На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические отношения России и Китая

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление
 
 
 

     

     Введение

     Партнерство между Россией и Китаем является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела, когда в апреле 1996 г. правительство России приняло Совместную декларацию «Об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации»1. В этом документе было впервые официально заявлено о равноправном доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в ХХI веке. По мнению китайской стороны, отличительной особенностью новых отношений является стратегическое взаимодействие, которое противопоставляется союзу. Взаимодействие рассматривается как более оптимальная форма  отношений, чем союз. Это можно рассматривать как серьезный качественный прогресс в отношениях Китай-Россия, особенно с российской стороны. 
     Торгово-экономические  отношения России с Китаем имеют  длительную историю и характеризуются  заметным развитием в последние  годы. Растет объем взаимной торговли, усиливается хозяйственное взаимодействие, расширяются целевые контакты.
     Инвесторы из Китая  проявляют интерес к  России, наблюдается рост капиталовложений в российскую экономику. Созданы и работают совместные предприятия в области гостиничного обслуживания, строительства, машиностроения, медицинской промышленности.
     На  сегодняшний день отношения Китая и России в экономической сфере приобрели новые качественные характеристики.
     За  последние годы российская экономика  претерпела множество самых разных изменений. Какие-то из них пошли ей на пользу, а какие-то нет. При переходе к рыночным отношениям необходимы четкие и продуманные решения. К сожалению, Правительство России во главе с Президентом не всегда принимало именно такие решения. В связи с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики в мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической деятельности. Для того, чтобы страна, ставшая на такой путь развития, получила выгоду, необходимы следующие условия:  
     1) Страны, либерализирующие торговлю, должны находиться   в фундаментальном равновесии, и либерализация торговли не должна его нарушать ( под фундаментальным равновесием понимается стабильность экономического положения страны, критериями которого являются "умеренные" темпы инфляции, "приемлемый" уровень безработицы и равновесие платежного баланса. Первые два элемента составляют показатели внутреннего равновесия, последний - внешнего). Однако, как известно, ослабление торговых барьеров обостряет проблему внутреннего и внешнего баланса. Отсюда возникает необходимость протекционизма, которую признавал еще А.Смит.
     2) Существование международной гармонии  интересов. Через свободу торговли, которая теоретически выгодна  всем, эта гармония интересов  и осуществляется. Но дело осложняется двумя обстоятельствами. Во-первых, более развитые страны имеют больший выигрыш от свободы торговли. Во-вторых, поскольку военные интересы доминируют над экономическими, одних только экономических факторов мало для установления или восстановления гармонии, которая на практике не прослеживается.
     3) Равенство возможностей, обеспечиваемое  постоянством масштабов производства  и совершенной конкуренцией. Это  условие подразумевает отсутствие всякой дискриминации и получения одними производителями преимуществ перед другими, а также беспрепятственное передвижение товаров и факторов производства. На деле при наличии экономии от масштабов и при закреплении технологического превосходства свобода торговли означает, односторонние преимущества для крупных фирм и передовых стран и приводит к менее рациональному распределению мировых ресурсов по сравнению с протекционизмом.
     В рамках той или иной страны правительство  должно ограничивать монополистические методы ведения конкурентной борьбы и предоставлять особые льготы малым предприятиям, не способным в одиночку противостоять соперникам-гигантам. 
     4) Наличие эффективной международной  финансовой системы. Времена золотого  стандарта с автоматическим регулированием  внешнего баланса прошли, а в условиях политической и экономической нестабильности, естественным для правительств является стремление создать резервы конвертируемой валюты, что достигается за счет положительного внешнего баланса. Если страна не имеет структурного избытка внешнего баланса и не желает мириться с высоким уровнем безработицы, ей остается один путь - создать избыток текущего баланса путем введения ограничений на импорт товаров и экспорт капиталов.
     5) Выигрыш от торговли должен  равномерно распределяться между  странами. Для соблюдения этого требования все страны должны находиться в примерно равных стартовых условиях в отношении производительности и доходов.
     Если  же эти условия нарушаются, то торговля сама по себе не может привести к выравниванию доходов между странами. Более того, преимущества в уровне производительности и доходов превращают свободу торговли в эффективный способ роста благосостояния и мощи одних стран и регионов за счет других. Выступать за то, чтобы страны, находящиеся на разных уровнях развития, осуществляли открытую финансовую и торговую политику – значит способствовать сохранению сложившегося неравенства между странами.  
       Актуальность работы заключена в том, что в экономической сфере взаимоотношений между Россией и Китаем сохраняется ряд проблем. Прежде всего, речь идет о явной и скрытой дискриминации России в торговле, практике жестких антидемпинговых процедур, фактическом запрете на наш доступ на рынок высоких технологий.
     Цель  курсовой работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и Китая и влияние на них финансового кризиса.
     В задачи работы входит:
     1. Изучить эволюцию взаимоотношений России и Китая в ХХ – начале ХХI вв., выявить факторы, препятствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества.
     2. Рассмотреть актуальные вопросы взаимоотношений России и Китая в эпоху расширения международной экономической интеграции, определить ближайшие перспективы и сферы сотрудничества России и Китая.
     В работе использованы нормативно-правовые документы России и КНР, публикации отечественных и зарубежных аналитиков, политиков, а также материалы специализированных ресурсов Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Из  истории российско-китайских  отношений.
     История отношений России с Китаем насчитывает  около 400 лет. Начало регулярным политическим, экономическим, научно-техническим  и культурным связям между Россией и Китаем было положено первой российской духовной миссией, которая прибыла в Пекин в начале 1716 года по приказанию Петра I.
       Дипломатические и консульские  отношения между двумя странами  были установлены 31 мая 1924 года  соглашением "Об общих принципах урегулирования вопросов".
     На  формирование российско-китайских  отношений оказывали влияние  многие факторы. На протяжении 300 лет  доминирующим фактором была борьба вокруг пограничного вопроса. Почти до конца ХХ столетия вопрос о демаркации границы оставался нерешенным, несмотря на наличие ряда договорных актов. В результате, на протяжении веков ситуация на государственной границе сопровождалась обострениями, а порой даже вооруженными конфликтами.
     В 1969 году на переговорах между главой правительства СССР А. Косыгиным и китайским премьером Чжоу Эньлаем была достигнута договоренность о сохранении существующего прохождения границы. Страны вступили в новый продолжительный период переговоров по пограничным вопросам, которые продолжались до 1991 года, когда 19 мая, с целью дальнейшего развития взаимовыгодных отношений, было подписано соглашение между СССР и КНР о советско-китайской границе на ее восточной части. Процесс демаркации границы завершился лишь в 2000 году.
