На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Развитие малого предпринемательства в экономике страны

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение 

Глава 1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ. 

1.1 Сущность  малого бизнеса и его значение  в развитие страны.
1.2 Сравнительный  анализ развития и значения  малого бизнеса в развитых  странах.
1.3. Развития  малого бизнеса в России. 
 

Глава 2. . Анализ экономической деятельности предприятия
(на примере  ООО «Элеваторстрой») 

2.1. Общая характеристика ООО «Элеваторстрой»
2.2. Анализ показателей финансовой состояния и рентабельности производства в ООО «Элеваторстрой»  за  2004-2005гг.
2.3. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан. 

Глава 3. Основные направления совершенствования государственного управления в сфере малого предпринимательства в РФ. 

3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
3.3. Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах. 
 

Заключение 

Список  использованной литературы 

Приложения 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Экономика любой страны не может нормально  развиваться без оптимально сочетания  крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Актуальность  выбранной темы объясняется важностью  малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Тема  разрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например такие, как Профессор Горфинкель В.Я., профессор Швандер В.А., Баженов Ю.К. и Баженов С.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям.
Но существуют многие недоработки и пока они  есть, проблема развития малого бизнеса  не решена.
При написании  работы мы ставим перед собой следующую  цель - исследовать малый бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Задачи  исследования:
Исследовать сущность малого сектора экономики.
Определить  его особенность в России.
Дать  анализ тенденций его  развития.
Показать  проблемы и пути их  решений.
При этом использованы следующие методы:
Статистический метод.
Метод аналитического анализа,
Сравнительный метод.
Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе приводятся теоретические  аспекты развития малого предпринимательства  в экономике, его роль в развитии государства; сравнительный анализ развития и значения малого бизнеса в развитых странах и России.
Во второй главе произведен анализ экономической  деятельности конкретного предприятия  на примере ООО «Элеваторстрой». Анализ заключается в расчете показателей финансовой устойчивости и рентабельности предприятия. А также, рассмотрены мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан.
Третья  глава посвящена основным направлениям совершенствования государственного управления в сфере малого предпринимательства в РФ. Здесь рассмотрены факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства; проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. Дан сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах.
Объектом  исследования является сфера малого бизнеса в экономике государства.
Предметом исследования служат отношения между малым сектором и государством, а также населением и малым сектором. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ. 

1.1 Сущность малого  бизнеса и его  значение в развитие  страны. 

