На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и  место в системе  управленческих дисциплин

1.1. Цели и задачи  менеджмента

     Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным  для России. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, что подразумевает действие иной системы ценностей и приоритетов.
В связи  с этим следует подробно остановиться на значении термина «менеджмент».
Менеджмент  (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Изначально  понятие «менеджмент» американского  происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но в действительности их смысловое содержание различается. Употребляя термин «менеджмент» необходимо следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов.
На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как  речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции. Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и услуг.
Более приемлемо в наших условиях употреблять  термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если они стремятся к достижению своих целей при минимуме затрат.
В своей  сущности менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, являющееся одновременно процессом деятельности и науки, имеющие дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств. В силу этого менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели и задачи.
В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:
— как  область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;
— как  область научного исследования;
— как  учебная дисциплина.
     Менеджмент  как научная дисциплина ставит своей  целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.
Спецификой  можно назвать наличие общих  и специфических целей. Общие  или стратегические цели определяют концепцию развития организации  в целом, направлены на перспективу, а специфические разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности. Это достигается совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей.
К основным общим целям менеджмента относятся  прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит  в обеспечении прибыльности (экономической  целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.
     Следовательно, главная цель менеджмента — это  управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации  и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному, например, перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм. Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная. Например, братья МакДональд продали права на использование своего имени и своей системы Рею Кроку. Причиной тому были в основном небольшие амбиции и то, что они не захотели приносить себя в жертву, как это обычно бывает при расширении предприятия. Добившись от жизни всего, что им хотелось и заработав при этом миллионы, МакДональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента.
Некоторые организации прекращают свою деятельность после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любой правительственный орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, поскольку любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.
Следующая по иерархии цель менеджмента —  это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение  длительного времени.
Менеджер  определяет, какими должны быть цели в области повышения производительности, эффективности и результативности организаций, методы и способы получения продукции, принимает решение о том, какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Посредством разработанной политики организации, через личный пример руководитель задает тон в деятельности организации, определяет, будет ли организация ориентироваться на качество и на потребителей или останется к ним равнодушной.
Не менее  важной целью менеджмента является достижение намеченных результатов, т. е. обеспечение определенного уровня прибыли. Прибыльность компании в некоторой  степени свидетельствует об эффективности  ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством минимизации затрат на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование, временных затрат и так далее, а также максимизации доходов от результатов производства, т. е. выпуска продукции и оказание услуг.
В то же время менеджмент призван создавать  условия, необходимые для успешного  функционирования организации исходя из того, что прибыль не является целью существования фирмы, а  результат ее деятельности, который  в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшей деятельности предприятия, поскольку только доходы и их накопление в виде различных фондов позволяют сократить вероятность рисков, связанных с реализацией товаров, с неустойчивой внешней средой. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отраслях или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках, а отсюда постоянное наличие риска.
Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или  рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются  определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого и своевременного реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
В рамках целей формулируются задачи менеджмента, необходимые для их достижения. Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара.
Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и  человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.
Задачи  менеджмента непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме  того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.
Основными задачами менеджмента являются следующие:
— организация  производства товаров и услуг  с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
— переход  к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
— стимулирование сотрудников организации путем  создания для них соответствующих  условий труда и системы его  оплаты;
— определение  необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
— разработка стратегии развития организации и реализация;
— определение  целей развития организации;
— выработка  системы мероприятий для достижения намеченных целей;
— осуществление  контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Эффективно  функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления. Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы.

1.2. Объект и субъект менеджмента

Рассмотрение  субъекта и объекта менеджмента  основано на том, что сам менеджмент представляет собой некую систему, которая предполагает наличие определенных взаимосвязанных элементов.
Эта система  обладает определенным набором качественных характеристик. Основной характеристикой является непредсказуемость происходящих в ней процессов, которые в определенной форме поддаются анализу. Ответом на необходимость анализа данной системы стало развитие и возникновение менеджмента.
Основой теории рассмотрения менеджмента как системы является подход к нему с позиции черного ящика. Это понятие в полной мере рассматривается таким научным направлением, как «Теория организации». В обобщенном понимании подход с позиции черного ящика предполагает то, что в определенных рамках и границах происходит соединение набора воздействий, факторов, ресурсов и т. д. В конечном итоге данного соединения возникает определенный результат деятельности, под которым понимается все то, что можно количественно измерить и сопоставить. Следовательно, этот черный ящик представляет собой совокупность знаний, практических навыков, опыта и так далее, необходимых для получения определенного результата.
Направленность  данной системы на результат является основной, так как та совокупность направленного воздействия и ресурсов должны производить определенный результат. Менеджмент основан на действии данной теории, так как непредсказуемость и необходимость происходящих в черном ящике процессов ставит необходимость его изучения для дальнейшего управления происходящими процессами. Наиболее полное представление о субъекте и объекте может дать построение следующей взаимосвязанной структуры (рис. 1).

