На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления развития системы управления банковских рисков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:  
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими  рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные  виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная  практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел  2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления  рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками  в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента  в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел  3.  Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные  проблемы управления банковскими  рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской Федерации………………………………………………………………………………………..
22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения  ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной  базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими  рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40
   
Введение
     За  столетний период своего существования  финансовый менеджмент значительно  расширил круг изучаемых проблем, –  если при его зарождении он рассматривал в основном финансовые вопросы создания новых фирм и компаний, а впоследствии – управление финансовыми инвестициями и проблемы банкротства, то в настоящее  время он включает практически все  направления управления финансами  кредитной организации.  Ряд проблем  финансового менеджмента в последние  годы получили свое углубленное развитие в новых, относительно самостоятельных  областях знаний, таких как риск-менеджмент.
     Каждая  кредитная организация вынуждена  принимать на себя риски для достижения своих целей, и риск-менеджмент призван  оптимизировать набор рисков.
     Численность и масштабы рисков на финансовых рынках в мире постоянно возрастают, увеличивая значимость риск-менеджмента для  банков. Особенность российского  финансового рынка, характеризующегося высоким уровнем странового, политического, законодательного, правового риска, значительными колебаниями цен, кризисными явлениями, также убеждает в необходимости управления рисками.
     Поэтому непременным условием нормального  развития организации является умение руководства осуществлять управление рисками – выделять ключевые процессы, влияющие на результат, их взаимосвязь, прогнозировать ситуации и предотвращать  нежелательные последствия. Риск-менеджмент дает руководителю мощный инструмент управления, так как помогает понять, где источник случайностей.
     Однако  банкам приходится работать в условиях возрастающей изменчивости финансовых рынков, периодических кризисов и  потрясений, давления регулирующих органов. Эти условия открывают для  них множество возможностей, но одновременно подвергают сложным и многообразным  рискам и проблемам.
     Актуальность  темы заключается в том, что для сохранения конкурентоспособности требуется постоянно обновлять способы обновления бизнесом и связанными с ними рисками. Поэтому качество банковского менеджмента, и особенно процесса управления риском, является решающим фактором обеспечения безопасности и стабильности, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.
     Объектом  исследования являются банки и финансовые отношения, возникающие в процессе управления рисками.
     Предметом исследования выступает деятельность по управлению рисками, в основе которой лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в сложившейся банковской ситуации.
     Целью курсовой работы является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом.
     Задачи  курсовой работы:
    определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками;
    оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»;
    оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации;
    необходимость формирования риск-менеджмента;
    определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
    формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках
     Методологической  основой исследования данной курсовой работы являются диалектический метод, системный анализ, теоретические  работы в системе риск-менеджмента, статистическая информация Банка России. В процессе написания работы использовались обусловленные конкретными целями и задачами экономические, экономико-математические, статистические, логические и другие методы изучения, обработки и обобщения  информации.
     В процессе написания работы использовалась научная литература таких авторов  как О.И. Лаврушин, Е.С. Стояновой,  статьи из периодических изданий  «Банковское дело», «Деньги и  кредит», электронные ресурсы.
     Структура работы определена ее содержанием, состоит  из введения и заключения, трех глав с под главами, библиографического списка, приложений. В первой разделе были рассмотрены вопросы, касающиеся нормативно-правовой базы управления рисками, характеристики системы риск-менеджмента. Раздел  второй представлен анализом методов управления и оценки рисков на примере ОАО «МИнБ». Здесь рассмотрена политика управления рисками и система риск-менеджмента ОАО «МИнБ».
     В третьем разделе рассматриваются основные направления развития системы управления банковскими рисками, современные проблемы управления банковскими рисками и новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской Федерации. Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы для написания курсовых проектов, исследовательских работ, докладов, сообщений.
     Общий объем работы 44 машинописных листа, из низ 17 страниц составляют  приложения. 
