообразное социальное явление. С экономической точки  зрения, туризм – это особый вид  потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который  выделяется в отдельную отрасль  хозяйства, обеспечивающую туриста  всем необходимым: транспортным средством, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. На экономическом уровне – это  мощная индустрия, занимающая до 10% мирового валового продукта.
     Однако, туризм еще и социокультурное  явление, сфера культуры и человеческой деятельности. Во многих странах мира именно за счет туризма образуются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения  платежного баланса страны. Необходимость  развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию  системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств  распространения информации и т.д.
     Туризм  – серьезная политика глобального  уровня, благодаря которой возможно разрешить ряд международных  проблем средством «народной  дипломатии». Туризм оказывает влияние  на сохранение и развитие культурного  потенциала, ведет к гармонии отношений  между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры  активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
     Туризм  как явление мировой культуры способствует, в свою очередь, раскрытию  и постижению различных сторон и  характеристик самой культуры: ее сущности, видов, форм и функций в  «живом» виде.
     Туризм  относится к тому виду человеческой деятельности, происхождение которого пролонгировано в глубокую древности, кроме того, он активно проявляет себя в настоящем и имеет большие перспективы в будущем. Это надвременной социальный феномен. Однако для внутренней логики его, причинно-следственных отношений необходима связь с конкретно-историческими реалиями. Туризм как общественное, хозяйственное и пространственное явление имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Поэтому актуален анализ исторической ретроспективы туризма.
     На  сегодняшний день выделяют огромное количество видов туризма. В своей  курсовой работе я хочу подробнее  раскрыть особенности  экстремального туризма, проблемы и перспективы  развития  его важных факторов и  тенденций, выяснить, насколько востребован  и пользуется успехом этот вид  туризма сегодня. Какие  факторы  риска, особенности  и виды страхования  существуют в экстремальном туризме.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, значение и виды туризма
      Возникновение и развитие индустрии туризма
     Термин  «турист» был введен в начале XIX в. английским писателем  Д. Педжем, который в своей книге «Анекдоты английского туриста» впервые называет путешественника туристом. Примерно в это же время в Толковом словаре французского языка «турист» определяется как «путешествующий из любопытства или с целью убить время»[2]. 
     Туризм  в широком смысле слова (от франц. «прогулка», «поездка») – это путешествие, один из видов активного отдыха. При таком подходе туризм предстает  как сфера культуры и человеческой деятельности и своими корнями уходит в эпоху Великих переселений, иногда целые народы начинают движения в поисках новых территорий проживания. В узком смысле – это путешествие  с четко определенными целями, обязательно сочетающееся с деятельностью  по организации и осуществлению  таких путешествий. В этом смысле «туризм» предстает как сфера  индустрии и так понимается в  современной теории туризма.
     Отечественный туризм составляет неотъемлемую часть  общемировой туристической индустрии. История его развития, включая  дореволюционный, советский и постсоветский  периоды, –  одна из ярчайших граней социального туризма, аналогов которому не знала мировая практика.
     Применение  исторического подхода к туризму  осуществляется с целью определить причины возникновения, логику и  особенности развития этого явления  в России. История российского  туризма своими корнями уходит в  историю путешествий и развития тенденций гостеприимства, начиная  с древней Руси.
     Говоря  о путешествиях в эпоху Средних  веков, нельзя обойти вниманием «хождение» тверского купца Афанасия Никитина в Индию, который среди первых русских землепроходцев и мореплавателей, побывавших в далеких странах, занимает почетное место. 
     К XII-XIII вв. относится и появление на Руси постоялых дворов – предшественников первых гостиниц. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом.
     Блестящие страницы в истории географических открытий вписали русские путешественники. Они не только изучали необъятные пространства Родины, но и совершали  открытия и исследования далеко за ее пределами, расширяя пределы Московского  государства и став предтечей  научных путешествий.
     Петровские  реформы первой четверти XVIII в. дали толчок развития промышленности, науки, образования, но лишь промышленный переворот, начавшийся в 30-40-е годы XIX в. и завершившиеся в 60-90-е годы XIX в., привели к радикальным изменениям в социально-экономической сфере.
     Зарождение  и развитие организованного туризма  стало возможным в силу того, что  в российском государстве и обществе произошли значительные изменения:
   - в результате промышленного переворота  началось бурное развитие промышленности, науки и техники, которое требовало  новых скоростей, новых средств  передвижения;
   - появились принципиально новые,  быстрые и достаточно надежные  транспортные средства, которые  способствовали расширению географии  коммуникаций;
   - развитие промышленного производства  способствовало росту городов  и формированию новых общественных  слоев городского населения, что  постепенно привело к ломке  стереотипов жизненного уклада  и изменению отношений к отдыху, развлечениям и путешествиям;
   - возникли новые способы рекреации;
   - стали создаваться гостиничные  комплексы, системы гостеприимства  [5].