С переходом  экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим  и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин  «бизнес» имеет английское происхождение  и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная  на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном  из английских учебников по бизнесу  дается и такое определение:    
«бизнес-это  деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для  извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая  к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»1. Бизнес в небольших масштабах называется малым.
В большинстве  определений подчеркивается, что  бизнес – деятельность частных лиц  и организаций, т.е. бизнес основан  на частной, негосударственной форме  собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
Мы привыкли называть, что предприятие - это звено  национальной экономики, самостоятельный  хозяйствующий субъект, обладающий правом юридического лица, имеющий  в своей собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательством этим имуществом.
С вводом в действие Гражданского кодекса  Российской Федерации (ГК РФ) по иному  трактуются и многие важнейшие понятия. Ранее в законодательстве понятие  «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, объектом гражданских прав. Предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. В ГК РФ дано следующее понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своем собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья  48 ГК РФ).
Из сущности этого определения следует, что  юридический термин «предприятие»  заменен  термином «организация». Все  это внесло определенную путаницу в  привычные для нас  термины. Так, например, и после принятия ГК РФ в научной литературе и словарях чаще всего встречается понятие « малое предприятие», а не « малая организация».
В одном  из современных словарей сущность малого предприятия трактуется следующим  образом:  «Малое предприятие»- небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»2. На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины  1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 466
«О первоочередных мерах по развитию и поддержке  малого предпринимательства» к малым  предприятиям были отнесены предприятия  всех организационно – правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ « О  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в некоторых средняя численность работающих за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности, строительстве и на транспорте-100 человек; в технической сфере -60; в оптовой торговле-50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения-30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50. 
Таким образом, в настоящее время в  Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В мировой  практике для отнесения предприятий  к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие:
средняя численность занятых на предприятии  работников;
ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
величина  активов.
Следует учесть факт, что во всех развитых странах  первоначальным критерием является численность работников.
В Европейском  Союзе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те у которых;
среднесписочная численность работников – 50человек;
годовой оборот –  менее 4 млн. ЭКЮ;
сумма баланса – менее 2 млн. ЭКЮ.
При определении  мер поддержки субъектам малого предпринимательства на уровне ЕС могут  применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.
Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономические  высокоразвитые страны, предприятия  с численностью до 19 человек относятся к «весьма малым», до 99 – к малым; 100-499 -  к средним; 500 – к крупным. В этой организации главным факторам является среднесписочная численность работников за отчетный период.
В Великобритании отнесение предприятий к малым  отличается от критериев, предложенных ЕС. Главным показателем малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.
В отличие  от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых  работает не более 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового Баланса, ниже 200 млн. франков. Главной особенностью является  то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по – разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 человек говорит о том, что предприятие относится к категории малых.
В ФРГ  официальное определение понятия  малого предпринимательства отсутствует, однако в соответствии с идентификацией Федерального министерства к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 человек с годовым оборотом не выше 50 млн. ЭКЮ.
Особый  интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при  финансовой поддержке малых предприятий;
Ежегодная численность за последние 3 года –  менее 5 человек;
Годовой оборот за последние 3 года - менее 1,3 млн. ЭКЮ;
Собственник должен лично учувствовать в управлении.
В Швеции к малым относятся предприятия  с численностью до 200 человек, однако, при классификации учитывают  следующие особенности:
стадия  роста данного предприятия;
отраслевая  принадлежность;
географическая  сфера деятельности;
специальные характеристики владельцев предприятий  и управляющих.
В Японии в соответствии с Законом «  О малом предпринимательстве» к  малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели:
оптовая торговля – уставной капитал 30 млн. иен, Численность 100 человек.
розничная торговля – уставной капитал 30 млн. иен , численность 50 человек.
добывающая, обрабатывающая, перерабатывающая промышленность, строительство – уставной капитал 100млн. иен, численность 300 человек.
другие  отрасли экономики – уставной капитал 30 млн. иен, численность 50 человек.
Федеральным Законом « О малом бизнесе  США» установлено, что малая фирма  – фирма, имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов – не более 2 млн. долларов.
В зависимости  от количества занятых работников все  малые и средние  предприятия  в США, в соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса ( АМБ) , делятся на 5 групп: наименьшие -1-24 человек; малые -25-99 человек; промежуточные – 100-499 человек; крупные- 500-999 человек; крупнейшие- 100 и более человек.
Следует отметить, что нормативы отнесения  предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:
промышленность  – до 500 человек;
строительство – годовой объем от 7-17 млн. долларов;
сельское  хозяйство – годовой объем  до 3,5 млн. долларов;
добыча  полезных ископаемых – до 500 человек;
транспорт – до 500 человек;
оптовая торговля – 100 человек;
розничная торговля – объем до 3,5 млн. долларов;
услуги  – до 3,5 млн. долларов.( в отдельных  случаях до 13,5 млн. долларов).3
Из этого  следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных  показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.
Разработка  и применение критериев для отнесения  предприятий к малому бизнесу  имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая  ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической  литературе отсутствуют научные  принципы разработки критериев отнесения  предприятий к малым, поэтому  при из разработке необходимо, на наш  взгляд, выделить:
объективность;
дифференциацию  величины критериев в зависимости  от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
простоту  в понимании и использовании;
количество  критериев, которое не должно превышать  трех;
стабильность  критериев.
Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным  является показатель среднесписочной численности работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции их, необходимо часто корректировать с учетом этого явления.
Все мелкие и средние предприятия можно  условно разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация га производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке.  Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.
Для того чтобы определить истинное место  малого предпринимательства в структуре  рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый и средний  бизнес- это объективные формы организации производства, прошедшие в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.
Роль  и значение малого предпринимательства  с методологической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.
С  экономической  стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:
валового  внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
мелких  предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
трудоспособность  населения, занятого в мелком бизнесе;
малого  бизнеса в экспорте продукции;
налогов, поступающих от малого бизнеса в  их общей величине;
основного капитала , функционирующего в малом  бизнесе;
отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.
С увеличением  этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.
Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:
в снижении уровня безработицы;
в более  полном удовлетворении потребностей граждан  в продукции и услугах;
в улучшение  качества обслуживания;
в более  высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;
в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени  заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
в снижении забастовок и социальной напряженности  в обществе.
Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику и экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. 