 
 
 

Раздел 1 Риск-менеджмент, как  составная часть  финансового банковского  менеджмента
1.1.Нормативно- правовая база  управления банковскими  рисками
В настоящее  время нормативными документами  регулирующими порядок управления банковскими рисками в кредитных  организациях, расположенных на территории Российской Федерации являются: (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
    Гражданский кодекс Российской Федерации;
    Федеральный закон Центрального банка Российской Федерации от 2 декабря 1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменением и дополнением);
    Федеральный закон Банка России от 30 декабря 2004 г. №128-ФЗ «О кредитных историях» (с изменением и дополнениями);
    Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,   финансирование терроризма» (с изменениями и дополнениями);
    Инструкция Банка России от 16.01.2004 года №110-И «Об обязательных нормативов банка» (с изменением и дополнениями);
    Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П"Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"
    Положение ЦБР от 20 марта 2006 года №283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»
    Положение ЦБР от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"
    Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов
    Указание ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005-У "об оценке экономического положения банков"
    Письмо ЦБ РФ от 24.05.2005 №76-т "об организации управления операционным риском в кредитных организациях"
    Письмо ЦБ РФ от 30.06.2005 № 92-т "об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах"
В каждой кредитной организации существует четкая систематизация внутренней нормативной  базы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
1.2 Характеристика системы риск-менеджмента.
     Риск-менеджмент это очень широкое понятие, которое  охватывает различные проблемы, связанные  практически со всеми направлениями  и аспектами управления. Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми  отношениями, возникающими в процессе этого управления.1 Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющего в определенное время прогнозировать наступления рискового события и вовремя принять меры к снижению степени риска. Управление банковскими рисками – специальный вид менеджерской деятельности, нацеленный на смягчение воздействия риска на результаты работы банка. Работа менеджера по рискам нацелена на  защиту банка от рисков, угрожающих её доходам, и обеспечивает решение главной задачи банковского менеджмента – выбор из альтернативных возможностей оптимального варианта.2
     Под политикой риска обычно имеют  в виду совокупность мероприятий, целью  которых является реальное снижение опасности принятие неправильных решений  и сокращение потенциальных негативных последствий. Менеджер по рискам обеспечивает безопасность кредитного учреждения.
     И.Т. Балабанов в книге «Риск-менеджмент»  пишет, что «как экономическая категория  риск представляет собой событие, которое  может произойти или не произойти. В случае совершения такого события  возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль)».
     Риск-менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей  подсистемы (субъекта управления). Схематично это представлено в (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
     Объектом  управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и  экономические отношения между  хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К этим отношениям относятся отношения между страхователем  и страховщиком, заемщиком и кредитором, между кредитными организациями (партнерами, конкурентами) т т.д.
     Субъект управления в риск-менеджменте –  это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию  и др.), которая посредством различных  приемов и способов управленческого  воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
     Основные  задачи риск-менеджмента:
    целенаправленный поиск приемов и методов управления риском;
    организация работы по снижению степени риска;
    овладения искусством получения и увеличение доходов в неопределенной ситуации.
     1.3 Основные виды  рисков в банковской деятельности
     Развитие  банковской деятельности во многом обусловлено  различными факторами: индивидуальным (человеческим) фактором; макрофакторами (экономические, политические, социальные) и микрофакторами (связанные непосредственно с деятельностью человека). В ходе банковской деятельности аккумулируются денежные средства неопределенного количества лиц, эта деятельность является высоко рискованной. Следовательно, в  целях извлечения прибыли и сохранения финансовой стабильности кредитной организации обязаны учитывать указанные факторы как риски банковской деятельности.
     Банковская  деятельность подвержена рискам. Риск- это деятельность, рассчитанная на успех, при наличии неопределенности, требующая от экономического субъекта умения и значения как преодолевать негативные события3. Риски могут быть как положительными, так и отрицательными. Таким образом, можно сказать, что прибыль получается только в случае, если возможность понести потери будет предусмотрены заранее и подстрахованы. Чем выше риск, тем больше шанс получить высокую прибыль.