     Благодаря доброй воле и дипломатическим усилиям сторон, отношения были нормализованы. И начался новый этап их развития, ознаменовавшийся 25 апреля 1996 года принятием Совместной декларации  об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации, что явилось результатом первой российско-китайской встречи на высшем уровне, когда Президент России Б. Ельцин посетил Пекин.
     В декларации было впервые официально заявлено о равноправном доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в ХХI веке. По мнению китайской стороны, отличительной особенностью новых отношений является стратегическое взаимодействие, которое противопоставляется союзу. Взаимодействие рассматривается как более оптимальная форма  отношений, чем союз.
     Основные  принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества были отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой", подписанном в Москве Президентом России  В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем 16 июля 2002 года. Китайская позиция была ясно изложена в выступлении Цзян Цзэминя. Он отметил, что центральная идея заключается в развитии долговременного добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами на основе отказа от союзничества, конфронтации и направленности против третьих стран. Цзян Цзэминь назвал эти отношения "новой моделью ХХI века".
     К настоящему времени контакты между  главами государств России и Китая приобрели интенсивный характер. Это и официальные визиты, и двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС и другие. В двусторонних контактах активно используется  линия "горячей связи" между руководством России и Китая.
     Все это играет важную конструктивную роль в обеспечении безопасности и стабильности в регионе, активно способствует развитию взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия между Россией и Китаем. 

 


    Росимпорт из КНР
     Продолжился процесс расширения китайского присутствия на российском рынке. На фоне высоких темпов прироста поставок практически по всем значимым товарным позициям наметилась тенденция к постепенной их диверсификации, опережающими темпами увеличивается ввоз товаров машинно-технической группы.
     На  рисунке 2 представлена структура импорта основных видов товаров в Россию из Китая.
     
     Рис. 2 Стоимостная структура  импорта товаров из Китая в Россию в 2009г., %
     Российский  рынок заполонен китайскими товарами. Согласно официальной таможенной статистике, в стоимости продукции, которая ввозится из Китая, растет доля наземных транспортных средств, электрических машин и оборудования – в 2009 году она достигла 46,9%. На импорт изделий легкой промышленности приходится 20,1% стоимости ввезенных в Россию товаров, это, в том числе, игрушки и спортивный инвентарь – 9,2%, трикотажные и текстильные изделия – 5,8% и 4,3% соответственно. Импорт одежды из текстиля возрос на 54,8%; на 91,7% увеличился ввоз прочих готовых текстильных изделий (в основном, постельное белье, покрывала, шторы), в полтора раза увеличился ввоз игрушек и спортинвентаря.
     Импорт  труб в 2009 году увеличился в восемь раз по сравнению с 2008 годом, а бытовой техники и электроники – более чем в полтора раза.
     Велика  доля изделий легкой промышленности на российском рынке, произведенных в Китае, и это не только китайская контрафактная продукция, но и легальная. Почти 80% российских брендов одежды и обуви отшивается в Китае.
     Импорт  товаров в январе-феврале 2010 г. (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, сократился  на 35,3 процента. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта России увеличилась с 86% в январе-феврале 2009 г. до 87,3% в январе-феврале 2010 г., стран СНГ -  соответственно снизилась с 14% до 12,7 процентов.
     По  предварительным данным таможенной статистики в феврале 2010 года наблюдалось сокращение импорта из стран дальнего зарубежья по сравнению с февралем 2009 года по всем основным позициям товарной номенклатуры, в том числе машиностроительной продукции - на 47,5%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 21,8%, химической продукции – на 31,3%, текстильных изделий и обуви –  на 0,4 процента. По сравнению с январем 2010 года импорт из стран дальнего зарубежья машиностроительной продукции вырос на 46,1%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 30,2%,  химической продукции – на 46,5%, текстильных изделий и обуви –  на 38,1 процента.
     Импорт  товаров (по данным таможенной статистики с учетом данных о торговле с Республикой  Беларусь) составил в январе 2010 года 8,7 млрд. долларов США и снизился по сравнению с январем 2009 года на 37,4 процента.
     В структуре импорта в январе 2010 года по сравнению с январем прошлого года снизилась доля машин и оборудования. Увеличилась доля  сырьевых неэнергетических товаров, топливно-энергетических и других товаров.
     Импорт  машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них в стоимостном выражении снизился по сравнению с январем прошлого года в 1,9 раза, продовольственных товаров – на 23,7%, продукции химической промышленности – на 29%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – на 31,3%, минеральных продуктов – на 36,5 процента.
     Стоимостной объем импорта  продовольственных товаров снизился в основном из-за сокращения физических объемов. В то же время импорт сахара белого вырос по стоимости в 1,6 раза в связи со значительным увеличением количественных объемов. Выросли цены на мясо свежее и мороженое, мясо птицы свежее и мороженое, рыбу свежую и мороженую, цитрусовые, кукурузу.
     Развивать контрактное производство в Китае отечественные производители стали из-за отсутствия необходимой производственной инфраструктуры в России. Чтобы работать на таких конкурентных рынках как обувной или одежный, российским компаниям нужно было, или самим создавать производство, или же размещать заказы по аутсорсингу и сосредоточиться только на брендах, дизайне и сбыте. Собственное производство стали развивать лишь немногие компании, в основном бывшие советские фабрики: «Первомайская заря», «Большевичка», Смоленская чулочно-носочная фабрика и др. Из новых же компаний лишь единицы отважились построить фабрики с нуля (к ним относятся, например, компании «Глория Джинс» и Vassa) – на это требуются крупные инвестиции. Большинство российских брендированных компаний стали развиваться по второму пути: отдавая производство на аутсорсинг в другие страны, прежде всего, в Китай. К тому времени, благодаря заказам ведущих мировых компаний (Mexx, Nuf-Nuf, Mango, Reеbok, Adidas и т. д.) там начала складываться мощная индустрия производства одежды и обуви.
     Большинство компаний: O’Stin, «Твое», «Парижская коммуна», «Панинтер», Tervolina – постепенно стали включать Китай в свои производственные планы. Некоторые отечественные розничные бренды: Savage, Sela, YAX, Concent Club, Mackler – специально создавались под китайскую производственную базу. В последние годы компании, которые шьют в Китае, а продают в России, – самые динамичные в отечественном легпроме, ежегодно они растут на 20–30%.