Рис. 1. Система взаимодействия и взаимоотношений объекта и субъекта менеджмента
Таким образом, существует определенная система, в которой происходит взаимодействие субъекта и объекта посредством  менеджмента для достижения определенных результатов, состоящая из следующих элементов:
1) субъект менеджмента — представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Отличительной особенностью субъекта менеджмента  является то, что им могут выступать только люди (одушевленные предметы), что качественно отличает субъект менеджмента от объекта. Формулировка целей, задач, перспектив развития и их практическая реализация являются управленческим воздействием. Под данное определение субъекта как интегрированного показателя попадают практически все люди, так как на протяжении всей жизни нам приходится выступать в качестве субъекта управления. Например, принимая решения относительно своей жизни и даже делая покупку, мы становимся субъектом управления.
Относительно  субъекта менеджмента естественным является ограничитель, основанный на том, что не всякий субъект управления являться субъектом менеджмента. Так  как полем профессиональной деятельности менеджера является организация, в  ее рамках он осуществляет свои управленческие действия. Только в рамках организации человек или группа людей может являться субъектом менеджмента. Зачастую деятельность менеджера выходит за рамки организации, но даже в этом случае его считают субъектом, так как она направлена на реализацию целей и задач, т. е. представление организации во внешней среде.
Субъектом менеджмента может являться не только отдельно взятый человек, менеджер, но и группа людей. При реализации управленческих действий, носящих единоличный характер, сама сущность субъекта не изменяется. В случае, когда группой людей принято решение о реализации какого-либо управленческого действия, она носит характеристики единоличности. Эту группу людей принято считать одним субъектом менеджмента;
2) объект менеджмента — все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Итак, не все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта, можно отнести  к объекту менеджмента. Главным  критерием выступает принадлежность управленческих действий к организации или же реализации ее целей и задач. Так, например, если менеджер, у себя дома распоряжается о том, чтобы был произведен ремонт, тем самым исполнители данного решения не становятся объектами менеджмента.
В отличие  от субъекта объект ограничен не только людьми, к нему можно отнести множество  факторов, ситуаций, имеющихся в  организации и оказывающих влияние  на ее. Не все объекты подвергаются воздействию субъектами менеджмента, что связано со множественностью объектов управления. Невозможно управлять всеми объектами менеджментами, так как их количество в рамках организации и за ее пределами слишком велико.
Из всего многообразия объектов менеджмента можно выделить следующие:
— человеческие ресурсы организации, представителями которых выступает персонал, подчиненные;
— поставщики ресурсов для организации;
— конкуренты;
— информационное обеспечение, примером которого могут  служить организация и налаживание  локальных сетей, поддержание программного обеспечения в работоспособном состоянии и т. д.;
— финансы  организации, т. е. непосредственно  финансово-денежные потоки и управление ими.
Этот  список можно дополнить еще многими  объектами менеджмента. Например, к  объектам менеджмента можно отнести  социально-экономическую ситуацию в стране, инфраструктуру региона, политическую ситуацию. Несмотря на то, что эти субъекты менеджмента практически не поддаются управленческим воздействиям, целесообразно их учитывать и пытаться по возможности управлять ими или же использовать в своих интересах;
3) менеджмент, как черный ящик представляет  собой совокупность знаний, навыков,  опыта для осуществления максимально  эффективной связи между объектом  и субъектом менеджмента.
Роль  черного ящик, которым является менеджмент, состоит в осуществлении максимально результативной и эффективной взаимосвязи между объектом и субъектом менеджмента;
4) результат — это то, ради чего взаимодействуют субъект и объект менеджмента, используя менеджмент, выражающийся в измеримых показателях.
Результатом может служить все, что можно измерить, оценить и принять на основе этого решение об эффективности взаимодействия объекта и субъекта менеджмента. Непосредственным измерителем является сопоставление затрат и конечной прибыли. Или же максимум прибыли при минимуме затрат. Этот показатель может быть адекватно использован, но являться основным в силу несложности применения и проведения расчетов в соответствии с ним.
Схематическое изображение (рис. 2) показывает взаимосвязанность  объекта и субъекта менеджмента, а также их соединение с помощью менеджмента. В процессе же данного взаимодействия непременно должен возникнуть результат.