     Банковский  риск4- это присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесенная кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) или внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).
     Эффективность оценки и управления риском во многом определяется его классификацией. Под  классификацией рисков понимается их распределение и конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Научно обоснованная классификация позволяет четко  место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. В современной экономической литературе и практике существует большое количество классификаций банковских рисков в зависимости от целей анализа и управления5 (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) и от уровня расположения источник их возникновения (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
     Существует  группировка рисков, которую удобно применять в российских банках. В  данной классификации риски объедены по степени влияния на ежедневную деятельность банка (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
     К типичным банковским рисам относятся:
    Кредитный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора;
    Страновой риск (включая риск не перевода средств) - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства;
    Рыночный риск – риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Он включает в себя:
           3.1 Фондовый риск - риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты;
          3.2 Валютный риск - риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах;
          3.3  Процентный риск - риск возникновения  финансовых потерь (убытков) вследствие  неблагоприятного изменения процентных  ставок по активам, пассивам  и внебалансовым инструментам  кредитной организации;
          4. Риск ликвидности - риск убытков  вследствие неспособности кредитной  организации обеспечить исполнение  своих обязательств в полном  объеме. Риск ликвидности возникает  в результате несбалансированности  финансовых активов и финансовых  обязательств кредитной организации;
          5. Операционный риск - риск возникновения  убытков в результате:
    несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и  требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок;
    их нарушения служащими кредитной организации и иными лицами;
    несоразмерности  функциональных возможностей) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и  их отказов;
    также в результате воздействия внешних событий.
          6. Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
    несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
    допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности;
    несовершенства правовой системы;
    нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.
           7. Риск потери деловой репутации  - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом;
           8. Стратегический риск - риск возникновения  у кредитной организации убытков  в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений,  определяющих стратегию деятельности  и развития кредитной организации,  отсутствии или обеспечении в  неполном объеме необходимых  ресурсов (финансовых, материально-технических,  людских) и организационных мер  (управленческих решений), которые  должны обеспечить достижение  стратегических целей деятельности  кредитной организации.
1.4. Зарубежная практика  управления рисками
     На  Западе система риск-менеджмента  уже давно признана жизненно необходимым  элементом управления банком, залогом  его конкурентоспособности.
     Проведение  опросов по тематике стресс-тестирование является распространенной международной  практикой. Так, в исследовании, проведенном  Банком международных расчетов в 2009 году,  приняло участие 14 центральных банков и 59 финансовых учреждений. Компаниями-респондентами было проведено 954 стресс-теста, из них 48% с использованием сценарного анализа. При этом стресс-тесты на основе исторических событий 30% кредитных организаций рассчитывало ежедневно, ещё 15% - еженедельно. В ходе исследования так же выяснилось, что 90% фирм-респондентов рассчитывало процентный риск, фондовый риск – 70% фирм, валютный – 65%, кредитный – 75%, риск ликвидности отнесен к категории «другие риски», которые рассчитывало 39% респондентов. Такое распределение отражает профиль рисков, сложившихся на финансовых рынках, на которых функционируют участники опроса.
     В Западной Европе и США в целях  минимизации кредитного риска широко ;распространен такой вид страхования, когда основной страховой защиты является все финансовые инструменты, в том числе включается и комплексное  страхование от преступностей и  других действии персонала и третьих  лиц, наносящий ущерб банку (BBB – Bankers Blanket Bond) и страхование от электронных и компьютерных преступлений. В США, например, страхование ВВВ является обязательным для тех банков, которые работают с физическими лицами. В данной сфере многое зависит от регуляторов рынка, их требований к управлению рисками.
