Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и проблемы государственного кредита

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 

                                                                Экономико-математический факультет
                                         Кафедра финансового  менеджмента 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине финансы
     на  тему:
     «Сущность и проблемы государственного кредита» 
 
 

                    Выполнил:
                                       студент 4 курса
                                    заочного отделения
                                                         группа Э-42з
                                                                                   № зачетной книжки 07464з
                                                                                   Шаймурзина Л.А.
                                                                                   Научный руководитель:
                                                      к.э.н., доцент Салимова Ф.Н. 
 
 

     Нефтекамск 2011
     СОДЕРЖАНИЕ  

Введение                3
1 Государственный  кредит и его значение          5
   1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита      5
   1.2 Понятие  и классификация государственного  долга        9  
   1.3 Роль  государственного долга в воспроизводственном  процессе    12
   1.4 Система управления госдолгом         14
2 Российская Федерация как заемщик         17
   2.1 Ретроспективный  анализ государственного внешнего  долга РФ    17
   2.2 Состояние  и особенности внешнего долга  РФ по кредиторам    24
3 Перспективы  управления государственным долгом  РФ      27
    3.1 Современное состояние управления государственным долгом России   27
    3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
     долгом  РФ               32
Заключение             35
Список использованных источников и литературы       37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Государство как субъект экономических отношений  для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
     Государственный кредит и его регулирование – одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны, чем и объясняется актуальность выбранной темы.
     Целью работы является рассмотрение сущности и проблем государственного кредита. Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:
     - рассматриваются социально-экономическая сущность государственного кредита;
     - представляется классификация государственного  долга;
     - выявляется роль государственного  долга в экономике;
     - рассматривается система управления  государственным долгом;
     - осуществляется анализ внешнего  долга РФ;
     - рассматриваются перспективы управления государственным долгом страны.
     Объектом  исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу получения  или размещения государством денежных средств на основах платности и возвратности. Предмет исследования – проблемы управления государственным долгом.
     В соответствии с поставленной целью  и задачами в первой главе работы рассматриваются теоретические  основы государственного кредита: выявляется сущность государственного кредита, рассматриваются  его функции,  дается определение государственного долга и его классификация, выявляется роль государственного долга в развитии экономики, изучается система управления государственным долгом. Во второй главе осуществляется анализ государственного долга РФ. В третьей главе рассматриваются особенности и перспективы управления государственным долгом Российской Федерации.
     Экономическая сущность государственного долга анализируется  в работах следующих современных  ученых-экономистов: В.А. Галанова, Д.Л. Головачева, М.В. Романовского, Б.А. Хейфеца. Кроме того, необходимо отметить, что вопросами государственного долга занимались и классики современной экономической науки – СЛ. Брю, А. Вагнер, Д. Кейнс, К.Л. Макконелл, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридмен и другие.
     Теоретической и информационной базой исследования явились материалы учебной и монографической литературы, научных статей и статистические данные о размере внешнего долга РФ в различные периоды.
      Методическую базу исследования составляет совокупность следующих методов: описательный, метод сравнения, методы анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ  

     1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 

     Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
     Как экономическая категория государственный  кредит охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта1.
     Наибольшее  развитие во всем мире получила деятельность государства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.
     Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.
     Функции государственного кредита непосредственно  вытекают из его сущности. Они представлены на рисунке 1.

     Рисунок 1 – Функции государственного кредита 

     Распределительная функция государственного кредита  проявляется в перераспределении  части вновь созданной стоимости  на особых принципах – срочности, возвратности, платности, целевого назначения2.
     Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных и денежных фондов государства или их использование. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
     Положительное воздействие распределительной  функции государственного кредита, как отмечает Г.Б.Поляк, заключается  в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже снижено3. Финансирование расходов за счет займов позволяет не увеличить налоги в данный период времени, что пришлось бы сделать в противном случае.
     Но  при непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
     Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит  от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
      Регулирующая  функция государственного кредита, как отмечают авторы учебника «Финансы»  под редакцией В.В.Ковалева, имеет  две стороны – экономическую  и социальную4. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.
      Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:
      - очень тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
      - охватывает движение стоимости  в обе стороны, поскольку предполагает  возвратность и возмездность  привлечения ресурсов;
      - осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами5.
      Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение.
      Так, государственный кредит участвует  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементов финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме – привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части валового внутреннего продукта; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях (например, принудительное размещение государственных займов и т.п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.
      Тем не менее от финансов кредит в том  числе и государственный отличается тем, что в основе его лежат  иные принципы организации:
      - в отличие, например, от налогов  и обязательных платежей привлечение  или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе;
      - движение средств осуществляется  в прямом и обратном направлении,  тогда как налоги и платежи  движутся лишь в одном направлении;
      - государственный кредит независимо  от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
      - существование кредита ограничено  конкретным, заранее известным сторонам  сроком. Так, Бюджетный кодекс  РФ предусматривает, что любые  долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет6;
      - кредит имеет ситуационный, разовый  характер, и в дальнейшем он  может не возобновляться, в то  время как налоги и платежи  осуществляются регулярно;
      - государственный кредит имеет  избирательный, селективный характер  в отличие от финансов, в которые  вовлечены практически все участники  экономической системы. 

