На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Глобальные проблемы современности и пути их разрешения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глобальные  проблемы современности и пути их разрешения
 
 
К глобальным проблемам человечества относятся  проблемы, затрагивающие жизненные  интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно,требующие  согласованных международных действий для их решения.
Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее  к наиболее актуальным из них относятся  следующие:
    угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира;
    экономическая отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества;
    угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии);
    экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу;
    угроза перенаселения планеты, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах;
    негативные последствия научно-технического прогресса;
    деморализация и криминализация общественной жизни.
Одна из наиболее типичных классификаций глобальных проблем человечества, выражающих суть общего кризиса техногенной цивилизации, предполагает выделение трех следующих  групп:
    общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений);
    проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса);
    проблемы взаимоотношений общества л человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний).
По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную  проблему из системы глобальных мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления  стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным  и планомерным действиям в  мировом масштабе. Только такие действия, как подчеркивается в футурологической литературе последних десятилетий, могут и должны спасти общество, а также его природную среду. В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход — в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды.
В настоящее  время для достижения этой цели человечество располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.
Успешно бороться за решение глобальных проблем  можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлевого  сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат.
 
 
 
 
Деятельность и общение
 
 
В современном  научном знании вопрос о соотношения  деятельности и общения остается не вполне решенным. В ряде обществоведческих  теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой  постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда обратил особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него как совокупность находящихся в статике форм общения. При этом подчеркивался фактор общения как основной в поведении людей, но была недооценена роль преобразовательной деятельности. Таким образом, общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.
Другая  точка зрения отождествляет понятия  общение и деятельность. В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человека в обществе.
В современной  отечественной социальной психологии принимается идея единства общения  и деятельности, но не подмена одного другим. Такой вывод логически  вытекает из понимания общения как  реальности человеческих отношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» этой деятельности.
Например, деятельный человек всегда общается: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общение  формирует единство задач, целей  индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этого факт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями.
Естественно, люди общаются не только по поводу той  деятельности, с которой они связаны. Для различения этих двух поводов  общения ученые ввели понятия  «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное. Тем самым различение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с человеческой деятельностью.
Идея непременного включения общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе деятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждого из участников. Таким образом, осуществляя функцию воздействия (регуляционно-коммуникативную функцию), общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов. Наряду с этой функцией исследователи выделяют информационно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции общения.
 
 
 
 
 
 
 
Духовная  сфера общества. Проблемы развития духовной культуры современной России
 
 
Духовная  сфера общества — это система  отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.
Изучение  духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение  ее структурных элементов. Такие  элементы называют формами общественного  сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.
Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без  которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.
Духовная  сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует  на все изменения, происходящие в  других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому  резкие экономические изменения  в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.
 
Духовное  производство и духовное потребление 
 
 
Духовное  производство — это деятельность людей, направленная на создание новых  духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особыми профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных масс (фольклор, народная медицина и т. п.).
Продуктами  духовного производства являются разделяемые  членами общества представления, идеи, убеждения, принципы,ценности, идеалы, нормы, верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры. Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени, удовлетворяя различные духовные потребности людей.
Для сохранения продуктов духовной деятельности людей  и их передачи последующим поколениям необходимы материальные «носители». Духовные ценности проходят процесс  материализации, воплощаясь в книги, чертежи, формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронзу статуй, кинопленки и т. п. Первоначально духовные потребности людей (для удовлетворения которых и возникла уникальная отрасль создания духовных благ) были весьма незначительны, поэтому духовное производство было вплетено в материальное производство. При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше и больше новых духовных запросов людей. С течением времени духовное производство превратилось в самостоятельную важнейшую отрасль.
Иногда  новые научные идеи, технические  изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время  и не понимаются современниками, отвергаются  ими. Однако, имея внешне не проявляющуюся  значимость для общества, они с течением времени все же по достоинству оцениваются последующими поколениями.
Духовное  потребление — процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.
В отличие  от материальных ценностей, духовные в  процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного  мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.
Специфика потребления духовных ценностей  во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.
 
