На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Российские монополии: история и современность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Когалыме

Курсовая  работа

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Российские монополии: история и современность»

 
 
 
 
 
                     Выполнила:
                     студентка направления
                     «Экономика»
                     1-го курса, группы №1
                     Халамова  Н.В.
                     Научный руководитель:
                     к.э.н Насырова С.И.  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Когалым - 2011
 

      СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
     ГЛАВА 1. Монополии: возникновение, сущность и виды……………..5
     1.1. Возникновение монополий…………………………………………...5
     1.2. Сущность монополий, и их характеристики………………………..8
     1.3. Формы и виды монополий………………………………………..…10
     ГЛАВА 2. Монополии в России…………………………………………13
     2.1. История развития монополий в  России…………………………….13
     2.2. Современные монополии: формирование и развитие……………..16
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………28
     ПРИЛОЖЕНИЯ
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях формирования рыночных отношений обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.
     Одной из таких проблем выступает проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
     Не  меньшее теоретическое и практическое значение имеет и проблема осмысления сути и причин возникновения монополистических  новообразований в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий, организаций, физических и юридических субъектов хозяйствования, это крайне важно для судьбы рыночных реформ в России, т.к. доминирующее положение на рынке одной или нескольких монополий не только затрудняет доступ на него других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.
     Фирма обладает монополией, если она –  единственный поставщик продукта, не имеющего близких субститутов. Основная причина возникновения монополии – барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе, в свою очередь, возникают в следующих случаях:
     - Ключевым ресурсом производства  владеет единственная фирма
     - Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.
     - Издержки производства товара  таковы, что максимальная эффективность  выпуска возможна при наличии  на рынке единственного производителя.
     Одной из важнейших проблем, определяющих успех в движении экономики к рыночным отношениям, представляется процесс демонополизации. Однако правительство до сих пор фактически поддерживает не конкурентную систему хозяйствования, а общественно ущербную, монополистическую деятельность. Федеральные и региональные исполнительные органы слабо реализуют программу регулирования деятельности монопольных структур, а часто, напротив, инициируют образование различных, организаций типа единой холдинговой компании по производству строительных металлоконструкций, топливно-энергетического комплекса, фактически доминирующих в новой хозяйственной системе. Все это препятствует формированию подлинно рыночной среды хозяйствования, которая официально провозглашалась и до сих пор признается необходимой организационно-структурной основой рыночных отношений.
     Сложившаяся ситуация обуславливает актуальность данной темы, поскольку необходимо антимонопольное регулирование экономики.
     Целью данной курсовой работы является исследование истории и современности монополий  в России.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть возникновение
    изучить сущность монополий и их характеристики;
    выявить формы и виды монополий;
    рассмотреть историю развития монополий в России;
    изучить современные монополии, их формирование и развитие.
 

ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И  ВИДЫ
1.1. Возникновение монополий
      История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
     В античном мире хорошо знали, что такое  монополия и какие выгоды она  означает (слово происходит из греческого). Например, Аристотель, живший в IV в. до н.э., вообще считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В качестве примера он рассказывал о том, как «в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железнодорожных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на 50 талантов он заработал 100». Очевидно, такие ситуации не были чем - то редким или исключительным для хозяйств античного мира.
     Более того, даже регулирование монополии  началось уже в античном мире. «Некто»  из приведенного выше примера был  выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя  Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением.
     В средние века появление монополии  происходило по следующим 2 причинам. Существовал способ организации  производителей, который получил название цеховой системы. Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто не могло гарантировать, что у руководства цеха не возникало желания «чуточку» повысить цену, коль такая возможность была.
     Другим  распространенным случаем образования  монополий была выдача монархами  различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом желания практически любого купца или производителя, которые стремились избежать таким образом конкуренции со стороны соотечественников или иностранцев. [1]
     В Англии в XVII в. такие привилегии раздавал в большом количестве король Карл I. Существовали монополии отдельных лиц или ассоциаций на производство мыла, стекла, тканей, булавок и других благ. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской компанией, и потом продавал их по монопольным ценам. Вскоре монополии настолько ухудшили положение на рынках, что к концу XVII в. король лишается права давать привилегии без согласия парламента.
     Иногда  привилегии носили произвольный и абсурдный характер. Например, французский король Людовик XVI в знак расположения подарил некой графине Д’ Юзес право распоряжаться всеми угольными копями королевства. Графиня поспешно переуступила это право другим заинтересованным лицам, которые как указывалось в одном документе того времени, «сделались единственными хозяевами на угольном рынке и добывали уголь лишь в том количестве, которое позволяло им продавать его по высокой цене».
     Но  монополии могли возникать и  при появлении возможности захвата  рынка с помощью какого-либо ресурса. При том же Людовике XIV возникла монополия «масленичных горшков». По словам одного управляющего, это был союз «3 частных лиц, которые скупили 60000 пустых горшков и хотели таким образом стать хозяевами в торговле маслом и поднять цены на горшки на ? прежней цены». Или вот другой пример. В XVII в. парижские печи топились дровами, которые доставлялись в город путем сплавления по реке, т.к. другие способы перевозки делали благо «дрова» слишком дорогим. В 1606 г. главные портовые торговцы организовали «товарищество» для продажи дров, и в результате цена дров выросла с 4 до 110 ливров за воз. Население обратилось с жалобой к городским властям, и те распустили «товарищество».
     В некоторых случаях, монополистом решало стать само государство для получения  дохода. Выбирался товар с неэластичным спросом – соль, водка, табак – и объявлялась государственная монополия на его продажу.
     Бурный  рост монополий начался с развитием  крупного машинного производства в  конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные «общества», которые и являлись, по сути, монополистическими объединениями.
     Самыми  простыми формами были ринг или корнер – временные соглашения о единой политике в продажах. Долгосрочное соглашение называлось синдикатом («действующий сообща»). Иногда эти синдикаты принимали форму пулов – в этом случае у фирм была общая касса, которая объединяла прибыль, делившуюся впоследствии между фирмами.
     Трест представлял собой наиболее полное объединение фирм, когда возникало  общее управление производством (трест  являлся одной фирмой).
       Во второй половине XIX в. монополистические объединения начали появляться в очень многих отраслях (производство сахара, табака, нефтепродуктов, в металлургии, на транспорте). Во многих отраслях тресты контролировали практически весь объем производства. Например, в самом конце XIX в. American Sugar Refining Company контролировала 90% всего производства сахара.
     Иногда  эти монополии были естественными (существование 2 фирм в отрасли было невыгодно), и в этом случае монополистом становилась первая фирма, начавшая производство блага. Например, в 1866 г. первая американская телеграфная компания Western Union надолго осталась единственной фирмой в своей отрасли.
     Некоторые тресты представляли собой внушительные производительные империи с огромным количеством рабочих и капитала. Например, в конце XX в. Дж. Д. Рокфеллером был организован гигантский трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи своей нефти в Америке. Отчасти это было обусловлено владением сетью трубопроводов (естественная монополия), что позволило ему оказать влияние на независимые нефтедобывающие фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company имела около 400 предприятий, 90000 миль трубопровода, 10000 железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных пароходов. [6]
     Таким образом, монополии начали появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким  образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив  его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним и тем же общим принципам.
     1.2 Сущность монополий и их характеристики
     Сущность  монополий характеризуется следующими моментами:
    Монополия возникает из господства в производстве;
    Господствуя в производстве, монополия господствует и на рынке;
    Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
     Главной целью любого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы  показать, при какой цене и каком  объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. [5]
     Также можно предположить, что 1000 единиц своей  продукции монополист может продать  по цене 500 рублей. В дальнейшем при расширении сбыта на 1000 единиц монополист вынужден каждый раз снижать цену на 2 рубля, поэтому предельный доход сокращается на 4 рубля при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14000 единиц продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход равен предельным издержкам. Если фирма произведет 15000 единиц, то эта дополнительная 1000 единиц больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
     На  конкурентном рынке, когда цена и  предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 000 продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях монополии.
     Любая фирма, спрос на продукцию которой  не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии. [6]
     Итак, экономический смысл монополии  состоит в получении экономической  сверхприбыли. И поскольку фирма-монополист производит товар в объеме меньшем, чем фирма – конкурент, и назначает  цену выше конкурентной, монополизированные рынки неэффективны для общества. Реализуя свой экономический интерес, монополия наносит ущерб обоим рыночным агентам: и потребителю, и производителю, - которые вследствие монополизации рынка несут экономические убытки. [7]
     1.3. Формы и виды монополий.
     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на 3 основных: естественная, административная и экономическая.
     Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Он отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или не желательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут 2 пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на добровольном объединении и поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем, или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начнет доминировать на рынке. [11]
     В процессе работы были выявлены причины  появления и развития монополистических  тенденций. По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
     Иной  движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
       Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
     Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных  фирм. Он дает возможность быстро создать  ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях. [3]
     Различают пять основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. (см. Приложение 1)
     Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
 

      ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ
     2.1. История развития монополий в России
     Рассмотрим историю развития монополий в России, современные монополии и их особенности.
     Первые  монополии появились в России в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых фабрикантов и др.). В 80-90 гг. действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.
     В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при участии  немецких предпринимателей в 1886 г., когда  объединились 6 фирм по производству гвоздей  и проволоки. В 1903 г. это уже был  синдикат «Гвоздь», который контролировал 87 % всего производства гвоздей. В 1887 г. возникает сахарный синдикат, который к началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат «Продамет», объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката «Продуголь» вызвало кризис на рынке угля, т.к. политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат «Кровля», объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался синдикат «Медь», контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат «Продвагон», который контролировал 97% всех заказов на железнодорожные вагоны.
     Монополистическая концентрация происходила и в  банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX в. роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество "Бр.Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ("Продпаравоз", военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – "Продамет", "Продуголь", "Продвагон", "Кровля", "Медь", "Проволока", РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, "Треугольник", "Коломна-Сормово", "Россуд-Новаль", военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
     В годы первой мировой войны 1914-18 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
     Наши  крупнейшие корпорации не имеют таких  вековых традиций как в развитых странах Запада, хотя отдельные из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая "Трех горка", ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения: в Русско – Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей. [2]
     И к августу 1998 года, в экономике  России в среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных обществ, 27 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий появилось несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры. [1]
     Развитие монополий в России было своеобразным. Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.
2.2. Современные монополии: формирование и развитие
     В 90-е годы после развала СССР многие предприятия, не получая государственных  дотаций и из-за отсутствия рынков сбыта ввиду своей не конкурентно способной продукции начали разваливаться и закрываться. Чтобы как-то поддержать своих производителей и избежать полного развала отечественной экономики были выпущены акции этих предприятий. Владельцами их стали трудовые коллективы, частные лица и зарубежные граждане. Произошло акционирование большинства предприятий, заводов, фабрик, предприятий услуг. Но чтобы нормально вести производство нужны были большие капиталовложения, т. к. технологические линии почти везде были старые, изношенные, люди подолгу не получали зарплату. Но трудовые коллективы не стали подлинными хозяевами на своих предприятиях, нужны были средства на развитие производства, акции были скуплены у народа за бесценок, появились новые хозяева. [8]
     Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять "дешевый" рынок от "дорогого". [9]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.