     Базельский  Комитет по межбанковскому регулированию  и надзору является международным  надзорным органом, деятельность которого направлена на реализацию идей раннего  выявления и предотвращение нарушений  стабильности банковских систем. В 2004 году Базельский комитет по банковскому  надзору утвердил новый свод нормативов для финансовых организаций, широко известный как Базель-2. Он заменил  действующее Базельское соглашение, в котором обнаружилось все больше недостатков. Проект этого документа  долгое время находился на рассмотрении Европейского парламента. 
     Согласно  проведенному исследованию, результаты показали, что большинство стран  начали внедрять Базель-2. В США основным принципом по внедрению Базель-2 является комфортность и минимизация  стрессов для банковской системы..
     В Японии организацией, ответственной  за внедрение Базеля-2, является Агентство  финансовых услуг, которое занимается разработкой необходимых методических и нормативных документов. 

     В первой главе были рассмотрены вопросы  касающиеся нормативно - правовой базы управления рисками, характеристики риск-менеджмента как направления финансового менеджмента. Риск-менеджмент – система управления рисками, а также экономическими, финансовыми отношениями, возникающими  в процессе управления.
     Риск-менеджмент понятие широкое, охватывающее самые  различные проблемы, связанные практически  со всеми направлениями и аспектами  управления. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие  в определенной степени прогнозировать наступление рискового события  и вовремя принимать меры к  снижению степени риска.
     Также здесь были рассмотрены основные виды рисков в банковской деятельности и их классификация, уделено внимание зарубежной практике управления рисками. На Западе система риск-менеджмента  уже давно признана жизненно необходимым  элементом управления банком, залогом  его конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 2. Анализ методов  управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности
     2.1 Внутрибанковская  система управления  рисками: её организация  и структура
     Управление  банковскими рисками (кредитным, рыночным, валютным, процентным, операционным, правовым, риском потери деловой репутации, и  риском потери ликвидности) в ОАО  «МИнБ» осуществляется следующими высшими  органами Банка:
    Советом директоров;
    Правление Банка. Главной функцией правления в аспекте управления рисками является выработка и утверждение статистических управленческих решений,  рассмотрение и утверждение «верхних» документов собственной нормативной базы;
    Кредитным комитетом (управление кредитным риском). В состав комитета кредитного риска входят председатель – руководитель Банка; членами его являются: руководитель кредитного отдела, руководитель подразделений по анализу кредитных рисков, руководитель научно-исследовательского отдела. Комитет кредитного риска выполняет следующие функции:6
    разработка и мониторинг действующей кредитной политики;
    разработка политики рейтинга кредитов;
    разработка критериев для выдачи новых кредитов;
    установление ограничений на ссуды в зависимости от отрасли и типа бизнеса;
    регулярная оценка риска кредитного портфеля;
    разработка политики возврата ненадежных ссуд;
    пересмотр состава кредитного положения;
    разработка политики расширения или сужения кредитов;
    Финансовый комитет. В состав финансового комитета входит руководитель Банка; членами комиссии являются: руководитель кредитного отдела, отдела денежного обращения (кассового отдела), руководитель научно-исследовательского отдела, главный бухгалтер, руководитель службы финансового контроля, внутреннего аудита. Финансовый комитет выполняет следующие функции:
    разработка и мониторинг процентной политики банка;
    разработка валютной политики банка;
    регулярная оценка рыночного (инвестиционного) риска;
    мониторинг состояния банковской ликвидности;
    разработка политики управления капиталом банка;
    соблюдение действующего законодательства в отношении рисков.
    Комитет по качеству и технологиям. Одна из главных функций данного комитета – мониторинг операционных рисков, связанных с отказом вычислительной, телекоммуникационной техники, а так же с возникновением разного рода технологических сбоев.