     Качество  продукции, произведенной в Китае, заметно растет. Китайские фабрики стали оснащаться новым западным оборудованием. В 2008 году шестьдесят процентов произведенного в Западной Европе текстильного оборудования купил Китай. Кроме того, некоторые ведущие западные производители оборудования стали переносить свои сборочные цеха из Европы в Китай. В дополнение к этому, необходимо отметить, что за последние годы китайцы научились делать собственное качественное оборудование.
     На  российском рынке существует большой  ассортимент керамических изделий, но в основном это товар из Китая, Польши, Чехии и других стран. В течение последних лет наблюдается рост объемов импорта керамической посуды в Россию: ежегодные темпы роста, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, составляют около 20%. Китайская керамическая посуда активно реализуется на российском рынке, она выполнена на достаточно высоком качественном уровне, отличается современным дизайном и имеет умеренную цену – это наборы чайных и кофейных сервизов, пиал и тарелок различного размера.
     Однако  на российском рынке популярна не только «пищевая» керамика, но и строительная – плитка, сантехника и др. Благодаря оптимальному соотношению цена-качество (в т. ч. дизайн), китайские строительные материалы пользуются большим спросом среди россиян. Стройкерамика отечественного производства не имеет торговых наименований, зачастую она реализуется под буквенно-цифровым названием. На территории Китая действует свыше 2,5 тыс. предприятий, выпускающих керамическую плитку, однако известность на российском рынке обрело небольшое количество марок – те, которые оформлены по европеизированному образцу. Дистрибутируют китайский «no name» керамогранит торговые компании «Рускомплект», «Роялстоун», «Согран», «Такота», «Цезарьстрой» и др.; вьетнамскую керамическую плитку – компания «Триумф». Юго-Восточная анонимность, как и отечественная, связана с ценовым форматом продукции. Объемы импорта стройкерамики из Китая в Россию имеют тенденцию стабильного ежегодного увеличения. Популярность китайских товаров наблюдается не только в керамических строительных материалах. Статистика показывает, что более 60% от общего объема спроса на стройматериалы на российском рынке, включая каменные материалы, покрытие пола, цемент, окна, двери, сантехнику и др., обеспечивается за счет импорта из-за рубежа. Стройматериалы китайского производства, отличающиеся приемлемым качеством и невысокой ценой, пользуются растущим спросом на российском рынке.
     Импорт  продукции из Китая в Россию может  нанести серьезный ущерб некоторым  отраслям российской промышленности. Неконкурентоспособными могут оказаться автопром, производство промышленного оборудования, а также черная металлургия.
     Китайская сталь успешно конкурирует на мировом рынке с продукцией всемирно известных компаний. Ассортимент  оцинковки (galvanized steel) производства China Steel и других комбинатов включает в себя полный спектр потребляемой на мировых рынках продукции. Балка двутавровая, листовая сталь, оцинкованная окрашенная сталь, оцинкованная сталь с полимерным покрытием, оцинкованная сталь в рулонах, холоднокатанная оцинкованная сталь – это далеко не полный список, из которого состоит импорт из Китая. Высокий спрос наблюдается на китайскую арматуру, рулонную окрашенную сталь и рулонную сталь с покрытием. Благодаря современным технологиям производства и дешевым энергоресурсам, китайская сталь с полимерным покрытием, балка и холоднокатанная оцинкованная сталь производства Китая имеют низкую себестоимость, что позитивно отражается на конечной цене балки и оцинковки. Однако, низкая цена – это не единственное преимущество, которым обладает оцинкованная сталь и арматура из Китая. Китайская оцинковка – балка (Китай), сталь листовая оцинкованная и др. по качеству не уступает продукции европейского, российского и американского производства.
     По  итогам первого полугодия 2009 года Россия стала лидером по объемам импорта автомобилей из Китая. За этот период на российский рынок было отправлено 38 600 машин.
     Марка «Chery» за шесть месяцев продала  в нашей стране 18 558 автомобилей, второе место занимает «Great Wall» с показателем 2 580 автомобилей, а третье – «FAW», который по итогам полугодия реализовал 1 164 машины.
     Пользуются  популярностью и не вызывает у  потребителей особых подозрений такие товары как чай, специи, сухофрукты.
     Сейчас  практически весь мир имеет дело только с китайской пиротехникой. Китай – родина пороха – является признанным лидером в производстве пиротехники: до 90% мирового объема этого вида товаров изготавливается именно в КНР. У китайцев самые богатые пиротехнические традиции и, соответственно, самый широкий ассортимент, к тому же еще и самые низкие цены. В Китае построены десятки новых предприятий по производству порохов и пиротехники, в отрасли занято 600 тыс. работников.
     Нужно заметить, что вопреки сложившимся  стереотипам, в КНР и других странах Азии действует много предприятий, выпускающих качественную пиротехнику по лицензиям и под техническим контролем европейских фирм.
     Европейский подход к качеству пиротехники ставит на первое место принципы безопасности. Главный из них таков: любое пиротехническое изделие даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств не должно причинить вреда здоровью потребителя. Такая концепция безопасности предполагает серьезнейшую работу над технологиями, материалами, дозировкой взрывчатых и воспламеняющихся веществ, токсикологические ограничения, сложные конструкторские исследования.
     «Неорганизованная торговля», которая не учитывается  официальной статистикой, является одной из проблем в торговых отношениях России и Китая. Систематизированной информации об экономической деятельности Китая в России очень мало. Поэтому появление китайской продукции на рынке опережает изменение стереотипного представления о китайских товарах у российских потребителей.
     В Китае производят практически любые  товары народного потребления, бытовой техники и др. Одежду и обувь можно приобрести по достаточно низким ценам, но не всегда это качественные товары.
     В целом отношение к китайским  товарам декларируется как отрицательное. Однако на самом деле получается, что россияне ругают, но покупают в достаточно большом количестве продукцию китайского производства. Наиболее распространенными характеристиками китайских товаров являются: «дешевая», «низкокачественная», «одноразовая». Российские потребители считают, что китайским производителям необходимо повысить качество, долговечность и надежность, выпускаемой ими продукции.