     1.2 Понятие и классификация государственного долга 

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ»7. Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.
     Долговые  обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ следующие8:
      - кредитные соглашения и договора;
      - государственные ценные бумаги;
      - договора о предоставлении гарантий РФ;
      - договора поручителей РФ;
      - переоформленные долговые обязательства третьих  лиц в долг РФ;
      - соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств.
     Во  временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства.
     Для финансирования бюджетного дефицита государство  прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.  Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов – как физических, так и юридических лиц. Практически государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
     Однако  госдолг растет в стагнирующей экономике, в экономике, в которой спад производства в течение длительного времени  предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
     Сложность объекта требует выработки определенного  подхода к классификации состава  долга. При этом возможно использование  двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно - оперативного порядка) и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению (в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей).
     Основополагающим  для всех классификаций долга  является деление его на внешний  и внутренний долг. Внутренний и  внешний долги имеют существенные социальные отличия. Внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг – это «долг самим себе» (заимствования государства у субъектов рынка и физических лиц). И тот и другой виды долгов – объективная реальность общественных отношений 9.
     В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего  долга рассматриваются обязательства  органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в  иностранной валюте, держателями  которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.
     Данная  ключевая классификация на практике дополняется  еще рядом классификационных  схем, к которым относятся:
     - классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства);
      - по типу долгового обязательства.
        В категорию «государственный долг» включаются все признанные долги РФ. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, «безденежного» выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органам и др.  

1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 

       Долговые тенденции повлияли на уровень взаимосвязи производства, распределения и потребления ВВП и нарушили их хрупкое динамическое равновесие. Это нарушение привело к противоречиям структур распределения первичных (реальных доходов) населения, которые во многом явились причиной инвестиционного коллапса экономики страны. Рост госдолга привел к появлению ряда воспроизводственных ограничений, в частности к ограничениям, в сфере воспроизводства рабочей силы, в использовании накопления на расширенное воспроизводство.
      Естественным  следствием этих ограничений является функционирование экономики России всех лет реформирования в условиях суженного процесса воспроизводства. Сужение воспроизводственного процесса привело к появлению специального механизма межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов с использованием неплатежей.
     К долговой экономике Россия шла быстрыми шагами, совпадающими по темпам с просчетами в реформировании экономики: обвал цен, спад производства, дефицит, рост внешнего долга и в результате тупик общего дефолта.  Влияние данных факторов привело к главному экономическому разлому – активному сужению воспроизводственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики. В этой связи важен анализ роли госдолга в воспроизводственном процессе10.
     Анализ  долговой ситуации в определенной степени  основывается на понятии «долгового навеса», суть которого заключается  в том, что количество уже взятых государством обязательств начинает вызывать опасение относительно способности страны погасить их в полном объеме и в определенные сроки. Возникновение проблемы «долгового навеса» и возможность его снятия тесно связаны с состоянием реального сектора экономики.
     Оценка  государственного долга в плане  его влияния на развитие экономики  неоднозначна. Значительный госдолг  оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как  его рост  ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании  государственных заимствований на нужды через государственные ценные бумаги). Значительный дефицит бюджета обуславливает нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.
     В нормальных рыночных  условиях дефицит  возникает, когда уровень инвестирования в стране значительно превышает  уровень накопления. Применительно  к российской экономике главной  причиной дефицита и роста госдолга на первых этапах реформирования явилось превышение потребления (особенно госрасходов) над реальными доходами бюджета. К данной ситуации классическая причина дефицита, а именно рост уровня инвестирования по отношению к накоплению, не имеет прямого отношения.
     Анализ  воздействия долговой политики на экономическое состояние страны показывает значительное   влияние на него издержек, связанных  с обслуживанием государственного долга, величина которых во многом зависит от размеров процентной ставки. При этом объем средств, направляемых на обслуживание задолженности, важен не только при выработке бюджетно-налоговой политики, но и для оценки возможности развития долговых кризисов.
     Ожидаемое состояние платежного баланса в  ближайшие годы свидетельствует  о наличии у РФ потенциальных  возможностей платить по долгам. Активное сальдо счета текущих операций, даже исходя из предположения о существенном ухудшении ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти, останется достаточно высоким.  