        В соответствии с  «Политикой управления банковскими  рисками ОАО «МИнБ»» структурным  подразделением, профессионально занимающимся процессом управления рисками в  банке является департамент риск-менеджмента. Главной задачей данного подразделения  является обеспечение надлежащего  происхождения всех этапов процесса управления банковскими рисками  посредством создания и применения соответствующей внутренней нормативной  базы, принятия тактических и оперативных  управленческих решений. Тактическое  управление банковскими рисками, возлагаемое  на подразделение риск-менеджмента, осуществляется на трех уровнях (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
        Оперативное управление рисками осуществляется непосредственно  подразделением, открывающим рисковую позицию,  в порядке самоконтроля, посредством мониторинга открытых позиций на предмет соблюдения установленных  лимитов и прочих ограничений. На структурные подразделения возлагается  ответственность за консолидацию информации и предоставление управленческой ответственности.
        Внутренний контроль за банковскими рисками в Банке  осуществляется по линии административного  и финансового контроля. Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном,  текущем и  последующем порядке.
           Административный  контроль состоит в обеспечении  проведения операций только уполномоченными  на то лицами и в строгом  соответствии с определенным  Банком полномочиями и процедурами  принятия решений по проведению  операций. Финансовый контроль состоит  в обеспечение проведения операций  в строгом соответствии с принятой  и закрепленной документами политикой  Банка применительно к разным  видам финансовых услуг и их  адекватного отражения в учете  и отчетности.
        На каждом уровне принятия решения в нутрии Банка  установлены качественные и количественные ограничения рисков банковской деятельности. Все ограничения рисков на уровне внешних подразделений определяются таким образом, чтобы учесть необходимость  соблюдения всех пруденциальных норм, установленных Банком России, а также  требований, установленных действующим  законодательством и обычаями делового оборота в отношении стандартных  для финансовых рынков операций и  сделок. Каждое структурное подразделение  имеет четко установленной ограничения  полномочий и ответственности, а  в тех случаях, когда функции  пересекаются, или в случае проведения сделок, несущий высоки риск, разработан механизм принятия коллегиальных решений.
        2.2. Политика управления  рисками ОАО «МИнБ»
        Открытое акционерное  общество «Московский индустриальный банк» в соответствии с действующим  российским законодательством Российской федерации разрабатывает и утверждает в обязательном порядке «Политику  управления банковскими рисками», в  соответствии с которой формируются  структурные подразделения, занятые  в процессе, определяются основные цели и задачи риск-менеджмента в  банке, создается система управления банковскими рисками. Этот документ является обязательным для применения всех подразделениями и работниками  банка.
        Цели и задачи политики управления банковскими рисками  достигаются при соблюдении определенных принципов и следующими инструментами:
      система лимитов;
      система полномочий и принятия решений;
      система управления рисками;
      коммуникационная политика (в том числе информационная система);
      комплекс мероприятий в кризисных ситуациях;
      система контроля;
        Одним из инструментов Политики управления банковскими рисками  является эффективная функционирующая  система лимитов, которая призвана управлять определенные ограничения  на принятие Банком чрезмерных рисков. Превышение соответствующих лимитов  не допускается, кроме как по решению  Правления Банка.
        Целями системами  лимитов  признаются «физическое» ограничение  принятия Банком чрезмерных рисков и  не допущение «перетекания» негативных проблем одного из направлений деятельности на весь Банк.
        Задачей системы  лимитов являются обеспечение формирования структуры активов и пассивов Банка адекватной характеристику и  масштабам бизнеса Банка.
        Система полномочий и принятия решений призвана обеспечить надлежащее функционирование системы управления рисками, придавая её требуемую гибкость в сочетании с устойчивостью на каждом уровне управления.
        Для обеспечения  надлежащего уровня  банковскими  рисками и получения достаточно объективной информации о соответствии и размере рисков выстраивается  определенная система параметров управления этими рисками.
        Основной целью  системы параметров  управления банковскими рисками является обеспечения  принятия надлежащего управленческого  решения в отношении определенного  вида бизнеса направления деятельности Банка по снижению влияния соответствующего риска в целом в Банк.