     Основная  тенденция, набирающая силу в последние  годы, – общий рост доверия к  товарам китайского производства. Сегодня  в России можно купить качественную китайскую мебель, сантехнику, бытовую технику, одежду и текстиль, электронику, компьютеры, светотехнику, спортивное оборудование и снаряжение и т. д. Отчасти это происходит благодаря развитию собственных китайских марок, отчасти – тому, что многие европейские предприятия размещают производство своих товаров в Китае. Отношение к товарам известных мировых брендов (одежда, спортинвентарь, электроника и т. д.), произведенным в Китае, положительно, так как на крупных фабриках Поднебесной подразумевается контроль качества выпускаемой продукции. Уровень доверия к качеству товаров легкой промышленности, выпущенных в Китае, выше, чем к более сложным – электронным машинам и оборудованию.
     Далеко  не вся продукция, которая поступила  на российский рынок из Китая, изготовлена на заводах, принадлежащих фирме-производителю. Есть такая технология ОЕМ (original equipment manufacturer), когда кто-то заказывает на чужом заводе оборудование под своей маркой. Некоторые предприятия продолжают выпускать данную продукцию после окончания договора или передают технологию производства другим предприятиям, которые нелегально производят и распространяют ОЕМ продукцию по более низким ценам.
     Можно сделать вывод о том, что Китай  – это страна с огромным потенциалом, которым она готова делиться на взаимовыгодных условиях с любым честным, авторитетным и грамотным партнером. Товары, производимые в Китае, обладают как низкими, так и высокими качественными характеристиками, от чего зависит цена на те или иные товары.
      Техника в Россию2
     По  данным Главного таможенного управления КНР, в 2009 году Китай экспортировал в Россию бытовую технику различных наименований в объеме около 1,74 миллиарда долларов — это на 53 % больше, чем в 2008 году. При этом общий объем вывоза бытовой техники из КНР достиг 41,56 миллиарда долларов (увеличившись на 5,8 %), из которых почти 30 % (12,12 миллиарда долларов) приходятся на США. Об этом «Новым Известиям» сообщила компания Optim Consult.
     Евгений Колесов, генеральный директор компании Optim Consult, являющейся членом Международного союза товаропроизводителей, считает, что резкое возрастание интереса к китайской продукции связано со снижением покупательской способности российских граждан. «Переход на относительно дешевые и достаточно качественные товары из КНР является прямым следствием финансового кризиса. Несмотря на снижение объемов импорта из Китая в Россию по многим товарным группам, поставки бытовой техники, особенно, скажем так, первой необходимости, будут расти», — уверен руководитель консалтинговой компании из Китая.
     Генеральный секретарь Китайской ассоциации производителей бытовой техники Ян Цзимин прогнозирует увеличение экспорта в РФ в 2010 году на уровне не менее 15 %. По мнению специалиста, спрос на бытовую технику в России стабильно растет за счет сравнительно недорогих тарифов на электроэнергию и водопроводную воду. Кроме того, как добавляет китайский эксперт, когда бизнес терпит убытки, производители готовы идти навстречу потребителю, стимулируя спрос путем расширения или видоизменения ассортимента товарной линии, что гарантирует дальнейший рост объемов поставок в Россию.
     На  сегодняшний день среди предметов  бытовой техники по популярности лидируют китайские телевизоры (36,5 % от общего объема экспорта в Россию), кондиционеры воздуха (12,84 %), стиральные машины (6,71 %), холодильники (4,77 %) и вентиляторы (3,3 %). Самыми известными среди российских потребителей китайскими марками остаются TCL, Amoi, Prima, Xinfei и Haier.
     В настоящее время на российском рынке  дорожно-строительной техники происходит заметное движение, которое связано, в первую очередь, с появлением китайских производителей спецтехники, которые ранее были ориентированы исключительно на внутренний рынок.
     Вопреки распространенному заблуждению  высокий спрос на сделанную в  Китае спецтехнику и дорожные машины определяется не только их низкой ценой (которая, конечно, ниже, чем цены на продукцию европейских компаний), а постепенно растущим качеством, предопределяемым объективными причинами. Для страны, вынужденной тратить огромные средства на закупку важных природных ресурсов, было бы непозволительной роскошью оставаться еще и крупным импортером оборудования, поэтому в Китае всячески стимулируется развитие собственного машиностроения.
     А, как нам известно, количество рано или поздно неизбежно переходит в качество. Тем более что, даже работая на внутренний рынок, китайские производители вынуждены постоянно конкурировать с внутренними производителями и множеством филиалов западных компаний.
     Столь же объективны причины более низкой, чем у западных компаний, себестоимости  китайской продукции. Эти причины складываются из : Продуманной государственной налоговой политике, дешевой рабочей силы, дешевых кредитов, невысоких внутренних цен на энергоресурсы, закупка импортных комплектующих по льготным тарифам (благодаря скидкам за значительные объемы), готовность китайского производителя работать за гораздо более низкий, нежели у его европейских и американских коллег, процент прибыли, компенсируя это огромными масштабами производства.
     По  мнению экспертов британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей в строительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысоким уровнем заработной платы доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50%
     Китай является крупнейшим в мире рынком гусеничных экскаваторов. В 2008 г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 27 тыс. ед., что на 20% выше, чем в 2007 г. В первом полугодии 2009 г. сбыт гусеничных экскаваторов в стране составил около 16 тыс. ед. В отличие от традиционных экскаваторов универсальные экскаваторы-погрузчики не получили достаточного признания китайских покупателей, хотя в настоящее время спрос оживился, и в ближайшие пять лет продажи могут увеличиться до 3 тыс. ед. в год.
     Китай является мировым лидером по продажам фронтальных погрузчиков. В 2008 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря на меры по сдерживанию экономического роста. Для сравнения: ежегодные продажи фронтальных погрузчиков в Японии составляют 19,5 тыс. ед., в Северной Америке - 19,0 тыс., в Европе - 18,0 тыс. ед.
     Китайский рынок мобильных грузоподъемных кранов также крупнейший в мире. В 2008 г. их продажи в стране превысили 12 тыс. ед. против примерно 10 тыс. в 2007 г. Ведущий в Китае поставщик мобильных кранов - компания Xuzhou Heavy Machinery (входит в состав группы XCMG), на долю которой приходится более 40% продаж.
     В этом десятилетии на китайском рынке  строительной техники наблюдается быстрое расширение ассортимента.