     1.4 Система управления госдолгом 

      Отсутствие  единой системы управления государственным     внутренним и внешним долгом в предыдущие годы привело к довольно высокой долговой нагрузке на федеральный бюджет. Расходы федерального бюджета на обслуживание  и погашение государственного внутреннего и внешнего долга оказывали негативное влияние на экономическую политику страны. Вместе с тем позитивные тенденции в развитии экономики, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой  проблемы.
     В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных  обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Ключевое значение в управлении госдолгом имеют доверие к проводимой финансовой политике, более гибкий подход к решению долговых проблем, чем к изменению налогообложения   или определению инфляционных ориентиров.
     Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:
      - управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
      - кризисное управление в условиях обостряющего дефицита бюджета,
спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований11.
     Водораздел между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.
     Нормальный  режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых с наличием бездефицитного бюджета (нулевой первичный дефицит); в – третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП, прекращением роста отношений «долг – ВВП»; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.
     Проблема  долга возникает не тогда, когда  он уже образуется и существует, а тогда, когда рост долга становится неуправляемым, а процесс его выплаты начинает затрудняться, оказывая давление на функционирование государства, процессы поддержания экономики страны в нормальном состоянии. Возникает необходимость решения  следующих проблем:
      - общая оценка эффективности политики  заимствований государством
      - средств, в связи с нарастанием напряженности в области обслуживания
долга;
      - определение предельно допустимых размеров госдолга;
      - анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и
возможных источников его покрытия;
      - определение направлений и мер по стабилизации размеров госдолга;
      - оценка влияния госдолга на перспективы развития экономики страны.
      Государственный долг представляет собой сложное  экономико-финансовое образование, особый механизм, требующий использования  системы методов для его регулирования. К ним можно отнести:
      - стабилизационные инструменты в государственном долге, управление
динамикой долга;
      - уменьшение государственного внутреннего и внешнего долга;
      - реструктуризацию задолженностей экономических субъектов
(предприятий  и организаций) бюджету;
      - реструктуризации внешнего долга страны;
      - контроль за заимствованием субъектов Федерации;
      - сокращение госдолга путем недофинансирования  бюджетной сферы;
      - снижение стоимости обслуживания госдолга.
      Основным  методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обеспечение эквивалентности изменения текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация  политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведения стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.
     Таким образом, государственный кредит –  это совокупность экономических  отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
      В результате кредитных отношений  формируется государственный долг, который традиционно делится  на внутренний и внешний. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост  ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал. Поэтому особенно важно эффективное управление данной категорией.
     2 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ЗАЕМЩИК 