1.2 Сравнительный анализ  развития и значения  малого бизнеса  в развитых странах.
Анализ  зарубежного опыта позволяет  по-новому взглянуть на развитие экономики 80-х, 90-х годах прошлого столетия и яснее представить сам процесс роста современного малого предпринимательства, использовать позитивные аспекты этого опыта.
Существующая  статистика красноречиво свидетельствует  о роли малых предприятий в  странах Запада.
В конце 90-х годов во всех индустриально  развитых странах на сектор малого предпринимательства приходилось  подавляющее число предприятий. Так, в США, Японии, и Франции к  ним относилось 99,9 % всех предприятий  страны.
По данным Международной федерации мелких промышленных предприятий на долю мелких и средних предприятий  в странах-участниках этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.
Согласно  данным Ассоциации малого бизнеса (США), в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании- 2,37 млн. в Японии- 6,5млн.
В США, Великобритании и Франции мелкие и мельчайшие предприятия составляют более половины, а в Японии 77% общего числа промышленных предприятий (табл. 1) 
 
 
 

Таблица 1. Доля мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий индустриально развитых стран Запада4, %.
Страна Мельчайшие  предприятия (от 1 до 9 чел) Мелкие предприятия      (от 19 до 50 чел.)
США 26 28
Великобритания 26 23
Франция 32 28
Япония 49 28
 