     Среди факторов, которыми руководствуются  китайские потребители при покупке  строительной техники, все большее  значение приобретает цена, так как  правительство Китая ужесточает в настоящее время контроль за банковскими кредитами и сокращает выпуск ценных бумаг под новое строительство. Следующие по значимости места занимают такие факторы, как качество и послепродажное обслуживание. Известно, что Caterpillar и Terex производят высококачественные строительные машины и практикуют недорогое обслуживание, но их продукция дорогая. Китайские компании предлагают дорожно-строительное оборудование, не уступающее по техническим характеристикам известным брендам, но их цены значительно ниже, чем у японских, германских и американских поставщиков. Этим объясняется повышенный в последние годы спрос на продукцию китайских компаний. Строительная техника китайских производителей уже довольно широко представлена в странах Юго-Восточной Азии, Западной Азии, Африки, Австралии, Южной Америки, Ближнего Востока.
     Все чаше фронтальные погрузчики, самосвалы, бульдозеры, автобетононасосы, краны, экскаваторы с надписью: made in china можно встретить и на российских строительных площадках. Причем в самых разных регионах страны.
     Залогом максимально эффективного использования плодов китайского "экономического чуда" на российских стройках является то, что продвижением китайской строительной техники занялись серьезные российские компании. Перехватив инициативу у многочисленных "серых" дилеров, пытающихся делать бизнес на продукции "третьего эшелона" (т. е. рассчитанной исключительно на внутрикитайское потребление), они сотрудничают напрямую с ведущими производителями, отбирая среди широчайшей гаммы оборудования наилучшим образом подходящее для российского потребителя, организуют его сертификацию, создают инфраструктуру, гарантирующую ставший уже привычным в России "европейский" сервис, оказывают информационную поддержку.
        Автомобили  из Китая3
     Ряды  автодилеров, торгующих китайской  продукцией, продолжают редеть. На прошлой неделе от «китайцев» открестился еще один автогигант российского рынка. Компания «Атлант-М» объявила о том, что приняла решение завершить поставки в Россию автомобилей китайского производства марок Brilliance, Changfeng, JMC, Shuanghuan. Еще ранее без «китайцев» остались «Элекс-Полюс» и «Инком-авто». Взять пальму первенства в китайском сегменте собирается компания Red Dragon, только что получившая эксклюзивное дистрибьюторство марки Geely. Однако договор с Geely поспел в неудачное время: в самый разгар финансового кризиса. При отсутствии цивилизованной дилерской сети развитие китайских марок в России сводится к нулю.           В течение всего года участники рынка с напряжением ожидали, что предпримет компания Red Dragon, входящая в состав группы «Рольф», в прошлом году объявившая себя дистрибьютором модели Geely MK. В свое время известие о том, что автогигант вслед за остальными подписался на «китайцев», было воспринято со скепсисом. Все это время «Рольф» добивался эксклюзивного дистрибьюторства Geely для своей «дочки», которое и получил лишь в сентябре. Соглашение вступило в силу 1 декабря 2009 года. Согласно ему, модельный ряд, который будет официально представлять Red Dragon, расширится до пяти моделей: к уже представленным на сегодняшний день в России моделям MK в кузове седан и Vision добавятся MK в кузове хэтчбек, новая модель класса А – EMO, а также новая модель B-класса. Договор предусматривает создание и развитие региональной дилерской сети, и осуществление гарантийного и сервисного обслуживания. Уже к концу этого года Red Dragon планировал продать не менее 10 000 автомобилей, хотя в первом полугодии 2009 г. было продано всего 1500 машин. В условиях финансового кризиса Red Dragon нашел в себе силы начать на днях соответствующую пиар-кампанию. Однако компании вряд ли удастся достичь запланированных показателей.
     В китайском сегменте сейчас все не так замечательно, как прогнозировали некоторые эксперты несколько лет назад. Продажи китайских автомобилей падают, сокращается и само предложение. О китайских марках, показанных год назад на Московском международном автосалоне – 2008 (Changan Auto, JAC Auto, Huanghai Auto, Tian Ma Auto, Haima Auto, Shanghai Maple Auto и др.), с тех пор ничего не слышно. У более или менее раскрученных марок типа Chery, Lifan, FAW, Hafei, Brilliance дела идут неважно.       Наиболее уверенно себя чувствуют здесь разве что внедорожники Great Wall под патронажем группы «Ирито». Так, Great Wall в очередной раз показал хороший прирост за девять месяцев 2009 года (81%), достаточно регулярно привозит новинки. Достойно представлена марка Geely, за которую дралось сразу три участника: «Элекс-Полюс» (Geely CK-1), «Инком-авто» (Geely Otaka) и «Рольф» (Geely MK).
     Как отмечают аналитики из «Автостата», серьезным препятствием для китайских автомобилей стало внедрение более жестких правил сертификации, которые не только в 3-4 раза – до $150 000 – увеличивают затраты на сертификацию, но и лишают шансов большинство автопроизводителей из Поднебесной на получение ОТТС в целом. А недавнее постановление правительства повысить ставку ввозной таможенной пошлины на готовые кузова в размере, равном 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за одну штуку, делает сборку китайских автомобилей в России абсолютно невыгодной.
     Крупные дилеры отказываются иметь дело с  китайцами, реально оценив стоимость  такого сотрудничества. Как сообщили в «Атлант-М», в задачи китайского проекта в России входили: оценка системы работы с поставщиком, анализ восприятия продукта рынком, сравнение темпов прироста «отдачи» от вложенного капитала по сравнению с другими инвестиционными проектами. В 2008-2009 гг. был проведен дополнительный анализ ключевых вопросов взаимодействия импортера и заводов-производителей: согласование поставок новых и наиболее востребованных моделей, оптимальных для текущих условий рынка цен, решение вопросов сертификации согласно действующим правилам «Евро-3», повышение качества автомобилей, особенности логистики, сроки поставок и прочие условия – и все это получило неудовлетворительную оценку.
     «Было выявлено, что продвижение китайских автомобилей на российском рынке потребует, не только времени, но и значительных финансовых вложений, – сказано в сообщении компании. – Что идет вразрез со стратегическими планами развития холдинга, связанными со строительством и покупкой новых автоцентров для продаж более приоритетных марок и марок, ранее уже входивших в портфель брендов холдинга. В соответствии с утвержденными планами развития холдинга «Атлант-М», стратегическими партнерами холдинга в России являются крупнейшие автомобильные концерны – General Motors, Volkswagen, Toyota, Ford».