     У многих людей появляется потребность  увидеть новые регионы страны, познакомиться с жизнью и обычаями народов. Все это создавало предпосылки  для возникновения особой формы  путешествия – туризма.
     Новейший  этап в истории развития туризма  в нашей стране начался в связи  с распадом СССР и преобразованием  социально-экономического и политического  строя России.
     Материальная  база туризма за годы переходного  периода в большинстве случаев  окончательно пришла в негодность в  результате морального и физического износа. Ввиду отсутствия капитальных вложений на подавляющем числе туристских объектов были прекращены строительные работы и работы по реконструкции объектов размещения и обслуживания туристов. [15]
     Серьезные изменения произошли и на рынке  въездного туризма – в 1990 г. общее число иностранных туристов сократилось по сравнению с 1989 г. на 7,1% и составило 7,2 млн человек. Свою отрицательную роль в этом сыграла появившаяся в этот период серьезная проблема в развитии российского рынка туризма – несоответствие цен на предлагаемые услуги их качеству в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавших в российских регионах, не стремились к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствовали формированию привлекательного облика страны.
     Отрицательное сальдо платежного баланса по статье «туризм» стало для Российской Федерации  хроническим явлением.
     Назовем несколько причин этого явления:
- отсутствие  единой государственной политики  в области туризма, признающей  экономическую и социальную значимость  туризма;
- отставание  нормативно-правовой базы туристической  отрасли от тех изменений, которые  произошли в обществе;
- сложная  и часто меняющаяся налоговая  политика;
- отсутствие  государственных гарантий и льгот  в инвестиционной политике;
- постоянно  возрастающая стоимость транспортных  услуг;
- сокращение  времени отдыха россиян [2].
     Опрос, проведенный Комитетом по туризму  Москвы, показал очень интересную картину рекреационной активности населения России (% от числа опрошенных):
      отдых на даче, в деревне – 36,3;
      самодеятельный турпоход – 3,7;
      самостоятельная экскурсия в др.  город – 1,6;
      отдых «дикарем» на курорте – 2,6;
      российский санаторий, пансионат, дом отдыха – 5,7;
      отдых за рубежом через турфирму – 1,3;
      самостоятельный отдых за рубежом – 1,7;
      иным образом – 1,4;
      не выезжали на отдых – 52,9 [11].
     Существенный  урон развитию туризма был нанесен  из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса  в августе 1998 г. после первой эйфории  и взрыва туристской активности, последовавшей  за падением железного занавеса, для  большинства россиян все вернулось  на круги своя.
     Перестройка экономики страны внесла значительные изменения в туристскую сферу. По сути, из явления социального,  туризм превращался в явление экономическое. Был принят ряд решений на государственном  уровне, нацеленных на перестройку  и развитие всей сферы туризма. Одновременно образование в стране относительно устойчивого платежеспособного  сегмента потребительского рынка вызвало  определенное оживление туристской сферы, создание значительного числа  организаций индустрии туризма, десятков тысяч рабочих мест.
     Можно сказать, что начиная со второй половины 90-х годов XX столетия Россия стала активно выходить на мировой туристский рынок. 

      Основные  направления развития туризма в современной России
 
     Современный этап развития туризма характеризуется  расширением направлений туристической  деятельности, появлением новых видов  туризма. Определяя общемировую  тенденцию развития туризма, специалисты  ЮНВТО пришли к выводу, что в  XXI в. туризм будет развиваться по следующим наиболее перспективным направлениям:
     - культурно-познавательный туризм – наиболее популярный вид туризма, интерес к которому продолжает расти по мере проведения информационно-рекламных акций и появления на рынке новых туристских продуктов и новых дестинаций;
     - приключенческий  туризм – популярность этого направления возрастает с появлением новых возможностей для широкого круга желающих посетить самые отдаленные точки Земного шара, морских глубин, побывать в космическом пространстве;
     - круизный туризм  – очень востребованное и быстро развивающееся направление, сочетающее в себе все прелести культурно-познавательного и приключенческого туризма;
     - экологический туризм, включающий оба известных типа экологического туризма – экологический туризм в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий) и экологический туризм вне границ особо охраняемых природных территорий и акваторий. К последнему типу туров можно отнести весьма широкий аспект видов экологически ориентированного туризма, начиная от сельского туризма до круиза на комфортабельном лайнере;
     - тематический туризм  – данное направление развивается на базе тематических парков и вызывает живейший интерес со стороны как взрослых, так и юных посетителей. Это направление очень популярно за рубежом, но практически не развито в России.