Показатель ежегодного прироста мелких фирм в ведущих индустриальных странах за последние десятилетие составил: в Великобритании -1,1%, Франции-1,5%, в ФРГ-3% и в США-8%.5.
В целом  малые и средние предприятия  США  обеспечивают 38-45 % ВНП и 48% всех производимых товаров и услуг. В 1991 г. в стране было создано 630 тыс. новых фирм, а к 2000 г., по прогнозу бюро труда и статистики при министерстве труда США , в мелких компаниях ( до 50 работниках) должны были трудиться более 70 % американских рабочих и служащих.
В конце 1980-х годов Великобританию охватил настоящий бум мелкого предпринимательства. Так. В 1987 г. было зарегистрировано 42 тыс. предприятий, в 1996 г.- 65 тыс., в 2000 г. -87 тыс. новых фирм.
В настоящее  время в этой стране функционирует 2,37 млн. предприятий. Эти цифры свидетельствуют о неуклонном росте бизнеса.
Количественное  увеличение числа небольших компаний в промышленности предопределено, главным  образом, углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного  производства, отказом от крупномасштабного массового производства в пользу мелкосерийного, индивидуально выпуска товаров.
Специализированное  производство оказывается зачастую не только рентабельным, но и высоко прибыльным.
Конец 80-х годов прошлого века в США  был отмечен строительством множества небольших узкоспециализированных предприятий, оснащенных высокопроизводительным оборудованием, преимущественно которых перед крупными заводами состояло в том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким. Подобная индустрия была создана также в Италии, ФРГ, и Японии.
Использование гибких производственных систем, позволяющих  существенно ускорить переналадку  производства, смогло изменить правило, связанное с экономией  на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий и произвести продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению  в «предпринимательские сети» - тесно кооперирующиеся в определенных областях деятельности группы самостоятельных компаний.
«Те фирмы, которым удается выжить в конкурентной борьбе, нередко занимают доминирующее положение в «рыночной нише», т.е. узкоспециализированном секторе  экономики», - подчеркивает Е.Ю.Фрейнкман.6
Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система, т.е. комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений.
Развитая  система субподряда, с одной стороны, позволяет монополиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения объемов на субподрядчиков. Крайне важно и то, что хозяйственная монополия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом. Субконтрактные отношения Японии занимают большое место в таких отраслях промышленности, как транспортное и точное машиностроение, производство электротехнических изделий. Например, в транспортном машиностроении степень зависимости от разных заказчиков составляет 73,7%, в производстве электротехнических изделий- 60%, точном машиностроении-53,3%, общем машиностроении-47,7% ,производстве одежды и других стильных изделий 45,1- и цветной металлургии- 43,6%.
В Италии более 50% субподрядных предприятий  приходится на текстильную и металлургическую отрасли.
В машиностроительной промышленности Германии на долю субпоставщиков приходится почти 30% стоимости продукции около 30% стоимости рабочей силы.
В настоящее  время доля фирм - субпоставщиков в  стоимости готовых изделий обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран колеблется от 25 до 30%, а при  производстве электротехники, дорожного оборудования, самолетов и ряда других товаров она достигает 50-70%.
Различные показатели эффективности производства у мелких фирм далеко не одинаковы. Так, по норме прибыли на капитал  мелкие фирмы опережают крупные  компании. Напротив, по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого работника мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами, и трудовые издержки у них низкие. Последнее объясняется тем, что в мелких фирмах относительно слабые профсоюзные организации.
Во-вторых, стоимость капитала  для мелких фирм больше, чем для крупных, так  как они платят более высокие  проценты по кредитам.
Во Франции, как отмечается в некоторых исследованиях, в начале 1980-х по норме прибыли и по отношению добавленной стоимости к товарообороту мелкие и средние промышленные предприятия опережали крупные фирмы. Как отмечал А.В. Бусыгин, в мелких фирмах капитал оборачивается быстрее, чем в крупных компаниях, что ведет к увеличению доходов на капитал.7
В целом  трудно отдать приоритет крупным  или мелким фирмам, оценивая степень  эффективности их производства. Здесь, видимо, можно согласиться с С.И. Кретовым, который пишет: « … поскольку капитал и труд используются в разных пропорциях в мелких и крупных фирмах, то и те и другие могут в равной степени считаться экономически эффективными»8
Помимо  экономических, малое предпринимательство  выполняет и другие функции. Важная социальная функция мелкого предпринимательства в индустриально развитых странах связана с его способностью в больших масштабах, поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую на крупных предприятиях, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы и экономических кризисов. За счет малого бизнеса создается 2/3 новых рабочих мест в Германии, Великобритании, Италии, Японии и США.
Необходимым элементом усиленной хозяйственной  деятельности малых предприятий  является их выход на внешний рынок.
На первоначальном этапе становления малого бизнеса  в российской Федерации основным критерием для отнесения предприятий  к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно – правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве- до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работающих за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия ):
в промышленности, строительстве и на транспорте-100 человек; в технической сфере - 60; в оптовой торговле - 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50. 
 