     Неизвестно, удастся ли компании Red Dragon привить  россиянам вкус к китайским автомобилям. Все-таки опыт у компании, как и  финансовые ресурсы, очень серьезный. И все же время, выбранное для вывода нового бренда, не самое удачное в сегодняшней финансовой ситуации. «Рольф» уже жертвует своим основным дистрибьюторством Mitsubishi – сокращает планы поставок и снижает цены на модельный ряд.
     Не  будем забывать и о том, что  действия правительства РФ сегодня  полностью направлены на поддержку отечественных автопроизводителей, работающих в той же ценовой категории, что и китайцы, – поддерживать различные «китайские» проекты сегодня было бы просто неразумно. Возможно, в том числе и поэтому основные вазовские дилеры и отказались от сомнительного сотрудничества. Но «Рольф» к «вазовцам» никогда не принадлежал и технологии работы использует совершенно иные – что у него получится, посмотрим...
    Росэкспорт  в КНР
     В последнее время наблюдается  значительный рост экономики Китая, растет ее значение и влияние на экономики других стран. На сегодняшний день, в расчете на увеличение грузопотоков из Китая, разрабатываются новые транспортные маршруты – морем и по суше, через Монголию, Казахстан, Россию, создается дорожная инфраструктура, модернизируются порты Дальнего Востока и Калининграда.
     Благодаря дешевому труду совместно с освоением  передовых технологий Китай превратился  в «фабрику мира». На экспорт из Китая  уходит 35% ВВП, низкий платежеспособный внутренний спрос приводит к тому, что сейчас зависимость Китая от внешней торговли превышает 60%.
     В товарной структуре российского  экспорта в Китай усиливается  тенденция к увеличению удельного веса в нем сырьевых товаров и продукции первичного передела. Так, если в 2007 г. в структуре российского экспорта доля таких товарных групп как «минеральное топливо», «древесина», «удобрения», «рыба и морепродукты», «черные и цветные металлы», «целлюлоза», «руды» составляла 84,2%, то в 2008 г. этот показатель составил 88,7%, а в 2009 году достиг 90,0%. 

     
     Рис.1 Стоимостная структура экспорта товаров из России в Китай в 2009 г., % 

     Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития  России4, составил в январе-феврале 2010 г. 39 млрд. долларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,8 раза.  Уменьшение стоимости экспорта вызвано снижением цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на нефть. Цена на нефть марки Urals в феврале 2010 г. составила 42,4 долл. США за баррель.  К уровню февраля 2009 г. цена снизилась  в 2,2 раза, а по отношению к январю  2010 г – сократилась на 0,9 процента. 
     По  предварительной оценке  экспорт нефти в январе-феврале 2010 года снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в физическом выражении на 2,7%, природного газа – в 2,4 раза, каменного угля – на 22 процента.
     Экспорт товаров5 в январе 2010 года составил 17 млрд. долларов США и снизился  в 2,0 раза к январю 2009 года.
     В январе 2010 г. в структуре экспорта уменьшилась доля топливно-энергетических товаров на 5,8%. Доля сырьевых неэнергетических товаров увеличилась  на 3,5%, машин и оборудования – на 1,3 процента. 
     Экспорт топливно-энергетических товаров снизился по сравнению с январем прошлого года в 2,2 раза (годом ранее вырос в 1,7 раза), сырьевых неэнергетических товаров – в 1,7 раза (+32,4%), машин и оборудования - на 32,1% (вырос в 1,6 раза), других товаров - на 30,7% (+45 процентов).
     В группе топливно-энергетических товаров  сократился экспорт нефти и нефтепродуктов соответственно в 2,2 раза и в 1,8 раза при снижении цен в 2,1 раза, газа природного – в 3 раза  при снижении физических объемов в 3,2 раза.
     Экспорт продукции химической промышленности снизился в стоимостном выражении на 31,9%, в том числе удобрений - на 6,4% (за счет уменьшения  физических объемов на 32,7%, несмотря на рост цен на 39,2 процента).
     Экспорт продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья уменьшился по стоимости на 19,9 процента. Сократился экспорт пшеницы в 2 раза в основном из-за снижения цен.
     На  сокращение стоимостных объемов экспорта металлов и изделий из них на 43,4% повлияло снижение экспорта черных металлов в 1.7 раза, меди – в 1,8 раза, никеля – в 3,7 раза.
     Несмотря  на сокращение объемов производства нефтепродуктов, каучука синтетического, фанеры клееной, целлюлозы древесной, автомобилей грузовых доля экспорта в совокупных объемах производства данной продукции увеличилась.
     Уменьшились доли экспорта в объемах производства нефти сырой, газа природного, угля каменного, лесоматериалов необработанных, бумаги газетной, легковых автомобилей.
     Наибольшую долю в экспорте российской продукции, поставляемой Китаю, составляет сырье: нефть, уголь, лес и т. п. Основными факторами роста экспорта были, во-первых, возрастающая потребность Китая в импорте сырьевых товаров, во-вторых, благоприятная ценовая конъюнктура.
     Россия  понимает ситуацию, но не активно сопротивляется своему превращению в сырьевой придаток Китая.
      Вооружение из России6
     Последние годы ознаменовались тесным партнёрством России и Китая. Ярким проявлением  хорошего взаимодействия между двумя странами стали проведение национальных Года России в Китае и Года Китая в России, товарооборот двух стран год от года растёт, расширяются научно-техническая и культурная платформы. Но это всего лишь одна сторона медали - парадная. Другая сторона чревата серьёзными проблемами в не самом отдалённом будущем.  
     Китай начал активно продвигать на мировой  рынок аналоги российской техники. На днях, республика представила копию российской ЗРК С-300 под наименованием HQ-9 (FD-2001 в экспортном исполнении). За последнее время рекламные проспекты этого вооружения появились на двух крупных оборонных выставках - в южноафриканском Кейптауне и в пакистанском Карачи.
     Впервые информация о комплексе HQ-9 в экспортном исполнении с наименованием FD-2001 появилась ещё в 1998 году. Данные ЗРК уже стоят на вооружении китайской армии, однако фактов экспортных поставок этих комплексов пока не отмечено. По некоторым данным, в 2009 году Пекин уже предложил эту продукцию Турции, объявившей тендер на покупку систем противовоздушной обороны.
     Предполагается, что китайский аналог может конкурировать  по некоторым показателям с российской системой С-300 в экспортном исполнении. Одним из преимуществ этой продукции является невысокая цена. Тем не менее, техническое превосходство С-300 над китайским аналогом пока неоспоримо. Но растущая год от года активность китайцев по продвижению вооружений на экспорт заставляет задуматься. 