Духовный  мир личности. Мировоззрение 
 
 
Важнейшие составляющие духовного мира человека — мировоззрение, убеждение, вера.
Термином  мировоззрение обозначается сложная  система взглядов человека на мир, которые  разделяются членами его социальной группы (поколения, страны, социального класса, религиозной общины и т.д.). Для мировоззрения характерна комплексность мировосприятия, а также наличие оценочной составляющей, выражающейся в определенном отношении людей к окружающей действительности.
Мировоззрение человека складывается в процессе его  социализации и активной жизнедеятельности  как члена общества. Социализация предполагает усвоение индивидом ценностей  и социальных норм, принятых в данной культуре, и формирование на их основе индивидуальной системы ценностей и эталонов поведения. Именно они становятся важнейшим фильтром восприятия, осознания и понимания человеком реальной действительности. Эта индивидуальная система ценностей и норм является показателем восприятия любых объектов, явлений, процессов. При этом индивидуальный опыт человека, яркие значимые события его жизни могут вносить коррективы в сложившиеся фильтры восприятия.
С течением времени, в процессе накопления эмоционально окрашенных, оценочных суждений об окружающем мире и их систематизации, у человека складывается устойчивая система взглядов на мир — его мировоззрение. Так как в основе формирования мировоззрения лежали общепринятые ценности какой-либо социальной общности, мировоззрение ее членов будет сходно.
Выделяют  следующие виды мировоззрения: обыденное, религиозное, научное, гуманистическое.
Обыденное (житейское) мировоззрение формируется  стихийно, являясь результатом непосредственного  жизненного опыта человека. Оно наиболее субъективно, ненаучно, доходчиво и  присуще любому человеку.
Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, сформированное на основе осознания  и принятия человеком определенного  религиозного учения, выстроенной этим учением картины мира. Часто это  мировоззрение отражает общечеловеческие ценности, универсальные важнейшие морально-нравственные нормы, однако оно игнорирует, а подчас противоречит научным взглядам на мир.
Научное мировоззрение — опирается на достижения науки, научную картину  мира. Его слабость выражается в  недостаточной вовлеченности человека в конструируемый им образ мира.
Гуманистическое мировоззрение— мировоззрение будущего, представляющее собой оптимальный  синтез отдельных качественно отличных проявлений мировосприятия человека.
 
Исторический  процесс и его участники 
 
 
Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей. Философы признают в качестве главной побудительной силы, определяющей социальную активность людей, —интересы социальных групп, в которые включены члены общества. Любой индивид принадлежит к различным социальным группам — это и социальный класс, и нация, и народность, и профессиональная группа, и религиозная община, и т.д. Таким образом, будучи личностью, индивидуальностью, человек одновременно является частью социальной группы и, следовательно, принимает ее ценностно-нормативную структуру, разделяет ее интересы.
Осознание большой социальной группой своих  интересов и стремление отстаивать их может привести к развитию ее социальной активности. Такие группы называют субъектами исторического процесса. Для защиты своих интересов они создают различные организации и общественные объединения — профсоюзы, церкви, сельскохозяйственные организации, политические партии и т.п.
Наряду  с социальными группами и объединениями субъектом исторического процесса выступает народ. В социально-философском смысле народ — это широкая общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном развитии общества. Народ, конечно, состоит из классов, но понятие «народ» несет в себе особую смысловую нагрузку: с его помощью отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ — это, прежде всего, трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Однако в это понятие могут входить и эксплуататорские классы, которые в конкретный момент истории могут выражать интересы поступательного движения и потому являются представителями большинства. Ни один класс не может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и широкие общественные слои. И чем глубже преобразование, тем шире массы народа, участвующие в нем. Но справедливо и обратное: чем большая масса людей участвует в общественном движении, тем основательнее его результаты.
Несмотря  на то что в социальных процессах  участвует множество людей, только отдельные незаурядные личности остаются в истории, в памяти потомков. Таких людей тоже причисляют к  субъектам исторического процесса и называют историческими личностями. Их роль столь велика и очевидна, что долгое время философы отождествляли их с истинными двигателями истории. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой отдельная личность не может изменить ход истории во всемирно-историческом масштабе, нарушить ее общую объективную логику, но в локальной истории стран и народов личность может сделать чрезвычайно много.
 