1.3. Развития малого  бизнеса в России.
Конец ХХ века  для России ознаменовался  вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.
Путь  перехода от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньше трудности представлял процесс  освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов, производство в стране сократилось вдвое, а отдельных отраслях, таких, как легкая промышленность, - 6-7 раз. Тяжело отразился на положение страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей . 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.
Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать торговцем и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.
Дальнейшее  развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию е переустройству промышленности в то же время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы ХIХ в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ в. Предпринимательство становится массовым явлением.
В тот  период формируется рынок рабочей  силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки – коммерческий, земельный и другие. К началу ХХ в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
Однако после окончания Первой Мировой войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьской в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая экономическая  политика – НЭП (1921-1926). Однако, с  конца 20-х годов предпринимательство  вновь сворачивается, и лишь в 90-е  годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон « О собственность в РСФСР», в декабре 1990 г. – Закон « О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
Рассматривая  законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий  в стране, в хронологическом порядке, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (Приложение 1).
В начале 1990 года предприятия малого бизнеса  образовались чаще всего путем отделения  от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности.
Реже  встречаются малые предприятия  семейного типа. Во многом это можно  объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти совместно с другими  предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как  учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений  на условиях аренды.
В настоящее  время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
выделение малых и средних коллективов  из состава крупных предприятий;
создание  небольших дочерних предприятий  по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, предприятия малого бизнеса  можно создавать, во - первых путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других форм собственности.
Развитие  любой формы предпринимательства  зависти от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для  которой личные черты конечный результат экономических решений.
По состоянию  на 1 января 2002 г. в России насчитывалось 843 тыс. предприятий малого бизнеса ( 1997 г.- 841,7; 1998 -861,1; 1999 г.-868.0; 2000 г. -890,6; 2001 г.-879,3).В 2001 г. ими произведено продукции ( работ, услуг) на сумму 852,7 млрд. рублей. В этой сфере было занято 6483,5 тыс. человек.
За последние  годы количество предприятий малого бизнеса вначале несколько возросло, а затем вернулось к уровню 1997 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 1997-2002 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7% до 46%), в здравоохранении ( с 11,0до 17,4 тыс., или с 1,3% до 2,1%), в операциях с недвижимым имуществом ( с 3,9 до 14,2 тыс., или 0,5% до 1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс., или 0,3 до 0,6%) и в некоторых других отраслях экономики.
Вместе  с тем в промышленности имеет  место абсолютное и относительное  снижение числа предприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,10 тыс., или с 16,40 до 14,5%).
Существенным  недостатком следует считать  абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса  в науке и научном обслуживании (с 46,7 до 28,5 тыс., или с 5,5 дот 3,4%)и в  сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 до 5,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).
В ближайшее  время в Росси нужно обновить 40 млн. рабочих мест, поскольку предприятия, создающие эти рабочие места, функционируют неэффективно, а оборудование на них устарело. На создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 долларов. За счет малого бизнеса это можно сделать быстрее и дешевле.
Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это  свидетельствует о том, что в  нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ экономической  деятельности предрпиятия
(на  примере ООО «Элеваторстрой»)
2.1. Общая характеристика  организации 