     Не  исключено, что из-за этих, пока неудачных, попыток по созданию аналогов  отечественных военной техники сорвались переговоры о продаже Китаю палубных истребителей Су-33. Как стало известно, Пекин хотел приобрести партии до 50 единиц Су-33, но ставил условием первоначальное приобретение двух истребителей - "в качестве образцов". Учитывая то, что Китай уже успел скопировать Су-27, выпуская его под индексом J-11, подобное развитие событий с более современной моделью Россию явно не устраивало.
     Да  и памятно, как в начале восьмидесятых КНР решила создать собственную версию лёгкого американского истребителя F-16. В конце 2003 года китайские авиастроители смогли приступить к мелкосерийному производству клона - машины J-10. Правда, по своим характеристикам китайский самолёт значительно уступал американской модели.
     Показательная история произошла и с советскими авианосцами. В конце 20 века Китай приобрёл у России и Украины три авианесущих крейсера - "Минск", "Киев" и "Варяг", списанные из состава ВМФ СССР. Китайская программа создания собственного авианосца стартовала в 1993 году, однако ни один авианосец Китаю построить пока не удалось. Оказавшись в Китае, "Минск" пошёл по рукам. После 18 месяцев ремонта, который обошёлся примерно в 45 млн долларов (куплен он был за 5 млн. долларов), корабль, превращённый в аттракцион под названием "Минск Уорлд", встал на якорь в бухте специальной экономической зоны Шэньчжэнь, недалеко от Гонконга. После двухлетней реконструкции "Киева" на судоверфи города Циньхуандао провинции Хэбэй (Северный Китай) советский авианосец отправился в Тяньцзинь, где стал главным экспонатом Парка военно-патриотического воспитания. "Варяг" - единственный из кораблей, который должен заступить на дежурство в 2011 году.
     Не  трудно догадаться, что до превращения  в центры развлечений "Киев» и "Минск" прошли через внимательные руки китайских военно-морских специалистов. Таким образом, Китай, не имея ни одного авианесущего корабля собственной конструкции, до последнего винтика узнал устройство авианесущих кораблей отечественного флота. И, возможно, история с ЗРК и самолётами повторится в новом виде.
     Активное бесплатное заимствование технологий давно стало одним из главных козырей китайской промышленности и в военной, и в гражданской сфере. И вряд ли КНР в обозримой перспективе откажется от этой политики.
     Россия  же по-прежнему занимает второе место  в мире по экспорту оружия. В 2009 году экспорт чуть превысил 8 млрд. долларов, из которых, по оценкам Центра анализа стратегий и технологий, авиатехника составила 50,4%. А общий портфель контрактных обязательств российских оружейников достиг 32 млрд. долларов. Но какими средствами! По данным издания "Совершенно секретно", Россия в последние годы массово стала списывать "оружейные" долги странам третьего мира в обмен на военные контракты. Так, например, был списан долг Афганистана в сумме 11,1 млрд. долларов, Ирака – на 12 млрд., Сирии – на 9,8 млрд., Алжира – на 4,737 млрд., Ливии – на 4,6 млрд., Анголы – на 5 млрд., Никарагуа – на 344 млн., Мозамбику – на 2 млрд., Эфиопии на 4,8 млрд., Вьетнама – на 8,5 млрд., Лаоса – на 882 млн., Монголии – на 11,1 млрд. В сумме долгов было списано на 75 млрд. долларов. А что будет, когда долги для списывания закончатся? - Россия может остаться без военных контрактов, а её место может занять Китай.
      Минсырье  из России7
      Москва - Курс рубля падает, производство нефти снижается, зарубежный капитал исчезает, валютные резервы истощаются. В краткосрочной перспективе, Кремль пытается совладать с самым суровым экономическим кризисом за последнее десятилетие.
     Однако  в долгосрочной перспективе, кажется, что Кремль точно знает, чего хочет. И начиная с разрезания ленточки и росчерком пера на прошлой неделе, Россия объявила о своих намерениях начать крупную перестановку в международной энергетической политике.  
     Россия  запустила свой первый завод по производству сжиженного газа на тихоокеанском острове Сахалин, первом в своем роде предприятии по транспортировке российского газа заграницу. А в Пекине представители России и Китая подписали крупный долгосрочный контракт на поставку нефти по ответвлению от магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО). В Китай предполагается поставлять до 30 миллионов тонн в год. Причем компания «Транснефть» уже передала китайской стороне документы по ответвлению нефтепровода от нефтеперекачивающей станции «Сковородино» на ВСТО до российско-китайской границы. Известно, что КНР профинансировала проектирование этого ответвления, заплатив 32 миллиона долларов.
     Одним ударом Россия заполучила два огромных рынка сбыта энергоресурсов, транспортируя природный газ для Японии и еще больше нефти для Китая. Самые крупные экономики Восточной Азии стали еще больше зависеть от российских ресурсов. Российская экономика, основанная на продаже нефти, получила долгосрочную перспективу развития. Российская попытка создать газовый картель в стиле ОПЕК получила небольшой толчок вперед.
     А в Европе получили предупреждение о  том, что если им не нравятся условия  поставки российского газа на континент, Москва может обратиться к своим  новым покупателям.
     Это свидетельствует о том, что хотя экономика страны и находится  в упадке, Кремль действует в расчете на долгосрочную перспективу.
     «Это  только первый шаг в стратегии  изменения экспортных поставок нефти  и газа Россией, но это очень важный шаг», заявила российский аналитик в области энергетики из Французского национального центра научных исследований Катрин Локателли.
     Договор, подписанный 17 февраля в Пекине, связывает крупнейшего в мире производителя нефти и газа - Россию – с Китаем, который скоро станет крупнейшим в мире потребителем нефти  и газа.
     Согласно  соглашению стоимостью 25 миллиардов долларов США, Китай и ее энергетически голодная экономика получает постоянные поставки нефти в течение 20 лет, а Россия получает крупный новый экспортный нефтепровод для своих обширных, неиспользованных сибирских нефтяных запасов. Однако о цене на поставки нефти объявлено не было.
     В свою очередь, Москва получила кредиты  для «Роснефти» и «Транснефти» - двух безденежных государственных компаний, являющихся ключевыми в планах Кремля.
     «Это  пример естественных эволюционных отношений  между Россией и Китаем», - заявил глава исследовательского московского центра «Ренессанс Капитал» Роланд Нэш. «Они должны иметь долгосрочные, симбиозные отношения».