     Все эти направления развития туризма  характерны и для российского  туризма, хотя существует и определенная специфика. В современной России достаточно распространены и перспективны культурно-познавательный, спортивно-оздоровительный, экологический, рекреационный, лечебный, деловой виды туризма. Для реализации этих видов туристской деятельности имеются богатейшие социокультурные  и природно-климатические ресурсы.
         Культурно-познавательный туризм
     Сегодня культурный туризм находится на подъеме  во всех странах мира. Этот вид туризма  составляет около 40% международного туризма  и генерирует около 35 млн ежегодных  туристских поездок в Европе. По данным Всемирной торговой организации (ВТО) к 2020 г. количество путешествующих с целью знакомства с культурным наследием разных стран и народов достигнет более 2,5 млрд человек [7].
     В научной литературе наряду с понятием «культурный туризм» используется также понятие «культурно-познавательный», «культурно-просветительский», «экскурсионный туризм». Существуют и различные  подходы к определению данного  вида туризма. Под культурным туризмом чаще всего понимается туризм, совершаемый  с целью ознакомления и познания культурного наследия различных  стран и народов. Культурное наследие народа охватывает «как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его  язык, обычаи, верования и т.п.»[9]. Культурно-познавательные туризм на всем протяжении истории развития российского туризма был наиболее развиваемым и востребованным направлением. Эта тенденция сохранилась и на сегодняшний день.
     Для того чтобы культурный туризм в России успешно развивался, необходимо продвигать идею о важности культурного туризма  во всех регионах России через СМИ, проведение специальных PR-акций, фестивалей, конкурсов. Многие специалисты отмечают недостаток рекламы объектов культурного туризма. Информационная поддержка жизненно необходима туризму, в частности, некоммерческая государственная реклама, которая есть во всех зарубежных странах, и практически отсутствует в России.
         Научный туризм
     Научный туризм берет свое начало еще со времен античности. Тогда в мореплаваниях, предпринимавшихся с военными или  торговыми целями, принимали участия  ученые, совершавшие научные экскурсии  во время береговых стоянок. В  более близкие к нам времена  ученые участвовали в путешествиях в путешествиях великих мореплавателей.
     В конце 90-х XX в. благодаря активной деятельности Российской академии наук, Российской международной академии туризма (в настоящее время Балтийская академия туризма и предпринимательства) научный туризм получил в Российской Федерации новый импульс в своем развитии. Были разработаны основы теории научного туризма, стали зарождаться организационные структуры, занимающиеся этим видом туризма.
     По  основному содержанию научный туризм условно классифицируется на конгрессный, научно-технический и научно-экспедиционный[4].
     Конгрессный туризм предполагает участие ученых и специалистов в работе конгрессов, симпозиумов, съездов, конференций, саммитов, научных семинаров с предоставление им соответствующих услуг индустрии туризма.
     Мировая практика показала, что конгрессный  туризм перспективен, динамично развивается  и приносит наибольшие доходы по сравнению  с другими видами туризма. Вместе с тем он пока еже не получил  достаточного развития в России, где  его уникальная роль еще по достоинству  не оценена.
     Научно-технический  туризм сочетает в себе элементы познавательного и профессионально-делового туризма и может быть использован в целях профессионально-ориентированных и обучающих туров. Такие туры могут заинтересовать туристов, обладающих соответствующим образованием и уровнем подготовки, возможно опытом работы в этой области техники, или просто людей технического направления ума.
     Научно-экспедиционный туризм предполагает проведение научных исследований учеными и специалистами в ходе целенаправленного организованных экспедиций-туров к местам и объектам, представляющим значительный научный и познавательный интерес. Кроме научной программы в таких экспедициях значительное место будет отводиться мероприятиям культурно-досуговой направленности. 
     Развитие  туризма без науки невозможно. Туризм и наука в современных  условиях – понятия, неотделимые  друг от друга. Только на научной основе туризм сможет занять достойное место  в экономике страны и развиваться  далее в интересах процветания  России и обеспечения жизненных  потребностей россиян.
        Спортивно-оздоровительный туризм.
     Спортивно-оздоровительный  туризм (СОТ) в России представляет собой уникальное общественное явление, получившее статус национального вида спорта и оздоровления. По массовости и доступности спортивно-оздоровительный  туризм относится к социальному, по форме организации – к самодеятельному, по физической нагрузке – к активному, по составу участников – к групповому. В спортивном туризме основной мотив занятий – развитие и повышение уровня знаний, умений и навыков преодоления естественных препятствий различных форм природного рельефа; основной результат занятий – спортивное совершенствование в самом широком смысле слова, включая физическое и духовное совершенствование[20].
