На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философская система Платона

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Институт  экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А Т
по теме:
«Философская  система Платона» 
 
 
 
 

Проверил:
Доцент кафедры
философии                                                                                          Л.Н. Иванюта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………3
    Школа Платона………………………………………………………….4
    Идеальное государство Платона……………………………………….5
    Объективный идеализм Платона………………………………………11
    Основные философские принципы платонизма……………………....11
    Строение души по Платону…………………………………………….12
    Заключение……………………………………………………………....14
    Список используемой литературы………………………………..……16 
    ВВЕДЕНИЕ

 
     Платон - самый выдающийся мыслитель времён античности (427-347 г.г. до н.э.), состоялся  как философ под влиянием идей Сократа и Аристотеля. Он основал  в 387 г. собственную философско-религиозную  школу, которая просуществовала более 100 лет. Выпускники Академии Платона существенно повлияли на развитие идей платонизма и неоплатонизма и признания их ведущими направлениями европейской философии.
     Несмотря  на то, что эти легендарные мыслители  были характерным продуктом одной  и той же эпохи и общественного строя, жили в том же месте в одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются. Сократ (469-399 до н. э.) и Платон (427-347 до Н. э.) встретились в 408 г до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий множественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтическом соревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ, Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии.
     Этот  случай был не столько удивителен, сколько закономерен — речи Сократа  были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их в неумелом изложении, современники чувствовали  неожиданное волнение и трепет, а, однажды приняв участие в дискуссии, многие «оседали у его ног» навсегда.
     Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенно  отнестись к учению Сократа, не сразу  с ним сдружился, параллельно  изучал и другие философские школы, положения которых заимствовал более откровенно. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считал Платона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценил Сократа и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платон подготовил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы его кто-либо защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлияло на Платона. Он так заболел, что не смог присутствовать при его смерти. Впоследствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из его выдающихся сочинений.
     Своеобразным  нерукотворным памятником мыслителю  стало частое употребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа, говорящего «от автора». Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считать сократовскими, но это один из немногих дошедших до нашего времени источников. Второй источник «Воспоминания» Ксенофонта, — более недалек и поверхностен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона, вложенных им в уста Сократа-персонажа.
     Наибольшее  влияние на философские взгляды  оказали его теория идей и философия  государства. Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Он первый, кто оставил после себя ряд произведений. Наиболее значимые из них: Апология” (защита Сократа), “Критон” (об уважении к законам), “Лахет” (о мужестве), “Хармид (о благоразумии), “Эвтифрон” (о благочестии), “Меной” (о риторике), “Государство” (о справедливости), “Кратил” (о языке). Большинство произведений Платона написано в форме диалога.
1 .ШКОЛА  ПЛАТОНА
     Стиль общения Платона с учениками  внешне был схож, но в сущности ход  беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на улицах с чернью, с каждым, интересующимся проблемами нравственности, как это делал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в ранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных и знаменитых, показывая, что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (вспомним хотя бы самого известного его ученика — Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее. Хотя Платон подобно Сократу и считал, что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и, также как и он, называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньга с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего.
     Платон (настоящее имя Аристокл), был сыном Аристона и Периктионы. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода. Как и подобает человеку такого социального положения, он никогда не симпатизировал плебсу. Правда впоследствии Платон разочаровался и в пригодности родовой аристократии к управлению государством. Это произошло после мятежа и бесславного правления ЗО тиранов, многие из которых были ему близки. Для управления своим проектом утопического государства ему пришлось учредить новый класс философов, специальным образом выращиваемых.
2. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО  ПЛАТОНА
     Платон  развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик». Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во времена Платона было правление просвещенного тирана дионисия, а его шурин Деон был поклонником Платона. Попытки афинского философа применить свои теории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшим селением, едва не закончились гибелью, и лишь благодаря Диону его только продали в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславно закончились и две последующие попытки устроить в Сиракузах государственное управление на основах разума.
     В отличие от своих предшественников особую роль в философии Платон уделил проблеме государства. Он определил его основную задачу - это само- сохранение государства; посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной политической целью - воспитание идеального гражданина общества. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов.
     Платон  считал, что наиболее удачным вариантом  государства является аристократическая  республика, в которой правят философы, охраняют воины, а материальные блага  производят ремесленники, они одни имеют право на владение собственностью, т.к. им необходим стимул к труду. В утопически идеальном государстве Платона утверждаются идеалы единомыслия, разделения труда, общественного воспитания детей, презрение к богатству и бедности как к порокам, ведущим к порче людей и социальным возмущениям.
     Платона многое в уже существующих государствах не устраивало принципиально. В трактате «Государство» Платон пишет о  том, что главная причина порчи  обществ и государств (которые  когда-то, во времена «золотого века», имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обусловливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе.
     1. Тимократия — власть честолюбцев,  по мнению Платона, еще сохранила  черты «совершенного» строя. В  государстве такого типа правители  и воины были свободны от  земледельческих и ремесленных  работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обусловливает переход к олигархии.
     2. Олигархия. В олигархическом государстве  уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
     З. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.
     4. Тирания. По мнению Платона,  если некое действие делается  слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека — тирана.
     Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению «идеального» общественного устройства. Огромное внимание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями «идеального» государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обусловливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить «идеальное»). Очевидно, что именно философы будут охранять «идеальный» строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают «...всеми качествами правителей и стражей идеального государства». Именно поэтому деятельность философов обусловливает существование «идеального» государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.
     Если  в государстве Платона существуют люди, которые занимаются законами и устройством государства, то естественно предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон существования «идеального» государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден,
     Всех  жителей «идеального» государства  автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые  производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей — это земледельцы, ремесленники, торговцы. Несмотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно разные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.
     Принадлежность  человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и  правителей-философов, определяется уже  не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.
     Вслед за Сократом, считавшим тремя основными  добродетелями умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие), Платон пишет о том, что «идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью.
     В связи с рассмотренным разделением  людей на разряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в «идеальном» государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон важнейшая составляющая «идеального» государства, и его выполняют все без исключения (доходит до того, что дети должны играть по законам государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты).
     Философы, на основах разума, управляют остальными классами, ограничивая их свободу, а воины играют роль <собак», держащих в повиновении низшее «стадо». Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды. Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда. Люди «низшей» породы существуют для обеспечения «высших» всем необходимым. «Высшие» же охраняют и направляют «низших», уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных.
     Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентация
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.