     На  следующий день президент Дмитрий  Медведев присоединился к премьер-министру Японии Таро Асо на церемонии открытия первого российского завода по производству сжиженного природного газа на тихоокеанском острове Сахалин.
     Ожидается, что в этом году на заводе будет  произведено 4,5 миллионов тонн сжиженного газа. Когда в 2011 году завод достигнет полной производственной мощности в 10 миллионов тонн газа, на нем будет производиться до 5% от общемировой доли сжиженного газа. Большая часть газа поставляется в Японию, которая уже является самым крупным импортером сжиженного газа в мире.
     Это значит, что вместо того, чтобы добиваться формального подписания мирного договора после  Второй Мировой Войны и возвращения нескольких островов, захваченных советскими войсками во время войны, вторая по величине мировая экономика просто еще больше привязала себя к стране, которая закрывает краны в политически щепетильных ситуациях.
     Это также означает, что Россия стоит  на пути превращения в самого крупного игрока на международном рынке сжиженного газа, рынке, которым будет намного  легче управлять, чем газопроводами.
     Это происходит потому, что сжиженный газ, как и нефть, - это гибкий товар, который намного легче перевозить на длинные расстояния. Тем временем, газ, доставляемый по газопроводам, обычно продается в рамках долгосрочных контрактов, а транспортировка ограничена пределами газопроводных сетей.
     Недавнее  стремление Москвы по созданию газового картеля наподобие ОПЕК, а также  планы «Газпрома» по получению 20% доли рынка сжиженного газа в следующие 20 лет, ясно свидетельствую о том, что  Россия не намерена быть пассивным  игроком на рынках природного, сжиженного газа и еще где-нибудь.
     «Это  веха, прорыв для политики российского  правительства», заявил аналитик в вопросах нефти и газа компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров.
     Но  подготовка к событиям, произошедшим на прошлой неделе, длилась годами, и скорее всего, тот факт, что эти события произошли с разницей в один день, - это просто совпадение. Но в результате всего за два дня Россия продвинулась далеко вперед в своей долгосрочной энергетической стратегии.
     Этот  шаг также вызывает беспокойство в Европе, уже напуганной позицией России, являющейся главным энергетическим поставщиком на континенте. Ее также тревожат нерегулярные прекращения поставок энергии Россией. В конечном счете, увеличение поставок газа и нефти в Китай и Японию может означать уменьшение поставок нефти и газа в Европу.
     На  Сахалине господин Медведев заявил: «Россия  имеет моральное право, а также  правовую способность, и главным  образом, практическую способность  отстаивать свою позицию во всех крупных  мировых энергетических процессах».
      Лес из России8
     Лес – это богатство нашей страны. Это один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, который играет средообразующие и средозащитные функции. Запасы леса в России составляют примерно 82 млрд. кубометров, а это более четверти всех мировых запасов. Имея такие огромные запасы, мы можем обеспечивать не только внутренние потребности в древесине, но и расширять экспорт лесных товаров.
     Допустимый  ежегодный объем изъятия древесины  составляет 635 млн. кубических метров, в то время как сегодня реально заготавливается не более 187 млн. кубометров, а это в два раза ниже уровня 1990 года.
     Если  мы посмотрим на структуру экспорта леса, то увидим явное преобладание так называемого "кругляка", то есть не переработанного леса. А потом мы импортируем товары конечной переработки из нашего же леса. Возьмем, к примеру, нашего ближайшего соседа – Китай. Доля экспорта круглых лесоматериалов из России в Китай в прошлом году составила 74%. А импорт фанеры, ДСП из Китая – 69%.
     Фактически, на нашем лесе выросли целые города в Китае, за Амуром. Но Россия может и должна обрабатывать лес на своей территории и вывозить за рубеж товары глубокой переработки.
     Лесопромышленники требуют снижения экспортных пошлин на лес. Но если это требование будет  выполнено, то это будет способствовать лишь увеличению вывоза круглого леса и легкой прибыли для предприятий лесной отрасли. А мы, подчеркиваю, ставим своей целью стимулирование обработки леса здесь и вывоз уже готовых товаров.
     Другая  проблема – это неразвитость дорожной инфраструктуры в лесных хозяйствах. У нас протяженность лесных дорог составляет 1,46 км на 1000 га лесных земель, а в странах Западной Европы и Северной Америки – 10-40 км.
     Также предполагается модернизация устаревших производств, их техническое переоснащение и внедрение инновационных технологий. Ведь на сегодняшний день износ основного технологического оборудования на ряде предприятий достигает 80%. Кроме того, необходимо решать кадровые проблемы, связанные с низким уровнем оплаты труда работников, нехватке высококвалифицированных специалистов.
     В концепции Стратегии развития лесного  комплекса РФ до 2020 года прописаны  основные направления совершенствования  и развития лесного хозяйства, эти вопросы находятся на контроле Правительства РФ.
     В январе текущего года по сравнению  с аналогичным периодом 2008 года произошло снижение экспорта круглого леса из Читинской области в Китай на 56%, сообщил в понедельник, 11 февраля, на итоговом совещании по работе ЛПК региона вице-губернатор, председатель Комитета промышленности и природных ресурсов области Евгений Вишняков.
     По  его словам, по сравнению с декабрем 2008 года экспорт снизился на 47%. Экспорт переработанной древесины увеличился на 22%. Евгений Вишняков заявил о возросшем в 5 раз объёме поставок древесины на внутренний рынок. Как сказал вице-губернатор Читинской области, в регионе работают более 200 лесозаготовительных предприятий, и только некоторые из них имеют сырьевые базы с расчётным объёмом заготовки 50 тыс. куб. м. Из всех предприятий обработку древесины осуществляют лишь 32%, остальные занимаются только круглым лесом. В 2008 году круглого леса заготовлено на 1,7% больше, чем в 2007 году, на 18,5% увеличилось количество обработанной древесины и произведённых из дерева изделий.
     По  данным Управления лесами Читинской  области в 2008 году выданы лесорубочные билеты на 2860 тыс. т древесины. По Забайкальской железной дороге вывезено 2917 тыс. т круглого лесоматериала.
     Евгений Вишняков отметил, что Правительством РФ принято решение о повышении таможенных пошлин на вывоз круглого лесоматериала. Согласно постановлению, с 1 июня 2008 года пошлины повысились с 4 до 10 евро. С 1 апреля 2009 года пошлины составляли 15 евро, а с января 2010 года - 50 евро.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.