Рис. 2. Научные основы менеджмента
Построение максимально эффективной системы менеджмента предполагает практическое использование основных показателей и закономерностей менеджмента как черного ящика.
1.3. Место курса в  системе управленческих  дисциплин
Впервые определение «научный менеджмент»  стало использоваться в начале ХХ в. и связано с публикацией книги Тейлора «Принципы научного управления» в 1911 г. Дальнейшие работы А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Канта позволили обобщить обширный практический опыт и создать направления школы научного управления. 

До сегодняшнего дня нерешенным остается вопрос: менеджмент — наука или менеджмент — искусство. Некоторые теоретики в области менеджмента считают, что управление — это искусство, которым можно овладеть через опыт, практическую деятельность. Современный менеджмент включает две такие неотъемлемые части, как теорию руководства и практические способы эффективного управления, или искусство управления.
Термин  «искусство управления» встречается  в трактатах древних мыслителей Китая, Рима, Греции. Содержание этих понятий имеет обширное толкование, вызванное спецификой общественного уклада различных стран. Так, например, в Римской империи искусство управления означало искусство властвовать, искусство государственного управления и подбора кадров.
Схематично  научные основы практики управления можно представить следующим образом:
Научные основы менеджмента представляют собой  методологическую базу управленческой практики, которая позволяет более  рационально организовывать систему  управления. Управлять, используя науку  менеджмента, — означает познавать, выявлять законы экономического развития, планировать, организовывать, регулировать и контролировать развитие в соответствии с этими понятиями, своевременно выделять противоречия общественного развития и разрешать их.
С теоретической точки зрения менеджмент достаточно прочно вписывается в систему управленческих дисциплин. В данном случае подразумевается, что специальность, по которой ведется преподавание в вузе, имеет одноименное название.
Изначально  подразумевается, что специалист в области менеджмента имеет высшее образование, так это необходимо для его профессиональной деятельности. В данном контексте как для всесторонне развитой личности необходимы знания в области математики, философии, педагогики, психологии и так далее, что закреплено также и государственными стандартами. Таким образом, изначально, чтобы получить необходимые теоретические познания в области менеджмента и стать профессионалом, необходимо знать многие дисциплины, и как для личности, так и для профессионала.
Задача менеджмента как дисциплины заключается в обобщении полученных знаний из различных областей и построение представление о системе их использования при управлении, т. е. практической деятельности. На практике же изучение менеджмента производится на первом или втором курсе, что при отсутствии практического опыта и необходимых знаний приводит к тому, что у слушателей не происходит усвоения необходимых управленческих знаний.
В последнее  десятилетие прошедшего века для  России одной из главных проблем  в экономическом развитии стал недостаточный уровень образования и профессиональной подготовки кадров, в то время как ожидания и запросы работодателей возрастали. Поэтому, организациям придется взять на себя ответственность за повышение уровня образования своего персонала. Организации, полагавшиеся на действующую систему образования, часто проигрывали в конкурентной борьбе и, как следствие, вынуждены были активизировать деятельность в данной области, выделять средства на образование и повышение квалификации кадров. 