Общество  с ограниченной ответственностью «Элеваторстрой» является юридическим лицом по законодательству РФ.
Общество  имеет самостоятельный баланс, счета  в банках, печать и бланки со своим  наименованием. Общество является правопреемником  АОЗТ "Элеваторстрой", зарегистрированного Советским РИК рег.№190 от 14.09.1993 г.
Местонахождение Общества: г. Махачкала, ул. Чехова 22
      Общество  с ограниченной ответственностью «Элеваторстрой»  образовано в 1974 году. В соответствии с приказом треста «Севкавэлеваторстрой»  располагающегося в г. Ростов-на-Дону.
      ООО «Элеваторстрой», в эпоху развитого социализма - Строительный поезд - Э - 41 объединения «Сев - Кавэлеваторспецстрой» - и был рожден как организация для строительства одного из крупных объектов мукомольной промышленности на Северном Кавказе - Шамхальского комбината хлебопродуктов. Хранению и переработки зерна, которого считали стратегически важным сырьём, придавали тогда первостепенное значение. В указанные в директивах сроки Строительный поезд с честью справился с задачей - были сданы в эксплуатацию мельзавод, способный перерабатывать 540 тонн зерна в сутки, комбикормовый завод на 640 тонн в сутки, элеватор вместимостью 100 тыс. тонн и вся сопутствующая инфраструктура.
Следом  пошли объекты с меньшей ёмкостью - Хасавюртовский комбинат хлебопродуктов, мельница в г. Буйнакске, на территориях соседних регионов - Чечни, Карачаево-Черкессии, Ставропольского и Краснодарского краёв.
С началом  экономических реформ разрушились десятилетиями сложившиеся хозяйственные связи. Государство потеряло всякий интерес к крупным организациям и к их потенциальным возможностям. Они сами должны были определить свою дальнейшую судьбу.
В 1993 году, чтобы не уйти в небытие, ООО «Элеваторстрой» отделился от головного предприятия и приобрел статус АО, а затем и ООО.
В 1999 году был получен подряд на строительство Махачкалинского цементно-помольного комбината. При близком знакомстве с участниками тендера комиссия отдала предпочтение именно «Элеваторстрою» - сыграла роль специфика этой организации, ведь и будущий цемент надо молоть, как муку из зерна.
Одновременно  ООО «Элеваторстрой» возводит жилые дома для переселенцев из Новолакского района.
В 2002 году ООО «Элеваторстрой» выиграл тендер у Правительства РД на строительство завода по переработке риса - сырца в г. Кизляре. Объект этот представляет особую важность для северного региона республики, с вводом в действие которого отпадут многие социально-экономические проблемы - возродится рисовое хозяйство, пришедшее в упадок в последние годы, появятся новые рабочие места и т.д. Его сдача запланирована на 2006 год.
Целями  Общества являются: получение прибыли   путем   насыщения   потребительского   рынка     товарами и услугами.
Предметом деятельности Общества является:
- строительство  "под ключ" объектов
- производство  ТНП
- маркетинговые услуги
- заготовка,  переработка и реализация вторичного  сырья
- торгово-коммерческая,
- посреднические  услуги,
- транспортные  услуги,
- бартерные  сделки,
- строительные  работы,
- оказание  бытовых услуг населению,
- заготовка  и переработка с/х продукции,
- внешнеэкономическая  деятельность,
- закупка,  хранение, переработка и реализация  с/х продукции
Общество  осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Взаимоотношения Общества и Участников определяются Учредительным Договором и настоящим Уставом.
Общество  имеет право создавать благотворительные  фонды, спортивные фонды, создавать представительства и филиалы на территории РФ.
     Управление  деятельностью ООО «Элеваторстрой»  осуществляют директор и аппарат  управления, состоящий из линейного и функционального персонала. Таким образом, структуру управления ООО «Элеваторстрой» можно охарактеризовать как линейно-функциональную.
     Линейный  персонал – старшие прорабы, прорабы, мастера, диспетчеры, геодезисты, участковые механики. Функциональный персонал – работники аппарата управления, выполняющие специализированные функции в подготовке и управлении производством.
     Директор – является лицом, уполномоченным на основе принципа единоначалия организовать всю работу предприятия, действовать от имени организации, представлять организацию во всех других организациях и учреждениях, распоряжаться в соответствии с планом в пределах, установленных законом, его имуществом и средствами, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке расчетные и другие счета предприятия.
     Директор  имеет право утверждать и изменять оклады заработной платы инженерно-технических  работников и служащих в соответствии со штатным расписанием в пределах фонда и заработной платы. В компетенцию  директора входит право приема на работу и увольнения подчиненных ему работников, которое он реализует в соответствии с трудовым законодательством. Директор непосредственно руководит плановым и сметным отделами, бухгалтерией и отделом кадров. Руководство остальными отделами и службами он осуществляет через своих заместителей, которые по его указанию и на основе действующих правил возглавляют определенные участки управленческой работы и несут за эту работу полную ответственность. Один из заместителей, обычно главный инженер, является первым заместителем директора.