Наука и  общество
 
 
Чрезвычайная  многоаспектность науки как социального  феномена затрудняет выработку определения, которое всесторонне отражало бы его сущность. В контексте рассмотрения науки как подсистемы духовной сферы общества ее определяют как особую форму общественного сознания, отражающую бытие объективированного духовного в специфической форме научных представлений,понятий,законов, теоретических систем.
В качестве базовых целей науки выступают  — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Особенность научных знаний заключается в  их глубоком проникновении в суть явлений, то есть в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность — общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Научное знание в любой области наук представляет собой огромный массив взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотенузы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Иногда теория заставляет по новому интерпретировать известные факты.
Две важнейшие  функции науки, определяющие ее особую значимость для прогрессивного развития общества представлены теоретико-познавательной фунщией, заключающейся в проникновении в сущность вещей, накоплении и синтезе научного знания и прикладной — предполагающей участие науки в преобразующей деятельности человека и общества.
Рассматривая науку в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, выделяют три группы выполняемых ее социальных функций: культурно-мировоззренческую функцию, функцию производительной силы общества и катализатора (усилителя) процесса непрерывного совершенствования производства, функцию социального развития и управления им. Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения новых каналов ее взаимодействия с обществом.
Одна из проблем, возникших в процессе накопления научного знания и являющаяся особо  актуальной в настоящее время? —  это проблема социальной ответственности  ученого за плоды его профессиональной деятельности. Результаты научного поиска могут оказаться социально опасными, а их использование не в научных целях может привести к негативным последствиям. Ученый должен осознавать свою ответственность перед обществом, так как наука неотделима от общественной жизни и может оказывать как созидательное, так и разрушительное влияние на нее.
 
Научное познание. Значение научной теории
 
 
Научное познание имеет ряд принципиальных особенностей, отличий от знания, получаемого  в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Именно эти отличия определяют преимущества науки, научного знания. Наиболее важными из таких особенностей являются следующие:
    систематизированность научного знания в отличие от стихийно-эмпирического, представляющего соединение сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития человечества, повседневного опыта;
    специфические способы обоснования истинности научного знания, требование его доказуемости, предполагающее необходимость эмпирической проверки получаемых знаний, теоретических положений, выявляемых закономерностей;
    осознание метода, посредством которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных результатов повседневного опыта, чем более абстрагируется от него, тем отчетливее проявляется необходимость в создании системы особых методов исследования, изучения. И наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. На высших стадиях развития науки происходит становление методологии как особой отрасли знания, призванной направлять научный поиск;
    научная деятельность требует особой подготовки познающего субъекта. Она включает усвоение не только соответствующих научных знаний, но и построение определенной системы ценностей и целевых установок, стимулирующих научный поиск и изучение новых объектов, независимо от актуальности практического эффекта получаемых знаний.
Каждый  новый цикл научного познания начинается с обнаружения некоторой проблемы. В качестве одного из вариантов решения  проблемы возникает гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию.
Термин  «теория» употребляется в двух смыслах. В широком смысле под теорией  понимают совокупность идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в более узком смысле — теория есть высшая, самая развитая форма организации научнрго знания. В этом смысле понятие «научная теория» отличается строго логической организацией и объективным содержанием — отражением сущности явлений, общих законов функционирования и развития. Поэтому только научная теория дает возможность понять объект познания в его внутренней связи и целостности как систему. Благодаря этому теория выполняет не только функцию объяснения, но и не менее важную функциюнаучного предвидения.
В теоретическом  уровне знания выделяют два подуровня:
    частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений,
    развитая теория, представляющая собой обобщенную теоретическую модель, охватывающую все частные случаи.
 
Образование и его роль в развитии общества
 
 
Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную  целенаправленную передачу накопленного опыта,знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Институты (учреждения) образования координируют и формализуют деятельность множества  людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в  обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.
В традиционном обществе получение образования  в учебных заведениях было доступно не многим. В основном, это были религиозные деятели, священники, т.е. социальная группа, представителям которой грамотность была просто необходима для чтения и толкования священных текстов. Для большинства же членов общества процесс образования ограничивался спонтанным перениманием социального опыта и профессионального мастерства у старшего поколения.
Процесс индустриализации стимулировал потребность  в учебных заведениях. Постепенно стало появляться образование в  его современной форме, предполагающей передачу знаний с помощью профессиональных педагогов, в специально построенном здании по специальным учебным программам. В настоящее время в процессе обучения преобладают абстрактные дисциплины, так как члены современного общества должны не только обладать базовыми умениями и навыками (чтение, письмо, счет), но и иметь представления об окружающем их физическом мире, о жизни общества, его хозяйственной деятельности. Важно также, чтобы люди умели учиться сами, порождая новые и порой весьма специфические формы знаний.
XX век  стал переломным в развитии системы образования. Изменились цели образования к идеализированности, существенно возросло количество людей, имеющих высшее образование, научные звания.
Проблемы  развития современной системы образования  связываются с его гуманизацией, гуманитаризацией и интернационализацией.
Гуманизация образования предполагает направление  большего внимания интересам, запросам личности, ее нравственному развитию; гуманитаризация означает акцентирование внимания на изучении общественных дисциплин; интернационализация образования ведет к созданию единой системы образования для различных стран.
 