В современных  условиях ощущается острая необходимость  в стратегической ориентации науки, культуры и просвещения, что, в частности, объясняется существованием корреляционной связи между уровнем культуры и творческой инициативой работников. Пока этим видам деятельности уделяется недостаточно внимания, и поэтому они утрачивают свою значимость. Но наука, культура и просвещение очень важны для сохранения специфических черт нации и перехода к качественному росту, основанному на использовании человеческого ресурса, одного из немногих возобновляемых ресурсов.
Сегодня работники не согласны с тем, чтобы  вся их жизнь сводилась только к труду. Для того чтобы найти  и удержать квалифицированных рабочих  и техников, приходится быть более  гибкими и перестраиваться с  учетом новых требований. Они не могут дискриминировать женщин, должны с большим вниманием относиться к семьям сотрудников. Для того чтобы удержать человека в организации в течение 15—20 лет, необходимо активно помогать ему в трудные периоды жизни. Следует считать, что со временем старения работников и снижением степени их карьерного роста, а также с нежеланием некоторых из них уходить на пенсию в 65 лет необходимо в индивидуальном порядке разрешать возникающие вопросы.
В результате в 1990-е гг. организациями были запущены программы, предусматривающие возможность перехода персонала на работу по гибкому графику, введение неполной рабочей недели и нерабочих дней для сотрудников с детьми, оказание им, а также молодежи социальной помощи, разделение обязанностей между несколькими работниками, возможность перевода на другую работу без повышения, организацию надомного труда, как правило, с использованием персональных компьютеров.
Одним из признаков лояльности руководства  по отношению к трудовому коллективу и поведения, способствующего нововведениям, является привлечение работников к активному участию в обсуждении проблем организации. Менеджер не должен воспринимать персонал как роботов, так как сотрудники, непосредственно участвующие в производстве и оказании услуг, являются наиболее перспективным источником предложений инновационного характера, направленных на повышение эффективности работы.
Для того, чтобы работники организации могли более активно участвовать в принятии решений, необходимо упростить существующую структуру бизнеса и устранить звенья управления, отделяющие рабочих от высших менеджеров. Это не означает, что следует полностью отказаться от услуг целого ряда руководителей среднего звена, достаточно смешать «белые» и «синие» воротнички и их обязанности. Организации, осуществившие такие преобразования, смогут быстрее приспособиться к требованиям заказчика и повысить качество продукции. Им легче перейти от массового к индивидуальному производству, ориентированному на определенного потребителя.
Возможно  повысить эффективность и качество производства, если организация вместо обеспечения массового выпуска продукции за основу примет тематический (проектный) принцип построения организационных единиц. На наш взгляд, необходимо формировать немногочисленные структуры, небольшие отделы и их подразделения, ориентированные на определенные торговые группы. Это позволит более быстро выполнять заказы, улучшить информационный обмен, оперативно принимать решения и повысить заинтересованность работников в результатах труда. 

Наиболее  эффективным способом вознаграждения работников за труд является создание универсальной программы распределения прибыли между подразделениями компании начиная с торгового отделения и заканчивая руководящим органом. Так обеспечивается справедливое участие каждого работника в результатах деятельности. Причем принципиально важно отказаться от привилегий и побочных доходов членов руководства как оскорбительных и отгораживающих факторов от рядовых работников. Персональные лифты, столовые, специально выделенные у входа в здание места для парковки автомобилей отделяют людей, находящихся на верху служебной лестницы, от тех, кто внизу. Руководители высшего звена должны быть ближе к работникам, проявлять творческий энтузиазм, создавать благоприятную обстановку для всех. Для того чтобы выполнить данные требования, необходимо избавиться от лицемерия и цинизма.
Во многом переход к современной структуре  бизнеса базируется на применении достижений информационных технологий в управлении. А. Тейлор отмечает, что массовое производство требует координации деятельности различных участков, оно невозможно без большого количества руководителей среднего звена. По мере совершенствования информационных технологий такая координация становиться ненужной, а распоряжения могут передаваться практически мгновенно, независимо от территориального фактора, а решения способны принимать низшие звенья.
Российские  менеджеры должны четко осознать то, что необходимо делать в условиях усиливающейся глобализации в экономике. В настоящее время даже в розничной торговле и предпринимателям, оказывающим услуги местного масштаба, приходиться сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний, сотрудничать с зарубежными кампаниями, получать товары из других стран. Начиная с 1990-х гг., процветали, как правило, те организации, которые учитывали специфику иностранных рынков, смогли понять то, как вести переговоры с зарубежными заказчиками и конкурировать с иностранными компаниями внутри страны и за ее пределами. В целом необходимо направить усилия на преодоление изоляции в сознании населения, наиболее полно информировать общество о возможностях зарубежных рынков и их неиспользованных ресурсах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.