     СОТ подразделяется на три вида – внутренний, социальный  и самодеятельный. Не следует путать самодеятельный туризм с неорганизованным, «диким» туризмом, часто сопровождающимся браконьерством, нарушениями нор охраны окружающей среды и другими негативными  проявлениями вседозволенности и бесконтрольности.
     В СОТ достаточно эффективно реализуются  специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-рекреационные. СОТ оказывает воспитательное воздействие  сравнительно простыми и доступными средствами: спортивные походы и путешествия, экскурсии и прогулки, туристские слеты и соревнования, а также  краеведческая и природоохранительная деятельность.
     Учитывая, что сегодня одна из самых острых проблем страны – физическое и  духовное здоровье детей и молодежи, ограждение их от наркотиков и криминальной среды города, государство и общественные институты обязаны востребовать спортивно-оздоровительный туризм как одну из наиболее современных  технологий продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, познавательных и самосберегающих  начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.
        Экологический туризм
     Туризм  как сложное системное образование  имеет собственную структуру  с многообразными внутренними связями  и выступает составной частью суперсистемы «общество – экономика  – экология».
     Объектами экологического туризма выступают  уникальные слабонарушенные природные  ландшафты и в их числе –  особо охраняемые природные территории (ООПТ): заповедники, национальные и  природные парки, заказники, памятники природы. Цель экологического туризма – углубление экологического образования и воспитания различных групп населения.
     Под экологическим туризмом подразумеваются  «виды туризма, которые не наносят  ущерб природным комплексам, содействуют  охране природы и улучшают благосостояния местного населения.
     Россия  обладает уникально богатым природным  потенциалом, который представляет собой ресурс экологического туризма  и предлагает разнообразные по сложности, по способам перемещения, проживания и  тематики экологические туры в различных  природно-климатических зонах страны.
         Социальный туризм
     Концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии.
     Социальный  туризм – понятие чисто экономическое. Социальный туризм отличается от других видов туризма только способом финансирования расходов на его существование. Таким  образом, к этой категории может  быть отнесен любой вид туризма, субсидируемый из средств, выделяемых на социальные нужды.
     Социальный  туризм в России на сегодняшний день не имеет собственной нормативно-правовой базы, проект закона о социальном туризме  вызывает много споров и далек  от принятия. Сама система социальной поддержки отдыха и ее финансирования находится в стадии реструктурирования. Тем не менее, имеется и действует  система социального страхования, участвующая в развитии внутреннего  туризма.
     Серьезные подвижки в деле развития социального  туризма в нашей стране возможны только после коренной модернизации российской экономики, которая обеспечит  устойчивый экономический рост, не привязанный к мировым ценам  на ресурсы.
         Лечебно-оздоровительный туризм и курортное дело
     Лечебно-оздоровительный  туризм – один из популярных видов  туризма на международном туристском рынке.
     Понятие «лечебно-оздоровительный туризм»  до сих пор не имеет однозначного определения и является дискуссионным. Если исходить из классификации целей  поездок, то этот туризм можно условно  отнести к специализированным видам  туризма, а именно туризма с лечебными  и оздоровительными целями.
     Под оздоровительным отдыхом понимается пребывание на курортах практически  здоровых лиц, не нуждающихся в специальном  медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. Основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также развлекательные и  культурно-массовые мероприятия[10].
     Лечебный  туризм – временный выезд с  постоянного места жительства в  лечебных и оздоровительных целях  на курорты, т.е. территории, обладающие природными лечебными ресурсам, пригодными для организации профилактики, лечения  и реабилитации заболеваний[6].
     Необходимо  отметить, что лечебно-оздоровительный  туризм в современных условиях имеет  ряд отличительных черт.
     Во-первых, лечебные услуги относятся к категории  дорогих, так как основаны на применении ценных природных ресурсов.
     Во-вторых, пребывание на любом курорте независимо от заболевания, должно быть достаточно длительным, по крайней мере не менее  трех недель.
     В-третьих, оказание медицинских услуг не возможно без специально подготовленного  медицинского персонала.
     В-четвертых, специализированное диетическое питание  отдыхающих на курортах, также требует  участия врачей и поваров-диетологов.
     Отношение санаторно-курортной отрасли к  туризму продолжает оставаться дискуссионной. Если в качестве системообразующего критерия рассматривать использование  свободного времени для рекреационных  целей, то поездки в санатории  можно отнести к лечебно-оздоровительному туризму, особенно принимая во внимание внебюджетные источники финансирования и участие рыночных посредников в реализации и продвижении санаторно-курортных услуг. Исходя из основного предназначения санаторно-курортных организаций – оказание лечебных и оздоровительных услуг населению, отношение к курортной отрасли как важной части системы отечественного здравоохранения также правомочно, как и в советский период. Однако на  практике это положение не подкрепляется бюджетным финансированием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.