Общество  и научно-технический прогресс
 
 
Научно-технический  прогресс (НТП) — это взаимообусловленное, поступательное развитие науки и  техники, производства и сферы потребления. Научный и технический прогресс впервые стал сближаться в XVI-XVIII вв., когда развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретического и экспериментального решения практических задач. С конца XVIII века наука и техника окончательно сближаются, что определяет их взаимосвязанное, взаимозависимое дальнейшее развитие.
Современный этап НТП характеризуется резким ускорением его темпов, что дало основание ввести термин «научно-техническая  революция» (НТР). НТР включает в  себя: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; доведение их результатов до практического использования в виде научно-технических разработок, инженерных решений; организацию производства новой техники; совершенствование организации производства, труда, управления; постоянное техническое перевооружение предприятий.
НТР определила такие новации современного общества, как комплексная автоматизация, компьютеризация, роботизация, информатизация, радиоэлектронизация, химизация, биологизация, генная инженерия, применение атомной энергии, создание новых материалов и др.
НТР охватывает все сферы жизни общества, оказывая огромное влияние на политику, идеологию, международные отношения, развитие стран.
Она предполагает расширение сферы деятельности людей, освоение новых областей биосферы и космоса. Главная черта НТР —интеллектуализация всех видов деятельности людей.
Однако  НТР таит в себе и серьезные  опасности для общественной жизни. Злоупотребление достижениями НТР  даже в условиях определенного контроля над их использованием может, по мнению обществоведов, привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения на длительный исторический срок окажется под властью привилегированной господствующей элиты. Если же НТР примет форму бесконтрольного процесса, то она может привести человечество к термоядерной, экологической или социальной катастрофе.
Таким образом, наука и техника в своем  развитии несут не только блага, но и угрозу для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Уже в сегодняшней реальности предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий НТР стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предлагает своевременное предвидение конкретных опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. На первый план сегодня выходит проблема гуманистического использования достижений научно-технического прогресса в интересах общества, в интересах духовного обогащения всего человечества.
 
Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям
 
 
Термин  «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом мысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:
    общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;
    социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;
    в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли,интересы,цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;
    еще одна особенность социального познания — это ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика.
Социальное  познание включает в себя не только описание общественных явлений, но и  их объяснение, выявление их сущности. Успешное решение этой непростой задачи связывают с применением конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, который предполагает изучение общественных явлений в их многообразных связях, взаимозависимости и историческом развитии. Такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, — их объективные закономерности.
 