     Главный инженер – ответственен за осуществление технической политики в организации. В его обязанности входят внедрение в производство достижений науки и техники, совершенствование технологии, борьба за высокие качественные показатели. Он же руководит производственным и техническим отделами, отделами главного механика и энергетика, технолога, отделом труда и заработной платы, лабораторией, направляет работу по охране труда, НИОКР. 
     Заместитель директора – организует материально-техническое снабжение, транспорт, хозяйственное обслуживание производства.
     Заместитель директора по экономике – руководит планово-экономической работой предприятия, организует хозяйственную и финансовую деятельность, разрабатывает и проводит в жизнь мероприятия по улучшению технико-экономических показателей работы организации. В порядке перераспределения обязанностей между руководством заместителю по экономике могут поручить отделы: планово-экономический, сметно-договорной, труда и заработной платы. Его работа проводится в тесном контакте со службой главного бухгалтера, который по действующему праву может быть подчинен непосредственно только директору.
     Плановый  отдел составляет проекты перспективных, годовых и оперативных планов подрядных и субподрядных работ, планы деятельности предприятия; доводит плановые задания до исполнителей, организует учет их выполнения и составляет отчет; согласовывает с заказчиками внутрипостроечные титульные списки; осуществляет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности.
     Производственный  отдел ведет подготовку производства (совместно с главным технологом); направляет, систематически контролирует и регулирует производственную деятельность строительно-монтажных участков, своевременный ввод в действие мощностей и объектов; в соответствии с технологической последовательностью увязывает сроки выполнения работ субподрядными организациями; составляет графики строительства и обеспечения его материально-техническими ресурсами.
     Технический отдел принимает от заказчиков проектно-сметную документацию, контролируя ее своевременное поступление, комплектность и качество; обеспечивает технической документацией предприятие и субподрядные организации; разрабатывает с участием других подразделений предприятия планы технического развития и организационно-хозяйственные мероприятия; проводит мероприятия по применению прогрессивных конструкций и эффективных материалов; осуществляет техническую информацию, внедряет индустриальные методы производства работ; совместно с другими отделами внедряет автоматизированные системы управления; руководит НИОКР.
     Сметно-договорной отдел рассматривает и согласовывает сметную документацию, контролирует ее поступление; оформляет договоры подряда и субподряда, контролирует их выполнение и предъявляет санкции при нарушении договоров; контролирует правильность расчетов с заказчиками и субподрядчиками за выполненные строительно-монтажные работы; следит за правильным применением поставщиками оптовых цен на промышленную продукцию; разрабатывает планово-расчетные цены на материалы и услуги.
     Отдел труда и заработной платы разрабатывает проекты перспективных, годовых и оперативных планов по труду; подготавливает мероприятия по повышению производительности труда и правильному расходованию заработной платы, контролирует их выполнение; разрабатывает прогрессивные системы оплаты труда и стимулирования заинтересованности работников в улучшении общих итогов деятельности организации.
     Бухгалтерия выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги). Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и
товарно-материальных ценностей. Составляет отчетные калькуляции  себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению. Производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, вносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности. 

2.2. Анализ показателей рентабельности производства в  ООО «Элеваторстрой»  за  2004-2005гг. 

           Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия ООО «Элеваторстрой» в целом, доходность производственной, предпринимательской , инвестиционной деятельности , окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль , характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
         Рассмотрим динамику показателей рентабельности за три анализируемых года , которые представлены в таблице   1.1
                                                                                                       Таблица 1.1
Динамика  показателей рентабельности в ООО «Элеваторстрой»
  за 2002 – 2004 гг , %. 

№  п / п Показатели 2002 г . 2003 г . 2004 г . 0тклонение
2003- 2002 2004-   2003
А 1 2 3 4 5 6
1 Прибыль от реализации 424 86 309 - 338 223
2 Себестоимость реализованной продукции 14437 17259 30208
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.