        Задачами являются:
    получение оперативных и объективных сведений о состоянии и размерах определенных банковских рисков;
    прогнозирование состояния соответствующих рисков на определенные периоды в будущем;
    предотвращение достижения определенными рисками критически значительных для Банка размеров;
        Основными целями коммуникационной политики являются:
    формирование достоверной информации о Банке;
    формирование положительного обзора Банка, не допускаемого нарушений действующего законодательства Российской Федерации, стандартов профессиональной деятельности, принятие чрезмерных рисков;
    формирование информации для принятия надлежащего управленческого решения;
        Наличие и эффективное  функционирование системы контроля базируется на следующих принципах: всесторонности внутреннего контроля, контрольные процедуры охватывают все организационные структуры  и подразделения Банка, многоуровневый характер внутреннего контроля. Система  контроля управления банковскими рисками  является основным элементом системы  внутреннего контроля Банка.
        В целях управления определенными банковскими рисками  в нештатных ситуациях разрабатывается  и реализуется комплекс мероприятий  кризисных ситуаций.
        Главной целью реализации и разработки комплекса мероприятий  для кризисных ситуаций является недопущение существенного ухудшения  состояния конкретного направления  деятельности Банка или достижение соответствующим банковским риском критического для Банка значения.   
        2.3. Анализ системы риск-менеджмент в кредитной организации, ее оценка
     23 октября 2008 года рейтинговое агентство "эксперт" высоко оценило уровень риск-менеджмента в ОАО «МИнБ». В рамках проекта сертификации систем риск-менеджмента РА "эксперт" уже второй год присваивает московскому индустриальному банку рейтинг "А.rm", что является наивысшим из возможных рейтингов.Система риск-менеджмента этого класса означает, что практика управления рисками в банке соответствует современным стандартам качества управления и позволяет обеспечивать устойчивое развитие в нормальных условиях, а также высокую степень защищенности от непрогнозируемых внешних шоков (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
        В процессе своей  деятельности все равно ОАО «МИнБ» сталкивается с совокупностью различных  видов рисков, различавшихся местом и временем возникновения, внешними и внутренними факторами влияющих на их уровень, способами их анализа  и методы описания. С целью их управления и минимизации в банке  создана система управления банковскими  рисками.
        Банковские риски, связанные с различными банковскими  операциями, сконцентрированные следующими направлениями:
    Кредитный риск. Банк осуществляет управление кредитным риском, установлением ежемесячного лимита7 Кредитным комитетом и правлением Банка на проведенные операции. В отдельных случаях лимиты одобряются Советом директоров. Лимиты устанавливаются на одного заёмщика или группу связанных заемщиков, на одного акционера, на одного инсайдеров, на одно аффилированное лицо, на всех аффилированных лиц, по банкам (межбанковское кредитование), по эмитентам, по филиалам. Лимиты устанавливаются (пересматриваются) не реже одного раза в год. В Банке в период действия установленных лимитов осуществляется ежедневный мониторинг их фактического соблюдения.
        В целях соблюдения федерального закона №218-ФЗ «О кредитных  историях» и снижение кредитных  рисков Банк заключает договор с  бюро кредитных историй об оказании информационных услуг и предоставляет  информацию в бюро кредитных историй  и запрашивает в бюро кредитных  историй кредитный отчет по заёмщика, по которым документально зафиксировано  согласие на осуществление Банком указанных  операций.8 
        Управление кредитным  риском осуществляется по средством  регулярного анализа способности  существующих и потенциальных заемщиков  исполнять свои обязательства перед  банком. Кредитный риск оценивается  на уровне отдельного заемщика на основе анализа его кредитоспособности по разработанным Банком методикам. В целях определения уровня применяемого Банком риска осуществляется анализ платежеспособности контрагента, его  благонадежности и финансовой устойчивости, правовой основы осуществляемой сделки, качестве обеспечения.