2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 

      Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без предварительного изучения истории вопроса.
     Первый  в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769г. в Голландии под 5% годовых. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен только через 76 лет – в 1891г.12.
     Со  второй половины XIX века Россия начала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы  в это время были получены значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. К этому моменту относится и подписание договора с США (18 марта 1867г.), когда была продана Аляска за 7,2 млн. долл., поскольку царская семья не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной Америке13.
     В конце  XIX века российским правительством было выпущено несколько золотых  займов, которые впоследствии были также реструктуризированы. Дореволюционная  Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Полтика царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального самообеспечения.
     Первые  попытки получить большой международный  заем с помощью французского правительства  восходят ко времени русско-японской войны, когда Россия стала испытывать серьезные финансовые затруднения. 17 апреля 1906г. был выпущен «Российский государственный 5% заем 1906г.» на общую сумму 2250 млн. французских франков, из которых французские банки должны были разместить 1200 млн., русские – 500 млн., английские – 330 млн., австро-венгерские – 165 млн. и голландские – 55 млн.14.
     Деньги, реализованные от займа, должны были быть оставлены у участников займа  из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в течение  года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен до 1956г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.
     Российский  внешний заем 1906г. имел большое значение для расстановки политических сил в Европе в начале XX века и знаменовал важный этап в наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от нее. Так, в результате принятых обязательств Россия должна была сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль, что ограничивало оперативную свободу российского командования. Благодаря этому займу, Россия удержала установленное еще в 1896г. денежное обращение, основанное на золоте.
     После революции 1917г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств, международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями.
     Наверное, единственный в истории классический дефолт – отказ большевиков от царских долгов – произошел в России. Это повлекло за собой исключение России из международных отношений и конфискацию всей иностранной собственности (на 300 млрд. долл.)15. Однако, уже к 1927г. советское правительство расплатилось с самыми крупными кредиторами: банками «Креди-Лионэ», «Сосьете-Женераль» и другими.
     Историческая  оправданность стремления к внешней  независимости в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке  со стороны западных союзников. Хотя заимствования по американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г. получили 42 страны, их объем, приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл.16.
     Кроме ленд-лизовских поставок Англия и  Канада осуществляли поставки в СССР по кредитам, хотя размер последних был значительно меньше поставок по ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере 10 млн. долл. от 8 сентября 1941г. на закупку пшеницы и муки.
     Англия  предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941г. в размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942г. сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена17.
     Принцип обеспечения внешней независимости претворялся в жизнь вплоть до конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические связи Советского Союза в этот период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в международных экономических организациях, а также контроль за общением с внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании, как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как следствие, росту займов за рубежом.
     С распадом СССР к негативным последствиям такой политики прибавились такие  факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства и всех связанных с  ним прежних преимуществ и  развал устоявшихся внутренних экономических связей18.
     Все это, вылившись в глубокое падение национального производства с исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.
     В 80-е гг. правительство Горбачева  М.С. заняло значительные средства на мировых  финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10 млрд. долл. составили  поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою продукцию в среднесрочный кредит19.
     Основной  особенностью этих западных кредитов было то, что они привлекались и  погашались исключительно в денежной форме – в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов. В результате за период 1985-1991гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза – с 22,5 до 65,3 млрд. долл.
     Такие займы имели бы смысл, если бы с  их помощью увеличился уровень капиталовложений в Советском Союзе. Но в условиях нерыночной экономики эти средства ушли на увеличение текущего потребления и на капиталовложения, не принесшие практической пользы. Поэтому, с приближением сроков погашения долгов, у правительства не оказалось средств для их выплаты.
     Некоторое время правительство оплачивало долги за счет своих золотых и валютных резервов. Но к 1991г. СССР оказался неплатежеспособным.
     Следует отметить, что практика погашения  задолженности за счет золотовалютных резервов применялась в России уже давно, и сами эти резервы, начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе.
     В момент распада СССР в конце 1991г. внешний долг Союза составлял около 90 (по другим оценкам – 70) млрд. долл.20. К тому времени кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за 1989 и 1990гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами-поставщиками. Большую часть долга СССР – около 37 млрд. долл. – составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб, около 16 млрд. – задолженность по кредитам коммерческих банков.
     Россия  приняла на себя всю полноту ответственности  по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи, и стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза.
     Унаследованные  Россией долги состояли, главным  образом, из среднесрочных и краткосрочных  кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг. Несмотря на нерациональную структуру, они могли быть погашены и без инфляционного финансирования дефицита и привлечения новых займов. В первой половине 90-х гг. средняя ставка по российскому долгу составляла приблизительно 7%. Следовательно, при задолженности в 70 млрд. долл. ежегодный процент составил бы примерно 4,9 млрд. долл. Кроме того, каждый год должна была оплачиваться и определенная часть самого 70-миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300 млрд. долл. в год, следовательно, проценты по кредитам составляли порядка 1,6% общего государственного дохода.
     Однако  ошибки во внутренней и внешней политике в 1990-1993гг. привели к возрастанию суммы и стоимости долга, и, как следствие, ухудшению положения страны. В итоге Россия вышла на мировую валютно-кредитную арену в положении международного банкрота, или так называемого «государства ТОД» («с трудностями в обслуживании долгов»).
     Основные  параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга в 1994-1998гг., отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Объем и структура государственного долга Российской Федерации
Государственный долг На 1 января года
1994 1995 1996 1997 1998
Внутренний, трлн. руб. Внешний, трлн. руб.
- млрд. долл. США,  в том числе:
долг бывшего  СССР, принятый на себя РФ, трлн. руб.
- млрд. долл. США
долг Российской Федерации трлн. руб.
- млрд. долл. США
Внутренний, % к  ВВП
Внешний, % к ВВП
17,2 140,5
112,7 

129,3
103,7
11,2
9,0
10,0
61,3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.