Познание. Истина и ее критерии
 
 
Для ориентации человека в окружающем мире, для  интерпретации х прогнозирования  событий, для планирования и реализации дея-гельности коллективов людей, для выработки новых научных  представлений необходимы знания. Знания представляют собой сложную динамическую систему, они отражают культурный опыт и информационный потенциал человечества, складывающийся в процессе познания.
Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное познание человеком мира осуществляется посредством ощущения, восприятия и представления. Рациональное познание (процесс мышления) предполагает продуцирование понятий, суждений, умозаключений посредством таких мыслительных операций, как сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование.
Вопрос  о приоритете того или другого  вида в познании мира остается открытым. Философов, которые отдают предпочтение чувственному познанию, считая, что  именно оно является главным и  даже единственным источником наших  знаний, называют эмпириками. Противоположную точку зрения отстаивают рационалисты. В настоящее время в философии превалирует тезис о единстве, взаимозависимости и взаимообусловленности чувственного познания (эмпирического опыта) и понятийного, рационально-логического мышления. Философы отказываются от рассмотрения «чувственности» и «рациональности» как некоторых абсолютно самостоятельных, изолированных функций познающего человека, считая, что в реальном познании они находятся в непрерывном взаимодействии.
Знания,получаемые человеком в процессе познания окружающей действительности, должны находиться с этой реальностью, действительностью в определенном соответствии. Такая проблема соответствия знаний объективной реальности выступает в философии как проблема истины. Таким образом, вопрос о том, что такое истина, есть по существу вопрос, связанный с установлением и проверкой соответствия знания объективной реальности.
В истории  философии высказывались различные  подходы к выделению критериев  истины. С точки зрения Платона, истинным может быть только знание о вечных и неизменных идеях. Ф. Бекон считал, что истина — дочь времени. Т. Гоббс предложил формулу: истина — дочь разума. Диалектический материализм рассматривает в качестве критерия истины — практику.
Содержание  наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества, называют объективной истиной.
Форму выражения  объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую  степень ее точности, строгости и  полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Совершенное, полное, точное, всестороннее и исчерпывающее знание о каком-либо явлении или предмете называют абсолютной истиной.
 
Понятие общества. Сферы общественной жизни 
 
 
В настоящее  время наиболее распространенной и  научно обоснованной является точка  зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем  самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
Структурный анализ общества как сложной системы  логично начинать с выделения  наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:
    Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
    Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
    Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
    Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.
 
Прогресс  и регресс. Критерии прогресса 
 
 
Прогресс  — направление развития сложных  систем (в том числе социальных), для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Казалось бы, прогресс в истории человечества очевиден. Однако с научной точки зрения это утверждения спорно. В настоящее время существуют теории либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признаки такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, становится относительным, зависящим от порции того или иного субъекта, от того с точки зрения какой системы ценностей субъектов подходит к пониманию исторического процесса. Основная проблема авторов данных теорий — абсолютизацией какой-либо одной или нескольких детерминант общественного прогресса (например, название техники, или развитие науки, или упадок культуры).
С точки  зрения системного подхода в качестве основного критерия прогресса выступает повышение уровня организации системы, что находит свое отражение в такой дифференциации и интеграции элементов и связей, которая повышает степень целостности системы, ее адаптационные возможности, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.
Таким образом, прогрессом можно назвать процесс  развития системы, при котором:
    возрастает число ее подсистем,
    усложняется структура системы,
    увеличивается число связей между элементами системы,
    возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.
Это и  есть критерии прогресса.
К основным формам прогрессивного развития общества относят реформы и революции.
Регресс — направление развития сложных  систем, для которого характерен переход  от сложных форм к более простым  и менее совершенным.
В результате регрессивного развития:
    уменьшается набор полезных для системы функций,
    распадаются существовавшие ранее структуры,
    уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.
Как показывает анализ исторического процесса, развитие общества характеризуется многонаправленностью. Такое развитие предполагает прогрессивные, регрессивные, одноплоскостные и  круговые изменения. Выделение главных  тенденций развития социальной системы является весьма сложной задачей, так как усложнение определенных структур системы и совершенствование функций их элементов может сопровождаться обратными процессами в других структурах той же системы, что, собственно, отражает диалектическую связь прогресса и регресса, выраженную в категории — «единство противоположностей».
 
Развитие  знаний об обществе. Общественные науки 
 
 
В научном  знании выделяют естественные и общественные науки. Естественные науки (или как  говорят — естествознание) представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика, химия, биология, математика, география. К общественным наукам относят философию, социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию и другие науки, так как они исследуют закономерности функционирования и развития общества в целом и его отдельных составляющих.
Обществознание  как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство.
Накопление  знаний об обществе имеет многовековую историю.
С древних  времен людей интересовали вопросы, связанные с различными проблемами функционирования и развития общества, местом и ролью человека как члена  общества. Однако в течение долгого времени познание общества не носило строго научного характера.
Мысли мудрецов Древнего Востока об организации  мироздания, порядке общественной жизни, отношениях между людьми содержатся в древневосточной мифологии, в  индийских Ведах, в учении Конфуция, в Даосизме.
В высоко художественных литературных произведениях  философов античности (Платона, Аристотеля) делается попытка решения проблемы «правильного» государственного устройства и проблемы соотношения индивида и общества.
К анализу тенденций общественного развития, а также критике негативных сторон государственности обращается в своем теологическом трактате «О граде божьем» средневековый богослов Августин Блаженный.
Большой вклад в развитие обще-ствознания в эпоху Просвещения вносят теоретики общественного договора — Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В своих трудах они анализируют процесс перехода человечества из дообщественного состояния в общественное, положение человека в государстве, его гражданские права и обязанности, а также проблему ущемления государственной машиной власти прав и свобод членов общества.
Социалисты-утописты XVIII — начала XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн строят модели идеального социалистического общества, которое  характеризуется социальной гармонией, равноправием и всеобщим благоденствием.
Таким образом, от эпохи к эпохе шло постепенное  накопление и усложнение знаний об обществе. К XIX веку обществознание окончательно дифференцируется, определяя ряд  направлений в изучении общества, которые представлены современными общественными науками.
 