        Банк оптимизирует кредитный риск, в частности, путем  заключения договора залога и поручительства с юридическими и физическими  лицам. Банк применяет такой инструмент в страхования обеспечения, которое  по своей сути представляет собой  передачу страховым организациям собственного риска в полном или частичном  объеме. На постоянной основе существует мониторинг текущего состояния  заемщиков  и поручителей, контроль за движением  рыночных цен принято в залог  имущества, проводят регулярные проверки состояния предметов залога.
      Риск ликвидности. Банк в целях управления риском ликвидности обеспечивает:
    ежедневный контроль текущей ликвидности, в том числе ведение платежной позиции Банка в режиме реального времени, включающей движение денежных средств на всех корреспондентских счетах Банка по всем видам валют;
    классификацию активов, в которые вложены средства на группы риска потери ликвидности в зависимости от состояния спроса и предложения на конкретные виды активов, состояния активов, их готовности к реализации;
    размещение активов в различные финансовые инструменты осуществляется с учетом срочности и объема источников ресурсов;
    для анализа риска потери ликвидности осуществляется оценка разрывов в сроках погашения требований и востребования обязательств Банка, обеспечено своевременное принятие предупредительных мер.
         В соответствии  с реконструкциями Базельского  комитета Банк оценивает риск  потери ликвидности на основе  сценарного подхода, предлагающего  наличие нескольких вариантов  развития ситуации. Банк выделяет  три основных сценария, которые  отличаются друг от друга по  степени воздействия негативных  факторов, влияющих на ликвидность  Банка, а также методика анализа  ликвидности с использованием  альтернативных сценариев развития  ситуации определяются Методикой  оценки ликвидности. 
        При управлении ликвидностью в иностранной валюте Банк в обязательном порядке принимает во внимание риск изменения валютных курсов, что учитывается  при разработке альтернативных сценариев  развития ситуации.
        В соответствии с  требованиями Банк России и внутренних регламентов Банк осуществляет ежедневный мониторинг9 позиции по ликвидности путем расчета нормативов мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности.
    Рыночный риск. Для снижения рыночного риска Банк использует следующие финансовые инструменты: установление лимитов на операции и инструменты, установление лимитов на корпоративных эмитентов, хеджирование на рынке производственных финансовых инструментах, диверсификация портфеля ценных бумаг, создание резервов на возможные потери в соответствии с группой риска.
        Для оценки и анализа  рыночного риска Банк использует:
    сценарный подход – на основе статистического анализа исторических рядов показателей выделяется сценарии поведения рынка, в которых реализуется рыночный риск, определяются важнейшие факторы, формирующие сценарии, устанавливается статистическая зависимость с размерами рыночного риска и прогнозируются его размеры на основе экстраполяции ранее наступивших сценариев;
    модели статистического анализа исторических рядов показателей, формирующие оценку той части торгового портфеля активов, которая находится под риском и может быть потеряна в течение определенного фиксированного периода времени, выражая при этом размер рыночного риска с высокой вероятностью (обычно 95% или 99%)
           Банк на регулярной основе проводится стресс - тестирования10(на масштабе изменения процентных ставок, значительные, в короткое время падения рынка акций, быстрые и глубокие изменения валютных курсов и т.п.) с тем, чтобы определить предельные значения факторов и их комбинаций, при которых Банк будет нести наибольшие потери от рыночного риска.
    Процентный риск. Банк подтвержден процентному риску, в первую очередь, в результате своей деятельности по предоставлению кредитов по фиксированным процентным ставкам в суммах и на сроки, отличающихся от сумм и сроков привлечения  средств под фиксированные процентные ставки. На практике процентные ставки, как правило, устанавливается на короткий срок. Кроме того, процентные ставки, зафиксированные в условиях договоров, как по активам, так и по обязательствам, могут пересматриваться на основе взаимной достоверности в соответствии с текущей рыночной ситуацией. При отсутствии инструментов хеджирования11
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.