Религия, ее место в системе отношений  человека и окружающего мира. Атеизм
 
 
Религия — это мировоззрение и поведение  отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в  существование сверхъестественного. На протяжении большей части человеческой истории религия играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством реализации социального контроля в обществе.
Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека. Внешней, социально значимой формой проявления веры, служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслу.
До недавнего  времени оценка религии в отечественной  литературе крайне упрощалась и огрублялась. Между тем религия — определенная форма духовной культуры, имеющая социальную природу и функции. Одной из исторических миссий религии, приобретающей в современном мире небывалую актуальность, выступает формирование осознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Религия выступает и как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций, обычаев. В этом выражается ее важная культурно-историческая роль. Однако религиозное мировоззрение может содержать идеи фанатизма, вражды к людям другой веры, быть орудием социально-политического гнета. Таким образом, религия — явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества, зависит от них.
Существует  множество религиозных верований. Их разнообразие столь велико, что  ученые испытывают значительные трудности, пытаясь систематизировать религии. Так, например, выделяют политеистические и монотеистические религии, мировые  и национальные (локальные) религии, институциональные (традиционные) иенеин-ституциональные (нетрадиционные) религии; в качестве особой формы религиозных учений выделяют так называемые этические религии.
Атеизм  — это система взглядов, отвергающая  веру в бога (богов) и в сверхъестественные силы. Ему свойственна критика религии как ложного, иллюзорного сознания, как превратного отражения действительности.
Возникновение и историческое развитие атеизма  можно научно объяснить лишь исходя из анализа социально-экономической основы общества той или иной эпохи. В античном обществе атеизм был присущ идеологам рабовладельческой бюрократии, в XVIII веке атеистические идеи развивали представители революционной буржуазии, наконец в XX веке атеизм становится частью социалистического мировоззрения. Считается, что развитие атеизма связано с развитием естественнонаучного знания и материалистической философии.
 
Роль искусства  в познании мира. Новаторство и  традиции в культуре
 
 
Искусство является особым способом познания и  отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое  мировосприятие человека проявляется  в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в  процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может  быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.
У искусства, как и у культуры вообще, имеются  устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона — это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.
Однако  любой деятель культуры, искусства  всегда стремится привнести в  создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.
Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям  прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.
 
Свобода в деятельности человека
 
 
Проблема  свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Однако попытки  ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философской мысли.
Теологи-фаталисты  рассматривали жизнь человека через  призму божественного предопределения. В этом смысле все происходящее с  человеком трактовалось как фатальная  неизбежность. Идея свободы как форма  собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности отвергалась. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более прогрессивные идеи, связанные с признанием данной нам Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом.
В настоящее  время в философии свобода  личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и  отражение уровня развития общества. При этом свобода традиционно  рассматривается в ее соотношении с необходимостью. Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения этого, по словам Г. В. Плеханова, «старого, но вечно нового, вопроса».
Философское решение проблемы соотношения свободы  и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.
Различные взгляды на эту проблему примиряет  точка зрения, согласно которой необходимость  рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности. Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер.
Из этой относительности свободы исходят  все демократически ориентированные  правовые документы. Так, например, в  Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Таким образом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.
 
Социальная  структура. Тенденции изменения  социальной структуры российского  общества
 
 
Общенаучное понятие «структура» (отлат. structure) интерпретируется как совокупность функционально  связанных между собой элементов, составляющих внутреннее строение объекта. При этом в качестве важнейших характеристик структуры выступают: целостность, упорядоченность элементов, устойчивость взаимосвязей.
Социальная  структура — частный случай структуры  вообще. Она представляет собой сеть устойчивых, упорядоченных связей между отдельными элементами социальной системы. Несмотря на то что в социологии этот термин получил распространение только в середине XX века структурный подход к изучению общества представлен уже у О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса.
Различают социальную структуру общества в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных его подсистем, сфер. В рамках второго подхода обычно выделяются следующие основные социальные структуры: этническая, демографическая, территориальная, профессионально-образовательная и структура социального неравенства, представленная различными стратификационными системами общества (кастовой, рабовладельческой, сословной, классовой и др.).
Социальные  структуры отличаются устойчивостью, однако их резкие изменения возможны и часто неизбежны в период революционных потрясений в жизни общества. Так, глобальные изменения, происходящие за недавние 15 лет в российском обществе, привели к существенным изменениям его социальных структур. Наиболее серьезной проблемой стала резкая деформация стратификационной системы нашего общества. Большинство исследователей отрицательно оценивает стратификационные изменения в российском обществе, происходившие в 1980-х - первой половине 1990-х годов, так как в это время отмечалось стремительное расслоение и криминализация общества, поляризация доходов, массовая нисходящая социальная мобильность и в то же время началось формирование группы собственников.
Во второй половине 1990-х годов социологические  исследования позволили получить довольно сложную реалистическую картину социальной дифференциации и стратификации россиян. Так, к верхнему социальному слою относится политическая и экономическая элита, высшая бюрократия, генералитет; к среднему — мелкие частные предприниматели, представители бизнес-профессий, финансисты, интеллигенция, работники торговли, сервиса, квалифицированные рабочие, крестьяне; к нижнему — технические служащие, люди без квалификации и профессии, люмпены.
Очевидно, что переход от старого типа стратификации к новому в России происходит путем постепенных изменений. Существующая стратификационная система носит промежуточный характер, сплавляя воедино старые и новые группирования.
 
 
Социальные  нормы и отклоняющееся поведение 
 
 
Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально полезным и предсказуемым.
В качестве главных элементов социального  контроля выступают социальные нормы  и санкции — средства поощрения  или наказания, направленные на поддержание  социальных норм.
Социальные  нормы — это общепринятые шаблоны  поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации и выполняют следующие функции:
    служат образцами, эталонами поведения;
    регулируют общий ход социализации;
    интегрируют, включают индивидов в социальные общности;
    контролируют отклоняющееся поведение.
Существуют различные виды социальных норм. Так, классификация социальных норм в порядке повышения их общественной значимости включает привычки, обычаи, морально-нравственные нормы, институциональные нормы (т.е. нормы институтов религии, политики, образования, семьи и т.д.), законы.
В данной классификации по восходящей возрастает степень необходимости следования нормам. Если привычки и обычаи —  нормы желательного поведения и  их нарушение не предполагает сильных  негативных санкций, то морально- нравственные, институциональные нормы и тем более законы — нормы должного, обязательного поведения, причем нарушение законов обычно предполагает одновременное, формальное и неформальное, санкционирование индивида.
Во все  времена общество пыталось подавлять  нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения, как в положительную, так и в отрицательную сторону, грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего. Поведение, не соответствующее социальным нормам, называют деви-антным, т.е. отклоняющимся поведением.
В обществе контроль за девиантным поведением не симметричен: отклонения в негативную сторону осуждаются, в позитивную — одобряются. Отсюда два основных типа девиации (отклонений) — культурно  осуждаемые отклонения (террористы, предатели, преступники, алкоголики, бездомные) и культурно одобряемые (святые, гении, герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые). Таким образом, термин девиантное поведение может включать в себя самые разнообразные виды социальных отклонений.
В настоящее  время в социологии существует множество теорий девиантного (культурно осуждаемого) поведения, которые дополняют друг друга. Их анализ позволяет выделить три основных подхода к объяснению причин девиации: биологический (теории физических типов), психологический (психоаналитическая теория 3. Фрейда), социологический (теория аномии Э. Дюркейма, теория аномии Р. Мертона, теория наклеивания ярлыков Г. Беккера).
 
Социальный  статус личности. Социальные роли личности
 
 
Для анализа  степени включения индивида в  различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.